Рабочая программа по МХК (1)

Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Мировая художественная культура»
Составитель: Болдырева Наталья Викторовна,
учитель музыки, МХК,
высшая квалификационная категория

1.
2.

3.
4.
5.
6.

Нормативно – правовые основания разработки рабочей программы
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» п.3.6 ст.28.
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.2010 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Авторская программа Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура. Программа
для 10-11 классов (базовый уровень), Москва, Издательский центр «Академия», 2007.
Учебник Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. М.: Издательский центр
«Академия», 2012.
Положение о рабочей программе МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ».
Учебный предмет «Мировая художественная культура» изучается в 10-11 классах 1 час в
неделю, 35 часов и 34 часа соответственно за год, за курс среднего общего образования 69
часов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Требования к уровню подготовки выпускников нацелены на тот объем знаний,
который позволяет ориентироваться в окружающем мире, понимать мотивы поведения и
поступки других людей и, следовательно, максимально эффективно взаимодействовать с
ними и успешно функционировать в обществе.
В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте,
ученик должен:
знать/ понимать:
 основные виды и жанры искусства;
 изученные направления и стили мировой художественной культуры;
 шедевры мировой художественной культуры;
 особенности языка различных видов искусства;
уметь:
 узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем,
направлением;
 устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов
искусства;
 пользоваться различными источниками информации о мировой художественной
культуре;
 выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 выбора путей своего культурного развития;
 организации личного и коллективного досуга;
 выражения собственного суждения о произведениях классики и современного
искусства;
 самостоятельного художественного творчества.
Требования к результатам обучения и освоения содержания учебного предмета
«Мировая художественная культура»
Ученик научится (базовый уровень)

потребность в самовыражении и самореализации

Ученик получит возможность научиться (повышенный
уровень)
готовность к самовыражению и самореализации

осваивать и использовать новые способы
действий
развитие морального мышления и поведения

самостоятельно применять изученные способы действий в
учебных ситуациях
высказывать своё мнение в обсуждении конфликтных
ситуаций, ситуаций морального выбора, моральных
дилемм

формулировать собственное мнение и позицию

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию

приёмам работы с текстом, приёмам
исследовательской работы (наблюдения,
сравнения, эксперимент), разным видам
пересказа, строить устные и письменные
высказывания, искать нужную информацию в
разных источниках и представлять её, создавать
мини – проекты
целеполаганию

самостоятельно проводить наблюдение, сравнение,
эксперимент, строить высказывания в устной и
письменной форме, искать нужную информацию в разных
источниках и представлять её, создавать проекты

создавать презентации в электронном виде,
искать нужную информацию в Интернете

самостоятельно создавать презентации в электронном
виде, искать нужную информацию в Интернете и
преобразовывать её в соответствии с поставленными
задачами

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи

Предметные результаты освоения обучающимися содержания данной программы:
Базовый уровень
Повышенный уровень
Определять особенности культуры Древнего Востока, Объяснять взаимосвязь культуры, эпохи, мировоззрения народа;
эпохи Средневековья, Возрождения, Просвещения,
сравнивать культуру разных стран; использовать изученные
основные особенности развития русской культуры;
понятия при анализе особенностей художественной культуры
знать изученные понятия

