АРП 1-4 физра 7.2

Аннотация к адаптированной рабочей программе по предмету «Физическая
культура»
для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
(1-4класс)
Нормативно-правовые основания
разработки адаптированной рабочей программы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура»
для обучающихся с
задержкой психического развития (вариант 7.2) 1 - 4 класса
разработана с учетом рекомендаций ПМПк, составленных по итогам психолого-медикопедагогической
диагностики
обучающихся
с
ОВЗ.
Программа
содержит
дифференцированные требования к результатам освоения и условия её реализации,
обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей обучающихся с
задержкой психического развития (вариант 7.2).
Рабочая программа по физической культуре на курс начальной школы составлена
в соответствии с:
- ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ», п. 36, ст. 28;
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598)
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам основного
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от от 22 марта 2021 года № 115
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее –
СанПиН 2.4.2.2821-10);
- Письма Роспотребнадзора N 02/16587-2020-24, Минпросвещения России N
ГД-1192/03 от 12.08.2020 "Об организации работы общеобразовательных организаций";
- адаптированной образовательной программой начального общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ
ПГО «Боровлянская СОШ»;
- учебным планом МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»;
- федеральным перечнем учебников (утверждён приказом N 253 от 31 марта 2014
г. в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от
26.01.2016 N 38, от 21.04.2016 N 459);
- положением о рабочей программе МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЫШМИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«БОРОВЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Принята
на заседании педагогического совета МБОУ ПГО
«Боровлянская СОШ»
Протокол от «17» июня 2021 № 5/4

Утверждена
приказом директора
МБОУ ПГО «Боровлянская
СОШ»
от «17» июня 2020 № 124

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
для 1- 4 класса
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2).
Приложение к основной адаптированной образовательной программе
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).
начального общего образования МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»

Составители: учитель начальной школы
Обоскалова И.Г.
I квалификационная категория ,
учитель начальной школы
Белокурова Н.В.
I квалификационная категория,
учитель начальной школы
Зенкова Л.А.
I квалификационная категория

С. Боровлянское
2021 год

Нормативно-правовые основания
разработки адаптированной рабочей программы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся
с
задержкой психического развития (вариант 7.2)1- 4 класса разработана с учетом рекомендаций
ПМПк, составленных по итогам психолого-медикопедагогической диагностики обучающихся с ОВЗ.
Программа содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условия её реализации,
обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.2).
Рабочая программа по физической культуре на курс начальной школы составлена в соответствии
с:
- ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ», п. 36, ст. 28;
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования для обучающихся с ОВЗ (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря
2014 г. № 1598)
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам основного общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от от 22 марта 2021
года № 115
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10);
- Письма Роспотребнадзора N 02/16587-2020-24, Минпросвещения России N ГД-1192/03 от
12.08.2020 "Об организации работы общеобразовательных организаций";
- адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»;
- учебным планом МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»;
- федеральным перечнем учебников (утверждён приказом N 253 от 31 марта 2014 г. в ред.
Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38, от 21.04.2016
N 459);
- положением о рабочей программе МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ».
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализация адаптированной рабочей программы предполагает, что обучающийся с ОВЗ (вариант 7.2)
(ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Нормативный срок обучения 4 года.
Вариант 7.2 образовательной программы адресован обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту
поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего
освоить образовательную программу начального общего образования совместно с обучающимися, не
имеющими ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде и в те же календарные сроки.
Одним из важнейших условий включения обучающегося с ЗПР в среду сверстников без ограничений
здоровья является устойчивость форм адаптивного поведения.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как
общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Специальные условия получения
начального общего образования включают использование адаптированных образовательных программ,
специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно развивающих занятий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы
обучающимися с ЗПР.
Адаптация программы предполагает введение коррекционных мероприятий, четко ориентированных на
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, и введение требований к
освоению ими программы коррекционной.
Специфические образовательные потребности для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2)
• организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков

обучающимися с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной
помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как
общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
• учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа
обучения и продвижения в образовательном пространстве обучающихся с ЗПР;
• постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности
социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
• обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности
обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с
учебными заданиями самостоятельно;
• постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
• постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и
совершенствовании освоенных умений;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
• постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
• специальная псих коррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей,
формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
• развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия
со сверстниками, взрослыми, формирование навыков социально одобряемого поведения.
Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет
«Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими
формами обучения, физкультурно - оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй
половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на
удлинённых переменах, внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической
подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и
спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и
походы) - достигается формирование физической культуры личности.
Актуальность программы. Актуальность образования в области физической культуры определяется
необходимостью формирования у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном
отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом
использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая
урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать
максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных
способностей ребёнка, его самоопределения.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой
личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного
сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному
физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
• овладение школой движений;
• развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных,
временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования
на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных,
скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических
упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и

