Программа внеурочной деятелтности Основы финансовой грамотности

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Пышминского городского округа
«Боровлянская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТА
на заседании
педагогического совета
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»
Протокол от «17» июня 2021 № 5/4

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»
от «17» июня 2021 № 124

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
(5-9)
Приложение
к основной образовательной программе основного общего образования
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»

Составитель рабочей программы:
Чистополова Лилия Владимировна,
учитель географии
первой квалификационной категории

2021 г.

I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой
грамотности»для учащихся 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного
общегообразования;
2. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3. Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения РФ;
4. Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой
грамотностинаселения и развитию финансового образования в РФ».
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой
системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и
услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда
готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире,
поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по
управлению собственными средствами и такие понятия как потребительский кредит,
ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в
настоящий момент времени нам недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы
располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это
завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня
воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим
добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных
вкладчиков.
Новизной данной программы является направленность курса на
формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи
между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и
использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном
периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые
решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он
базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает
активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только
базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции,
личныехарактеристики и установки.
Это определило цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные
решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти
решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных
компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через
развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного
общества иинструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую
информацию,анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического
поведения,ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Сроки реализации программы – 5 лет.
Объем часов, отпущенных на занятия – 35(34) часа в год при 1 часе в неделю.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы
организации учебного процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра,
практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация,
познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование,
круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая
игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая
игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение
практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с
документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.
Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения
учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и
мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской
деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с
курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.

II.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчѐт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных
задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллекткарты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
- определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и
расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приѐмов работы с экономической информацией, еѐ осмысление;
проведение простых финансовых расчѐтов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов
и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание
направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в
области семейныхфинансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Ш. Содержание курса внеурочной деятельности
5 класс (35 часов)
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов).
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую
грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные
металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со
статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости».
Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги.
Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа
«Долги. Сбережения. Вклады».
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься (6 часов).
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».
Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий,
природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная
беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование
имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой
компании».
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).
Мини-исследование
«Налоги».
Аналитическая
работа
«Виды
налогов».
Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач
«Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).
Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание
«Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра
«Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра
«Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра
«Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана.
Решение логических задач
«Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Минипроект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час)
Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
Резевр – 1 час.

6 класс (35 часов)
Раздел 1. Основная проблема экономики (3 часа).
Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение экономических задач
«Альтернативная стоимость». Практическая работа «Сетка принятия решения».
Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок (2 часа).
Познавательная беседа «Частная собственность». Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».
Раздел 3. Формы организации бизнеса (4 часа).
Познавательная беседа «Единоличное владение». Деловая игра «Товарищество (ТО и
ТОО)». Ролевая игра «Акционерное общество». Мини-проект «Организация фирмы».
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом (6 часов).
Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». Решение практических задач
«Организация фирмы». Решение экономических задач «Составление бизнес-плана».
Творческое задание
«Реклама». Ролевая игра «Работа фирмы». Решение экономических задач «Распродажа
продукции. Подсчет прибыли».
Раздел 5. Ты – потребитель (4 часа).
Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где
потребитель может защитить свои права». Практическая работа «Знакомство со штрих
– кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов.
Раздел 6. Законы спроса и предложения (4 часа).
Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая
спроса». Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических задач
«Кривая предложения».
Раздел 7. Рыночное равновесие (2 часа).
Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач
«Дефицит и избыток на рынке».
Раздел 8. Возникновение банков (2 часа).
Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая работа
«Заем, виды займов».
Раздел 9. Потребитель финансовых услуг (2 часа).
Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять
кредит».
Раздел 10. Профессии банковской сферы (2 часа).
Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». Дискуссия
«Значение работы банков для потребителей».
Раздел 11. Проектная деятельность (3 часа).
Деловая игра. Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
Резерв – 1 час.