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ И КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ
Виды организации учебной деятельности:
самостоятельная работа
конкурс
творческая работа
викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
 вводный
индивидуальный
 текущий
письменный
 итоговый
контроль учителя
Формы контроля:
 наблюдение
 самостоятельная работа
 тест
 контрольная работа
 устное сообщение
 реферат
 проект
Промежуточная аттестация заключается в определении полноты и степени
прохождения обучающимися программного материала и выставлении ему
промежуточной итоговой оценки за полугодие и учебный год.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
Устный ответ.
Содержание устного ответа оценивается следующими критериями:
1) соответствие работы ученика теме и основной мысли;
2) полнота раскрытия темы;
3) правильность фактического материала;
4) последовательность.
При оценке речевого оформления устного выступления учитывается:
1) разнообразие словаря и грамматического стоя речи;
2) стилевое единство и выразительность речи;
3) наличие или отсутствие речевых недочетов.
Критерии устного ответа:
Отметка «5»:
1) содержание ответа полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) ответ отличается богатством словаря;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В ответе допускается один недочет.
Отметка «4»:
1) содержание текста в основном соответствует теме (имеются незначительные
отклонения от темы;
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3)имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4) стиль ответа отличается единством и достаточной выразительностью.
В ответе допускается не более двух недочетов в содержании.
Отметка «3»:
1) в ответе допущены существенные отклонения от темы;
2) ответ достоверен в главном, но в нем имеются отдельные фактические неточности;
3)допущены отдельные нарушения последовательности изложения;
4)беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции;
5)стиль ответа не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В ответе допускается не более четырех недочетов в содержании.
Отметка «2»:
1) ответ не соответствует теме;
2)допущено много фактических неточностей;
3)нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях ответа, отсутствует
связь между ними, ответ не соответствует плану;
4)крайне беден словарь;
5)нарушено стилевое единство.
В ответе допускается шесть недочетов в содержании.
Критерии оценки проектов
Матрица оценивания проектов (за каждый показатель можно получить 0, 1, 2 балла)
Показатели проявления компетентности
Предметно-информационная составляющая (максимальное значение – 6):
1. Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта
2. Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения
3.Знание источников информации
Деятельностно-коммуникативная составляющая (максимальное значение –14)
4.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность
5.Умение формулировать цель, задачи

6. Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы
7. Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и

иллюстрировать примерами
8. Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной
целью
9. Умение находить требуемую информацию в различных источниках
10.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью
Ценностно-ориентационная составляющая (максимальное значение – 8)
11.Понимание актуальности темы и практической значимости работы
12.Выражение собственной позиции, обоснование ее
13. Умение оценивать достоверность полученной информации
14. Умение эффективно организовать индивидуальное информационное и
временное пространство
Максимально возможное количество баллов: 28
Оценка “удовлетворительно”: от 12 до 17 баллов (42%)
Оценка “хорошо”: от 18 до 24 баллов (65%)
Оценка “отлично”: от 25 до 28 баллов (90%)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 КЛАСС (35 ЧАСОВ)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА
(3 ЧАСА)
Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения.
Космогонические мифы. Древние образы в основе вертикальной и горизонтальной модели
мира: мировое древо, мировая гора, дорога. Магический ритуал как способ иллюзорного
овладения миром. Обряд плодородия — воспроизведение первичного мифа. Ритуал,
посвященный Осирису. «Великий выход» — обряд воскрешения Осириса. Славянские
земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала.
Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне. Зарождение
искусства. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в
первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах
Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к
форме. Образность архитектурных первоэлементов. Стоунхендж.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА
(14 ЧАСОВ)
Месопотамия (1 час)
Месопотамский зиккурат — жилище бога. Зиккураты Этте-менигуру в Уре и
Этеменанки в Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор — основные
декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм
образов живой природы — специфика месопотамского изобразительного искусства.
Древний Египет (2 часа)
Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе.
Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке.
Роль магии в зау покойном культе. Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной
жизни. Канон изображения фигуры на плоскости. Саркофаг царицы Кауи. Гробница
Рамсеса IX в Долине царей.
Древняя Индия (2 часа)
Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм —

мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Храм Кандарья Махадева в
Кхаджурахо. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного
присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддийской пластики: рельеф ворот
Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты.
Древняя Америка (1 час)
Жертвенный ритуал во имя жизни — основа культовой архитектуры и рельефа.
Пирамида Солнца в Теотиуакане — прообраз храмовой архитектуры индейцев
Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.
Крито-микенская культура (1 час)
Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тесее и
Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в
Микенах.
Древняя Греция (4 часа)
Мифология — основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как
выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики.
Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в
Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение
мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя.
Скульптура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней классики. Куросы и коры.
Статуя Дорифора — образец геометрического стиля Поликлета. Скульптура Фидия —
вершина греческой пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Менада. Синтез
восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Агесандр. Венера
Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного
декора. Пергамский алтарь.
Древний Рим (2 часа)
Архитектура как зеркало
величия государства. Специфика римского
градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон. Планировка римского дома.
Фрески и мозаика — основные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в
Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий Брут, Октавиан Август, Константин Великий.
Раннехристианское искусство (1 час)
Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора.
Христианская символика. Мавзолеи Констанции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне.
Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ
(14 ЧАСОВ)
Византия и Древняя Русь (7 часов)
Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Собор
Святой Софии в Константинополе. Архитектурная символика крестово-купольного храма.
Порядок размещения декора. Космическая, топографическая, временная символика
крестово-купольного храма и его стилистическое многообразие. Византийский стиль:
собор Св. Софии в Киеве. Владимиро-суздальская строительная школа: церковь Покрова
на Нерли. Новгородская строительная школа: церковь Спаса Преображения на Ильине.
Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Святой Софии в Константинополе.
Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Святой Софии в Киеве. Византийский стиль в иконописи. Иконостас. Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в
творчестве Феофана Грека. Деисус Благовещенского собора Московского Кремля.
Московская школа иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигородского
чина. Икона Рублева «Троица» — символ национального единения русских земель.
Эволюция московской архитектурной школы. Раннемосковская школа. Спасский собор
Спасо-Андронникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансамбле Московского

Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Грановитая палата. Шатровый храм как
образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь
Вознесения в Коломенском. Дионисий. Фресковые росписи на тему Акафиста в церкви
Рождества Богородицы в Ферапонтово. Знаменный распев.
Западная Европа (4 часа)
Дороманская культура: «каролингское Возрождение». Архитектурная символика и
мозаичный декор капеллы Карла Великого в Ахене. Эволюция базиликального типа
храма. Церковь Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Фресковый декор дороманской
базилики. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Кредо романской культуры. Отображение
жизни человека Средних веков в архитектуре, барельефах, фресковом декоре, витражах
монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в
Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне. Готический храм — образ мира. Церковь
Сен-Дени под Парижем. Внутренний декор готического храма: витражи, скульптура,
шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал. Основные этапы развития
готического стиля. Региональные особенности готики. Франция: собор Нотр-Дам в
Шартре, аббатство Сен-Дени под Парижем, собор Нотр-Дам в Руане. Германия: собор
Санкт-Петер в Кёльне, церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор Вестминстерского аббатства в Лондоне. Испания: собор в Толедо. Италия: церковь СантаМария Новелла во Флоренции.
Новое искусство — Арс нова (3 часа)
Проторенессанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение
эстетики Аре нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи.
Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе. Аллегорические циклы Арс нова
на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смерти. Фресковый цикл Андреа да Бонайути в
Испанской капелле собора Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фресковый цикл
Мастера Триумфа Смерти на пизанском кладбище Кампосанто. Музыкальное течение Арс
нова. Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви
Святого Бавона в Генте.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАЛЬНЕГО
И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА
(4 ЧАСА)
Китай (1 час)
Вечная гармония инь и ян — основа китайской культуры. Ансамбль храма Неба в
Пекине — пример сплава мифологических и религиозно-нравственных представлений
Древнего Китая.
Япония (1 час)
Культ природы — кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав
мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский сад
монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны
и лютни» виллы Кацура близ Киото.
Ближний Восток (1 час)
Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений. Колонная мечеть в
Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Образ
мусульманского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде.
Резерв (1 час)
11 КЛАСС (34 ЧАСА)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
(9 ЧАСОВ)

Возрождение в Италии (5 часов)
Гуманистическое видение мира как основа культуры Возрождения. Флоренция —
воплощение ренессансной идеи «идеального» города в трактатах, архитектуре, живописи.
Леон Батиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора
Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь СанСпирито. Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Товифы и
исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный
реализм в скульптуре. Донателло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида.
Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота Леонардо да
Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез
живописи и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцы делла Сеньятура в Ватикане:
«Парнас». Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви СанЛоренцо во Флоренции. Особенности венецианской школы живописи. Эстетика позднего
Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пьета». Музыка эпохи
Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров.
Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы
Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».
Северное Возрождение (4 часа)
Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер
Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Масленицы и
Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер
Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре
всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола». Светский характер французского
Ренессанса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Замок
Франциска I в Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан
нимф в Париже. Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: трагедия «Ромео и
Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА
(5 ЧАСОВ)
Барокко (4 часа)
Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные
ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Святого Петра. Площадь Навона. Мост
Святого Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Святого Петра в
Риме. Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и
Смольный монастырь в Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Плафонная
живопись барокко. Джованни Баттиста Гаули (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» в
церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи.
Питер Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в
соборе Нотр-Дам в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс ван
Рейн. «Отречение апостола Петра». Музыка барокко. Клаудио Монтеверди. Опера
«Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн
Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею».
Классицизм (1 час)
«Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитектуре. Версаль. Классицизм в
изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и
Эвридика».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII —
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (8 ЧАСОВ)

