пр-ма дефектолога для детей с УО нач шк

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЫШМИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«БОРОВЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Принята
на заседании педагогического совета
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»
Протокол от «17» июня 2021 № 5/4

Утверждена
приказом директора
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»
от «17» июня 2021 № 124

Программа
коррекции психомоторики и сенсорных процессов у детей с умственной
отсталостью для 2 – 3 классов
(срок реализации – 5 лет)

Составитель: учитель дефектолог
Куделькина В.А.

2021 год

Статус документа
Программа разработана в соответствии с законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об
образовании в РФ».
Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые
документы: Конвенция ООН о правах ребенка; Закон об образовании РФ; Федеральный закон об
основных гарантиях прав ребенка РФ.
Настоящая рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий соответствует
основным требованиям образовательной программы по предметам и учитывает основные задачи
развития образования.
Рабочая
программа индивидуальных коррекционных занятий разработана на основе
результатов нейропсихологического обследования детей.

Пояснительная записка
Забота нашего государства о подрастающем поколении распространяется и на детей с
физическими и психическими недостатками, в частности, на этих детей распространяется Закон о
всеобщем обязательном образовании.. Учащиеся получают всестороннее духовное и физическое
развитие, овладевают основами научных знаний. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса
воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями требуют создания необходимых
условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.
Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном
мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитикосинтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с
интеллектуальными нарушениями, затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение
функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации
ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала.
Кроме того, сенсорное развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями в целом, значительно
отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Отечественные исследования
показывают, что несовершенство восприятия детей с интеллектуальными отклонениями состоит не
столько в нарушениях воспринимающих аппаратов, сколько в отклонениях в восприятии как
сложной
психической
функции.
Поисковые действия детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются
импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы
канал восприятия такие дети ни использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т. д.), а по
результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность.
Отметим, что выделенные особенности восприятия ярко видны у детей с интеллектуальной
недостаточностью в младшем школьном возрасте и только под влиянием коррекционного обучения
они
постепенно
сглаживаются.
Коррекционная работа с данной категорией детей основывается на положении Л. С. Выготского
о единстве законов развития нормально развивающегося ребенка и отсталого ребенка, выделившего
следующие
общие
закономерности
психического
развития:
o
o

o

o

общность основных факторов и движущих сил развития;
возможность появления качественно новых психических образований при взаимодействии с
социальной средой, в процессе общения с взрослыми и сверстниками, при включении ребенка в
самостоятельную деятельность;
сохранение при аномальном развитии всех стадий психического развития, что и в норме; при
этом развитие идет в той же последовательности, но с изменением временных границ и при
выраженной специфике проявления;
органический дефект головного мозга накладывает существенные ограничения на возможности
его психического развития.
Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Цель: дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей
действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной

социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в
совокупности
сенсорных
свойств,
качеств,
признаков.
Задачи:
o

o
o

o
o
o
o
o
o
o

o
o
o
o
o
o
o
o
o

обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать,
сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи),
нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия
явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и
целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины,
цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
формирование пространственно-временных ориентировок;
развитие слухоголосовых координаций;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии
свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
формирование
точности
и
целенаправленности
движений
и
действий.
Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения
аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти умственно отсталого
ребенка затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить
наблюдать за объектом, рассматривать его, ощупывать и обследовать; определять отношения
выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т.е.
ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились
исторически, - сенсорными эталонами). Только тогда появится точность восприятия,
сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать,
сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических
форм, шкалы величины, цветового спектра и предусматривает данная программа.
Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильнодвигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой
развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Эффективность
аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает
использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом
практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной
системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи
совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости.
Программа
предусматривает развитие и воспитание детей в различных видах деятельности (игра, изодеятельность, аппликация и т.д.), преимущественно коллективных, что взаимно обогащает
учеников, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением.
Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя
следующие разделы:
развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков;
восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
восприятие пространства;
восприятие времени;
восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических
ощущений, вкусовых качеств;
кинестетическое и кинетическое развитие;
тактильно-двигательное восприятие;
развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Программа строится на индивидуальном обучении учащихся, 1 раз в неделю, в связи с
особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии.
Тренинговые формы работы включают обучение, игру, изобразительную деятельность, элементы
занятий с прослушиванием музыки, физкультуры, развития речи. Это позволяет создавать основу для
более успешного усвоения учащимися программных знаний; способствует развитию у них
рефлексивных начал; дает возможность спрогнозировать дальнейшую положительную
социализацию в обществе.
По каждому разделу предусмотрено усложнение заданий от первого к четвертому классу. В
основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных,
но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному
психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач,
решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.
Коррекционные групповые занятия проводятся во второй половине дня по специально
составленному расписанию, в соответствии с учебным планом, то есть 34 часа в год.
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметнопространственная развивающая среда:
o

o

o

o

функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций
(строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и
объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и
ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной
моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная "тропа" для ног,
массажный коврик, полусфера и др.);
оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной дея-тельностью (магнитофон,
набор аудио- и видеокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты,
изобразительные материалы и др.);
разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы
одежды, принадлежности для аромотерапии и др.).
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o

целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
ориентироваться на сенсорные эталоны;
узнавать предметы по заданным признакам;
анализировать и сравнивать предметы по внешним признакам;
различать и уметь находить различные цвета и оттенки, формы;
классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функциональному назначению;
составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
давать полное описание объектов и явлений;
различать противоположно направленные действия и явления;
видеть временные рамки своей деятельности;
определять последовательность событий;
выделять части суток и определять порядок дней недели;
различать речевые и неречевые звуки;
составлять предмет из частей;
определять на ощупь величину предметов;
зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
распознавать эмоции;
ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
целенаправленно выполнять действия по инструкции;
самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
опосредовать свою деятельность речью.

1 класс
Учащиеся должны уметь:
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o

целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
правильно пользоваться письменными принадлежностями;
анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков (форма, величина,
цвет);
различать основные цвета;
классифицировать фигуры по одному признаку;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;
знать элементы 2-х фазного дыхания и стараться выполнять по команде педагога;
распознавать основные эмоции;
выполнять несложные графические работы под диктовку педагога;
составлять предмет из частей;
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
на учебный год
№
урока

Темы занятий

1

Исследование психомоторики и сенсорных процессов.

Общая осведомлённость. Мелкая моторика.

К-во
час.

1 ч.

Коррекция психомоторики:

2.2. Оптимизация и стабилизация общего тонуса; обучение приёмам
релаксации.
"Гномики в лесу".

1 ч.

"Гномы и эльфы".

1 ч.

"В мире животных".

1 ч.

"В стране кукол".

1 ч.

2.3. Коррекция крупной моторики.
Общеразвивающие подвижные игры. Игровой практикум "Весёлые забавы
гномов".

1 ч.

Развитие быстроты движений, умения контролировать сменяемость
действий. Игротренинг "Гномики на стадионе".

1 ч.

Развитие ловкости движений, умения контролировать сменяемость

1 ч.

действий "Гномики в цирке".
Развитие устойчивости. Игротренинг "Морские приключения гномов".
Развитие слуховой и тактильной координации. Игротренинг "Игры
гномов".

1 ч.
1 ч.

2.4. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков.
Учимся делать штриховку. Разукрашиваем и штрихуем. "Путешествие в
сказку начинается. 12 месяцев".

1 ч.

Обводим по трафарету, разукрашиваем. "Путешествие продолжается.
Осенние месяцы. Приметы осени".

1 ч.

Соединяем точки и рисуем узоры. Психотренинг "Зимние месяцы.
Приметы зимы".

1 ч.

Контурная аппликация из пластилина. Психотренинг "Весенние месяцы.
Приметы весны".

1 ч.

Нанизываем бусы. Завязываем узелки. Психотренинг "Летние месяцы.
Приметы лета".

1 ч.

Аппликация из полосок бумаги. АРТ-тренинг "Приметы 12 месяцев"

1 ч.

Коррекция сенсорных процессов.

3.1. Восприятие формы, величины, цвета. Восприятие целостности
предмета. Конструирование предметов. Зрительное и слуховое
восприятие.
Назначение предметов. Школьные предметы и принадлежности.
Психотренинг "Гномики в пришли в школу".

1 ч.

Количество. Столько же. Больше, меньше на… Настольные игры с
фишками. Игротренинг "Что возьмём в школу".

1 ч.

Размер. Высота. Большой - маленький. Видеотренинг "Самый маленький
гном".

1 ч.

Простая форма. Конструирование с опорой на образец. Психотренинг
"Мир вокруг нас".

1 ч.

Составляем целое из частей. Классифицируем по форме.

1 ч.

Выделение признаков формы. Классификация предметов (круглые,

1 ч.

треугольные, квадратные). "Мир вокруг нас".
Знакомство с сенсорными эталонами. 1 Занятие с использованием ИКТ. 2.
Закрепление изученных эталонов.

1 ч.

Цвета предметов. Различение основных цветов. АРТ-Тренинг
"Путешествие в страну цвета".

1 ч.

3.2. Восприятие пространства.
Ориентировка на собственном теле и теле другого человека.
Определение расположения предметов в пространстве. Игротренинг
"Гномики ищут клад".

1 ч.
1 ч.

Справа-слева. Выше-ниже. Игротренинг "Путешествие вокруг света".

1ч.

Движение в заданном направлении. Игротренинг "Вниз по Волшебной
реке".

1 ч.

Пространственная ориентировка в помещении. Игровой практикум.

1 ч.

