пр-ма дефектолога для детей с УО на 3-8 кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЫШМИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«БОРОВЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Принята
на заседании педагогического совета
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»
Протокол от «17» июня 2021 № 5/4

Утверждена
приказом директора
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»
от «17» июня 2021 № 124

Программа индивидуальных и групповых
коррекционно - развивающих занятий для детей 8 вида
для обучающихся 3 – 8 классов
(срок реализации – 5 лет)

Составитель: учитель - дефектолог
Куделькина В.А.

2021 год

Статус документа
Программа разработана в соответствии с законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об
образовании в РФ».
Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые
документы: Конвенция ООН о правах ребенка; Закон об образовании РФ; Федеральный закон
об основных гарантиях прав ребенка РФ.
Настоящая рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий соответствует
основным требованиям образовательной программы по предметам и учитывает основные
задачи развития образования.
Рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий разработана на основе
результатов нейропсихологического обследования детей.
Пояснительная записка
Дети с интеллектуальной недостаточностью лишены возможности усваивать новые знания
и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому слабо подготовленные к обучению
учащиеся нуждаются в коррекционном сопровождении образовательного процесса.
Цель программы: диагностика, развитие и коррекция высших психических функций
учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных
навыков. Создание условий для преодоления трудностей обучения школьников с ОВЗ, исходя
из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей.
Задачи:
1. Осуществление комплексной диагностики и определение путей коррекции, наблюдение
за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы.
2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии
с программным содержанием.
3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей,
потребностей и интересов учащихся.

1.
2.
3.
4.
5.

Пути реализации программы:
Изучение уровня развития высших психических функций учащихся.
Подбор необходимого диагностического инструментария.
Планирование, организация работы.
Мониторинг результатов работы.
Регуляция и корректировка работы.

1.
2.
3.
4.

Методы и формы реализации программы:
Индивидуальные занятия.
Наглядные и практические.
Арт-методы.
Игротерапия.

Условия реализации программы
По результатам обследования каждому обучающемуся с учетом его индивидуальных
особенностей и возможностей рассчитаны часы индивидуальных занятий. Продолжительность
занятия рассчитана на 20 минут (по каждому разделу).
Структура документа
Рабочая программа включает в себя следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2. Особенности развития ВПФ у учащихся с нарушениями интеллекта.
3. Диагностический раздел.
4. Требования к уровню подготовки учащихся.

5. Календарно-тематический план.
6. Литература.
У учащихся VIII вида существует ряд специфических особенностей в их личности,
познавательной, эмоционально-волевой сфере и поведении.
Особенности развития ВПФ у учащихся с нарушениями интеллекта
Учебная деятельность – целенаправленная активность субъекта по усвоению знаний,
приобретению умений и навыков самостоятельно учиться, включая умения анализировать и
планировать предстоящую работу, контролировать и оценивать ее выполнение.
Чтение. Процесс формирования навыков чтения у учащихся коррекционной школы
своеобразен: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы,
недостаточно быстро соотносят звук с буквой. Слабая техника чтения, нарушению
осознанности чтения.
При письме особенности усвоения грамматики и правописания заключаются в
следующем: механическое заучивание определений или правил, их фрагментарное усвоение,
замена сложного правила простым, смешение грамматических понятий и орфографических
правил, быстрое забывание материала, неумение применять полученные знания на практике.
Овладение даже элементарными математическими понятиями требуют от ребенка
достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ,
синтез, обобщение, сравнение. Дети с ограниченными возможностями плохо ориентируются в
задаче, теряются, встречаясь с трудностями, не проверяют результаты своих действий, не
соотносят их с образцами.
Нарушения деятельности анализаторов. Сенсорная сфера (ощущения, восприятия), как
правило, оказывается очень нарушенной. Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного
и других анализаторов.
При
умственном
недоразвитии
оказывается
дефектным восприятие: нарушение
обобщенности и замедленный темп. Отмечается узость объема и трудности восприятия
пространства и времени.
Восприятие неразрывно связано с мышлением. Все функции мышления недостаточно
сформированы у детей с нарушениями интеллектуального развития и имеют своеобразные
черты.
У детей с нарушениями интеллектуального развития страдает внимание: малая
устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость, сужение объема.
Сильно страдает непроизвольное внимание. Произвольное - нецеленаправленно.
Особенности
восприятия
и
осмысления
неразрывно
связаны
с
особенностями памяти. У детей с нарушениями интеллекта процессы запоминания,
сохранения и воспроизведения имеют специфические особенности. Память у данных детей
характеризуется сужением объема, замедленным темпом, недостаточной осмысленностью и
последовательностью.
Речь развивается с опозданием. Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая,
грамматическая. Отмечаются трудности восприятия и понимания речи. Речь бедна,
маловыразительна и монотонна, нет логических ударений.
Детям, имеющим нарушения интеллектуального развития свойственно нарушение
эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
Вывод: все отличительные особенности психической деятельности детей с нарушениями
интеллектуального развития, носят стойкий характер, поскольку являются результатом
органических поражений на разных этапах развития. Хотя олигофрения рассматривается как
явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Указанные недостатки
могут быть скорректированы в процессе специальных занятий.

