2020 РП ОБЖ 10-11 кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЫШМИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«БОРОВЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
10 -11 классы

Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»

Составитель учитель ОБЖ
Косарев Дмитрий Александрович

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089,
но основе примерной программой основного общего образования и авторской программы: Под
общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. Сборник: «Программы общеобразовательных
учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы» под общей редакцией Под
общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. Издательский центр «Вентана-Граф», 2020.
Программа реализуется на основе использования учебников: Под редакцией Под общей редакцией
С.В. Ким, В.А. Горский. «Основы Безопасности жизнедеятельности 10-11 класс», Москва.
Издательский центр «Вентана-Граф», 2020.
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:



Конституция РФ.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 N 273-

ФЗ).

Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004г. «Об утверждении федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) образования». (в ред. Приказов Минобрнауки России от 23.06.2015г. №609.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. от
12.05.2009г.

Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) образования
Общая характеристика учебного предмета
Целью изучения предмета в основной школе является формирование разносторонне
физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для
укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности
и организации активного отдыха.
Образовательный процесс учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
направлен на решение следующих задач:





освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах
безопасной жизнедеятельности;
воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих, ценностного
отношения к своему здоровью и жизни;
развитие эмоционально-волевых качеств личности, необходимых для ведения здорового образа
жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями определять потенциальные опасности и правильно действовать в случае их
наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую
медицинскую помощь.
Главной целью курса по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка
обучающихся к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества,
государства.
Ведущими методами обучения предмету в основной школе являются: наглядный,
словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, лекционнопрактический.

Формы организации занятий: индивидуальная, групповая и фронтальная, организационно
– методические.
Средства обучения: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты,
электронные ресурсы.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового):
-индивидуальная, групповая и фронтальная работа;
- устный, письменный и конспектный контроль;
- практическая работа;
- тестирование.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» на этапе среднего общего образования. Рабочая программа составлена в
соответствии с учебным планом МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ», рассчитанного на 34 учебные
недели в год. Исходя из этого, рабочая программа рассчитана по 34 часа в год из расчета 1
учебный часа в неделю.
Своевременная корректировка рабочей программы (по причине актированных дней, б/л учителя и
т.д.) осуществляется за счет резервных уроков.
Требования к результатам обучения
•

•

•
•
•

•

•
•
•
•

•

Личностные результаты:
развитие духовных и физических качеств, определяющих готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению на основе социально одобряемых и
рекомендуемых моделей безопасного поведения, определяющих качество формирования
индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания;
формирование потребности и осознанной мотивации в следовании правилам здорового образа
жизни, в осознанном соблюдении норм и правил безопасности жизнедеятельности в учебной,
трудовой, досуговой деятельности;
развитие готовности и способности к непрерывному самообразованию с целью совершенствования
индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья, здоровья других людей и
окружающей природной среды обитания;
формирование гуманистических приоритетов в системе ценностно-смысловых установок
мировоззренческой сферы обучающихся, отражающих личностную и гражданскую позиции в
осознании национальной идентичности, соблюдение принципа толерантности во взаимодействии с
людьми в поликультурном социуме;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к здоровью
как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты предполагают формирование универсальных учебных
действий, определяющих развитие умения учиться. Таким образом, учащиеся приобретают:
умения познавательные, интеллектуальные (аналитические,, критические, проектные,
исследовательские, работы с информацией: поиска, выбора, обобщения, сравнения, систематизации
и интерпретации):
формулировать личные понятия о безопасности и учебно-познавательную проблему (задачу);
анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать
последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность
жизнедеятельности человека;
генерировать идеи, моделировать индивидуальные решения по обеспечению личной безопасности в
повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; планировать — определять цели и задачи по
безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в

•
•

•
•

•
•
•

•

•

•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•

обеспечении личной безопасности;
находить, обобщать и интерпретировать информацию с использованием учебной литературы по
безопасности жизнедеятельности, словарей, Интернета, СМИ и других информационных ресурсов;
применять теоретические знания в моделировании ситуаций по мерам первой помощи и
самопомощи при неотложных состояниях, по формированию здорового образа жизни;
умения коммуникативные:
взаимодействовать с окружающими, вести конструктивный диалог, понятно выражать свои мысли,
слушать собеседника, признавать право другого человека на иное мнение;
выполнять различные социальные роли в обычной и экстремальной ситуациях, в решении вопросов
по обеспечению безопасности личности, общества, государства;
умения регулятивные (организационные):
саморегуляция и самоуправление собственным поведением и деятельностью — построение
индивидуальной образовательной траектории;
владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
владение навыками познавательной рефлексии (осознание совершаемых действий и мыслительных
процессов, границ своего знания и незнания) для определения новых познавательных задач и
средств их достижения;
владение практическими навыками первой помощи, физической культуры, здорового образа жизни,
экологического поведения, психогигиены.
Предметные результаты предполагают формирование основ научного (критического,
исследовательского) типа мышления на основе научных представлений о стратегии и тактике
безопасности жизнедеятельности; о подходах теории безопасности жизнедеятельности к изучению
опасных и чрезвычайных ситуаций; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества
и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени; о социально-демографических и экологических процессах
на территории России; о подготовке населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций, включая противодействие экстремизму, терроризму, наркотизму; о здоровом образе
жизни; об оказании первой помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан
в области безопасности жизнедеятельности, о военно-силовых ресурсах государства по защите
населения и территорий;
в ценностно-ориентационной сфере:
ценностные установки, нравственные ориентиры, стратегические приоритеты, мотивы,
потребности, принципы мышления и поведения, обеспечивающие выработку индивидуальной
культуры безопасности жизнедеятельности, экологического мировоззрения и мотивации,
антиэкстремистского поведения, гражданской позиции, умения предвидеть опасные ситуации,
выявлять их причины и возможные последствия, проектировать модели безопасного поведения;
осознание личной ответственности за формирование культуры семейных отношений;
в коммуникативной сфере:
умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности здоровья, адекватно
информировать окружающих и службы экстренной помощи об опасной ситуации;
умение сотрудничать с другими людьми, выполнять совместно необходимые действия по
минимизации последствий экстремальной ситуации;
стремление и умение находить компромиссное решение в сложной ситуации;
в эстетической сфере:
умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира;
умение различать эргономичность, эстетичность и безопасность объектов и среды обитания
(жизнедеятельности);
в бытовой, трудовой и досуговой сфере:
грамотное обращение с бытовыми приборами, техническими устройствами;
соблюдение правил дорожного движения и поведения на транспорте;
соблюдение правил отдыха в загородной зоне;
знание номеров телефонов для вызова экстренных служб;
умение оказывать первую помощь;
правоохранительное поведение в социальной и природоохранной сфере;
в сфере физической культуры и здорового образа жизни:
накопление опыта физического и психического совершенствования средствами спортивнооздоровительной деятельности, здорового образа жизни;
выработка привычки к соблюдению правил техники безопасности при развитии физических

качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, координации, скоростных качеств,
обеспечивающих двигательную активность;
• соблюдение рационального режима труда и отдыха для того, чтобы выдерживать высокую
умственную нагрузку старшеклассников, осуществлять профилактику утомления и дистресса
здоровыми способами физической активности;
• умение правильно оказывать первую помощь при травмах на занятиях физической культурой и в
экстремальных ситуациях.
• В содержании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учтены положения федеральных
законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности
личности, общества и государства. За основу проектирования структуры и содержания программы
курса принят модульный принцип ее построения и принцип «мини- макса» к отбору и наполнению
учебно-познавательной информацией.
Программа реализует роль навигации индивидуального образовательного маршрута
старшеклассника в образовательном пространстве реальной и виртуальной информации по вопросам безопасности жизнедеятельности. Интеллект личности, экологическое мировоззрение и
мотивация, научно-практические знания и умения — основные ресурсы культуры безопасности.
Модульный принцип определяет выделение трех учебных разделов, охватывающих весь
объем содержания курса ОБЖ, а принцип «минимакса» положен в основу структурирования
учебной информации каждого раздела. Модульный принцип позволяет:
—
эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс по формированию
культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников с учетом ресурсных возможностей
разных типов организаций основного образования и особенностей среды жизнедеятельности
населения разных регионов России;
—
обеспечить межпредметные связи при изучении содержания ОБЖ и преемственность
содержания учебных модулей (тематики ОБЖ) в средних и старших классах школы, в учреждениях
основного и дополнительного образования;
—
разработать варианты оценки достижений учащихся на репродуктивном,
продуктивном, творческом уровнях, используя методы шкалирования, балльно-рейтинговой
оценки, кредитно-модульной, экспертной оценки портфолио, позволяющие проследить
продвижение школьника на индивидуальном образовательном маршруте по формированию
культуры безопасности жизнедеятельности.
Учебная информация структурирована по принципу «мини-макса»:
—
в каждом параграфе приводятся общие термины и понятия, определяющие условные
границы компетентности школьника по изучаемой теме (максимум);
—
в начале параграфа выделены ключевые термины и понятия, определяющие
обязательный для школьника минимум теоретико-практических знаний, требуемый для
прохождения итогового контроля по изучаемой теме в форме тестирования, собеседования,
презентации учебно-исследовательской работы, экзамена.
Принцип «минимакса» предполагает формирование компетентности и культуры безопасности
жизнедеятельности личности не за счет роста объема учебно-познавательной информации, а за счет
ее повторения, обобщения и систематизации знаний всех школьных предметов.
Структурные компоненты программы ОБЖ — три содержательных модуля:
—
основы безопасности личности, общества, государства в современной среде обитания;
—
основы обороны государства и военная безопасность;
—
основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Каждый модуль программы — это раздел содержания курса ОБЖ, который состоит из
нескольких частей (глав). Каждая глава включает пять тем (параграфов). Содержание учебного
материала в каждом классе представлено в форме опорного конспекта (всего 35 тем), в котором
кратко изложены ключевые понятия, основные характеристики опасных и чрезвычайных ситуаций,
научные подходы к теории безопасности жизнедеятельности, вопросы, задания, примерная
тематика учебноисследовательской работы школьников, рекомендации специалистов по
предупреждению опасных ситуаций и безопасному поведению населения. Раздел завершается
самопроверкой теоретической готовности ученика по ключевым вопросам.
Содержание курса. 10 класс.
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства

Глава 1. Научные основы
обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические основы
безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медико-биологические основы
безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности,
общества, государства
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности
жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита
личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму.
Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в
чрезвычайных ситуациях
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в
чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность
Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и
современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной
опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и
территорий от биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты
органов дыхания и кожи.
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз
Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных
Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности
военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни
и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы
риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний,
передающихся половым путем.
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой
помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечнолегочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.
Содержание курса. 11 класс.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства
Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в
современной среде обитания
Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной
среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и
технологий. Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности
жизнедеятельности человека в среде обитания. Основные подходы и принципы обеспечения
безопасности объектов в среде жизнедеятельности. Основы управления безопасностью в системе
«человек — среда обитания».

Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества,
государства по обеспечению безопасности
Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение социальной, экономической и
государственной безопасности. Меры государства по противодействию военным угрозам,
экстремизму, терроризму. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисковоспасательная служба МЧС России. Международное сотрудничество России по противодействию
военным угрозам, экстремизму, терроризму.
Глава 3. Экстремальные ситуации и безопасность человека
Экстремальные ситуации криминогенного характера. Экстремизм, терроризм и безопасность
человека. Наркотизм и безопасность человека. Дорожно-транспортная безопасность. Вынужденное
автономное существование в природных условиях.
Глава 4. Воооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз
Основные задачи Вооруженных Сил. Правовые основы воинской обязанности. Правовые
основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная.
Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.
Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии
Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы. Военные
гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. Военные операции на территории России:
борьба с терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава
российских воинов.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 6. Основы здорового образа жизни
Демографическая ситуация в России. Культура здорового образа жизни. Культура питания.
Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье. Вредные привычки. Культура
движения.
Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях
Медико-психологическая помощь. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при
поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах,
обморожении. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при
отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами. Тематическое
планирование
Авторская программа «Основы безопасности жизнедеятельности» предлагает один из
возможных вариантов тематического планирования, в котором даны краткое описание основных
вопросов, ключевых понятий каждой темы и рекомендуемые виды учебной деятельности учащихся
по освоению темы.
Основные виды учебной деятельности школьников:
1)
учебно-познавательная:
развитие информационной компетентности и функциональной грамотности по ОБЖ в процессе
повторения пройденного: изучение ключевых понятий темы, терминов и определений, научных
подходов к выявлению факторов риска для жизни и здоровья; закрепление нового материала на
репродуктивном и продуктивном уровне: вопросы и задания; планирование личного поведения в
экстремальной ситуации, самоопределение достаточности личных знаний по изучаемой теме; опыт
самостоятельной творческой деятельности, сотрудничества в малой группе: учебноисследовательской, проектной (коммуникация, презентация, портфолио);
2)
аналитическая:
выявление причинно-следственных связей между явлениями и событиями, определяющими
состояние опасности (безопасности) среды жизнедеятельности; моделирование стратегии
безопасного поведения и оценка личной готовности к минимизации риска ущерба здоровью и
безопасности;
3)
практическая деятельность по формированию ключевых компетенций и
компетентности по безопасности жизнедеятельности: формирование личных убеждений,
гражданской позиции, правовой грамотности, психофизической готовности к выработке качеств,
полезных привычек, способов (моделей) безопасного поведения в опасных ситуациях,
определяющих общую компетентность по безопасности жизнедеятельности:

— мотивационный компонент — формирование личных убеждений, ценностей и смыслов
изучаемых понятий предмета«Основы безопасности жизнедеятельности», гражданской позиции,
правовой грамотности, личного отношения к вопросам охраны здоровья и обеспечения
безопасности жизнедеятельности;
—
информационный компонент — формирование научного мировоззрения, научной
картины целостного восприятия мира и человека в нем; использование научных подходов в
освоении моделей безопасного поведения в экстремальных ситуациях, в формировании культуры
безопасности жизнедеятельности личности, умение находить необходимую информацию по
предмету ОБЖ, включая формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
—
операционный компонент (практические умения, опыт): предвидеть возникновение
наиболее часто встречающихся опасных ситуаций и грамотно действовать, обеспечивая личную и
общественную безопасность в случае экстремальной ситуации; пользоваться средствами
индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
опираться в решении спорных вопросов на нормативно-правовые акты и законы Российской
Федерации.
Авторами программы целенаправленно транслируется ключевая роль формирования
экологической компетентности обучающихся как неотъемлемой части культуры безопасности
жизнедеятельности в современной среде обитания.
Экологическое мышление и культура безопасности жизнедеятельности личности и общества
определены специалистами как ключевые ресурсы выживания современной цивилизации.
Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» включает материал по основам
здорового образа жизни, который нацелен на понимание подростком себя, осознание своего
предназначения, потребностей, особенностей индивидуального развития и социальных требований
к культуре безопасности жизнедеятельности личности в современном мире.
Теоретический материал и практические рекомендации в учебнике являются итогом обобщения
опыта, накопленного за последние десятилетия врачами, спасателями, пожарными, психологами и
преподавателями. Природа жизнедеятельности человека и технического прогресса такова, что
опасные события и явления всегда были, есть и будут, и каждый человек должен быть готов к ним
морально, физически и методически. Задачи, которые ставили перед собой авторы учебнометодического комплекта, — научить школьников методически грамотному поведению в
экстремальных и чрезвычайных ситуациях; содействовать формированию общей культуры безопасности жизнедеятельности в современной среде обитания.
В случае экстремальной ситуации знания и умения, полученные при изучении курса
основ безопасности жизнедеятельности, могут стать опорой, уменьшить вероятность
страха и паники при выполнении действий, необходимых для спасения своей жизни и
жизней других людей.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и
периодически - письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование).
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также
практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по
пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность
или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при
оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся,
набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность
или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно
полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт
в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного
количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность
или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и
ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3»
получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность
или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются
существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт
в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного
количества баллов.
Проведение ежегодных учебных сборов с гражданами, проходящими военную подготовку по
основам военной службы
(извлечение из Инструкции по организации обучения граждан Российской Федерации начальным
знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных
учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах)
Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам
военной службы предусматривают проведение ежегодных учебных сборов. К участию в учебных
сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях и в учебных
пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья.
Планирование и организация учебных сборов осуществляются органами местного
самоуправления, на которые возложено управление в сфере образования, и руководителями образовательных учреждений (начальниками учебных пунктов) совместно с военными комиссарами и
командирами соединений (воинских частей), на базе которых проводятся учебные сборы.
Продолжительность учебных сборов — 5 дней (35 учебных часов). В ходе сборов изучаются:
размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы
строевой, огневой, тактической, физической и военномедицинской подготовки, а также вопросы
радиационной, химической и биологической защиты войск. В процессе учебных сборов
выполняются мероприятия по военно-профессиональной ориентации.
Учебные сборы проводятся на базе соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В местах, где нет соединений и
воинских частей, учебные сборы организуются на базе региональных центров по допризывной
подготовке молодежи к военной службе, военно-патриотических молодежных и детских
общественных объединений, оборонно-спортивных оздоровительных лагерей или при
образовательных учреждениях.
Организация учебных сборов осуществляется в соответствии с распоряжением высшего
должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта Российской Федерации), согласованным с военным
комиссаром (далее именуется — распоряжение), в котором указываются место и время проведения
учебных сборов, методическое обеспечение сборов, вопросы взаимодействия с соединениями и
воинскими частями, порядок финансирования учебных сборов, а также вопросы организации жизни
и быта граждан на учебных сборах (проживание, организация питания, медицинское обеспечение,
доставка граждан к месту сборов) и назначаются ответственные руководители.
На основании распоряжения руководители органов местного самоуправления, осуществляющих
управление в сфере образования, формируют списки администрации учебных сборов и представляют
их на утверждение главе муниципального образования.
В состав администрации учебных сборов назначаются:
начальник учебного сбора, начальник штаба учебного сбора и его заместители (по воспитательной
работе и по хозяйственной части); руководители образовательных учреждений для оказания помощи
педагогическим работникам образовательных учреждений, осуществляющим обучение граждан
начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы, при
необходимости выделяют дополнительно учителей-предметников.
Начальник учебного сбора осуществляет общее руководство подготовкой и проведением сбора.
Он отвечает: за своевременную разработку документов, регламентирующих его проведение,
подготовку должностных лиц сборов; за согласование вопросов организации и порядка проведения
сбора; за организацию взаимодействия образовательного учреждения (учебного пункта) с военным
комиссариатом и соединением (воинской частью), привлекаемыми к подготовке и проведению сбора;
за организацию и состояние учебной и воспитательной работы, хозяйственную и финансовую
деятельность, соблюдение мер безопасности.
Начальник штаба учебного сбора непосредственно разрабатывает план подготовки и проведения
учебного сбора, расписание занятий, распорядок дня, организует размещение и перевозку граждан к