Рококо (1 час)
«Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо.
Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыкальные «багатели» Франсуа Куперена.
Неоклассицизм, ампир (5 часов)
Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85
«Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: «День гнева»,
«Лакримоза». Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». Образ
«идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж
Габриэль. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в
Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптурный
декор. Иван Иванович Теребнев. «Выход России к морю».
Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Росси.
Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал
Михайловского дворца в Петербурге.
Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев».
Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов.
«Последний день Помпеи». Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».
Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка.
Художественные обобщения в оперном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные
выразительные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан и
Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты
в камерной вокальной музыке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье».
Романтизм (2 часа)
Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл
«Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая
симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1». Живопись романтизма.
Религиозные сюжеты и литературная тематика в живописи прерафаэлитов. Джон Эверетт
Миллес. «Христос в доме своих родителей». Данте Габриэль Россетти. «Beata Beatrix».
Экзотика и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Франциско Гойя. «Колосс».
Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В.
Давыдова».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА
XX ВЕКА (7 ЧАСОВ)
Реализм (3 часа)
Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре
Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья
Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова».
Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Модест Петрович
Мусоргский. «Сиротка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в
музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы
«Снегурочка». Историческая тема в музыке. Александр Порфирьевич Бородин.
«Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Лирико-психологическое начало в музыке.
Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера
«Пиковая дама».
Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 часа)
Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер
Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане
города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака».
Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм.

Поль Сезанн. «Купальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с
павлином».
Модерн (2 часа)
Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт.
«Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе.
Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор
Святого Семейства в Барселоне. Мифотворчество — характерная черта русского модерна
в живописи. Валентин Александрович Серов. «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». Михаил Александрович Врубель. «Демон». Специфика русского модерна в музыке.
Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА
(6 ЧАСОВ)
Модернизм (5 часов)
Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри
Матисс. «Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Арнольд
Шёнберг. «Красный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские
девицы». Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич
Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда». Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля
Эдуара Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира
Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. Органическая архитектура Фрэнка
Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм Оскара Нимейера.
Ансамбль города Бразилия. Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки
XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая
простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта». Философская
музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленинградская).
Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Реквием.
Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр Константина Сергеевича
Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Московский
Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры».
Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуани». Кинематограф. Сергей
Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция
оркестра».
Постмодернизм (1 час)
Постмодернистское мировосприятие — возвращение к мифологическим истокам.
Новые виды искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед
открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона
500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман.
Перформанс «Хасидский Дюшан».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
класс (35 часов)

№ урока

10

Тема урока

Содержание

Раздел 1. Художественная культура первобытного мира (3 часа)
1

Миф — основа ранних
представлений о мире.

Космогонические мифы. Древние образы.
Мировое древо, мировая гора, дорога. Магия и
обряд. Обряд плодородия. Ритуал, посвященный
Осирису

2

Славянские земледельческие обряды.

3

Зарождение искусства.
Художественный образ —
основное средство
познания мира.

Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик.
Иван Купала. Фольклор как отражение
первичного мифа.
Наскальная живопись пещер Альтамира и Ласко.
Геометрический орнамент. Образность
архитектурных первоэлементов. Стоунхендж

Раздел 2. Художественная культура Древнего мира (14 часов)
4

5

6

7

8

9

Месопотамия
(1 час)
Месопотамский зиккурат
— жилище бога.
Древний Египет
(2 часа)
Воплощение идеи вечной
жизни в архитектуре
некрополей.
Магия. Декор гробниц.
Канон изображения
фигуры на плоскости.
Древняя Индия
(2 часа)
Индуистский храм —
мистический аналог телажертвы и священной горы.
Буддийские культовые
сооружения — символ
космоса и божественного
присутствия.

Зиккураты в Уре и Вавилоне. Глазурованный
кирпич и ритмический узор — основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога
процессий в Новом Вавилоне
Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ
вечного самовозрождения бога Ра. Храм АмонаРа в Карнаке

Древняя Америка
(1 час)

Пирамида Солнца в Тео-тиуакане. Храм бога
Уици-лопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя

Гробница Рамсеса IX в Долине царей
Роль скульптурного декора. Храм Кандаръя
Махадева в Кхаджурахо

Большая ступа в Санчи. Особенности
буддистской пластики и живописи. Рельеф ворот
Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись
пещерных храмов Аджанты

10

11

12

13

14

15

16

Храмовая архитектура
индейцев Месамерики
Крито-микенская
культура (1 час)
Крито-микенская
архитектура и декор как
отражение мифа.
Древняя Греция
(4 часа)
Греческий храм —
архитектурный образ
союза людей и богов.

