пр-ма псих-га для детей с ЗПР 9-12 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЫШМИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«БОРОВЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Принята
на заседании педагогического совета
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»
Протокол от «17»июня 2021 № 5/4

Утверждена
приказом директора
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»
от «17» июня 2021 № 124

Коррекционно-развивающая программа для детей 9-12 лет с ЗПР
(срок реализации – 5 лет)

Составитель: педагог - психолог
Куделькина В.А.
квалификационная категория – сзд

2021 год

Пояснительная записка
Коррекционо-развивающая работа подразумевает занятия психолога с детьми. Показания к
коррекции связаны с личностными особенностями ребёнка и с запросами взрослых: родителей или
учителя. От кого бы ни поступил запрос, в начале коррекции проводится диагностика ребёнка. После
чего намечаются пути коррекции. Дети с задержкой психофизического развития (ЗПР) являются
наиболее сложными в диагностическом отношении. В настоящее время эта категория детей
всесторонне изучена, как с клинической стороны, так и с психолого-педагогической.
В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного,
психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных

факторов

задержка

психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и в
познавательной деятельности.
В исследованиях дефектологов указывается, что при ЗПР имеет место неравномерность
формирования психических функций, причем возможно как повреждение, так и недоразвитие
отдельных психических
возможностей

процессов.

В результате

в обучении детей с ЗПРвыявлен

ряд

изучения

психических процессов

специфических особенностей

в

и
их

познавательной, эмоционально-волевой деятельности, поведении всей личности.
Выявлены следующие черты:

повышенная истощаемость и в результате нее низкая

работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и
представлений; бедный словарь; несформированность навыков интеллектуальной деятельности;
игровая деятельность сформирована не полностью. Восприятие характеризуется замедленностью,
дети многое не замечают в окружающем мире. Замедлены прием и переработка поступающей через
органы чувств информации. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение
использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для
приема и переработки сенсорной информации. Наглядный материал такие дети запоминают лучше,
чем словесный. У детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно
любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми.
У детей с ЗПР не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез,
сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность,
мало задают вопросов, среди них редки «почемучки». Речь у детей с ЗПР внешне удовлетворяет
требованиям бытового общения. Но по сравнению с нормально развивающимися сверстниками
наблюдается бедность словаря, низкая осведомленность, преемственность грамматики.
Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных
процессов младших школьников с задержкой психического развития состоит из серии специально
организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей,
их возрастных и индивидуальных особенностей.

Данная программа основана на иерархическом принципе психологической коррекции «сверху –
вниз», заключающимся в создании оптимальных условий развития высших психических функций
путем компенсации нарушенного звена. (Кабанова, 1997).
Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных
представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.
Коррекционная программа включает задания и упражнения:
• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;
• на работу с эмоционально мотивационной сферой;
• на развитие свойств внимания;
• на развитие объема механической и смысловой памяти;
• ориентацию в пространстве тела;
• отвлечённую ориентировку в пространстве;
• пространственную ориентировку в плане;
• пространственную ориентировку в листе бумаги;
• на обучение самоконтролю;
• на развитие произвольности;
Разработка коррекционной программы осуществлялась на основе намеченных теоретических
положений Л.М. Веккера о том, что внимание является одним из компонентов произвольной
регуляции психической (в первую очередь познавательной) деятельности.
Цель:


Коррекция и развитие высших психических функций.