местам проведения занятий и обратно, составляет заявки на получение необходимого имущества,
организует и руководит внутренней службой на сборе, составляет смету расходов учебного сбора.
Заместитель начальника учебного сбора по воспитательной работе несет ответственность за
организацию и проведение военно-патриотического воспитания граждан, их дисциплину и моральнопсихологическое состояние. Он разрабатывает план мероприятий по военно-патриотическому
воспитанию, участвует в разработке плана спортивных мероприятий, изучает нужды и запросы
граждан и принимает меры по их удовлетворению.
Заместитель начальника учебного сбора по хозяйственной части отвечает за материальное
обеспечение сбора. Он совместно с командованием соединения (воинской части) организует
размещение, питание и медицинское обеспечение граждан, получает и выдает имущество,
предусмотренное планом подготовки и проведения сбора, обеспечивает сохранность и ведет учет
материальных средств. После окончания сбора сдает полученное во временное пользование
имущество и другие материальные средства, отчитывается перед командованием соединения
(воинской части) за израсходованные продукты питания.
Руководитель образовательного учреждения (начальник учебного пункта) и педагогический
работник образовательного учреждения, осуществляющий обучение граждан начальным знаниям в
области обороны и их подготовку по основам военной службы (преподаватель учебного пункта),
совместно с представителем военного комиссариата заблаговременно согласовывают с соединением
(воинской частью): время и порядок проведения занятий, количество граждан, привлекаемых к
проведению учебного сбора, места размещения обучаемых в районе проведения сбора, маршруты
безопасного движения к местам занятий, требования безопасности на занятиях и другие вопросы.
Учебный процесс во время учебных сборов организуется в соответствии с расчетом часов по
предметам обучения, учебнотематическим планом и распорядком дня. Варианты указанных
документов приведены в настоящей инструкции.
Учебные сборы при образовательных учреждениях, военно-патриотических молодежных и
детских общественных объединениях могут проводиться путем ежедневных выездов (выходов) в
поле, на стрельбище (в тир), а также на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей по
программам, согласованным с военным комиссаром.
Во время учебных сборов занятия, не связанные с выполнением упражнений стрельб, проводят
педагогические работники образовательных учреждений, осуществляющие обучение граждан
начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы, и преподаватели учебных пунктов совместно с военнослужащими, специально назначенными от закрепленных
соединений (воинских частей).
Обучение граждан стрельбе из стрелкового оружия организуется командирами соединений
(воинских частей) и проводится в установленном порядке на стрельбищах или в тирах военнослужащими при участии педагогических работников образовательных учреждений,
осуществляющих обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы (преподавателей учебных пунктов). Для проведения стрельб командиры
соединений (воинских частей) назначают ответственных должностных лиц, а также предоставляют
оружие и боеприпасы.
Штабом соединения (воинской части) при разработке плана боевой подготовки соединения
(воинской части) на новый учебный год в один из его разделов включаются мероприятия по
проведению учебных сборов с обучающимися в образовательных учреждениях и учебных пунктах,
закрепленных за соединением (воинской частью) приказом командующего войсками военного
округа. В приложение к указанному плану отдельной строкой включается расход боеприпасов при
проведении стрельб с обучающимися.
Для руководства и обслуживания стрельб, а также обеспечения мер безопасности во время
стрельбы приказом по соединению (воинской части) назначаются старший руководитель стрельб,
начальник оцепления, дежурный врач (фельдшер) с санитарной машиной и артиллерийский техник
(мастер). Кроме того, старший руководитель стрельб назначает руководителей стрельб на участках,
наблюдателей и начальника пункта боевого питания. При стрельбах на одном участке обязанности
руководителя стрельб на участке возлагаются на старшего руководителя стрельб. Требования
безопасности при проведении стрельб приведены в настоящей инструкции.
До проведения стрельб педагогический работник образовательного учреждения,
осуществляющий обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по
основам военной службы (преподаватель учебного пункта), детально изучает с обучающимися:
• требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами;
• устройство и порядок применения стрелкового оружия;
• порядок выполнения упражнений стрельб.

Подготовленность каждого обучающегося к стрельбе проверяется представителем соединения
(воинской части) в присутствии педагогического работника образовательного учреждения,
осуществляющего обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по
основам военной службы (педагогического работника учебного пункта, осуществляющего
подготовку по основам военной службы). К выполнению упражнений стрельб допускаются
обучающиеся, изучившие материальную часть стрелкового оружия и боеприпасы, требования
безопасности при проведении стрельб, условия выполняемого упражнения и сдавшие зачет.
Обучающиеся, не сдавшие зачет, к стрельбе не допускаются.
На занятиях по огневой подготовке обучающиеся выполняют упражнения начальных стрельб из
стрелкового оружия и упражнения в метании учебно-имитационных ручных гранат.
В муниципальных образованиях, где нет соединений и воинских частей, проведение стрельб
организуется военным комиссаром на стрельбищах и в тирах, находящихся в ведении федеральных
органов исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба, Общероссийской
общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и
флоту России» и других организаций Российской Федерации (по согласованию с ними).
Организация стрельб осуществляется руководителями указанных органов и организаций в
установленном ими порядке.
При отсутствии условий для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия организуется
стрельба из спортивного или пневматического оружия в специально оборудованных местах.
Обеспечение питанием граждан, привлекаемых для прохождения сборов, организуемых на базе
соединений и воинских частей, осуществляется соединением (воинской частью) по нормам
общевойскового пайка после предварительной оплаты образовательным учреждением (учебным
пунктом) его стоимости по учетным ценам, сложившимся на день отпуска, и расходов на
приготовление пищи в размере 20 процентов стоимости пайка (без учета стоимости хлеба), а при
проведении учебных сборов при образовательных учреждениях, других организациях — силами и
средствами, определяемыми решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя
высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
Перевозка обучающихся к местам проведения занятий и обратно может выполняться
автомобильным транспортом соединения (воинской части), на базе которого проводятся учебные
сборы. Отпуск горючего и смазочных материалов на эти цели осуществляется после
предварительной оплаты их стоимости.
Обеспечение палаточным фондом и постельными принадлежностями при размещении
обучающихся в полевых условиях производится за счет имущества соединения (воинской части),
бывшего в употреблении и годного к дальнейшей эксплуатации, путем выдачи его во временное
пользование.
Медицинское обеспечение обучающихся в период проведения учебных сборов, организуемых на
базе соединения, воинских частей Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований и органов,
осуществляется в установленном порядке штатными силами и средствами медицинской службы, а
при проведении сборов на базе региональных центров по подготовке граждан к военной службе,
военно-патриотических мол одежных и детских общественных объединений, оборонно-спортивных
лагерей или при образовательных учреждениях — силами и средствами, определяемыми решением
высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта РФ).
При необходимости стационарного лечения обучающиеся могут направляться в ближайшие
медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, для чего
каждый обучающийся должен иметь при себе страховой медицинский полис.
Результаты учебных сборов оцениваются в соответствии с рекомендациями по оценке
результатов учебных сборов, изложенными в настоящей инструкции. Общая оценка граждан,
обучающихся в образовательных учреждениях (учебных пунктах), заносится в классный журнал с
пометкой «Учебные сборы», которая учитывается при выставлении итоговой оценки за весь курс
обучения в образовательном учреждении (учебном пункте).
Гражданам, уклонившимся от учебных сборов, выставляется неудовлетворительная оценка за
сборы.
Для граждан, не прошедших учебные сборы по уважительным причинам, в образовательном
учреждении (учебном пункте) организуется теоретическое изучение материалов учебных сборов и
сдача зачетов.
В случае отказа отдельных граждан по религиозным мотивам от участия в стрельбах и изучения
боевого ручного
стрелкового оружия решение об освобождении от данной темы занятий принимает руководитель
образовательного учреждения (начальник учебного пункта) на основании обоснованного заявления

родителей (законных представителей), которое должно быть представлено руководителю
образовательного учреждения (начальнику учебного пункта) до начала учебных сборов.
Контроль за организацией обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их
подготовкой по основам военной службы в образовательных учреждениях и учебных пунктах
осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
Учебно-методическое обеспечение предмета
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
2. Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004г. «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) образования». (в ред. Приказов Минобрнауки России от 23.06.2015г. №609.
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. от 12.05.2009г.
4. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) образования
5. Интернет – ресурсы. Электронные ресурсы:
Название сайта
Электронный адрес
Совет безопасности РФ
Министерство внутренних дел РФ
МЧС России
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ
Министерство обороны РФ
Министерство образования и науки РФ
Министерство природных ресурсов РФ
Федеральная служба железнодорожных войск РФ
Федеральная служба России по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды
Федеральная пограничная служба
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной
безопасности
Русский образовательный портал
Академия повышения квалификации работников
образования
Федеральный российский общеобразовательный портал
Федеральный портал «Российское образование»
Портал компании «Кирилл и Мефодий»
Образовательный портал «Учеба»
Журнал «Курьер образования»
Журнал «Вестник образования»
Издательский дом «Профкнига»
Издательский дом «1 сентября»
Издательский дом «Армпресс»
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»
(издательский дом «1 сентября»)
Энциклопедия безопасности
Личная безопасность