в Паленке

Эволюция греческого
рельефа от архаики до
высокой классики.
Скульптура Древней
Греции от архаики до
классики.
Синтез восточных и
античных традиций в
эллинизме.

Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в
Олимпии. Метопы и ионический фриз
Парфенона
Куросы и коры. Поликлет. Дорифор. Фидий.
Торс богини. Скопас. Менада

Древний Рим (2 часа)
Особенности римского
градостроительства.
Общественные здания.
Планировка римского
дома. Фреска и мозаика —
основные средства декора.

Периоды республики и империи. Римский
форум, Пантеон, Колизей

Кносский дворец-лабиринт царя Миноса на
Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах

Афинский Акрополь как выражение идеала
красоты Древней Греции. Парфенон — образец
высокой классики

Спящий гермафродит. Венера Милосская.
Гигантизм архитектурных форм. Натурализм
скульптурного декора. Алтарь Зевса в Пергаме

Дом Веттиев, дом Трагического поэта в
Помпеях. Скульптурный портрет. Марк Юний
Брут, Октавиан Август, Константин Великий

17

Ротонда и базилика. Мавзолей Констанции в
Раннехристианское
Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне.
искусство (1 час)
Типы христианских
Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме
храмов. Мозаичный декор.
Христианская символика.
Раздел 3. Художественная культура Средних веков (14 часов)

18

Византия и Древняя
Русь (7 часов)
Византийский центральнокупольный храм как обиталище Бога на земле.
Временная символика
крестово-купольного
храма.
Византийский стиль в
иконописи. Икона
Богоматери
Владимирской.

19

20

Собор Св. Софии в Константинополе.
Космическая и топографическая символика

Византийский стиль в мозаичном декоре.
Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св.
Софии в Киеве
Феофан Грек. Деисус иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля

21

22

23

24
25

Формирование
московской школы
иконописи. Русский
иконостас.
Стилистическое
многообразие крестовокупольных храмов
Древней Руси.

Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина.
Икона «Троица» — символ национального
единения русских земель

Фресковые росписи на
тему Величания
Богородицы.
Художественная культура
Византии и Древней Руси
Западная Европа
(4 часа)
Дороманская культура.

Дионисий. Фресковый цикл церкви Рождества
Богородицы в Ферапонтове. Знаменный распев

Собор Св. Софии в Киеве. Церковь Покрова на
Нерли. Московская школа. Успенский и
Архангельский соборы Московского Кремля.
Церковь Вознесения в Коломенском

Итоговый урок по теме
«Каролингское Возрождение». Архитектура,
мозаичный и фресковый декор. Капелла Карла
Великого. Базилика Сен-Мишель де Кюкса в
Лангедоке.

26

Романская культура.
Отражение жизни
человека в архитектуре

Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь
Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь СанктАпостельн в Кёльне

27

Готика. Готический храм
— образ мира.

Архитектура и скульптурный декор готического
храма. Внутренний декор храма: витражи,
скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в
Париже. Григорианский хорал

28

Художественная культура
Западной Европы в
Средние века
Новое искусство – Арс
нова (3 часа)
Проторенессанс в Италии.
Эстетика Арс нова в
литературе.
Аллегорические циклы
Арс нова.

Итоговый урок по теме

29

30

31

32

Данте Алигьери. «Божественная комедия».
Античный принцип «подражать природе» в
живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле
Скровеньи.
Андреа да Бонапуши. «Триумф покаяния».
Мастер «Триумфа Смерти». Кладбище
Кампосанто в Пизе. Музыкальное течение Арс
нова

Специфика Арс нова на
Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в
Севере.
церкви Св. Бавона в Тенте
Раздел 4. Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в
Средние века (4 часа)
Китай (1 час)
Архитектура как воплощение мифологических и
Взаимодействие инь и ян религиозно-нравственных представлений
— основа китайской
Древнего Китая. Храм Неба в Пекине
культуры.