7класс (35 часов)
Раздел 1. Личное финансовое планирование (5 часов).
Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации
«Потребление или инвестиции?» Аналитическая работа «Активы в трех измерениях.
Враг личного капитала». Творческая работа «Модель трех капиталов». Минипроект
«Ресурсосбережение - основа финансового благополучия».
Раздел 2. Финансы и кредит (9 часов).
Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая беседа

«Виды кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?»
Решение экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа
«Плюсы моментальных кредитов». Аналитическая работа «Минусы моментальных
кредитов». Круглый стол «Финансовые пирамиды». Познавательная беседа
«Ипотека». Решение экономических задач «Арифметика ипотеки».
Раздел 3. Расчетно-кассовые операции (3 часа).
Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа «Банковская
ячейка и банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты: риски и управление
ими».
Раздел 4. Инвестиции (6 часов).
Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные
бумаги». Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать
ценные бумаги». Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные
металлы». Познавательная беседа «Что такое ПИФы?» Выступления учащихся
«Депозиты и их виды». Ролевая игра «Управляющие».
Раздел 5. Страхование (4 часа).
Творческая работа «Участники страхового рынка». Аналитическая работа «Личное
страхование». Правовая консультация «Страховые накопительные программы».
Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг».
Раздел 6. Пенсии (3 часа).
Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». Познавательная
беседа «Профессиональные участники пенсионной системы». Практическая работа
«Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»
Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность (3 часа).
Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая консультация
«Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный
вопрос».Практическая работа «Социальный найм жилья».
Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность». (1 час).
Резерв – 1 час.

8 класс (35 часов)
Раздел 1. Потребительская культура (3 часа).
Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся
«Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания».
Раздел 2. Потребитель и закон (4 часа).
Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа «Разнообразие
человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология
потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав
потребителя».
Раздел 3. Потребитель – король на рынке (3 часа).
Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы торговли».
Решение экономических задач «Дешевле только даром».
Раздел 4. Куда уходят деньги? (4 часа).
Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи
доходов и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника».
Познавательная беседа
«Каждый платит налоги».
Раздел 5. Информация для потребителя (6 часов).

Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды».
Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». Практическая
работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е:
что он означает». Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие
индекс Е».
Раздел 6. Искусство покупать (5 часов).
Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты
питания?» Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?»
Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда
ли товар можно обменять».
Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг (2 часа).
Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами».
Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».
Раздел 8. Кто защищает права потребителей (5 часов).
Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей».
Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая
консультация
«В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» Дискуссия «Что
такое моральный вред и как он возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает
потребителя?»
Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских
проектов учащихся (1 час)
Раздел 10. Защита проектов (1 час).
Резерв – 1 час.

9 класс (34 часа)
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 часов).
Тема 1. Происхождение денег.
Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с
деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»
Тема 2. Источники денежных средств семьи.
Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый стол «От чего зависят
личные и семейные доходы?»
Тема 3. Контроль семейных расходов.
Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»
Тема 4. Построение семейного бюджета
Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа
«Как оптимизировать семейный бюджет?»
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов).
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых
организаций.
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа
«Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.
Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое
планирование?»Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на
разных жизненныхэтапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать

ещѐ, чтобы научитьсябольшему).
Раздел 3. Риски в мире денег (7 часов).
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Правовая консультация «ОЖС: рождение ребѐнка, потеря кормильца». Правовая
консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы».
Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»
Тема 8. Риски в мире денег.
Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа
«Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
(8 часов).
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.
Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол
«Пользаи риски банковских карт?»
Тема 10. Собственный бизнес.
Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»
Тема 11. Валюта в современном мире.
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение
экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?»
Осуществление проектной работы.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов).
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие
налогимы платим?»
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.
Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?»
Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

Тематическое планирование
5 класс (34 часа)
№

Название темы

1.

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов)
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно
изучать
финансовую грамотность?»

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Доклад «Деньги».
Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты.
Купюры».
Творческое задание «Доходы семьи».
Работа со статистикой «Расходы семьи».
Викторина «Предметы первой необходимости».
Викторина «Товары длительного пользования».
Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги».
Ролевая игра «Семейный бюджет».
Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Примечание

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может
от этого защититься (6 часов)
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации
справиться».
Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных
событий: болезней, аварий, природных катаклизмов».

