МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЫШМИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «БОРОВЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Принята на заседании педагогического совета МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ» Протокол от «17» июня 2021 № 5/4 Утверждена приказом директора МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ» от «17» июня 2021 № 124 Программа коррекции психомоторики и сенсорных процессов у детей с умственной отсталостью для 2 – 3 классов (срок реализации – 5 лет) Составитель: учитель дефектолог Куделькина В.А. 2021 год Статус документа Программа разработана в соответствии с законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ». Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые документы: Конвенция ООН о правах ребенка; Закон об образовании РФ; Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ. Настоящая рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий соответствует основным требованиям образовательной программы по предметам и учитывает основные задачи развития образования. Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий разработана на основе результатов нейропсихологического обследования детей. Пояснительная записка Забота нашего государства о подрастающем поколении распространяется и на детей с физическими и психическими недостатками, в частности, на этих детей распространяется Закон о всеобщем обязательном образовании.. Учащиеся получают всестороннее духовное и физическое развитие, овладевают основами научных знаний. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности. Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитикосинтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с интеллектуальными нарушениями, затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Кроме того, сенсорное развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями в целом, значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Отечественные исследования показывают, что несовершенство восприятия детей с интеллектуальными отклонениями состоит не столько в нарушениях воспринимающих аппаратов, сколько в отклонениях в восприятии как сложной психической функции. Поисковые действия детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия такие дети ни использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т. д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Отметим, что выделенные особенности восприятия ярко видны у детей с интеллектуальной недостаточностью в младшем школьном возрасте и только под влиянием коррекционного обучения они постепенно сглаживаются. Коррекционная работа с данной категорией детей основывается на положении Л. С. Выготского о единстве законов развития нормально развивающегося ребенка и отсталого ребенка, выделившего следующие общие закономерности психического развития: o o o o общность основных факторов и движущих сил развития; возможность появления качественно новых психических образований при взаимодействии с социальной средой, в процессе общения с взрослыми и сверстниками, при включении ребенка в самостоятельную деятельность; сохранение при аномальном развитии всех стадий психического развития, что и в норме; при этом развитие идет в той же последовательности, но с изменением временных границ и при выраженной специфике проявления; органический дефект головного мозга накладывает существенные ограничения на возможности его психического развития. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Цель: дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Задачи: o o o o o o o o o o o o o o o o o o o обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения; формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве; формирование пространственно-временных ориентировок; развитие слухоголосовых координаций; формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов); совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности; обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии; исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации; формирование точности и целенаправленности движений и действий. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти умственно отсталого ребенка затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить наблюдать за объектом, рассматривать его, ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами). Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра и предусматривает данная программа. Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильнодвигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости. Программа предусматривает развитие и воспитание детей в различных видах деятельности (игра, изодеятельность, аппликация и т.д.), преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением. Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы: развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков; восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов; восприятие пространства; восприятие времени; восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств; кинестетическое и кинетическое развитие; тактильно-двигательное восприятие; развитие слухового восприятия и слуховой памяти; развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Программа строится на индивидуальном обучении учащихся, 1 раз в неделю, в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии. Тренинговые формы работы включают обучение, игру, изобразительную деятельность, элементы занятий с прослушиванием музыки, физкультуры, развития речи. Это позволяет создавать основу для более успешного усвоения учащимися программных знаний; способствует развитию у них рефлексивных начал; дает возможность спрогнозировать дальнейшую положительную социализацию в обществе. По каждому разделу предусмотрено усложнение заданий от первого к четвертому классу. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную. Коррекционные групповые занятия проводятся во второй половине дня по специально составленному расписанию, в соответствии с учебным планом, то есть 34 часа в год. Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметнопространственная развивающая среда: o o o o функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.); игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная "тропа" для ног, массажный коврик, полусфера и др.); оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной дея-тельностью (магнитофон, набор аудио- и видеокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.); разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромотерапии и др.). ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ: На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться: o o o o o o o o o o o o o o o o o o o o o o целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога; ориентироваться на сенсорные эталоны; узнавать предметы по заданным признакам; анализировать и сравнивать предметы по внешним признакам; различать и уметь находить различные цвета и оттенки, формы; классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функциональному назначению; составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам; практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; давать полное описание объектов и явлений; различать противоположно направленные действия и явления; видеть временные рамки своей деятельности; определять последовательность событий; выделять части суток и определять порядок дней недели; различать речевые и неречевые звуки; составлять предмет из частей; определять на ощупь величину предметов; зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов; распознавать эмоции; ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; целенаправленно выполнять действия по инструкции; самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; опосредовать свою деятельность речью. 1 класс Учащиеся должны уметь: o o o o o o o o o o целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога; правильно пользоваться письменными принадлежностями; анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков (форма, величина, цвет); различать основные цвета; классифицировать фигуры по одному признаку; ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле; знать элементы 2-х фазного дыхания и стараться выполнять по команде педагога; распознавать основные эмоции; выполнять несложные графические работы под диктовку педагога; составлять предмет из частей; ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 класс на учебный год № урока Темы занятий 1 Исследование психомоторики и сенсорных процессов. Общая осведомлённость. Мелкая моторика. К-во час. 1 ч. Коррекция психомоторики: 2.2. Оптимизация и стабилизация общего тонуса; обучение приёмам релаксации. "Гномики в лесу". 1 ч. "Гномы и эльфы". 1 ч. "В мире животных". 1 ч. "В стране кукол". 1 ч. 2.3. Коррекция крупной моторики. Общеразвивающие подвижные игры. Игровой практикум "Весёлые забавы гномов". 1 ч. Развитие быстроты движений, умения контролировать сменяемость действий. Игротренинг "Гномики на стадионе". 1 ч. Развитие ловкости движений, умения контролировать сменяемость 1 ч. действий "Гномики в цирке". Развитие устойчивости. Игротренинг "Морские приключения гномов". Развитие слуховой и тактильной координации. Игротренинг "Игры гномов". 1 ч. 1 ч. 2.4. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков. Учимся делать штриховку. Разукрашиваем и штрихуем. "Путешествие в сказку начинается. 12 месяцев". 1 ч. Обводим по трафарету, разукрашиваем. "Путешествие продолжается. Осенние месяцы. Приметы осени". 1 ч. Соединяем точки и рисуем узоры. Психотренинг "Зимние месяцы. Приметы зимы". 1 ч. Контурная аппликация из пластилина. Психотренинг "Весенние месяцы. Приметы весны". 1 ч. Нанизываем бусы. Завязываем узелки. Психотренинг "Летние месяцы. Приметы лета". 1 ч. Аппликация из полосок бумаги. АРТ-тренинг "Приметы 12 месяцев" 1 ч. Коррекция сенсорных процессов. 3.1. Восприятие формы, величины, цвета. Восприятие целостности предмета. Конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие. Назначение предметов. Школьные предметы и принадлежности. Психотренинг "Гномики в пришли в школу". 1 ч. Количество. Столько же. Больше, меньше на… Настольные игры с фишками. Игротренинг "Что возьмём в школу". 1 ч. Размер. Высота. Большой - маленький. Видеотренинг "Самый маленький гном". 1 ч. Простая форма. Конструирование с опорой на образец. Психотренинг "Мир вокруг нас". 1 ч. Составляем целое из частей. Классифицируем по форме. 1 ч. Выделение признаков формы. Классификация предметов (круглые, 1 ч. треугольные, квадратные). "Мир вокруг нас". Знакомство с сенсорными эталонами. 1 Занятие с использованием ИКТ. 2. Закрепление изученных эталонов. 