коррекционная обществознание 8-9

Аннотация к программе учебного предмета
«Обществознание»
для 8-9 специальных ( коррекционных)классов VIII вида

Название курса
Класс
Количество часов
Нормативно-правовые
основания разработки
рабочей программы

Обществознание
8-9
35 часов - 8 класс, 34 часа - 9 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание
» составлена в соответствии с Федеральным
законом
Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012) , базисного учебного
плана специальных (коррекционных) образовательных
учреждений
VIII
вида,
утверждённого
приказом
Минобразования
РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об
утверждении учебных планов специальных (коррекционных)
образовательных
учреждений
для
обучающихся,
воспитанников
с
отклонениями
в
развитии»
и
образовательной программой по истории для 7-9 классов
специальных (коррекционных) образовательных школ VIII
вида. О.И. Бородина В.М., Мозговая/под редакцией В.В.
Воронковой, Владос, 2011.

Цель курса

создание
условий
для
социальной
адаптации
обучающихся путём повышения их правовой и этической
грамотности, создающей основу для безболезненной
интеграции в современное общество ребёнка через знание
своих гражданских обязанностей и умение пользоваться
своими правами.

Структура курса

Фактический материал, изучаемый в 8 классе представлен 2
разделами:
1. Государство, право, мораль.
2. Конституция РФ.
3. В 9 классе обучающиеся изучают большую тему:
«Права и обязанности граждан России».

Приложение к ООП

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
для учащихся 8-9 классов VIII вида

Составитель рабочей программы:
Белокурова Наталья Михайловна,
учитель истории и обществознания,
высшая квалификационная категория

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию в 8-9 классах разработана на основе:

Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).

Федерального компонента государственного стандарта общего образования по
обществознанию (разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об
образовании» (ст. 7), утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от
05.03.2004.

Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 №

29/2065-П «Об утверждении
учебных планов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии».

Образовательной программы по обществоведению для 8-9 классов специальных
(коррекционных) образовательных школ VIII вида. О.И. Бородина В.М., Мозговая/под
редакцией В.В. Воронковой, Владос, 2011.
Цель обучения: создание условий для социальной адаптации обучающихся путём
повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной
интеграции в современное общество ребёнка через знание своих гражданских обязанностей
и умение пользоваться своими правами.
Основные задачи:
Образовательные:
 Дать представление обучающимся об элементарных знаниях о праве,
Законодательстве РФ, правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны.
 Формировать навыки законопослушного поведения и активное неприятие
нарушений правопорядка.
 Формировать осознанное правомерное поведение, умелую реализацию прав и
свобод, ответственное выполнение обязанностей гражданина.
 Формировать правовую культуру.
Коррекционные:
 Корригировать и дополнять представления правовой грамотности.
 Активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность,
внимание обучающихся.
 Учить формулировать вопросы, составлять развернутые ответы.
 Способствовать развитию речи, памяти, внимания, восприятия
 Развивать элементарное логическое мышление.
 Развивать умения анализировать и сравнивать, устанавливать
последовательность событий.
 Применять полученные знания в практической деятельности.
Воспитательные:

Прививать у обучающихся интерес к предмету, к изучению своих прав
и обязанностей.

Воспитывать чувства гражданина России.

Воспитывать нравственную и правовую ответственность.

Побудить стремление вырабатывать в себе моральные качества.

Содействовать воспитанию правовой культуры и законопослушного
поведения.

Побуждать к восприятию своих гражданских умений, действий,
возможностей, ценностей.
Основные типы учебных занятий.
Методы:
 Словесные - рассказ, объяснение, беседа
 Наглядные - наблюдение, демонстрация
 Практические – упражнения.
 Методы изложения новых знаний
 Методы повторения, закрепления знаний
 Методы применения знаний

 Методы контроля
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Типы уроков:
 Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения
материала)
 Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический
урок)
 Урок обобщения и систематизации знаний (повторительнообобщающий урок)
 Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольнопроверочный урок)
 Комбинированный урок
Методы и приёмы обучения: ролевые игры, выполнение практических заданий, урокиэкскурсии и уроки-встречи, практические занятия. Одним из основных методов работы с
учащимися при изучении данного материала является беседа, которая позволяет выявить уже
имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и
дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность,
внимание школьников.
Результаты обучения.
Личностные результаты:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к
укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для
общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания
гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними
и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
- овладение различными видами публичных выступлений и следование этическим нормам и
правилам ведения диалога;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.

