рабочая программа 10 -11 класс по обществознанию ФГОС

Аннотация к рабочей программе по
обществознанию 10- 11 класс
Настоящая рабочая программа разработана на основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).
Рабочая
программа
конкретизирует
содержание
предметных тем образовательного стандарта, даёт
распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Календарно-тематическое
планирование
курса
обществознания в 10 - 11 классе (базовый уровень)
составлено
по
программе
общеобразовательных
учреждений под редакцией
академика РАН, доктора
исторических наук В. А. Тишкова,2020г. Учебники
Обществознание. Базовый уровень. 10,11 класс/ Гринберг
Р.Г., Королёва Г.Э., Соболева О.Б., Цыплакова О.Г.-М.:
Вентана-Граф, 2020г, опубликованной издательством
«Просвещение». Программа министерства образования
рассчитана на 2 часа в неделю (68 час. в год в 11 классе и 70
в 10 классе, 138 час. всего) .

Приложение к ООП

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
(10- 11 класс)
Составитель рабочей программы:
Белокурова Наталья Михайловна,
учитель истории и обществознания,
высшая квалификационная категория

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО),
Концепцией преподавания обществознания в Российской
Федерации В соответствии с примерной рабочей
программой к линии учебно-методического комплекта по
обществознанию для 10–11 классов (базовый уровень) под
общей редакцией академика РАН, доктора исторических
наук В. А. Тишкова,2020г. Учебники Обществознание.

Базовый уровень. 10,11 класс/ Гринберг Р.Г., Королёва Г.Э.,
Соболева О.Б., Цыплакова О.Г.-М.: Вентана-Граф, 2020г .
Программа отражает содержание учебного предмета
«Обществознание» на базовом уровне среднего общего
образования. В ней учтены возможности предмета в
реализации требований к личностным и метапредметным
результатам обучения для среднего общего образования,
преемственность
программами
по
предмету
«Обществознание» для основного общего образования, а
также предметами «История», «География», «ОБЖ» и
«Литература» основного общего и среднего общего
образования.
Цели и задачи изучения курса
В процесса изучения старшеклассниками курса
«Обществознание» реализуется основная цель школьного
обществоведческого образования — формирование у
обучающихся социальной картины мира и способности к
социальному
познанию
как
основы
гражданской
идентичности социально ориентированной личности.
Задачи изучения обществознания в средней школе на
базовом уровне состоят в том, чтобы средствами учебного
предмета активно содействовать:
• воспитанию
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
самосознания,
толерантности,
приверженности
ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитию личности, повышению уровня ее духовнонравственной, политической и правовой культуры,
становлению социального поведения, основанного на
уважении закона и правопорядка; углублению интереса
к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
формированию
способности
к
личному
самоопределению, самореализации, самоконтролю;
повышению мотивации к высокопроизводительной,
наукоемкой трудовой деятельности;
• формированию у обучающихся целостной картины
общества, адекватной современному уровню научных
знаний; освоению обучающимися тех знаний об

основных сферах деятельности человека и общества, о
социальных институтах, формах регулирования
общественных отношений, которые необходимы для
социально позитивного взаимодействия с социальной
средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина;
• овладению обучающимися
умениями
получать
информацию из разнообразных источников, подвергать
ее критическому осмыслению, систематизировать,
анализировать
полученные
данные;
освоению
обучающимися
способов
познавательной,
коммуникативной,
практической
деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского
общества и государства;
• формированию у обучающихся опыта применения
полученных знаний и умений для определения
собственной позиции в общественной жизни; для
социально позитивного решения типичных задач в
области социальных отношений; для осуществления
социально одобряемой гражданской и общественной
деятельности, развития навыков продуктивных
межличностных отношений, включая отношения
между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере;
для соотнесения собственного поведения и поступков
других людей с нравственными ценностями и нормами
поведения, установленными законом; для осознанного
выбора позитивно ценностного поведения в различных
ситуациях; для содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
• профессиональному самоопределению
старшеклассников.
Важным результатом изучения курса должны стать:
уважительное отношение к проявлениям иной культуры;
умение делать ответственный выбор; умение соотносить
личные
интересы
с
общественными,
понимание
необходимости
сотрудничества
при
решении
общезначимых проблем; потребности в осознанном
следовании социальным нормам и высокий уро-вень

правосознания, нетерпимость к проявлениям негативного
отклоняющегося поведения.
Место учебного предмета
в учебном плане
Предмет «Обществознание» в 10–11 классах
составляет второй концентр обучения предмету после
основной школы.
В общей системе обучения в средней общеобразовательной
школе предмет «Обществознание» является обязательным,
но может изучаться на базовой или углубленном уровне.
Программа по обществознанию для среднего общего
образования на базовом уровне составлена из расчета
общей учебной нагрузки 136 часов за 2 года обучения: 2
часа в неделю в 10–11 классах( +2 часа в 10 классе).
Общая характеристика
учебного предмета
«Обществознание» в средней школе опирается на
систему обществоведческих знаний и умений, полученных
в основной школе. В 10–11 классе его содержание в
большей
степени
соотносится
с
совокупностью
общественных
наук
(социологией,
экономикой,
политологией,
культурологией,
религиоведением,
правоведением, социальной психологией, а также
социальной философией). Такая междисциплинарная
научная база предмета определяется необходимостью
многоаспектного изучения общественной жизни и
обусловливает
интегративный
характер
курса
обществознания в средней школе.
Изучение обществознания на этом этапе обучения
призвано создать условия для общей ориентации школьника
в актуальных событиях и процессах развития российского
общества и мирового сообщества; нравственной и правовой
оценки конкретных поступков людей и рефлексии
собственного социального опыта; реализации и защиты
своих прав и свобод, осознанного выполнения гражданских
обязанностей; анализа и использования социальной

информации; сознательного неприятия антиобщественного
поведения
и
противодействия
его
проявлениям.
Особенностью учебного предмета «Обществознание» в 10–
11 классе также является его направленность на
профессиональное самоопределение будущих выпускников.
Освоение курса на базовом уровне направлено, прежде
всего, на применение обществоведческих знаний для
успешного участия в общественной жизни, выполнение
типичных социальных ролей и рефлексию личного
социального опыта.
При изучении содержания обществоведческого курса в
средней школе в каждом классе необходимо устанавливать
внутрипредметные связи, отражающие системный характер
общества и общественных процессов, а также опираться на
знания обучающихся по смежным дисциплинам, прежде
всего истории, географии и ОБЖ. Кроме того,
межпредметные связи позволяют включить в обучение
обществознанию
факты,
связанные
с
развитием
современной науки (на примере естественных наук),
литературные образы и многое другое. Математические
знания применяются при решении экономических задач, а
информационные умения — при выполнении презентаций,
проектных и исследовательских работ, составлении
алгоритмов социального поведения.
В свою очередь, обществоведческая подготовка
обучающихся 10–11 классов вносит вклад в развитие
универсальных учебных действий, формирует важные для
всех предметов представления о способах познания мира.
Главная роль обществознания среди всех учебных
предметов состоит в его интегрирующем характере — оно
формирует целостную картину мира на основе обобщения
знаний всех учебных предметов, дает целостное
представление о процессе общественного развития, о
способах влияния человека на его изменение.
Изучение курса должно осуществляться во
взаимосвязи
с социальными партнерами — деятельностью различных
общественных организаций, в том числе молодежных,

