Рабочая программа по информатике 10-11 классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЫШМИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«БОРОВЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Принята
на заседании педагогического совета
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»
Протокол от «17» июня 2021 № 5/4

Утверждена
приказом директора
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»
от «17» июня 2021 № 124

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ
10-11 класс

Составитель учитель информатики
Климова Ю.В.

2021 год

Пояснительная записка
Учебная программа по информатике (базовый уровень) для 10–11 классов
разработана в соответствии с нормативными документами и методическими
материалами:
 Государственная программа РФ «Развитие образования», утверждённая
постановлением от 26 декабря 2017 г. № 1642;
 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего
образования»;
 Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования, одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №
2/16-з);
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных
программ» от 9 января 2014 года № 2;
 Приказ Минобрнауки РФ № 336 от 30.03.2016 г. «Об утверждении
перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации
образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования, соответствующих современным условиям
обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных
организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в
субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой
потребности) новых мест в общеобразовательных организациях,
критериев его формирования и требований к функциональному
оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места
обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (с последующими
изменениями);
 Концепция развития математического образования в Российской
Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 24 декабря
2013 г. № 2506-р);
 Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской
Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. 2036р);
 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
(утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря
2016 года № 642);

 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г.
№ 1632-р.
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего
образования
Современный этап развития России, определяемый масштабными
социально-экономическими
преобразованиями
внутри
страны
и
общемировыми тенденциями перехода к информационному обществу,
предполагает высокий уровень адаптации выпускника школы к жизни и работе
в высокотехнологичной наукоёмкой среде. Соответствующий социальный заказ
отражен в Указах Президента РФ, решениях Правительства РФ и
международных документах. Формирование фундаментальных представлений,
касающихся информационной составляющей современного мира, создания и
использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) –
прерогатива школьного курса информатики. Его изучение обеспечит
школьникам более широкие возможности реализации индивидуальных
образовательных запросов; будет способствовать повышению уровня
адаптации выпускника школы к жизни и работе в современном
информационном обществе; даст дополнительные гарантии получения
качественного бесплатного конкурентоспособного образования, которое
невозможно без знания информатики и ИКТ; положительно скажется на уровне
подготовки выпускников школы, которые будут иметь необходимые
компетенции для получения профессионального образования.
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом
уровне среднего общего образования – обеспечение дальнейшего развития
информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях
развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на
рынке труда. В связи с этим изучение информатики в 10–11 классах должно
обеспечить:
 сформированность
представлений
о
роли
информатики,
информационных и коммуникационных технологий в современном
обществе;
 сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
 сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь
критериев с определённой системой ценностей, проверять на
достоверность и обобщать информацию;
 сформированность представлений о влиянии информационных
технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального,
экономического,
политического,
культурного,
юридического,
природного, эргономического, медицинского и физиологического
контекстов информационных технологий;
 принятие правовых и этических аспектов информационных технологий;
осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и
использование информационных систем, распространение информации;

 создание условий для развития навыков учебной, проектной, научноисследовательской и творческой деятельности, мотивации учащихся к
саморазвитию.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это научная дисциплина о закономерностях протекания
информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах
их автоматизации.
Общеобразовательный предмет информатики отражает:
 сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности протекания информационных процессов в различных
средах (системах);
 основные
области
применения
информатики,
прежде
всего
информационные и коммуникационные технологии, управление и
социальную сферу;
 междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности.
Методы и средства информатики с каждым днём всё больше проникают
во все сферы жизни и области знания. Изучение информатики в школе важно
не только для тех учащихся, которые планирует стать специалистами,
разрабатывающими новые информационные технологии; не менее важно оно и
для тех, кто планирует стать в будущем физиком или медиком, историком или
филологом, руководителем предприятия или политиком, представителем
любой другой области знаний или профессии.
Курс информатики средней школы является завершающим этапом
непрерывной подготовки учащихся в области информатики и ИКТ; он
опирается на содержание курса информатики основной школы и опыт
постоянного применения ИКТ, дает теоретическое осмысление, интерпретацию
и обобщение этого опыта.
Результаты базового уровня изучения предмета ориентированы, в первую
очередь, на общую функциональную грамотность, получение компетентностей
для повседневной жизни и общего развития. Они включают в себя:
 понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих
элементов изучаемой предметной области;
 умение решать основные практические задачи, характерные для
использования методов и инструментария данной предметной области;
 осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности
методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими
областями знания.
Содержание предлагаемого курса информатики в старшей школе
ориентировано на дальнейшее развитие информационных компетенций
выпускника, готового к жизни и деятельности в современном
высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно
использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных
воздействий.

Все ученики, изучающие информатику на базовом уровне, должны
овладеть ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится
предметная область информатики.
Каждый ученик, изучивший курс информатики базового уровня, может
научиться выполнять задания базового уровня сложности, входящие в ЕГЭ.
Мотивированный ученик, изучивший курс информатики базового уровня,
должен получить возможность научиться выполнять большинство заданий
повышенного уровня сложности, входящих в ЕГЭ.
Особо мотивированный ученик, изучивший курс информатики базового
уровня, должен получить возможность научиться выполнять отдельные
задания высокого уровня сложности, входящих в ЕГЭ.
Место учебного предмета в учебном плане
Курсу информатики 10–11 классов предшествует курс информатики
основной школы 7–9 классов.
Согласно примерной основной образовательной программе среднего
общего образования на изучение информатики на базовом уровне в 10–11
классах отводится 70 часов учебного времени (1 час в неделю).
Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
«Информатика»
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования устанавливает требования к результатам освоения
обучающимися основной образовательной программы:
 личностным, включающим готовность и способность учащихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, системы значимых социальных и межличностных
отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую
культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы,
способность к осознанию российской гражданской идентичности в
поликультурном социуме;
 метапредметным,
включающим
освоенные
обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их
использования
в
познавательной
и
социальной
практике,
самостоятельность в планировании и осуществлении учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками,
способность
к
построению
индивидуальной
образовательной
траектории,
владение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности;
 предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения, специфические для данной предметной
области, виды деятельности по получению нового знания в рамках
учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,

учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование
научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приемами.
К личностным результатам, на становление которых оказывает влияние
изучение курса информатики на ступени среднего общего образования, можно
отнести:
 ориентация учащихся на реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;
 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
 российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм;
 готовность учащихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
 нравственное
сознание
и
поведение
на
основе
усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
понимание значимости науки, готовность к научно-техническому
творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности;
 осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
 готовность учащихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности
участия
в
решении
личных,
общественных,
государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены тремя группами универсальных учебных действий
(УУД): регулятивной, познавательной, коммуникативной.
На становление регулятивной группы универсальных учебных действий
традиционно более всего ориентирован раздел курса информатики
 На
формирование,
развитие
и
совершенствование
группы
познавательных универсальных учебных действий более всего
ориентированы такие тематические разделы курса как «Информация и
информационные процессы», «Современные технологии создания и
обработки
информационных
объектов»,
«Информационное
моделирование», «Обработка информации в электронных таблицах», а
также «Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной
информатики». При работе с соответствующими материалами курса
выпускник научится:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
 использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия.
При изучении разделов «Информация и информационные процессы»,
«Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной
информатики»
происходит
становление
ряда
коммуникативных
универсальных учебных действий. А именно, выпускники могут научиться:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»



















Выпускник на базовом уровне научится:
определять информационный объем графических и звуковых данных при
заданных условиях дискретизации;
строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать
несложные логические уравнения;
находить оптимальный путь во взвешенном графе;
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных
данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых
последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа
данных; читать и понимать несложные программы, написанные на
выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого
уровня;
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную)
несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и
текстовых данных;
создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач
базового уровня из различных предметных областей с использованием
основных алгоритмических конструкций;
использовать готовые прикладные компьютерные программы в
соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью
вычислений (время работы, размер используемой памяти);
использовать
компьютерно-математические
модели
для
анализа
соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые
параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать
результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
представлять результаты математического моделирования в наглядном виде,
готовить полученные данные для публикации;
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств
ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о
принципах построения персонального компьютера и классификации его
программного обеспечения;
использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из
различных предметных областей;
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности
составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы),
выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и
средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные
материалы с использованием возможностей современных программных
средств;
применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы
технических средств ИКТ;

 соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за
персональным компьютером в соответствии с нормами действующих
СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 выполнять эквивалентные преобразования логических выражений,
используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых
запросов;
 переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную
и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать
числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системах счисления;
 использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных
объектов и процессов;
 строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование
сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые
позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о
помехоустойчивых кодах;
 понимать важность дискретизации данных; использовать знания о
постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа
данных;
 использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ;
использовать основные управляющие конструкции последовательного
программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять
созданные программы;
 разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели;
оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования
реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет
соответствия реальному объекту или процессу;
 применять базы данных и справочные системы при решении задач,
возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные
многотабличные базы данных;
 классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом
выполняемых задач;
 понимать основные принципы устройства современного компьютера и
мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и
экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
 понимать общие принципы разработки и функционирования интернетприложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения
информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного
функционирования средств ИКТ;
 критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.

Таблица 1.
Информация и информационные процессы
Выпускник на базовом уровне научится: –
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира;
– строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано.
– использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о
помехоустойчивых кодах.
Компьютер и его программное обеспечение
Выпускник на базовом уровне научится:
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных
и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его
программного обеспечения;
– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по
выбранной специализации;
– соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с
нормами действующих СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
– понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств;
– использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
– понимать принцип управления робототехническим устройством;
– осознанно подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей;
– диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет их заражения
компьютерным вирусом;
– использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий; познакомиться с
принципами работы распределенных вычислительных систем и параллельной обработкой данных;
– узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать, какие существуют физические
ограничения для характеристик компьютера.
Представление информации в компьютере
Выпускник на базовом уровне научится:

– переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно;
сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
– определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– научиться складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системах счисления;
– использовать знания о дискретизации данных в научных исследованиях и технике.
Элементы теории множеств и алгебры логики
Выпускник на базовом уровне научится:
– строить логической выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе
и при составлении поисковых запросов.
Современные технологии создания и обработки информационных объектов
выпускник на базовом уровне научится:
– создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием
возможностей современных программных средств.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: –
Обработка информации в электронных таблицах
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
– представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для
публикации.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью компьютеров; использовать
средства ИКТ для статистической обработки результатов экспериментов;
– разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры
моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных
процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу.
Алгоритмы и элементы программирования

Выпускник на базовом уровне научится:
– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
– узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе
несложные программы анализа данных;
– читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном
алгоритмическом языке высокого уровня;
– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления
исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
– создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных
предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер
используемой памяти).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли при решении задач анализа данных;
– получать представление о существовании различных алгоритмов для решения одной задачи, сравнивать эти
алгоритмы с точки зрения времени их работы и используемой памяти;
– применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ;
– использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки
прикладных программ; выполнять созданные программы.
Информационное моделирование
Выпускник на базовом уровне научится:
– находить оптимальный путь во взвешенном графе;
– использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в
том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать
результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
– использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том
числе, вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД;
– описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
– применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и

вне её;
– создавать учебные многотабличные базы данных.
Сетевые информационные технологии
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в Интернете; вести поиск в
информационных системах;
– использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы;
– использовать в повседневной практической деятельности (в том числе - размещать данные) информационные
ресурсы интернет-сервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая авторские
права и руководствуясь правилами сетевого этикета.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире; узнать базовые принципы
организации и функционирования компьютерных сетей, нормы информационной этики и права;
– анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
– понимать общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений;
– создавать веб-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки, таблицы, формы; организовывать личное
информационное пространство;
– критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Основы социальной информатики
Выпускник на базовом уровне научится: –
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения
надежного функционирования средств ИКТ.

Содержание учебного предмета
Таблица 2
Примерная основная образовательная программа
среднего общего образования
Введение. Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире. Различия в представлении данных,
предназначенных для хранения и обработки в
автоматизированных компьютерных системах, и
данных, предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность
дискретного
представления
информации.

Авторский УМК
10 класс
Глава 1. Информация и информационные процессы
§1. Информация. Информационная грамотность и
информационная культура
1. Информация, её свойства и виды
2. Информационная культура и информационная грамотность
3. Этапы работы с информацией
4. Некоторые приёмы работы с текстовой информацией
§2. Подходы к измерению информации
1. Содержательный подход к измерению информации
2. Алфавитный подход к измерению информации
3. Единицы измерения информации
§3. Информационные связи в
системах различной природы
1. Системы
2. Информационные связи в системах
3. Системы управления
§4. Обработка информации
1. Задачи обработки информации
2. Кодирование информации
3. Поиск информации
§5. Передача и хранение информации
1. Передача информации
2. Хранение информации

10 класс
Глава 3. Представление информации в компьютере
§14. Кодирование текстовой информации
1. Кодировка АSCII и её расширения
2. Стандарт UNICODE
3. Информационный объём текстового сообщения
§15. Кодирование графической информации
1. Общие подходы к кодированию графической информации
2. О векторной и растровой графике
3. Кодирование цвета
4. Цветовая модель RGB
5. Цветовая модель HSB
6. Цветовая модель CMYK
§ 16. Кодирование звуковой информации
1. Звук и его характеристики
2. Понятие звукозаписи
3. Оцифровка звука
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной
и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и
вычитание чисел, записанных в этих системах
счисления.