1 ч. Цвета предметов. Различение основных цветов. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну цвета". 1 ч. 3.2. Восприятие пространства. Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в пространстве. Игротренинг "Гномики ищут клад". 1 ч. 1 ч. Справа-слева. Выше-ниже. Игротренинг "Путешествие вокруг света". 1ч. Движение в заданном направлении. Игротренинг "Вниз по Волшебной реке". 1 ч. Пространственная ориентировка в помещении. Игровой практикум. 1 ч. 3.3. Восприятие времени. Времена года. Путешествие в сказку. 12 месяцев 1 ч. Смена времени года. Последовательность событий. Раньше - позже. 1 ч. Сегодня, завтра, вчера. Дни недели. Гномики и Белоснежка. 1 ч. Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов Исследование общей осведомлённости. Мелкая моторика. 1 ч. 34 ч. 2 класс Учащиеся должны уметь: o o o o o целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога; быстро и точно передвигаться в пространстве; анализировать и сравнивать предметы по двум признакам (форма, величина, цвет); последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе; выполнять творческие работы из пластилина по образцу педагога; o o o o o o o o o o o o конструировать несложные предметы без опоры на образец; выделять предмет из группы; определять картинку к заданному эталону; определять материал, из которого сделан предмет; -- выполнять упражнения на дыхание и расслабление; выполнять пальчиковые упражнения; различать основные цвета, знать оттенки цветов; классифицировать фигуры по нескольким признакам; ориентироваться на листе бумаги и на собственном теле; распознавать основные эмоции; составлять предмет из частей; знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и стараться выполнять по команде педагога; выполнять графические работы под диктовку педагога; ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 класс № урока Темы занятий К-во час. Раздел 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ 1 Общая осведомлённость. Мелкая моторика. 1 ч. Раздел 2. КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ: 2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации. 2 Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации.Этапы релаксации."Незнайка в стране снов". 1 ч. 3 Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела."Незнайка мечтает". 1 ч. 3 МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики 4 Подвижные игры на развитие моторных навыков. "Весёлые старты Незнайки и его друзей"* 1 ч. 5 Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Игротренинг "Подготовка к спортивным соревнованиям"* 1 ч. 6 Развитие быстроты, ловкости и точности движений. "Спортивные соревнования Незнайки и его друзей" 1 ч. 7 Развитие умения контролировать сменяемость действий. 1 ч. 8 Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). 1 ч. 9 Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации. Игротренинг "Игры коротышек". 1 ч. 4 МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков 10 Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. "Приключения Незнайки и его друзей". 1 ч. 11 Изучение нескольких видов штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. 1 ч. 12 Соединяем точки по порядку и рисуем картинки. Развитие счётных навыков. Психотренинг "Незнайка учится". 1 ч. 13 Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки. 1 ч. 14 Аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. "Незнайка в цветочном городе". 1 ч. 15 Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами. 1 ч. 16 Выполнение графических работ под диктовку "Транспорт". 1 ч. 3. КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ. 1 МОДУЛЬ. Восприятие. Конструирование предметов. 17 Назначение предметов. Дом, мебель, продукты, одежда, подарки. Психотренинг "День рождения Незнайки". 1 ч. 18 Количество. Дом, мебель, продукты, одежда. Психотренинг "Город котортышек" 1 ч. 19 Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.). Игротренинг "Приключения Незнайки и его друзей". 1 ч. 20 Форма предметов. Выделение признаков формы. Конструирование без опоры на образец (круглые, треугольные, квадратные). Классификация по форме. Игротренинг "Строим новый город". 1 ч. 21 Восприятие сенсорных эталонов. Занятие с использованием ИКТ. 1 ч. 22 Цвета и оттенки предметов. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну цвета". 1 ч. 23 АРТ-тренинг "Приключения в стране цвета". 1 ч. 24 Погружаемся в мир звуков. Мульттренинг "Поход в лес. Эхо." 1 ч. 25 Аудиотренинг "Слушаем звуки леса: животные и птицы. Звуки леса, ручья". 1 ч. 2 МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации. 26 27 Ориентировка на собственном теле и теле другого человека "Незнайка и его друзья". Определение расположения предметов в пространстве. 1 ч. 1 ч. Игротренинг "Незнайка ищет клад". 28 Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Игротренинг "Путешествие Незнайки на космическом корабле". 1 ч. 29 Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги. 1 ч. 3 МОДУЛЬ. Восприятие времени. 30 Повторяем времена года. Смена времён года. Последовательность событий. Раньше - позже. 2 ч. 31 Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий. 1 ч. 32 Дни недели. 1 ч. 33 Сутки: День и ночь. Вечер и утро. 1 ч. 4. ВТОРИЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ. 34 Исследование общей осведомлённости. Мелкая моторика. 1 ч. 34 ч.