Разделы, темы курса

Количество часов

те
ор
пр
ет
ич
ак

Учебно- тематический план.

№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.

Примерная
или авторская
программа

Рабочая
программа

2 часа
15 часов

2 часа
15 часов

2
12

-

2

15 часов

15 часов

10

2

2

2 часа
1 час
35 часов

2 часа
1 час
35 часов

2
1
27

2

4

Введение.
Государство, право,
мораль.
Конституция Российской
Федерации.
Повторение.
Резервный урок.
Итого

Содержание предмета.
№

Тема раздела

Содержание раздела

1.
2.

Введение.
Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражд
Государство, право,
Предполагает общее знакомство учащихся с морально этической пробл
мораль.
взаимосвязью нравственности и права, дает самые общие представления о пр
Введение в тематику государства и права связывается с этическими пр
позволяет заложить целостную основу курса и избежать сухой непедагогиче
материала. Содержание темы поможет ученику освоиться с мыслью, что ему
мостоятельная жизнь, что ему необходимо регулировать свое поведение и не
нравственную и правовую ответственность.
Что такое государство? Основные принципы правового государства:
незыблемость прав и свобод личности; разделение властей. Законодательная
Исполнительная власть. Судебная власть.
Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства
Правовая ответственность (административная и уголовная). Правонарушени
вид правонарушения, его признаки. Презумпция невиновности. Отрасли пра
Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравст
морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. Общечел
Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни. Нра
права. Правовая культура. Естественные и неотчуждаемые права человека.

3.

Конституция
Российской
Федерации

4.
5.

Повторение.
Резервный урок.
Итого

Знакомит с основами конституционного устройства Российской Федер
представление о российском государстве как о целостной политико-правово
учеников к следующей теме, являющейся основной для всего курса.
Конституция Российской Федерации — Основной Закон государства. О
конституционного строя Российской Федерации. Законодательная власть Ро
Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской
Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерац
президентства. Избирательная система. Гражданство Российской Федерации
Повторить все изученные темы.

1.Введение (2 часа)
1.

2.

Ответственность.
Кто такой
гражданин?
Страна, в которой
мы живем.

Знать: гражданин,
государство.
Уметь: показать
границы государства.
2.Государство, право, мораль (15 часов)

3.

Что такое
государство?

4.

Основные принципы
правового
государства.
Законодательная
власть.

5.

6.

Исполнительная
власть.

7.

Судебная власть.

8.

Что такое право?

2 четверть
9.

Роль права в жизни
человека.

10.

Правонарушение.

11.

Преступление, как
вид правонарушения;
его признаки.
Правовая
ответственность.

12,
13.
14.

15,
16.

17.

3 четверть

Знать: государство,
право, виды
ответственности,
правонарушение,
преступление,
законодательная –
исполнительная –
судебная власть,
основные права и
обязанности граждан
РФ.

Мораль. «Золотое
правило
нравственности»
Обобщающий урок
по теме
«Государство, право,
мораль»
Тест по теме
«Государство, право,
мораль»

Знать: государство,
право, виды
ответственности,
правонарушение,
преступление,
законодательная –
исполнительная –
судебная власть,
основные права и
обязанности граждан
РФ.

Личностные результаты
мотивированность
направленность на активн
созидательное
участие
будущем в общественно
государственной жизни;
заинтересованность
только в личном успехе, н
развитии различных ст
жизни
общества,
благополучии и процвет
своей страны;
- ценностные ориент
основанные
на
и
патриотизма,
любви
уважения к Отечеству,
отношении к человеку,
правам и свободам
высшей
ценности;
стремлении к укрепле
исторически
сложивше
государственного единств
признании
равнопр
народов,
един
разнообразных культур;
убежденности в важности
общества семьи и семей
традиций;
на
осозн
необходимости поддерж
гражданского мира и согл
и своей ответственности
судьбу
страны
п
нынешними и грядущ
поколениями.