33

34

35

Япония (1 час)
Японские сады как
квинтэссенция мифологии
синтоизма и философскорелигиозных воззрений
буддизма.
Ближний Восток (2 часа)
Образ рая в архитектуре
мечетей. Образ мусульманского рая в архитектуре
дворцов.
Резервный урок
(1 час)

Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи.
Философский сад камней Рёандзи в Киото.
Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура
близ Киото
Мечеть Омейядов в Кордове. Купольная Голубая
мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в
Самарканде.
Альгамбра в Гранаде.
Обобщение тем года.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
класс (34 часа)

№ урока

11

Тема урока

Содержание

Раздел 1. Художественная культура эпохи Возрождения
(9 часов)
Возрождение в Италии (5
часов)
Гуманизм — основа
мировоззрения эпохи
Возрождения. Раннее
Возрождение.
Образ площади и улицы в
живописи.

Флоренция как воплощение ренессансной идеи
«идеального» города. Научные трактаты. Леон
Баттиста Алъберти. «Десять книг о зодчестве».
Ордер в архитектуре. Филиппо Брунеллески.
Приют невинных.

3

Высокое Возрождение.
Качественные изменения в
живописи.

Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна
с цветком». «Мона Лиза». Рафаэль Санти.
Станцы в Ватикане.

4

Эстетика Высокого
Возрождения в скульптуре.

Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в
церкви Сан-Лоренцо во Флоренции

5

Венецианская школа
Эстетика позднего Возрождения. Тициан.
живописи. Роль полифонии «Любовь земная и Любовь небесная», «Пъета».
Переход от «строгого письма» к мадригалу.
в развитии музыки.
Джованни да Палестррина.
Северное Возрождение (4 Гротескно-карнавальный характер Возрождения
в Нидерландах. «Битва Карнавала и Поста».
часа)
Особенности Северного
Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на
Возрождения. Питер
снегу»
Брейгель Старший.

1

2

6

Мазаччо. «Раздача милостыни» и «Исцеление
тенью». Ренессансный реализм в скульптуре.
Донателло. Рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида

7

Мистический характер
Возрождения в Германии.
Альбрехт Дюрер.

Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре
всадника», «Трубный глас». Диптих «Четыре
апостола»

8

Светский характер
Возрождения во Франции.

Школа Фонтенбло в архитектуре и
изобразительном искусстве. Жюль Лебретон.
Замок Фонтенбло. Россо Фъорентино.

9 (1) Ренессанс в Англии.
Драматургия.

Уильям Шекспир. Трагедия «Ромео и
Джульетта», комедия «Укрощение строптивой»

Раздел 2. Художественная культура XVII века (5 часов)
10
(2)

Барокко (4 часа)
Новое мировосприятие в
эпоху барокко. Л. Бернини.

Архитектурные ансамбли Рима. Площадь Св.
Петра. Площадь
Навона. Мост Св. Ангела

11
(3)

Новое оформление
интерьера. Плафонная
живопись.

12
(4)

Специфика русского
барокко. Франческо
Бартоломео Растрелли.

Лоренцо Бернини. Шатер-киворий в соборе Св.
Петра. Живопись Питера Рубенса. Алтарные
триптихи «Водружение креста» и «Снятие с
креста». Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей».
Зимний дворец в Санкт-Петербурге.
Екатерининский дворец в Царском Селе.
Смольный монастырь в Санкт-Петербурге

13
(5)

Классицизм (1 час)
Искусство классицизма.
Версаль.

14
(6)
15
(7)

16
(8)

«Большой королевский стиль» Людовика XIV.
Классицизм в изобразительном искусстве
Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры»,
«Орфей и Эвридика»
Раздел 3. Художественная культура XVIII – первой половины XIX века (8
часов)
Рококо (1 час)
«Галантные празднества» Антуана Ватто.
Истоки рококо в живописи. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыка
Интерьер рококо
рококо. Музыкальные «багатели»
Неоклассицизм, ампир (5
часов)
Музыка Просвещения. В.-А.
Моцарт. Л.В.Бетховен.
Образ «идеального» города
в классических ансамблях
Парижа и Петербурга.

