Рабочая программа по информатике 7-9 классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЫШМИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«БОРОВЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Принята
на заседании педагогического совета
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»
Протокол от «17» июня 2021 № 5/4

Утверждена
приказом директора
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»
от «17» июня 2021 № 124

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ
7-9 класс

Составитель учитель информатики
Климова Ю.В.

2021 год

Нормативно-правовые основания разработки рабочей программы
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 7-9 классов
составлена на основе с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании Российской Федерации» (п. 3.6 ст. 28), требованиями федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ПГО
«Боровлянская СОШ», примерной программы по информатике, авторской рабочей
программы к УМК А.Ю. Босовой, Л.Л. Босовой «Информатика», для основной школы,
М.:БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013год.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане основной школы информатика представлена как: базовый курс в
VII–IX классах (три года по одному часу в неделю, всего 105 часов);
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе
система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам
образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми
при изучении информатики в основной школе, являются:
 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
 понимание роли информационных процессов в современном мире;
 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
 ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов
ее распространения;
 развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
 способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного,
нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными
метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:
 владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»,
«алгоритм», «исполнитель» и др.;
















владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных
условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы,
графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из
одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления
информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели
объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания
личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание
графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание,
восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное
взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в
ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной
области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного
предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и
социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления,
научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
общего образования основные предметные результаты изучения информатики в
основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных
устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель – и их свойствах;















развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических
конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков
программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной,
условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей —
таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Ученик научится:
различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация,
информационный процесс;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам
ее представления на материальных носителях;
приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с
хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной
памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода),
характеристиках этих устройств;
узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.

Ученик получит возможность:
 осознано подходить к выбору ИКТ– средств для своих учебных и иных целей;
 узнать о физических ограничениях назначения характеристик компьютера.
Математические основы информатики
Ученик научится:
 оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник
данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная
способность канала связи);







Алгоритмы и элементы программирования
Ученик научится:
составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным,
графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и
др.);
определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения
конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать
разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
Использование программных систем и сервисов
Ученик научится:


















классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать,
удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
разбираться в иерархической структуре файловой системы;
осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием
логических операций.
Ученик овладеет (как результат применения программных систем и интернетсервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):
навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными
для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов
(файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры,
поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать
работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т.
д.);
приемами безопасной организации своего личного пространства данных с
использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
основами соблюдения норм информационной этики и права;
узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.

Ученик получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):
 узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;
 практиковаться в использовании основных видов прикладного программного
обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
 познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого
взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
 познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная
информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие
электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке
достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
 узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и
национальные стандарты;
 узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
 получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
 познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
 получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на
производстве и в научных исследованиях.
Содержание учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса)
информатики в 7–9 классах основной школы может быть определена следующими
укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса)
информатики в основной школе может быть определена тремя укрупнёнными
разделами:
введение в информатику;
алгоритмы и начала программирования;
информационные и коммуникационные технологии.
Раздел 1. Введение в информатику

Информация. Информационный объект. Информационный процесс.
Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя
информации и обстоятельств получения информации: «важность»,
«своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как
способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит,
мощность алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования.
Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования.
Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности
двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство
с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в
них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из
двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы.
Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования
букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Возможность дискретного представления аудиовизуальных данных
(рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты
хранения аудиовизуальной информации.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём
информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к
измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и
обработка информации. Примеры информационных процессов в системах
различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные,
оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики
современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе;
скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение
информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник
информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.
Передача информации в современных системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой
информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая
содержание информации. Поиск информации.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь.
Управление в живой природе, обществе и технике.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей
объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике,
литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности.
Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма,
формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности
модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и
общественных процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных
моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле
компьютерного моделирования: построение математической модели, ее

программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его
результатов, уточнение модели.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения,
операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение),
выражения, таблицы истинности.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные
исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры
формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности
действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов.
Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов.
Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и
программное управление исполнителем.
Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с
проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение
задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные,
символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с
табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план
целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных
данных с использованием промежуточных результатов.
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков
программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила
представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод,
присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила
записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка
алгоритма – запись программы – компьютерный эксперимент. Решение задач по
разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная
и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и
основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Программный принцип работы компьютера.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное
обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования.
Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые
окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в
наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление
объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса
персонального компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной
эксплуатации компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы
(раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов.
Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка,

удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания,
расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание,
цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки,
междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый
документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст.
Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты
распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над
документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц
документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц.
Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора.
Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая,
векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения.
Звук и видео как составляющие мультимедиа.
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и
видео информация.
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул.
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов.
Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы
управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование
записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные
сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей:
электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы
компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные
энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе
данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги,
поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности полученной информация. Возможные
неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности
источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и
т.п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной
информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры
сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.
Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни
человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги,
научно-технические исследования, управление производством и проектирование
промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование
(дистанционное обучение, образовательные источники).
Основные этапы развития ИКТ.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита
собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные
вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и
этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети
Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные)
повсеместного применения ИКТ в современном обществе.

№

Название темы

1

Информация и
информационные
процессы
Компьютер как
универсальное
устройство обработки
информации
Обработка графической
информации
Обработка текстовой
информации
Мультимедиа
Математические основы
информатики
Основы алгоритмизации
Начала
программирования
Моделирование и
формализация
Алгоритмизация и
программирование
Обработка числовой
информации
Коммуникационные
технологии

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Резерв
Итого:

Учебно-тематический план
Количество часов
Общее
теория
9
6

практика
3

7

4

3

4

2

2

9

3

6

4
13

1
10

3
3

10
10

6
2

4
8

9

6

3

8

2

6

6

2

4

10

6

4

6
105

0
50

6
55

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Информация. Информационный Аналитическая деятельность:
Тема 1. Информация и
процесс. Субъективные
информационные процессы
 оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность,
характеристики информации,
(9 часов)
достоверность, полнота и пр.);
зависящие от личности
 приводить примеры кодирования с использованием
получателя информации и
различных алфавитов, встречаются в жизни;
обстоятельств получения
 классифицировать информационные процессы по принятому
информации: важность,
основанию;
своевременность, достоверность,  выделять информационную составляющую процессов в
актуальность и т.п.
биологических, технических и социальных системах;
Представление информации.
 анализировать отношения в живой природе, технических и
Формы представления
социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций
информации. Язык как способ
управления.
представления информации:
естественные и формальные
Практическая деятельность:
языки. Алфавит, мощность
 кодировать и декодировать сообщения по известным
алфавита.
правилам кодирования;
Кодирование информации.
 определять количество различных символов, которые могут
Универсальность дискретного
быть закодированы с помощью двоичного кода
(цифрового, в том числе
фиксированной длины (разрядности);
двоичного) кодирования.
 определять разрядность двоичного кода, необходимого для
Двоичный алфавит. Двоичный
кодирования всех символов алфавита заданной мощности;
код. Разрядность двоичного
кода. Связь длины (разрядности)  оперировать с единицами измерения количества информации
(бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);
двоичного кода и количества
 оценивать числовые параметры информационных процессов
кодовых комбинаций.
(объём памяти, необходимой для хранения информации;
Размер (длина) сообщения
скорость передачи информации, пропускную способность
как мера количества
выбранного канала и пр.).
содержащейся в нём
информации. Достоинства и
недостатки такого подхода.
Другие подходы к измерению
количества информации.

Единицы измерения количества
информации.
Основные виды
информационных процессов:
хранение, передача и обработка
информации. Примеры
информационных процессов в
системах различной природы; их
роль в современном мире.
Хранение информации.
Носители информации
(бумажные, магнитные,
оптические, флэш-память).
Качественные и количественные
характеристики современных
носителей информации: объем
информации, хранящейся на
носителе; скорости записи и
чтения информации. Хранилища
информации. Сетевое хранение
информации.
Передача информации.
Источник, информационный
канал, приёмник информации.
Обработка информации.
Обработка, связанная с
получением новой информации.
Обработка, связанная с
изменением формы, но не
изменяющая содержание
информации. Поиск
информации.