профориентационной
деятельностью,
программами
дополнительного образования, организованной внеурочной
жизнью школьного коллектива и спонтанным социальным
опытом учеников.
Подходы к отбору содержания учебного
предмета «Обществознание»
Отбор содержания для учебников и учебных пособий
линии УМК был произведен на основе требований ФГОС
средне-го общего образования, Концепции преподавания
обществознания в Российской Федерации.
В общем плане это:
• раскрытие учебного содержания на основе
современных научных взглядов;
• включение в содержание курса основных понятий и
теоретических положений социально-гуманитарных
наук (социальной философии, социологии, социальной
психологии, экономики, политологии, правоведения и
др.);
• соответствие
возрастным
познавательным
возможностям
учащихся
10–11
классов,
не
предрасположенных к изучению предмета на
углубленном уровне;
• акцент на обеспечение системно-деятельностного
подхода
и
ориентированность
на
развитие
универсальных учебных действий школьников на
занятиях;
• реализации дифференцированного и индивидуального
подходов к организации образовательного процесса;
• ориентация на применение современных, в том числе
информационно-компьютерных,
образовательных
технологий;
• наличие системы оценивания результатов освоения
курса, последовательно готовящей обучающихся к
различным
формам
государственной
итоговой
аттестации по предмету, включая участие в
предметных олимпиадах, написание проектных и
исследовательских работ.
Специфику курса отражают основы отбора
содержания,
которые опираются на необходимость:

• создания максимально целостной, объективной и
современной системы знаний об обществе;
• соответствия разнообразию потребностей, социальных
интересов
и
возрастных
возможностей
формирующейся личности, при учете необходимости
определенной полноты базовой обществоведческой
подготовки выпускников средней школы;
• реализации дифференцированного и индивидуального
подходов к организации образовательного процесса;
раскрытия
практико-ориентированного
характера
учебного предмета; организации обучения типичным
социальным практикам современного человека;
• включения актуального материала о современном
российском обществе, целях и тенденциях социальноэкономического развития России, ее роли в
современном
мире,
с
учетом
особенностей
регионального развития;
• развития позитивных ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, способности ставить цели и строить
жизненные планы;
• использования
воспитательной
ценности
обществоведческого
содержания,
широкие
возможности
для
успешной
социализации
обучающихся, их профессиональной ориентации в
профессиях, связанных с получением социальногуманитарного образования;
• обеспечения единства учебной и иной позитивной
социальной деятельности.
Методические основы
преподавания курса
Достижение целей и задач учебного курса
«Обществознание» обеспечивается в УМК на основе
организации использования разнообразных форм, методов и
средств обучения, в единстве организации учебной и
внеучебной деятельности школьников. Большое внимание
уделяется
организации
самостоятельной
работы
старшеклассников. Обучающимся предлагаются задания,
направленные на реконструкцию и анализ типичных
социальных ситуаций, анализ различной социальной

информации,
выполние
социальных
проектов
и
исследований, подготовку сообщений и написание эссе,
рассмотрение практических ситуаций с применением
обществоведческих знаний и др. Данная деятельность
раскрывает практический потенциал обществоведческого
курса,
способствует
формированию
правовой
и
политической культуры школьников, формированию
финансовой грамотности.
Реализация
системно-деятельностного
подхода
достигается в данном УМК следующим образом: через
систему рубрик, отражающих требования к результатам
обучения учащихся; памяток, отражающих поэтапное
усложнение форм учебной деятельности и степень ее
самостоятельности; уроков-практикумов, направленных на
применение полученных теоретических знаний к решению
типичных
жизненных
задач.
Уроки-практикумы
эффективно реализуют различные формы обучения —
деловые и ролевые игры, тренинги, дебаты, лабораторные
работы, анализ типичных жизненных ситуаций, семинары,
конференции, встречи, экскурсии, мини-исследования.
Целостность социальной картины мира достигается за
счет регулярного установления перед изучением каждой
темы внутрипредметных преемственных связей с курсом
обществознания основной школы, чтобы очередной
концентр изучения курса был не повторением, а
приращением к предыдущему и это явно осознавалось
учениками.
Так
же
организована
реализация
разносторонних межпредметных связей и связь с
имеющимся личным социальным опытом учащихся.
Последнее позволяет усилить внутреннюю мотивацию к
изучению предмета, его более глубокое усвоение. Обмен
учащимися своим социальным опытом позволяет им лучше
узнать друг друга, расширить собственные представления о
многообразии социальной действительности.
Общественные явления рассматриваются не только в
их современном состоянии, но и в развитии, они
представлены как разносторонние и часто противоречивые.

Несмотря на базовый уровень обучения, часто приводятся
различные мнения ученых по той или иной социальной
проблеме, что служит развитию у учащихся понимания
особенностей социальной действительности и социального
познания мира.
Особым образом организована работа с главной
единицей предметного содержания обществоведческого
курса — понятиями. Учащиеся не только знакомятся с ними
и усваивают их, но и учатся самостоятельно формулировать
определения.
Творческие способности школьников развиваются как
за счет выполнения отдельных художественно-творческих
заданий, так и путем системной организации работы по
написанию
обществоведческих
эссе,
выполнению
социальных исследований.
На основе использования иллюстративного ряда у
учащихся формируются наглядные представления о
многочисленных социальных объектах. Организация
работы с разными видами изобразительной наглядности
(фотографиями, карикатурами, символами, репродукциями
картин и др.) формирует умение
извлекать социальную информацию из различных
источников, переводить ее из одних форм в другие. Обилие
условно-графической наглядности позволяет емко изложить
и систематизировать теоретический материал. На данной
ступени обучения школьники учатся самостоятельно
составлять
кластеры
по
объемным
темам
обществоведческого курса, что не только систематизирует
знания и способствует их лучшему усвоению, но
эффективно развивает логическое мышление.
Специальная организация работы со статистикой,
представленной
в
различных
формах,
реализует
межпредметные связи с географией, дает представление о
динамике социальных процессов, знакомит с методами
социального познания, учит эффективно использовать
данный источник социальной информации, создает

актуальную объективную картину состояния различных
аспектов современного общественного раз-вития.
Важнейшим социальным умением современного
человека является критика социальной информации, борьба
с различными способами манипулирования сознанием,
владение основами
социальной безопасности. На
формирование этих умений направлена специально
организованная работа с различными источниками
социальной информации.
Развитие коммуникативных способностей, навыков
конструктивного учебного и социального взаимодействия
достигается путем организации парной, групповой и
коллективной учебной деятельности, включая проектную.
Особое внимание уделяется формированию опыта ведения
конструктивной дискуссии, аргументации собственной
позиции по актуальным проблемам социальной жизни.
Дифференциация и индивидуализация обучения могут
быть достигнуты за счет выбора различных вариативных
заданий из множества заданий повышенной сложности,
выбора учителем некоторых нетрадиционных форм урока,
предложенных
авторами.
Работа
предполагает
дистанционный контакт с учителем и одноклассниками при
предварительной подготовке к урокам-практикумам,
написании проектных и исследовательских работ,
интеграции урочной и внеурочной деятельности.
Полнота
реализации
системно-деятельностного
подхода
достигается
путем
использования
всей
совокупности компонентов УМК.

