Программа Формирования функциональной грамотности-конвертирован

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пышминского городского округа
«Боровлянская средняя общеобразовательная школа»

«Программа развития у обучающихся
читательской грамотности
как основы формирования функциональнойграмотности
разных направлений: (математическойграмотности,
естественнонаучной грамотности, финансовойграмотности,
глобальных компетенций,
критического мышления)»

Боровлянское, 2021

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительнаязаписка.
2. Понятия, функции, состав и характеристика читательской грамотности.
3. Планируемые результаты усвоения обучающимися основ смыслового чтения
и понимания текста как составляющей читательской грамотности.
4. Проектирование достижения планируемых образовательных результатов.
Способы и формы развития у обучающихся основ читательской
грамотности. Типовые задачи.
5. Связь универсальных учебных действий по формированию у обучающихся
читательской грамотности с содержанием учебныхпредметов, курсов.
6. Система оценки читательской грамотности обучающихся.
7. Приложения:
Приложение 1 - Сравнительный анализ читательской грамотности PISA и
смыслового чтения согласно ФГОС;
Приложение 2 – система заданий по каждому предмету учебного плана по
формированию читательской грамотности;
Приложение 3 – программы курсов внеурочной деятельности по
формированию читательской грамотности;
Приложение 4 – система оценки читательской грамотности обучающихся.

1. Пояснительная записка
Программа развития у обучающихся читательской грамотности как основы
формирования

функциональной

грамотности

разных

направлений:

(математической грамотности, естественнонаучной грамотности, финансовой
грамотности,

глобальных

компетенций,

критического

мышления)

(далее

Программа) является составной частью программы развития УУД, включена в
структуру

основной

образовательной

программы

и

является

одним

из

инструментов, обеспечивающих достижение планируемых результатов основного
образования в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО.
Программа разработана в соответствии с:
• Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от
12сентября 2019 года N ТС-2176/04 «О материалах для формирования и
оценки функциональной грамотности обучающихся»;
• Проектом «Мониторинг формирования функциональной грамотности
учащихся», реализуемым Федеральным государственным бюджетным
научным учреждением Институтом стратеги и развития образования
Российской академии образования при поддержке Министерства
Просвещения Российской Федерации;
Концептуальные подходы для формирования функциональной читательской
грамотности разрабатываются с учетом особенностей естественнонаучной и
математической направленности школы.
Программа

исходит

из

того,

что формирование и развитие основ функциональной читательской грамотности
учащихся осуществляется на основе системно-деятельностного подхода и
происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана,
курсов внеурочной деятельности, курсов общеразвивающих дополнительных
программ, проектно-исследовательской деятельности, а его результат представляет
собой интегративный результат обучения учащихся.
Программа состоит из модулей:
1 модуль: Развитие у обучающихся читательской грамотности в процессе изучения
учебных предметов.

2 модуль: Дополнительная общеобразовательная программа «Смысловое чтение»
3 модуль: Программы курсов внеурочной деятельности по формированию
читательской грамотности.
Программа:
• устанавливает цели, задачи и основные подходы к формированию и развитию у
обучающихся навыков читательской грамотности;
• определяет

понятия,

функции,

состав

и

характеристику

читательской

грамотности;
• определяет планируемые результаты усвоения обучающимися основ смыслового
чтения и понимания текста как составляющей читательской грамотности;
• определяет способы и формы развития у обучающихся основ читательской
грамотности. Устанавливает типовые задачи;
• выявляет

связь

универсальных

учебных

действий

по

формированию

у

обучающихся читательской грамотности сс одержанием учебных предметов;
• определяет

систему

оценки

читательской

грамотности

обучающихся

в

соответствии с мониторингом формирования функциональной грамотности
учащихся, реализуемым Федеральным государственным бюджетным научным
учреждением «Институт стратегии развития образования Российской академии
образования», международными исследованиями уровня читательской грамотности
PISA,

используя

стандартизированные

материалы

оценки

читательской

грамотности.
Цель программы – создание условий для формирования и развития умений
читательской грамотности обучающихся.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• развивать навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе
чтения

соответствующих

познавательных

текстов,

возрасту

литературных,

инструкций

учебных,

посредством

научно-

консолидации

возможностей всех без исключения учебных предметов;
• способствовать участию обучающихся в образовательных событиях разного
уровня, направленных на развитие смыслового чтения и работы с текстом;

• обеспечить
организации

эффективное

сочетание

образовательного

урочных

процесса,

и

внеурочных

взаимодействия

форм

всех

его

участников.
2. Понятие, функции, состав и характеристика читательской грамотности
Функциональная грамотность – это способность человека использовать
навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить
счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т. д.), то
есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в
отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и
функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно
использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в
целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи
текстов и других сообщений1.
Функциональное чтение–это чтение с целью поиска информации для
решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При
функциональном

чтении

используют

приемы

просмотрового

чтения

(сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат,
составление схем, графиков, таблиц.
Под грамотностью чтения понимают способность человека к осмыслению
письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для
достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного
участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность во
владении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших
планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в
труде и жизни общества. Т аким образом, грамотность чтения характеризуется
четырьмя главными умениями, которыми должен овладеть ученик:
▪ общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
▪ нахождение информации;
▪ интерпретация текста;

▪ рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может
«свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из
текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т. д.» (А. А. Леонтьев).
Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет
пользоваться

различными

видами

чтения

(изучающим,

просмотровым,

ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и
понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и
данному виду текстов.
Концептуальные рамки PISA определяют читательскую грамотность так:
«Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать
письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
жизни общества».
Во ФГОС определение смыслового чтения следующее: «Смысловое чтение –
чтение с целью решения различных задач, для удовлетворения познавательных
запросов и интересов: определять тему, главную идею текста, цель его создания;
различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические
связи и отношения, представленные в тексте; выявлять детали, важные для
раскрытия основной идеи, содержания текста».
Таким образом, смысловое чтение рассматривается как составляющая часть
функциональной читательской грамотности (Приложение1–сравнительный анализ
читательской грамотности PISA и смыслового чтения согласно ФГОС).