10 класс
Глава 1. Информация и информационные процессы
§4. Обработка информации
4.2. Кодирование информации
10 класс
Глава 3. Представление информации в компьютере
§10. Представление чисел в позиционных системах
счисления
1. Общие сведения о системах счисления
2. Позиционные системы счисления
3. Перевод чисел из q-ичной в десятичную систему счисления
§11. Перевод чисел из одной позиционной системы

Элементы комбинаторики, теории множеств и
математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры
законов
алгебры
логики.
Эквивалентные
преобразования логических выражений. Построение
логического выражения с данной таблицей истинности.
Решение простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная

счисления в другую
1. Перевод целого десятичного числа в систему счисления с
основанием q
2. Перевод целого десятичного числа в двоичную систему
счисления
3. Перевод целого числа из системы счисления с основанием p
в систему счисления с основанием q
4. Перевод конечной десятичной дроби в систему счисления с
основанием q
5. «Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах
счисления
§12. Арифметические операции в позиционных системах
счисления
1. Сложение чисел в системе счисления с основанием q
2. Вычитание чисел в системе счисления с основанием q
3. Умножение чисел в системе счисления с основанием q
4. Деление чисел в системе счисления с основанием q
5. Двоичная арифметика
§13. Представление чисел в
компьютере
1. Представление целых чисел
2. Представление вещественных чисел
10 класс
Глава 4. Элементы теории множеств и алгебры логики
§17. Некоторые сведения из теории множеств
1. Понятие множества
2. Операции над множествами
3. Мощность множества
§18. Алгебра логики
1. Логические высказывания и переменные

нормальная форма.

Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом
графов (примеры: построения оптимального пути между
вершинами ориентированного ациклического графа;
определения количества различных путей между
вершинами). Использование графов, деревьев, списков

2. Логические операции
3. Логические выражения
4. Предикаты и их множества истинности
§19. Таблицы истинности
1. Построение таблиц истинности
2. Анализ таблиц истинности
§20. Преобразование логических выражений
1. Основные законы алгебры логики
2. Логические функции
3. Составление логического выражения по таблице истинности
и его упрощение
§21. Элементы схемотехники. Логические схемы
1. Логические элементы
2. Сумматор
3. Триггер
§22. Логические задачи и способы их решения
1. Метод рассуждений
2. Задачи о рыцарях и лжецах
3. Задачи на сопоставление.
Табличный метод
4. Использование таблиц истинности для решения логических
задач
5. Решение логических задач путём упрощения логических
выражений
11 класс
Глава 3. Информационное моделирование
§10. Модели и моделирование
3. Графы, деревья и таблицы
§11. Моделирование на графах
1. Алгоритмы нахождения кратчайших путей

при описании объектов и процессов окружающего мира.
Бинарное дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических конструкций в выбранном
языке программирования.

Составление алгоритмов и их программная
реализация
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы
языка
программирования,
основные
конструкции языка программирования. Типы и
структуры
данных.
Кодирование
базовых
алгоритмических конструкций на выбранном языке
программирования.
Интегрированная среда разработки программ на
выбранном языке программирования. Интерфейс
выбранной среды. Составление алгоритмов и программ
в выбранной среде программирования. Приемы отладки
программ. Проверка работоспособности программ с
использованием трассировочных таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов
решения типовых задач базового уровня из различных
предметных областей. Примеры задач:
 алгоритмы
нахождения
наибольшего
(или

11 класс
Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования
§5. Основные сведения об алгоритмах
1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма
2. Способы записи алгоритма
§6. Алгоритмические структуры
1. Последовательная алгоритмическая конструкция
2. Ветвящаяся алгоритмическая конструкция
3. Циклическая алгоритмическая конструкция
11 класс
Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования
§7. Запись алгоритмов на языках программирования
1. Структурная организация данных
2. Некоторые сведения о языке программирования Pascal
§8. Структурированные типы данных. Массивы
1. Общие сведения об одномерных массивах
2. Задачи поиска элемента с заданными свойствами
3. Проверка соответствия элементов массива некоторому
условию
4. Удаление и вставка элементов массива
5. Перестановка всех элементов массива в обратном порядке
6. Сортировка массива
§9. Структурное программирование
1. Общее представление о структурном программировании
2. Вспомогательный алгоритм
3. Рекурсивные алгоритмы
4. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Pascal

наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел
без использования массивов и циклов, а также сумм
(или произведений) элементов конечной числовой
последовательности (или массива);
 алгоритмы анализа записей чисел в позиционной
системе счисления;
 алгоритмы решения задач методом перебора (поиск
НОД данного натурального числа, проверка числа на
простоту и т.д.);
 алгоритмы работы с элементами массива с
однократным просмотром массива: линейный поиск
элемента, вставка и удаление элементов в массиве,
перестановка элементов данного массива в
обратном
порядке,
суммирование
элементов
массива, проверка соответствия элементов массива
некоторому условию, нахождение второго по
величине наибольшего (или наименьшего) значения.
Алгоритмы
редактирования
текстов
(замена
символа/фрагмента,
удаление
и
вставка
символа/фрагмента, поиск вхождения заданного
образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов
Определение
возможных
результатов
работы
простейших алгоритмов управления исполнителями и
вычислительных алгоритмов. Определение исходных
данных, при которых алгоритм может дать требуемый
результат.
Сложность вычисления: количество выполненных
операций, размер используемой памяти; зависимость

11 класс
Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования
§5. Основные сведения об алгоритмах
3. Понятие сложности алгоритма
§7. Запись алгоритмов на языках программирования
3. Анализ программ с помощью трассировочных таблиц
4. Другие приёмы анализа программ

вычислений от размера исходных данных.
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде,
удобном для восприятия человеком. Графическое
представление данных (схемы, таблицы, графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по
выбранной
теме.
Анализ
достоверности
(правдоподобия)
результатов
экспериментов.
Использование сред имитационного
моделирования
(виртуальных
лабораторий)
для
проведения компьютерного эксперимента в учебной
деятельности.
Использование программных систем и сервисов