Планируемые результаты освоения курса (личностные,
метапредметные, предметные):
10 класс
Личностные результаты освоения образовательной
программы по обществознанию:
1) Формирование российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон
и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;
5) сформированность
основ
саморазвития
и
самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном
мире, готовность и способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию,
на протяжении
всей
жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта,
общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и
безопасного образа жизни, потребности в физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных
привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью, как
собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный
выбор
будущей
профессии
и
возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность
экологического
мышления,
понимания влияния социально-экономических процессов
на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные
результаты
освоения
образовательной программы по обществознанию:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и
составлять
планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать деятельность; использовать все возможные
ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности, учитывать позиции

других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
4) готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, включая
умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач
с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных
социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать
решения, определяющие стратегию поведения, с учётом
гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично
и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как
осознания совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств
их достижения.
Предметные результаты освоения образовательной
программы по обществознанию:
1) сформированность знаний об обществе как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии его
основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных
наук;

3) владение умениями выявлять причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи
социальных объектов и процессов;
4) сформированность
представлений
об
основных
тенденциях и возможных перспективах развития мирового
сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания
социальных явлений и процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в
повседневной
жизни,
прогнозировать
последствия
принимаемых решений;
В результате изучения учебного предмета
«Обществознание» на базовом уровне в 10 классе
обучающийся
будет знать о:
биосоциальной сущности человека; основных этапах
и факторах социализации личности; обществе как сложной
самоорганизующейся системе; основных социальных
институтах и их функциях; тенденциях развития общества
и социальных институтов; особенностях социальногуманитарных наук; духовной культуре и экономической
жизни современного общества;
научится:
1) раскрывать смысл следующих понятий:
• социализация личности; потребности; интересы;
свобода;
необходимость;
мировоззрение;
самосознание; мышление; познание; истина;
• культура; мораль; религия; искусство; наука,
образование;
• общество; социальный институт; семья; социальная
стратификация; социальное неравенство; социальная
мобильность; социальный контроль; самоконтроль;
социальные
нормы,
девиантное
поведение;
социальный конфликт;
• рынок; рыночный спрос; эластичность спроса;
рыночное предложение; эластичность предложения;
рыночное равновесие; ограниченность ресурсов;
альтернативная стоимость; издержки; выручка;
прибыль;
монополия;
конкуренция;
факторы
производства; заработная плата; торговля; валовой
внутренний продукт; инфляция; полная занятость;

безработица; экономический цикл; банки; банковская
система;
финансовые
институты;
вклады;
государственный бюджет; государственный долг;
налоги; между-народная экономика; экспорт; импорт;
валютный рынок; курс национальной валюты;
2) характеризовать:
• социальные объекты и явления, выделяя их
существен-ные признаки, структурные элементы,
этапы развития, виды, формы, уровни, функции,
конкретные проявления
и т. п.;
• человека
как
результат
биологической
и
социокультурной
эволюции;
свободу
и
необходимость
в
человеческой
деятельности;
общественное и индивидуальное сознание; типы
мировоззрения; типы социального поведения; формы
и методы мышления; формы познания; критерии
истины; абсолютную, относительную истину;
• формы и виды культуры; особенности научного
познания; естественные, технические и социальногуманитарные науки; особенности познания в
социально-гуманитарных науках;
• современные тенденции развития образования;
знания, умения и навыки людей в условиях
информационного общества;
• системное строение общества; основные институты
общества;
социальные
взаимодействия
и
общественные отношения; семью как малую группу и
социальный институт; тенденции развития семьи в
современном мире; современную демографическую
ситуацию в Российской Федерации; социальную
структуру общества; социальные отношения; типы
социальных групп; формы и каналы социальной
мобильности в современном обществе; виды
социальных норм; конформизм; виды социальных
конфликтов, их при-чины; способы разрешения
конфликтов; миграционные процессы в современном
мире; межнациональные отношения; этносоциальные

•

•
3)

4)

конфликты, пути их разрешения; конституционные
принципы национальной политики РФ.
экономику как науку и сферу деятельности человека;
методы экономической науки; типы экономических
систем; кривую производственных возможностей;
государственное регулирование рынков; экономику
предприятия;
цели
предприятия;
отраслевые
структуры; государственное регулирование в условиях
различной
степени
конкуренции
между
предприятиями;
рынки
ресурсов;
деятельность
профсоюзов; государственное регулирование рынков
ресурсов; выигрыши и потери от участия в торговле;
государственное регулирование внешней торговли;
макроэкономические показатели качества жизни;
социально-экономическое
неравенство;
основные
проблемы макроэкономики; монетарную политику
Банка России; фискальную политику государства;
международную экономику; движение капитала между
странами;
особенности профессиональной деятельности
психолога, педагога; социолога; экономиста;
конкретизировать примерами из социальной жизни и
личного социального опыта изученные теоретические
положения и понятия социальной психологии,
философии, социологии, экономики; использовать
ключевые понятия и теоретические положения
социальной психологии, философии, социологии,
экономики для объяснения явлений социальной
действительности, личного социального опыта;
объяснять причинно-следственные и функциональные
связи изученных социальных объектов (включая
взаимодействие и взаимосвязи общества и природы,
человека и общества, общества и культуры, основных
социальных институтов, сфер общественной жизни,
материальной и духовной культуры);

5) классифицировать по разным основаниям и
определять основания классификации:
• агентов (институты) социализации; типы
мировоззрения;

• формы и методы мышления; формы познания; формы
и виды культуры; методы научного познания;
• основные
институты
общества;
социальные
взаимодействия;
общественные
отношения;
социальные группы; формы и каналы социальной
мобильности в современном обществе; социальные
нормы; виды социальных конфликтов;
• экономические системы; издержки; рынки ресурсов;
факторы производства; банки; финансовые институты;
налоги;
6) осуществлять поиск социальной информации по
заданной теме из различных неадаптированных
источников (материалов СМИ, правовых, научнопопулярных,
научных,
философских,
публицистических,
религиозных,
рекламных,
художественных и др. текстов, статистических
материалов, аудиовизуальных источников и т. п.);
7) работать с информацией из неадаптированных
источников:
анализировать,
обобщать,
систематизировать, конкретизировать, критиковать;
переводить из текста в та
блицу/диаграмму, из аудиовизуального ряда в
текст/диаграмму и др., выбирать знаковые системы ее
представления
адекватно
познавательной
и
коммуникативной ситуации;
8) отбирать и использовать наглядную социальную
информацию в соответствии с учебными и
практическими целями;
9) проводить атрибуцию источника социальной
информации;
10) критически оценивать полученную извне
социальную информацию;
11) анализировать статистические данные — делать из
них выводы и объяснять их, опираясь на знания
обществоведческого курса и собственный социальный
кругозор;
12) сопоставлять информацию двух и более текстовых
источников социальной информации, анализировать и
сравнивать
их,
делать
выводы;
оценивать
аргументацию
авторов,
осуществлять
выбор

аргументации; соотносить и сравнивать социальные
объекты, в том числе однородные современные
явления экономической, социальной и культурной
жизни разных народов и стран;
13) делать обоснованные предположения о возможных
причинах (предпосылках) и последствиях событий
(явлений, процессов) современной общественной
жизни;
14) применять социально-гуманитарные знания в
процессе решения познавательных задач по
актуальным
проблемам
общественной
жизни,
связанным с развитием человека и общества,
социальных и экономических отношений, духовной
культуры;
15) использовать полученные знания в практической
деятельности и повседневной жизни для успешного
выполнения типичных социальных ролей семьянина,
потребителя,
зрителя,
собственника,
ученика,
работника,
делового
партнера;
сознательного
взаимодействия
с
различными
социальными
институтами; реализации и защиты прав человека и
гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей;
ориентации
в
актуальных
общественных событиях, определения личной
гражданской позиции;
16) формулировать на основе приобретенных социальногуманитарных знаний собственные ценностно
позитивные суждения и аргументы по проблемам
развития человека и общества, духовной культуры и
экономической жизни;
17) отвечать
на
вопросы,
предполагающие
воспроизведение, уточнение, понимание, анализ,
синтез социальной информации
18) оценивать поведение людей и собственное поведение
с точки зрения социальных норм, духовных ценностей
и
экономической
рациональности;
осознавать
неприемлемость антиобщественного поведения;
19) осуществлять
конструктивное
взаимодействие
людей с разными убеждениями, культурными
ценностями; национальной, этнической и религиозной

