МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ Муниципальное казенное учреждение Пышминского городского округа "Управление образования и молодежной политики" МБОУ ПГО "Боровлянская СОШ" МБОУ ПГО "БОРОВЛЯНСКАЯ СОШ" РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом директор ________________________ Н.В.Косарева приказ №223 от «31» августа2023 г. [укажите ФИО] приказ №1 от «31» августа2023 г. ________________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математическая грамотность» для обучающихся 7 класса С.Боровлянское, 2023 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Рабочая программа курса "Математическая грамотность" на 2023 -2024учебный год для учащихся 7 классов разработана с учётом требований и положений, изложенных в следующих документах: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»); -Примернаяпрограммаосновногообщегообразованияпоматематике Данный курс непосредственно связан с программой по математике для 5-9 классов. Он расширяет и систематизирует сведения, полученные обучающимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку обучающихся к успешному написанию всероссийских проверочных работ, внешнихмониторингов.На курсе «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» предполагается уделять большое внимание развитию умения обучающихся считать и анализировать, формированию математической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Межпредметные связи: курс не замещает уроки математики, а дополняет их. Опирается на межпредметные связи. Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание обучающимися изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по математике. Программа рассчитана на 1 года обучения, реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает модуль математической грамотности. Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержаниемодуля из расчета одного часов в неделю в каждом классе. Такимобразом,общееколичествочасов:34 часа. Количествочасовнаодингодобученияводномклассе–34,т.епо1часув неделю. 2 Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку математической грамотности – способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Функциональная грамотность – это умение находить верные решения в сложных ситуациях, в которых дети могут оказаться в реальной жизни. Задания помогут ученикам учиться ориентироваться в таких ситуациях, находить и сравнивать варианты решения возникающих проблем и их последствия. Задачи, которые мы решаем на уроках – редковстречаются в жизни.Учебные задания – это математическиемодели, которыеотражают определённыезакономерности, отношения, связывающие объекты окружающего мира. Задания этого курса – необычны: в них нужно использовать знания для поиска решения в ситуациях, которые имеют место в реальной жизни и могут ребятам встретиться уже сегодня или в ближайшем будущем. Это ситуации взаимодействия с друзьями,ситуации, связанные со здоровьем, финансами, проверкой достоверности информации и многие другие. Обучающиеся будут учиться использовать знания, полученные на уроках в школе, в ситуациях, которые могут встретиться им в жизни. Чтобы понять, как применять математические знания, детям надо будет внимательно читать текст, разбирать рисунки, схемы, таблицы, извлекать из них информацию и анализировать её. Для этого необходимо рассуждать, стоить гипотезы, делать выводы и умозаключения, распознавать неверные утверждения, находить ошибку в решении, подвергать сомнению высказанное суждение, достоверность информации. В третьем модуле ученикам предлагаются задания из «ОГЭ 2022. Математика. 50 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ» под редакцией И.В. Ященко. Задачи о планировке квартиры. Использование материалов итоговой аттестации в работе с обучающимися 7классов снимет беспокойство обучающихся при первом знакомстве с заданиями ОГЭ в 9 классе, а процесс подготовки к ОГЭ будет восприниматься ими как продолжение уже привычной учебной деятельности. Такой подход к обучению может способствовать разрушению психологических барьеров учеников перед экзаменом, формируя их чувство уверенности в своих силах. ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА Математическое образование 7 классах основной школы складывается из следующих содержательных компонентов (точныеназвания блоков): арифметика; геометрия; измерения, приближения, оценки, элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно ёмком и практически значимом материале. В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач 3 Программа данного курса рассчитана на 1 год, реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в рамках внеурочной деятельности Программапредполагаетпоэтапноеразвитиеразличныхумений,составляющих основу математической грамотности. Объёмучебнойнагрузкисоставляет: -34 часапо1 часув неделю ЦЕЛЬИЗАДАЧИПРОГРАММЫ Цель: Основнойцельюпрограммыявляетсяформированиематематическойграмотности обучающихся 7 классов, при решении компетентностно-ориентированных задач, как индикатора качества и эффективности образования, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры. Задачи: 1) распознаватьпроблемы,возникающиевокружающейдействительности,которыемогут быть решены средствами математики; 2) формулироватьэтипроблемынаязыке математики; 3) решатьэтипроблемы,используяматематическиефактыи методы; 4) анализироватьиспользованныеметодырешения;5)интерпретироватьполученные результаты с учетом поставленной проблемы. МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА Рабочая программа по курсу «Математическая грамотность» для учащихся 7 классов согласно учебному плану рассчитана на 34 учебных часа - 34 учебных недель по 1 ч внеделю для обучающихся 7 классов СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ЕЕ Формы проведения занятий: - практические занятия с элементами игр, дидактических и раздаточных материалов, цифровых образовательных технологий; - самостоятельнаяработа (индивидуальная, парная и групповая). Курссостоитизодногомодуля,7классов,включающих разныевидызаданий. 7класс34часа Раздел1.Элементыматематическойматематики(10часов) Первый раздел программы курса для обучающихся 7 классов продолжаетсяс введения понятий «процент», «скидка», «выгодное предложение», которые позволяют школьникам понять суть решения задач экономического характера, для успешного решения отдельных заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Раздел2.Элементыпрактическойгеометрии (11часов) Данный раздел помогает обучающимся подготовиться и закрепить знания к курсу геометрии, посредством решения практико-ориентированных задач. Раздел3.Разныезадачипоформулам(13часов) Решение задач по формулам из открытого банка задач ОГЭ позволяет обучающимся понять, как назначение самих формул, изучаемых в математике и геометрии, так и суть решения задач по формулам. 