http://www.scrf.gov.ru
http://www.mvd.ru
http://www.emercom.gov.ru
http://www.minzdrav-rf.ru
http://www.mil.ru
http://mon.gov.ru/
http://www.mnr.gov.ru
http://www.fsgv.ru
http://www.mecom.ru/roshydro/
pub/rus/index.htm
http://www.fps.gov.ru
http://www.gan.ru
http://www.gov.ed.ru
http://www.apkro.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
http://www.km.ru
http://www.uroki.ru
http://www.courier.com.ru
http://www.vestnik.edu.ru
http://www.profkniga.ru
http://www.1september.ru
http://www.armpress.info
http://festival.1september.ru
http://www.opasno.net
http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность
жизнедеятельности
«Мой компас» (безопасность ребёнка)
Информационно-методическое издание для
преподавателей ОБЖ-МЧС России
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет
ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного
движения, Безопасности жизнедеятельности)
Портал Всероссийской олимпиады школьников
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность
жизнедеятельности
Безопасность. Образование. Человек. Информационный
портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности
жизнедеятельности
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях

http://www.alleng.ru
http://moikompas.ru/compas/bez
opasnost_det
http://www.schoolobz.org/topics/bzd/bzd.html
http://www.econavt-catalog.ru

http://rusolymp.ru/
http://www.alleng.ru/edu/saf.ht
m
http://www.bezopasnost.edu66.r
u
http:// www.hardtime.ru

Материально техническое обеспечение учебного предмета
№
1
2
3
4
5
6
7
8

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ
ОБОРУДОВАНИЕ
Дозиметр бытовой
Противогаз ГП-5
Сумка санинструктора (укомплектованная)
Макет автомата АК-74
ОЗК (Плащ, чулки, перчатки)
Компас
Макет-тренажёр для реанимационных мероприятий
Перевязочные средства и шовные материалы лейкопластыри

Календарно-тематическое планирование в 10 классе.
№
п/п

Тема урока

Форма
контроля

Домашнее
задание

Дата
План

Основы безопасности личности, общества, государства (14ч)
1

2

Культура безопасности
жизнедеятельности человека в
современной среде обитания.
Междисциплинарные основы теории
безопасности жизнедеятельности.
Экологические основы безопасности
жизнедеятельности человека в среде
обитания.

Устный опрос

§ 1,2 Страницы
5-16. Вопросы и
задания.

Устный опрос

§ 3 Страницы 1623. Вопросы и
задания.

Факт

3

4

5

6

Медико-биологические основы
безопасности жизнедеятельности
человека в среде обитания.
Психологические основы безопасности
жизнедеятельности человека в среде
обитания.
Правила и обязанности государства и
граждан России по обеспечению
безопасности жизнедеятельности.
Защита национальной безопасности
государства от военных угроз.

Устный опрос

§ 4 Страницы 2326. Вопросы и
задания.

Устный опрос

§ 5 Страницы 2732. Вопросы и
задания.

Устный опрос

§ 6 Страницы 3236. Вопросы и
задания.

Тест

§ 7 Страницы 3640. Вопросы и
задания.
§ 8 Страницы 4145. Вопросы и
задания.
§ 9 Страницы 4550. Вопросы и
задания.
§ 10 Страницы
50-55. Вопросы и
задания.

7

Защита личности, общества государства Устный опрос
от угроз социального характера.

8

Противодействие экстремизму.

Устный опрос

Противодействие терроризму,
Контрольная
наркотизму в Российской Федерации.
работа.
Контроль знаний (тестирование)
Аварии с выбросом опасных химических веществ
9

10

11

12

13

14

15

16

17

Единая государственная система
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Основные мероприятия РСЧС и
гражданской обороны по защите
населения и территории в
чрезвычайных ситуациях.
Защита населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного
характера.
Защита населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций техногенного
характера.
Чрезвычайные ситуации на инженерных
сооружениях, дорогах, транспорте.
Страхование.
Защита населения и территорий от
военной опасности, оружия массового
поражения и современных обычных
средств поражения.
Защита населения и территорий от
радиационной опасности.

Устный опрос

§ 11 Страницы
55-61. Вопросы и
задания.

Устный опрос

§ 12 Страницы
61-65. Вопросы и
задания.

Устный опрос

§ 13 Страницы
66-71. Вопросы и
задания.

Тест

§ 14 Страницы
71-76. Вопросы и
задания.

Устный опрос

§ 15 Страницы
76-82. Вопросы и
задания.

Устный опрос

§ 16 Страницы
83-90. Вопросы и
задания.

Устный опрос

Средства коллективной защиты от
оружия массового поражения.

Устный опрос

§ 17 Страницы
90-94. Вопросы и
задания.
§ 18 Страницы
94-98. Вопросы и
задания.

18
19

20

Защита населения и территорий от
биологической и экологической
опасности.
Средство индивидуальной защиты
органов дыхания и кожи.

Устный опрос

§ 19 Страницы
98-102. Вопросы
и задания.

Устный опрос

Вооружённые Силы Российской
Федерации: организационные основы.

Устный опрос

§ 20 Страницы
102-105.
Вопросы и
задания.
§ 21 Страницы
106-110.
Вопросы и
задания.

Гидродинамические аварии
21

Состав Вооружённых Сил Российской
Федерации.

Устный опрос

22

Воинская обязанность и военная
служба.

Устный опрос

23

Права и обязанности военнослужащих.

Тест

24

Боевые традиции и ритуалы
Вооружённых Сил Российской
Федерации

Устный опрос

25

Медицинское обеспечение
индивидуального и общественного
здоровья.

Устный опрос

26

Здоровый образ жизни и его
составляющие.

Устный опрос

27

Инфекционные заболевания: их
особенности и меры профилактики.

Устный опрос

28

Факторы риска неинфекционных
заболеваний и меры их профилактики.

Устный опрос

29

Профилактика заболеваний
передаваемых половым путём.

Устный опрос

30

Первая помощь при неотложных
состояниях: закон и порядок.

Тест

§ 22 Страницы
110-113.
Вопросы и
задания.
§ 23 Страницы
113-116.
Вопросы и
задания.
§ 24 Страницы
116-119.
Вопросы и
задания.
§ 25 Страницы
119-126.
Вопросы и
задания.
§ 26 Страницы
127-131.
Вопросы и
задания.
§ 27 Страницы
132-134.
Вопросы и
задания.
§ 28 Страницы
134-141.
Вопросы и
задания.
§ 29 Страницы
141-145.
Вопросы и
задания.
§ 30 Страницы
146-149.
Вопросы и
задания.
§ 31 Страницы
149-154.
Вопросы и
задания.

31

Правила оказания первой помощи при
травмах.

Устный опрос

32

Первая помощь при кровотечениях,
ранениях.

Проверочная
практическая
работа.

33

Первая помощь: сердечно-лёгочная
реанимация.