принадлежностью на основе уважения культуры и
традиций народов России, ценностей современного
российского
общества:
гуманистических
и
демократических
ценностей,
идей
мира
и
взаимопонимания между народами, диалога культур;
20) готовить устное выступление, творческую работу
по социальной проблематике (составлять простой,
сложный и тезисный план, осуществлять подбор
источников, фактического материала, визуального
ряда, делать презентации и т. п.);
21) выполнять социальный проект, в том числе
исследовательский.
11 класс
В результате изучения учебного предмета
«Обществознание» на базовом уровне в 11 классе
обучающийся
будет знать об:
основных политических и правовых институтах;
тенденциях
их
развития;
механизмах
правового
регулирования
общественных
отношений,
многовариантности и противоречивости общественного
развития, особенностях общественного развития в XXI в.;
научится:
1) раскрывать смысл понятий:
• политическая система общества; государство;
политическая культура; политическое поведение;
политическое
участие;
политические
партии;
политическая
элита;
политическое лидерство;
избирательная система; избирательная кампания;
политический процесс;
• право;
закон;
правоотношения;
правомерное
поведение;
правонарушение;
юридическая
ответственность; гражданство; правоохранительные
органы; местное самоуправление; государственное
управление;
государственная
служба;
государственный
служащий;
административное
правонарушение; преступление; имущественные

права; наследование; неимущественные права; брак;
трудовой договор; судопроизводство;
• общественное развитие; глобализация;
2) характеризовать социальные объекты и явления,
выделяя их существенные признаки, структурные
элементы, этапы развития, виды, формы, уровни,
функции, конкретные проявления и т. п.
• политическая деятельность, политические отношения,
политическая система общества; роль средств
массовой информации в политической жизни
общества; функции государства; политическое
поведение; формы политического протеста; причины
и опасность абсентеизма; роль политической
идеологии
в
обществе;
основные
идейнополитические течения современности; особенности
политического процесса в современной России;
• современное демократическое социальное правовое
государство; право в системе социальных норм;
законодательный процесс; систему российского права;
особенности правового статуса несовершеннолетних;
реализацию права; акты применения права; основы
конституционного строя Российской Федерации;
демократию, федерализм, разделение властей в
Российской
Федерации;
национальное
и
международное право; право на благоприятную
окружающую
среду;
гражданство
Российской
Федерации; способы международной защиты прав
человека в условиях мирного и военного времени;
систему органов государственной власти в Российской
Федерации; статус и полномочия Президента
Российской Федерации, Федерального Собрания
Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации; структуру судебной системы Российской
Федерации, конституционные принципы правосудия;
систему правоохранительных органов Российской
Федерации; функции местного самоуправления в
Российской
Федерации;
опасность
коррупции,
антикоррупционную политику государства; основные
принципы уголовного права; особенности уголовной
ответственности несовершеннолетних; направления
государственной
политики
РФ
в
сфере

•

•
•
3)

4)

противодействия
экстремизму;
правовую
базу
противодействия терроризму в Российской Федерации;
гражданские правоотношения; право собственности;
основания приобретения права собственности; способы
защиты имущественных и неимущественных прав;
занятость и трудоустройство; порядок приема на
работу, заключения и расторжения трудового договора;
правовые основы социальной защиты и социального
обеспечения; порядок и условия заключения и
расторжения
брака;
правовое
регулирование
отношений супругов; права и обязанности родителей и
детей; основные принципы гражданского процесса;
судебное производство по делам об административных
правонарушениях; уголовный процесс, его стадии;
конституционное судопроизводство; порядок приема
на обучение в образовательные организации среднего
профессионального и высшего образования; порядок
оказания платных образовательных услуг.
эволюцию и революцию как формы социальных
изменений; основные направления общественного
развития; многовариантность и противоречивость
общественного развития; основные направления
глобализации; последствия глобализации; общество и
угрозы и вызовы XXI века; социальные последствия
технического прогресса;
особенности профессиональной деятельности
политолога, юриста;
закономерности общественного развития в
политической, правовой, научной, педагогической
деятельности;
конкретизировать примерами из социальной жизни и
личного социального опыта изученные теоретические
положения и понятия политологии, правоведения;
использовать ключевые понятия и теоретические
положения политологии, правоведения для объяснения
явлений социальной действительности, личного
социального опыта;
объяснять причинно-следственные и функциональные
связи изученных социальных объектов (включая
современные итоги развития, взаимодействия и
взаимосвязи общества и природы, человека и

общества, общества и культуры, основных социальных
институтов, политики и права);
5) классифицировать
по
разным
основаниям
и
определять основания классификации: политические
отношения;
политические
системы
общества;
политические
институты;
формы
государств;
функции государства; формы политического участия;
основные
идейно-политические
течения
современности; политические партии; партийные
системы; общественно-политические движения; типы
лидерства; избирательные системы; источники права;
нормативные
правовые
акты;
субъекты
правоотношений; права
и свободы человека и гражданина; права и
обязанности налогоплательщиков; правонарушения,
юридическую ответственность; правоохранительные
органы;
субъекты
гражданского
права;
организационно-правовые формы юридических лиц;
основания приобретения права собственности;
судопроизводство; социальные изменения; основные
направления общественного развития; основные
направления глобализации;
6) осуществлять поиск социальной информации по
заданной теме из различных неадаптированных
источников (материалов СМИ, правовых, научнопопулярных,
научных,
философских,
публицистических, рекламных, художественных и др.
текстов,
статистических
материалов,
аудиовизуальных источников и т. п.);
7) работать с социальной информацией:
анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать и критиковать информацию из
неадаптированных
источников;
переводить
информацию из любой од-ной знаковой системы в
любую другую; выбирать знаковые системы
представления информации адекватно познавательной
и коммуникативной ситуации;
8) применять социально-гуманитарные знания в
процессе решения познавательных задач по
актуальным
проблемам
правоотношений,

современной политической жизни, разнообразным
проявлениям развития общества в XXI в.;
9) отбирать и использовать наглядную социальную
информацию в соответствии с учебными и
практическими целями;
10) проводить атрибуцию источника политической и
правовой информации;
11) критически оценивать полученную извне
социальную информацию;
12) анализировать статистические данные — делать из
них выводы и объяснять их, опираясь на знания
обществоведческого
курса
и
собственный
социальный кругозор;
13) сопоставлять информацию двух и более текстовых
источников социальной информации, анализировать и
сравнивать
их,
делать
выводы;
оценивать
аргументацию
авторов,
осуществлять
выбор
аргументации;
14) соотносить и сравнивать социальные объекты, в том
числе однородные современные явления политической
жизни разных народов и стран;
15) делать обоснованные предположения о возможных
причинах
(предпосылках)
и
последствиях
политических
событий,
явлений,
процессов
современной общественной жизни;
16) формулировать на основе приобретенных социальногуманитарных
знаний
собственные
ценностно
позитивные суждения и аргументы по проблемам
политики и права, современного этапа общественного
развития, места Рос-сии в глобальном мире;
17) оценивать поведение людей и собственное поведение с
точки зрения правовых норм и экономической
рациональности; соотносить различные требования к
поведению человека в современном мире, осознавать
неприемлемость антиобщественного поведения;
18) готовить устное выступление, творческую работу по
политической и правовой проблематике, актуальным
вопросам современного общественного развития
(составлять простой, сложный и тезисный план,
осуществлять подбор источников, фактического

материала, визуального ряда, готовить презентации,
отличать факты от мнений, критиковать источник и т.
п.);
19) использовать полученные знания в практической
деятельности и повседневной жизни для успешного
выполнения типичных социальных ролей: гражданина,
выпускника, семьянина, работника, потребителя,
собственника, пользователя социальных сетей, члена
коллектива и других; сознательного взаимодействия с
различными социальными институтами; реализации и
защиты прав человека и гражданина, осознанного
выполнения гражданских обязанностей; ориентации в
актуальных общественных событиях, определения
личной гражданской позиции;
20) самостоятельно составлять отдельные виды правовых
документов (заявления, обращения, доверенности,
договора, и т. п.), необходимые в социальной практике
гражданина;
21) осуществлять конструктивное взаимодействие людей
с разными убеждениями, культурными ценностями;
национальной,
этнической
и
религиозной
принадлежностью на основе уважения культуры и
традиций народов России, ценностей современного
российского
общества:
гуманистических
и
демократических
ценностей,
идей
мира
и
взаимопонимания между народами, диалога культур.

