Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения и работы с текстом»

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Основы смыслового чтения и работы с текстом»

Разработал:
Косарева Надежда Владимировна,
учитель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа данного курса внеурочной деятельности реализуется в рамках
инвариантного модуля рабочей программы воспитания «Курсы внеурочной
деятельности» и направлена на личностное развитие школьников.
Целью программы является формирование навыка грамотного смыслового чтения
через решение практических задач при работе с текстом различного содержания.
Навык чтения лежит в основе образования любого человека. Полноценное чтение –
сложный и многогранный процесс. Поэтому задачами курса являются:





формирование умения вести диалог с текстом через постановку вопросов;
формирование умения выделять главную мысль в тексте;
развитие воображения (умения прогнозировать);
формирование приемов понимания текста (приемы составления плана, тезиса,
конспекта, схем и таблиц).

В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г.,
Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.) наряду со многими универсальными
действиями выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в
себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать
информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научнопопулярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать
информацию из текста.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста,
уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это
внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда
человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение,
он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам
устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда
ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как
следующая важная ступень развития, речь письменная.
В основе данной программы лежат различные подходы к формированию
грамотного чтения. Во-первых, это внимание к элементарным единицам текста: слову,
предложению, абзацу. Во-вторых, понимание и интерпретация текста невозможна без
анализа структуры текста и его логических связей. Когда ученик, фиксируя их, учится
составлять план, тезисы, конспекты, схемы и таблицы. В-третьих, понимание текста –
это своего рода решение задач. А какая задача без вопроса? Ученика необходимо
научить вести диалог с текстом (автором), задавая вопросы.
Каждое занятие включает небольшой теоретический материал и практические задания.
Важно грамотно подбирать тексты к заданиям. Основные требования к учебному
тексту – новизна, доступность, небольшой объем. Тексты могут быть как
художественного содержания, так и научно-публицистического.
Курс рассчитан на 34 часа для учащихся 7 класса. Занятия проводятся в форме
практикума-дискуссии.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Ученик научится:
1. Находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими,
находить необходимую единицу информации в тексте).
2. Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного
и критического понимания текста:








определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный
момент информацию;
выделять не только главную, но и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определенной позиции;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

3. Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:








определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
составлять план, тезис, конспект, схему, таблицу;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой
на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной
вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или
таблицы и т. д.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы составлено с учетом опыта учащихся работы с текстом в
начальной школе. В 5–7-х классах обучение строится больше на научнопублицистических текстах, не исключая художественные.
Первый раздел посвящен тем приемам работы, которые учат вести диалог с текстом.
Диалог с текстом подразумевает полное понимание содержания, то есть понимание и
концептуальной, и подтекстовой, и фактуальной информации.
Второй раздел ориентирован на понимание структуры научного и публицистического
текста, на развитие умения работать с информацией в тексте: выделять части и связи
между ними, интерпретировать информацию.
Программа содержит следующие разделы:
Раздел 1. Приемы диалога с текстом.








Слово.
Заголовок и эпиграф.
Прогнозирование.
Вопрос к тексту.
Выделение главной мысли.
Воображение.

Раздел 2. Приемы работы с научно-публицистическим текстом.







План.
Тезисы.
Конспект.
Пересказ.
Графическое моделирование структуры текста.
Защита проекта.

Итоговый контроль.
Раздел 1. Приемы диалога с текстом
Слово
Первая ступень к пониманию текста – это понимание каждого слова, словосочетания.
Незнание слова ведет к потере смысла текста или к обеднению его. Ребенок привыкает
пропускать незнакомые слова, возникает иллюзия понимания текста. Рассуждения
ребенка заключается в том, что «Ничего страшного не произойдет, если я в большом
тексте не знаю пару слов». В результате такого схоластического подхода к тексту
теряются тонкие эмоциональные связи между автором текста и читателем. Читательребенок не видит все содержание текста, не может зачастую выделить главное,
пересказать содержание.
Задания, направленные на работу со словом, состоят из разбора состава слова,
выявления значения слов, из умения предугадывать грамматическую конструкцию
предложения или даже текста.
Задания:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Заполнить в тексте пробелы (пропущенные слова).
Найти значения слова.
Найти в тексте слова в переносном смысле.
Определить степень уверенности автора текста.
Найти тексты-каламбуры (шутки).
Восстановить обрывки фраз (например, в документе).
Написать маленькие рассказы из предложений.
Подобрать как можно больше однокоренных слов.