Диагностический раздел
При обследовании детей необходимо ознакомиться с соответствующей медицинской и
педагогической документацией.
Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его
индивидуальных возможностей и особенностей. В процессе диагностики следует обращать
внимание на ряд общих моментов.
Понимание инструкции и цели задания. Перед предъявлением ребенку любого задания
дается инструкция. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная,
сопровождаемая наглядным показом; невербальная, письменная.
Характер деятельности при выполнении заданий. Нужно установить, выполняет ли
ребенок задание с интересом или формально и обратить внимание на степень стойкости
возникшего интереса. Важно выяснить, насколько целенаправленно выполняется предложенная
ребенку работа. Недостатки могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей
деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения. Необходимо обращать
внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Дети с
нарушениями интеллекта действуют шаблонно или неадекватным образом.
Важно выявить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его
работоспособность. Нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение
сосредоточиться или быстрая истощаемость.
Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль
на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при
решении поставленной задачи.
Общая эмоциональная реакция на факт обследования. Безразличное отношение к
факту обследования встречается очень часто. Некоторые дети проявляют повышенную
эйфорию. Подобное поведение может быть симптомом психического заболевания и должно
настораживать. Такие дети должны стать объектом особого внимания.
Практический диагностический материал
Для исследования внимания.
1. Бланки «Корректурных проб».
2. Таблицы Шульте.
3. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.
Для исследования восприятия.
1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные»
изображения.
2. Доски Сегена разных вариантов сложности.
3. Кубики Коса.
4. Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать
5. Набор предметных картинок, разрезанных на несколько частей.
6. Картинки для определения правой и левой сторон, понятия «верх» и «низ»,
«посередине».
Для исследования мышления.
1. Таблицы с изображением предметов, один из которых не подходит по тем или иным
признакам.
2. Таблицы с заданиями на исключение понятия.
3. Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.
4. Бланки к методике «Выделение существенных признаков».
5. Бланки к методике «Простые аналогии», «Сложные аналогии».
6. Таблицы с пословицами и поговорками.
7. Сюжетные картинки для сравнения. Таблицы с заданиями на сравнение слов-понятий.
8. Набор сюжетных картинок разной степени сложности.
9. Таблицы с текстами разной сложности.

10. Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для
исследования операции классификации.
11. Таблицы с загадками.
12. Бланки со словами для исследования ассоциаций.
Для исследования памяти.
1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания.
2. Бланки к методике для запоминания 10 слов.
3. Картинки для запоминания слов с изображением предметов.
4. Бланки с текстами для воспроизведения.
Познавательные процессы. Восприятие.
Развитие восприятия различной модальности: зрительное предметное восприятие, восприятие
пространства и пространственных отношений предметов, дифференцированный процесс
звукоразличения, тактильное восприятие предметов – создает основу для обобщенного и
дифференцированного восприятия и для формирования образов реального предметного мира,
создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь.
Исследуются процессы:
1. Зрительно-предметного восприятия:
 Узнавание предметов и изображений предметов на картинке.
 Узнавание «зашумленных» предметных картинок.
 Узнавание символических изображений, геометрических фигур, букв.
 Узнавание цвета.
 Узнавание пальцев рук.
2. Акустического восприятия:
 Оценка ритмов.
 Воспроизведение ритмов.
 Узнавание шумов.
3. Кожно-кинестетического восприятия:
 Узнавание предмета на ощупь.
Познавательные процессы. Память.
Здесь исследуются общая и специальные виды памяти: зрительная, слухо-речевая,
двигательная, зрительно-предметная память.
Познавательные процессы. Внимание.
Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка,
способность к концентрации и переключению, к распределению внимания.
Речь и речевые процессы. Речь должна быть обследована тщательно. Исследовать
нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного
восприятия и восприятия образов. Речь организует все высшие психические функции (ВПФ),
входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение. Обследование начинается с
изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных
средств – жестов, мимики, интонации педагога, спонтанной устной и диалогической речи.
Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После
этого исследуются произвольные формы устной речи – повторение, называние предметов и
действий, составление фраз по картинкам, ответы на вопросы, пересказ сюжетных картинок.
Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха.
Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к
части (понимание текста, фразы, слов).
Рабочая программа по развитию ВПФ на основе программного материала по
учебным предметам
Цель – развитие высших психических функций (ВПФ), как важной базовой составляющей
психической деятельности, на основе которой формируются такие важные учебные навыки,
как, письмо, чтение и счет.

Программа включает в себя 6 разделов, каждый из которых представляет собой
самостоятельную часть в развитии общеучебных навыков по предметам и соответствуют
элементам программного материала.
№1. Диагностика развития ВПФ. На этом этапе осуществляется обследование развития
ВПФ с использованием различного диагностического инструментария. На этом этапе
осуществляется знакомство с учащимися, определение основных проблем развития и путей
решения этих проблем.
№2. Развитие графических навыков. Ведется работа по коррекции почерка посредством
развития каллиграфических навыков и мелкой моторики. Данный модуль посвящён развитию
учебных навыков через коррегирование зрительной памяти, внимания, формирование
пространственных представлений и графических умений.
№3. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по грамматике. В
процессе работы с программным грамматическим материалом развиваются фонематический
слух, восприятие и мыслительная деятельность, память, внимание и речь. Упражнения и
задания носят коррекционный характер и подобраны с учетом возрастных особенностей и
уровнем развития учащихся данного класса.
№4. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по чтению и
развитию речи. Обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка,
развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности.
№5. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по
математике. Развитие математических знаний и умений в объеме программы. Через призму
математических заданий происходит развитие мыслительной деятельности и познавательной
активности, внимания и самоконтроля.
№ 6. Мониторинг развития ВПФ. Проводится повторное тестирование учащихся и
сравнение результатов. Определяется эффективность коррекционной работы.
Структура занятия.
1.Организационный момент. Эмоционально-психологический настрой.
2. Введение в деятельность. Активизация мозговой деятельности.
3. Основная часть. Коррекционные упражнения и задания.
4. Итог. Рефлексия.
Программа реализуется в 3 – 8 классах по 1 часу в неделю.

Тематический план индивидуальных занятий 3 класс
№

Тема

Тематическое содержание

Кол
Дата
час
проведения
№1. Диагностика развития ВПФ
(первые две недели сентября)

Коррекционные цели

1

Ориентирование на листе
бумаги и в пространстве

2

Манипуляции с мелкими
предметами

Пальчиковая гимнастика
Лепка. Мозаика. Работа с
пластилином.