•
•
•

•

кондиционных) способностей;
выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил
техники безопасности во время занятий;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного
образа жизни;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми,
использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам
двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности,
отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию
психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной
деятельности.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной
(дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и
обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в
человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы
хотел молодой человек заниматься в будущем.
Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной
подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных
особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры включает в себя программный
материал по отдельным видам: спортивных игр.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность
человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется
здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия,
активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Логика изложения и содержание рабочей
программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта
начального образования. Уровень изучения учебного материала базисный. Она разработана в целях
конкретизации
содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
3.ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа для 1 класса рассчитана на 3 часа в неделю общий объем 102 часов.
Рабочая программа для 2 класса рассчитана на 3 часа в неделю общий объем 105 часа.
Рабочая программа для 3 класса рассчитана на 3 часа в неделю общий объем 105 часа.
Рабочая программа для 4 класса рассчитана на 3 часа в неделю общий объем 105 часа.
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном
отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью
природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней
как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её
совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и
необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического,
психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и
милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания
сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды,

обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем
самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального
человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы,
естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей
социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами
справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя
страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к
России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и
прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура» по итогам 1 класса
Личностные результаты:
• активно включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих
интересов.
• формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального
российского общества;
• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
• характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе
освоенных знаний и имеющегося опыта;
• находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
• понимать цель выполняемых действий;
• выполнять действия,
• руководствуясь инструкцией учителя;
• адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• использовать технические приёмы при выполнении физических упражнений;
• анализировать результаты выполненных заданий по за данным критериям (под
• руководством учителя);
• вносить коррективы в свою работу;
• продумывать последовательность упражнений;
• составлять комплексы упражнений утренней гимнастики, по профилактике нарушений осанки,

физкультминуток;
• объяснять, какие технические приёмы были использованы при выполнении задания;
• самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств;
• координировать взаимодействие с партнёрами в игре; организовывать и проводить подвижные игры
во время прогулок и каникул.
Коммуникативные УУД
• анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и
способы их улучшения;
• видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и
передвижениях человека;
• оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
• управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие,
сдержанность, рассудительность;
• технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их
в игровой и соревновательной деятельности;
• рассказывать об истории Олимпийских игр и спортивных соревнований, о профилактике
нарушений осанки;
• высказывать собственное мнение о влиянии занятий физической культурой на воспитание
характера человека;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в команде;
• выражать собственное эмоциональное отношение к разным видам спорта;
• задавать вопросы уточняющего характера по выполнению физических упражнений;
• понимать действия партнёра в игровой ситуации.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
• характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной
деятельностью;
• представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовки человека;
• находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками,
выделять отличительные признаки и элементы;
• выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне,
характеризовать признаки техничного исполнения;
• выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и
соревновательной деятельности;
• выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных
изменяющихся, вариативных условиях.
• выполнять организующие строевые команды и приёмы;
• выполнять акробатические упражнения;
• выполнять легкоатлетические упражнения;
• выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной
направленности.
Обучающийся получит возможность научится:
• планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической
культуры в проведении своего отдыха и досуга;
• излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в
жизни человека;
• использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовленности человека;
• измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и
развития основных физических качеств;
• оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных
заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и
способов их устранения;

•
•
•
•

организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования,
осуществлять их объективное судейство;
соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью,
подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура» по итогам 2 класса
Личностные результаты:
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих
интересов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
• понимать цель выполняемых действий;
• выполнять действия,
• руководствуясь инструкцией учителя;
• адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• использовать технические приёмы при выполнении физических упражнений;
• анализировать результаты выполненных заданий по за данным критериям (под руководством
учителя);
• вносить коррективы в свою работу; продумывать последовательность упражнений;
• составлять комплексы упражнений утренней гимнастики, по профилактике нарушений осанки,
физкультминуток;
• объяснять, какие технические приёмы были использованы при выполнении задания;
• самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств;
• координировать взаимодействие с партнёрами в игре;
• организовывать и проводить подвижные игры во время прогулок и каникул.
Коммуникативные УУД
• рассказывать об истории Олимпийских игр и спортивных соревнований, о профилактике
нарушений осанки;
• высказывать собственное мнение о влиянии занятий физической культурой на воспитание
характера человека;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в команде;
• выражать собственное эмоциональное отношение к разным видам спорта;
• задавать вопросы уточняющего характера по выполнению физических упражнений;
• понимать действия партнёра в игровой ситуации.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
• планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с
использованием средств физической культуры;
• излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в
жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
• представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовки человека; выполнять правила поведения на уроках физической культуры;
• рассказывать об истории возникновения Олимпийских игр, о летних и зимних Олимпийских играх;
• о физическом развитии человека; называть меры по профилактике нарушений осанки;
определять способы закаливания; определять влияние занятий физической культуры на
воспитание характера человека;
• выполнять строевые упражнения; выполнять различные виды ходьбы; выполнять различные виды

бега;
выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, с продвижением вперёд, с разбега, с поворотом
на 180°;
• прыгать через скакалку на одной и двух ногах; метать теннисный мяч в вертикальную и
горизонтальную цель с 4 м;
• выполнять кувырок вперед; выполнять стойку на лопатках;
• лазить по гимнастической стенке и по наклонной скамейке;
• перелезать через гимнастическую скамейку и горку матов; выполнять танцевальные шаги;
• передвигаться на лыжах скользящим шагом, выполнять спуски в основной и низкой стойке,
выполнять подъём «лесенкой», выполнять торможение падением, выполнять повороты
переступанием;
• играть в подвижные игры; выполнять элементы спортивных игр.
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать влияние физических упражнений на физическое развитие человека;
• рассказывать о видах спорта, включённых в программу летних и зимних Олимпийских игр;
• определять влияние закаливания на организм человека;
• самостоятельно составлять и выполнять
• комплексы упражнений, направленных на развитие определённых физических качеств;
• выполнять упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки;
• организовывать и играть в подвижные игры во время прогулок.
•