18.

19.

20.

21.

Конституция РФ –
Основной Закон
государства.
Законодательная
власть Российской
Федерации.

Исполнительная
власть Российской
Федерации.
Судебная власть
Российской
Федерации.

22.

Практическая работа
«Исковое заявление»

23.

Органы местного
самоуправления.

24.

Практическая работа
«Заполнение
заявления на
прописку»
Правоохранительные
органы.
Юридическая
помощь в сложных
жизненных
ситуациях

25.
26.

4 четверть
27.

Институт
президентства.

28.

Избирательная
система.

29.

Гражданство
Российской
Федерации.

3.Конституция Российской Федерации (15 часов)
Знать: Что такое
Конституция? виды
власти, Президент и
его функция,
гражданские права
граждан РФ.
Уметь: написать
Метапредметные
заявление, заполнить
результаты:
заявление на
умение
сознате
прописку,
организовывать
с
ориентироваться в
познавательную деятельно
органах местного
- умение объяснять явлен
самоуправления,
процессы
социал
обратиться в суд, к
действительности с науч
юристу
социально-философских
позиций; рассматривать
комплексно
в
конте
сложившихся
реалий
возможных перспектив;
- способность анализиро
реальные
социаль
ситуации,
выби
адекватные
спос
Знать: Что такое
деятельности
и
мо
Конституция? виды
поведения
в
ра
власти, Президент и
реализуемых
основ
его функция,
социальных ролей;
гражданские права
овладение
различн
граждан РФ.
видами
публич
Уметь: написать
выступлений и следов
заявление, заполнить
этическим нормам и прави
заявление на
ведения диалога;
прописку,
- умение выполнять
ориентироваться в
познавательные и
органах местного
практические задания, в то
самоуправления,
числе с использованием
обратиться в суд, к
проектной деятельности н
юристу.
уроках и в доступной
социальной практике.

Обобщающий урок
по теме
«Конституция
Российской
Федерации»
Тест по теме
«Конституция
Российской
Федерации»

30,
31.

32.

33.

Повторение по теме
«Государство, право,
мораль»

34.

Повторение по теме
«Конституция
Российской
Федерации»
Резервный урок.

35.

Знать: Что такое
Конституция? виды
власти, Президент и
его функция,
гражданские права
граждан РФ.
Уметь: написать
заявление, заполнить
заявление на
прописку,
ориентироваться в
органах местного
самоуправления,
обратиться в суд, к
юристу.
4.Повторение (2 часа)
Повторить знания,
полученные в ходе
изучения тем.
Повторить знания,
полученные в ходе
изучения тем.

1.
2.
3.
4.

Повторение
Права и обязанности гражданина России
Заключение
Резервный урок
Итого

Количество часов
Примерная
Рабочая
или
програм
авторская
ма
программа
2 часа
28 часов
4 часа
1 час
35 часов

2 часа
28 часов
4 часа
1 час
35 часов

практические

Разделы, темы курса
№
п/п

теоретические

Учебно- тематический план.

2
20
1
1
27

4
4

Содержание предмета.
№

Тема раздела

Содержание раздела

1.
2.

Повторение
Права и
обязанности
гражданина России

Повторение материала пройденного в 8 классе
Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанно
Основные конституционные права человека в Российской Федера
социальные, гражданские, политические, культурные.

4.
5.

Заключение
Резервный урок.
Итого

Труд и т рудовые отношения. Трудолюбие как моральная катего
Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних
Собственность и имущественные отношения. Что значит б
Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно
Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декл
Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как
правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социа
Политические права и свободы.
Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеж
верования и их место в современном мире. Свобода совести.
Право на образование. Самообразование. Система образования в Ро
Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям.
Повторить все изученные темы.