Задачи:


развивать

произвольное

внимание,

расширять

его

объем,

концентрацию

и

устойчивость;
• развивать слуховую и зрительную память;


развивать целостность восприятия

Принципы:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о
ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она
направлена обучить умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и
объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей.
Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют
основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты
мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и
понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте –
развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.Содержание
программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей,
индивидуального подхода к учащимся.
3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более
сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для
выполнения следующего, более сложного задания.
4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций
логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях
максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным
школьным предметам.
5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества,
взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных
операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию
положительной

мотивации

контролируется

и

к

оценивается

познавательной
правильность

деятельности.
их

выполнения,

При

выполнении

оказывается

заданий,

поддержка

и

стимулируется активность ребенка
Методологической основой программы являются следующие положения:
1. Образовательный уровень - начальный.
2. Ориентация содержания - практическая.
3. Характер освоения - развивающий.
4. Возраст обучающихся - 9-12 лет.
5. Форма организации учебно-воспитательного процесса - урок.
6. Периодичность - 1 урок в неделю.
7. Условия вхождения в программу - учебный план.
8. Продолжительность одного урока – 35-40 минут.
Программа составлена на основе рекомендаций и разработок:
1. Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»;
2. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические
упражнения и коррекционные программы). — М., 1992.
3. А.А. Осиповой, Л.И. Малашинской «Диагностика и коррекция внимания. Стимульный
материал».

Тематический план занятий
Задачи занятия

Содержание занятия

1.

- развитие
наблюдательности
- развитие зрительной
памяти

2.

- развитие
концентрации
внимания;
- развитие
устойчивости
внимания;
- развитие
наблюдательности;
- развитие памяти.

3.

- развитие
концентрации
внимания;
- развитие мелкой
моторики;
- развитие мышления.

4.

- развитие
устойчивости и
произвольности
внимания;
- развитие слуховой
памяти

5.

- развитие
концентрации
внимания;
- развитие
устойчивости и
произвольности
внимания;
- Развитие зрительной
памяти;

1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- Игра «Что изменилось».
- Игра «Ищи безостоновочно».
- Корректурная проба. Проверка ошибок.
- Игра «Запомни порядок».
- Игра «Карлики-Великаны».
3. Рефлексия занятия.
1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- Найти ошибки в алфавите.
- Игра «Запомни пары слов».
- Корректурная проба.
- Закрашивание кружков.
- Игра «Заметить все».
3. Рефлексия занятия.
1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- Игра «Какой предмет самый большой».
- Игра «Найди и продолжи закономерность».
- Корректурная проба.
- «Найди лишнюю фигуру».
- «Срисуй фигуру».
3. Рефлексия занятия.
1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- Игра «Карлики-Великаны».
- Графический диктант.
- Игра «Зашифрованные цвета».
- Закрашивание кружков.
- «Заучивание слов».
3. Рефлексия занятия.
1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- Игра «Все наоборот».
- Корректурная проба.
- Задача «Нарисуй бусинки правильно».
- «Срисуй фигуру».
- «Запомни фигуры».

№
Занятия

- развитие мелкой
моторики.

3. Рефлексия занятия.

6.

- Развитие
концентрации
внимания;
- развитие моторики;

7.

- Развитие
концентрации
внимания;
- развитие
наблюдательности;
- развитие мелкой
моторики.

1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- Игра «Что нового».
- Игра «Нарисуй правильно».
- Игра «Скажи на оборот».
- Закрашивание кружков.
- Графический диктант.
- Упражнение на распределение внимания.
3. Рефлексия занятия.
1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- Игра «Найди игрушку».
- Игра «Кто лучше нарисует».
- Корректурная проба.
- «Срисуй фигуру».
- «Картинки-нелепицы».
3. Рефлексия занятия.

8.

- Развитие
произвольного
внимания.
- Развитие слуховой
памяти;

9.

- Развитие зрительной
памяти;
- Развитие
зрительного
внимания;
- Развитие
устойчивости
внимания;
- Развитие мелкой
моторики.

1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- «Запомни ритм».
- «Графический диктант».
- Игра «Повтори».
-Упражнение на распределение внимания.
- «Найди буквы алфавита».
3. Рефлексия занятия.
1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- «Что изменилось».
- «Нарисуй правильно».
- Закрашивание кружков.
- «Найди отличия».
- «Срисуй фигуру».
3. Рефлексия занятия.

10.