3. Планируемые результаты освоения программы развития у обучающихся читательской грамотности как
основы формирования функциональной грамотности (согласно ФГОС, PISA)

Работа с текстом:
поиск
информациии
понимание
прочитанного

Начальное общее образование
(4класс)
Выпускник научится:
• находить в тексте
конкретные сведения,
факты, заданные в явном
виде;
• определять тему и
главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые
части, составлять план текста;
• вычленять содержащиеся в
тексте основные события и
устанавливать их
последовательность;
упорядочивать информацию
по заданному основанию;
• сравнивать между собой
объекты, описанные в тексте,
выделяя 2—3 существенных
признака;
• понимать информацию,
представленную в не явном
виде (например, находить в
тексте несколько примеров,
доказывающих приведённое

5-6класс

7-9класс

Учащийсянаучится:
• ориентироваться
всодержаниитекста
;
• определять главную
тему,общуюцельилиназнач
ениетекста;
• выбиратьизтекстаилип
ридуматьзаголовок,
соответствующий
содержаниюиобщемус
мыслутекста;
• сопоставлять
основныетекстовыеивнет
екстовыекомпоненты;
• ставить перед собой
цельчтения;
• работать с
культурнымитекстами,
излагающимиразныепозици
иповопросамв той или иной
областизнания
• пониматьдушевное
состояниеперсонажей

Выпускникнаучится:
• ориентироваться в
содержаниитекстаипониматьего
целостныйсмысл:
• формулироватьтезис,выражающий
общийсмыслтекста;
• предвосхищать
содержаниепредметногопла
натекстапо
заголовкуисопоройнапредыдущийоп
ыт;
• объяснятьпорядок
частей/инструкций,содержащихсявт
ексте;
• сопоставлятьосновныетекстовыеив
нетекстовыекомпоненты:обнаружи
вать соответствие междучастью
текстаиегообщейидеей,
сформулированнойвопросом,
объяснятьназначениекарты,
рисунка,пояснятьчастиграфикаилита
блицыит. д.;
• находить в тексте
требуемуюинформацию(проб
егатьтекст

утверждение; характеризовать
явление по его описанию;
выделять общий признак
группы элементов);
• понимать информацию,
представленную
разными
способами: словесно, в виде
таблицы, схемы, диаграммы;
• понимать текст, опираясь не
только на содержащуюся в
нём информацию, но и на
жанр, структуру,
выразительные средства
текста;
• использовать различные
виды чтения:
ознакомительное,
изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения
в соответствии с целью
чтения;
• ориентироваться в
соответствующих возрасту
словарях и справочниках.
Выпускник получит
возможность научиться:
• использовать
формальныеэлементы
текста (например,
подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации;

текста,сопереживатьим.
Ученик получит
возможностьнаучиться:
анализироватьизменениясвоегоэ
моционального состояния
впроцессе чтения, получения
ипереработкиполученной
информациииеёосмысления.
•

•
•
•
•
•
•
•
•

глазами, определять его
основныеэлементы, сопоставлять
формывыраженияинформациивзап
росеивсамомтексте,устанавливать,
являются ли они
тождественнымиили
синонимическими,
находитьнеобходимуюединицуинф
ормациивтексте);
решать учебно-познавательные
иучебно-практические
задачи,требующиеполногоикритиче
скогопониманиятекста:
определятьназначениеразныхвидовт
екстов;
ставить перед собой цель
чтения,направляявниманиенаполез
нуювданныймоментинформацию;
различатьтемыиподтемыс
пециальноготекста;
выделятьнетолькоглавную,ноииз
быточнуюинформацию;
прогнозироватьпоследовательность
изложенияидейтекста;
сопоставлятьразные
точкизренияиразные источники
информации позаданнойтеме;
выполнятьсмысловоесвёртываниев
ыделенныхфактовимыслей;
формироватьнаосноветекста
системуаргументов(доводов)для

• работать с несколькими
источниками информации;
• сопоставлять
информацию, полученную из
нескольких источников.
Работа с текстом:
преобразование и
интерпретация
информации

Выпускник научится:
• пересказывать текст
подробно и сжато, устно
и письменно;
• соотносить факты с общей
идеей текста, устанавливать
простые связи, не показанные
в тексте напрямую;
• формулировать несложные
выводы, основываясь на
тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
• сопоставлять и обобщать
содержащуюся в разных
частях текста информацию;
• составлять на основании
текста небольшое
монологическое
высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Выпускник получит
возможность научиться:
• делать выписки из

Учащийсянаучится:
• структурироватьтекст,
используянумерацию
страниц,списки,ссылки,о
главление;
проводитьпроверку
правописания;использов
ать в
текстетаблицы,изображе
ния;
• простым
приемаминтерпретаци
итекста.
Учащийсяполучитвозможностьн
аучиться:
выявлятьимплицитную
информациютекстанаоснове
сопоставления
иллюстративногоматериаласинфо
рмациейтекста,анализа
подтекста(использованных
языковых
средствиструктурытекста).

обоснованияопределённойпозиции.
Выпускникполучитвозможностьн
аучиться:
анализировать изменения
своегоэмоциональногосостояниявпро
цессечтения,полученияипереработки
полученнойинформациииеёосмысления.
Выпускникнаучится:
• преобразовыватьтекст,используя
новыеформыпредставления
информации:
формулы,
графики,диаграммы,таблицы(вто
мчислединамические,
электронные,в
частности в практических
задачах),переходитьотодногопредст
авленияданныхкдругому;
• интерпретироватьтекст:
• сравниватьипротивопоставлять
заключённуювтекстеинформациюр
азногохарактера;
• обнаруживать в тексте доводы
вподтверждениевыдвинутыхтезисов;
• делатьвыводыиз
сформулированныхпосылок;
• выводитьзаключениеонамеренииа
втораилиглавноймыслитекста.
Выпускникполучитвозможностьн
аучиться:
выявлятьимплицитнуюинформациют
екстанаосновесопоставления

Работастекстом:о
ценка
информации

Прочитанных текстов с
Учётом цели их
дальнейшего использования;
• составлять небольшие
письменные аннотации
к
тексту, отзывы о
прочитанном.
Выпускникнаучится:
высказыватьоценочные
сужденияисвоюточкузренияо
прочитанном тексте;
• оценивать
содержание,языковыеос
обенностии
структуру текста;
определятьместоирольиллюст
ративногорядавтексте;
• на основе
имеющихсязнаний,жизне
нногоопытаподвергатьсом
нению
достоверность
прочитанного,обнаруживать
недостоверностьполучаемых
сведений,пробелыв
информацииинаходитьпутив
осполненияэтихпробелов;
• участвовать в
учебномдиалогеприобсу
ждениипрочитанного
илипрослушанноготекст
а.
Выпускникполучит

иллюстративногоматериалас
информациейтекста,анализаподтекста(
использованныхязыковыхсредстви
структурытекста).