2

Развитие мелкой моторики рук посредством тренировки пальцев
рук. Развитие мелкой моторики рук, механической памяти,
устной речи посредством пальчиковой гимнастики
(инсценировки).

3

Рисование узоров,
элементов букв и цифр

«Одновременное рисование»
Проведение параллельных
линий – вертикальных и
наклонных. Графический
диктант

2

Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения
данных учителем узоров, элементов букв и цифр. Развитие
памяти, слухового внимания посредством написания
геометрических и знаковых диктантов.

4

Работа в прописях

Работа над формой букв.
Графический диктант.
Работа в прописях
Рисование фигур, букв и цифр в
воздухе.

2

Формирование каллиграфического навыка путем написания
прописных и строчных букв и соединение их в слоги. Развитие
зрительной памяти и внимания посредством написания
графических диктантов (точечных).

5

Дифференциация букв и
звуков речи

№2. Развитие графических навыков(8 часов)
Упражнение «Солнышко»,
2
Развитие пространственных представлений через умение
упражнения на понимание
ориентироваться на плоскости листа; посредством закрепления
сторон «право-лево», «верхпонятий: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
низ», «центр»,«Круг в круге»

№3. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по грамматике (6часов)
Алфавит. «Буква и звук».
2
Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда букв
Упражнения на изменение
и звуков, расположенных в определённом порядке

смысла слов (пруд-прут).

6

Дифференциация
гласных и согласных

Алфавит. Упражнения с глухими
и звонкими согласными.
Зрительно-орфографический
диктант.

2

Развитие восприятия и фонематического слуха путём узнавания и
выделения гласного и согласного звука

7

Составление
словосочетаний и
предложений

«Дополни предложение
словами», «Закончи
предложение», цепочки слов.

2

Развитие логического мышления посредством завершения
логических цепочек слов.

№4. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по чтению и развитию речи (10 часов)
Интонационные упражнения
2
Работа над развитием правильной дикции посредством громкого
«послушай и воспроизведи»
четкого произношения ряда звуков, слогов, слов.

8

Разучивание
чистоговорок

9

Виды предложений

Различение предложений по
интонации.

2

Развитие эмоциональной сферы посредством интонирования
предложения.

10

Наблюдения за природой
родного края. Связная
речь.

2

Развитие устной диалогической и монологической речи через
умение составлять предложения по картинкам природы
посредством правильного построения ответа на вопрос учителя.

11

Восприятие текста на
слух

Экскурсия. Наблюдения за
природой. Составление рассказа
по увиденному. Сюжетные
картинки.
Воспроизведение прочитанного.
Работа над пониманием текста.

2

Развитие слуховой памяти, внимания и речи через
воспроизведение прочитанного текста.

12

Работа с текстом,
стихотворением (по
программе чтения)

«Закончи стихотворение»
«Закончи загадку» (добавить
последнее слово)

2

Развитие выразительности речи посредством чтения коротких
стихотворений громко, тихо, шёпотом

13

Устный счет. Состав
чисел

14

Решение примеров на
сложение и вычитание

№5. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по математике (8часов)
Устный счет. «Лишнее число»
2
Выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20,
«Соотнеси число с картинкой»
опираясь на знание их состава из двух слагаемых. Развитие
речи и мышления через умение сравнивать числа

Устный счет. «Домино»

2

Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами
игры

15

Геометрические фигуры

16

Графический диктант

Танграм. «Составь рисунок из
фигур»

2

Развитие внимания, логического мышления

2

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, ориентировка
на листе бумаги

№ 6. Мониторинг развития ВПФ
(последние две недели мая)

По итогам рабочей программы учащиеся 3 класса должны:
Знать
№2
№3

№4
№5

Стороны «право, лево,
верх, низ, центр».
Алфавит.
Алфавит. Гласные и
согласные.
Чистоговорки и
скороговорки. Связная
речь.
Счёт чисел от 1 до 100.
Состав чисел.

Уметь
Ориентирование на листе бумаги и в
пространстве. Выполнять манипуляции с мелкими
предметами. Правильно писать буквы и цифры
Определять границы предложения. Проводить
звуко-буквенный анализ. Составлять
предложения. Соотносить картинку с названием.
Писать предложения по памяти.
Соблюдать интонацию и выразительность.
Составлять устный рассказ по картине и по
увиденному.
Выполнять сложение, вычитание чисел в пределах
100 (на счетах), опираясь на знание их состава из
двух слагаемых

ВПФ
Развитие пространственных и временных представлений, мелкой
моторики и точных движений, глазомера, зрительной памяти и
внимания.
Развитие восприятия и зрительной памяти. Развитие фонематического
слуха. Развитие логического мышления посредством завершения
логических цепочек слов.
Развитие диалогической и монологической речи, дикции; слуховой
памяти и воспроизведения, внимания. Развитие мышления.
Развитие и коррекция умения анализировать, синтезировать,
сравнивать, абстрагировать, конкретизировать, обобщать

Тематический план занятий 4 класс
№

Тема

Тематическое содержание

Кол
Дата
час
проведения
№1. Диагностика развития ВПФ
(первые две недели сентября)

Коррекционные цели

№2. Развитие графических навыков (8 часов)
Упражнение «Солнышко»,
2
Развитие пространственных представлений через умение
упражнения на понимание
ориентироваться на плоскости
сторон «право-лево», «верхлиста; посредствомзакрепления понятий:вверху, внизу, слева,
низ», «центр»,«Круг в круге»
справа, впереди, сзади.