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическаякультура» по итогам 3 класса
Личностные результаты:
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих
интересов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
• характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе
освоенных знаний и имеющегося опыта;
• обнаруживать ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
• общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи,
дружбы и толерантности;
• обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической
культурой
Коммуникативные УУД
• оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
• общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи,
дружбы и толерантности;
• управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие,
сдержанность, рассудительность;
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
• планирование занятий физическими упражнениями режиме дня, организация отдыха и досуга с
использование средств физической культуры;
• изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в
жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
• представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовки человека;

•

измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела),
развитие основных физических качеств;
• оказание посильной помощи и моральной поддержкам сверстникам при выполнении учебных
заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибки способов их
устранения;
• организация и проведение со сверстниками подвижных и элементов соревнований, осуществление
их объективного судейства;
• бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники
безопасности;
• организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью,
подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;
• характеристика физической нагрузки по показателю час- игры пульса, регулирование её
напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;
• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
• объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и
поиск ошибок, исправление их;
• подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; нахождение
отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками,
выделение отличительных признаков и элементов;
• выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на достаточном техничном уровне,
характеристика признаков техничного исполнения;
• выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и
соревновательной деятельной гости;
• выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в
различных условиях.
Обучающийся получит возможность научиться:
• перечислять виды спорта, которыми можно начинать заниматься третьеклассникам;
• узнавать отличительные черты видов спорта из программы Олимпийских игр;
• излагать факты истории физической культуры в видах спорта из школьной программы;
• перечислять символы и атрибуты Олимпийских игр, талисманы Олимпийских игр.
• выполнять комплексы общеразвивающих физических упражнений, комплексы упражнений
пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, для профилактики плоскостопия, для формирования
и коррекции осанки;
• выполнять физические упражнения для развития физических качеств:
• быстроты и силы, координации, гибкости и выносливости;
• выполнять прыжки в длину с места и разбега;
• передвигаться на лыжах с палками; самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры
со сверстниками; играть в пионербол;
• выполнять акробатические упражнения (стойки, перекаты висы);
• играть в баскетбол по упрощенным правилам;
• выполнять упражнения дыхательной гимнастики.
Планируемые результаты освоения учебного предмета « Физическая культура» по итогам 4 класса
Личностные результаты:
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих
интересов.
• формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального
российского общества;

•
•

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
• характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе
освоенных знаний и имеющегося опыта;
• находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
• общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи,
дружбы и толерантности;
• обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической
культурой;
Коммуникативные УУД
• общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи,
дружбы и толерантности;
• управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие,
сдержанность, рассудительность;
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
• выполнять организующие строевые команды и приёмы; выполнять акробатические упражнения;
• выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах;
• выполнять лёгкоатлетические упражнения;
• выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной
направленности.
Обучающийся получит возможность научится:
• планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической
культуры в проведении своего отдыха и досуга;
• излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни
человека;
• использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовленности человека;
• измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и
развития основных физических качеств;
• оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных
заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и
способов их устранения;
• организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования,
осуществлять их объективное судейство;
• соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
• организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью,
подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
• характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса; выполнять простейшие
акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
• выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и
соревновательной деятельности;
• выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных
условиях.

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими
упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на
лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека. Правила предупреждения
травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды,
обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований.
Особенности физической культуры разных народов. Ее связь с природными, географическими
особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной
деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие
физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств.
Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия.
Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для
формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств;
проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью.
Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных
сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения.
Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней
зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы
упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых
команд.
Акробатические упражнения.
Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад;
гимнастический мост.
Акробатические комбинации.
Например: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в
положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев,
кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки,
прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по
гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания,
переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся
направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим
ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту;
спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки.
Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъемы; торможение.
Подвижные и спортивные игры.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых
упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию,

выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость
и координацию.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на
материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры
на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале
волейбола.
Подвижные игры разных народов. «Игры народов России». Парные игры с элементами калмыцкой
национальной борьбы.
ОРУ Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем
в зависимости от задач урока и логики прохождения материала.
На материале гимнастики с основами акробатики Развитие гибкости: широкие стойки на ногах;
ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед,
назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической
палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у
гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное
сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко
изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому
гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями;
воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног,
туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос
препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов;
комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и
ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на
переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление
отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по
намеченным ориентирам и по сигналу
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды
стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в
постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его
звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на
локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные
мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным
включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с
дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке
в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки;
подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые
упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте
вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами о
гимнастический мостик; переноска партнера в парах.
На материале легкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание
коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух
ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с
высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе;
ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном
темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с
ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной
скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на
дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.

Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление
препятствий (15-20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных
исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных
положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых
нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с
продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной
высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
На материале лыжной подготовки
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой
на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на
правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах;
подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с
прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных
дистанций.
Виды и формы контроля
Одно из требований принципа систематичности и последовательности предполагает необходимость
осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса. Этому способствует применение
следующих видов контроля:
Предварительный - диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими
важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов,
необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа; тестирование; зрительный,
выборочный, комментированный).
Текущий (поурочный) - систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания
каждого урока по ходу изучения раздела (беседа; индивидуальный опрос, подготовка сообщений,
докладов, проектов, работа по карточкам, составление схем, таблиц, рисунков).
Промежуточный - по ходу изучения раздела, но по истечении нескольких уроков (если тема
достаточно велика и в ней выделяют несколько логических фрагментов; тестирование). Тематический по окончании изучения темы (тестирование; оформление презентаций).
Итоговый - проводится по итогам изучения раздела курса с целью диагностирования усвоения
обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (контрольное тестирование).
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического
развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся. Оценка успеваемости
учащихся, имеющих специальную и лечебную физкультурную группу здоровья, строго учитывается
характер заболевания и медицинские показания. Данные учащиеся выполняют общеразвивающие
упражнения, упражнения ЛФК, отвечают на теоретические вопросы, выполняют теоретические
тестовые задания, готовят доклады, презентации, творческие работы и проекты. Учащиеся
подготовительной физкультурной группы здоровья выполняют нормативные испытания с учетом
медицинских показаний, но освобождаются от соревновательной деятельности.

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 класс
Программный материал по разделу 1,2,3,4 можно осваивать как на специально отведённых уроках,
так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных
способностей.
№
Тема урока
Количество
п/п
часов
1

Раздел 1. Знания о физической культуре.
Физическая культура
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими
упражнениями по укреплению здоровья человека.
Режим дня, его содержание и правила планирования.
Личная гигиена.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими
упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Правила личной гигиены (соблюдение чистоты тела, волос, ногтей и полости
рта, смена нательного белья).
Из истории физической культуры
История развития физической культуры.
Когда и как возникли физическая культура и спорт.
Физические упражнения
Физические упражнения, их влияние на физическое развитие.
Упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины, для
укрепления мышц стоп ног.

2

Раздел 2. Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия
Составление режима дня.
Выполнение простейших закаливающих процедур.
Измерение показателей осанки.
Осанка и комплексы упражнений по профилактике её нарушения.
Самостоятельные игры и развлечения
Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в
спортивных залах).
Игры и развлечения в летнее время года.
Раздел 3 Физкультурно-оздоровительная деятельность
Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток,
занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.

3

4
6

7

8

9

Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Раздел 4 Спортивно-оздоровительная деятельность
Легкая атлетика.
Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением
рук, под счёт учителя, коротким, средним и длинным шагом. Сочетание
различных видов ходьбы с коллективным подсчётом, с высоким подниманием
бедра, в приседе, с преодолением 2-3 препятствий по разметкам. Беговые
упражнения, прыжковые упражнения. Кроссовые дистанции до 200м. Метание в
горизонтальную и вертикальную цель.
Лыжные гонки.
Переноска и надевание лыж. Передвижения на лыжах разными способами:
ступающий и скользящий шаг без палок и с палками.
Повороты переступанием. Подъемы и спуски под уклон. Передвижения на
лыжах до 1км. На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижениях на
лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и в колонне;
выполнение строевых команд. Акробатика. Группировка.
Упражнения в группировке. Перекаты в группировке. Перекаты в
группировке лежа на животе и из упора стоя на коленях. Сед руки в стороны.
Стойка на лопатках. Стойка на носках, на одной ноге (на полу и гимнастической
скамейке); ходьба по гимнастической скамейке; перешагивание через мячи;
повороты на 900; ходьба по рейке гимнастической скамейки.
Спортивные игры.
Баскетбол. Специальные передвижения без мяча.
Ловля, передача, броски и ведение мяча индивидуально, в парах, стоя на месте
и в шаге.
Броски в цель (кольцо, щит, мишень, обруч).
Подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол. Подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча;
подвижные
игры
на
материале
волейбола.
Футбол (мини-футбол). Упражнения без мяча:
бег «змейкой» и
«восьмеркой»; бег с чередованием передвижения лицом и спиной вперед. удар
внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с
одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу. Подвижные игры на
материале футбола. «Точная передача».
Итого

102

2 класс
Программный материал по разделу 1,2,3,4 можно осваивать как на специально отведённых уроках,
так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных
способностей.
№
Тема урока
Количество
п/п
Часов
1

Раздел 1. Знания о физической культуре.
Физическая культура
Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как
жизненно важные способы передвижения человека.