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету.
Учащиеся должны знать:
- Что такое государство?
- Что такое право?
- Виды правовой ответственности.
- Что такое правонарушение?
- Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской
Федерации.
- Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской
Федерации?
- Основные экономические, социальные, гражданские, политические и культурные права
граждан Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
- Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
- Оформлять стандартные бланки.
- Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
- Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.

Планируемые результаты.
Выпускник научится

Выпускник получит воз

Оформлять стандартные бланки с помощью учителя.
Обращаться при необходимости в соответствующие правовые
учреждения с помощью учителя.

Самостоятельно составлять простейш
(записки, заявления, справки и т.п.). С
необходимости в соответствующие пра

С помощью учителя оценивать поведение людей с точки зрения
социальных норм, норм морали и права..
Называть основной закон страны, народы, населяющие Россию,
перечислять права человека.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни с помощью учителя .

Самостоятельно оценивать поведе
социальных норм, норм морали и пра
Воспроизводить знания, т. е. называть
населяющие Россию; перечислять пра
Самостоятельно использовать приобр
практической деятельности и повседн

Календарно-тематический план
№
Пункт
урока учебника
или
страниц
ы
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

2 четверть

Тема урока

Дата

Повторение по теме
«Государство, право,
мораль
Повторение по теме
«Конституция РФ»

Ответственность
государства перед
гражданами.
Конституционные
обязанности
граждан.
Основные
конституционные
права человека
Российской
Федерации:
экономические
Основные
конституционные
права человека в
Российской
Федерации:
социальные
Основные
конституционные
права человека в
Российской
Федерации:
гражданские
Основные
конституционные
права человека в
Российской
Федерации:
политические

в

Характеристика
основных видов
деятельности
Метапредметные,
учащихся при
личностные результаты обу
освоении предмета
1.Повторение (2 часа)

Знать: понятия
государство,
гражданин.
Уметь: показать
границы
государства.
2. Права и обязанности гражданина России (28 часов)
Личностные результаты:
- мотивированность и направл
на активное и созидательное у
будущем
в
общественн
государственной жизни;
- заинтересованность не то
личном успехе, но и в р
различных сторон жизни общ
благополучии и процветании
Знать: государство,
страны;
право, виды
- ценностные ориентиры, осн
ответственности,
на идеях патриотизма, лю
правонарушение,
уважения к Отечеству, на отно
преступление,
человеку, его правам и свобо
законодательная –
высшей ценности; на стрем
исполнительная –
укреплению
исто
судебная власть,
сложившегося
государст
основные
единства; на признании равн
конституционные
народов, единства разноо
права и обязанности
культур; на убежденности в в
граждан РФ.
для общества семьи и се
Уметь: работать с
традиций;
на
ос
Конституцией РФ
необходимости
подд
гражданского мира и согласия
ответственности за судьбу
перед нынешними и гря
поколениями.

Метапредметные результаты
- умение сознательно организ
свою познавательную деятельн
- умение объяснять явле

9.

Основные
конституционные
права человека
Российской
Федерации:
культурные.

в

10.

Труд и трудовые
отношения.

11.

Право на труд.
Дисциплина труда.

12.

Практическая
работа:
Трудовой
договор.
Трудовые права
несовершеннолетних
Собственность и
имущественные
отношения.
Что значит быть
собственником?

13.
14.

15.
16.

3 четверть
17.
18.

19.
20.
21.

22.
23.

Знать: понятия труд
и трудовые
отношения, трудовая
дисциплина, права
трудящихся,
собственность,
имущественные
отношения
Уметь: работать с
трудовым договором

процессы
соц
действительности
с
н
социально-философских
п
рассматривать их комплек
контексте сложившихся ре
возможных перспектив;
- способность анализировать р
социальные
ситуации,
в
адекватные способы деятель
модели
поведения
в
реализуемых основных соц
ролей;
- овладение различными
публичных выступлений и сле
этическим нормам и правилам
диалога;
- умение выполнять познавател
практические задания, в том чи
использованием проектной
деятельности на уроках и в дос
социальной практике.

Имущественн
ые
права
и
ответственность
несовершеннолетних
Роль семьи в жизни
человека и общества.
Правовые основы
семейно-брачных
отношений. Этика
семейных
отношений.
Домашнее
хозяйство.