и как
1
с ними
1

Решение логических задач «Страхование».
1
Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».
1
Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни».
1
Практическая работа «Принципы работы страховой компании».
1
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов)
Мини-исследование «Налоги».
1
Аналитическая работа «Виды налогов».
1
Познавательная беседа «Социальные пособия».
1
Решение экономических задач «Социальные выплаты».
1
Проект «Государство – это мы».
1
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов)
Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции».
1
Творческое задание «Банковские услуги».
1
Практическая работа «Вклады (депозиты)».
1
Деловая игра «Кредит. Залог».
1
Составление бизнес-плана «Собственный бизнес».
1
Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного
1
бизнеса».
Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются
1
подростки».
Разработка бизнес-плана.
1
Решение практических задач «Валюта в современном мире».
1
Познавательная беседа «Валюта разных стран».
1
Мини-проект «Благотворительность».
1
Проект «Личный финансовый план».
1
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час)
Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
1
Резерв
1

6 класс (35 часов)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Раздел 1. Основная проблема экономики (3 часа)
Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора».
Решение экономических задач «Альтернативная стоимость».
Практическая работа «Сетка принятия решения».
Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок (2 часа)
Познавательная беседа «Частная собственность».
Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».
Раздел 3. Формы организации бизнеса (4 часа)
Познавательная беседа «Единоличное владение».
Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)».
Ролевая игра «Акционерное общество».

1
1
1
1
1
1
1
1

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
3334.
35

Мини-проект «Организация фирмы».
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом (6 часов)
Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом».
Решение практических задач «Организация фирмы».
Решение экономических задач «Составление бизнес-плана».
Творческое задание «Реклама».
Ролевая игра «Работа фирмы».
Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет
прибыли».
Раздел 5. Ты – потребитель (4 часа)
Работа с документами «Права потребителя».
Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить
свои права».
Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами».
Конкурс на самое экономное использование ресурсов.
Раздел 6. Законы спроса и предложения (4 часа)
Аналитическая работа «Закон спроса».
Решение экономических задач «Кривая спроса».
Практическая работа «Закон предложения».
Решение экономических задач «Кривая предложения».
Раздел 7. Рыночное равновесие (2 часа)
Познавательная беседа «Рыночное равновесие».
Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке».
Раздел 8. Возникновение банков (2 часа)
Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит».
Практическая работа «Заем, виды займов».
Раздел 9. Потребитель финансовых услуг (2 часа)
Деловая игра «Работа банка».
Деловая игра «Я хочу взять кредит».
Раздел 10. Профессии банковской сферы (2 часа)
Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской
сферы».
Дискуссия «Значение работы банков для потребителей».
Раздел 11. Проектная деятельность (3 часа)
Деловая игра
Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

1

Резерв

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

7 класс (35 часов)
1.
2.
3.
4.
5.

Раздел 1. Личное финансовое планирование (5 часов)
Дискуссия «Роль денег в нашей жизни».
Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?»
Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного
капитала».
Творческая работа «Модель трех капиталов».
Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового
благополучия».

1
1
1
1
1

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
1819

Раздел 2. Финансы и кредит (9 часов)
Познавательная беседа «Основные понятия кредитования».
Практическая работа «Виды кредитов».
Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?»
Решение экономических задач «Арифметика кредитов».
Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов».
Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов».
Круглый стол «Финансовые пирамиды».
Познавательная беседа «Ипотека».
Решение экономических задач «Арифметика ипотеки».
Раздел 3. Расчетно-кассовые операции (3 часа)
Решение практических задач «Обмен валют».
Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский
перевод».
Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».
Раздел 4. Инвестиции (6 часов)
Правовая консультация «Основные правила инвестирования:
как покупать ценные бумаги».

Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные
металлы».
21. Познавательная беседа «Что такое ПИФы?»
22. Выступления учащихся «Депозиты и их виды».
23. Ролевая игра «Управляющие».
Раздел 5. Страхование (4 часа)
24. Творческая работа «Участники страхового рынка».
25. Аналитическая работа «Личное страхование».
26. Правовая консультация «Страховые накопительные программы».
27. Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг».
Раздел 6. Пенсии (3 часа)
28. Познавательная беседа «Государственное пенсионное
страхование».
29. Познавательная беседа «Профессиональные участники
пенсионной системы».
30. Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды:
как с ними работать?»
Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность (3 часа)
31. Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?»
32. Правовая консультация «Жилищные накопительные
кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос».
20.

33.
34.
35

Практическая работа «Социальный найм жилья».
Раздел 8. Итоговая дискуссия (1 час)
Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность».
Резерв

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

8 класс (35 часов)
1.
2.

Раздел 1. Потребительская культура (3 часа)
Познавательная беседа «Что такое потребительская культура».
Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы».