2

3
4

Закаливание организма (обтирание) и правила проведения закаливающих
процедур.
Связь физической культуры с укреплением здоровья (физического, социального
и психологического) и влияние на развитие человека (физическое,
интеллектуальное, эмоциональное, социальное).
Из истории физической культуры
Возникновение первых соревнований. Зарождение Олимпийских игр.
Исторические сведения о развитии современных Олимпийских игр (летних и
зимних). Роль Пьера де Кубертена в их становлении.
Особенности физической культуры разных народов. Ее связь с природными,
географическими особенностями, традициями и обычаями народа.
Физические упражнения
Физические упражнения, их влияние на развитие физических качеств.
Характеристика основных физических качеств:
силы, быстроты,
выносливости, гибкости и равновесия.
Специальные упражнения для органов зрения.
Работа органов пищеварения. Вещества, которые человек получает вместе с
пищей, необходимые для роста и развития организма и для пополнения
затраченной энергии.
Важность физических упражнений для укрепления мышц живота и работы
кишечника.
Питьевой режим при занятиях физическими упражнениями.
Раздел 2. Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия
Выполнение простейших закаливающих процедур, оздоровительных занятий в
режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Утренняя зарядка, правила её составления и выполнения. Физкультминутки,
правила их составления и выполнения.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической
подготовленностью
Измерение длины и массы тела.
Измерение окружности грудной клетки, плеча и силы мышц. Тестирование
физических
(двигательных)
способностей
(качеств):
скоростных,
координационных, силовых, выносливости, гибкости.
Самостоятельные игры и развлечения
Организация и проведение подвижных игр и занятий физическими
упражнениями во время прогулок. Игры и развлечения в зимнее время года.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность (в содержании соответствующих
разделов программы)
Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток,
занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Игры и развлечения в летнее время года.
Раздел 3 Спортивно-оздоровительная деятельность
Легкая атлетика.

29

Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением
рук, под счёт учителя, коротким, средним и длинным шагом. Сочетание
различных видов ходьбы с коллективным подсчётом, с высоким подниманием
бедра, в приседе, с преодолением 2-3 препятствий по разметкам. Беговые
упражнения, прыжковые упражнения. Кроссовые дистанции до 300м. Метание в
горизонтальную и вертикальную цель.
5
22
Лыжные гонки.
Основные требования к одежде и обуви во время занятий. Значение занятий
лыжами для укрепления здоровья и закаливания. Особенности дыхания.
Требования к температурному режиму, понятие об обморожении. Техника
безопасности при занятиях лыжами. Передвижения на лыжах разными
способами: Скользящий шаг с палками.
Подъёмы и спуски с небольших склонов. Спуски в основной стойке.
Подъем «полуёлочкой».Передвижения на лыжах до 1,5км.На материале лыжной
подготовки: эстафеты в передвижениях на лыжах, упражнения на выносливость
и координацию.
6
27
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и в колонне;
выполнение строевых команд. Кувырок вперед. Стойка на лопатках согнув ноги.
Из стойки на лопатках, согнув ноги, перекат вперед в упор присев. Кувырок в
сторону. Акробатическая комбинация. Лазание по гимнастической стенке с
одновременным перехватом рук и перестановкой ног. Перешагивание через
набивные мячи. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и
перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической
скамейке.
7
24
Спортивные игры.
Баскетбол. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста,
приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в
шаге и прыжком; ловля и передача мяча в движении; броски в цель (мишень,
щит, кольцо); ведение мяча правой (левой) рукой на месте, по прямой, по дуге, с
остановками по сигналу; подвижные игры на материале баскетбола. Волейбол.
Подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче;
специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и
расстояние от туловища; подвижные игры на материале волейбола.
Футбол (мини-футбол). Остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней
и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу,
между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней
частью стопы; подвижные игры на материале футбола.
Итого
105
3 класс
Программный материал по разделу 1,2,3,4 можно осваивать как на специально отведённых уроках,
так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных
способностей.
№
Тема урока
Количество
п/п
Часов
1

Раздел 1. Знания о физической культуре.
Физическая культура
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими
упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

2

3
4

Закаливание организма (обливание, душ) и правила проведения закаливающих
процедур.
Работа сердечно-сосудистой системы во время движений и передвижений
человека. Укрепление сердца с помощью занятий физическими упражнениями.
Понятие о физическом состоянии как уровне физического развития, физической
готовности и самочувствия в процессе умственной, трудовой и игровой
деятельности.
Строение тела, основные формы движений (циклические, ациклические,
вращательные), напряжение и расслабление мышц при их выполнении.
Из истории физической культуры
Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью. Зарождение
физической культуры на территории Древней Руси.
Идеалы и символика Олимпийских игр.
Физические упражнения
Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств.
Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах, их
значение для активного отдыха, укрепления здоровья, повышения умственной и
физической работоспособности, выработки привычки к систематическим
занятиям физическими упражнениями.
Раздел 2. Способы физкультурной деятельности
Выполнение простейших закаливающих процедур, выполнение комплексов
упражнений для развития основных физических качеств.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической
подготовленностью
Измерение показателей физических качеств.
Тестирование физических (двигательных) способностей (качеств):скоростных,
координационных, силовых, выносливости, гибкости.
Самостоятельные игры и развлечения
Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в
спортивных залах).
Проведение элементарных соревнований.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность (в содержании соответствующих
разделов программы)
Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта.
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток,
занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Раздел 3 Спортивно-оздоровительная деятельность
Легкая атлетика.
Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением
рук, под счёт учителя, коротким, средним и длинным шагом. Сочетание
различных видов ходьбы с коллективным подсчётом, с высоким подниманием
бедра, в приседе, с преодолением 2-3 препятствий по разметкам. Беговые
упражнения, прыжковые упражнения. Кроссовые дистанции до 400м. Метание в
горизонтальную и вертикальную цель.