11 класс
Глава 1. Обработка информации в электронных таблицах
11 класс
Глава 3. Информационное моделирование
§10. Модели и моделирование
1. Общие сведения о моделировании
2. Компьютерное моделирование

Компьютер – универсальное устройство обработки
данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и
компьютерных систем. Архитектура современных
компьютеров.
Персональный
компьютер.
Многопроцессорные
системы.
Суперкомпьютеры.
Распределенные вычислительные системы и обработка
больших данных. Мобильные цифровые устройства и их
роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры.
Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от
решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного
обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и
компьютерных систем. Различные виды ПО и их
назначение. Особенности программного обеспечения

10 класс
Глава 2. Компьютер и его программное обеспечение
§6. История развития вычислительной техники
1. Этапы информационных преобразований в обществе
2. История развития устройств для вычислений
3. Поколения ЭВМ
§7. Основополагающие принципы устройства ЭВМ
1. Принципы Неймана-Лебедева
2. Архитектура персонального компьютера
3. Перспективные направления развития компьютеров
§8. Программное обеспечение компьютера
1. Структура программного обеспечения
2. Системное программное обеспечение
3. Системы программирования
4. Прикладное программное обеспечение
§9. Файловая система компьютера

мобильных устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе
с
использованием
интернет-сервисов,
облачных
технологий и мобильных устройств. Прикладные
компьютерные
программы,
используемые
в
соответствии с типом решаемых задач и по
выбранной
специализации.
Параллельное
программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств,
необходимых для решения учебных задач и задач по
выбранной специализации. Законодательство Российской
Федерации в области программного обеспечения.
Способы
и
средства
обеспечения
надежного
функционирования
средств
ИКТ.
Применение
специализированных
программ
для
обеспечения
стабильной работы средств ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение,
технологические
требования
при
эксплуатации
компьютерного рабочего места. Проектирование
автоматизированного рабочего места в соответствии
с целями его использования.
Подготовка
текстов
и
демонстрационных
материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений.
Использование готовых шаблонов и создание
собственных.
Разработка
структуры
документа,
создание гипертекстового документа. Стандарты
библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и
аннотация. Оформление списка литературы.

1. Файлы и каталоги
2. Функции файловой системы
3. Файловые структуры
11 класс
Глава 5. Основы социальной информатики
§18. Информационное право и
информационная безопасность
1. Правовое регулирование в области информационных
ресурсов
2. Правовые нормы использования программного обеспечения

10 класс
Глава 5.Современные технологии создания и обработки
информационных объектов
§23. Текстовые документы
1. Виды текстовых документов
2. Виды программного обеспечения для обработки текстовой
информации
3. Создание текстовых документов на компьютере
4. Средства автоматизации процесса создания документов

Коллективная работа с документами. Рецензирование
текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной
версткой текста. Технические средства ввода текста.
Программы распознавания текста, введенного с
использованием сканера, планшетного ПК или
графического планшета. Программы синтеза и
распознавания устной речи.
Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов.
Ввод изображений с использованием различных
цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и
микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка
изображения и звука с использованием интернет- и
мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для
разработки презентаций проектных работ. Работа в
группе, технология публикации готового материала в
сети.
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных)
таблиц на практике (в том числе – в задачах
математического моделирования).

5. Совместная работа над документом
6. Оформление реферата как пример
автоматизации процесса создания документов
7. Другие возможности автоматизации обработки текстовой
информации

10 класс
Глава 5.Современные технологии создания и обработки
информационных объектов
§24. Объекты компьютерной графики
1. Компьютерная графика и её виды
2. Форматы графических файлов
3. Понятие разрешения
4. Цифровая фотография
§25. Компьютерные презентации
1. Виды компьютерных презентаций
2. Создание презентаций
11 класс
Глава 1. Обработка информации в электронных таблицах
§ 1.Табличный процессор. Основные сведения
1. Объекты табличного процессора и их свойства
2. Некоторые приёмы ввода и редактирования данных
3. Копирование и перемещение данных
§2. Редактирование и форматирование в табличном
процессоре
1. Редактирование книги и электронной таблицы
2. Форматирование объектов электронной таблицы
§3. Встроенные функции и их использование

1. Общие сведения о функциях
2. Математические и статистические функции
3. Логические функции
4. Финансовые функции
5. Текстовые функции
§ 4. Инструменты анализа данных
1. Диаграммы
2. Сортировка данных
3. Фильтрация данных
4. Условное форматирование
5. Подбор параметра
Базы данных
11 класс
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица –
Глава 3. Информационное моделирование
представление сведений об однотипных объектах. Поле,
§12. База данных как модель предметной области
запись. Ключевые поля таблицы. Связи между
1. Общие представления об информационных системах
таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах
2. Предметная область и её моделирование
данных. Сортировка данных.
3. Представление о моделях данных
Создание, ведение и использование баз данных при
4. Реляционные базы данных
решении учебных и практических задач.
§13. Системы управления базами данных
1. Этапы разработки базы данных
2. СУБД и их классификация
3. Работа в программной среде СУБД
4. Манипулирование данными в базе данных
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые
протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет.
Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с

11 класс
Глава 4. Сетевые информационные технологии
§14. Основы построения компьютерных сетей
1. Компьютерные сети и их классификация
2. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных
сетей

сервером.
Динамические
страницы.
Разработка
интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет.
Использование языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет.
Геолокационные сервисы реального времени (локация
мобильных телефонов, определение загруженности
автомагистралей
и
т.п.);
интернет-торговля;
бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного
взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет:
правила поведения в киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации.
Информационная
культура.
Государственные
электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения.
Открытые образовательные ресурсы.
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных
информационных системах (АИС),
компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы
защиты информации и информационной безопасности
АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты
и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с
использованием
ИКТ.
Правовое
обеспечение
информационной безопасности.

3. Работа в локальной сети
4. Как устроен Интернет
5. История появления и развития компьютерных сетей
§15. Службы Интернета
1. Информационные службы
2. Коммуникационные службы
3. Сетевой этикет
§16. Интернет как глобальная информационная система
1. Всемирная паутина
2. Поиск информации в сети Интернет
3. О достоверности информации, представленной на вебресурсах
11 класс
Глава 5. Основы социальной информатики
§17. Информационное общество
1. Понятие информационного общества
2. Информационные ресурсы, продукты и услуги
3. Информатизация образования
4. Россия на пути к информационному обществу
11 класс
Глава 5. Основы социальной информатики
§18. Информационное право и
информационная безопасность
1. Правовое регулирование в области информационных
ресурсов
2. Правовые нормы использования программного обеспечения
3. О наказаниях за информационные преступления
4. Информационная безопасность
5. Защита информации

Тематическое планирование
Таблица 3
№ Название
тематического
блока в
соответствии с
ФГОС СОО
Введение.
1 Информация
и
.
информационные
процессы

2
.

