РП Русский язык10-11 (1)

Приложение
к основной образовательной
программе среднего общего
образования МБОУ ПГО
«Боровлянская СОШ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Русский язык»

Уровень образования: Среднее общее образование
Стандарт: ФГОС
Уровень изучения предмета: Базовый
Нормативный срок изучения предмета: 2 года
Класс: 10-11 классы

Нормативно-правовые основания разработки рабочей программы
по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана
в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» п.3.6 ст.28, требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования и Основной образовательной
программой среднего общего образования МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ» ;
Программы курса «Русский язык» 10-11 классы. Базовый уровень. Автор-составитель Н.
Г. Гольцова М.: «Русское слово» -2014 г. к УМК под редакцией Н. Г. Гольцовой.
Общее количество уроков в неделю в 10-11 классах составляет: 10-й класс – 1 час
(35 часов), 11-й класс – 1 час (34 часа). Всего за курс - 69 часов
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
на уровне среднего общего образования
Личностные результаты:
 сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством
усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского
народа, русской многовековой культуре, толерантное отношение к языку и
культуре народов многонациональной России и усвоение форм толерантного
поведения в поликультурном мире;
 через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего
образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики,
формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и
ценить малую родину, связывающей своё будущее с развитием родного края,
города:
 посредством выявления языковых особенностей произведений русской
литературы, несущей мощнейший гуманистический заряд, формирование
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
 через понимание эстетических основ художественного текста, выраженных
языковыми средствами, приобщение обучающихся к эстетическому отношению к
миру,
сформированность основ экологического сознания, понимаемого
относительно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и
умение
противостоять
речевой
агрессии
посредством
организации
гармонизирующего диалога, осознания необходимости саморазвития и
самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества;
 через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания
его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней,
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
 обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе к
самообразованию, на протяжении всей жизни.
. Метапредметные результаты:
 способность и готовность к продуктивному общению и эффективному
взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного
применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые
средства, уместные в конкретной речевой ситуации;



обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности
языковыми
средствами
оформления
поисковой
работы,
владение
соответствующими стилями речи;
 освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала,
аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой
принадлежности, реферирования, тезирования, выявления основной мысли и
приводимых аргументов;
 приобретения умений самостоятельного поиска решений и ответственности за
принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по
предложенным
лингвистическим,
межпредметным,
этнокультурным
и
поликультурным темам проектов;
 овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного,
целесообразного оформления собственной точки зрения, использование
соответствующих речевых средств;
 владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);
 владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий,
выдвижение гипотезы, научный аппарат обоснования и опровержения),
необходимыми для работы с информацией;
 формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности,
целесообразности, эффективности и экологичности совершаемых действий и
мыслительных процессов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и
исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и
аналитико-синтетических заданий к фрагментам предложенных текстов
нравственно-этической, социально значимой и научно-публицистической
тематики.
Предметные результаты:
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления,
лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;

– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории
русского языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в
том числе художественной литературы).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 10 классе
В результате изучения русского языка обучающийся научится:
в разделе «Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке»





различать уровни и основные единицы языка, их признаки и взаимосвязь;
систематизировать лингвистическую информацию, минимизировать
информационное поле для решения лингвистических задач;
опознавать единицы языка с национально-культурным компонентом значения в
произведениях художественной литературы и исторических текстах;

в разделе «Речь. Речевое общение»










извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном
виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов,
справочной литературы;
анализировать и оценивать речевые ситуации с точки зрения их соответствия виду
и ситуации общения, успешности в достижении прогнозируемого результата,
анализировать причины коммуникативных неудач, уметь их объяснять и
предупреждать возникновение;
анализировать научные, официально-деловые, публицистические тексты с точки
зрения специфики использования в них лексических, морфологических средств;
выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в
сравнении с другими функциональными разновидностями языка;
проводить анализ фрагментов прозаических и поэтических текстов с точки зрения
темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств;
осуществлять выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами
и ситуациями речевого общения;
владеть разными способами редактирования текстов;

в разделе «Культура речи»







применять, орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы
современного русского литературного языка;
создавать учебно-научные, официально-деловые, публицистические тексты (в
устной и письменной форме) и тексты других функциональных разновидностей
языка с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии
со спецификой употребления языковых средств;
анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения
коммуникативной целесообразности, точности, чистоты, богатства,
выразительности речи, соответствия литературным нормам;
с помощью лингвистических словарей объяснять значение единиц языка с
национально-культурным компонентом.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 11 классе
В результате изучения русского языка обучающийся научится:
в разделе «Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке»


опознавать единицы языка с национально-культурным компонентом значения в
произведениях художественной литературы и исторических текстах;




анализировать проблемы экологии языка, применяя сравнительно-исторический
метод исследования;
знать историю развития русского языка, оценивать вклад в развитие русского языка
выдающихся отечественных лингвистов;