Учащийсянаучится:
Оцениватьотдельныеутверждения
итекствцелом.
Учащийсяполучитвозможностьн
аучиться:
• связывать
информацию,обнаруженн
уювтексте,сознаниями из
другихисточников;
• откликатьсянаформутекста:о
цениватьнетолько
содержаниетекста,ноиегоф
орму, авцелом —
мастерствоегоисполнения;
• впроцессеработысодними
ли
несколькимиисточниками
выявлять
содержащуюся в
нихпротиворечивую,конфл
иктнуюинформацию.
• определять
достовернуюинформацию в
случаеналичияпротиворечив
ойили

выпускникнаучится:
• откликатьсянасодержаниетекста:
• связыватьинформацию,
обнаруженнуювтексте,сознаниямииз
другихисточников;
• оцениватьутверждения,сделанныевт
ексте, исходя из
своихпредставленийомире;
• находитьдоводывзащитусвоейто
чкизрения;
• откликаться на форму
текста:оценивать не только
содержаниетекста,ноиегоформу,ав
целом–мастерствоегоисполнения;
• на основе имеющихся
знаний,жизненного опыта
подвергатьсомнению
достоверностьимеющейся
информации,обнаруживатьнед
остоверность
получаемойинформации,пробелыви
нформации и находить
путивосполненияэтихпробелов;
• впроцессеработысоднимили

возможностьнаучиться:
сопоставлять
различныеточкизрения;
• соотноситьпозициюавторас
собственнойточкойзрения;
• в процессе работы с
однимилинесколькимиисточн
икамивыявлять
достоверную(противоречиву
ю)
информацию.

конфликтнойситуации.

несколькимиисточникамивыявлятьс
одержащуюся в
нихпротиворечивую,конфликтную
информацию;
• использовать полученный
опытвосприятия
информационныхобъектов для
обогащениячувственного опыта,
высказыватьоценочные суждения
и свою точкузрения о полученном
сообщении(прочитанномтексте).
Выпускникполучитвозможностьн
аучиться:
критическиотноситьсякрекламнойи
нформации;
находить способы
проверкипротиворечивойинф
ормации;

4. Проектированиедостиженияпланируемыхобразовательныхрезультатов
Уровни
5 класс
Уровеньузнавания и
понимания.Учим
воспринимать
иобъяснятьинформаци
ю

ПОР
Находит и
извлекаетинформац
ию
изразличныхтекстов

6 класс
Уровеньпонимани
я
иприменения.Учи
м
думатьирассуждать

Применяет
информацию,извлечён
нуюизтекста,для
решения
разногородапроблем

Типовыезадачи
Определить вид текста, его
источник.Обосновать своё мнение.
Выделитьосновную мысль в текст,
резюмироватьего идею. Предложить
или
объяснитьзаголовок,названиетекста.От
ветитьнавопросы словами текста.
Составитьвопросы по тексту.
Продолжитьпредложениесловамиизтек
ста.
Определить назначение текста,
привестипримерыжизненныхситуаций,вк
оторыхможноинужноиспользовать
информациюизтекста.
Сформулироватьпроблему,описаннуювт
ексте. Определить контекст.
Выделитьинформацию,котораяимеетпри
нципиальное значение для
решенияпроблемы. Отразить описанные
в текстефакты и отношения между ними
в граф-схеме(кластере,таблице)Из
предложенных вариантов
выбратьвозможные пути и способы
решенияпроблемы. Вставить
пропущенную втексте информацию из
таблицы, граф-схемы, диаграммы.
Привести
примерыжизненныхситуаций,вкоторых
могут
быть применены установленные пути
испособырешенияпроблемы.Построить

Инструментыисредства
Тексты(учебный,
художественный, научнопопулярный,
публицистический;
повествовательный,
описательный,
объяснительный;медийный).
Посодержаниютексты
должныбытьматематические,е
стественно-научные,
финансовые.Объём:неболеео
днойстраницы.
Задачи
(проблемные,ситуац
ионные,
практикоориентированные,от
крытоготипа,контекстные).
Проблемнопознавательныезадания.
Графическаянаглядность: графсхемы,кластеры, таблицы,
диаграммы, интеллекткарты.Изобразительная
наглядность:иллюстрации,рис
унки.
Памятки с
алгоритмамирешениязад
ач,проблем,заданий

7классУровеньанализаи
синтеза.Учим
анализировать
иинтерпретирова
тьпроблемы

Анализируети
интегрирует
информацию
дляпринятияреше
ния

8классУровеньоценкив
рамкахпредметного
содержания.
Учимоцениватьиприни
матьрешения

Принимаетрешениенао
снове оценки
иинтерпретации
информации

алгоритмрешенияпроблемыподанному
условию.
Выделить составные части
впредставленной информации
(тексте,задаче, проблеме), установить
междуними взаимосвязи.
Сформулироватьпроблему на основе
анализапредставленнойситуации.Опре
делитьконтекстпроблемнойситуации.
Определитьобластьзнаний,необходимуюдл
ярешенияданнойпроблемы.
Преобразоватьинформациюизоднойз
наковойсистемывдругую(текств
схему, таблицу, карту и
наоборот).Составить аннотацию,
рекламу,презентацию.Предложитьв
ариантырешенияпроблемы,обоснов
атьих
результативностьспомощьюконкретногоп
редметного знания. Привести
примерыжизненных ситуаций, в которых
опытрешения данных проблем позволить
бытьуспешным,результативным.Составит
ь
алгоритм решения проблем
данногокласса.Сделатьаналитическиев
ыводы
Оценить качество
представленнойинформации для
решения
личных,местных,национальных,глоб
альных
проблемы.Предложитьпутииспособыре
шенияобозначенныхпроблем.
Спрогнозировать