Тема 2. Компьютер как
универсальное устройство
обработки информации. (7
часов)

Общее описание компьютера.
Программный принцип работы
компьютера.
Основные компоненты
персонального компьютера
(процессор, оперативная и
долговременная память,
устройства ввода и вывода
информации), их функции и
основные характеристики (по
состоянию на текущий период
времени).
Состав и функции программного
обеспечения: системное
программное обеспечение,
прикладное
программное обеспечение,
системы программирования.
Компьютерные вирусы.
Антивирусная профилактика.
Правовые нормы использования
программного обеспечения.
Файл. Типы файлов. Каталог
(директория). Файловая система.
Графический пользовательский
интерфейс (рабочий стол, окна,
диалоговые окна, меню).
Оперирование компьютерными
информационными объектами в
наглядно-графической форме:
создание, именование,
сохранение, удаление объектов,
организация их семейств.

Аналитическая деятельность:
 анализировать компьютер с точки зрения единства
программных и аппаратных средств;
 анализировать устройства компьютера с точки зрения
организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и
передачи информации;
 определять программные и аппаратные средства,
необходимые для осуществления информационных
процессов при решении задач;
 анализировать информацию (сигналы о готовности и
неполадке) при включении компьютера;
 определять основные характеристики операционной
системы;
 планировать собственное информационное пространство.
Практическая деятельность:
 получать информацию о характеристиках компьютера;
 оценивать числовые параметры информационных процессов
(объём памяти, необходимой для хранения информации;
скорость передачи информации, пропускную способность
выбранного канала и пр.);
 выполнять основные операции с файлами и папками;
 оперировать компьютерными информационными объектами
в наглядно-графической форме;
 оценивать размеры файлов, подготовленных с
использованием различных устройств ввода информации в
заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон,
фотокамера, видеокамера);
 использовать программы-архиваторы;
 осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов
помощью антивирусных программ.

Архивирование и
разархивирование.
Гигиенические, эргономические
и технические условия
безопасной эксплуатации
компьютера.

Тема 3. Обработка
графической информации (4
часа)

Формирование изображения на
экране монитора.
Компьютерное представление
цвета. Компьютерная графика
(растровая, векторная).
Интерфейс графических
редакторов. Форматы
графических файлов.

Аналитическая деятельность:
 анализировать пользовательский интерфейс используемого
программного средства;
 определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач;
 выявлять общее и отличия в разных программных продуктах,
предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
 определять код цвета в палитре RGB в графическом
редакторе;
 создавать и редактировать изображения с помощью
инструментов растрового графического редактора;
 создавать и редактировать изображения с помощью
инструментов векторного графического редактора.

Тема 4. Обработка текстовой Текстовые документы и их
структурные единицы (раздел,
информации (9 часов)
абзац, строка, слово, символ).
Технологии создания текстовых
документов. Создание,
редактирование и
форматирование текстовых
документов на компьютере
Стилевое форматирование.
Включение в текстовый
документ списков, таблиц,
диаграмм, формул и
графических объектов.
Гипертекст. Создание ссылок:
сноски, оглавления, предметные
указатели. Коллективная работа
над документом. Примечания.
Запись и выделение изменений.
Форматирование страниц
документа. Ориентация, размеры
страницы, величина полей.
Нумерация страниц.
Колонтитулы. Сохранение
документа в различных
текстовых форматах.
Инструменты распознавания
текстов и компьютерного
перевода.
Компьютерное представление
текстовой информации. Кодовые
таблицы. Американский
стандартный код для обмена
информацией, примеры

Аналитическая деятельность:
 анализировать пользовательский интерфейс используемого
программного средства;
 определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач;
 выявлять общее и отличия в разных программных продуктах,
предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
 создавать небольшие текстовые документы посредством
квалифицированного клавиатурного письма с
использованием базовых средств текстовых редакторов;
 форматировать текстовые документы (установка параметров
страницы документа; форматирование символов и абзацев;
вставка колонтитулов и номеров страниц).
 вставлять в документ формулы, таблицы, списки,
изображения;
 выполнять коллективное создание текстового документа;
 создавать гипертекстовые документы;
 выполнять кодирование и декодирование текстовой
информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ8Р, Windows 1251);
 использовать ссылки и цитирование источников при
создании на их основе собственных информационных
объектов.