4 ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ Широкийсоциально-экономическийконтекстзаданийсоздаётбазудляформирования универсальных учебных действий: - познавательных: способность постановки реальных проблем и их решение средствами математики; умение определять и находить требуемую информацию; - коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - регулятивных: овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и оценки; - личностных: обеспечение ориентации в социальных ролях и соответствующей им деятельности; объяснение гражданской позиции в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; - метапредметных: находит и извлекает математическую информацию в различном контексте (уровень узнавания и понимания). ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА Метапредметныеипредметныерезультаты: Уровеньузнаванияипонимания -находитиизвлекаетматематическуюинформациюв различном контексте Уровень понимания и применения – применяет математические знания для решения разного рода проблем Уровеньанализаисинтеза-формулируетматематическуюпроблемунаосновеанализа ситуации Личностные объясняетгражданскуюпозициювконкретныхситуацияхобщественнойжизнинаоснове математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОГО КУРСА Уровни ПОР Типовые задачи Инструменты и средства Анализирует и Преобразовать информацию из Тексты, задачи, 7 класс Уровеньанализаи интегрирует одной знаковой системы в ситуации синтеза информацию другую(текствсхему,таблицу, Задачи (проблемные, Учим для принятия карту и наоборот). ситуационные, анализировать и решения Составитьаннотацию,рекламу, практикоинтерпретировать презентацию. ориентированные, проблемы Предложить варианты решения открытого типа, проблемы, обосновать их контекстные). результативность с помощью Проблемноконкретного предметного познавательные знания. задания. Графическая Привести примеры жизненных наглядность: графситуаций, в которых опыт схемы, кластеры, решения данных проблем таблицы, диаграммы, позволить быть успешным, интеллект-карты. результативным. Изобразительная Составить алгоритм решения наглядность: проблем данного класса. иллюстрации,рисунки. Сделать аналитические Памяткисалгоритмами 5 Уровни ПОР Типовые задачи Инструменты средства решения выводы. и ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ № урока Наименованиетемуроков Колво часов Дата проведения План ЭОР/ ЦОР Факт Анализипреобразованиеинформации.(10ч) 1. Вводноезанятие 1 2. Понятие «финансовая математика», знакомствосэкономическимизадачами Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f42eaaa 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f42d86 2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f42d86 2 5. Понятия: процент, пропорция, акция, кредит, капитал, выгодное 1 предложение Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f42dd2 6 6. Практикум решения заданий характера через 1 экономического пропорции Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f42ded 4 7. Практикум решения заданий характера через 1 экономического пропорции Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f42e0b e 8. Практикум решения заданий характера через 1 экономического пропорции Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f42e26 2 9. Практикум задач решения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4354a 4 10. Практикум задач решения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f435ed 3. 4. Решение простейших экономических задач 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f42d45 2 Решение простейших экономических задач статистических статистических 6 6 Элементыпрактическойгеометрии(11ч) 11. Понятиеобъемагеометрическоготела 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f435ed 6 12. Практико-ориентированныезадачина нахождение объема 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f43609 8 13. Практико-ориентированныезадачина нахождение объема 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f43564 8 14. Практикум нахождению сооружений решения объема задач по бытовых 1 15. Простейшие КИМ ОГЭ геометрические 16. Простейшие КИМ ОГЭ геометрические 17. Простейшие КИМ ОГЭ геометрические Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f43564 8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f43564 8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f43599 a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f435ed 6 задачи задачи задачи 18. Простейшиегеометрическиезадачив быту 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f435ed6 19. Простейшиегеометрическиезадачив быту 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f435ed6 20. Систематизация знаний по разделу 1 «Элементыпрактическойгеометрии» Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f435ed6 21. Зачетное занятие по разделу 1 «Элементыпрактическойгеометрии» Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f435ed6 Разныезадачипоформулам(13ч) 22. Понятиевзаимозависимостивеличин 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f435ed6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4354a 4 23. Линейнаязависимость 7 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f43609 8 25. Понятие«формула».Вычислениепо формуле (решение задач ОГЭ) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f43564 8 26. Практикум решения вычисление по формулам заданий 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f43564 8 27. Практикум решения вычисление по формулам заданий 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f43564 8 28. Систематизация знаний по «Разныезадачипо формулам» разделу 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f43599 a 24. Практикум уравнений решения линейных 29. Зачетноезанятиепоразделу«Разные задачи по формулам» 30. Решение задач различных 31. Решение задач различных 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f42fd38 математических 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f42ec8 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f43038 2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f43038 2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4308e 6 математических 32. Решение бытовых математического содержания задач 33. Решение бытовых математического содержания задач 34. Обобщающее занятие по «Математическаяграмотность» курсу Итого: 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f42fd38 34 8 ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Материально-техническиесредстваобучения: Справочники. Печатныепособия(наглядныесредства– таблицы). Раздаточныйматериал Медиаресурсы. Техническиесредстваобучения: Компьютер. 9