3
.

4
.
5
.

Название темы

Количество часов
Общее

Теория

Практика

Информация и информационные
процессы

6/15

3/7

3/8

5/6

3/3

2/3

5/9

2/3

3/6

6/12

2/3

4/9

9/13

5/6

4/7

8/23

5/10

3/13

Алгоритмы
и
элементы
программирования

Компьютер и его программное
обеспечение
Современные
технологии
создания
и
обработки
информационных объектов
Обработка
информации
в
электронных таблицах
Представление информации в
компьютере
Элементы теории множеств и
алгебры логики
Алгоритмы
и
элементы
программирования
Информационное моделирование

11/20

5/8

6/12

6/16

3/6

3/10

Информационнокоммуникационные

Сетевые
технологии

5/9

2/4

3/5

Использование
программных
систем и сервисов

Математические
основы
информатики

информационные

6
.

технологии. Работа
Основы
в информационном
информатики
пространстве
Резерв учебного времени
Итого:

социальной

4/5

2/2

2/3

5/12

2/4

3/8

70/140

34/56

35684

Виды учебно-познавательной деятельности учащихся
На уроках информатики и при выполнении домашних заданий учащимся
могут быть предложены следующие основные виды деятельности:
 слушание объяснений учителя;
 просмотр мультимедийных презентаций, видеороликов, других учебных
видеоматериалов;
 участие в дискуссии по изучаемому материалу;
 самостоятельная работа с учебником;
 анализ таблиц, схем, графиков, чертежей и других информационных
моделей;
 анализ проблемных ситуаций;
 построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных;
 отбор и сравнение материала из нескольких источников;
 самостоятельная работа с интерактивным программным обеспечением;
 работа с раздаточным материалом;
 моделирование;
 систематизация учебного материала;
 решение текстовых количественных и качественных задач;
 разработка алгоритмов решения задач;
 запись алгоритмов на языке программирования;
 редактирование программ;
 выполнение исследовательских заданий индивидуально / в паре / в
группе;
 выполнение фронтальных лабораторных работ;
 выполнение работ компьютерного практикума;
 подготовка сообщений, докладов и рефератов, подготовка презентаций
по заданной теме;
 слушание и анализ ответов или выступлений одноклассников;
 выполнение контрольных заданий;
 оценка своих достижений на уроке;
В таблице 4 представлена детализация ряда основных видов учебнопознавательной деятельности учащихся при изучении на базовом уровне
каждого тематического блока курса информатики в 10–11 классах.

Таблица 4
№

1.

Название тематического
блока в соответствии с ПОО
СОО
Введение. Информация и
информационные процессы

Виды деятельности
Аналитическая деятельность:
Анализировать
сущность
понятий
«информационная
культура»
и
«информационная грамотность».
Выявлять этапы работы с информацией.
Классифицировать виды информации по принятому основанию.
Оценивать информацию с позиции ее свойств.
Выявлять различия в алфавитном и содержательном подходах к измерению
информации.
Приводить примеры систем и их компонентов.
Приводить примеры информационных процессов и информационных связей в
системах различной природы.
Приводить примеры задач обработки информации разных типов.
Комментировать общую схему процесса обработки информации.
Приводить примеры равномерных и неравномерных кодов.
Комментировать схему передачи информации по техническим каналам связи.
Приводить примеры информационных носителей
заданной емкости.
Моделировать процессы управления в реальных системах; выявлять каналы
прямой и обратной связи и соответствующие информационные потоки.
Практическая деятельность:
Выполнять работу по свертыванию большого объема текстовой информации с
помощью графической формы (кластера, интеллект-карты и др.).
Решать задачи на определение количества информации, содержащейся в
сообщении, применяя содержательный и алфавитный подходы.
Переходить от одних единиц измерения информации к другим.
Решать задачи, связанные с выделением основных информационных процессов в

реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).
Кодировать и декодировать сообщения по предложенным правилам.
Строить префиксные коды.
Определять максимально возможное количество слов фиксированной длины
определённого алфавита.
Решать задачи методом половинного деления.
Вычислять скорость передачи информации.
2.

Математические
информатики

основы

Аналитическая деятельность:
Классифицировать системы счисления.
Выполнять сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления.
Перечислять элементы, образующие пересечение, объединение, дополнение
заданных перечислением нескольких множеств.
Приводить примеры элементарных и составных высказываний.
Проводить анализ таблиц истинности.
Различать высказывания и предикаты.
Устанавливать связь между алгеброй логики и теорией множеств.
Определять понятия «модель», «моделирование».
Классифицировать модели по заданному основанию.
Приводить примеры моделей в повседневной жизни.
Определять цель моделирования в конкретном случае.
Определять адекватность модели цели моделирования в конкретном случае.
Приводить примеры использования графов, деревьев, списков при описании
объектов и процессов окружающего мира.
Характеризовать игру как модель некоторой ситуации.
Приводить примеры жизненных ситуаций, моделью которых может быть игра.
Давать определение выигрышной стратегии.
Практическая деятельность:
Переводить целые числа и конечные десятичные дроби в систему счисления с
основанием q.

Осуществлять «быстрый» перевод чисел между двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системами счисления.
Строить таблицы сложения и умножения в заданной позиционной системе
счисления.
Выполнять сложение, умножение, вычитание и деление чисел, записанных в
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.
Подсчитывать количество единиц в двоичной записи числа, являющегося
результатом суммирования и / или вычитания степеней двойки.
Представлять целые и вещественные числа в форматах с фиксированной и
плавающей запятой.
Изображать графически пересечение, объединение, дополнение 2-3 базовых
множеств.
Подсчитывать мощность пересечения, объединения, дополнения нескольких
множеств известной мощности.
Вычислять значения логических выражений с логическими операциями
конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, импликация, строгая
дизъюнкция, эквиваленция, инверсия.
Строить таблицы истинности.
Осуществлять эквивалентные преобразования логических выражений с
использованием законов алгебры логики.
Осуществлять построение логического выражения с данной таблицей истинности
и его упрощение.
Решать логическую задачу одним из известных способов.
Решать простые логические уравнения.
Использовать графы, деревья, списки при описании объектов и процессов
окружающего мира.
Применять алгоритмы нахождения кратчайших путей между вершинами
ориентированного графа.
Применять алгоритмы определения количества различных путей между
вершинами графа.

