УО 5-6 кл ИЗО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЫШМИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«БОРОВЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПРИНЯТА
на заседании педагогического совета
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»
Протокол от «17» июня 2021 № 5/4

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»
от «17» июня 2021 № 124

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИЗО
для 5-6 классов
Приложение к основной адаптированной образовательной
программе основного общего образования
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»

Составитель: учитель ИЗО
Чистополова М.В.
I квалификационная категория

2021 год

1. Пояснительная записка.
Адаптированная основная общеобразовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Изобразительное
искусство» 5-6 класс разработана с учётом особенностей психофизического развития учащихся, индивидуальных возможностей и обеспечивает
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Рабочая программа разработана на основе рекомендаций ПМПК. При разработке
рабочей программы использована Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией
доктора педагогических наук В. В. Воронковой. – М.: «Просвещение» 2010 г. и учтены требованиями Федерального Государственного
образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.), Учебного плана МБОУПГО
«Боровлянская СОШ».
Одной из важнейших и актуальных задач коррекционной школы является улучшение психического состояния обучающихся, коррекция
эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации. Данная программа позволяет организовать урочную работу
по изобразительному искусству с учащимися с умственной отсталостью.
Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического
развития личности и является важным неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.
Школьный курс по изобразительному искусству в 5,6 классах направлен на продолжение решения следующих основных
задач: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной
школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных
сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной реализуются в процессе обучения всем предметам.
Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как линии развития личности ученика средствами
предмета:
– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных
жизненно-практических задач;
– формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в
количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;
– содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;
последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно
повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала;
-- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и
совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук,
образного мышления
Задачи курса изобразительного искусства в 5,6 классах, состоят в том, чтобы:
– сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по
представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;
– сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения,
применения в практической деятельности и в будущей профессии;
2

– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их
познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных
возможностей каждого ученика.
- развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях
изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий);
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
- моторики пальцев;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Обучение изобразительному искусству в по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью имеет свою специфику. У
воспитанников с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации
различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости
является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному
искусству предусматривается концентрическое распределение материала.. Постоянное повторение изученного материала сочетается с
пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение
изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки
изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и
двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и
привычек.
Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по
себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный
способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта
приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.
Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и
культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной
3

личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной
системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.
Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также
воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать
свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,
является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный тематический принцип группировки материала,
предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала, количество контрольных и проверочных работ.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение следующих разделов: "Обучение
композиционной деятельности", "Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию",
"Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи", "Обучение восприятию произведений
искусства". Выделение этих направлений работы позволяет распределять по годам программное содержание обучения при соблюдении
последовательности усложнения учебных задач.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно Учебному плану МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ» всего на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в
основной школе выделяется 102 часа, из них в 5,6 классах - 68 часов, 1 час в неделю 34 в год, (34 учебные недели в каждом классе).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Так как одной из основных задач обучения детей с умственной отсталостью по адаптированной программе ставит подготовку учащихся к
жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся
практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся
с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными
явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями.
Обучение изобразительному искусству невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому
на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное
комментирование предметно-практической деятельности и действий с предметами, формами.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по изобразительному искусству, который доступен большинству
учащихся, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Для отстающих учащихся, нуждающихся в дифференцированной
помощи со стороны учителя, настоящая программа определяет упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.
В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у учащихся предполагается формирование
универсальных
учебных
действий (личностных,
познавательных,
регулятивных,
коммуникативных), позволяющих
достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов.
4

На первый план при изучении курса изобразительного искусства выносится задача совершенствования познавательной, эмоциональноволевой и двигательной сферы учащихся.
Личностными результатами изучения курса являются:
 Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности:
 Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
 Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах искусства
 Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление опыта эстетического переживания;
 Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы
 Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:

В развитии художественно образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;

В развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, художественной интуиции,;

В формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным; планировать свою работу,
осуществлять самоконтроль

В совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.
В области предметных результатов обучающемуся предоставляется возможность научиться:
 В познавательной сфере:
- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и
общества;
- осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимать особенности разных видов
изобразительного искусства;
-различать изученные виды и жанры искусств;
- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного образа, произведения искусства
- формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез;
развивать способности к обобщению и конкретизации
- создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
 В ценностно-ориентационной сфере:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, представлять систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем
многообразии их видов и жанров;
- уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять
эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей,
представленных в произведениях искусства.
 В коммуникативной сфере:
- формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной
и письменной речи (: школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), давать полный словесный отчет о
5