Проверочная
практическая
работа.

34

Первая помощь при ушибах,
Проверочная
растяжении связок, вывихах, переломах. практическая
работа.

§ 32 Страницы
154-159.
Вопросы и
задания.
§ 33 Страницы
159-163.
Вопросы и
задания.
§ 34 Страницы
164-168.
Вопросы и
задания.
§ 35 Страницы
168-183.
Вопросы и
задания.

Календарно-тематическое планирование в 11 классе.
№
п/п

Тема урока

Форма
контроля

Домашнее
Задание

Дата
План

Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства (14 часов)
Проблемы формирования культуры
безопасности личности,
жизнедеятельности человека в
современной среде обитания. Этические и
экологические критерии безопасности
современной науки и технологий.
Общенаучные методологические критерии
безопасности современной науки и
технологий.
Основные подходы и принципы
обеспечения безопасности объектов в
среде жизнедеятельности.
Основы управления безопасностью в
системе «человек – среда обитания»

Устный
опрос

§ 1,2
Страницы184194. Вопросы и
задания.

Устный
опрос

§ 3 Страницы
194-201.

Тест

§ 4 Страницы
201-205. Вопросы
и задания

Устный
опрос

5

Обеспечения национальной безопасности
России.

Устный
опрос

6

Обеспечение социальной, экономической
и государственной безопасности.

Тест

§ 5 Страницы
205-212. Вопросы
и задания
§ 6 Страницы
212-217. Вопросы
и задания
§ 7 Страницы
217-222. Вопросы
и задания

1

2

3

4

Факт

Меры государства по противодействию
военным угрозам, экстремизму,
терроризму.
Защита населения и территорий в
чрезвычайных ситуациях. Поисковоспасательная служба МЧС России.
Международное сотрудничество России по
противодействию венным угрозам,
экстремизму, терроризму.
Экстремальные ситуации криминогенного
характера.

Устный
опрос

§ 8 Страницы
222-228. Вопросы
и задания

Устный
опрос

§ 9 Страницы
228-231. Вопросы
и задания

Контрольная
работа.

§ 10 Страницы
231-235. Вопросы
и задания

Устный
опрос

11

Экстремизм, терроризм и безопасность
человека.

Зачет

12

Наркотизм и безопасность человека.

Устный
опрос

13

Дорожно-транспортная безопасность.

Тест

14

Вынужденное автономное существование
в природных условиях.

Устный
опрос

§ 11 Страницы
235-240. Вопросы
и задания
§ 12 Страницы
240-245. Вопросы
и задания
§ 13 Страницы
245-248. Вопросы
и задания
§ 14 Страницы
248-251. Вопросы
и задания
§ 15 Страницы
251-255. Вопросы
и задания

7

8

9

10

Раздел 2. Военная безопасность государства (10 часов)
15

Основные задачи Вооруженных Сил.

Устный
опрос

16

Правовые основы воинской обязанности.

Устный
опрос

17

Правовые основы военной службы.

Тест

18

Подготовка граждан к военной службе:
обязательная и добровольная.

Устный
опрос

19

Требования воинской деятельности к
личности военнослужащего.

Контрольная
работа

20

Особенности военной службы по призыву
и альтернативной гражданской службы.

Устный
опрос

21

Военные гуманитарные миссии России в
«горячих точках» мира.

Устный
опрос

22

Военные операции на территории России:
борьба с терроризмом.

Устный
опрос

§ 16 Страницы
256-260. Вопросы
и задания
§ 17 Страницы
260-264. Вопросы
и задания
§ 18 Страницы
264-267. Вопросы
и задания
§ 19 Страницы
268-270. Вопросы
и задания
§ 20 Страницы
270-274. Вопросы
и задания
§ 21 Страницы
274-277. Вопросы
и задания
§ 22 Страницы
277-282. Вопросы
и задания
§ 23 Страницы
283-286. Вопросы
и задания

§ 24 Страницы
286-289. Вопросы
и задания
24
Боевая слава российских воинов.
Устный опрос § 25 Страницы
289-293. Вопросы
и задания
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часов)
23

Военные учения Вооружённых Сил
Российской Федерации.

Тест

25

Демографическая ситуация в России.

Зачет

26

Культура здорового образа жизни.

Устный
опрос

27

Культура питания.

Устный
опрос

28

Культура здорового образа жизни и
репродуктивное здоровье.

Устный
опрос

29

Вредные привычки. Культура движения.

Устный
опрос

30

Медико-психологическая помощь.

Тест

31

Первая помощь при ранениях.

Зачет

32

Первая помощь при поражении радиацией,
отравляющими веществами, при
химических и термических ожогах,
обморожении.
Первая помощь при дорожнотранспортном происшествии.

Проверочная
работа.

33

34

Проверочная
работа.

Первая помощь при остром отравлении
Устный
никотином, алкоголем, лекарством, ядами, опрос
наркотическими веществами.
Проверочная
работа.

§ 26 Страницы
294-299. Вопросы
и задания
§ 27 Страницы
299-304. Вопросы
и задания
§ 28 Страницы
304-309. Вопросы
и задания
§ 29 Страницы
309-312. Вопросы
и задания
§ 30 Страницы
312-319. Вопросы
и задания
§ 31 Страницы
320-328. Вопросы
и задания
§ 32 Страницы
329-333. Вопросы
и задания
§ 33 Страницы
333-339. Вопросы
и задания
§ 34 Страницы
339-345. Вопросы
и задания
§ 35 Страницы
345-351. Вопросы
и задания

Контрольно- измерительные материалы.
10 класс.
Тест «Защита национальной безопасности государства от военных угроз.»
1.

Под национальной безопасностью России понимается:
A) соблюдение конституционных прав и свобод граждан; состояние защищённости личности,

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

общества и государства от внутренних и внешних угроз; сохранение суверенитета и
территориальной целостности государства; устойчивое развитие страны; обеспечение обороны и
безопасности государства; сохранение гражданского мира, политической и социальной
стабильности в обществе.
Б) обеспечение обороны и безопасности государства;
B) состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз,
обеспечение обороны и безопасности государства, сохранение суверенитета и территориальной
целостности государства;
Г) сохранение суверенитета и территориальной целостности государства.
Форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с
применением военной силы - это
A) локальная война.
Б) военный конфликт.
B) крупномасштабная война.
Уничтожение военных и промышленных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность общества
относится к источникам угроз национальной безопасности
A) в пограничной сфере.
Б) в сфере государственной и общественной безопасности.
B) в чрезвычайных ситуациях.
Руководство организацией, подготовкой и применением Вооружённых Сил РФ, а также
обеспечением безопасности страны осуществляет
A) Министерство обороны РФ
Б) Министр обороны Российской Федерации.
B) Президент Российской Федерации.
Г) Генеральный штаб Вооружённых Сил РФ.
О существление мероприятий по переводу Вооружённых Сил РФ и других войск на организацию и
состав, предусмотренные для военного времени, а также по переводу органов государственной
власти и организаций на работу в условиях военного времени - называется
A) мобилизация.
Б) военное положение.
B) гражданская оборона.
Органы повседневного управления РСЧС на региональном уровне
A) центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) Главных управлений МЧС России по
субъектам РФ
Б) ЦУКС региональных центров
B) ЦУКС Главных управлений МЧС России по субъектам РФ
В ведение гражданской обороны начинается:
A) приказом Министра обороны Российской Федерации с момента объявления состояния войны
Б) с момента объявления состояния войны или введения военного положения Президентом
Российской Федерации
B) приказом Министра МЧС Российской Федерации с момента объявления состояния войны
Г) Премьер-министром Российской Федерации в начале чрезвычайной ситуации
Общее руководство Вооружёнными Силами Российской Федерации осуществляет Верховный
Главнокомандующий, которым является
A) Президент России
Б) Премьер-министр России
B) Министр обороны
Г) начальник генерального штаба
Специальные войска — это
A) инженерные войска
Б) войска радиационной, химической и биологической защиты
B) войска связи
Г) службы вооружения и тыла

