ВД Шахматы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЫШМИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«БОРОВЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Утверждена
приказом директора
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»
от «24» июня 2022 № 133

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Шахматы»
(направление «общеинтеллектуальное»)
для 1-4 классов

Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»

Составитель: учитель начальной школы
Белокурова Н.В.
высшая квалификационная категория

2022

Пояснительная записка
Данная программа разработана с учетом современных требований, т.к. человечеству
придётся решать ряд сложнейших проблем связанных с жизнью на планете. Справиться с
этим могут только высокообразованные и высоконравственные люди. Именно поэтому так
необходимо повышение интеллектуального потенциала человечества.
Она актуальна, интерес к шахматам обусловлен тем, что это одна из самых
эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию человека.
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Шахматы» для обучающихся
1-4 классов разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (2021г.);
- авторской программы «Шахматы» автор А.А.Тимофеев, (Сборник программ

внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва
Издательский центр «Вентана - Граф» 2012 год).
- с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ ПГО «
Боровлянская СОШ»;
-- с образовательными потребностями и запросами участников образовательного процесса,
особенностями обучающихся, профессиональными возможностями учителя, состоянием
учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного
процесса.
Программа тесно связана почти со всеми предметами, составляющими базовый
компонент образования в начальной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять
основы различных наук на шахматном материале: философский аспект, теория множеств,
информатика, математика и в частности геометрия. Курс шахмат также обеспечивает
пропедевтику курса менеджмента, так как в процессе игры реализуются функции контроля,
планирования и анализа, как и при любом процессе управления.
Цель программы:
Развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях — от
нагляднообразного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:








развитие внимания и мотивации школьника;
развитие наглядно-образного мышления;
организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;
включение учащихся в разностороннюю деятельность;
формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

Место курса в учебном плане
Продолжительность реализации программы с недельной нагрузкой – 1 час в
неделю. В соответствии с Уставом и учебным планом школы для учащихся 1 классов
предусмотрено 33 учебных недели, а для 2-4 классов 34 учебных недели, поэтому
рабочая программа составлена 1класс – 33 часа; 2- 4 классы – 34 часа.
Программа внеурочной деятельности кружка «Шахматы » состоит из 6 разделов:
1. Шахматная доска и фигуры.
2. Ходы и взятия фигур.
3. Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат.
4. Запись шахматных ходов.

5. Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен.
6. Общие принципы разыгрывания дебюта.
Содержание программы
Шахматная доска и фигуры (3 ч для 2-4 классов; 2 часа для 1 класса)
Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.
Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.
Ходы и взятия фигур (12 ч)
Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и
подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза,
нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение
короля.
Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись
шахматных позиций. Практическая игра.
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч)
Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство
и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход.
Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш,
ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований.
Шахматные часы.
Запись шахматных ходов (2 ч)
Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация.
Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч)
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности
в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен.
Материальный перевес, качество.
Общие принципы разыгрывания дебюта (5ч)
Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.
Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Раннее развитие ферзя.
Дебютные ловушки
Ожидаемые результаты:
 овладение навыками игры в шахматы;
 интеллектуальное развитие детей;
 результативное участие в соревнованиях различных уровней.
Предполагаемые результаты реализации программы
Федеральный государственный стандарт начального общего образования формулирует
требования к результатам освоения курса по внеурочной деятельности в единстве
личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:
 развитие любознательности и сообразительности;
 развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои
действия;
 развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
 развитие наглядно-образного мышления и логики.
Предметные и метапредметные результаты представлены в содержании программы в
разделах «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь».

К концу изучения учащиеся должны знать:
 шахматную доску и её структуру;
 обозначение полей линий;
 ходы и взятия всех фигур, рокировку;
 основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья,
ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение,
защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);
К концу изучения учащиеся должны уметь:
 играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
 записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
 находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
 оценивать количество материала каждой из сторон и определять
наличие материального перевеса;
 планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
 определять общую цель и пути её достижения;
 решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

Учебно - тематическое планирование. 1 класс
№п\п

Ι

Темы

количество часов
всего

теория

2

2

линии. 1

1

Легенда о возникновении шахмат. 1
Шахматные фигуры и их обозначения.

1

Ходы и взятие фигур.

8

Шахматная доска и фигуры.
Шахматная
доска.
Поля,
Обозначение полей и линий.

ΙΙ

12

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля 1
и пешки.

1

Ударность и подвижность фигур
зависимости от положения на доске.

в 1

1

1

1

проходе 1

1

Значение короля.