в разделе «Речь. Речевое общение»





владеть приёмами информационной переработки прочитанных и
прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, редактировать собственные тексты, выступать перед
аудиторией с докладом;
употреблять языковые средства в соответствии с ситуацией и сферой речевого
общения;
распознавать тексты научного, официально-делового, публицистического
стилей и тексты других функциональных разновидностей языка по их
экстралингвистическим и лингвистическим признакам;

в разделе «Культура речи»

применять, орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические,
пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

использовать синонимичные ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;

уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной
деятельности и повседневной жизни.
Контрольно-измерительные материалы используются из мониторинговой системы
СтатГрад, открытого банка заданий ФИПИ.
В качестве основного инструментария оценивания результатов взята система
оценивания результатов ЕГЭ по русскому языку.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Базовый уровень
10 КЛАСС
Введение – 2 часа
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и
уровней языка.
Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка.
Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка.
Русские писатели о выразительности русского языка.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык
межнационального общения народов России.
Русский язык как один из мировых языков.
Литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и
культура речи.
Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные
стили современного русского литературного языка.
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ – 5 часов
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительновыразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их
употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление.
Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка.
Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.
Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография.
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ – 2 часа
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.
Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.
Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков.
Ударение.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ – 2 часа
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы
корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические
словообразовательной цепочки.

способы

Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательный разбор.

словообразования.

Понятие

Основные способы формообразования в современном русском языке.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ – 22 часа
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и
орфографии.
Орфография
Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской
Фонетические и традиционные и дифференцирующие написания.

орфографии.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Гласные И и Ы после приставок.
Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных букв.
Правила переноса слов.
Самостоятельные части речи
Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Лексикограмматические разряды имен существительных.
Род имен существительных. Распределение существительных по родам.
Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых
имен существительных и аббревиатур.
Число имен существительных.
Падеж и склонение имен существительных.
Морфологический разбор имен существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных.

Варианты падежных окончаний.
Гласные в суффиксах имен существительных.
Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их
правописание.
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Лексикограмматические разряды имен прилагательных.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая
(синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические
особенности простых и сложных форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования
и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции
сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных
склонения притяжательных прилагательных на -ий.

прилагательных.

Особенности

Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические
разряды имен числительных. Простые, сложные и составные числительные.
Морфологический разбор числительных.
Особенности склонение имен числительных.
Правописание имен числительных.
Употребление имен числительных
собирательных числительных.

в

речи.

Особенности

Местоимение. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

употребления

Значение, стилистические и грамматические особенности употребления
местоимений.
Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений.
Глагол. Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы
глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола.
Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола.
сослагательное (условное).

Наклонение

изъявительное,

Категория времени глагола.
Спряжение глаголов.
Две основы глаголов. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глагола.
Правописание глаголов.
Причастие. Причастие как особая глагольная форма.
Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий.
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий,
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие. Деепричастие как особая глагольная форма.
Образование деепричастий.
Морфологический разбор деепричастий.
Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие. Наречие как часть речи. Разряды наречий.

повелительное,

Морфологический разбор наречий.
Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия, оканчивающиеся на
шипящий. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния. Грамматические особенности слов категории
состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных
ср.р. ед.ч.
Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи.
Предлог. Предлог как служебная часть речи.
Особенности употребления предлогов.
Морфологический разбор предлогов.
Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова. Союз как служебная часть речи. Союзные слова.
Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные
союзы и союзные слова.
Морфологический разбор союзов.
Правописание союзов.
Частицы. Частицы как служебная часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ,
их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с
различными частями речи.
Междометие. Звукоподражательные слова. Междометие как особый разряд слов.
Междометие и звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий.
Правописание
междометий.
употребления междометий.

Функционально-стилистические

особенности

Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функциональносмысловых типов, стилей и жанров. – 2 часа.

11 КЛАСС
Повторение и обобщение изученного материала 10 класса
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические
единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение. Понятие о предложении. Классификация предложений.
Предложения простые и сложные.
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды
предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и
нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и
неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире.
Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное и неосложнённое предложение.
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с
однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных
определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки
препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки
препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих
словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах
предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные
и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с
предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных

словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки
препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительновосклицательные слова.
Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное
предложения. Типы придаточных предложений.
Сложносочинённое предложение.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор
сложносочиненного предложения.
Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного
предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими
придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими
придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие
в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Сложное синтаксическое целое и абзац.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания
при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания.
Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие
знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки
препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование,
говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и
ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой

сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и
неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической
дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как
разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического,
официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект,
рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью,
очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка,
доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды
сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста
с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и
чистоту речи.
Правильность речи.
Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические,
акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические,
синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая
ошибка.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность,
богатство.

Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность
речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и
самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической
сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского
литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические),
лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические.
Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических
и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой
практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а
также изобразительно-выразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официальноделовой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Язык художественной
литературы.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи:
повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Выдающиеся отечественные лингвисты:
М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов.
Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.
Повторение и систематизация изученного материала.

Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» в 10 классе
1 час в неделю; 35 часов в год
№№ Тема (содержание) урока

1
2

3

4
5
6
7

8

9
10

11

Язык как система. Историческое развитие русского языка.
Русский язык среди языков мира. Русские писатели о
выразительности русского языка.
Русский язык как государственный язык Российской
Федерации и язык межнационального общения народов России.
Основные понятия и основные единицы лексики и
фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и
многозначность слов.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Паронимы и их употребление. Работа со словарём паронимов.
Омонимы и их употребление. Синонимы и их употребление.
Антонимы и их употребление.
Происхождение лексики современного русского языка.
Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную
сферу употребления. Фразеология.
Основные понятия фонетики, графики. Звуки и буквы.
Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.
Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и
согласных звуков. Ударение.
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав
слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова.
Морфемный разбор слова.
Словообразование.
Морфологические
способы
словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.
Словообразовательный разбор.

Количест
во часов
1
1

Практическая часть
программы

Примечание
Входная диагностика

Тезисный план научной
статьи

1

1
1
1

Практическая работа

1

Составление конспекта. Монологическая
письменная речь

1

1
1

1

12
13

14

15
16
17

18

19

20

21

Основные
понятия
морфологии
и
орфографии.
Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Принципы русской орфографии. Проверяемые и
непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся
гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление
гласных после Ц. Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок.
Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв.
Правила переноса слов.
Самостоятельные части речи.
Имя существительное. Имя существительное как часть
речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
Род имен существительных. Существительные общего рода.
Определение и способы выражения рода несклоняемых имен
существительных и аббревиатур. Число имен существительных.
Падеж и склонение имен существительных.
Правописание
падежных
окончаний
имен
существительных.
Правописание
сложных
имен
существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды
имен прилагательных. Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных
прилагательных.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание
окончаний
имен
прилагательных.
Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.
Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание Н
и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных

1

Практикум

1

Диктант с
грамматическим
заданием

1

1

Практикум

1

Тест

1

1

1

1

Сочинение

1

Тест

22

23

24

25
26

27

28

29

30

31

имён прилагательных.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды
имен числительных. Простые, сложные и составные
числительные. Особенности склонение имен числительных.
Правописание имен числительных. Употребление имен
числительных в речи.
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
Значение, стилистические и грамматические особенности
употребления местоимений. Правописание местоимений.
Глагол как часть речи. Переходность/непереходность
глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола.
Категория времени глагола. Спряжение глаголов.
Формообразование глагола. Морфологический разбор глагола.
Правописание
глаголов.
Совершенствование
орфографических умений и навыков
Причастие. Причастие как особая глагольная форма.
Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий. Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий, Н и НН в причастиях
и отглагольных прилагательных. Переход причастий в
прилагательные и существительные.
Деепричастие. Деепричастие
как особая глагольная
форма. Образование деепричастий. Переход деепричастий в
наречия и предлоги.
Наречие. Наречие как часть речи. Разряды наречий.
Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия,
оканчивающиеся на шипящий. Слитное, раздельное и дефисное
написание наречий. Слова категории состояния.
Служебные части речи. Предлог. Предлог как служебная
часть речи. Особенности употребления предлогов.
Правописание предлогов.
Служебные части речи. Союзы и союзные слова. Союз
как служебная часть речи. Союзные слова.
Классификация

1

Практикум

1

Тематический тест

1

Практикум

1
1

1

Диктант с
грамматическим
заданием
Тематический тест

1

Практикум

1

Сочинение

1

Тематический тест

1

32

33

34
35

союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные
союзы и союзные слова. Правописание союзов.
Служебные части речи. Частицы. Частицы как
служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ,
их значение и употребление.
Служебные части речи. Междометие.
Звукоподражательные слова. Междометие как особый разряд
слов. Правописание междометий. Функционально-стилистические
особенности употребления междометий.
Совершенствование умений и навыков создания текстов
разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Итого:

1

Тематический тест

1

Контрольный тест

2

Сочинение

35 часов

Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» в 11 классе
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Тема урока

Количество
часов

Практическая часть
программы

Примечание

Сроки прохождения
П

Русский язык в Российской Федерации и в
современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Формы
существования русского национального языка
(литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго). Активные процессы в русском
языке на современном этапе. Взаимообогащение
языков как результат взаимодействия