кодирования букв национальных
алфавитов. Представление о
стандарте Юникод.

Тема 5. Мультимедиа (4
часа)

Понятие технологии
мультимедиа и области её
применения. Звук и видео как
составляющие мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты
слайдов.
Звуки и видео изображения.
Композиция и монтаж.
Возможность дискретного
представления мультимедийных
данных

Аналитическая деятельность:
 анализировать пользовательский интерфейс используемого
программного средства;
 определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач;
 выявлять общее и отличия в разных программных продуктах,
предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
 создавать презентации с использованием готовых шаблонов;
 записывать звуковые файлы с различным качеством
звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

Тема 6. Математические
основы информатики (13
часов)

Тема 7. Основы
алгоритмизации (10
часов)

Понятие о непозиционных и
позиционных системах
счисления. Знакомство с
двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системами
счисления, запись в них целых
десятичных чисел от 0 до 1024.
Перевод небольших целых чисел
из двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системы
счисления в десятичную.
Двоичная арифметика.
Логика высказываний (элементы
алгебры логики). Логические
значения, операции (логическое
отрицание, логическое
умножение, логическое
сложение), выражения, таблицы
истинности.
Учебные исполнители Робот,
Удвоитель и др. как
примеры формальных
исполнителей. Понятие
алгоритма как формального
описания последовательности
действий исполнителя при
заданных начальных данных.
Свойства алгоритмов. Способы
записи алгоритмов.
Алгоритмический язык –
формальный язык для записи
алгоритмов. Программа –запись
алгоритма на алгоритмическом

Аналитическая деятельность:
 выявлять различие в унарных, позиционных и
непозиционных системах счисления;
 выявлять общее и отличия в разных позиционных системах
счисления;
 анализировать логическую структуру высказываний.
Практическая деятельность:
 переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из
десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную,
шестнадцатеричную) и обратно;
 выполнять операции сложения и умножения над небольшими
двоичными числами;
 записывать вещественные числа в естественной и
нормальной форме;
 строить таблицы истинности для логических выражений;
 вычислять истинностное значение логического выражения.
Аналитическая деятельность:
 определять по блок-схеме, для решения какой задачи
предназначен данный алгоритм;
 анализировать изменение значений величин при пошаговом
выполнении алгоритма;
 определять по выбранному методу решения задачи, какие
алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
 сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
 исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных
данных;
 преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
 строить цепочки команд, дающих нужный результат при

языке. Непосредственное и
программное управление
исполнителем.
Линейные программы.
Алгоритмические конструкции,
связанные с проверкой условий:
ветвление и повторение.
Понятие простой величины.
Типы величин: целые,
вещественные, символьные,
строковые, логические.
Переменные и константы.
Алгоритм работы с величинами
–план целенаправленных
действий по проведению
вычислений при заданных
начальных данных с
использованием промежуточных
результатов.
Тема 8. Начала
программирования (10
часов)

Язык программирования.
Основные правила языка
программирования Паскаль:
структура программы; правила
представления данных; правила
записи основных операторов
(ввод, вывод, присваивание,
ветвление, цикл).
Решение задач по разработке и
выполнению программ в среде
программирования Паскаль.




конкретных исходных данных для исполнителя
арифметических действий;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при
конкретных исходных данных для исполнителя,
преобразующего строки символов;
строить арифметические, строковые, логические выражения
и вычислять их значения

Аналитическая деятельность:
 анализировать готовые программы;
 определять по программе, для решения какой задачи она
предназначена;
 выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
 программировать линейные алгоритмы, предполагающие
вычисление арифметических, строковых и логических
выражений;
 разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы
ветвления (решение линейного неравенства, решение
квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием



Тема 9. Моделирование и
формализация (9 часов)

Понятия натурной и
информационной моделей
Виды информационных моделей
(словесное описание, таблица,
график, диаграмма, формула,
чертёж, граф, дерево, список и
др.) и их назначение. Модели в
математике, физике, литературе,
биологии и т.д. Использование
моделей в практической
деятельности. Оценка
адекватности модели
моделируемому объекту и целям
моделирования.
Компьютерное моделирование.
Примеры использования
компьютерных моделей при
решении научно-технических
задач.
Реляционные базы данных