1

Ориентирование на
листе бумаги и в
пространстве

2

Манипуляции с
мелкими предметами

3

Рисование узоров,
элементов букв и цифр

4

Коррекция почерка

5

Дифференциация букв и
звуков речи

6

Дифференциация
гласных и согласных

Алфавит. Упражнения с
глухими и звонкими
согласными. Зрительноорфографический диктант.

2

Развитие восприятия и фонематического слуха путём узнавания и
выделения гласного и согласного звука

7

Составление

«Дополни предложение

2

Развитие логического мышления посредством завершения

Пальчиковая гимнастика
Работа с пинцетом и крупами.
Лепка. Мозаика. Работа с
глиной.
«Одновременное рисование»
Проведение параллельных
линий – вертикальных и
наклонных. Графический
диктант
Работа над формой букв.
Графический диктант.
Работа в прописях
Рисование фигур, букв и цифр
в воздухе.

2

Развитие мелкой моторики рук посредством тренировки пальцев
рук. Развитиемелкой моторики рук, механической памяти, устной
речи посредствомпальчиковой гимнастики (инсценировки).

2

Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения данных
учителемузоров, элементов букв и цифр. Развитие памяти,
слухового вниманияпосредством написания геометрических и
знаковых диктантов.

2

Формирование каллиграфического навыка путем написания
прописных истрочных букв и соединение их в слоги. Развитие
зрительной памяти и вниманияпосредством написания
графических диктантов.

№3. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по грамматике (6 часов)
Алфавит. «Буква и звук».
2
Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда букв и
Упражнения на изменение
звуков, расположенных в определённом порядке
смысла слов (пруд-прут).

словосочетаний и
предложений

совами», «Закончи
предложение», цепочки слов.
Деформированный текст

логических цепочек слов. Текст. Отличие текста от набора
предложений.

№4. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по чтению и развитию речи (10 часов)
«Послушай и воспроизведи по
2
Работа над развитием правильной дикции посредством громкого
памяти»
четкого произношения ряда звуков, слогов, слов. Упражнения по
развитию голоса.

8

Разучивание
чистоговорок

9

Виды предложений

Различение предложений по
интонации. Постановка
соответствующего знака.

2

Развитие эмоциональной сферы посредством интонирования
предложения.

10

Наблюдения за
природой родного края

Экскурсия. Наблюдения за
природой. Составление
рассказа по увиденному.
Сюжетные картины

2

Развитие устной диалогической и монологической речи через
умение составлять предложения по картинкам природы
посредством правильного построения ответа на вопрос учителя.

11

Работа с текстом.
Восприятие текста на
слух

2

Развитие слуховой памяти, внимания и речи через
воспроизведение прочитанного текста.

12

Работа с текстом,
стихотворением (по
программе чтения)

Воспроизведение
прочитанного. Работа над
пониманием текста.
«Придумай окончание
рассказа»
«Закончи стихотворение»
«Закончи загадку» (добавить
последнее слово)

2

Развитие выразительности речи посредством чтения коротких
стихотворений громко, тихо, шёпотом.

13

Устный счет. Состав
чисел

14

Устный счет. «Домино»

2

15

Решение примеров на
сложение и вычитание
Геометрические фигуры

Танграм. «Составь рисунок из
фигур», «Сосчитай фигуры»

2

16

Графический диктант

Занимательные задачи.
Задачи-шутки.

2

№5. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по математике (8 часов)
Устный счет. «Лишнее число»,
2
Выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 100, опираясь
«Соотнеси число с картинкой».
на знание их состава из двух слагаемых. Развитие речи и
мышления через умение сравнивать числа
Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами
игры
Развитие внимания, логического мышления.
Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, ориентировка
на листе бумаги.

№ 6. Мониторинг развития ВПФ
(последние две недели мая)
По итогам рабочей программы учащиеся 4 класса должны:
Знать
№2

Стороны «право, лево,
верх, низ, центр».

№3

Алфавит.Виды
предложений.

№4

Чистоговорки и
скороговорки. Связная
речь
Счет чисел от 1 до 100.
Состав чисел.

№5

Уметь
Ориентирование на листе бумаги и в
пространстве. Выполнять манипуляции с мелкими
предметами. Правильно писать буквы и цифры
Определять границы предложения. Определять
вид предложения. Проводить звуко-буквенный
анализ. Составлять предложения. Соотносить
картинку с названием. Писать предложения и
короткие стихотворения по памяти.
Соблюдать интонацию и выразительность.
Составлять устный рассказ по картине и по
увиденному.
Выполнять сложение, вычитание чисел в пределах
100 (на счетах), опираясь на знание их состава из
двух слагаемых

ВПФ
Развитие пространственных и временных представлений, мелкой
моторики и точных движений, глазомера, зрительной памяти и
внимания.
Развитие восприятия и зрительной памяти. Развитие фонематического
слуха. Развитие логического мышления посредством завершения
логических цепочек слов, устной и письменной речи.
Развитие диалогической и монологической речи, дикции; слуховой
памяти и воспроизведения, внимания. Развитие мышления.
Развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа;
воображения и зрительного восприятия.

Тематический план занятий 5 класс
№

Тема

Тематическое содержание

Кол
Дата
час
проведения
№1. Диагностика развития ВПФ
(первые две недели сентября)

Коррекционные цели

1

Ориентирование на
листе бумаги и в
пространстве

№2. Развитие графических навыков (5 часов)
Упражнение «Солнышко»,
1
Развитие пространственных представлений через умение
упражнения на понимание
ориентироваться на плоскости листа; посредством закрепления
сторон «право-лево», «верхпонятий: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
низ», «центр»,«Круг в круге»

2

Манипуляции с
мелкими предметами

Пальчиковая гимнастика
Лепка. Мозаика.

3

Рисование узоров,
элементов букв и цифр

4

5

6

1

Развитие мелкой моторики рук посредством тренировки
пальцев рук. Развитие мелкой моторики рук, механической
памяти, устной речи посредством пальчиковой гимнастики
(инсценировки).