- Развитие слуховой
памяти;
- Развитие
концентрации
внимания;
- Развитие
зрительного
внимания;

1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- Упражнение «Все помню».
- Корректурная проба.
- Графический диктант.
- «Шифровка».

- Развитие мелкой
моторики.

- Лабиринты.
3. Рефлексия занятия.

11.

- Развитие
переключаемости
внимания;
- Развитие зрительной
памяти;
- Развитие
зрительного
внимания.

12.

- Развитие
концентрации и
устойчивости
внимания.

13.

- Развитие
устойчивости
внимания;
- Развитие мышления;
- Развитие скорости
внимания.

14.

- Развитие скорости
внимания;
- Развитие
помехоустойчивости
внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- Упражнение на устойчивость и переключение
внимания (животные – растения).
- «Трафареты».
- «Что изменилось».
- «Найди несоответствия на картинке».
- «Раскрась вторую часть картинки».
3. Рефлексия занятия.
1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- Корректурная проба.
- «Срисуй фигуру».
- Упражнение «Цифровая таблица».
- «Шифровка».
3. Рефлексия занятия.
1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- Закрашивание кружков.
- Упражнение «Цифровая таблица» (с пропусками).
- Игра «Птица – не птица».
- Графический диктант.
- Игра «Летела корова».
3. Рефлексия занятия.
1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- Игра на внимание «Хлоп – топ».
- Корректурная проба.
- Игра «Маленький жук» (Мысленный графический
диктант).
- Упражнение на распределение внимания (рисовать
двумя руками).
- «Срисовать фигуру».
3. Заключение.

15.

- Развитие
наблюдательности;
- развитие
устойчивости
внимания;
- развитие
помехоустойчивости
внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- Игра «Что изменилось».
- «Найди отличия».
- Графический диктант.
- Упражнение на распределение внимания (рисовать и

одновременно считать хлопки).
- «Найди буквы алфавита».
3. Рефлексия занятия.
16.

- Развитие
помехоустойчивости
внимания;
- Развитие
концентрации
внимания;
- Развитие слуховой
памяти.

1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- Корректурная проба.
- Упражнение на распределение внимания (рисовать и
одновременно решать примеры).
- Игра «Повтори».
- Решение арифметических задачек в уме.
3. Рефлексия занятия.

17.

- Развитие
концентрации и
устойчивости
внимания.
- развитие мелкой
моторики.

1. Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть.
- Корректурная проба.
- «Нанизывание бусинок».
- Игра «Пары слов»
- Игра «Дотронься до…»
- «Продолжи ряд фигур»
3. Рефлексия занятия.

18.

- Развитие
концентрации
внимания;
- развитие
ассоциативной
памяти.

1. Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2.Основная часть.
- Графический диктант.
- «Срисуй фигуру»
- Упражнение «Пары слов».
- Шифровка.
- «Найди лишнее»
3.Рефлексия занятия.

19.

- Развитие слуховой
памяти;
- Развитие
концентрации
внимания;
- Развитие
зрительного
внимания;
- Развитие мелкой
моторики.
- Развитие скорости
переключения
внимания;
- Развитие
логического
мышления;

1. Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2.Основная часть:
- Корректурная проба.
- Игра «Мозайка»
- Игра «Запомни фигуры»
- Лабиринты.
- «Зашифрованные цвета»
3. Рефлексия занятия.
1. Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть:
- Парные корректурные пробы;
- Логические задачи;

20.

-Парные шифровки;
- Загадки;
- «Найди лишнюю фигуру»;
3. Рефлексия занятия.
1. Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть:
- Упражнение «Хлопни в ладоши»;
- Игра «Что изменилось»;
- Параллельные корректурные пробы;
- «Срисовка»;
- Графический диктант.
3. Рефлексия занятия.

21.

- Развитие
наблюдательности;
- развитие
устойчивости
внимания;
- развитие
помехоустойчивости
внимания.

22.