1
1

3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

21.
22
23.
24.
25.
26.
27.

28.
29.
30.

Круглый стол «Поговорим о культуре питания».
Раздел 2. Потребитель и закон (4 часа)
Познавательная беседа «Кто такой потребитель?»
Практическая работа «Разнообразие человеческих
потребностей
и
их классификация».

1
1
1

Интерактивная беседа «Психология потребителя»
1
Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите
1
прав потребителя».
Раздел 3. Потребитель – король на рынке (3 часа)
Познавательная беседа «Что такое рынок?»
1
Ролевая игра «Виды и способы торговли».
1
Решение экономических задач «Дешевле только даром».
1
Раздел 4. Куда уходят деньги? (4 часа)
Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов».
1
Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов».
1
Деловая игра «Рациональный бюджет школьника».
1
Познавательная беседа «Каждый платит налоги».
1
Раздел 5. Информация для потребителя (6 часов)
Мини-исследование «Источники информации».
1
Мини-проект «Реклама и ее виды».
1
Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках,
1
вкладышах».
Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши».
1
Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает».
1
Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие
1
индекс Е».
Раздел 6. Искусство покупать (5 часов)
Практическая работа «Качество товаров».
1
Круглый стол «Как покупать продукты питания?»
1
Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?»
1
Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго».
1
Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять?»
1
Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг (2 часа)
Решение экономических задач «Правила пользования
1
коммунальными услугами».
Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в
1
дорогу».
Раздел 8. Кто защищает права потребителей (5 часов)
Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав
1
потребителей».
Круглый стол «Общественные организации по защите прав
1
потребителей».
Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет
1
право на судебную защиту?»

1
31. Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?»
1
32. Правовая консультация «Кто защищает потребителя?»
Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся
(1час)

33.

34.
35

Подготовка и оформление творческих исследовательских
проектов учащихся
Раздел 10. Защита проектов (1 час)
Защита проектов
Резерв

1

1
1

9 класс (34 часа)
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 часов)
Тема 1. Происхождение денег
Дискуссия «Деньги: что это такое?»
1
1.
Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и
1
2.
как это влияет на финансы нашей семьи?»
Тема 2. Источники денежных средств семьи
Практическая работа «Какие бывают источники доходов?»
1
3.
Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»
1
4.
Тема 3. Контроль семейных расходов
Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это
1
5.
делать?»
Тема 4. Построение семейного бюджета
Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его
1
6.
построить?»
Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»
2
78.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов)
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых
организаций
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?»
1
9.
1
10. Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием
финансовых организаций?»
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния
1
11. Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять
финансовое планирование?»
1
12. Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на
разных жизненных этапах?»
Осуществление проектной работы (что можно сделать ещѐ,
чтобы научиться
большему).
Раздел 3. Риски в мире денег (7 часов)
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
Правовая консультация «ОЖС: рождение ребѐнка, потеря
15.
кормильца».
Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы,
16.
природные и техногенные катастрофы».

2

Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»
17.
Тема 8. Риски в мире денег
Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?»
18.
Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?»
19.
Осуществление проектной работы.
20-21.

1

1314.

1
1

1
1
2

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 часов)
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи
Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам
1
22.
полезен?»
Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»
1
23.
Тема 10. Собственный бизнес
Выступления учащихся «Что такое бизнес?»
1
24.
Мини-проект «Как создать свое дело?»
1
25.
Тема 11. Валюта в современном мире
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он
1
26.
устроен?»
Решение экономических задач «Можно ли выиграть,
1
27.
размещая сбережения в валюте?»
Осуществление проектной работы.
2
28-29.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов)
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?»
1
30.
Работа с документами «Какие налоги мы платим?»
1
31.
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости
Решение экономических задач «Что такое пенсия и как
1
32.
сделать ее достойной?»
Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
2
33-34.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 5 КЛАССА
Дата
по
плану

Дата
по
факту

№

Тема

Основное содержание

п/п

Всего
часов

темы

Планируемые результаты обучения
по теме

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов)
1

Введение. Познавательная беседа
«Почему так важно изучать
финансовую грамотность?»

2

Доклад «Деньги».

3

Интерактивная беседа
«Драгоценные металлы. Монеты.
Купюры».