1

1

Короткая и длинная рокировка.

1

1

Угроза, нападение, защита.
Превращение
пешкой.

и

взятие

на

практика

4

ΙΙΙ

ΙѴ

Ѵ

Начальная позиция.

2

1

Запись шахматных позиций.

1

1

Практическая игра.

3

3

Цель и результат шахматной партии. 10
Понятия «шах», «мат», «пат».

10

Способы защиты от шаха.

1

1

Открытый, двойной шах.

1

1

Мат.

1

1

Сходство и различие между понятиями 1
шаха и мата.

1

Алгоритм решения задач на мат в один 1
ход.

1

Пат.

1

1

«Бешеные» фигуры.

1

1

Сходство и различие между понятиями 1
мата и пата.

1

Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том 1
числе вечный шах).

1

Правила
шахматных
Шахматные часы.

соревнований. 1

1

2

2

Принцип записи перемещения фигуры. 1
Условные обозначения перемещения,
взятия, рокировки.

1

Полная и краткая нотация. Шахматный 1
диктант.

1

Ценность
шахматных
Нападение и защита, размен.

фигур. 2

2

Ценность фигур. Единица измерения 1
ценности. Изменение ценности

1

Запись шахматных ходов.

в зависимости от ситуации на доске.

1

ѴΙ

Размен. Равноценный и неравноценный 1
размен. Материальный перевес, качество.

1

Общие
дебюта.

разыгрывания 5

4

1

Мобилизация
фигур,
безопасность 2
короля, борьба за центр и расположение
пешек в дебюте.

1

1

Классификация дебютов.

1

1

Анализ учебных партий.

1

1

Раннее развитие ферзя.

1

1

Всего

33

28

принципы

5

Учебно - тематическое планирование. 2-4 класс
№п\п

Ι

Темы

количество часов
всего

теория

3

3

линии. 1

1

Легенда о возникновении шахмат.

1

1

Шахматные фигуры и их обозначения.

1

1

Ходы и взятие фигур.

12

8

Шахматная доска и фигуры.
Шахматная
доска.
Поля,
Обозначение полей и линий.

ΙΙ

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля 1
и пешки.

1

Ударность и подвижность фигур
зависимости от положения на доске.

в 1

1

1

1

проходе 1

1

Значение короля.

1

1

Короткая и длинная рокировка.

1

1

Угроза, нападение, защита.
Превращение
пешкой.

и

взятие

на

практика

4

ΙΙΙ

ΙѴ

Ѵ

Начальная позиция.

2

1

Запись шахматных позиций.

1

1

Практическая игра.

3

3

Цель и результат шахматной партии. 10
Понятия «шах», «мат», «пат».

10

Способы защиты от шаха.

1

1

Открытый, двойной шах.

1

1

Мат.

1

1

Сходство и различие между понятиями 1
шаха и мата.

1

Алгоритм решения задач на мат в один 1
ход.

1

Пат.

1

1

«Бешеные» фигуры.

1

1

Сходство и различие между понятиями 1
мата и пата.

1

Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том 1
числе вечный шах).

1

Правила
шахматных
Шахматные часы.

соревнований. 1

1

2

2

Принцип записи перемещения фигуры. 1
Условные обозначения перемещения,
взятия, рокировки.

1

Полная и краткая нотация. Шахматный 1
диктант.

1

Ценность
шахматных
Нападение и защита, размен.

фигур. 2

2

Ценность фигур. Единица измерения 1
ценности. Изменение ценности

1

Запись шахматных ходов.

в зависимости от ситуации на доске.

1

ѴΙ

Размен. Равноценный и неравноценный 1
размен. Материальный перевес, качество.

1

Общие
дебюта.

разыгрывания 5

4

1

Мобилизация
фигур,
безопасность 2
короля, борьба за центр и расположение
пешек в дебюте.

1

1

Классификация дебютов.

1

1

Анализ учебных партий.

1

1

Раннее развитие ферзя.

1

1

Всего

34

29

принципы

Материально – техническое обеспечение
Учебно – методический комплект:
 А.А. Тимофеев "Программа курса "Шахматы – школе: Для начальных
классов общеобразовательных учреждений", 2011
 Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы / под ред.
Н.Ф. Виноградовой – М.: «Вентана-Граф», 2012.
Методические пособия:
 Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и
тайн полны: – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
 Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное
возрождение, 1999.
Экранно – звуковые пособия:
 Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1990.
 Игры в шахматы
Технические средства обучения:
 Компьютер
 Шахматы

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».