3.

Алгоритмы
и
программирования

элементы

Строить выигрышные стратегии в заданной игровой ситуации.
Исследовать готовую компьютерную модель по выбранной теме.
Строить и исследовать математическую модель «хищник-жертва».
Строить и исследовать стохастическую модель «Генератор случайных чисел».
Аналитическая деятельность:
Выделять этапы решения задачи на компьютере. Пояснять сущность
выделенных этапов.
Определять понятия «алгоритм» и «исполнитель алгоритма».
Называть свойства алгоритма и пояснять на примерах их сущность.
Выбирать способ записи алгоритма в зависимости от решаемой задачи.
Пояснять понятия «вычислительный процесс», «сложность алгоритма»,
«эффективность алгоритма».
Давать оценку сложности известных алгоритмов.
Приводить примеры эффективных алгоритмов.
Выяснять результат работы алгоритма для исполнителя при заданных
исходных данных и исходные данные для известного результата.
Определять результат выполнения алгоритма по его блок-схеме.
Приводить примеры алгоритмов, содержащих последовательные, ветвящиеся и
циклические структуры.
Анализировать циклические алгоритмы для исполнителя.
Анализировать интерфейс интегрированной среды разработки программ на
выбранном языке программирования.
Разбивать задачу на подзадачи.
Пояснять сущность рекурсивного алгоритма.
Находить рекурсивные объекты в окружающем мире.
Давать определение понятия «массив».
Приводить примеры одномерных, двумерных и трехмерных массивов.
Приводить примеры задач из повседневной жизни, предполагающих
использование массивов.
Осуществлять постановку задачи сортировки массивов.

Практическая деятельность:
Управлять работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
Строить блок-схемы последовательных алгоритмов по описанию.
Строить блок-схемы ветвящихся алгоритмов по описанию.
Строить блок-схемы циклических алгоритмов по описанию.
Записывать
алгоритмические
конструкции
на
выбранном
языке
программирования.
Записывать и отлаживать программы в интегрированной среде разработки
программ на выбранном языке программирования.
Разрабатывать и осуществлять программную реализацию алгоритмов решения
типовых задач:
 нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных
чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений)
элементов конечной числовой последовательности (или массива);
 анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
 решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа,
проверка числа на простоту и т.д.);
 работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный
поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка
элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов
массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию,
нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения и
др.
Проверять работоспособность программ с использованием трассировочных
таблиц.
Оформлять логически целостные или повторяющиеся фрагменты программы в
виде подпрограмм.
Программировать рекурсивные алгоритмы.
Определять значение рекурсивного алгоритма.

4.

Использование программных
систем и сервисов

Аналитическая деятельность:
Выбирать конфигурацию компьютера в зависимости от решаемой задачи.
Классифицировать компьютерную графику.
Характеризовать основные редакторы создания презентаций.
Исследовать математические модели.
Приводить примеры использования баз данных.
Характеризовать базу данных как модель предметной области.
Исследовать геоинформационные модели.
Давать общую характеристику искусственного интеллекта и систем
искусственного интеллекта.
Приводить примеры использования методов искусственного интеллекта.
Практическая деятельность:
Работать с графическим интерфейсом ОС, стандартными и служебными
приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и
антивирусными программами.
Использовать паролирование и архивирование для обеспечения защиты
информации.
Осуществлять кодирование текстовой информации с помощью кодировочных
таблиц.
Осуществлять сжатие информации с помощью кода Хаффмана.
Разрабатывать структуру документа.
Создавать гипертекстовый документ.
Использовать средства автоматизации при создании документа.
Применять правила цитирования источников и оформления библиографических
ссылок.
Осуществлять проверку созданного документа в системе антиплагиата.
Принимать участие в коллективной работе над документом.
Выполнять преобразование растровых изображений с целью оптимизации
размера изображения, корректировки цветовых кривых, яркости, контрастности.
Осуществлять фильтрацию изображений средствами графического редактора.

5.

Информационнокоммуникационные
технологии. Работа в
информационном
пространстве

Определять размеры графических файлов при известных глубине цвета и
цветовой палитре.
Определять размеры звуковых файлов при известных частоте дискретизации,
глубине кодирования звука и других характеристиках звукозаписи.
Обрабатывать изображения и звуки с использованием интернет- и мобильных
приложений.
Создавать мультимедийные презентации.
Решать расчетные и оптимизационные задачи с помощью электронных таблиц.
Использовать средства деловой графики для наглядного представления данных.
Использовать сортировки и фильтры.
Проектировать многотабличную базу данных.
Осуществлять ввод и редактирования данных.
Осуществлять сортировку, поиск и выбор данных в готовой базе данных.
Формировать запросы на поиск данных в среде системы управления базами
данных.
Аналитическая деятельность:
Выявлять общее и различия в организации локальных и глобальных
компьютерных сетей.
Пояснять принципы построения компьютерных сетей.
Приводить примеры сетевых протоколов с определенными функциями.
Анализировать адреса в сети Интернет.
Характеризовать систему доменных имен.
Характеризовать структуру URL
Характеризовать структуру веб-страницы.
Описывать взаимодействие веб-страницы с сервером.
Приводить примеры различных видов деятельности в сети Интернет.
Описывать социально-экономические стадии развития общества.
Характеризовать информационное общество, выделять его основные черты.
Анализировать Декларацию принципов построения информационного общества,
раскрывать суть изложенных в ней принципов.

Давать определения понятиям «информационный ресурс»? «информационный
продукт», «информационная услуга».
Приводить примеры государственных информационных ресурсов.
Выявлять отличия информационных продуктов от продуктов материальных.
Соотносить информационные ресурсы и услуги с секторами информационного
рынка.
Характеризовать информационно-образовательную среду своей школы, оисывая
имеющееся техническое оснащение, программное обеспечение и их использование
учителями и школьниками.
Выделять основные этапы развития информационного общества в России.
Характеризовать возможности социальных сетей.
Формулировать правила поведения в социальных сетях.
Анализировать законодательную базу, касающуюся информационных ресурсов.
Отвечать на конкретные вопросы, используя тексты нормативных документов.
Соотносить виды лицензий на использование программного обеспечения и
порядок его использования и распространения.
Характеризовать сущность понятий «информационная безопасность», «защита
информации».
Формулировать основные правила информационной безопасности.
Практическая деятельность:
Работать с электронной почтой.
Настраивать браузер.
Работать с файловыми архивами.
Осуществлять поиск информации на заданную тему в основных хранилищах
информации.
Применять несколько способов проверки достоверности информации, найденной
в сети Интернет.
Разрабатывать веб-страницу на заданную тему.
Осуществлять публикацию готового материала в сети.