3.3. Восприятие времени.
Времена года. Путешествие в сказку. 12 месяцев

1 ч.

Смена времени года. Последовательность событий. Раньше - позже.

1 ч.

Сегодня, завтра, вчера. Дни недели. Гномики и Белоснежка.

1 ч.

Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов

Исследование общей осведомлённости. Мелкая моторика.

1 ч.
34 ч.

2 класс
Учащиеся должны уметь:
o
o
o
o
o

целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
быстро и точно передвигаться в пространстве;
анализировать и сравнивать предметы по двум признакам (форма, величина, цвет);
последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;
выполнять творческие работы из пластилина по образцу педагога;

o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o

конструировать несложные предметы без опоры на образец;
выделять предмет из группы;
определять картинку к заданному эталону;
определять материал, из которого сделан предмет; -- выполнять упражнения на дыхание и
расслабление;
выполнять пальчиковые упражнения;
различать основные цвета, знать оттенки цветов;
классифицировать фигуры по нескольким признакам;
ориентироваться на листе бумаги и на собственном теле;
распознавать основные эмоции;
составлять предмет из частей;
знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и стараться выполнять по команде педагога;
выполнять графические работы под диктовку педагога;
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс
№
урока

Темы занятий

К-во час.

Раздел 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И
СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

1

Общая осведомлённость. Мелкая моторика.

1 ч.

Раздел 2. КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ:

2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.

2

Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами
релаксации.Этапы релаксации."Незнайка в стране снов".

1 ч.

3

Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое
освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей
тела."Незнайка мечтает".

1 ч.

3 МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики

4

Подвижные игры на развитие моторных навыков. "Весёлые старты
Незнайки и его друзей"*

1 ч.

5

Целенаправленность выполнения действий и движений по
инструкции педагога. Игротренинг "Подготовка к спортивным
соревнованиям"*

1 ч.

6

Развитие быстроты, ловкости и точности движений. "Спортивные
соревнования Незнайки и его друзей"

1 ч.

7

Развитие умения контролировать сменяемость действий.

1 ч.

8

Развитие согласованности и одновременности движений
различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).

1 ч.

9

Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной
координации. Игротренинг "Игры коротышек".

1 ч.

4 МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных
навыков

10

Развитие координации движений кисти рук и пальцев.
Пальчиковая гимнастика. "Приключения Незнайки и его друзей".

1 ч.

11

Изучение нескольких видов штриховальных линий. Рисование,
штриховка, обводка, по трафарету.

1 ч.

12

Соединяем точки по порядку и рисуем картинки. Развитие
счётных навыков. Психотренинг "Незнайка учится".

1 ч.

13

Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую
половинку картинки.

1 ч.

14

Аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. "Незнайка
в цветочном городе".

1 ч.

15

Развитие моторной координации. Упражнения с массажными
мячами.

1 ч.

16

Выполнение графических работ под диктовку "Транспорт".

1 ч.

3.

КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.

1 МОДУЛЬ. Восприятие. Конструирование предметов.

17

Назначение предметов. Дом, мебель, продукты, одежда, подарки.
Психотренинг "День рождения Незнайки".

1 ч.

18

Количество. Дом, мебель, продукты, одежда. Психотренинг
"Город котортышек"

1 ч.

19

Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск
хода, движение по стрелкам и т.д.). Игротренинг "Приключения
Незнайки и его друзей".

1 ч.

20

Форма предметов. Выделение признаков формы. Конструирование
без опоры на образец (круглые, треугольные, квадратные).
Классификация по форме. Игротренинг "Строим новый город".

1 ч.

21

Восприятие сенсорных эталонов. Занятие с использованием ИКТ.

1 ч.

22

Цвета и оттенки предметов. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну
цвета".

1 ч.

23

АРТ-тренинг "Приключения в стране цвета".

1 ч.

24

Погружаемся в мир звуков. Мульттренинг "Поход в лес. Эхо."

1 ч.

25

Аудиотренинг "Слушаем звуки леса: животные и птицы. Звуки
леса, ручья".

1 ч.

2 МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации.

26

27

Ориентировка на собственном теле и теле другого человека
"Незнайка и его друзья".

Определение расположения предметов в пространстве.

1 ч.

1 ч.

Игротренинг "Незнайка ищет клад".

28

Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в
заданном направлении. Игротренинг "Путешествие Незнайки на
космическом корабле".

1 ч.

29

Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний
угол. Ориентировка на листе бумаги.

1 ч.

3 МОДУЛЬ. Восприятие времени.

30

Повторяем времена года. Смена времён года. Последовательность
событий. Раньше - позже.

2 ч.

31

Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий.

1 ч.

32

Дни недели.

1 ч.

33

Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

1 ч.

4. ВТОРИЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ
И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.

34

Исследование общей осведомлённости. Мелкая моторика.

1 ч.

34 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».