Формы и виды учебной деятельности
 конспектирование
 групповая работа
 творческие задания
 самостоятельная работа
 составление конспекта, рецензии, реферата
 исследование
 взаимопроверка, самопроверка
 тестирование
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой (работа с текстом):
 Слушание объяснений учителя.
 Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
 Самостоятельная работа с учебником.
 Работа с научно-популярной литературой;
 Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
 Написание рефератов и докладов.
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности(наблюдение за
различными объектами):
 Наблюдение за демонстрациями учителя.
 Просмотр учебных фильмов.
 Анализ графиков, таблиц, схем.
 Анализ проблемных ситуаций.

Методы обучения:
 Источник получения знаний: наглядные, словесные, практические.
 Характер познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
проблемный, частично- поисковый, исследовательский.
 Активные методы обучения: метод проблемного обучения, программированного обучения,
интерактивного обучения (проекты, дискуссии, игровой метод, тренинг).
Методы и формы контроля:
Содержанием контроля в современной школе является комплексная проверка учебной деятельности
учащихся, в процессе которой осуществляется усвоение содержания общего среднего образования:
формируются знания, обще учебные и предметные умения и навыки, развиваются творческие
способности, оценочные суждения.
Виды контроля
 Видами контроля есть предварительный, текущий, тематический и итоговый.
 Предварительный контроль проводится перед изучением нового курса или нового раздела курса
с целью определения знаний учащихся материала предыдущего учебного года, полугодия.
 Текущий контроль осуществляется в ходе изучения каждой темы.
 Тематический контроль проводится после изучения темы или раздела программы.
 Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти и учебного года.
Методы контроля
 ежедневное наблюдение, устный опрос, письменный контроль знаний и умений,
практическая проверка, тестовый контроль
Формы контроля
фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный, самоконтроль.

Содержание курса
10 класс
Тема 1. Человек как часть природы и общества (8 ч)
Человек как часть природы и общества. Антропосоциоге-нез1. Социальная коммуникация.
Социализация личности, стадии социализации, агенты (институты) социализации, нарушения
социализации.
Деятельность как неотъемлемое свойство человека. Структура и мотивация деятельности.
Многообразие деятельности. Мотивы, потребности и интересы человека. Категории «свобода» и
«необходимость» в человеческой деятельности. Мышление и деятельность.
Сознательное и бессознательное. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание
индивида и социальное поведение. Мировоззрение, его типы. Мировоззрение и менталитет.
Познание мира. Формы познания. Мышление и речь. Мышление, формы и методы мышления.
Многообразие видов познания. Методы научного познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная,
относительная истина. Особенности социального познания.
Тема 2. Духовная культура (13 ч)
Понятие культуры. Функции культуры. Культура и антикультура. Материальная и духовная
культура. Духовные ценности. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная
субкультура, контркультура. Национальная, региональная и мировая культура. Многообразие и диалог
культур.

Формы духовного освоения действительности: мораль,
религия, искусство. Художественная
культура. Виды, жанры и функции искусства. Структура религии, религиозные отношения, атеизм.
Виды и функции религии, религиозные организации, опасность тоталитарных сект.
Мораль, нравственность, этика. Моральный идеал, внутренние регуляторы поведения человека.
Наука. Естественные, технические и социально-гуманитарные науки. Особенности научного
познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Наука как социальный
институт. Научные революции. Наука и паранаука. Проблемы развития современной науки.
Образование. Сущность и виды образования. Современные тенденции развития образования.
Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Проблемы развития современной культуры. Роль информации в развитии современной культуры.
Глобализация культуры. Постмодернизм.
Особенности профессиональной деятельности в сфере культуры, науки, образования.
Тема 3. Система социальных
отношений (17 ч)
Общество как система: элементы и подсистемы. Общество как динамическая система.
Соотношение сфер общественной жизни. Социальные взаимодействия и общественные отношения.
Сущность социального института. Институционализация. Основные институты общества.
Функции социальных институтов.

Социальная структура общества и социальные отношения. Социальные общности и группы, их
типы. Положение человека в малой группе. Молодежь как социальная группа. Социальные статусы и
роли.
Социальная стратификация, социальное неравенство. Исторические типы стратификации.
Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Маргинальность. Социальная
структура современного российского общества.
Семья как малая группа и социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в
современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской
Федерации.
Этнические общности. Миграционные процессы в современном мире. Межнациональные
отношения, проблема национализма, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Конституционные принципы национальной политики РФ.
Социальный контроль и самоконтроль. Социальные нормы, их виды. Конформизм.
Отклоняющееся (девиантное) поведение, его виды и способы общественного реагирования.
Социальный конфликт. Стадии развития конфликта. Виды социальных конфликтов, их
причины. Способы разрешения социальных конфликтов. Роль социальных конфликтов в развитии
общества.
Особенности профессиональной деятельности социолога, социального психолога.
Тема 4. Экономика (26 ч)

Экономика как наука и сфера деятельности человека. Методы экономической науки.
Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. Рациональное поведение людей в экономике.
Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Внешние эффекты и общественные
блага. Кривая производственных возможностей.
Функционирование рынков. Рыночный спрос. Эластичность спроса. Рыночное предложение.
Эластичность предложения. Рыночное равновесие.
Факторы производства. Рынки ресурсов: рынок капитала, рынок земли, рынок труда, рынок
информации.
Отраслевые структуры. Монополия и конкуренция. Виды конкуренции. Государственное
регулирование в условиях различной степени конкуренции между предприятиями. Государственное
регулирование рынков.
Экономика предприятия. Цели предприятия. Бизнес и предпринимательство. Менеджмент и
маркетинг. Формы организации предпринимательской деятельности. Способы финансирования
предприятий. Издержки, выручка, прибыль. Виды ценных бумаг.
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Виды
безработицы. Уровень безработицы. Деятельность профсоюзов. Государственное регулирование в
области занятости.
Семейный бюджет. Соотношение доходов и расходов. Прожиточный минимум. Социальноэкономическое неравенство. Индекс Джинни.
Макроэкономические показатели и качество жизни. Валовой внутренний продукт, располагаемые
доходы населения.
Инфляция и ее последствия.