Критерии оценивания: умение объяснять значение слов, безошибочное выполнение
задания, умение выстраивать рассказ, объясняя логику изложения.
Заголовок и эпиграф
Думающий читатель, беря в руки книгу, ищет ответ на вопрос «Для чего написан
текст?». Знакомство начинается с заголовка и эпиграфа. Они связаны с идеей автора,
подготавливают читателя к осознанию текста, это самые первые прочитанные слова.

Пусть ребенок сам почувствует, как это важно – правильно придумать заголовок.
Важно научить ребенка умению анализировать заголовки к тексту. Заголовки бывают
разными: сжатая главная идея, вопрос, странное слово, ирония, противопоставления и
т. д.
Эпиграф – маленькие тексты с огромной смысловой нагрузкой. Работа с эпиграфом –
это верное средство для понимания текста. Формирование умения ребенка подбирать
эпиграф, анализировать его – важная составляющая работы над текстом.
Задания:
1. Подобрать заголовки так, чтобы они выражали… (например, эмоциональное
состояние автора, героя).
2. Найти произведения с эпиграфами и объяснить смысл.
3. Определить по заголовку жанр произведений.
Критерии оценивания: адекватность подбора заголовка, умение адекватно
интерпретировать смысл эпиграфа, умение выделять и определять основную идею
текста, умение аргументировать свой выбор.
Прогнозирование
Вероятностное прогнозирование – это способность человека подготавливаться к
действиям в ситуации, которую он предвидит. Понимание текста зависит от той
установки (ожидания), которую читатель прогнозировал. Чтобы установка не мешала
чтению, необходимо обсуждать с детьми различные варианты прогноза на
развивающиеся события в тексте. Смысловой и эмоциональный настрой читателя
важен при работе с текстом. Все этапы – возникновение вопроса, прогнозирование,
ожидания, самоконтроль – и есть диалог читателя с текстом. Важно объяснить ребенку
все этапы и научить диалогу с текстом. Это приводит к осознанному чтению.
Осознанное чтение подразумевает поиск причин, связей, сравнений, то
есть аналитических умственных операций. Для выявления причинно-следственных
связей ребенка надо учить задавать вопросы и искать ответы. Следующий шаг – искать
сходства и различия.
Первый блок заданий на прогнозирование:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Дописать словосочетания.
Вставить пропущенные строчки.
Составить пословицы из частей.
Соединить текст по принципу сходства и противоположности.
Придумать окончание истории.
Собрать тексты (предложения, абзац, текст).

Критерии оценивания: умение прогнозировать развитие сюжета в художественном
тексте, умение предвосхищать, о чем пойдет речь и что будет сказано дальше в тексте,
умение выделять фрагменты текста и определять связь между ними, умение
аргументировать свой выбор.
Работа с вопросами
Задающий вопросы ребенок – это думающий ребенок. Вопросы побуждают к знанию,
умению и творчеству. Диалог с текстом, понимание текста невозможно без вопросов. В

работе с вопросами часто используется классификация Б. Блума, в которой выделяют
шесть типов вопросов:
1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно вспомнить какие-то факты,
воспроизвести информацию.
2. Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «Если я правильно
понял, то…?», «То есть речь идет о…?»
3. Объясняющие вопросы. Начинаются со слова «Почему?». Такие вопросы
восстанавливают причинно-следственные связи.
4. Творческие вопросы с частичкой «бы». В его формулировке есть элемент
условности, предположения, прогноза, фантазии: «Как вы думаете, как будут
развиваться события дальше?»
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выявление критериев
оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а
что-то плохо?»
6. Практические вопросы. Устанавливают взаимосвязь между теорией и
практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?»
Задания:
1.
2.
3.
4.

Вопросы на воспроизведение текста.
Самостоятельная постановка вопроса.
Задания, стимулирующие возникновение вопросов.
Самостоятельное выявление скрытых вопросов и ответов.