4

источниками доходов семьи,
Творческое задание «Доходы
рассмотрениепричины
семьи».
Работа со статистикой «Расходы различийразмеров доходов у
разных семей.
семьи».
Обсуждение направлений
Викторина «Предметы первой
расходов семьи иобсуждение
необходимости».
того, что принятие решений о
Викторина «Товары длительного покупках зависит от многих
факторов.
пользования».
Сравнение соотношения
Решение практических задач
доходов и расходов и
«Услуги. Коммунальные
понимание последствийих
услуги».

5
6
7
8

Обсуждение выгодыобмена и
причиныпоявления денег.

1 Ученик научится:

Знакомство с различными
формами денег и областями
их использования.

1
1

Знакомство с различными

1
1
1
1
1

неравенства или равенства.

9

Ролевая игра «Семейный
бюджет».

1

10

Практическая работа «Долги.
Сбережения. Вклады».

1

- анализировать существующие и планировать
будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы
и определять главную проблему;
- проводить простые финансовые расчѐты;
- определять назначение и функции
финансовых институтов, использовать
различные финансовые инструменты
для
повышения благосостояния семьи.
и функции финансовых институтов,
использоватьразличные финансовые
инструменты для повышения благосостояния
семьи.
Ученик получит возможность
научиться:
- делать осознанный выбор из
различных возможностей реализации
собственных жизненных планов при
постановке финансовых целей и
готовности к самостоятельной,
творческой, ответственной
деятельности в процессе финансового
планирования жизни;

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов)
11

Решение практических задач
«Особые жизненные
ситуации и как с ними
справиться».

12

Дискуссия
«Экономические
последствия
непредвиденных событий:
болезней, аварий,
природных катаклизмов».
Решение логических задач
«Страхование».

13
14

Познавательная беседа
«Страховая компания.
Страховойполис».

15

Творческая работа
«Страхование имущества,
здоровья, жизни».

16

Практическая работа
«Принципы работы страховой
компании».

Рассмотрение непредвиденных
ситуации, требующие
дополнительных расходов, и
понимание,как можно смягчить их
последствия.
Дискуссия
«Экономические последствия
непредвиденных событий:
болезней, аварий,природных
катаклизмов».

1 Ученик научится:

Познавательная
беседа
«Страховая
компания.

1 Ученик получит возможность научиться:

Страховой полис».

- делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических
ситуаций;
- определять элементарные проблемы в
1 области семейных финансов и
нахождение путей их решения;
- определять необходимые действия в
соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их
выполнения;
- определять/находить, в том числе из
1 предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на
краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и
1
предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую
последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и
самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели.

1

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов)
17

Мини-исследование «Налоги».

18

Аналитическая работа «Виды
налогов».

19
20
21

Рассмотрение того, что
государство собирает налоги для
выполнения своих функций и
социальной поддержки.

1 Ученик научится:

- определять назначение и функции

1 финансовых институтов, использовать

Познавательная беседа
«Социальные пособия».
Решение экономических задач
«Социальные выплаты».
Проект «Государство – это мы».

1
1
1

различные финансовые инструменты для
повышения благосостояния семьи;
- определять критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной
деятельности;
-систематизировать (в том числе выбирать
приоритетные) критерии планируемых
результатов. и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей
деятельности, осуществлять самоконтроль своей
деятельности в рамках предложенных условий и
требований.
Ученик получит возможность
научиться: определять и
систематизировать (в том числе выбирать
приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своейдеятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей
деятельности, осуществлять самоконтроль своей
деятельности в рамках предложенных условий и
требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя
причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения
учебных действий визменяющейся ситуации
и/или при отсутствии планируемого результата.

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов)
22

23

Решение проблемной ситуации Рассмотрение видов банковских
услуг для физических лиц и
«Как спасти деньги от
объяснить значение банков для
инфляции».
экономикисемьи. Знакомство с

Творческое задание «Банковские понятием предпринимательской
услуги».

Ученик научится:

1

1

- соотносить доходность и риск размещения
сбережений в банках, оценивать
необходимость использования кредитов для
решения своих финансовых проблем и

24
25
26
27

28

29
30
31
32
33

Практическая работа «Вклады
(депозиты)».
Деловая игра «Кредит. Залог».
Составление бизнес-плана
«Собственный бизнес».
Ролевая игра «Возможности
работы по найму и
собственногобизнеса».
Сюжетно-ролевая игра
«Примеры бизнеса,
которымзанимаются
подростки».
Разработка бизнес-плана.