Основные проблемы макроэкономики. Понятие экономического цикла. Фазы экономического
цикла. Причины экономических циклов. Факторы долгосрочного экономического роста.
Краткосрочное сглаживание экономического цикла и долгосрочный экономический рост.
Экстенсивный и интенсивный рост. Валовой внутренний продукт.
Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Бюджетная
политика. Государственный долг.
Налоги. Виды налогов. Функции налогов. Системы налогообложения. Фискальная политика
государства.
Денежный рынок. Функции денег. Деньги и денежные агрегаты. Инфляция. Виды инфляции.
Социально-экономические последствия инфляции.
Финансовые институты. Банки. Банковская система. Монетарная политика Банка России.
Функции коммерческих банков. Вклады.
Международная экономика. Мировое хозяйство. Протекционизм. Экспорт и импорт товаров и
услуг. Движения капитала между странами. Валютный рынок. Курс национальной валюты. Торговля.
Спрос и предложение при торговле между странами. Выигрыши и потери от участия в торговле.
Всемирная торговая организация. Государственное регулирование внешней торговли.
Особенности профессиональной деятельности в экономической и финансовой сферах.
11 класс

Тема 1. Политика (23 ч)
Политика. Власть. Политическая и государственная власть. Легальность и легитимность
власти. Типы легитимности. Политика и мораль, политика и экономика, политика и право.
Политика и политическая деятельность. Политические отношения.
Политическая система, ее структура, принципы действия, виды и функции.
Политические институты. Государство как основной политический институт.
Государство и государственная власть, государственный суверенитет. Функции и органы
государства. Монархические и республиканские, унитарные и федеративные, демократические,
авторитарные и тоталитарные государства. Проблемы современной демократии. Современное
демократическое социальное правовое государство.
Сущность, виды и функции средств массовой информации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Способы манипулирования
массовым сознанием.
Политическая культура: ее сущность, структура, виды. уровни и функции. Человек в
политической жизни. Политическая социализация. Политическая идеология, ее роль в обществе.
Основные идейно-политические течения современности. Политическая психология. Политическая
активность, политическая роль. Политическое поведение. Политическое участие и его виды. Формы
политического протеста. Абсентеизм, его причины и опасность. Гражданское общество.
Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие,
признаки, типология общественно-политических движений.

Политическое лидерство: его признаки и функции. Типология и стили лидерства. Политическая
элита: сущность, виды, смена, функции. Современные теории политического лидерства и элит.
Политический процесс: структура, стадии, виды, режимы функционирования. Особенности
политического процесса в современной России.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная. Избирательное право и избирательная кампания.
Особенности профессиональной деятельности политолога.
Тема 2. Правовое регулирование общественных отношений (38 ч)
Право в системе социальных норм. Право и справедливость, естественное право и естественные
права человека.
Источники права. Нормативные правовые акты, их виды.
Законы и законодательный процесс. Система российского права.
Правоотношения, их субъекты. Правоспособность и дееспособность. Особенности правового
статуса несовершеннолетних. Правомерное поведение, применение права.
Правонарушение: признаки, виды, состав. Юридическая ответственность и ее виды.
Обстоятельства, при которых юридическая ответственность не наступает.
Правосознание и правовая культура личности. Правовой нигилизм. Правовая культура
российского общества и пути ее повышения.

Конституция Российской Федерации: ее принятие, структура, особенности. Основы
конституционного строя Российской Федерации.
Демократия, федерализм, разделение властей в Российской Федерации. Национальное и
международное право. Федеративное устройство, деление на федеральные округа, местное
самоуправление.
Система органов государственной власти в Российской Федерации. Президент Российской
Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации.
Судебная система Российской Федерации, ее структура, конституционные принципы правосудия.
Государственное управление в Российской Федерации. Государственная служба и
государственный служащий. Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства,
механизмы противодействия коррупции.
Гражданство Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина. Правовое
государство. Личные, политические, социально-экономические и культурные права и свободы
человека и гражданина. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологическое
правонарушение.
Права граждан на образование. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Порядок приема на обучение­ в образовательные организации среднего профессионального и высшего
образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговые льготы. Налоговые службы. Налоговое
право. Налоговый кодекс. Наказания за уклонение от уплаты налогов.
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты
экологических прав.

Воинская обязанность. Этапы реализации воинской обязанности. Отсрочка и освобождение от
призыва. Альтернативная гражданская служба.
Защита конституционных прав граждан. Международная защита прав человека в условиях
мирного и военного времени. Основные международные документы о правах человека и правах
ребенка.
Семейное право: сущность и источники. Порядок и условия заключения и прекращения брака.
Брачный договор. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и
детей.
Отношения, регулируемые трудовым правом. Принципы и источники трудового права. Порядок
приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Особенности организации труда
несовершеннолетних. Трудовые споры и способы их разрешения. Профсоюзы и их права.
Коллективный трудовой договор. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения
трудящихся. Правила внутреннего трудового распорядка. Поощрения и наказания в сфере трудового
права.
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права.
Организационно-правовые формы юридических лиц. Имущественные права. Право собственности и
иные вещные права. Основания приобретения права собственности. Право на результаты
интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя,
деловая репутация, изображение гражданина. Способы защиты имущественных и неимущественных
прав.
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского процесса.
Участники гражданского процесса. Этапы и особенности гражданского судопроизводства.

Административное право. Административное правонарушение и административная
ответственность. Судебное производство по делам об административных правонарушениях.
Особенности административного судопроизводства.
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие и виды преступлений.
Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве. Особенности уголовной
ответственности несовершеннолетних. Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты
уголовного процесса.
Государственная политика РФ в сфере противодействия экстремизму. Правовая основа,
принципы и организационные механизмы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Уголовная и административная ответственность за совершение преступлений и правонарушений
экстремистского и террористического характера. Деятельность институтов гражданского общества в
сфере противодействия экстремизму и терроризму.
Юридическое образование, юристы как социально-профессиональная группа.
Тема 3. Современное общество (6 ч)
Социальные изменения и общественное развитие. Эволюция и революция как формы социальных
изменений. Основные направления общественного развития: прогресс, регресс.
Многовариантность и противоречивость общественного развития. Типология обществ:
традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество.
Глобализация и вызовы XXI века. Основные направления глобализации. Последствия
глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Социальные последствия
технического прогресса. Пути преодоления угроз и вызовов современному обществу.

Россия в современном глобальном мире. Современные тенденции и перспективы развития
России. Закономерности общественного развития в политической, правовой, научной, педагогической
деятельности.

Тематическое

№

планирование 10 класс

Название

Количество часов

Введение

1

1

Человек как часть природы и общества

8

2

Духовная культура

13

3

Система социальных отношений

17

Тематическое планирование 11 класс
№

Название

Количество часов

Введение

1

1

Политика

23

2

Правовое регулирование общественных
отношений

38

3

Современное общество

6

Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ урока Количе План
ство
часов
1
1

Факт

Тема

Введение (1 ч)
Тема 1. Человек как часть природы и общества (8ч)

2
3
4
5
6

1
1
1
1
1
1

7
8
9

1
1

10
11
12

1
1
1

Биосоциальная сущность человека
Социализация личности
Свобода в деятельности человека
Сознание человека
Многообразие познания мира
Особенности социального познания. Составление программы
исследования
Урок-практикум. Феномен человека
Проверочная работа по теме «Человек как часть природы и общества»
Тема 2. Духовная культура (13 ч )
Сущность духовной культуры
Многообразие и диалог культур
Художественная культура

13
14
15
16
17

1
1
1
1
1

Религиозное освоение мира
Урок-практикум. Тоталитарные секты — угроза религиозного террориз
Моральные ориентиры поведения человека
Роль науки в общественном развитии
Место образования в современном мире

18
19
20
21
22

1
1
1
1
1

Современная культура
*Урок-практикум. Профессии в сфере культуры
*Урок-практикум. Человек в мире духовной культуры
Обоснование выбора методов выполнения проекта или исследования
Проверочная работа по теме «Духовная культура»
Тема 3. Система социальных отношений (17 ч)

23
24
25
26
27
28
29
30-31

1
1
1
1
1
1
1
2

Общество как социальная система
Основные институты общества
*Урок-практикум. Многообразие социальных институтов и их роль в
обществе
Социальные группы
Молодежь как социальная группа
Социальные статусы и роли
Социальная структура общества
Семья и брак