Критерии оценивания: умение задавать точные и оригинальные вопросы, задавать
вопросы о причинах и следствиях, о возможности и целесообразности подходов к
решению проблем, умение выделять то, о чем говорится в тексте и что говорится в
тексте (субъект и объект).
Выделение главной мысли
Выделение главной мысли – это осознанный, выраженный словами (одним или
несколькими предложениями) общий смысл текста. Для школьников такая задача
самая сложная. Порой текст требует абстрагирования от конкретной ситуации, чего у
многих детей не получается. Часто в тексте скрыты не один, а несколько смыслов.
Поэтому необходимо соблюдать некоторые условия при выделении главного в тексте.
Первое. Ребенок должен знать о поставленной цели. Задавать вопросы «Что главное в
тексте?», «Что самое важное?», «Что хотел сказать автор?», «Для чего написан текст?».
Второе. Вычерпать все возможные смыслы из каждого предложения, из каждого
абзаца и более крупных смысловых единиц. Третье. Постоянно вести диалог с текстом:
задавать вопросы, прогнозировать, контролировать свою работу.
Задания:






Найти слова, выражающие главную мысль.
Вывести главную мысль из содержания своими словами.
Выразить содержание одним-двумя предложениями.
Объяснить смысл пословиц, сказки.
Сравнить пословицы разных народов.

Критерии оценивания: умение находить и вербально определять основную идею
текста, умение выделять смысл пословиц, умение аргументировать свой выбор.

Воображение
Воображение – существенный эмоциональный компонент чтения. Человек создает
образ, представляет себе нечто реальное или нереальное. Через образы легче
понимается текст. Задания не ставят целью научить воображению. Но активизировать
воображение, привить желание создавать образы, искать иллюстрации, картины,
создавать схемы, активно создавать и пользоваться таблицами – это реальная задача
при работе с текстом.
Задания:
1. Сочинение историй, сказок.
2. Описать словами, изобразить небольшой текст, прочитанный учителем.
3. Описать словами, изобразить текст, где есть то, что можно представить, и то,
что представить нельзя.
4. Тексты на ассоциации.
Критерии оценивания: умение понимать основную мысль текста, умение
прогнозировать развитие событий, умение интерпретировать текст, умение составлять
оригинальные тексты.
Раздел 2. Приемы работы с научно-популярным текстом
Текст состоит из предложений, часто собранных в абзац. Связь предложений может
быть последовательной, параллельной или ассоциативной. В тексте есть лексические,
морфологические и синтаксические средства связи. Они изучаются на уроках русского
языка. В данном разделе важно научить детей искать информацию в тексте.
Информация в тексте неодинакова по значимости и способу выражения. По
значимости выделяют основную и дополнительную информацию, а по способу
выражения – явную (прямую) и скрытую (подтекстовую). Как правило, в официальноделовых, научных и публицистических текстах информация высказана прямо, позиция
автора четкая. А в художественных произведениях есть подтекст. В работе с абзацем
следует помнить, что первое предложение в нем, как правило, и есть основная фраза. А
дальше идет разъяснение, комментарии к первой фразе.
Задания:
1. Деление текста на абзацы.
2. Поиск явной и скрытой информации в тексте (вопросы к тексту).
3. Игровые ситуации, направленные на поиск необходимой информации.
Критерии оценивания: умение выделить абзацы, ответить на вопросы к тексту,
составление текста по разработанному алгоритму.
План
Составление плана помогает запоминанию, систематизации содержания, пониманию
текста. План раскрывает структуру текста, а значит, и помогает усвоить главное
содержание. План может быть простым и сложным. Последний содержит детализацию
нескольких пунктов. При обучении составлению плана можно использовать
следующую последовательность действий:



прочитай текст;
выдели существенные мысли;









проверь, как они соотносятся между собой;
выдели главную мысль;
раздели текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей;
по количеству главных мыслей определи количество пунктов плана;
сформулируй главные мысли кратко;
озаглавь каждую часть;
прочитай текст повторно, проверь, не пропущено ли что-то.