деятельности и основных
проблемах малого бизнеса.
Обсуждениеосновных валют и
знакомство с тем, как
определяется валютный курс.

Решение практических задач
«Валюта в современном мире».
Познавательная беседа «Валюта
разных стран».
Мини-проект
«Благотворительность».
Проект «Личный
финансовыйплан».

1
1
1
1

1

1
1

35

Конференция по курсу
«Финансовая грамотность».
Резерв

- определять критерии правильности
(корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение
соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными
критериями оценки и самооценки, исходя изцели
и имеющихся средств, различая результати
способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по
заданным и/или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности;
-обосновывать достижимость цели выбранным
способом на основе оценки своих внутренних
ресурсов и доступных внешних ресурсов;

- фиксировать и анализировать динамику
собственных образовательных результатов.

1
1
1

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час)
34

проблем семьи.

1
1

Ученик получит возможность научиться:
- освоить социальные нормы, правила
поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества
наблюдать и анализировать собственную
учебную и познавательную деятельность
идеятельность другихобучающихся
в
процессе взаимопроверки.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.

Основная литература:

1)

Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы:

материалыдля учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
2)

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7

классы: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
3)

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7

классы:методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
4)

Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы

дляучащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
5)

2.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9

кл.:Методические рекомендации для учителя. — М.:
6)

ВИТА-ПРЕСС, 2018.

2.

Дополнительная литература:

1)

Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9

кл.:Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.
2)

Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9

кл.:Контрольные измерительные материалы. — М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2018.
3)

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7

классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.
4)

Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7

классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.

3. Электронные средства обучения:
1)

Центр

«Федеральный

методический

центр по финансовой

грамотностисистемы общего и среднего профессионального образования».
2)

Информационное общество. Портал государственных услуг.

3)

Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;

4)

Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру»

—http://www.dostatok.ru

5)

Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-

i-zarplata;
6)

Портал

«Профориентир».

«Мир

профессий»

–

http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
7)

Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/

8)

Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php

9)

Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. — http://

www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585
10)

Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология.

11)

Менеджмент» — http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/index.html

12)

Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru

13)

Сайт

«РАНХиГС»

Банк

методическихразработок http://niu.ranepa.ru/dopolnitelnoeobrazovanie/finansovaya-gramotnost/bank- metodicheskikh-razrabotok/
14)

Сайт «Игра ЖЭКА» http://igra-jeka.ru/

15)

Сайт МинФин России https://www.minfin.ru/ru/

16)

вашифинансы.рф;

17)

fmc.hse.ru;

18)

хочумогузнаю.рф

19)

Сайт

«Методическая

копилка

учителя,

воспитателя,

родителя» —

http://zanimatika.narod.ru/
20)

Сайт

по

основам

финансовой грамотности

«Достаток.ру» —

http://www.dostatok.ru

4. Материально-техническое оснащение:
1) проектор;
2) компьютер с соответствующим программным обеспечением (Windows 7,
MicrosoftOffice);

КРИТЕРИИ И ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
УЧАЩИХСЯ
В соответствии с требованиями ФГОС результаты внеурочной деятельности
школьников распределяются по трем уровням. Каждое из основных направлений
воспитания обучающихся начальной школы обеспечивает принятие ими соответствующих
ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоциональноценностного

постижения

действительности

общественного

действия

в

контексте

становления идентичности (самосознания) гражданина России.
Критерии оценки (личностные качества)

Показатели оценки личностных
и метапредметных результатов УУД/
развиваемые компетенции:
познавательные, ценностные,
деятельностные

Когнитивный (познавательный) компонент
Познавательная активность (эрудиция,
любознательность, ответственное отношение
к учению и познанию)
Развитие данного качества способствует
самопознанию и саморазвитию учащихся.

1) наличие сформированных
познавательных интересов и общей
эрудиции; — умение самостоятельно
находить, отбирать, анализировать
необходимую информацию;
2) овладение знаниями, умениями
целеполагания, планирования, анализа
учебно-познавательной деятельности;
3) умение представлять результаты
своей деятельности;
4) усвоение знаний о культурных
ценностях общества, о событиях,
происходящих в стране и в мире,
о социальной значимости профессий и др.
Духовно-нравственный и общекультурный компонент
Нравственность (сознательность,
справедливость, гуманность, духовность).
Акцент воспитания на данные качества
позволяет учащимся осмысливать и осваивать
в соотнесении со своими действиями такое
образное понятие каккультура, соблюдать
этические нормы поведения, уметь управлять
собой.