29

5

6

7

Лыжные гонки.
Передвижения на лыжах разными способами: Попеременный двухшажный ход
без
палок
и
с
палками.
Подъём
«лесенкой».
Спуски в высокой и низкой стойках. Передвижение на лыжах до 2 км с
равномерной скоростью.На материале лыжной подготовки: эстафеты в
передвижениях на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и в колонне;
выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения: Перекаты и группировка с последующей опорой
руками за головой. Кувырок назад в упор присев, 2-3 кувырка вперед. Стойка на
лопатках. Из стойки на лопатках, согнув ноги, перекат вперед в упор присев.
Гимнастический мост из положения лежа на спине.
Акробатическая комбинация из разученных элементов.. Преодоление полосы
препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение
по наклонной гимнастической скамейке. Гимнастические упражнения
прикладного характера: Прыжки со скакалкой. Прыжки на скакалке на 1, 2
ногах, с продвижением вперед. Прыжки группами на длинной
скакалке.
Спортивные игры.
Баскетбол. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста,
приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в
шаге и прыжком; ловля и передача мяча в движении; броски в цель (мишень,
щит, кольцо); ведение мяча правой (левой) рукой на месте, по прямой, по дуге, с
остановками по сигналу; подвижные игры на материале баскетбола. Волейбол.
Подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче;
специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и
расстояние от туловища; подвижные игры на материале волейбола.
Футбол (мини-футбол). Остановка катящегося мяча; ведение мяча
внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по
сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча
внутренней частью стопы; подвижные игры на материале футбола.
Итого

22

27

24

105

4 класс
Программный материал по разделу 1,2,3,4 можно осваивать как на специально отведённых уроках, так и
в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.
№
Тема урока
Количество
п/п
Часов
1
Раздел 1. Знания о физической культуре.
Физическая культура
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими
упражнениями (организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря).
Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных
водоемах) и правила проведения закаливающих процедур. Правила проведения
закаливающих процедур.
Роль и значение занятий физической культурой и поддержание хорошего

2

3
4

5

6

здоровья для успешной учёбы и социализации в обществе.
Из истории физической культуры
Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Развитие физической культуры в России в XVII - XIX вв.
Олимпийские чемпионы по разным видам спорта.
Физические упражнения
Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных
сокращений.
Что такое физическая нагрузка. Правила контроля за нагрузкой по частоте
сердечных сокращений.
Роль органов дыхания во время движений и передвижений человека. Важность
занятий физическими упражнениями и спортом для улучшения работы лёгких.
Как правильно дышать при различных физических нагрузках.
Раздел 2. Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия
Выполнение простейших закаливающих процедур. Травмы, которые можно
получить при занятиях физическими упражнениями (ушиб, ссадины и
потёртости кожи, кровотечение). Оказание доврачебной помощи при легких
ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях, кровотечениях. Игра «Проверь
себя» на усвоение правил первой помощи. Подведение итогов игры «Лучшее
ведение здорового образа жизни».
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической
подготовленностью
Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических
упражнений. Приёмы измерения пульса (чсс до, во время и после физических
нагрузок).Выполнение основных движений с различной скоростью, с
предметами, из разных исходных положений, на ограниченной площади опоры
и с ограниченной пространственной ориентацией.
Самостоятельные игры и развлечения
Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в
спортивных залах).
Подвижные игры с элементами спортивных игр.
Раздел 3 Спортивно-оздоровительная деятельность
Легкая атлетика.
Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением
рук, под счёт учителя, коротким, средним и длинным шагом. Сочетание
различных видов ходьбы с коллективным подсчётом, с высоким подниманием
бедра, в приседе, с преодолением 2-3 препятствий по разметкам. Беговые
упражнения, прыжковые упражнения. Эстафеты.Кроссовые дистанции до
1000м. Метание в горизонтальную и вертикальную цель.
Лыжные гонки.
Передвижения на лыжах разными способами: Попеременный двухшажный ход.
Спуски с пологих склонов. Торможение плугом и упором. Повороты
переступанием в движении. Подъём «лесенкой» и «ёлочкой». Прохождение
дистанции до 2,5км. На материале лыжной подготовки: эстафеты в
передвижениях на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне;

28

23

24

7

выполнение строевых команд. Команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!»,
«Вольно!»; рапорт учителю; повороты кругом на месте; расчёт по порядку;
перестроение из одной шеренги в три уступами, из колонны по одному в
колонну по три и четыре в движении с поворотом.
Акробатические упражнения: Кувырок назад. Кувырок вперёд. Кувырок назад и
перекатом стойка на лопатках. Гимнастический мост с помощью и
самостоятельно. Комплекс упражнений для развития мышц туловища.
Акробатические
комбинации.
Выполнение
ранее
изученных
гимнастических элементов по отдельности и в комбинации, например: мост из
положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в
положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок
вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок
вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на
руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед. Прыжки со скакалкой.
Прыжки на скакалке на 1, 2 ногах, с продвижением вперед. Передвижения
шагом, бегом, прыжками в различных направлениях по сигналу. Лазание по
наклонной скамейке в упоре присев, в упоре лежа, подтягиваясь руками.
Перелезание через препятствия. Преодоление полосы препятствий с элементами
лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной
гимнастической скамейке На материале гимнастики с основами акробатики:
игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на
внимание, силу, ловкость и координацию
Спортивные игры.
Баскетбол. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Ведение мяча
на месте с высоким, средним, низким отскоком. Ловля и передача мяча двумя
руками от груди на месте и в движении. Ловля и передача мяча одной рукой от
плеча на месте. Ловля и передача мяча в кругу, в квадрате. Броски мяча в кольцо
двумя руками от груди. Бросок мяча двумя руками от груди после ведения и
остановки. Прыжок с двух шагов.
Эстафеты с ведением, передачами мяча и бросками его в корзину, игра в
баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»). Тактические действия
в защите и нападении.
Волейбол. Перемещения ходьбой и бегом, с остановками скачком по сигналу
после ходьбы и бега. Перемещения приставными шагами правым и левым
боком. По сигналу принятие стойки волейболиста, имитация передачи мяча.
Броски набивного мяча и ловля его в положении «сверху».
Передача мяча, подброшенного над собой и партнером. Передача в парах.
Передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших
перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым)
боком. Прием снизу двумя руками. Мяч набрасывает партнер.
Передачи у стены многократно с ударом о стену. Передача мяча, наброшенного
партнером через сетку. Передачи мяча разными способами во встречных
колоннах. Ознакомление с техникой нижней прямой подачи.
Нижняя прямая подача в стену. Нижняя прямая подача в стену и через сетку с
расстояния 5 м. Передачи в парах через сетку (передача двумя руками сверху,
кулаком снизу). Упражнения в перемещениях, передачи и подачи мяча.
Подвижные игры на материале волейбола.