«Одновременное рисование»
1
Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения
Проведение параллельных
данных учителем узоров, элементов букв и цифр. Развитие
линий – вертикальных и
памяти, слухового внимания
наклонных. Графический
посредством написания геометрических и знаковых диктантов.
диктант
Коррекция почерка
Работа над формой букв.
2
Формирование каллиграфического навыка путем написания
Графический диктант.
прописных и строчных букв и соединение их в слоги. Развитие
Работа в прописях
зрительной памяти и внимания посредством написания
Рисование фигур, букв и цифр
графических диктантов.
в воздухе.
№3. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по грамматике (5 часов)
Дифференциация букв и Алфавит. «Буква и звук».
1
Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда
звуков речи
Упражнения на изменение
букв и звуков, расположенных в определённом порядке
смысла слов (пруд-прут).
Дифференциация
гласных и согласных

Упражнения с глухими и
звонкими согласными.
Зрительно-орфографический
диктант.

1

Развитие восприятия и фонематического слуха путём узнавания
и выделения гласного и согласного звука

7

Составление
словосочетаний и
предложений

«Дополни предложение
словами», «Закончи
предложение», цепочки слов.
Деформированный текст

1

Текст. Отличие текста от набора предложений.
Развитие логического мышления посредством завершения
логических цепочек слов.

8

Письмо стихотворений
и предложений по
памяти

«Найди рифму» «Закончи
стихотворение» «Строчки
перепутались»

2

Развитие точности, прочности и скорости запоминания
посредством письма по памяти.

9

Интонационные
упражнения

10

Виды предложений

11

Наблюдения за
природой родного края

12

Работа с текстом.
Восприятие текста на
слух

13

Работа со
стихотворением (по
программе чтения)
Последовательный
пересказ с опорой на
вопросы
Составление связного
рассказа по вопросам и
картинкам

14

15

№4. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по чтению и развитию речи (11часов)
«Послушай и воспроизведи по
1
Работа над развитием правильной дикции посредством
памяти»
громкого четкого произношения ряда звуков, слогов, слов.
Упражнения по развитию голоса.
Различение предложений по
интонации. Постановка
соответствующего знака.
Экскурсия. Наблюдения за
природой. Составление
рассказа по увиденному.
Сюжетные картины

2

Развитие эмоциональной сферы посредством интонирования
предложения.

1

Развитие устной диалогической и монологической речи через
умение составлять предложения по картинкам природы
посредством правильного построения ответа на вопрос учителя

Воспроизведение
прочитанного. Работа над
пониманием текста.
«Придумай окончание
рассказа»
«Закончи стихотворение»
«Закончи загадку» (добавить
последнее слово)
«Отгадай загадку»
Прослушивание текста.
Пересказ с опорой.
Подбор родственных,
однокоренных слов. Работа над
структурой устного сочинения

2

Развитие слуховой памяти, внимания и речи через
воспроизведение прочитанного текста.

1

Развитие восприятия и выразительности речи посредством
чтения коротких стихотворений громко, тихо, шёпотом

2

Развитие слухового восприятия, памяти

2

Формировать умения составлять связное высказывание,
использовать разнообразные языковые средства.

№5. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по математике (11 часов)
Устный счет. «Лишнее число»,
1
Развитие умения дифференцировать разряды чисел. Развитие
«Лабиринт»
речи и мышления через умение сравнивать числа

16

Разряды чисел. Устный
счет. Сравнение чисел

17

Умножение и деление
чисел
Решение примеров на
умножение и деление

Работа с таблицей умножения.

2

Развитие быстроты реакции и мыслительной деятельности.

Устный счет. «Соотнеси число
с картинкой» «Шифровка»

2

19

Решение примеров в два
действия

Решение примеров.
«Найди закономерность»

1

Развитие умения дифференцировать примеры.
Развитие активности и внимания через устный счёт с
элементами игры
Развивать активность мыслительной деятельности через
решение примеров в два действия.

20

Решение задач на
сложение и вычитание

Задачи на внимательность.
«Математическое лото»
«Составь задачу по картинке»

2

21

Решение задач с двумя
неизвестным

Составление схемы по смыслу
задачи.

2

22

Геометрические фигуры

Танграм. «Составь рисунок из
1
фигур» «Сосчитай углы»
«Сосчитай фигуры»
№ 6. Мониторинг развития ВПФ
(последние две недели мая)

18

Развитие воображения, мышления посредством решения
простых задач на сложение и вычитание. Развитие речи,
воображения, мышления через составление задач по картинке и
их решение.
Развитие зрительного восприятия и мышления. Развитие
логического мышления через умение рассуждать, правильно
отвечать на вопросы учителя
Увеличение объёма зрительного восприятия в процессе
использования геометрических фигур способом наращивания.

По итогам рабочей программы учащиеся 5 класса должны:

№2
№3

№4

Знать

Уметь

ВПФ

Стороны «право, лево,
верх,
низ,
центр».
Алфавит.
Виды предложений.

Ориентирование на листе бумаги и в
пространстве. Выполнять манипуляции с мелкими
предметами. Правильно писать буквы и цифры
Определять границы предложения. Определять
вид предложения. Проводить звуко-буквенный
анализ. Составлять предложения. Соотносить
картинку с названием. Писать предложения и
короткие стихотворения по памяти.
Соблюдать интонацию и выразительность.
Составлять устный рассказ по картине и по
увиденному. Формулировать вопросы. Выделять
главное и соблюдать причинно-следственные
связи. Подбирать синонимы к словам. Сравнивать

Развитие пространственных и временных представлений, мелкой
моторики и точных движений, глазомера, зрительной памяти и
внимания.
Развитие восприятия и зрительной памяти. Развитие фонематического
слуха. Развитие логического мышления посредством завершения
логических цепочек слов, устной и письменной речи.