Требования к плану:
1. В пунктах плана должно быть понятно, о ком или о чем и что говорится.
2. Пункты плана должны быть краткими.
3. Пункты плана должны быть связаны между собой.
Задания:
1. Детализировать пункты плана.
2. Собрать рассыпанный план.
3. Составить простой и сложный план своей проектной работы.
Критерии оценивания: умение составлять простой план, выделять главное в тексте,
кратко формулировать (умение правильно и точно подобрать слова) заголовок пункта,
умение объяснять связи между пунктами.
Тезисы
Это краткая запись содержания научного исследования в виде основных положений,
сформулированных в сжатом виде.
Виды:





простые (часто из цитат, выдержек текста);
основные (формулируются самостоятельно);
сложные (из простых и основных);
структура тезисов: вступление (тезис), основная
заключение (вывод).

часть

(аргументы),

Задания:
1. По тексту составить тезисы.
2. Составить тезисы для защиты своего проекта.
3. Тезисный план «План-тезис».
Критерии оценивания: умение интерпретировать информацию в тексте, умение
составлять сложные тезисы, выделение в готовых тезисах структурных частей.
Конспект
Конспект – это краткая, систематизированная, логически связанная запись
существенной информации. Существуют разные виды конспектов: плановый,
текстуальный, тематический, свободный. Конспект, как и другие способы обработки
текста, способствует запоминанию и пониманию текста. В основе конспектирования
лежит выделение главного содержания текста – существенных мыслей. Этапы

конспектирования: отбор существенной информации и ее сокращение; перевод текста
на свой язык с сокращением; запись сжатого текста.
Задания:
1.
2.
3.
4.

Выделить опорные слова в предложении.
Составить опорную фразу к абзацу.
Написать свободный диктант.
Пересказать несколько раз текст с перерывами между пересказами (например,
на следующий день).

Критерии оценивания: умение выделять ключевые слова и фразы, объяснять связь
между частями текста, умение использовать правила сокращения текста.
Пересказ
Требования к пересказу:






Пересказу должно предшествовать составление плана.
Нельзя пропускать существенное.
Пересказ текста должен быть не дословным, а своими словами.
Отдельные мысли должны быть связаны между собой.
Пересказ должен быть понятен другому человеку.

Задания:
1. Поиск синонимов.
2. Из назывных и вопросительных предложений составить повествовательные.
3. Сформулировать по тексту «О чем я буду говорить?»
Критерии оценивания: адекватность и точность воспроизведения текста, умение
планировать свой пересказ, умение проводить проверку своего пересказа.
Графическое моделирование структуры текста
В современном мире информация все чаще представляется в виде графических форм:
схемы, кластер, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, карта. В данной программе
предлагается научить ребенка преобразовывать текст в графическую форму. Вопервых, это наглядно показывает связь между элементами текста. Во-вторых, этот
навык помогает выделять главное в содержании, анализировать текст, а в конечном
итоге понимать. Умению графически моделировать текст обучаются на уроках
информатики. Поэтому задания могут быть выполнены с использованием
компьютерных программ.
Задания:
1. Представить текст в виде схемы (выдели смысловые единицы, кратко
сформулируй их, определи между ними отношения и связи, изобрази
графически).
2. Составление таблиц: на сравнения, сводная таблица, таблица «знаю – хочу
узнать – узнал» и т. д.
3. По схеме, таблице составить текст.
4. Составление диаграмм.

Критерии оценивания: умение отображать связи между элементами текста,
составлять таблицы (диаграммы), интерпретировать графическую форму текста.
Защита проекта
Выполнение проекта – это работа, направленная на решение конкретной задачи
(проблемы), на получение заранее спланированного результата. Критерии оценивания
проекта разработать с учениками.
Итоговый контроль
В соответствии с таблицей уровней грамотности чтения готовятся задания по тексту и
предлагаются учащимся.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Оценивание результатов освоения курса осуществляется через следующие формы
контроля:
стартовая и финишная диагностика. В начале года и в конце проводится
диагностика по критериям уровней;
 текущая диагностика. На каждом занятии выполняются контрольные задания;
 защита итогового индивидуального проекта.