Календарно-тематическое планирование
10 класс
Номер
Тема урока
Параграф
урока
учебника
Информация и информационные процессы – 6 часов
1.
Информация.
Информационная
§1
грамотность
и
информационная
культура
2.
Подходы к измерению информации
§2

Планируемые
сроки
03.09

10.09

§3

17.09

4.

Информационные связи в системах
различной природы
Обработка информации

§4

24.09

5.

Передача и хранение информации

§5

01.10

3.

Обобщение
и
систематизация
§1–5
изученного материала
по
теме
«Информация
и
информационные
процессы».
Контрольная работа
Компьютер и его программное обеспечение – 5 часов
7.
История развития вычислительной
§6
техники
8.
Основополагающие
принципы
§7
устройства ЭВМ
9.
Программное обеспечение компьютера
§8
6.

10.

Файловая система компьютера

§9

08.10

15.10
22.10
05.11
12.11

Дата по факту

Обобщение
и
систематизация
§6–9
изученного
материала
по
теме
«Компьютер и его программное
обеспечение». Контрольная работа
Представление информации в компьютере – 9 часов
12.
Представление чисел в позиционных
§10
системах счисления
13.
Перевод чисел из одной позиционной
§11.1–11.4
системы счисления в другую
14.
«Быстрый»
перевод
чисел
в
§11.5
компьютерных системах счисления
15.
Арифметические
операции
в
§12
позиционных системах счисления
16.
Представление чисел в компьютере
§13
11.

19.11

26.11
03.12
10.12
17.12
24.12

17.

Кодирование текстовой информации

§14

14.01

18.

Кодирование
графической
информации
Кодирование звуковой информации

§15

21.01

§16

28.01

19.

Обобщение
и
систематизация
§10–16
изученного
материала
по
теме
«Представление
информации
в
компьютере». Контрольная работа
Элементы теории множеств и алгебры логики - 8 часов
21.
Некоторые
сведения из
теории
§17
множеств
22.
Алгебра логики
§18
20.

04.02

11.02
18.02

23.

Таблицы истинности

§19

25.02

24.

Основные законы алгебры логики

§20.1

04.03

Преобразование
логических
§20.2–20.3
11.03
выражений
26.
Элементы схемотехники. Логические
§21
18.03
схемы
27.
Логические задачи и способы их
§22
25.03
решения
28.
Обобщение
и
систематизация
§17–22
01.04
изученного
материала
по
теме
«Элементы теории множеств и алгебры
логики». Контрольная работа
Современные технологии создания и обработки информационных объектов – 5 часов
29.
Текстовые документы
§23
08.04
25.

30.

Объекты компьютерной графики

§24

22.04

31.

Компьютерные презентации

§25

29.04

§23–25

06.05

§23–25

13.05

Выполнение мини-проекта по теме
«Создание
и
обработка
информационных объектов»
33.
Обобщение
и
систематизация
изученного
материала
по
теме
«Современные технологии создания и
обработки
информационных
объектов». Контрольная работа
Итоговое повторение – 2 часа
32.

34.

Основные идеи и понятия курса

§1–25

20.05

35.

Итоговое тестирование

§1–25

27.05

11 класс
Номер
Тема урока
Параграф
урока
учебника
Обработка информации в электронных таблицах – 6 часов
1.
Табличный процессор. Основные
§1
сведения
2.
Редактирование и форматирование в
§2
табличном
процессоре
3.
Встроенные
функции
и
их
§3 (1, 2,5)
использование
4.
Логические функции
§3(3, 4)
5.

Инструменты анализа данных

§4

Обобщение
и
систематизация
§1–4
изученного материала по теме
«Обработка
информации
в
электронных таблицах». Контрольная
работа
Алгоритмы и элементы программирования – 9 часов
7.
Основные сведения об алгоритмах
§5
6.

8.

Алгоритмические структуры

9.

Запись
алгоритмов
на
программирования Паскаль

10.

Анализ программ с
трассировочных таблиц

языке

помощью

Планируемые
сроки
03.09
10.09

17.09
24.09
01.10
08.10

15.10

§6

22.10

§7(1, 2)

05.11

§7 (3)

12.11

Дата по факту

§7 (4)

19.11

§8 (1–3)

26.11

13.

Функциональный подход к анализу
программ
Структурированные типы данных.
Массивы
Задачи обработки массивов

§8 (4–5)

03.12

14.

Сортировка массивов

§8 (6)

10.12

15.

Структурное программирование

§9 (1, 2)

17.12

16.

Рекурсивные алгоритмы

§9 (3, 4)

24.12

§5–9

14.01

§10

21.01

Моделирование
на
графах.
Знакомство с теорией игр
База данных как модель предметной
области. Реляционные базы данных
Системы управления базами данных

§11

28.01

§12

04.02

§13

11.02

Проектирование и разработка базы
данных
Обобщение
и
систематизация
изученного материала по теме

§13

18.02

§10–13

25.02

11.
12.

Обобщение
и
систематизация
изученного материала по теме
«Алгоритмы
и
элементы
программирования».
Контрольная
работа
Информационное моделирование – 8 часов
18.
Модели и моделирование
17.

19.
20.
21.
22.
23.

«Информационное моделирование».
Контрольная работа
Сетевые информационные технологии – 5 часов
24.
Основы построения компьютерных
сетей
25.
Как устроен Интернет
26.

Службы Интернета

Интернет
как
глобальная
информационная система
28.
Обобщение
и
систематизация
изученного материала по теме
«Сетевые
информационные
технологии». Контрольная работа
Основы социальной информатики – 4 часа
29.
Информационное общество
27.

§14.1–14.3

04.03

§14.4

11.03

§15

18.03

§16

25.03

§14–16

01.04

§17

08.04

30.

Информационное право

§18.1–18.3

22.04

31.

Информационная безопасность

§18.4

29.04

§17–18

06.05

§1–18

13.05

Обобщение
и
систематизация
изученного материала по теме
«Основы социальной информатики».
Контрольная работа
Итоговое повторение
33.
Основные идеи и понятия курса
32.

34–35.