Интонационные
упражнения.
предложений.

Виды

Развитие диалогической и монологической речи, дикции; слуховой
памяти и воспроизведения, внимания. Развитие мышления, умения
выделять главное и сравнивать.

№5

Разряды чисел. Таблицу
умножения и деления.
Порядок действия.

по существенным признакам.
Сравнивать. Составлять задачу по картинке.
Решать примеры с одним неизвестным. Решать
примеры в 2 действия.

Развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа;
воображения и зрительного восприятия.

Тематический план занятий 6, 7 классы
№

Тема

Тематическое содержание

Кол
Дата
час
проведения
№1. Диагностика развития ВПФ
(первые две недели сентября)

Коррекционные цели

№2. Развитие графических навыков
Работа над формой букв.
3
Формирование каллиграфического навыка путем написания
Графический диктант.
прописных и строчных букв и соединение их в слоги. Развитие
Работа в прописях
зрительной памяти и внимания посредством написания
Рисование фигур, букв и цифр
графических диктантов (точечных).
в воздухе.

1

Коррекция почерка

2

Дифференциация букв
и звуков речи

3

Дифференциация
гласных и согласных

Упражнения с глухими и
звонкими согласными.
Зрительно-орфографический
диктант.

1

Развитие восприятия и фонематического слуха путём узнавания
и выделения гласного и согласного звука

4

Составление
словосочетаний и
предложений

«Дополни предложение
словами», «Закончи
предложение», цепочки слов.
Деформированный текст

1

Текст. Отличие текста от набора предложений. Развитие
логического мышления посредством завершения логических
цепочек слов.

5

Письмо стихотворений
и предложений по
памяти

«Найди рифму» «Закончи
стихотворение» «Строчки
перепутались»

2

Развитие точности, прочности и скорости запоминания
посредством письма по памяти.

№3. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по грамматике
Алфавит. «Буква и звук».
2
Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда букв
Упражнения на изменение
и звуков, расположенных в определённом порядке
смысла слов (пруд-прут).

Развитие объема кратковременной и оперативной памяти

6

Составление
предложений по
сюжетной картинке.

Зрительный диктант по
методике И.Т. Федоренко.
Подбор подписей к сюжетным
рисункам.
«Составь пункты плана по
порядку»
«Вставь слово в текст по
смыслу»

7

Работа с текстом.
Рассказ по плану (по
программе русского
языка)

8

Разучивание
чистоговорок и
скороговорок

9

Виды предложений

Различение предложений по
интонации. Постановка
соответствующего знака.

1

Развитие эмоциональной сферы посредством интонирования
предложения.

10

Наблюдения за
природой родного края

Экскурсия. Наблюдения за
природой. Составление
рассказа по увиденному.
Сюжетные картины

1

Развитие устной диалогической и монологической речи через
умение составлять предложения по картинкам природы
посредством правильного построения ответа на вопрос учителя.

11

Восприятие текста на
слух

Воспроизведение
прочитанного. Работа над
пониманием текста.

1

Развитие слуховой памяти, внимания и речи через
воспроизведение прочитанного текста.

12

Устное сочинение по
картине

1

13

Работа с текстом,
стихотворением (по

Составление вопросов по
картине: «Назови краски
картины» «Передний и задний
план». Составь словосочетания
и предложения по картине
Интонационные упражнения.
Рисование по смыслу

Развитие зрительного восприятия посредством рассматривания
серии связанныхединым сюжетом картинок. Развитие способности
устанавливать причинно – следственные связи через
рассматривание картинок и расположение их в необходимой
смысловой последовательности.
Развитие выразительности чтения посредством соблюдения знаков
препинания при чтении

1

2

посредством написания зрительных диктантов

Развитие устной и письменной речи через умение составлять
предложения из данных вразбивку слов с последующей их
записью

№4. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по чтению и развитию речи
Интонационные упражнения
1
Работа над развитием правильной дикции посредством громкого
«послушай и воспроизведи по
четкого произношения ряда звуков, слогов, слов. Упражнения по
памяти»
развитию голоса.

1

программе чтения)
Работа с текстом,
стихотворением (по
программе чтения)
Работа с текстом,
стихотворением (по
программе чтения)

прочитанного
«Закончи стихотворение»
«Закончи загадку» (добавить
последнее слово)
Рисование по сюжету. Чтение
коротких текстов. «Придумай
окончание рассказа»

16

Составление связного
рассказа по теме.

17

Разряды чисел. Устный
счет. Сравнение чисел

Подбор синонимов к словам.
1
Развитие речи и способности выделять в предметах их
Сюжетно-ролевая игра
существенные признаки и делать на этой основе необходимые
«Главный герой»
обобщения.
Сравнение героев. Подбор
Развитие памяти через воспроизведение словесного материала,
пословиц по теме.
услышанного на уроке.
№5. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по математике
Устный счет. «Лишнее число»,
1
Развитие умения дифференцировать разряды чисел. Развитие речи
«Лабиринт».
и мышления через умение сравнивать числа

18

Умножение и деление
чисел

Работа с таблицей умножения.
ИКТ

1

Развитие быстроты реакции и мыслительной деятельности через
решение примеров на умножение и деление.

19

Решение примеров на
умножение и деление

Устный счет. «Соотнеси число
с картинкой» «Шифровка»

2

20

Решение примеров в
два действия

Решение примеров.
«Найди закономерность»

1

Развитие умения дифференцировать примеры.
Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами
игры
Развивать активность мыслительной деятельности через решение
примеров в два действия.

21

Решение примеров в
три действия

«Найди дату»
«математическая цепочка»

2

Развивать мышление через умение применять правило о
переместительном свойстве сложения на практике.