32
33
34
35
36
37
38
39
40

41- 42
43
44
45

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

1
1
1
2

46-47
2
47-48
49
50
51

1
1
1

Этнические общности. Межнациональные отношения
Социальный контроль
Социальный конфликт
*Урок-практикум. Правила разрешения конфликта
Профессии социолога и социального психолога
Урок-практикум. Человек в социальной среде
Урок-практикум. Как добиться успеха в обществе
Проверочная работа по теме «Система социальных отношений»
Тема 4. Экономика (26ч)
Что изучает экономика?
Экономическая система
Спрос, предложение, рыночное равновесие
Урок-практикум. Действие рыночного механизма
Эластичность спроса. Эластичность предложения

Конкуренция и её виды
Бизнес и предпринимательство. Экономика фирмы. Менеджмент.
Маркетинг
Источники финансирования фирмы. Виды ценных бумаг
Урок-практикум. Создаём фирму
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занят

52
53-54
55-57
58-59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

1
2
3
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Урок-практикум. Уровень безработицы
Семейный бюджет. Социально-экономическое неравенство
Валовой внутренний продукт. Экономический рост. Экономический ц
Экономические функции государства. Государственный бюджет.
Инструменты государственного регулирования
Налоги
Урок-практикум. Экономическая роль государства в современном мир
Денежное обращение. Денежные агрегаты
Виды, причины и последствия инфляции
Банковская система. Финансовые институты
Международная торговля. Валютный рынок
Профессия экономиста
Проверочная работа по теме « Экономика»
Итоговая контрольная работа
Защита проектных и исследовательских работ
Резерв

Поурочное планирование 10 класс
№ урока Количе Домашн
ство
ее
часов задание
1
1

Тема

Введение (1 ч)
Тема 1. Человек как часть природы и общества (8ч)

2
3
4
5
6

1
1
1
1
1
1

7
8
9

1
1

10

1

Биосоциальная сущность человека
Социализация личности
Свобода в деятельности человека
Сознание человека
Многообразие познания мира
Особенности социального познания. Составление программы
§5
исследования
С.60 Урок-практикум. Феномен человека
Проверочная работа по теме «Человек как часть природы и общест
Тема 2. Духовная культура (13 ч )
§6 Сущность духовной культуры
§1
§2
§3
§4
§5

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
24

1
1

25
26
27
28
29
30-31

1
1
1
1
2

§7
§8
§9
С.103
§10
§11
§12
§13
С.147

Многообразие и диалог культур
Художественная культура
Религиозное освоение мира
Урок-практикум. Тоталитарные секты — угроза религиозного терр
Моральные ориентиры поведения человека
Роль науки в общественном развитии
Место образования в современном мире
Современная культура
*Урок-практикум. Профессии в сфере культуры
*Урок-практикум. Человек в мире духовной культуры
Обоснование выбора методов выполнения проекта или исследовани
Проверочная работа по теме «Духовная культура»
Тема 3. Система социальных отношений (17 ч)

Общество как социальная система
Основные институты общества
*Урок-практикум. Многообразие социальных институтов и их рол
обществе
§16
Социальные группы
§17
Молодежь как социальная группа
§18
Социальные статусы и роли
§19
Социальная структура общества
§20–21 Семья и брак
§14
§15

32
33
34
35
36
37
38
39

1
1
1
1
1
1
1
1

§22
§23
§24
С.257
§25
С.263
С.265

1
40
41
42
43
44
45
46
47-48
49
50
51
52

1
1
1
1
1
1
2

§26
§27
§28
С.285
§29
§30
§31-32

1
1
1
1

§33
С.316
§34
С.326

Этнические общности. Межнациональные отношения
Социальный контроль
Социальный конфликт
*Урок-практикум. Правила разрешения конфликта
Профессии социолога и социального психолога
Урок-практикум. Человек в социальной среде
Урок-практикум. Как добиться успеха в обществе
Проверочная работа по теме «Система социальных отношений»
Тема 4. Экономика (26ч)
Предварительное представление социальных проектов и результат
исследования
Что изучает экономика?
Экономическая система
Спрос, предложение, рыночное равновесие
Урок-практикум. Действие рыночного механизма
Эластичность спроса. Эластичность предложения
Конкуренция и её виды
Бизнес и предпринимательство. Экономика фирмы. Менеджмент.
Маркетинг
Источники финансирования фирмы. Виды ценных бумаг
Урок-практикум. Создаём фирму
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области з
Урок-практикум. Уровень безработицы

53-54
55-56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67

2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

§35-36 Семейный бюджет. Социально-экономическое неравенство
§37-38 Валовой внутренний продукт. Экономический рост. Экономически
§39 Экономические функции государства. Государственный бюджет.
Инструменты государственного регулирования
§40
Налоги
С.353 Урок-практикум. Экономическая роль государства в современном
§41
Денежное обращение. Денежные агрегаты
§42
Виды, причины и последствия инфляции
§43
Банковская система. Финансовые институты
§44
Международная торговля. Валютный рынок
§45
Профессия экономиста
Проверочная работа по теме « Экономика»
Защита проектных и исследовательских работ
Итоговая контрольная работа

* Практикумы со звездочкой могут проводиться или не проводиться на
усмотрение учителя в зависимости от наличия учебного времени.

Поурочное планирование 11 класс
№
Количе Дома
урока
ство шнее
часов задани
е

Тема

Введение (1 ч)

1

Тема 1. Политика (23 ч)
1
2

§1

Политика и власть

§2

Политика как сфера общественной жизни и деятельности

§3

Политическая система общества

1
3
1
4
2
§4–5 Государства современного мира

5–6
1
7

§6

СМИ как четвертая ветвь власти

1
Урок-практикум. Учимся читать политические СМИ

8
1
9
10

§7
1

Политическая культура
Урок-практикум. Наша политическая культура

1
11

§8

Политическая идеология

§9

Политическое участие

1
12
1
Урок- практикум. Участвуем в общественной жизни

13
2

§10–11 Политические партии и движения

14–15
1
16

§12

Политическое лидерство

17

1

18
19

1
1

§14

20
21

1
1

§15

Избирательные системы и избирательная кампания в РФ
Урок-практикум. Политические партии и избирательные системы.

22

1
1

§16

Профессия политолога
Итоговый урок-практикум. Актуальные проблемы политического
развития общества

§13

23

Политическая элита
*Урок-практикум. Теории политического лидерства и элит
Политический процесс

1
24
Проверочная работа по теме 1
Тема 2. Правовое регулирование общественных отношений (38ч)
25
1
§17 Право в системе социальных норм
26–27
28

2
1

29
30

1
1

§18–19 Правовая норма. Источники и система права
§20 Правоотношения
§21
§22

Правонарушения и юридическая ответственность
Правосознание и правовая культура

1
31

§23

Особенности Конституции РФ

§24

Федеративное устройство

1
32
1
§25–26 Органы власти в РФ

33–34
1
35

Государственное управление в РФ
Права и свободы человека и гражданина. Конституционные
обязанности
§28–29 граждан РФ
§27

1
36–37
1

Промежуточная проверочная работа по пройденному материалу

38
1
39

§30

Право на благоприятную окружающую среду

1
Урок-практикум. Право граждан РФ на образование

40
1
41

§31

Права и обязанности налогоплательщика

§32

Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба

1
42
1
43
44

1

§33

*Урок-практикум. Защита конституционных прав граждан
Международная защита прав человека

1
45

§34

Семейное право и основные вопросы брака

1
*Урок-практикум. Заключение брака

46
1
47
48

1

§35

*Урок-практикум. Семейные правоотношения
Трудовое право и его значение в регулировании трудовой деятельности
человека

49

1

§36

Особенности коллективного трудового договора. Правила внутреннего
трудового распорядка