27

Футбол (мини-футбол). Ходьба и бег с остановками по сигналу. Бег с
ускорениями по сигналу. Ведение мяча носком ноги и внутренней частью
подъема стопы. Ведение мяча с ускорением по кругу, между стоек. Челночный
бег. Удар с места и небольшого разбега по неподвижному мячу внутренней
стороной стопы. Удар с разбега по катящемуся мячу.
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы. Тактические действия
в защите. Подвижные игры на материале футбола.
Игра Мини-футбол.
Итого

105

8.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Авторской программы «Физическая культура» В. И. Ляха, А.А.Зданевича., (М.: Просвещение, 2014г).
Учебники:
1. Лях, В. И. Физическая культура: 1-4 кл. - М.: Просвещение, 2013 г.
2. Мой друг-физкультура. 1-4 классы, под ред. В.И.Лях - М. «Просвещение», 2016.
Приложение №1
Требования к оформлению реферата
Написание реферата требует придерживаться следующих требований:
- текст пишется на листах формата А4
- шрифт для написания работы должен быть черного цвета, TimesNewRoman размером 12-14пт.
- междустрочный интервал задается либо полуторный, либо двойной
- текст выравнивается по ширине, а названия глав пишутся посередине
- недопустимо переносить слова
- после написания названия глав и заголовков точка не ставится
- обязательно проставить нумерацию страниц арабскими цифрами в центре нижней части листа
- по объему реферат не должен превышать 10 страниц
- каждая новая глава работы обязательно должна начинаться с чистого листа.
Структура реферата
- титульный лист.
- содержание, где прописываются все главы и номера страниц, на которых они расположены.
- основная часть, в которой излагается материал по теме (не менее 3-5 страниц)
- в самом конце прописывается список литературы и источников, которые были изучены при
написании реферата
- приложения, если таковые имеются.
Критерии оценок рефератов учащихся
- Актуальность темы
- Соответствие содержания теме
- Глубина проработки материала
- Правильность и полнота использования источников
- Соответствие оформления реферата Оценка «отлично»:
1. Присутствие всех вышеперечисленных требований;
2. Знание учащимся изложенного в реферате материала, умение грамотно и аргументировано изложить
суть проблемы;
3. Умение свободно беседовать по любому пункту реферата, отвечать на вопросы, по теме реферата;
4. Умение анализировать фактический материал, использованные при написании реферата.
Оценка «хорошо»:
1. Мелкие замечания по оформлению реферата;
2. Незначительные трудности по одному из перечисленных выше требований.
Оценка «удовлетворительно»:
1. Тема реферата раскрыта недостаточно полно;
2. Неполный список литературы и источников;
3. Затруднения в изложении, аргументировании.
Темы рефератов на выбор
1. История возникновения и развития Олимпийских игр.

52.
53.
54.
55.

2. Контроль, самоконтроль в занятиях физической культурой и травматизма.
3. Утренняя гигиеническая гимнастика и ее значение.
4. Комплекс гимнастики.
5. Символика и атрибутика Олимпийских игр.
6. Двигательный режим и его значение.
7. Физическая культура и спорт как социальные феномены.
8. Роль общеразвивающих упражнений в физической культуре.
9. Спортивная игра волейбол. История возникновения и развития игры. Правила игры.
10. Спортивная игра баскетбол. История возникновения и развития игры. Правила игры.
11. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями.
12. Оздоровительная физическая культура и ее формы.
13. Влияние оздоровительной физической культуры на организм.
14. Бег, как средство укрепления здоровья.
15. Научная организация труда: утомление, режим, гиподинамия, работоспособность, двигательная
активность, самовоспитание.
16. Гигиенические и естественные факторы природы: режим труда и отдыха; биологические ритмы и
сон; наука о весе тела и питании человека.
17. Формирование двигательных умений и навыков.
18. Воспитание основных физических качеств человека (определение понятия, методика воспитания
качества).
19. Основы спортивной тренировки.
20. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
21. Организм, как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.
22. Анатомо-морфологические особенности и основные физиологические функции организма.
23. Внешняя среда и ее воздействие на организм человека.
24. Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности.
25. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление.
26. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
27. Баскетбол
28. Виды массажа
29. Виды физических нагрузок, их интенсивность
30. Влияние физических упражнений на мышцы
31. Волейбол 32.Закаливание
33. Здоровый образ жизни
34. История Олимпийских игр как международного спортивного движения
35. Комплексы упражнений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
36. Общая физическая подготовка: цели и задачи
37. Организация физического воспитания
38. Основы методики и организация самостоятельных занятий физическими упражнениям
39. Питание спортсменов
40. Правила игры в фут-зал (мини-футбол), утвержденные фифа
41. Развитие быстроты
42. Развитие двигательных способностей
43. Развитие основных физических качеств юношей. Опорно-двигательный аппарат. Сердечнососудистая,дыхательная и нервная системы
44. Развитие силы и мышц
45. Развитие экстремальных видов спорта
46. Роль физической культуры
47. Спорт высших достижений
48. Утренняя гигиеническая гимнастика
49. Физическая культура и физическое воспитание
50. Физическое воспитание в семье
51. Характеристика основных форм оздоровительной физической культуры
Цели, задачи и средства общей физической подготовки
Цели, задачи и средства спортивной подготовки
Самоконтроль в процессе физического воспитания
Характеристика основных форм оздоровительной физической культуры