22

Решение задач на
сложение и вычитание

Задачи на внимательность.
«Математическое лото»
«Составь задачу по картинке»

1

Развитие воображения, мышления посредством решения простых
задач на сложение и вычитание. Развитие речи, воображения,
мышления через составление задач по картинке и их решение.

23

Решение задач с одним
неизвестным

1

Развитие зрительного восприятия и мышления через заполнение
пробелов в таблицах. Развитие логического мышления через
умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя

24

Геометрические фигуры

«Обратная задача»
Решение задач по таблице
Составление схемы по смыслу
задачи.
Танграм. «Составь рисунок из
фигур» «Сосчитай углы»
«Сосчитай фигуры»
Графический диктант

1

Увеличение объёма зрительного восприятия в процессе
использования геометрических фигур способом
наращивания. Развитие памяти, слухового внимания посредством
написания геометрических и знаковых диктантов

14

15

1

Развитие восприятия и выразительности речи посредством чтения
коротких стихотворений громко, тихо, шёпотом

1

Развитие переключения внимания посредством чтения короткого
текста и его иллюстрирования

Логический квадрат
25

Занимательная
математика

Занимательные задачи.
Задачи-шутки.
Математический квадрат
Математическая викторина

2

Развитие логического мышления посредством решения логических
задач. Развитие логического мышления посредством решения
логических примеров (математический квадрат).

№ 6. Мониторинг развития ВПФ
(последние две недели мая)
По итогам рабочей программы учащиеся 6, 7 классов должны:
Знать

Уметь

ВПФ

№3

Алфавит. Гласные и
согласные.
Виды
предложений.

Развитие восприятия и зрительной памяти. Развитие фонематического
слуха. Развитие логического мышления посредством завершения
логических цепочек слов, устной и письменной речи.

№4

Чистоговорки
скороговорки.
предложений.

№5

Разряды чисел. Таблицу
умножения и деления.
Порядок
действия.
Геометрические
фигуры.

Определять границы предложения. Определять
вид предложения. Проводить звуко-буквенный
анализ. Составлять предложения. Соотносить
картинку с названием. Писать предложения и
короткие стихотворения по памяти.
Соблюдать интонацию и выразительность.
Составлять устный рассказ по картине и по
увиденному. Формулировать вопросы. Выделять
главное и соблюдать причинно-следственные
связи. Подбирать синонимы к словам. Сравнивать
по существенным признакам.
Сравнивать. Составлять задачу по картинке и по
таблице.
Решать
примеры
с
одним неизвестным. Решать примеры в 2 и 3
действия. Строить геометрические фигуры,
распределять их на плоскости листа.

и
Виды

Развитие диалогической и монологической речи, дикции; слуховой
памяти и воспроизведения, внимания. Развитие мышления, умения
выделять главное и сравнивать.

Развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа;
воображения и зрительного восприятия.

Тематический план занятий 8 класс
№

Тема

Тематическое содержание

Кол
Дата
час
проведения
№1. Диагностика развития ВПФ
(первые две недели сентября)

Коррекционные цели

№2. Развитие графических навыков
Работа над формой букв.
3
Формирование каллиграфического навыка путем написания
Графический диктант.
прописных и строчных букв и соединение их в слоги. Развитие
Работа в прописях
зрительной памяти и внимания посредством написания
Рисование фигур, букв и цифр
графических диктантов (точечных).
в воздухе.

1

Коррекция почерка

2

Дифференциация букв
и звуков речи

3

Дифференциация
гласных и согласных

Упражнения с глухими и
звонкими согласными.
Зрительно-орфографический
диктант.

1

Развитие восприятия и фонематического слуха путём узнавания
и выделения гласного и согласного звука

4

Составление
словосочетаний и
предложений

«Дополни предложение
словами», «Закончи
предложение», цепочки слов.
Деформированный текст

1

Текст. Отличие текста от набора предложений. Развитие
логического мышления посредством завершения логических
цепочек слов.

5

Письмо стихотворений
и предложений по
памяти

«Найди рифму» «Закончи
стихотворение» «Строчки
перепутались»

1

Развитие точности, прочности и скорости запоминания
посредством письма по памяти.

№3. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по грамматике
Алфавит. «Буква и звук».
1
Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда букв
Упражнения на изменение
и звуков, расположенных в определённом порядке
смысла слов (пруд-прут).

Развитие объема кратковременной и оперативной памяти

6

Составление
предложений по
сюжетной картинке.

Зрительный диктант по
методике И.Т. Федоренко.
Подбор подписей к сюжетным
рисункам.
«Составь пункты плана по
порядку»
«Вставь слово в текст по
смыслу»

7

Работа с текстом.
Рассказ по плану (по
программе русского
языка)

8

Разучивание
чистоговорок и
скороговорок

9

Виды предложений

Различение предложений по
интонации. Постановка
соответствующего знака.

1

Развитие эмоциональной сферы посредством интонирования
предложения.

10

Наблюдения за
природой родного края

Экскурсия. Наблюдения за
природой. Составление
рассказа по увиденному.
Сюжетные картины

2

Развитие устной диалогической и монологической речи через
умение составлять предложения по картинкам природы
посредством правильного построения ответа на вопрос учителя.

11

Восприятие текста на
слух

Воспроизведение
прочитанного. Работа над
пониманием текста.

1

Развитие слуховой памяти, внимания и речи через
воспроизведение прочитанного текста.