1) выбор высоконравственных позицийпри
решении проблем; — усвоение и
соблюдение социальных норм, правил
поведения, осознанное отношение к
собственным поступкам(культура поведения
с окружающими, культура речи, уважение
других культур, самоконтроль и
саморегуляция поведения, уважительное
отношение к личности другого); —
приобретениеопыта позитивного отношения
к культурным и духовным ценностям
общества.
2) сформированные ценностные ориентации
учащихся, определяющиеих жизненные
устремления. — умение быть тактичным,
знать и применять в жизни правила

поведения;
Социально-адаптивный компонент
Гражданская ответственность
(ответственность, исполнительность,
дисциплинированность, требовательность
к себе)
Развитие данного качества позволяет
занимать нравственную гражданскую
позицию, соотносимую с представлением
о себе как гражданине своей страны, держать
ответ за свои мысли и действия, соотносить
их с возможными последствиями. Основой
развития гражданской ответственности
является система отношений ребенка,
определяющая его социальную
направленность.

1) способность брать на себя
ответственность за решение
социально-значимых проблем;
2) проявление активной гражданской
позиции; (способность отстаивать
собственную нравственную позицию,
проявляющуюся в чувстве долга
и ответственности перед гражданским
коллективом, обществом; проявление
чувства гордости за свою страну, народ,
историю);
3) умение руководствоваться
в повседневной жизни определенными
моральными нормами и ценностями,
соблюдение прав и обязанностей ученика;
4) добросовестное выполнение
общественных поручений, участие в
проведении мероприятий, имеющих
гражданскую направленность;
5) проявление потребности делать
добрые дела и приносить пользуобществу.

Социальная активность
(самостоятельность, инициативность,
решительность, организованность)
Характеристика процесса деятельности
человека. Это те изменения, которые мы
наблюдаем в действительности в результате
деятельности. Умение и способность
адаптироваться в обществе, занимать
активную жизненную позицию.

1) умение не поддаваться влияниям
различных факторов, которые могут
отвлечь от достижения цели, действовать
на основе собственных взглядов и
убеждений;
2) умение работать творчески,
предпринимая действия и поступки по
собственному почину;
3) умение принимать и претворять
в жизнь обоснованные, твердые
решения;
4) умение разумно планировать
и организовать свою деятельность,
свободное время с целью собственного
развития

Коммуникабельность (общительность,
выдержка, социальная мобильность).
Развитие данного качества позволяет
самостоятельно организовывать ситуацию
коммуникативного взаимодействия.

1) приобретение коммуникативных
навыков группового общения
(способность работать в команде,
умение общаться, дискутировать,
защищать свою точку зрения, выступать
публично, стремлениеустанавливать
отношения взаимопонимания);
2) приобретение опыта коллективного;
3) способность к выполнению различных
ролей в коллективе при решении учебных и
социальных задач;
4) умение четко корректно излагать
свои мысли; умение давать и получать
обратную связь — способность
к анализу собственного поведенияи
поведения других, способность видеть
свои сильные и слабые стороны.
5) умение организовывать учебное
сотрудничество с учителем
и сверстниками, уметь разрешать
конфликты.
Мотивационно-ценностный компонент — это самопознание в себе собственных
побуждений, мотивов, ценностей, которые определяют деятельность и свое поведение.
Целеустремленность, настойчивость.
Каждый человек в той или иной степени
анализирует свою деятельность, подводит
итоги, строит планы на будущее. Благодаря
развитию данного качества формируется
устойчивая внутренняя мотивация
к обучению и познанию.

1) способность и умение подчинять свои
действия поставленным целям;
2) способность прилагать определенные
усилия в процессе освоения новых видов
деятельности;
3) умение мобилизовать свои
возможности для борьбыс
трудностями;
4) преобладание устойчивых
личностных мотивов к познанию
(например, знания, используемые для
осуществления в будущем
в профессиональной деятельности,
самоутверждение, самооценка);
5) осознанный выбор способов
личностного самоопределения
(стремление получить высокую
оценку результатов своего труда).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».