Физическая культура в системе общекультурных ценностей
Физическая культура в школе
Учет половых и возрастных особенностей при занятиях физической культурой и спортом
Физические качества. Методы воспитания физических качеств на занятиях физической культурой и
спортом
60. Повышение иммунитета и профилактика простудных заболеваний
61. Физическая культура в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний
62. Физическая культура в профилактике опорно-двигательного аппарата
63. Способы улучшения зрения
64. Применение физических упражнений для формирования красивой фигуры.
65. Баскетбол: азбука баскетбола
66. Баскетбол: элементы техники
67. Баскетбол: броски мяча
68. Баскетбол: организация соревнований
69. Волейбол: азбука волейбола
70. Волейбол: передачи
71. Волейбол: нападающий удар
72. Волейбол: блокирование
73. Волейбол: подача
74. Волейбол: организация соревнований
75. Лыжная подготовка в системе физического воспитания
76. Лыжная подготовка: основы техники передвижения
77. Лыжная подготовка: способы лыжных ходов
78. Лыжная подготовка: преодоление подъемов и спусков
79. Лыжная подготовка: подбор инвентаря
80. Развитие Олимпийского движения в России
81. Международный Олимпийский комитет (МОК, история создания, цели, задачи, содержание
деятельности).
Приложение 2
Критерии и нормы оценки знаний учащихся по физической культуре
Оценка успешности учащихся по физической культуре: производится на общих основаниях и
включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний (тесты,
устные ответы), степень овладения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять
физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов, учитывая
возрастные и индивидуальные особенности занимающихся. При оценки успешности ориентироваться на
темпы продвижения ученика в развитии его двигательных способностей, поощрять его стремления к
самосовершенствованию, к углублению знаний в области физической культуры и ведению здорового
образа жизни.
В пределах доступного дети должны знать терминологию, правила игр, способы выполнения
упражнений, уметь объяснить это своими словами. Должны уметь выполнять упражнения,
предусмотренные программой и пройденные на уроках. Учащиеся должны не только знать правила и
содержание игры, но и уметь играть, умело использовать в играх изученные упражнения, согласовывать
свои действия с действиями товарищей.
Необходимо, чтобы каждый учащийся в течении четверти получил пять - шесть оценок. При оценке
успеваемости принимаются во внимание индивидуальные особенности детей: принадлежность к разным
медицинским группам, уровень физического развития, последствия заболеваний и др.
Оценка умений и навыков выставляется за качество выполнения упражнений. Кроме того, следует
учитывать количественный показатель учащихся при выполнении учебных нормативов по бегу,
прыжкам, метаниям, лыжной подготовке и т.д.
Успеваемость учащихся по физической культуре оценивается по общепринятой в школе пятибалльной
системе.
Для всех видов физических упражнений , в том числе и игр, может быть использован следующий
критерий оценок:
Оценка ”5” - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без напряжения, уверенно; в
играх учащийся показал знание правил игры, умение пользоваться изученными упражнениями для
быстрейшего достижения индивидуальных и коллективных целей в игре. Оценка ”4” - упражнение
выполнено в соответствии с заданием, правильно, но с некоторым напряжением, недостаточно уверенно, в
играх учащийся показал знание правил игры, но недостаточно уверенно умеет пользоваться изученными
56.
57.
58.
59.

движениями для быстрейшего достижения результатов в игре. Допущено 3-4 ошибки.
Оценка ”3” - упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением,
допущены незначительные 5-6 ошибок; в играх учащийся показал знание лишь основных правил, но не
всегда умеет пользоваться изученными движениями.
Оценка "2" - упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками, более 7 ошибок; в играх
учащийся показал слабое знание правил, неумение пользоваться изученными упражнениями.
Оценка успеваемости за четверть выставляется на основании данных текущего учета. При этом не
допускается суммирование всех оценок и определение среднеарифметического показателя. Все оценки,
поставленные учащимся в порядке индивидуального и фронтального опроса, имеют влияние на итоговую
оценку за четверть. Однако преимущественное значение следует придавать выполнению основных
упражнений, изучаемых в течение четверти, а не общим показателям физического развития.
Оценка за год выставляется на основании четвертных оценок в соответствии с общепедагогическими
требованиями.
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень
физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».