Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая грамотность"

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ
Муниципальное казенное учреждение Пышминского городского округа
"Управление образования и молодежной политики"
МБОУ ПГО "Боровлянская СОШ"
МБОУ ПГО "БОРОВЛЯНСКАЯ СОШ"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим
советом

директор

________________________

Н.В.Косарева
приказ №223 от «31»
августа2023 г.

[укажите ФИО]
приказ №1 от «31»
августа2023 г.

________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Математическая грамотность»
для обучающихся 7 класса

С.Боровлянское, 2023 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа курса "Математическая грамотность" на 2023 -2024учебный год
для учащихся 7 классов разработана с учётом требований и положений, изложенных в
следующих документах:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»);
-Примернаяпрограммаосновногообщегообразованияпоматематике
Данный курс непосредственно связан с программой по математике для 5-9 классов.
Он расширяет и систематизирует сведения, полученные обучающимися, закрепляет
практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на
подготовку обучающихся к успешному написанию всероссийских проверочных работ,
внешнихмониторингов.На
курсе «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
предполагается уделять большое внимание развитию умения обучающихся считать и
анализировать, формированию математической грамотности, развитию навыков и умений
самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.
Межпредметные связи: курс не замещает уроки математики, а дополняет их.
Опирается на межпредметные связи. Межпредметные связи в учебном процессе
обеспечивают лучшее понимание обучающимися изучаемого материала и более высокий
уровень владения навыками по математике.
Программа рассчитана на 1 года обучения, реализуется из части учебного плана,
формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и
включает модуль математической грамотности.
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержаниемодуля
из расчета одного часов в неделю в каждом классе.
Такимобразом,общееколичествочасов:34 часа.
Количествочасовнаодингодобученияводномклассе–34,т.епо1часув неделю.

2

Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в
исследованиях, направленных на оценку математической грамотности – способности
формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Функциональная грамотность – это умение находить верные решения в сложных
ситуациях, в которых дети могут оказаться в реальной жизни. Задания помогут ученикам
учиться ориентироваться в таких ситуациях, находить и сравнивать варианты решения
возникающих проблем и их последствия.
Задачи, которые мы решаем на уроках – редковстречаются в жизни.Учебные задания
– это математическиемодели, которыеотражают определённыезакономерности, отношения,
связывающие объекты окружающего мира.
Задания этого курса – необычны: в них нужно использовать знания для поиска
решения в ситуациях, которые имеют место в реальной жизни и могут ребятам встретиться
уже сегодня или в ближайшем будущем. Это ситуации взаимодействия с друзьями,ситуации,
связанные со здоровьем, финансами, проверкой достоверности информации и многие другие.
Обучающиеся будут учиться использовать знания, полученные на уроках в школе, в
ситуациях, которые могут встретиться им в жизни.
Чтобы понять, как применять математические знания, детям надо будет внимательно
читать текст, разбирать рисунки, схемы, таблицы, извлекать из них информацию и
анализировать её. Для этого необходимо рассуждать, стоить гипотезы, делать выводы и
умозаключения, распознавать неверные утверждения, находить ошибку в решении,
подвергать сомнению высказанное суждение, достоверность информации.
В третьем модуле ученикам предлагаются задания из «ОГЭ 2022. Математика. 50
вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ» под
редакцией И.В. Ященко. Задачи о планировке квартиры.
Использование материалов итоговой аттестации в работе с обучающимися 7классов
снимет беспокойство обучающихся при первом знакомстве с заданиями ОГЭ в 9 классе, а
процесс подготовки к ОГЭ будет восприниматься ими как продолжение уже привычной
учебной деятельности. Такой подход к обучению может способствовать разрушению
психологических барьеров учеников перед экзаменом, формируя их чувство уверенности в
своих силах.
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
Математическое образование 7 классах основной школы складывается из следующих
содержательных компонентов (точныеназвания блоков): арифметика; геометрия; измерения,
приближения, оценки, элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики. В своей
совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают
современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать
поставленные перед школьным образованием цели на информационно ёмком и практически
значимом материале.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать)
информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые
ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как
личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть
универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. Основные
виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной
информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических
заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и
практико-ориентированных задач
3