Опера «Дон Жуан». «Реквием»: Dies irae,
Lacrimosa. Пятая симфония. «Лунная соната»
Жак Анж Габриель. Площадь Людовика XV в
Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в
Петербурге. Андреян Дмитриевич Захаров.
Адмиралтейство в Петербурге
Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайловский
дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца

17
(1)

Имперский стиль в
архитектуре. Специфика
русского ампира.

18
(2)

Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев».
«Последний день Помпеи».
Карл Брюллов.

19
(3)

Классицистические каноны Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа
в русской академической
народу»
живописи.

20
(4)

Зарождение классической
музыкальной школы в России. М. Глинка.

21
(5)

Романтизм (2 часа)
Романтический идеал и его
воплощение в музыке.
Франц Шуберт
Живопись романтизма.
Эжен Делакруа. Образ
романтического героя. О.А.
Кипренский.
Раздел 4. Художественная культура второй половины XIX – начала XX
века (7 часов)
Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре
Реализм (3 часа)
Социальная тематика в
Домье. Серия «Судьи и адвокаты». И. Репин.
живописи. Русская школа
«Бурлаки на Волге». В. Суриков. «Боярыня
реализма. Передвижники.
Морозова». М.
Направление в развитии
Мусоргский. Песня «Сиротка». Проводы
русской музыки.
Масленицы» из оперы «Снегурочка».
Социальная тема в музыке. Историческая тема в музыке. А. Бородин.
Обращение к русскому
«Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».
обряду как проявление
Русская пейзажная живопись
народности
в музыке. Н.А. РимскийКорсаков.
Лирико-психологическое
Балет «Щелкунчик». Тема «Человек и рок» в
начало в музыке. П.
музыке. П. Чайковский. Опера «Пиковая дама»
Чайковский.

22
(6)

23
(7)

24
(8)

25
(9)

26 Основные черты
(10) импрессионизма в
живописи.
27
(1)

Символизм в живописи.
Постимпрессионизм.

28
(2)

Воплощение идеи
абсолютной красоты в
искусстве модерна.

29
(3)

Мифотворчество —
характерная черта русского
модерна в живописи.
Русский модерн в музыке.

Опера «Жизнь за царя». Марш Черномора из
оперы «Руслан и Людмила». Увертюра «Ночь в
Мадриде». Романс «Я помню чудное
мгновенье»
Вокальный цикл «Зимний путь». Р.Вагнер.
Опера «Тангейзер». Г. Берлиоз. «Фантастическая симфония». И. Брамс. «Венгерский танец»
№1
Литературная тематика. Экзотика и мистика.
«Смерть Сарданапала»

Клод Моне. «Сорока». Ренуар. «Завтрак
гребцов». Огюст Роден. «Граждане города
Кале». Импрессионизм Клода Дебюсси.
Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»), Поль
Сезанн. «Яблоки и апельсины». Винсент Ван
Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с
павлином»
Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в
архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в
Брюсселе. Федор Осипович Шехтелъ. Здание
Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди.
Собор Св. Семейства в Барселоне
Валентин Александрович Серов.
«Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы».
Михаил Александрович Врубель. «Демон
сидящий». Александр Николаевич Скрябин.
«Поэма экстаза»

30
(4)

31
(5)

32
(6)

Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс.
«Танец». Деформация форм в кубизме. Пабло
Пикассо. «Авиньонские девицы». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда»
Модернизм в архитектуре. Шарль Эдуар Ле Корбюзье. Вилла Савой в
Конструктивизм.
Пуасси. Советский конструктивизм. Владимир
Функционализм.
Евграфович Татлин. Башня III Интернационала.
«Органическая» архитектура.
Синтез в искусстве XX века. К.С. Станиславский и В.И. НемировичРежиссерский театр.
Данченко. МХТ. Спектакль по пьесе «Три
сестры» Антона Павловича Чехова.
Модернизм в живописи.
Новое видение красоты.

33
(7)

Кинематограф

С.М. Эйзенштейн. «Броненосец «Потемкин». Ф.
Феллини. «Репетиция оркестра»

34
(8)

Стилистическая
разнородность музыки XX
века. Додекафония
«нововенской школы».
Постмодернизм. Новые
виды массового искусства.

Антон фон Веберн. «Свет глаз». Балет «Ромео и
Джульетта» С. Прокофьева. Ленинградская
симфония Д. Шостаковича.
Энди Уорхолл. Фернандо Ботеро. «Мона Лиза».
Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500».
Сальвадор Дали.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».