Тексты, задачи,
ситуацииЗадачи(проблем
ные,
ситуационные,практикоориен
тированные,открытоготипа,ко
нтекстные).
Проблемнопознавательныезадания.
Графическаянаглядность: графсхемы,кластеры, таблицы,
диаграммы, интеллекткарты.Изобразительная
наглядность:иллюстрации,рис
унки.
Памяткисалгоритмамир
ешения

Тексты, задачи,
ситуацииКарты:модельн
ые,
технологические,ментальные,
дорожные

(предположить)возможныепоследствия
предложенных

9классУровеньоценкив
рамках
метапредметного
содержания
Учимдействовать

Оцениваетинформацию
и принимает решение
вусловияхнеопределённ
ости имногозадачности

Текст–любой материалдлячтения.
Классификация текстов по форматам и
типам.Форматы текстов:
– сплошные;
– несплошные;
– смешанные;
– составные.
Типытекстов:
– описание;
– повествование;

действий. Оценить предложенные пути
испособы решения проблем, выбрать
иобосноватьнаиболееэффективные.
Создать дорожную
(модельную,технологическую)ка
ртурешенияпроблемы.
Сформулироватьпроблему(проблемы)нао
снове анализа ситуации.
Выделитьграничные условия
неопределённостимногозадачностиуказан
нойпроблемы.
Отобрать (назвать) необходимые
ресурсы(знания)длярешенияпроблемы.В
ыбратьэффективные пути и способы
решенияпроблемы.Обосноватьсвойвыбор
.
Доказатьрезультативностьи
целесообразностьвыбранныхспособовд
еятельности.

Типичныезадачи(задания)
метапредметного
ипрактическогохарактера.
Нетипичныезадачи(задания)
метапредметногои
практического
характера.Комплексныеко
нтекстныезадачи(PISA)

– изложение;
– аргументация;
– инструкция;
– взаимодействие(сделка)
Сплошныетекстысостоятизпредложений,которыесоединенывабзацы.Могутбытьобъединенывболеекрупныеструктуры:
главы,разделыит.п.
Пример:газетныестатьи,эссе,романы,короткиерассказы,отзывы,письма.
Несплошныетекстыорганизованывтабличномформате,состоящемизрядасписков.Требуютиногоподходакчтению,чемсплош
ные.
Пример:списки,таблицы,графики,диаграммы,рекламныеобъявления,каталоги,индексыиформы
Смешанные тексты представляют собой единые связанные произведения, но состоящие из набора как сплошных, так
инесплошных форматов. В хорошо сконструированных смешанных текстах составляющие (например, объяснение
прозывместесграфикомилитаблицей)являются взаимодополняющимииимеютсогласованныеипоследовательныесвязи.
Пример: журнальные статьи, справочники, отчеты, веб-страницы, онлайн-форумы, сообщения электронной
почты.Составные тексты – тексты, которые были созданы независимо друг от друга и имеют независимый смысл.
Взаимосвязьмеждутекстамиможетбытьнеочевидной; онимогутдополнятьдругдругаилипротиворечитьдругдругу.
Например,длясравнения даются несколько веб-сайтов различных туристических компаний, которые могут предоставлять
или непредоставлятьаналогичныенаправлениятуров.Составныетекстымогут иметьодин «чистый»формат(например,
сплошные)илимогутвключатькаксплошные,такинесплошныетексты
Типытекстов.
Описание – тип текста, в котором информация относится к свойствам предметов в пространстве. Вопрос к тексту:
«Что?».Пример:описаниеопределенногоместавкнигеопутешествиях;географическаякарта;онлайн-расписаниеполетов;
описаниечерт,функцийипроцессавтехническомруководстве.
Повествование–типтекста,вкотороминформацияотноситсяксвойствампредметоввовремени.Вопросыктексту:
«Когда?»,«Прикакихобстоятельствах?»,«Почемугеройведетсебяименнотак?».
Пример:роман;краткийрассказ;пьеса;биография;художественныетексты;сообщенияособытияхвгазете
Изложение–типтекста,вкотороминформацияпредставлена каксоставныепонятия
илиментальныеконструкцииилиэлементы,вкоторыхпонятия/конструкциимогут
бытьпроанализированы.Вопросктексту:«Как?».
Текстдаетобъяснениетому,какразличныеэлементыобъединяютсявцелое.
Пример:эссе;график,демонстрирующийизменениявчисленностинаселения;концептуальнаякарта.
Аргументация– типтекста,которыйдемонстрируетвзаимоотношениямеждупонятиямииутверждениями.Вопрос к

тексту:«Почему?».Важныйвидаргументационныхтекстов –тексты-убеждения,выражающиеточкузренияимнение.
Пример:письмаредактору,постынаонлайн-форуме,отзывыокнигеилифильмевинтернете
Инструкция–типтекста,вкоторомдаютсяуказания,что,какивкакойпоследовательностисделать.
Пример:рецепт,руководствопоработесПО.
Взаимодействие(сделка) –типтекста,целькоторогозаключаетсявдостижениисоглашения,заключении сделки.
Пример:письменноераспоряжение,запроснаорганизациювстречи,поручение
Ситуация–
используетсядлятого,чтобыопределить,зачемавторсоздалтекст.Типыситуаций:
– личные;
– общественные;
– учебные;
– деловые
Личныеситуации.Относятсяктекстам,которыепредназначеныдляисполненияличныхинтересов,какпрактических,такиинтелл
ектуальных. Втомчислетексты,которыепредназначеныдляподдержкииразвитияотношениймеждулюдьми.
Пример:личныеписьма,художественнаялитература,биографии,информационныетексты,которыепредназначеныдлядос
угаилиудовлетворениялюбопытства.
Общественныеситуации.Относятсяктекстам,касающимсядеятельностиобщества.
Пример: официальные документы, информация об общественных событиях, блоги в виде форума, новостные вебсайты,общественныезаметкивинтернетеипечатныхизданиях
Учебныеситуации.Строятсяспециальнодляучебныхзадач.
Пример:школьныеучебники,электронныеинтерактивныеобучающиепрограммы.
Деловыеситуации.Относятсяктекстамсферырешенияделовыхвопросов.Такиетекстыоцениваютготовностьмолодыхлюдейусп
ешноработатьпослешколы,применятьсвоизнания вжизни.
Пример:найтиобъявлениеоработевгазетеилиинтернете;инструкция,чтобыприступитькработе

5. Связьуниверсальныхучебныхдействийпоформированиюуобучающихсяосновсмысловогочтенияипониманиятекстассодержа
ниемучебныхпредметов,внеурочной деятельностью.