12

Устное сочинение по
картине

1

13

Работа с текстом,
стихотворением (по

Составление вопросов по
картине: «Назови краски
картины» «Передний и задний
план». Составь словосочетания
и предложения по картине
Интонационные упражнения.
Рисование по смыслу

Развитие зрительного восприятия посредством рассматривания
серии связанныхединым сюжетом картинок. Развитие способности
устанавливать причинно – следственные связи через
рассматривание картинок и расположение их в необходимой
смысловой последовательности.
Развитие выразительности чтения посредством соблюдения знаков
препинания при чтении

1

1

посредством написания зрительных диктантов

Развитие устной и письменной речи через умение составлять
предложения из данных вразбивку слов с последующей их
записью

№4. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по чтению и развитию речи
Интонационные упражнения
1
Работа над развитием правильной дикции посредством громкого
«послушай и воспроизведи по
четкого произношения ряда звуков, слогов, слов. Упражнения по
памяти»
развитию голоса.

1

программе чтения)
Работа с текстом,
стихотворением (по
программе чтения)
Работа с текстом,
стихотворением (по
программе чтения)

прочитанного
«Закончи стихотворение»
«Закончи загадку» (добавить
последнее слово)
Рисование по сюжету. Чтение
коротких текстов. «Придумай
окончание рассказа»

16

Составление связного
рассказа по теме.

17

Разряды чисел. Устный
счет. Сравнение чисел

Подбор синонимов к словам.
1
Развитие речи и способности выделять в предметах их
Сюжетно-ролевая игра
существенные признаки и делать на этой основе необходимые
«Главный герой»
обобщения.
Сравнение героев. Подбор
Развитие памяти через воспроизведение словесного материала,
пословиц по теме.
услышанного на уроке.
№5. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по математике
Устный счет. «Лишнее число»,
1
Развитие умения дифференцировать разряды чисел. Развитие речи
«Лабиринт».
и мышления через умение сравнивать числа

18

Умножение и деление
чисел

Работа с таблицей умножения.
ИКТ

1

Развитие быстроты реакции и мыслительной деятельности через
решение примеров на умножение и деление.

19

Решение примеров на
умножение и деление

Устный счет. «Соотнеси число
с картинкой» «Шифровка»

1

20

Решение примеров в
два действия

Решение примеров.
«Найди закономерность»

1

Развитие умения дифференцировать примеры.
Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами
игры
Развивать активность мыслительной деятельности через решение
примеров в два действия.

21

Решение примеров в
три действия

«Найди дату»
«математическая цепочка»

1

Развивать мышление через умение применять правило о
переместительном свойстве сложения на практике.

22

Решение задач на
сложение и вычитание

Задачи на внимательность.
«Математическое лото»
«Составь задачу по картинке»

1

Развитие воображения, мышления посредством решения простых
задач на сложение и вычитание. Развитие речи, воображения,
мышления через составление задач по картинке и их решение.

23

Решение задач с одним
неизвестным

2

Развитие зрительного восприятия и мышления через заполнение
пробелов в таблицах. Развитие логического мышления через
умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя

24

Геометрические фигуры

«Обратная задача»
Решение задач по таблице
Составление схемы по смыслу
задачи.
Танграм. «Составь рисунок из
фигур» «Сосчитай углы»
«Сосчитай фигуры»
Графический диктант

1

Увеличение объёма зрительного восприятия в процессе
использования геометрических фигур способом
наращивания. Развитие памяти, слухового внимания посредством
написания геометрических и знаковых диктантов

14

15

1

Развитие восприятия и выразительности речи посредством чтения
коротких стихотворений громко, тихо, шёпотом

2

Развитие переключения внимания посредством чтения короткого
текста и его иллюстрирования

Логический квадрат
25

Занимательная
математика

Занимательные задачи.
Задачи-шутки.
Математический квадрат
Математическая викторина

2

Развитие логического мышления посредством решения логических
задач. Развитие логического мышления посредством решения
логических примеров (математический квадрат).

№ 6. Мониторинг развития ВПФ
(последние две недели мая)
По итогам рабочей программы учащиеся 8 класса должны:
Знать

Уметь

ВПФ

№3

Алфавит. Гласные и
согласные.
Виды
предложений.

Развитие восприятия и зрительной памяти. Развитие фонематического
слуха. Развитие логического мышления посредством завершения
логических цепочек слов, устной и письменной речи.

№4

Чистоговорки
скороговорки.
предложений.

№5

Разряды чисел. Таблицу
умножения и деления.
Порядок
действия.
Геометрические
фигуры.

Определять границы предложения. Определять
вид предложения. Проводить звуко-буквенный
анализ. Составлять предложения. Соотносить
картинку с названием. Писать предложения и
короткие стихотворения по памяти.
Соблюдать интонацию и выразительность.
Составлять устный рассказ по картине и по
увиденному. Формулировать вопросы. Выделять
главное и соблюдать причинно-следственные
связи. Подбирать синонимы к словам. Сравнивать
по существенным признакам.
Сравнивать. Составлять задачу по картинке и по
таблице.
Решать
примеры
с
одним неизвестным. Решать примеры в 2 и 3
действия. Строить геометрические фигуры,
распределять их на плоскости листа.

и
Виды

Развитие диалогической и монологической речи, дикции; слуховой
памяти и воспроизведения, внимания. Развитие мышления, умения
выделять главное и сравнивать.

Развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа;
воображения и зрительного восприятия.

Литература:
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Сборник 1. Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 2001 год, 231 с.
2. Программа «Каролина» для детей младшего школьного возраста с особыми потребностями. М. Джонсон-Мартин, М. Аттермиер.
3. Методика преподавания математики в коррекционной школе. М.Н. Перова.- 4-е издание – Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 1999.- 408 с.
4. Математика и конструирование. Пособие для учителя. А.В. Белошистая. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. –
511 с.
5. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. А.К. Аксенов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,
1999ю – 320 с.
6. Чтение и письмо. Обучение, развитие, исправление недостатков. В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта,
1995. – 384 с.
7. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
8. Развитие умственных способностей младших школьников. А.З. Зак. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 320 с.
9. Развитие познавательной деятельности у детей. С.В. Коноваленко. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998. – 56с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».