Д) инженерные войска, войска радиационной, химической и биологической защиты, войска связи,
службы вооружения и тыла.
Е) инженерные войска, войска радиационной, химической и биологической защиты, войска связи
Ж). инженерные войска, войска радиационной, химической и биологической защиты
10. По действующему законодательству, формами исполнения воинской обязанности являются:
A) воинский учёт, подготовка к военной службе, военное обучение в военное время;
Б) поступление на военную службу, прохождение военной службы, прохождение альтернативной
гражданской службы, пребывание в запасе;
B) служба (работа) в качестве военных специалистов.
Г) все перечисленное
Контрольная работа «Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации»
Часть А. Выбери правильный ответ.
1. В какой стране впервые появилось понятие «терроризм»?
А. Великобритания.
Б. Франция.
В. США.
2.
А.
Б.
В.
Г.

Г. Ирак.

Какие причины терроризма не являются политическими?
Столкновение интересов двух государств
Разжигание национальной розни.
Недовольство деятельностью правительства
Возрастание социальной дифференциации.

3. Главный способ финансирования террористической деятельности
А. криминальная деятельность
Б. банковские вложения
В. частные пожертвования
Г. правительственные ассигнования.
4.
А.
Б.
В.
Г.

Термин «терроризм» и «террор» стал широко употребляться со времён:
Английской буржуазной революции XVII в.
Французской буржуазной революции 1789 г.
Великой октябрьской социалистической революции в России в 1917 г.
Нидерландской революции XVI в.

5. Найдите ошибку в перечисленных ниже правилах поведения при освобождении заложников:
А. расположитесь подальше от окон, дверей и самих террористов
Б. если во время операции используется газ, защитите органы дыхания (шарфом, платком или
косынкой)
В. во время операции по освобождению, чтобы быстрее спастись, бегите навстречу сотрудникам
спецслужб
Г. при освобождении выполняйте все требования сотрудников спецслужб.
Часть Б. Дайте развёрнутый ответ.
1. Когда мировая общественность оценила опасность распространения наркомании среди планеты
Земля?
2. Какие меры принимались в России за последние годы для борьбы с наркоманией?
3. Какая роль отводится индивидуальной профилактике для формирования отрицательного отношения к
употреблению наркотиков?
Тест «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера»
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
1.Что в себя включает подготовка к эвакуации?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) сбор однодневного запаса продуктов и воды

2) ничего. Необходимо просто сидеть в доме и слушать сообщения местных органов управления
3) упаковка теле- и аудиоаппаратуры для их дальнейшего перемещения на пункт эвакуации
4) сбор документов, денег и ценных вещей
2. Правильное ли утверждение: "Заранее предусмотрите несколько возможных маршрутов эвакуации на
возвышенные участки местности"?
Запишите ответ:
__________________________________________
3. Самоэвакуация осуществляется...
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) только при наличии индивидуальных плавсредств
2) только в крайнем случае
3) самоэвакуацию осуществлять нельзя
4) только в случае прямой видимости места на незатопленной территории
4.Какие аварии представляют наименьшую угрозу для жизни людей?
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) Транспортные аварии
2) Аварии на электроэнергетических системах
3) Аварии с выбросом химически опасных веществ
4) Пожары
5) Обрушения сооружений
5. Чем отличается техногенная авария от техногенной катастрофы?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Воздействием на людей
2) Воздействием на окружающую среду
3) Наличием человеческих жертв
6. В доме произошло возгорание неисправной электропроводки. К какой стадии развития техногенного
происшествия это относится?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) К первой
2) Ко второй
3) К третьей
4) К четвёртой
7. Могут ли стихийные бедствия стать причиной ЧС техногенного характера?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Да
2) Нет
3) Вопрос некорректен, т.к. стихийные бедствия относятся к природным явлениям, а не к техногенным
8. Гидродинамическая авария - это
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) это чрезвычайное ситуация, связанная с выбросом ХОВ
2) это чрезвычайное ситуация, связанная с выбросом радионуклидов в атмосферу
3) глобальное наводнение
4) это чрезвычайное ситуация, связанная с выходом из строя (или разрушением) гидротехнического
сооружения или его части, и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и
затопления обширных территорий.

9. Каковы действия населения при внезапном затоплении?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) закрыть все окна и двери в квартире (доме) и ждать прибытия спасателей
2) среди предложенных вариантов нет правильного
3) уходить на возвышенное место и находиться там, до прибытия спасателей
4) достать надувную лодку и на ней покинуть помещение
10. Вопрос:
Сопоставьте понятия с соответствующими определениями.
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) Это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, которые
могут повлечь за собой или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей
среде.
2) Опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории
угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, а
также к нанесению ущерба окружающей природной среде.
3) Крупная промышленная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей
либо разрушения и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах.
А) Чрезвычайная ситуация техногенного характера
Б) Промышленная катастрофа
В) Авария
Тест «Права и обязанности военнослужащих»
1. Под воинской обязанностью понимается:
А. прохождение военной службы в мирное и военное время, самостоятельная подготовка к службе в
Вооруженных Силах;
Б. установленный законом почетный долг граждан с оружием в руках защищать свое Отечество, нести
службу в рядах Вооруженных Сил, проходить вневойсковую подготовку и выполнять другие связанные
с обороной страны обязанности;
В. долг граждан нести службу в Вооруженных Силах только в период военного положения и в военное
время.
2. Комиссия по постановке граждан на воинский учет утверждается главой органа местного
самоуправления (местной администрации) в следующем составе:
А. военный комиссар района (город либо заместитель военного комиссара, специалист по
профессиональному психологическому отбору, секретарь комиссии, врачи-специалисты;
Б. представитель командования военного округа, представитель органа местного самоуправления, врачи-специалисты;
В. военный комиссар района (города), руководитель (заместитель руководителя) органа внутренних дел,
секретарь комиссии, врачи (хирург, терапевт, невропатолог);
3. Заключение по результатам освидетельствования категории «Б» означает:
А. годен к военной службе с незначительными ограничениями;
Б. временно не годен к военной службе;
В. ограниченно годен к военной службе.
4. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации предназначен:
А. для развертывания в военное время народного ополчения;
Б. для создания резерва дефицитных военных специалистов;
В. для развертывания армии при мобилизации и ее пополнения во время войны.
5. В связи с выполнением обязанностей военной службы гражданам предоставляются определенные
преимущества, которые называются льготами. Это льготы:

А. по налогам и сборам, жилищные льготы, льготы по отдельным вопросам брачно-семейного законодательства, льготы в области здравоохранения, в области образования, по перевозкам, льготы за службу в
отдаленных местностях, за выполнение задач при вооруженных конфликтах;
Б. по налогам и сборам, жилищные льготы, льготы в области здравоохранения, в области образования и
культуры, по перевозкам, за службу в отдаленных местностях, за выполнение задач при вооруженных
конфликтах;
В. за службу в отдаленных местностях, льготы за выполнение задач при вооруженных конфликтах, в
области здравоохранения, в области образования и культуры, жилищные льготы, льготы по налогам, в
области материальной и уголовной ответственности, по перевозкам.
6. Общие правила и обязанности военнослужащих, взаимоотношения между ними, обязанности
основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего распорядка
определяет:
А. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации;
Б. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации;
В. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
7. Из приведенных ниже ответов определите, кто освобождается от призыва на военную службу:
А. имеющие ребенка, воспитываемого без матери, имеющие двух или более детей, имеющие ребенка в
возрасте до 3 лет, мать которых, кроме них, имеет двух и более детей в возрасте до 8 лет или инвалида с
детства и воспитывает их без мужа (жены);
Б. признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья,
проходящие или прошедшие военную или альтернативную гражданскую службу в Российской
Федерации, прошедшие военную службу в другом государстве, имеющие ученую степень кандидата или
доктора наук;
В. граждане, достигшие возраста 18 лет и не состоящие на воинском учете, не прошедшие медицинское
освидетельствование в полном объеме и в установленные сроки, граждане, временно пребывающие за
границей.
8. Окончанием военной службы считается день:
А. в который истек срок военной службы;
Б. подписания приказа об увольнении с военной службы;
В. передачи личного оружия другому военнослужащему.
9. Какую ответственность несут военнослужащие за проступки, связанные с нарушением воинской
дисциплины, норм морали и воинской чести:
А. административную;
Б. уголовную;
В. дисциплинарную.
10. В качестве знака, обозначающего желание воюющей стороны эвакуировать раненых и
потерпевших кораблекрушение, а также гражданских лиц из зоны боевых действий используется
знак:
А. белый квадрат скрасной полосой;
Б. синий равносторонний треугольник на оранжевом фоне;
В. белый флаг;
Г. красный крест или красный полумесяц на белом фоне.
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок
1. При ослаблении деятельности сердечной мышцы или нарушении сердечного ритма может
возникнуть:
А) инсульт;
Б) острая сердечная недостаточность;
В) остановка сердца.
2. Разместите указанные рекомендации в необходимом порядке их выполнения. Для оказания первой
медицинской помощи при острой сердечной недостаточности следует:
А) обложить пострадавшего грелками;
Б) дать пострадавшему валидол, нитроглицирин или карвалол;

В) вызвать «Скорую помощь»;
Г) побрызгать на лицо и шею пострадавшего прохладной водой и дать ему понюхать
ватку,
смоченную нашатырным спиртом;
Д) придать пострадавшему удобное полусидячее положение и обеспечить приток свежего воздуха.
3. Инсульт происходит:
А) при ослаблении деятельности сердечной мышцы;
Б) при нарушении сердечного ритма;
В) при резком сокращении притока крови к одному из участков мозга.
4. Причинами инсульта могут быть:
А) мозговое кровотечение, блокирование кровеносного сосуда сгустком крови;
Б) пороки сердца, инфаркт миокарда, сильное переутомление;
В) обширные внутренние кровотечения, повреждения головного и спинного мозга.
5. Для оказания первой медицинской помощи при инсульте необходимо:
А) проверить наличие дыхания и пульса, при их отсутствии начать реанимацию;
Б) посадить пострадавшего в удобное для него положение и дать понюхать ватку,
смоченную нашатырным спиртом;
в) вызвать «Скорую помощь»;
г) обеспечить пострадавшему приток свежего воздуха;
д) положить пострадавшего в удобное для него положение, ослабить тугую одежду на шее, груди, талии;
е) ногам пострадавшего придать возвышенное положение.
Задание. Выберите необходимые действия и разместите их в логической последовательности.
6. Какие виды инсульта существуют:
А) ишемический;
Б) сосудистый;
В) геморрагический;
Г) холестириновый.
7. Последствиями инсульта могут быть:
А) отсутствие речи;
Б) постоянные головокружения;
В) потеря памяти;
Г) ассиметрия лица;
Д) частичная паралилизация;
Е) головные боли сопровождающиеся потерей сознания.
8. Какой должна быть первая медицинская помощь при открытых переломах?
А) вправить вышедшие наружу кости;
Б) остановить кровотечение и обработать края Раны антисептиком;
В) на рану в области перелома наложить стерильную повязку и дать пострадавшему обезболивающие
средство;
Г) провести иммобилизацию конечности в том положении, в котором она оказалась в момент
повреждения.
9. Как оказать первую медицинскую помощь при закрытых переломах?
А) провести иммобилизацию места перелома;
Б) устранить искривление конечности;
В) положить на место травмы холод и дать пострадавшему обезболивающее средство;
Г) доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
10. Что такое имммобилизация? Почему способ переноски пострадавшего зависит от характера
повреждений? Обоснуйте свой ответ.
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________

11. Укажите соответствие между видом кровотечения и его основными характеристиками ( ответ
представьте в виде цифры с буквой, например: 2г):
1. Артериальное кровотечение.
2. Венозное кровотечение.
3. Капиллярное кровотечение.
А) наблюдается при неглубоких порезах кожи, ссадинах;
Б) кровь темно-вишневого цвета и изливается медленно;
В) кровь ярко-красного цвета выбрасывается сильной пульсирующей струей.
12. Какой должна быть первая медицинская помощь при подозрении на сотрясение головного мозга?
А) надо обеспечить пострадавшему абсолютный покой;
Б) на голову пострадавшему наложить тёплую грелку;
В) на голову пострадавшему положить холод;
Г) вызвать врача.
13. Что является причинами СГМ?
А) падение с высоты;
Б) в результате быстрой ходьбы пешком;
В) бытовые и спортивные травмы;
Г) ДТП;
Д) из-за нерационального распределения физической нагрузки.
14. Укажите последовательность оказания первой помощи пострадавшему:
А) устранить воздействие на организм вредных факторов, угрожающих здоровью и жизни
пострадавшего;
Б) оценить состояние пострадавшего, определить характер и тяжесть травмы;
В) выполнить необходимые для спасения пострадавшего действия (провести ИВЛ, непрямой массаж
сердца, очистить дыхательные пути и т.д);
Г) поддерживать основные жизненные функции пострадавшего до прибытия медицинского работника;
Д) Вызвать скорую помощь, организовать транспортировку пострадавшего в ближайшее лечебное
заведение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».