1.Урочнаядеятельность
Возрастнаягр Чемуучить
уппа

Предметы

Стратегии

Литература,
русскийязык, история,
ОБЖ,география,
ИЗО,технология,
математика,
биология,музыка,
иностранныйязык,
информатика,обществ
ознание

Интерактивные
подходы(упражнения,задан
ия).

Работастекстом:поискинформациии пониманиепрочитанного
5–6классы

Ориентироватьсявсодержаниитекстаип
ониматьегоцелостныйсмысл:
определятьглавнуютему,общуюцельилина
значениетекста;
выбиратьизтекстаилипридуматьзаголовок,
соответствующий содержанию и общему
смыслутекста;
формулироватьтезис,выражающийобщийс
мыслтекста;
объяснятьпорядокчастей/инструкций,со
держащихсявтексте.
Находитьвтекстетребуемуюинформацию.
Решать учебно-познавательные и учебнопрактическиезадачи,требующиеполногоикр
итическогопониманиятекста:
определятьназначениеразныхвидовтекстов;

Развитиекритическогомышленияч
ерезчтениеиписьмо(инсерт,
бортовой журнал, таблица «3 - X У», «Чтение про себя», «Чтение
вкружок», «Чтение про себя
свопросами»,«Чтениесостановками»

ставитьпередсобойцельчтения,направляявн
имание на полезную в данный
моментинформацию;
различатьтемыиподтемыспециальноготекста;
выделятьнетолькоглавную,ноиизбыточнуюин
формацию;
прогнозироватьпоследовательностьизложения
идейтекста;
сопоставлятьразные
точкизренияиразныеисточникиинформаци
ипозаданнойтеме;

7–9классы

пониматьдушевноесостояниеперсонажейт
екста,сопереживать им
Предвосхищатьсодержаниепредметногопланат
екста по заголовку и с опорой на
предыдущийопыт.
Сопоставлятьразныеточкизренияиразныеис
точникиинформациипозаданнойтеме.
Выполнятьсмысловоесвёртывание
выделенных фактов и мыслей. Формировать
наосноветекстасистемуаргументов
(доводов)дляобоснованияопределённойпозиции
.

Литература,
русскийязык, история,
ОБЖ,география,
ИЗО,технология,
математика,
биология,музыка,
иностранныйязык,
информатика,обществ
ознание

Словарнаякарта,групповаяработа,и
нсерт,кластеры,организация
дискуссий «Чтение про себя
спометками», «Отношения
междувопросомиответом»,«Тайм
-аут»

Пониматьдушевноесостояниеперсонажейтекста,
сопереживатьим.Организовыватьпоискинформац
ии: приобрести первичный
опыткритическогоотношениякполучаемой
информации,сопоставленияеёсинформациейиз
других источников и имеющимся
жизненнымопытом. Овладеть элементарными
навыкамичтения информации, представленной в
наглядносимволическойформе,приобрестиопытработысте
кстами,содержащимирисунки,таблицы,
диаграммы,схемы
Работастекстом:преобразованиеиинтерпретацияинформации
5–6классы

Структурироватьтекст,используянумерацию
страниц,списки,ссылки,оглавление.Проводитьпро
верку правописания; использовать в
текстетаблицы, изображения. Преобразовывать
текст,используя новыеформыпредставления
информации: формулы, графики,
диаграммы,таблицы (в том числе
динамические,электронные,вчастности,впрак
тических
задачах),переходитьотодногопредставленияда
нныхкдругому.
Интерпретироватьтекст:
▪ сравниватьипротивопоставлять

Литература,русский
язык,история,ОБЖ,
природоведение,гео
графия,
ИЗО,технология,
математика,
биология,
музыка,иностранн
ыйязык,информат
ика,
обществознание

Развитиекритическогомышленияч
ерез чтение и письмо (чтение
состановками).
«Списоктемкниги»,
«Чертыхарактера»,синквейн

заключенную
втекстеинформациюразногохаракте
ра;
▪ обнаружить в тексте доводы
вподтверждениевыдвинутыхтезисов;
▪ делатьвыводыизсформулированныхп
осылок;

7–9классы

▪ выводитьзаключениеонамеренииавтораи
лиглавноймысли текста
Выявлятьимплицитнуюинформациютекстанаос
новесопоставленияиллюстративного
материала с информацией текста,
анализаподтекста(использованныхязыковыхсре
дствиструктурытекста)

Литература,русский
язык,история,ОБЖ,г
еография,
ИЗО,технология,
математика,
биология,
музыка,иностранн
ыйязык,информат
ика,обществознан
ие

Визуальныеметодыорганизации
материала,таблица«Кто?Где?
Почему?»,Бортовойжурнал

Литература,
русский

Интерактивныеподходы.Логические
цепочки.
Инсерт.
Тайм-аут.
Вопросыпослетекста.Проверочныйли
ст.

Работастекстом: оценкаинформации
5–6классы

Откликатьсянасодержаниетекста:
▪ связывать информацию, обнаруженную
втексте,сознаниямииздругихисточников;
▪ оцениватьутверждения,сделанныев

язык,история,
ОБЖ,

тексте,исходяизсвоихпредставленийоми
ре.
Откликаться на форму текста: оценивать
нетолькосодержаниетекста,ноиегоформу,авце
лом–мастерствоегоисполнения.

