АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» для 10-11 классов (базовый уровень) УМК Босова Л.Л. Рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы по информатике для средней школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова). Вклад учебного предмета в достижение целей среднего общего образования Современный этап развития России, определяемый масштабными социальноэкономическими преобразованиями внутри страны и общемировыми тенденциями перехода к информационному обществу, предполагает высокий уровень адаптации выпускника школы к жизни и работе в высокотехнологичной наукоёмкой среде. Формирование фундаментальных представлений, касающихся информационной составляющей современного мира, создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — прерогатива школьного курса информатики. Его изучение обеспечит воспитанникам более широкие возможности реализации индивидуальных образовательных запросов; будет способствовать повышению уровня адаптации выпускника к жизни и работе в современном информационном обществе; даст дополнительные гарантии получения качественного бесплатного конкурентоспособного образования, которое невозможно без знания информатики и ИКТ; положительно скажется на уровне подготовки выпускников, которые будут иметь необходимые компетенции для получения профессионального образования. Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне среднего общего образования — обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. В связи с этим изучение информатики в 10-11 классах должно обеспечить: • сформированность представлений о роли информатики, информационных и коммуникационных технологий в современном обществе; • сформированность основ логического и алгоритмического мышления; • сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию; • сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий; • принятие правовых и этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение информации. • создание условий для развития навыков учебной, проектной, научноисследовательской и творческой деятельности, мотивации воспитанников к саморазвитию. Общая характеристика учебного предмета Информатика — это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации. Общеобразовательный предмет информатики отражает: • сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных средах (системах); • основные области применения информатики, прежде всего информационные и коммуникационные технологии, управление и социальную сферу; • междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности. Методы и средства информатики с каждым днём всё больше проникают во все сферы жизни и области знания. Изучение информатики в школе важно не только для тех воспитанников, которые планируют стать специалистами, разрабатывающими новые информационные технологии; не менее важно оно и для тех, кто планирует стать в будущем физиком или медиком, историком или филологом, руководителем предприятия или политиком, представителем любой другой области знаний или профессии. Курс информатики средней школы является завершающим этапом непрерывной подготовки воспитанников в области информатики и ИКТ; он опирается на содержание курса информатики основной школы и опыт постоянного применения ИКТ, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Согласно ФГОС среднего (полного) общего образования курс информатики в старшей школе может изучаться на базовом или на углублённом уровне. Результаты базового уровня изучения предмета ориентированы, в первую очередь, на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Они включают в себя: • понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области; • умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области; • осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания. Содержание курса информатики в старшей школе ориентировано на дальнейшее развитие информационных компетенций выпускника, готового к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий. Все воспитанники, изучающие информатику на базовом уровне, должны овладеть ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится предметная область информатики. Каждый, изучивший курс информатики базового уровня, может научиться выполнять задания базового уровня сложности, входящие в ЕГЭ. Место учебного предмета в учебном плане Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне составлена на основе авторской рабочей программы по информатике для старшей школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова) в объеме 70 часов (10 класс – 35 часов и 11 класс – 35 часов). № Название темы 1 . Название тематического блока в соответствии с ФГОС СОО Введение. Информация и информационные процессы 2 . Использование программных систем и сервисов 3 . 4 . 5 . 6 . Математические основы информатики Алгоритмы и элементы программирования Информационнокоммуникационные технологии. Работа информационном пространстве Общее Теория Практика информационные 6/15 3/7 3/8 Компьютер и его программное обеспечение Современные технологии создания и обработки информационных объектов Обработка информации в электронных таблицах Представление информации в компьютере Элементы теории множеств и алгебры логики Алгоритмы и элементы программирования Информационное моделирование 5/6 3/3 2/3 5/9 2/3 3/6 6/12 2/3 4/9 9/13 5/6 4/7 8/23 5/10 3/13 11/20 5/8 6/12 6/16 3/6 3/10 Сетевые информационные технологии 5/9 2/4 3/5 Основы социальной информатики 4/5 2/2 2/3 5/12 2/4 3/8 70/140 34/56 35/84 Информация процессы и в Резерв учебного времени Итого: Количество часов Результаты освоения учебного предмета ФГОС устанавливает требования к результатам освоения воспитанниками основной образовательной программы среднего (полного) общего образования: личностным результатам; метапредметным результатам; предметным результатам. При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты: Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов. метапредметные результаты: Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. предметные результаты, которые ориентированы на обеспечение, преимущественно, общеобразовательной и общекультурной подготовки: сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов; владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знание основных конструкций программирования; умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц; владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации; сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; сформированность понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними; владение компьютерными средствами представления и анализа данных; сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; сформированность понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, дифференцированная самостоятельная работа, дифференцированная проверочная работа, тесты, в том числе с компьютерной поддержкой, теоретические зачеты, контрольная работа.