За основу диагностических измерений взята схема уровней грамотности, приведенная
в книге «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли» (Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В.
Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2010).
Схема уровней грамотности чтения
1-й уровень
Найти один или более
независимых
отрывков
явно выраженной в тексте
информации по простому
критерию

Распознать главную идею
или авторские намерения в
тексте, когда требуемая
информация
в
нем
общеизвестна

Установить простые связи
между информацией в
тексте
и
общими,
повседневными знаниями

Сплошные тексты: определить основную идею текста, используя заголовки частей
текста или выделяющие их обозначения, либо найти явно выраженную информацию
в короткой части текста
Несплошные тексты: найти отдельные части явно выраженной информации на
одной простой карте, которая включает в себя небольшой по объему текст в
несколько слов или фраз
2-й уровень
Найти один или несколько Определять
главную
мысль, понимать связи,
отрывков информации.
формировать, применять
Работать с противоречивой простые категории или
информацией
истолковывать значения в
ограниченной
части

Делать
сравнения
или
устанавливать связи между
текстом
и
внешними
знаниями либо объяснять
особенности
текста,
основываясь
на

текста, когда информация собственном
малоизвестна и требуется отношениях
сделать простые выводы

опыте

и

Сплошные тексты: найти, интерпретировать или обобщить информацию из
различных частей текста либо текстов с целью определить намерения автора, следуя
логическим связям внутри части текста
Несплошные тексты: продемонстрировать понимание явно выраженной структуры
визуального изображения информации либо объединить небольшие части
информации из графика или таблицы
3-й уровень
Найти и в некоторых
случаях распознать связи
между
отрывками
информации.

Объединить
несколько
частей текста для того,
чтобы определить главную
мысль, объяснить связи и
истолковать значения слов
Работать с известной, но и смысл фраз. Сравнивать,
противопоставлять
или
противоречивой
классифицировать части
информацией
информации

Делать
сравнения
или
устанавливать связи, давать
объяснения или оценивать
особенности
текста.
Демонстрировать
точное
понимание текста в связи с
известными,
повседневными знаниями
или основывать выводы на
известных знаниях

Сплошные тексты: найти, интерпретировать или оценивать информацию, используя
особенности организации текста, если они имеются, и следуя явно или неявно
выраженным логическим связям
Несплошные тексты: рассмотреть информацию, данную в нескольких различных
формах, в их взаимосвязи и сделать на этой основе вывод
4-й уровень
Найти
и
установить
возможную
последовательность
или
комбинацию
отрывков
глубоко
скрытой
информации, каждая часть
которой может отвечать
множественным критериям
в тексте с неизвестным
контекстом или формой.
Сделать вывод о том, какая
информация
в
тексте
необходима
для
выполнения задания

Использовать
глубокие
идеи, заложенные в тексте,
для
понимания
и
применения категорий в
незнакомом контексте.

Использовать
академические
и
общеизвестные знания для
выдвижения гипотез или
критической оценки текста.

Истолковывать
разделы Демонстрировать
точное
текста, беря в расчет понимание
длинных
и
понимание текста в целом. сложных текстов
Работать
с
идеями,
которые
противоречат
ожиданиям
и
сформированы
в
негативном контексте

Сплошные тексты: следуя лингвистическим или тематическим связям различных
частей текста, найти, интерпретировать или оценивать неявно выраженную
информацию либо сделать выводы философского характера
Несплошные тексты: найти отдельные части информации и сравнить или обобщить
их
5-й уровень

Работа с информацией

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

Найти
и
установить
последовательность
или
комбинацию фрагментов
текста глубоко скрытой
информации, часть которой
может быть задана вне
основного текста.