7–9классы

На основе имеющихся знаний,
жизненногоопытаподвергатьсомнениюдос
товерностьимеющейся информации,
обнаруживатьнедостоверность получаемой
информации,пробелы в информации и
находить путивосполненияэтихпробелов.
В процессе работы с одним или
несколькимиисточниками выявлять
содержащуюся в
нихпротиворечивую,конфликтнуюинформац
ию.
Использовать полученный опыт
восприятияинформационных объектов для
обогащениячувственного опыта,
высказывать оценочныесуждения и свою
точку зрения о
полученномсообщении(прочитанномтексте).
Критическиотноситьсякрекламнойи
нформации.

природоведение,
география,
ИЗО,технология
,
математика,
биология,
музыка,иностранны
й
язык,информатика,о
бще-ствознание
Литература,
русский
язык,история,
ОБЖ,
география,ИЗО,
технология,матем
атика,
биология,
музыка,иностранн
ыйязык,информат
ика,обществознан
ие

Кластеры,
логические
цепочки,инсерт,прием«Плюс–
минус–интересно».
Стратегиярешенияпроблем«Идеал»

Находитьспособыпроверкипротиворечивойинфор
мации.
Определятьдостовернуюинформацию.
2.Внеурочнаядеятельность
Формы
работы

Формированиеобщеучебныхуменийинавыковс
мысловогочтения

Предметные Ориентироватьсявсодержаниитекстаип
недели
ониматьегоцелостныйсмысл:

Возрастныегруппы

Способыдеятельности,приемы

5–9классы

Групповаямозговаяатака.
Обучающиеигры.

▪ находитьвтекстетребуемуюи
нформацию;

Инсерт.

▪ решать учебно-познавательные и учебнопрактическиезадачи,требующиеполногои
критическогопониманиятекста
Курсыпо
выбору

Проводить
проверку
правописания;использоватьвтексте
таблицы,изображения.
Преобразовыватьтекст,используяновыеформып
редставления
информации:
формулы,
графики,диаграммы,таблицы(втом числе,
динамические,электронные,вчастности,в
практических задачах), переходить от
одногопредставленияданныхкдругому.

5–6классы

Постановка целей в
процессезнакомствасновойинфор
мацией.
Кластеры.Таблиц
ы.Инсерт.

Интерпретироватьтекст.
Сопоставлятьразные
точкизренияиразныеисточникиинформации
позаданнойтеме.

7–9классы

Выполнятьсмысловоесвертываниевыделенныхф
актовимыслей.

Кластеры.Таблиц
ы.Инсерт.

Формировать на основе текста
системуаргументов (доводов) для
обоснованияопределеннойпозиции.
Организоватьпоискинформации.
Работатвор Овладетьэлементарныминавыкамичтенияи
ческихобъед нформации,представленнойвнаглядноинений
символическойформе,приобрестиопытработыст
екстами, содержащимирисунки,таблицы,
диаграммы,схемы.
Классныечас Искатьивыделятьнеобходимуюинформацию,п
рименяя методы информационного поиска,
ы
втомчислеспомощьюкомпьютерныхсредств

Постановка целей в
процессезнакомствасновойинфор
мацией.

Бортовойжурнал

5–9классы

Прием «Плюс – минус –
интересно».Визуальныеметоды.
Прием«Выглядит,как….Звучит,к
ак….»

5–9классы

Чтениесостановками.
Ключевыеслова.
Таблицы.
Дискуссия«Совместныйпоиск»

Конкурсы

Осознанно и произвольно строить
речевоевысказываниевустнойиписьменной
речи,

5–9классы

Стратегия«Зигзаг».
Ключевыеслова,игра«Каквы

строитьлогическиецепочкирассуждений.

думаете».
Исследованияповопросамтемы.

По мере овладения приемами осмысления текста у учащихся развивается способность глубоко осмысливать текст и
безвыполнения их в развернутом виде. По ходу чтения возникают «едва уловимые» мысли такого рода: «это следует понять,
будучитать очень внимательно», «дальше должно быть объяснение, нужно хорошо разобраться», «это что-то важное», т. е.
«состояниевнутреннейнапряженностии готовности», основанноенаусвоении приемовпониманиятекста.

6. Оценкачитательскойграмотности.
Оценкачитательскойграмотностиосуществляетсявсоответствиисмониторинго
мформированияфункциональнойграмотностиучащихся,реализуемымФедеральнымг
осударственнымбюджетнымнаучнымучреждением
«ИнститутстратегииразвитияобразованияРоссийскойакадемииобразования»,между
народнымиисследованиямиуровнячитательскойграмотностиPISA,стандартизирова
ннымиматериаламиоценкичитательскойграмотности(Приложение4).

Грамотность чтения оценивают на основании способностей школьников
квосприятиюиработесразличнымитекстовымиформами(например,текстыбланков,сп
иски,тексты,заключенныевдиаграммыитаблицы)иразличнымиформами изложения
текстов

(повествование,

описание

и

рассуждение),

чаще

всегоиспользуемымивовзрослойжизни.Дляоценкиуровняграмотностичтенияопреде
лены 6уровней,которыеприведенывтаблице1.
Уровниоценкиграмотностичтения
Простые

Среднийуро
задания веньсложности

(репродуктивныйхарактер)
1уровень:нижебазовогоуровня.
Умениепониматьивыделятьгла
вное,темуицельвпростомтексте,
касающемсязнакомой
темы,базирующейсянаповседневномз
нании

(продуктивныйхара
ктер)

Высокий
уровень
сложности
(продуктивныйхарактер)

3–6уровни.
3- й

(средний)
уровень:
распознавание
и
установлениеотношениймеждуотдельнымичастямитек
станаосновенесколькихидейвтексте.Объединение,срав
нение,детальноепониманиеотношений,словифразнаос
новеповседневногознания.
4- й(повышенный)уровень:пониманиедлинныхисложн

ых текстов. Значение отдельных частей с
учетомцелого. Текст может содержать неоднозначные
Понимание
и
выделение
идеи,некорректноипротиворечивосформулированные.
однойили нескольких более простых
Использованиеформальногознания,критическихоцено
идей
к.
втексте,которыйможетсодержатьпрот
5 - 6-й(высокий)уровни:глубокоепониманиесложных
иворечивую
информацию. текстов, воспроизведение, комбинирование,анализ
Умениеделатьпростыевыводынаосно информации. Понимание нюансов языка и ло-гики.
веустановлениясравненийисвязей,исх Критическое воспроизведение и оценка на
основе гипотез, базирующихся на специальных
одяизличногоопытаизнаний
2уровень:базовый.