логических операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор
(операторы) цикла

Аналитическая деятельность:
 осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его
свойств существенные свойства с точки зрения целей
моделирования;
 оценивать адекватность модели моделируемому объекту и
целям моделирования;
 определять вид информационной модели в зависимости от
стоящей задачи;
 анализировать пользовательский интерфейс используемого
программного средства;
 определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач;
 выявлять общее и отличия в разных программных продуктах,
предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
 строить и интерпретировать различные информационные
модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы
алгоритмов);

Основные понятия, типы
данных, системы управления
базами данных и принципы
работы с ними. Ввод и
редактирование записей. Поиск,
удаление и сортировка данных.








Тема 10. Алгоритмизация и
программирование (8 часов)

Этапы решения задачи на
компьютере.
Конструирование алгоритмов:
разбиение задачи на подзадачи,
понятие вспомогательного
алгоритма. Вызов
вспомогательных алгоритмов.
Рекурсия.
Управление, управляющая и
управляемая системы, прямая и
обратная связь. Управление в
живой природе, обществе и
технике.

преобразовывать объект из одной формы представления
информации в другую с минимальными потерями в полноте
информации;
исследовать с помощью информационных моделей объекты в
соответствии с поставленной задачей;
работать с готовыми компьютерными моделями из
различных предметных областей;
создавать однотабличные базы данных;
осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

Аналитическая деятельность:
 выделять этапы решения задачи на компьютере;
 осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
 сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
 исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных
данных;
 разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
 разрабатывать программы для обработки одномерного
массива:
 (нахождение минимального (максимального) значения в
данном массиве;
 подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих
некоторому условию;
 нахождение суммы всех элементов массива;
 нахождение количества и суммы всех четных элементов в
массиве;
 сортировка элементов массива и пр.).

Тема 11. Обработка
числовой информации (6
часов)

Электронные таблицы.
Использование формул.
Относительные, абсолютные и
смешанные ссылки. Выполнение
расчётов. Построение графиков
и диаграмм. Понятие о
сортировке (упорядочивании)
данных.

Аналитическая деятельность:
 анализировать пользовательский интерфейс используемого
программного средства;
 определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач;
 выявлять общее и отличия в разных программных продуктах,
предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
 создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по
встроенным и вводимым пользователем формулам;
 строить диаграммы и графики в электронных таблицах.

Тема 12.
Коммуникационные
технологии (10 часов)

Локальные и глобальные
компьютерные сети. Интернет.
Скорость передачи информации.
Пропускная способность канала.
Передача информации в
современных системах связи.
Взаимодействие на основе
компьютерных сетей:
электронная почта, чат, форум,
телеконференция, сайт.
Информационные ресурсы
компьютерных сетей: Всемирная
паутина, файловые архивы.
Технологии создания сайта.
Содержание и структура сайта.
Оформление сайта. Размещение
сайта в Интернете.
Базовые представления о
правовых и этических аспектах
использования компьютерных

Аналитическая деятельность:
 выявлять общие черты и отличия способов
взаимодействия на основе компьютерных сетей;
 анализировать доменные имена компьютеров и адреса
документов в Интернете;
 приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск
информации;
 анализировать и сопоставлять различные источники
информации, оценивать достоверность найденной
информации;
 распознавать потенциальные угрозы и вредные
воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемы
пути их устранения.
Практическая деятельность:
 осуществлять взаимодействие посредством электронной
почты, чата, форума;
 определять минимальное время, необходимое для
передачи известного объёма данных по каналу связи с

программ и работы в сети
Интернет.




Резерв учебного времени в 7–9 классах: 6 часов.

известными характеристиками;
проводить поиск информации в сети Интернет по
запросам с использованием логических операций;
создавать с использованием конструкторов (шаблонов)
комплексные информационные объекты в виде вебстраницы, включающей графические объекты.