Урок-практикум. Заключение и расторжение трудового договора.
Трудовые правоотношения
51
1
§37 Гражданское право: имущественные отношения
52
1
§38 Гражданское право: неимущественные отношения
53
1
§39 Гражданские споры и их разрешение
54
1
Урок-практикум. Гражданские правоотношения
55
1
§40 Административное право
56
1
§41 Уголовное право
57
1
§42 Уголовный процесс
58
1
*Урок-практикум. Применение норм уголовного права
59
1
§43 Борьба государства с экстремизмом и терроризмом
60
1
Урок-практикум. Процессуальное право в Российской Федерации
61
1
§44 Профессия юриста
62
1
Проверочная работа по теме: «Правовое регулирование общественных
отношений»
Тема 3. Современное общество (6 ч )
1
63
§45-46 Общественное изменение и развитие
1
64
§47 Глобализация и вызовы XXI в.
1
65
§48 Урок-практикум. Пути преодоления угроз и вызовов современному
50

1

обществу
66
67

1
1

68

1

Россия и мир. Особенности современного развитии
Повторительно-обобщающий урок-практикум. Социальное развитие
современной России, мира и Уральского региона .
Итоговая контрольная работа

Учебно-методическое материально-техническое
обеспечение бразовательного процесса
Обучение обществознанию в современной школе
предъяв-ляет новые требования к его материальнотехническому обес­ печению, которое должно включать
следующие типы средств обучения:
• стенды для постоянных и временных экспозиций;
• комплект технических и информационнокоммуникатив-ных средств обучения, таких как:
— аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и
ви-деоинформации;
— компьютер;
— мультимедиапроектор;
— интерактивная доска;
— множительная техника (МФУ);
— коллекция медиаресурсов, в том числе электронные
приложения к учебникам, обучающие программы;
— выход в Интернет;
• комплекты печатных демонстрационных пособий
(табли-цы, схемы, карты, плакаты, портреты) по всем
разделам школьного курса обществознания;
• комплект экранно-звуковых пособий и слайдов;
• библиотека
учебной,
программно-методической,
учебно-методической, справочно-информационной и
научно-по-пулярной литературы;
• картотека с заданиями для индивидуального обучения,
ор-ганизации самостоятельных работ обучающихся,
проведе-ния контрольных работ и т. д.
Данные средства обучения должны быть сосредоточены в одном учебном кабинете, в котором проходят уроки,
осуществляются внеклассные и внеурочные занятия,
воспита38

тельная работа с учащимися. Кабинет обществознания
являет-ся
неотъемлемой
частью
информационнообразовательной среды по предмету. Поэтому он необходим
в каждой школе, а его оснащение должно соответствовать
требованиям
Феде-рального
государственного
образовательного стандарта.
Литература для учителя
1. Аттестация учителей истории и обществознания:
Мето-дические рекомендации / авт.-сост. В. В. Семёнов; под
общ. ред.
Л. Я. Олиференко. — М., 2005.
2. Боголюбов Л. Н. Обществознание в современной
школе: актуальные вопросы теории и методики. — М.;
СПб., 2013.
3. Боголюбов Л. Н. О перспективах развития
обществовед-ческого образования // Преподавание истории
и обществоз-нания в школе. — 2012. — № 5. — С. 12—18.
4. Ефремова Н. Ф. Формирование и оценивание
компетенции в образовании. — Ростов н/Д, 2010.
5. Женина Л. В. Межпредметность, надпредметностъ,
ме-тапредметность
как
проявление
интегративных
процессов в об-разовании // Пермский педагогический
журнал. — 2011. — №2.—С.11.
6. Казанская В. Г. Подросток: социальная адаптация:
книга для психологов, педагогов и родителей. — СПб.,
2011.
7. Кара-Мурза С. Г. Кризисное обществоведение: часть
первая: курс лекций. — М., 2011.
8. Лазебникова А. Ю. Влияние требований и
стандартизи-рованных форм единого экзамена на изучение
обществознания в средней школе // Преподавание истории и
обществознания в школе. — 2013. — № 10. — С. 27—32;
2014. — № 1. — С. 13—21.
9. Лазебникова А. Ю. Современное школьное
обществозна-ние. Вопросы теории и методики. — М., 2000.
10. Лазебникова
А.
Ю.,
Рутковская
Е.
Л.
Образовательные стандарты начала 2000-х гг.: от чего и к

чему переходит школа // Преподавание истории и
обществознания в школе. — 2014. — № 6. — С. 28—37.
11. Муштавинская —И. В. Технология развития
критиче-ского мышления на уроке и в системе подготовки
учителя: учеб-но-методическое пособие. — СПб., 2014.
12. Общая методика преподавания обществознания в
шко-ле / под. ред. Л. Н. Боголюбова. — М.

Литература для учащихся
1. Административная ответственность: вопросы теории
и практики / Н. Ю. Хаманева. — М.: ИГП РАН, 2005.
2. Антокольская М. В. Семейное право. — М., 1999.
3. Балакина А. П. Основы налоговой грамотности: 10—
11 кл. — М., 2003.
4. Баранов П. А., Воронцов А. В. Обществознание: 11
кл.: контрольные и проверочные работы. — М., 2002.
5. Баранов П. А., Воронцов А. В., Шевченко С. В.
Обществознание: полный экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.
— М., 2013.
6. Баранов П. А., Воронцов А. В., Шевченко С. В.
Обществоз-нание.
Полный
экспресс-репетитор
для
подготовки к ЕГЭ. — М., 2013.
7. Белов С. А., Гревцов Ю. И., Гриценко Е. В. и др.
Обще-ствознание: учебный курс для поступающих в вузы.
— СПб., 2009.
8. Бирюков Н. М., Сергеев В. М. Становление
институтов представительной власти в современной
России. — М., 2004.
9. Бойцов А. И. Преступления против собственности.
— СПб., 2002.

Волкова А. В. Публичные ценности и система государственного управления в России. — СПб., 2013.
10. Голосов Г. В., Мелешкина Е. Ю. Политические
партии и
выборы: учебное пособие. — СПб., 2001.
11. Государство, бизнес, общество: теории и
российские реалии / под ред. Л. Е. Ильичевой. — М., 2012.
12. Гражданское право: учебник: в 3 т. / под ред. А. П.
Сер-геева. — М., 2010.
13. Гречко П. К. Обществознание для поступающих в
ву-зы. — М., 2005.
14. Зайцев А. В. Диалогика гражданского общества. —
Ко-строма, 2013.
34. М., 2006.
4
3

48. Экономический словарь / Е. Г. Багудина; отв.
ред.
А. И. Архипов. — М., 2009.
49. Юридическая энциклопедия. — М., 2005.
Интернет-ресурсы
1. «Вопросы экономики» — http://www.vopreco.ru
2. «Жёлтые страницы России», данные о
предприятиях — http://www.yellowpages.rin.ru
3. «Коммерсантъ. Деньги» —
http://www.kommersant.ru/
money
4. «Коммерсантъ» — http://www.kommersant.ru
5. «Российская газета» — http://www.rg.ru/
6. «Эко» — http://www.ecotrends.ru
7. «Экономика и жизнь» — http://www.akdi.ru
8. «Эксперт» — http://www.expert.ru
9. Банк России — http://www.cbr.ru
10. Библиотека экономической и деловой
литературы — http://www.aup.ru/library/
11. Всероссийский центр изучения общественного
мне-ния — http://www.wciom.ru
12. Государственная Дума: официальный сайт —
http:// www.duma.gov.ru
13. Грани.Ру: Политика —
http://www.grani.ru/рolitics
14. Журнал «
45. — http://interlaw.dax.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».