знанияхилинеожиданныхконцепциях
В таблице 2 приведена обобщенная содержательная схема
уровнейграмотностичтения.
Таблица
Схема уровнейграмотностичтения
Нахождениеинформации

Интерпретациятекста

Рефлексияиоценка

5-йуровень
Найтииустановитьпосле Истолковать
Критическиоцениватьиливыдв
довательность
значения игать
гипотезы
на
иликомбинаци нюансовязыкалибодемонстр основеспециальных
знаний.
ю
ироватьполноепонимание
Работатьспонятиями,которыеп
отрывковглубо текста и всех егодеталей
роти-воположны
ко
скрытой
ожиданиям,
информации,частькотороймож
основываясьнаглубокомпоним
етбытьзаданавнеосновноготек
аниидлинныхилисложныхтекс
ста.Сделатьвыводотом,какаяи
тов
нформациявтекстенеобходима
длявыполнениязадания.
Работа
справдоподобн
ой
и/илидостаточ
но
объемнойинфо
рмацией
Сплошныетексты:выявитьсвязьотдельныхчастейтекстастемойилиосновноймыслью,
работая с противоречивымитекстами,структура изложения которых неочевиднаили явно не
обозначена.
Несплошные
тексты:
установить
характер
связи
частей
информации,представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм и пр., которая может быть
длинной
идетализированной,иногдаиспользуяинформацию,внешнююпоотношениюкосновной.Читател
ьдолженобнаружить,чтодляполногопониманияданноготекстатребуетсяиспользоватьразличные
элементыэтогожедокумента,например сноски
4-йуровень

Найтииустановитьвозмо
жнуюпоследовательностьиликомбинациюотрывко
вглубокоскрытойинформации,
каждаячастькоторойможетотве
чатьмножественнымкритериям
втекстеснеизвестнымконтекст
ом
или
формой.
Сделатьвыводотом,какаяинформа
циявтекстенеобходимадлявып
олнениязадания

Использовать
глубокиеидеи,заложенныевт
ексте,дляпониманияиприме
нениякатегорийвнезнакомом
контексте;
истолковыватьразделытекст
а,беряврасчетпониманиетекс
тавцелом.Работать с идеями,
которыепротиворечатожида
ниямисформулированы
внегативн
омконтексте

Использовать
академическиеиобщеизвестные
знания
длявыдвижения
гипотезиликритическойоценк
итекста.Демонстрировать
точноепониман
иедлинныхисложныхтекстов

Сплошныетексты:следуялингвистическимилитематическимсвязямразличных

частейтекста,нередкоимеющегоясновыраженнуюструктуруизложения,найти,интерпретироват
ьилиоценитьнеявновыраженнуюинформациюилисделатьвыводыфилософского
или
метафизического характера. Несплошные тексты: найти отдельные частиинформации и
сравнить или обобщить их, просмотрев длинный, детализированный текст,которыйчаще
всегонеимеетподзаголовковилиспециальногоформата
3-йуровень
Найтиивнекоторыхслуч
аяхраспознатьсвязимежду
отрывками
информации,каждыйизкоторых,возможно,отвечаетмно
жественнымкритериям.Работа
тьсизвестной,нопротиворечиво
йинформацией

Объединитьнесколько
Делатьсравненияилиуст
частейтекстадлятого,
анавливатьсвязи,даватьобъясн
чтобы
енияилиоцениватьособенност
определятьглавную и
текста.
мысль,объяснятьсвязииисто Демонстрировать
лковыватьзнаточное
чениясловисмыслфраз.Срав понимание текста в связи с изнивать,противопоставлять
вестными,повседневнымизнан
иликлассифицирова иямиилиосновыватьвыводына
ть
частиинформации,
менееизвестныхзнаниях
принимая
вовниманиемногокр
итериев.Работатьспротиворе
чивойинформацией
Сплошныетексты:найти,интерпретироватьилиоценитьинформацию,используяособеннос
ти организации текста, если они имеются, и следуя явно или неявно выраженнымлогическим
связям, например таким, как причинно-следственные связи в предложениях
илиотдельныхчастяхтекста.Несплошныетексты:рассмотретьинформацию,даннуювнескольких
различныхформах(вербальной,числовой,пространственно-визуальной),вихвзаимосвязии
сделатьнаэтойосновевыводы
2-йуровень
Найтиодинилиболееотр
ывков

Определитьглавную
мысль,
пониматьсвязи,

Делатьсравненияилиуст
анавливатьсвязимеждутекстом
и
внешними
знаниямиилиобъяснятьособен
ноститекста,основываясьнасоб
ственномопытеиот-ношениях

информации,ка
ждый
из
которых,
возможно,отвечает
формировать,при
множественным менять
простые
или
критериям.Работатьспротивор категории
ечивойинформацией
истолковыватьзначениявпре
делахограниченнойчаститек
ста,когдаинформация
малоизвестна
итребуетсясделатьпростыев
ыводы
Сплошныетексты:найти,илиинтерпретировать,илиобобщитьинформациюизразличных
частейтекстаилитекстовсцельюопределитьнамеренияавтора,следуялогическим
и
лингвистическим
связям
внутри
отдельной
части
текста.
Несплошные
тексты:продемонстрироватьпониманиеявновыраженнойструктурывизуальногоизображенияин
формации,напримертаблицыилидиаграммы(графдерева),илиобъединитьдвенебольшиечастиинформацииизграфикаили таблицы
1-йуровень
Найтиодин(илиболее)