Истолковать
знания
нюансов
языка
либо
продемонстрировать
полное понимание текста и
всех его деталей

Критически оценивать или
выдвигать гипотезы на
основе
специальных
знаний.
Работать
с
понятиями,
которые
противоположны
ожиданиям, основываясь на
глубоком
понимании
длинных или сложных
текстов

Сделать вывод о том, какая
информация
в
тексте
необходима
для
выполнения задания.
Работать с правдоподобной
и/или достаточно объемной
информацией

Сплошные тексты: выявить связь отдельных частей текста с темой или основной
мыслью, работая с противоречивыми текстами, структура изложения которых
неочевидна или явно не обозначена
Несплошные тексты: установить характер связи частей информации, которая
представлена в виде графиков, таблиц, диаграмм и пр. и может быть длинной и
детализированной, иногда используя информацию, внешнюю по отношению к
основной.
Читатель должен обнаружить, что для полного понимания данного текста требуется
использовать различные элементы этого же текста, например сноски
На основе приведенной выше таблицы выделены критерии уровней грамотности и их
показатели.
ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ГРАМОТНОСТИ
Критерии и их показатели

Балл

1. Умеет выделять главную мысль в тексте

3

Находит ключевые слова
Определяет ключевые предложения
Определяет главную мысль – доминанту текста
2. Находит информацию в тексте, ее интерпретирует, выделяет
3
составные части текста
Выделяет составные части текста
Составляет простой план
Выделяет языковые средства: слова в переносном смысле, специальные
термины, выразительные средства (метафоры, эпитеты, олицетворения,
сравнения), афоризмы

3. Классифицирует информацию текста по критериям; делает выводы
3
по своей работе над текстом
Выделяет причину и следствие
Выделяет описание
Выделяет тезис и аргументы
4. Критически оценивает текст, используя дополнительные знания;
3
работает с идеями и гипотезами
Отвечает на вопросы к тексту
Выявляет проблему (сюжет) текста
Высказывает свою точку зрения. Приводит аргументы в защиту своей
точки зрения
5. Работает с глубоко скрытой информацией; полное понимание текста

4

Задает вопросы к тексту как по содержанию, так и повторному
осмыслению (возвращение к прочитанному)
Может дополнить новой информацией
Определяет значение прочитанного для себя и для какой-либо науки
Всего

16

Уровень грамотности
Высокий – 14–16 баллов.
Средний – 10–13 баллов.
Низкий – 7–9 баллов.
Каждый учитель имеет возможность разработать диагностические тексты по своему
предмету. Пример вводного диагностического текста на общую тему для 5-го класса
приведен в приложении 1 к программе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование рабочей программы внеурочной деятельности «Основы
смыслового чтения» составлено с учетом рабочей программы воспитания и
календарного плана воспитательной работы.
№

Тема занятия

Кол-во часов

1

Слово

1

2

Значение слов в контексте прочитанного

1

3

Мини-тексты. Заголовок

1

4

Мини-тексты. Эпиграф

1

5

Прогнозирование. Сигналы прогноза

1

6

Принципы смыслового сцепления частей текста

1

7

Выделение главной мысли. Диалог с текстом

1

8

Пословицы и басни

1

9

Художественный и научно-публицистические тексты.
1
Выделение главного

10

Вопросы к тексту

1

11

Игра «Задай вопрос!»

1

12

Воображение

1

13

Эмоциональное воображение. Стихи

1

14

Приемы работы с научно-публицистическим текстом

1

15

Что такое план? Виды планов

1

16

Приемы составления плана

1

17

Составление тезисов. Что такое тезисы?

1

18

Напиши тезисы. Практическая работа

1

19

План-тезис

1

20

Что такое конспект? Виды конспекта

1

21

Как правильно составлять конспект

1

22

Конференция «Конспектирование – это просто»

1

23

Пересказ. Игра в синонимы

1

24

Главное и второстепенное в тексте

1

25

Практическая работа. Готовим пересказ

1

26

Графическое
представление
текста.
представления информации в тексте. Таблицы

27

Графики. Схемы

1

28

Диаграммы. Виды диаграмм

1

29

Карта. Чтение карты

1

30

Фотографии и живопись как средства понимания текста

1

31

Проект по теме «Правильное чтение – как средство
1
успешного обучения». Разработка этапов проекта

32–33

Защита проектов

2

34

Итоговое занятие

1

Формы

1

ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. –
М.: Просвещение, 2011.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов,
Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.:
Просвещение, 2011. – 159 с.
3. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей
общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд.
дораб. – М.: Просвещение, 2011.
4. Обучение стратегиям чтения в 5–9-х классах: как реализовать ФГОС.
5. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011.
6. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с
текстом» http://metodsovet.ru/megdiciplinarnaya_programma.html.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».