МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЫШМИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «БОРОВЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Утверждена приказом директора МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ» от «24» июня 2022 № 133 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Шахматы» (направление «общеинтеллектуальное») для 1-4 классов Приложение к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ» Составитель: учитель начальной школы Белокурова Н.В. высшая квалификационная категория 2022 Пояснительная записка Данная программа разработана с учетом современных требований, т.к. человечеству придётся решать ряд сложнейших проблем связанных с жизнью на планете. Справиться с этим могут только высокообразованные и высоконравственные люди. Именно поэтому так необходимо повышение интеллектуального потенциала человечества. Она актуальна, интерес к шахматам обусловлен тем, что это одна из самых эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию человека. Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Шахматы» для обучающихся 1-4 классов разработана в соответствии: - с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2021г.); - авторской программы «Шахматы» автор А.А.Тимофеев, (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва Издательский центр «Вентана - Граф» 2012 год). - с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ ПГО « Боровлянская СОШ»; -- с образовательными потребностями и запросами участников образовательного процесса, особенностями обучающихся, профессиональными возможностями учителя, состоянием учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. Программа тесно связана почти со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в начальной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале: философский аспект, теория множеств, информатика, математика и в частности геометрия. Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так как в процессе игры реализуются функции контроля, планирования и анализа, как и при любом процессе управления. Цель программы: Развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях — от нагляднообразного мышления до комбинаторного, тактического и творческого. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: развитие внимания и мотивации школьника; развитие наглядно-образного мышления; организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся; включение учащихся в разностороннюю деятельность; формирование навыков позитивного коммуникативного общения; воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; Место курса в учебном плане Продолжительность реализации программы с недельной нагрузкой – 1 час в неделю. В соответствии с Уставом и учебным планом школы для учащихся 1 классов предусмотрено 33 учебных недели, а для 2-4 классов 34 учебных недели, поэтому рабочая программа составлена 1класс – 33 часа; 2- 4 классы – 34 часа. Программа внеурочной деятельности кружка «Шахматы » состоит из 6 разделов: 1. Шахматная доска и фигуры. 2. Ходы и взятия фигур. 3. Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат. 4. Запись шахматных ходов. 5. Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен. 6. Общие принципы разыгрывания дебюта. Содержание программы Шахматная доска и фигуры (3 ч для 2-4 классов; 2 часа для 1 класса) Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат. Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения. Ходы и взятия фигур (12 ч) Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра. Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч) Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы. Запись шахматных ходов (2 ч) Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант. Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч) Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество. Общие принципы разыгрывания дебюта (5ч) Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Раннее развитие ферзя. Дебютные ловушки Ожидаемые результаты: овладение навыками игры в шахматы; интеллектуальное развитие детей; результативное участие в соревнованиях различных уровней. Предполагаемые результаты реализации программы Федеральный государственный стандарт начального общего образования формулирует требования к результатам освоения курса по внеурочной деятельности в единстве личностных, предметных и метапредметных результатов. Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются: развитие любознательности и сообразительности; развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; развитие наглядно-образного мышления и логики. Предметные и метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделах «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь». К концу изучения учащиеся должны знать: шахматную доску и её структуру; обозначение полей линий; ходы и взятия всех фигур, рокировку; основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.); К концу изучения учащиеся должны уметь: играть партию от начала до конца по шахматным правилам; записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи; находить мат в один ход в любых задачах такого типа; оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса; планировать, контролировать и оценивать действия соперников; определять общую цель и пути её достижения; решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале. Учебно - тематическое планирование. 1 класс №п\п Ι Темы количество часов всего теория 2 2 линии. 1 1 Легенда о возникновении шахмат. 1 Шахматные фигуры и их обозначения. 1 Ходы и взятие фигур. 8 Шахматная доска и фигуры. Шахматная доска. Поля, Обозначение полей и линий. ΙΙ 12 Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля 1 и пешки. 1 Ударность и подвижность фигур зависимости от положения на доске. в 1 1 1 1 проходе 1 1 Значение короля. 1 1 Короткая и длинная рокировка. 1 1 Угроза, нападение, защита. Превращение пешкой. и взятие на практика 4 ΙΙΙ ΙѴ Ѵ Начальная позиция. 2 1 Запись шахматных позиций. 1 1 Практическая игра. 3 3 Цель и результат шахматной партии. 10 Понятия «шах», «мат», «пат». 10 Способы защиты от шаха. 1 1 Открытый, двойной шах. 1 1 Мат. 1 1 Сходство и различие между понятиями 1 шаха и мата. 1 Алгоритм решения задач на мат в один 1 ход. 1 Пат. 1 1 «Бешеные» фигуры. 1 1 Сходство и различие между понятиями 1 мата и пата. 1 Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том 1 числе вечный шах). 1 Правила шахматных Шахматные часы. соревнований. 1 1 2 2 Принцип записи перемещения фигуры. 1 Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. 1 Полная и краткая нотация. Шахматный 1 диктант. 1 Ценность шахматных Нападение и защита, размен. фигур. 2 2 Ценность фигур. Единица измерения 1 ценности. Изменение ценности 1 Запись шахматных ходов. в зависимости от ситуации на доске. 1 ѴΙ Размен. Равноценный и неравноценный 1 размен. Материальный перевес, качество. 1 Общие дебюта. разыгрывания 5 4 1 Мобилизация фигур, безопасность 2 короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. 1 1 Классификация дебютов. 1 1 Анализ учебных партий. 1 1 Раннее развитие ферзя. 1 1 Всего 33 28 принципы 5 Учебно - тематическое планирование. 2-4 класс №п\п Ι Темы количество часов всего теория 3 3 линии. 1 1 Легенда о возникновении шахмат. 1 1 Шахматные фигуры и их обозначения. 1 1 Ходы и взятие фигур. 12 8 Шахматная доска и фигуры. Шахматная доска. Поля, Обозначение полей и линий. ΙΙ Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля 1 и пешки. 1 Ударность и подвижность фигур зависимости от положения на доске. в 1 1 1 1 проходе 1 1 Значение короля. 1 1 Короткая и длинная рокировка. 1 1 Угроза, нападение, защита. Превращение пешкой. и взятие на практика 4 ΙΙΙ ΙѴ Ѵ Начальная позиция. 2 1 Запись шахматных позиций. 1 1 Практическая игра. 3 3 Цель и результат шахматной партии. 10 Понятия «шах», «мат», «пат». 10 Способы защиты от шаха. 1 1 Открытый, двойной шах. 1 1 Мат. 1 1 Сходство и различие между понятиями 1 шаха и мата. 1 Алгоритм решения задач на мат в один 1 ход. 1 Пат. 1 1 «Бешеные» фигуры. 1 1 Сходство и различие между понятиями 1 мата и пата. 1 Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том 1 числе вечный шах). 1 Правила шахматных Шахматные часы. соревнований. 1 1 2 2 Принцип записи перемещения фигуры. 1 Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. 1 Полная и краткая нотация. Шахматный 1 диктант. 1 Ценность шахматных Нападение и защита, размен. фигур. 2 2 Ценность фигур. Единица измерения 1 ценности. Изменение ценности 1 Запись шахматных ходов. в зависимости от ситуации на доске. 1 ѴΙ Размен. Равноценный и неравноценный 1 размен. Материальный перевес, качество. 1 Общие дебюта. разыгрывания 5 4 1 Мобилизация фигур, безопасность 2 короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. 1 1 Классификация дебютов. 1 1 Анализ учебных партий. 1 1 Раннее развитие ферзя. 1 1 Всего 34 29 принципы Материально – техническое обеспечение Учебно – методический комплект: А.А. Тимофеев "Программа курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений", 2011 Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой – М.: «Вентана-Граф», 2012. Методические пособия: Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999. Экранно – звуковые пособия: Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1990. Игры в шахматы Технические средства обучения: Компьютер Шахматы 5