Распознать

главную

Установить

простые

независимыйотрывокявновыра темуилиавторскиенамерения связимеждуинформациейвтекс
женнойвтекстеинформациипо втекстенаизвестнуютему,ког теиобщими,повседневпростомукритерию
датребуемаяинформациявте нымизнаниями
кстеобщеизвестна
Сплошныетексты:определитьосновнуюидеютекста,используязаголовкичастей
текста или выделяющие их обозначения, или найти явно выраженную информацию
вкороткойчаститекста.Несплошныетексты:найтиотдельныечастиявновыраженнойинформации
наоднойпростойкарте,илилинейномграфике,илистолбчатойдиаграмме,котораявключает
всебянебольшойпообъемувербальныйтекствнесколькословилифраз

Приемыопределенияуровняпониманиятекста
Уровеньпоним Уровеньпони Переченьпроверяемы
хумений
ания
мания

Видывопросов

тестовых
заданий

текста
Общеепониман Узнавание,
ие
понимание,
применение

1) определять тему
иосновнуюмысльтекс
та;
2) обнаруживатьвза
головке
текста
темуилиосновнуюмы
сль;
3) находить
различиевдвухилибол
еетекстах/сравнивать
содержаниетекстов;
4) отличать
основнуюинформаци
ю отвторостепенной

Виды

Каковатемат
екста?
-Что
отражаетзаголо
вок: темуили
основнуюмысл
ьтекста?
Чтообъединяетд
анныетексты?
-О
какихпробле
мах...?
-Какоесобытие...?
Какиеперем
ены...?
Чтозаставилог
ероя...?
-Когоавтор
называет.../
считает...?

▪ С
выборомответа;
▪ наустановление
соответствия;
▪ наисключениел
ишнего;
▪ нагруппировкуи
нформации;
▪ наопределениеп
оследовательнос
ти;
▪ нааналогию;
▪ вопросы
сограничением
ответа или
соткры
тым
кратким
ответом

Выявлениеинф Узнавание,
понимание,
ормации
применение

1) быстропросматри
ватьтекст;
2) определять
смысловуюструктуру
текста и
отбиратьнужную
информацию;
3)находить

Разделяешьлит
ы мнение автора?
Аргументируй
свойответ,
Согласенлитысте
м, что...

▪ С
выборомответа;
▪ на
установление
соответствия;
▪ на
исключениелиш
него;
▪ нагруппировку

необходимую
информацию,
перефразированнуюв
вопросе

Интерпретация текста

Применение, 1) соотносить
в
анализ,синте заключенную
текстеинформациюси
з
н-формацией
из
другихисточников /
личнымопытом;
2) делатьвыводыпосо
держаниютекста;
3)
находить
аргументы,подтвержд
ающиемнения
/
высказывания;
4) объяснятьзаглавие
текста

Рефлексия

Анализ,
синтез,
оценка

Относительно
содержания
текста

Рефлексия
Анализ,
относительно синтез,
формы подачи оценка
текста

1)
различать
объективную
и
субъективную
информацию;
2)
связывать
информацию текста с
фактами / событиями
реальной
действительности;
3)аргументиров
ать
свою
точку
зрения

информации;
наопределение
последовательн
ости;
▪ нааналогию;
▪ вопросы
сограничением
ответа или
соткрытымкрат
ким
ответом
Вопросы
соткрытымираз
вернутымиотве
тами;
заданияна
аналогию,задания,
требующие
аргументированныхответов;
заданияна
выделениесущественныхпризна
ков;
сравнениео
бъектов
▪

Соотнеси....
Какбытыпо
ступил
в
даннойситуации?
Найди
в
текстеаргумент/ар
гументы,подтвер
ждающиевысказы
вание...
Как
ты
понимаешь
заглавиетекста?
Как
еще
можно было
быозагла
витьтекст?
Выскажите свое
отношение
к
позиции
автора/героя,
Как
автор
Относится к
своему герою?
Обоснуйте свое
мнение, Что в
Данном отрывке
удивило вас
больше всего?
Почему?

Обнаруживать
Обладает
иронию,
юмор, ли автор/герой
различные оттенки
чувством юмора?
Приведите
смысла, выраженные
примеры из
словом
текста

▪ Свободные
Задания с
открытыми
ответами;
▪ вопросы,
требующие формулировки
и
аргументации
собственного
мнения;
▪ тексты
с
ошибками; х
▪ задания
на
реконструкцию
событий

Литература
1. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. В 2-х ч. –
М.;СПб.:Просвещение,2020г.
2. Ковалева Г. С., Васильевых И. П., Гостева Ю. Н.
Метапредметныерезультаты.Стандартизированныематериалыдля
промежуточной
аттестации. 5 класс. Варианты 1,2, 3,4.Пособие для учителя – М.;
СПб.:Просвещение,2020г.
3. Ковалева Г. С., Васильевых И. П., Гостева Ю. Н.
Метапредметныерезультаты.Стандартизированныематериалыдля
промежуточной
аттестации. 6 класс. Варианты 1,2, 3,4.Пособие для учителя – М.;
СПб.:Просвещение,2020г.
4. Колечкин И.С. Сборник задач и упражнений по географии. 8-11 классы. –
М.;СПб.:Просвещение,2021г.
5. Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы
дляпромежуточной аттестации. 7 класс. Варианты 1-4.Пособие для
учителя –М.;СПб.:Просвещение,2020г.
6. Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы
дляпромежуточной аттестации. 8 класс. Варианты 1-4.Пособие для
учителя –М.;СПб.:Просвещение,2020г.
7. Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы
дляпромежуточной аттестации. 9 класс. Варианты 1-4.Пособие для
учителя –М.;СПб.:Просвещение,2020г.
8. Федоров В.В., Богомазова С.В., Гончарук С.Ю.
Формированиефункциональной грамотности. Сборник задач по русскому
языку для 8-11классов.–М.;СПб.: Просвещение,2020 г.
9. https://rikc.by/ru/PISA/1-expisa.pdfсборникзаданий,направленныхна
выявлениеуровнячитательскойграмотности,предложенныхобучающимся/сту
дентам(15-летнимподросткам)припроведениимеждународного
сравнительногоисследованияPISA.
10. http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
Демонстрационныематериалы для оценки функциональной грамотности
учащихся 5 и 7 классовпошестисоставляющимфункциональнойграмотности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».