Поурочное планирование
по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 7 классов
№
Кол-во
Тема урока
Планируемые сроки
урока
часов
Информация и информационные процессы
1
Инструктаж по технике безопасности. Введение в
1
02.09
предмет. Информация
2
Виды информации. Свойства информации
1
09.09
3
Информационные процессы. Сбор и обработка
1
16.09
информации
4
Информационные процессы. Хранение и передача
1
23.09
информации
5
Всемирная паутина
1
30.09
6
Представление информации
1
07.10
7
Двоичное кодирование
1
14.10
8
Измерение информации
1
21.10
9
Обобщение и систематизация основных понятий темы
1
04.11
«Информация и информационные процессы».
Проверочная работа
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
10
Основные компоненты компьютера и их функции
1
11.11
11
Персональный компьютер
1
18.11
12
Программное обеспечение компьютера. Системное
1
25.11
программное обеспечение
13
Системы программирования и прикладное
1
02.12
программное обеспечение
14
Файлы и файловые структуры
1
09.12
15
Пользовательский интерфейс
1
16.12
16
Обобщение и систематизация основных понятий темы
1
23.12

Дата по факту

17
18
19
20

21
22
23
24
25
26
27
28

29
30
31
32

«Компьютер как универсальное устройство для работы
с информацией». Проверочная работа
Обработка графической информации
Формирование изображения на экране монитора
1
Компьютерная графика
1
Создание графических изображений
1
Обобщение и систематизация основных понятий темы
1
«Обработка графической информации». Проверочная
работа
Обработка текстовой информации
Текстовые документы и технологии их создания
1
Создание текстовых документов на компьютере
1
Форматирование текста
1
Форматирование текста
1
Визуализация информации в текстовых документах
1
Инструменты распознавания текстов и компьютерного
1
перевода
Оценка количественных параметров текстовых
1
документов
Обобщение и систематизация основных понятий темы
1
«Обработка текстовой информации». Проверочная
работа
Мультимедиа
Технология мультимедиа
1
Компьютерные презентации
1
Создание мультимедийной презентации
1
Обобщение и систематизация основных понятий главы
1
«Мультимедиа». Проверочная работа
Итоговое повторение

13.01
20.01
27.01
03.02

10.02
17.02
24.02
03.03
10.03
17.03
24.03
07.04

14.04
21.04
28.04
05.05

33-34
35

№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Обобщение и повторение пройденного материала.
Основные понятия курса
Итоговое тестирование

2
1

12.05
19.05
26.05

Поурочное планирование
по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 8 классов
Кол-во
Тема урока
Планируемые сроки
часов
Математические основы информатики
Инструктаж по технике безопасности. Введение в
1
02.09
предмет. Общие сведения о системах счисления
Позиционные и непозиционные системы счисления
1
09.09
Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы
1
16.09
счисления
Перевод чисел из 10-ой системы счисления в 2, 8, 16-ю
1
23.09
системы счисления
Перевод чисел из 2, 8, 16-ой систем счисления в 10-ю
1
30.09
систему счисления
Двоичная арифметика. Арифметические операции в
1
07.10
позиционных системах счисления
Представление целых, вещественных чисел
1
14.10
Высказывание. Логические операции
1
21.10
Построение таблиц истинности для логических
1
04.11
выражений

Дата по факту

10
11
12
13

14
15
16
17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27
28
29

Свойства логических операций
Решение логических задач
Логические элементы
Обобщение и систематизация основных понятий темы
«Математические основы информатики». Проверочная
работа
Основы алгоритмизации
Алгоритмы и исполнители
Способы записи алгоритмов
Объекты алгоритмов
Алгоритмическая конструкция «следование»
Алгоритмическая конструкция «ветвление»
Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с
заданным условием продолжения работы
Цикл с заданным условием окончания работы
Цикл с заданным числом повторений
Обобщение и систематизация основных понятий темы
«Основы алгоритмизации». Проверочная работа
Начала программирования
Общие сведения о языке программирования Паскаль
Организация ввода и вывода данных
Программирование линейных алгоритмов
Программирование разветвляющихся алгоритмов.
Условный оператор
Составной оператор. Многообразие способов записи
ветвлений
Программирование циклов с заданным условием
продолжения работы
Программирование циклов с заданным условием