Программа данного курса рассчитана на 1 год, реализуется из части учебного плана,
формируемого участниками образовательного процесса в рамках внеурочной деятельности
Программапредполагаетпоэтапноеразвитиеразличныхумений,составляющих основу
математической грамотности.
Объёмучебнойнагрузкисоставляет:
-34 часапо1 часув неделю
ЦЕЛЬИЗАДАЧИПРОГРАММЫ
Цель:
Основнойцельюпрограммыявляетсяформированиематематическойграмотности
обучающихся 7 классов, при решении компетентностно-ориентированных задач, как
индикатора качества и эффективности образования, в том числе в интеграции с другими
предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих
ценностей и лучших традиций национальной культуры.
Задачи:
1) распознаватьпроблемы,возникающиевокружающейдействительности,которыемогут быть
решены средствами математики;
2) формулироватьэтипроблемынаязыке математики;
3) решатьэтипроблемы,используяматематическиефактыи методы;
4) анализироватьиспользованныеметодырешения;5)интерпретироватьполученные
результаты с учетом поставленной проблемы.
МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
Рабочая программа по курсу «Математическая грамотность» для учащихся 7 классов
согласно учебному плану рассчитана на 34 учебных часа - 34 учебных недель по 1 ч внеделю
для обучающихся 7 классов
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С УКАЗАНИЕМ

ФОРМ ЕЕ

Формы проведения занятий: - практические занятия с элементами игр, дидактических
и раздаточных материалов, цифровых образовательных технологий; - самостоятельнаяработа
(индивидуальная, парная и групповая).
Курссостоитизодногомодуля,7классов,включающих разныевидызаданий.
7класс34часа
Раздел1.Элементыматематическойматематики(10часов)
Первый раздел программы курса для обучающихся 7 классов продолжаетсяс введения
понятий «процент», «скидка», «выгодное предложение», которые позволяют школьникам
понять суть решения задач экономического характера, для успешного решения отдельных
заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
Раздел2.Элементыпрактическойгеометрии (11часов)
Данный раздел помогает обучающимся подготовиться и закрепить знания к курсу
геометрии, посредством решения практико-ориентированных задач.
Раздел3.Разныезадачипоформулам(13часов)
Решение задач по формулам из открытого банка задач ОГЭ позволяет обучающимся
понять, как назначение самих формул, изучаемых в математике и геометрии, так и суть
решения задач по формулам.
4

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Широкийсоциально-экономическийконтекстзаданийсоздаётбазудляформирования
универсальных учебных действий:
- познавательных: способность постановки реальных проблем и их решение
средствами математики; умение определять и находить требуемую информацию;
- коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- регулятивных: овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и
оценки;
- личностных: обеспечение ориентации в социальных ролях и соответствующей им
деятельности; объяснение гражданской позиции в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих
ценностей;
- метапредметных: находит и извлекает математическую информацию в различном
контексте (уровень узнавания и понимания).
ЛИЧНОСТНЫЕ,
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И
ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Метапредметныеипредметныерезультаты:
Уровеньузнаванияипонимания
-находитиизвлекаетматематическуюинформациюв
различном контексте
Уровень понимания и применения – применяет математические знания для решения разного
рода проблем
Уровеньанализаисинтеза-формулируетматематическуюпроблемунаосновеанализа ситуации
Личностные
объясняетгражданскуюпозициювконкретныхситуацияхобщественнойжизнинаоснове
математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОГО КУРСА
Уровни
ПОР
Типовые задачи
Инструменты
и
средства
Анализирует и Преобразовать информацию из Тексты,
задачи,
7 класс
Уровеньанализаи
интегрирует
одной знаковой системы в ситуации
синтеза
информацию
другую(текствсхему,таблицу,
Задачи
(проблемные,
Учим
для
принятия карту и наоборот).
ситуационные,
анализировать
и решения
Составитьаннотацию,рекламу,
практикоинтерпретировать
презентацию.
ориентированные,
проблемы
Предложить варианты решения открытого
типа,
проблемы,
обосновать
их контекстные).
результативность с помощью Проблемноконкретного
предметного познавательные
знания.
задания. Графическая
Привести примеры жизненных наглядность:
графситуаций, в которых опыт схемы,
кластеры,
решения
данных
проблем таблицы,
диаграммы,
позволить быть успешным, интеллект-карты.
результативным.
Изобразительная
Составить алгоритм решения наглядность:
проблем данного класса.
иллюстрации,рисунки.
Сделать
аналитические Памяткисалгоритмами
5