1

Введение (1 час)
Составление тезисного
плана

Ф

национальных культур.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. РЕЧЬ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ(22 часа)
Словосочетание (1 час)
Основные принципы пунктуации. Понятия
1
синтаксиса и пунктуации. Классификация
словосочетаний.
Предложение. Простое предложение (12 часов)
Понятие о предложении. Классификация
1
предложений.
Виды односоставных предложений.
1
Главные члены предложения. Тире между
1
Практикум
подлежащим и сказуемым.
Знаки препинания в предложениях с однородными
1
членами. Знаки препинания при однородных и
неоднородных определениях, приложениях.
Знаки препинания при однородных членах,
1
соединенных неповторяющимися,
повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах
1
Тестирование
предложения. Знаки препинания при однородных
определениях.
Знаки препинания при обособленных членах
1
предложения. Обособленные и необособленные
определения.
Обособленные приложения. Обособленные
1
Тестирование
обстоятельства. Обособленные дополнения.
Уточняющие, пояснительные и
1
присоединительные члены предложения.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
1
Знаки препинания при обращениях, междометиях.
1
Знаки препинания при вводных словах и
1
Комплексный анализ
словосочетаниях. Знаки препинания при вставных
текста
конструкциях.

Понятие о сложном предложении. Знаки
препинания в сложносочиненном предложении.
Синтаксический разбор сложносочиненного
предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении с одним придаточным.
Синтаксический разбор сложноподчиненного
предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении с несколькими придаточными.
Синтаксический разбор сложноподчиненного
предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении. Синтаксический разбор
бессоюзного сложного предложения. Тире в
бессоюзном сложном предложении.
Сложные предложения с разными видами связи.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания
при прямой речи, диалоге. Развитие навыков
монологической и диалогической речи.
Знаки препинания при цитатах.

Сложное предложение (5 часов)
1
Практикум

1

Практикум

1

1

1

Практикум

Предложения с чужой речью (2 часа)
1

1
Практикум
Употребление знаков препинания (2 часа)
Сочетание знаков препинания.
1
Факультативные знаки препинания. Авторская
1
пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ(5 часов)
Культура публичной речи. Культура разговорной
1
речи.
Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии.
1
Практикум
Составление деловых документов различных

жанров (расписки, доверенности, резюме).
Нормы литературного языка.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность,
уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия.
Ораторская речь и такт.

1
1
1

Индивидуальные
сообщения
СТИЛИСТИКА(4 часа)

Стилистика как раздел науки о языке. Виды и
1
особенности стилей. Информационная
переработка текста.
Классификация функциональных стилей.
1
Текст. Основные признаки текста.
1
Функционально-смысловые типы
речи.Информационная переработка текста. Виды
преобразования текста.
Практикум по теме «Совершенствование умений и
1
Сочинение
навыков создания текстов разных функциональносмысловых типов, стилей и жанров».
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ(2 часа)
Вклад учёных в развитие русского языкознания.
2
Индивидуальные
сообщения

Учебно-методическое сопровождение
Основная литература
1. Гольцова Н. Г. Программа курса «Русский язык» 10-11 классы. Базовый уровень
Автор-составитель Н.Г. Гольцова, М.: «Русское слово» 2021
2. Русский язык 10-11 классы. В 2-х частях. Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А.
Мещерина. М.: «Русское слово» 2020
3. Н.Н. Будникова, Н.И. Дмитриева, Т.Г. Холявина. Поурочные разработки по русскому
языку. 10-11 классы: к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина.- М.: Вако, 2010
4. Сборник диктантов 10-11 класс. Москва. «ВАКО», 2009
5. Тесты по всем разделам лингвистики. Москва. «ВАКО», 2009
6. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Контрольные тесты: орфография и пунктуация, 10-11
класс.- М.: «Русское слово», 2005.
Образовательные электронные ресурсы:
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по
русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по
пунктуации, орфографии и др.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Навигатор. Грамота.ру http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=&all=x

Приложение №1
Темы проектов

Nickname как особая разновидность современных антропонимов.
SMS как современный эпистолярный жанр
Виды синонимов.
Деловой русский язык
Искусственные языки
Источники и причины засорения речи
Категория времени в английском и русском языках.
Категория числа имени существительного в английском и русском языках.
Коммуникативная функция подростковой анкеты
Лексика и фразеология как система красноречия языка.
Математические задачи на страницах художественных произведений.
Названия городских объектов в нашей речи
"Наш дар бессмертный - речь" (по высказываниям русских поэтов о языке и речи).
Неличные формы глагола в английском и русском языках.
Обращения в русском речевом этикете
Пути изучения русского языка с помощью Интернет.
Проблемы современного русского языка «Я русский бы выучил...»
Русский речевой этикет - приветствия.
Русский язык в сети Интернет.
Сила слова (язык как средство воздействия).
Сферы функционирования английских заимствований в русском языке.
Тринадцать самых популярных ошибок в русском языке.
Фразеологические обороты, характеризующие человека
Энциклопедия одного слова.
Языковое манипулирование в сфере рекламы и потребитель.
Языковой портрет личности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».