- развитие
устойчивости и
концентрации
внимания;
- развитие памяти.

1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2.Основная часть:
- Продолжи ряд фигур;
- Игра «Хлопни в ладоши»;
- «Расшифруй поговорку»;
- Закрашивание кружков;
- «Прослушай рассказ и ответь на вопросы»

23.

- Развитие
концентрации
внимания;
- Развитие мышления.

24.

- Развитие скорости
переключения
внимания;
- Развитие
концентрации
внимания;
- развитие
устойчивости
внимания.

25.

- развитие мелкой
моторики рук;
- развитие
концентрации
внимания;

1. Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2.Основная часть:
- «Составь рассказ из предложений»;
- «Определи чувства человека на картинке»;
- Графический диктант;
- «Найди лишнее слово»;
- «Назови общим словом».
3.Рефлексия занятия.
1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2.Основная часть:
- Упражнение «Докрась вторую половину»;
- Упражнение «Числовой квадрат»;
- Упражнение «Арифметические задачи в уме»;
- Корректурная проба;
- Загадки;
3. Рефлексия занятия.
1. Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2.Основная часть:
- Упражнение «Перепиши без ошибок»;
- Мозайка;
- «Срисуй правильно»;
- Упражнение «Бусинки»;
3.Рефлексия занятия.

26.

- развитие
концентрации и
устойчивости
внимания;
- развитие мелкой
моторики;
- развитие
наблюдательности.

27.

- Развитие мышления;
-развитие
наблюдательности;
- развитие
концентрации и
устойчивости
внимания.

28.

- Развитие
концентрации и
устойчивости
внимания;
- Развитие мелкой
моторики;
- Развитие
воображения.

29.

30.

1.Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2.Основная часть:
- Игра «Что нового».
- Игра «Нарисуй правильно».
- Игра «Скажи на оборот».
- Закрашивание кружков.
- Графический диктант.
- Упражнение на распределение внимания.
3. Рефлексия занятия.
1. Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть:
- Корректурная проба.
- Упражнение «Тренируем пальчики».
- Упражнение «Лабиринты».
- Упражнение «Метод словесных ассоциаций»
- Упражнение «Дорисуй вторую половину»
- Упражнение «Зашифрованный рисунок»
- Упражнение «Составь рассказ»
- Упражнение «Рассказ по цифрам»
- Упражнение «Угадай-ка»
3. Рефлексия занятия.

1. Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть:
- Игра «Шнуровка»;
- Упражнение «Дорисуй вторую половину»;
- Упражнение «Срисуй правильно»;
- Упражнение «Расшифруй поговорку»;
- Игра «Трафареты»;
3. Рефлексия занятия.
- Развитие
1. Приветствие, создание благоприятного
концентрации
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
внимания;
занятия.
- Развитие
2. Основная часть:
воображения;
- Игра «Умный коврик»;
- Развитие мелкой
- Упражение «Срисовка»;
моторики.
- Игра «Мозайка»;
- Тест Торренса.
3. Рефлексия занятия.
- развитие
1. Приветствие, создание благоприятного
концентрации
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
внимания;
занятия.
- развитие
2. Основная часть:
мыслительной
- Шифровка;
операции «сравнение» - Графический диктант;
- Упражнение «Что лишнее»;
- Упражнение «Скажи наоборот»;
- Загадки;
3. Рефлексия занятия.

31.

- развитие
мыслительной
операции
«классификация»
- развитие мелкой
моторики.

32.

- развитие мелкой
моторики;
- развитие
воображения.

1. Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть:
- Графический диктант.
- Упражнение «Найди общее».
- Упражнение «Дай определение»
- Упражнение «Найди лишнее»
- Упражнение «Раскрась по образцу»
3. Рефлексия занятия.
1. Приветствие, создание благоприятного
эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах
занятия.
2. Основная часть:
- «Свободный рисунок».
- «Составь рассказ по картинке».
- «Придумай название».
- Аппликации.
3. Рефлексия занятия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».