Уровни

ПОР

Типовые задачи

Инструменты
средства
решения

выводы.

и

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока

Наименованиетемуроков

Колво
часов

Дата
проведения

План

ЭОР/ ЦОР

Факт

Анализипреобразованиеинформации.(10ч)
1.

Вводноезанятие
1

2.

Понятие «финансовая математика»,
знакомствосэкономическимизадачами

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f42eaaa

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f42d86
2

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f42d86
2

5.

Понятия: процент, пропорция, акция,
кредит,
капитал,
выгодное 1
предложение

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f42dd2
6

6.

Практикум
решения
заданий
характера
через 1
экономического
пропорции

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f42ded
4

7.

Практикум
решения
заданий
характера
через 1
экономического
пропорции

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f42e0b
e

8.

Практикум
решения
заданий
характера
через 1
экономического
пропорции

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f42e26
2

9.

Практикум
задач

решения

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4354a
4

10. Практикум
задач

решения

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f435ed

3.

4.

Решение простейших экономических
задач

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f42d45
2

Решение простейших экономических
задач

статистических

статистических

6

6
Элементыпрактическойгеометрии(11ч)
11. Понятиеобъемагеометрическоготела
1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f435ed
6

12. Практико-ориентированныезадачина
нахождение объема

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f43609
8

13. Практико-ориентированныезадачина
нахождение объема

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f43564
8

14. Практикум
нахождению
сооружений

решения
объема

задач
по
бытовых 1

15. Простейшие
КИМ ОГЭ

геометрические

16. Простейшие
КИМ ОГЭ

геометрические

17. Простейшие
КИМ ОГЭ

геометрические

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f43564
8

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f43564
8

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f43599
a

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f435ed
6

задачи

задачи

задачи

18. Простейшиегеометрическиезадачив
быту

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f435ed6

19. Простейшиегеометрическиезадачив
быту

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f435ed6

20. Систематизация знаний по разделу
1
«Элементыпрактическойгеометрии»

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f435ed6

21. Зачетное
занятие
по
разделу
1
«Элементыпрактическойгеометрии»

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f435ed6

Разныезадачипоформулам(13ч)
22. Понятиевзаимозависимостивеличин
1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f435ed6

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4354a
4

23. Линейнаязависимость

7

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f43609
8

25. Понятие«формула».Вычислениепо
формуле (решение задач ОГЭ)

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f43564
8

26. Практикум
решения
вычисление по формулам

заданий
1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f43564
8

27. Практикум
решения
вычисление по формулам

заданий
1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f43564
8

28. Систематизация знаний по
«Разныезадачипо формулам»

разделу
1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f43599
a

24. Практикум
уравнений

решения

линейных

29. Зачетноезанятиепоразделу«Разные
задачи по формулам»
30. Решение
задач

различных

31. Решение
задач

различных

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f42fd38

математических

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f42ec8
0

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f43038
2

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f43038
2

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4308e
6

математических

32. Решение
бытовых
математического содержания

задач

33. Решение
бытовых
математического содержания

задач

34. Обобщающее
занятие
по
«Математическаяграмотность»

курсу

Итого:

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f42fd38

34

8

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Материально-техническиесредстваобучения:
 Справочники.
 Печатныепособия(наглядныесредства– таблицы).
 Раздаточныйматериал
 Медиаресурсы.
Техническиесредстваобучения:
 Компьютер.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».