1
1
1
1

11.11
18.11
25.11
02.12

1
1
1
1
1
1

09.12
16.12
23.12
09.12
13.01
20.01

1
1
1

27.01
03.02
10.02

1
1
1
1

17.02
24.02
03.03
10.03

1

17.03

1

24.03

1

07.04

30
31
32

33
34
35

№
урока
1
2
3

окончания работы
Программирование циклов с заданным числом
повторений
Различные варианты программирования циклического
алгоритма
Обобщение и систематизация основных понятий темы
«Начала программирования». Проверочная работа
Итоговое повторение
Обобщение и повторение пройденного материала.
Основные понятия курса
Итоговое тестирование
Резерв учебного времени

1

14.04

1

21.04

1

28.04

1

05.05

1
1

12.05
19.05

Поурочное планирование
по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 9 классов
Кол-во
Тема урока
Планируемые сроки
часов
Моделирование и формализация
Инструктаж по технике безопасности. Введение в
1
02.09
предмет. Моделирование как метод познания
Знаковые модели
1
09.09
Графические информационные модели
1
16.09

Дата по факту

4
5
6
7
8

9
1011
1213
14
15
16
17
18
19

20
21
22
23
24

Табличные информационные модели
1
База данных как модель предметной области
1
Система управления базами данных
1
Создание базы данных. Запросы на выборку данных
1
Обобщение и систематизация основных понятий темы
1
«Моделирование и формализация». Контрольная работа
Алгоритмизация и программирование
Решение задач на компьютере
1
Одномерные массивы целых чисел. Описание,
2
заполнение, вывод массива
Вычисление суммы элементов массива
2
Последовательный поиск в массиве
1
Сортировка массива
1
Конструирование алгоритмов. Разработка алгоритма для
1
исполнителя Робот
Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль
1
Алгоритмы управления
1
Обобщение и систематизация основных понятий темы
1
«Алгоритмизация и программирование». Проверочная
работа
Обработка числовой информации в электронных таблицах
Электронные таблицы
1
Организация вычислений в электронных таблицах.
1
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
Встроенные функции. Логические функции
1
Средства анализа и визуализации данных. Сортировка и
1
поиск данных
Построение диаграмм и графиков
1

23.09
30.09
07.10
14.10
21.10

04.11
11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
13.01
20.01
27.01

03.02
10.02
17.02
24.02
03.03

25

26
27
28
29
30
31
32

33
34
35

Обобщение и систематизация основных понятий главы
«Обработка числовой информации в электронных
таблицах». Проверочная работа
Локальные и глобальные компьютерные сети. Как
устроен Интернет
IP-адрес компьютера. Доменная система имён.
Протоколы передачи данных
Всемирная паутина. Файловые архивы
Электронная почта. Сетевое коллективное
взаимодействие. Сетевой этикет
Создание Web-сайта. Технологии создания сайта.
Содержание и структура сайта
Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете
Обобщение и систематизация основных понятий главы
«Коммуникационные технологии». Проверочная работа
Итоговое повторение
Обобщение и повторение пройденного материала.
Основные понятия курса
Итоговое тестирование
Резерв учебного времени

1

10.03

1

17.03

1

24.03

1
1

07.04
14.04

1

21.04

1
1

28.04
05.05

1

12.05

1
1

19.05
26.05

Критерии оценивания
Оценка практических работ
«5»:




«4»:

«3»:


«2»:


«5»:




«4»:




выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности действий;
проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных
результатов и выводов;
соблюдает правила техники безопасности;
в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи,
графики, вычисления;
правильно выполняет анализ ошибок.
ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не
более одной ошибки и одного недочета.
работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет
получить правильные результаты и выводы;
в ходе проведения работы были допущены ошибки.
работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет
сделать правильных выводов;
работа проводилась неправильно.
Оценка устных ответов
правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование
основных понятий;
правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами,
умеет применить знания в новой ситуации;
может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса
информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан
без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в
новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и
материалом, усвоенным при изучении других предметов;
учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

«3»:
 правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в
усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению
программного материала;
 умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому
алгоритму;
 допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и
одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой
ошибки и трех недочетов;
 допустил четыре-пять недочетов.
«2»:



ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в
соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов,
чем необходимых для оценки 3.
Оценка тестовых работ
Оценка
5
4
3
2

Проценты
100-91
90-71
70-51
50 и менее


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».