Знать: понятие
семья, семейные
отношения,
домашнее хозяйство

Права ребенка.
Практическая
работа: Декларация
прав ребенка.
Социальные права
человека.
Жилищные права.
Несовершеннолетни
е как участники
жилищно-правовых
отношений.

Знать: что такое
права ребенка, виды
прав ребенка,
международные
документы
Уметь:
анализировать
Декларацию прав
ребенка

Метапредметные результаты
- умение сознательно организ
свою познавательную деятельн
- умение объяснять явле
процессы
соц
действительности
с
н
социально-философских
п
рассматривать их комплек
контексте сложившихся ре
возможных перспектив;
- способность анализировать р
социальные
ситуации,
в
адекватные способы деятель
модели
поведения
в
реализуемых основных соц
ролей;
- овладение различными
публичных выступлений и сле
этическим нормам и правилам
диалога;
- умение выполнять познавател
практические задания, в том чи
использованием проектной

24.

25.
4 четверть
26.

Право
на
медицинское
обслуживание.
Право на социальное
обеспечение.
Политические права
и свободы.

Право человека на
духовную свободу.
Право на свободу
убеждений.

27.
Религиозные
верования и их место
в современном мире.
Свобода совести.
28.

29.

30.

Право на
образование.
Самообразование.
Система
образования в
Российской
Федерации. Куда
пойти учиться?
Право на доступ к
культурным
ценностям.

деятельности на уроках и в дос
социальной практике.

Личностные результаты:
- мотивированность и направл
на активное и созидательное у
будущем
в
общественн
государственной жизни;
- заинтересованность не то
личном успехе, но и в р
различных сторон жизни общ
благополучии и процветании
страны;
- ценностные ориентиры, осн
на идеях патриотизма, лю
уважения к Отечеству, на отно
человеку, его правам и свобо
высшей ценности; на стрем
укреплению
исто
сложившегося
государст
единства; на признании равн
Знать
основные народов, единства разноо
положения закона об культур; на убежденности в в
для общества семьи и се
образовании,
на
ос
систему образования традиций;
необходимости
подд
в РФ
гражданского мира и согласия
ответственности за судьбу
перед нынешними и гря
поколениями.
4.Заключение (4 часа)

31.

32.

33.

Повторение по теме:
Основные
конституционные
права человека в
Российской
Федерации
Повторение по теме:
Основные
конституционные
права человека в
Российской
Федерации
Повторение по теме:
Основные
конституционные
права человека в
Российской
Федерации

Повторить знания,
полученные в ходе
изучения тем.

Повторить знания,
полученные в ходе
изучения тем.

Повторить знания,
полученные в ходе
изучения тем.

Метапредметные результаты
- умение сознательно организ
свою познавательную деятельн
- умение объяснять явле
процессы
соц
действительности
с
н
социально-философских
п
рассматривать их комплек
контексте сложившихся ре
возможных перспектив;
- способность анализировать р
социальные
ситуации,
в
адекватные способы деятель
модели
поведения
в
реализуемых основных соц
ролей;

34.

35.






Повторение по теме:
Основные
конституционные
права человека в
Российской
Федерации
Резервный урок.

Повторить знания,
полученные в ходе
изучения тем.

Используемая литература
Л.Н.Боголюбов «Обществознание»: учебник для 6, 7, 8, 9 классов.- М.: «Просвещение».2018г.
Декларация прав ребёнка.
Конвенция о правах ребёнка.
Конституция РФ.
Интернет ресурсы
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Контрольно-измерительные материалы.
Контрольно-измерительные материалы разрабатываются учителем по
основным темам курса, периодам обучения, а также включают итоговые контрольные
работы за год.

Лист корректировки рабочей
Лист корректировки рабочей программы по обществоведению 8-9 класс
VIII вида (2021 - 2022 учебный год)
№ Название
п/п раздела

Тема
урока

Дата
проведения
по плану

Причина
корректировки

Корректирующие
мероприятия

Дата
проведения
по факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».