Итоговая контрольная работа

20.05

Материально-техническое, программное и учебно-методическое
обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
должно обеспечивать возможность:
 реализации индивидуальных учебных планов учащихся, осуществления
самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
 включения учащихся в проектную и учебно-исследовательскую
деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с
использованием учебного лабораторного оборудования, виртуальных
лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и
коллекций учебных объектов;
 проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым
управлением и обратной связью, с использованием конструкторов;
 программирования;
 доступа к информационным ресурсам Интернета, учебной и
художественной
литературе,
коллекциям
медиа-ресурсов
на
электронных носителях, к множительной технике для тиражирования
 учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов,
результатов творческой, научно-исследовательской и проектной
деятельности учащихся;
 размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности учащихся в информационно-образовательной
среде образовательного учреждения.
Помещение кабинета информатики должно удовлетворять
требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено
типовым оборудованием, в том числе техническими средствами обучения,
указанными в требованиях, а также специализированной учебной мебелью.
Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности
учащихся в школе является установка в кабинете информатики 15–18
компьютеров (рабочих мест) для учащихся и одного компьютера (рабочего
места) для места педагога. Кроме того, в кабинете информатики должны
быть:
 принтер на рабочем месте учителя;
 сканер на рабочем месте учителя;
 проектор (интерактивная доска) на рабочем месте учителя.
Основным оборудованием кабинета информатики являются
настольные (стационарные) или переносные компьютеры. Возможна также
реализация компьютерного класса с использованием клиент-серверной
технологии «тонкого клиента». Все компьютеры должны быть объединены
в единую сеть с выходом в Интернет. Возможно использование сегментов
беспроводной сети. Для управления доступом к ресурсам Интернет и

оптимизации трафика должны быть использованы специальные
аппаратные и программные средства, реализующие функциональность
маршрутизатора и межсетевого экрана.
Для обеспечения удобства работы учащихся с цифровыми ресурсами
рекомендуется использовать файловый сервер, входящий в состав
материально-технического
обеспечения
всего
образовательного
учреждения. Каждому учащемуся для индивидуальной работы должен
быть выделен персональный каталог в дисковом пространстве
коллективного пользования, защищённый паролем от доступа других
учащихся.
Каждому учащемуся должна быть предоставлена возможность
использования на своем рабочем месте нижеперечисленного системного и
прикладного программного обеспечения.
Программное обеспечение: операционная система; файловый
менеджер; антивирусная программа; программа-архиватор; клавиатурный
тренажер; интегрированное офисное приложение, включающее текстовый
редактор, программу работы с электронными таблицами, растровый и
векторный графические редакторы, программу разработки презентаций;
звуковой редактор; простая геоинформационная система, виртуальные
компьютерные лаборатории; программа-переводчик; система оптического
распознавания текста; программа распознавания речи; программа
мультимедиа проигрыватель; почтовый клиент; браузер; программа
общения в режиме реального времени; системы программирования.
Такое программное обеспечение, как файловый менеджер, почтовый
клиент, браузер и др. может использоваться как в составе операционной
системы, так и устанавливаемое дополнительно.
Система программирования должна обеспечивать возможность
комфортного освоения языка программирования из следующего перечня:
Школьный Алгоритмический Язык, Паскаль, Python, С++, С#, Java, в
рамках, предусмотренных требованиями ФГОС. Для этого система
программирования должна обладать:
 простым, понятным ученикам интерфейсом;
 доступной справочной подсистемой;
 средствами интерактивной отладки учебных программ, в том числе
функциями пошагового исполнения операторов, задания точек
останова, просмотра текущих значений переменных;
 возможностью получения информативных сообщений об ошибках
компиляции и выполнения.
Все программное обеспечение, используемое в кабинете
информатики и информационных технологий, должно быть лицензировано
и использоваться в строгом соответствии с условиями лицензии.
Перечень
компонентов
учебно-методического
комплекта
по
информатике для 10–11 классов (авторы: Босова Л. Л,, Босова А.Ю.,
издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»):

1. Информатика. Базовый уровень : учебник для 10 класса / Л.Л. Босова,
А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
2. Информатика. Базовый уровень : учебник для 11 класса / Л.Л. Босова,
А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
3. Информатика. 10 класс: самостоятельные и контрольные работы / Л.Л.
Босова, А.Ю. Босова, А.А. Лобанов, Т.Ю. Лобанова. – М. : БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2019.
4. Информатика. 11 класс: самостоятельные и контрольные работы / Л.Л.
Босова, А.Ю. Босова, Н.А. Аквилянов. – М. : БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2019.
5. Информатика. 10 класс. Электронная форма учебника Босовой Л.Л.,
Босовой А.Ю. (Полная версия).
6. Информатика. 11 класс. Электронная форма учебника Босовой Л.Л.,
Босовой А.Ю. (Полная версия).
7. Информатика 10-11 классы. Компьютерный практикум / Л.Л. Босова,
А.Ю. Босова, Е.А. Мирончик, И. Дж. Куклина. – М. : БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2019.
8. Информатика 10-11 классы. Базовый уровень : методическое пособие /
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Н.Е. Аквилянов, Е.А. Мирончик, И. Дж.
Куклина. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
9. Бутягина К.Л. Информатика. 10–11 классы. Примерные рабочие
программы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый и
углубл. уровни / К.Л. Бутягина. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Критерии оценивания
Оценка практических работ
«5»:
 выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности действий;
 проводит работу в условиях, обеспечивающих получение
правильных результатов и выводов;
 соблюдает правила техники безопасности;
 в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы,
рисунки, чертежи, графики, вычисления;
 правильно выполняет анализ ошибок.
«4»:
 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3
недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
«3»:
 работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков,
что позволяет получить правильные результаты и выводы;
 в ходе проведения работы были допущены ошибки.
«2»:

 работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не
позволяет сделать правильных выводов;
 работа проводилась неправильно.
Оценка устных ответов
«5»:
 правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и
истолкование основных понятий;
 правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и
записывает программу;
 строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми
примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
 может установить связь между изучаемым и ранее изученным
материалом из курса информатики, а также с материалом,
усвоенным при изучении других предметов.
«4»:
 ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на
оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых
примеров, без применения знаний в новой ситуации, без
использования связей с ранее изученным материалом и материалом,
усвоенным при изучении других предметов;
 учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и
может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью
учителя.
«3»:
 правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются
отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
 умеет применять полученные знания при решении простых задач по
готовому алгоритму;
 допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более
одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех
негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
 допустил четыре-пять недочетов.
«2»:
 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и
умениями в соответствии с требованиями программы и допустил
больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка тестовых работ
Оценка
5
4

Проценты
100-80
79-60

3
2

59-40
0-39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».