выполненных действиях, выполнении графических действий или задания по декоративно-прикладному изображению, формулировать (при
помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия,
обосновывают этапы выполнения работы).
 В эстетической сфере:
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию;
- воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа;
формировать эстетический кругозор
 В трудовой сфере:
- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности
- овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.
Учащимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные
косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции
мышления и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя,
поэтому для формирования у них представлений о форме предметов, цветоведении, перспективном построении рисунка, композиции и др.
требуется развернутость всех этапов формирования умственных действий. Многие проблемы в обучении рисунку и многие ошибки в
изображении предметов и выполнении других заданий снимаются, если учащиеся умеют контролировать свою деятельность. Формирование
элементов учебной деятельности успешно корригируется в процессе специально организованного обучения, когда школьник сначала при
помощи учителя, а затем и самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану,
контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат.
При обучении изобразительному искусству общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в
условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются комплексно при осуществлении тесной связи изобразительного искусства с
другими учебными предметами, особенно с трудом, математикой, литературой.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у учащихся с ОВЗ должны сформироваться как
предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться
только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и
алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации. Когда действия учеников мотивированы, когда они смогут
полученные на уроках рисования знания применять в своей повседневной или трудовой деятельности, качество усвоения материала возрастает.
Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом необходимо
понимать, что необходимо эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования.
Рассматриваемый курс изобразительного искусства предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных
образовательных технологий.
Особенностью расположения материала в программе является наличие подготовительных упражнений, которые подводят учащихся к
формированию того или иного понятия. Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять
6

дифференцированный подход в обучении в зависимости, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения учащимися
графическими умениями и навыками знаниями, а с другой – от учета их потенциальных возможностей.
5. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества
усвоения художественных представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры
дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках.
Каждый урок изобразительного искусства оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими
средствами обучения.
Основные формы работы:
урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Для решения задач, поставленных программой, предусмотрены четыре вида занятий:
- рисование с натуры
- декоративное рисование;
- рисование на тему;
-беседы об изобразительном искусстве.

5 класс
Рисование с натуры
Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных
частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения
рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование
средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в
краску.
Декоративное рисование.
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование
умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и
гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения).
Рисование на темы.
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно
располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе
прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми
красками.
Беседы об изобразительном искусстве.
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия
о художественных средствах, развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений
7

изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и
своеобразие декоративно-прикладного искусства.
Содержание программы
(5 класс)
№ п/п

Название раздела

Количест

Коррекционная работа

во часов
1

Рисование с натуры

8ч

Развивать

осознанное

восприятие,

слуховое

внимание,

художественный вкус в процессе обсуждения формы, постановки
предметов натюрморта. Способствовать правильному распределению
внимания и расширению кругозора.
2

Декоративное рисование

13 ч

Развивать мелкую моторику рук и глазомер при

выполнении

практических работ. Развивать переключаемость внимания с одного вида
деятельности на другой.
3

Рисование на темы

4ч

Активизировать воображение и образное мышление при рисовании
на темы, опираясь на жизненный опыт учащихся. Развивать связную и
обоснованную речь в процессе составления сюжета и продумывании
композиции рисунка. Корригировать поведенческие навыки.

4

Беседы об изобразительном
искусстве

9ч

Способствовать развитию осознанного восприятия и мыслительной
деятельности

при

соприкосновении

рассмотрении
с

искусством.

художественных
Корригировать

произведений,
внимание

и

поведенческие навыки в процессе практического повторения изученного.
Расширять словарный запас и связную речь.
Итого

34 ч

8

6 класс
Рисование с натуры.
Закрепление умений и навыков, полученных учащимися в 5 классе; развитие у школьников эстетического восприятия окружающей жизни,
путем показа красоты форм предметов; совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение детей последовательному анализу
предмета, определяя его общую форму (округлая, прямоугольная и т.д), пропорции, связь частей между собой, цвет; развитие умения в
определенной последовательности (от общего к частному) строить изображение, предварительно планируя свою работу; пользоваться
простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; передавать в рисунке объемную форму предметов доступными
учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.
Декоративное рисование.
Закрепление умений и навыков полученных ранее; раскрытие практического и общественного полезного значения работ декоративного
характера; формирование понятия о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у детей художественного вкуса и
умения стилизовать природные формы; формирование элементарных представлений о приемах выполнения простейшего шрифта по клеткам;
совершенствование умения и навыка пользоваться материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов.
Рисование на темы.
Развитие и совершенствование у учащихся способности отражать свои наблюдения в рисунке; обучение умению продумывать и
осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга,
передавая связное содержание; развитие умения отражать в рисунке свое представление об образах литературного произведения; развитие
творческого воображения; совершенствование умения работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве.
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; выработка умения
высказываться по содержанию рассматриваемого произведения, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства,
которыми он пользовался; формирование представлений о своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства; ознакомление
учащихся с широко известными скульптурными произведениями; продолжение знакомства детей с народным декоративно-прикладным
искусством; развитие восприятия цвета и гармоничных цветовых сочетаний.

9

Содержание программы, 6 класс
№ п/п

Название раздела

Количест

Коррекционная работа

во часов
1

Рисование с натуры

13 ч

Развивать осознанное восприятие, слуховое внимание, художественный
вкус в процессе обсуждения формы, постановки предметов натюрморта.
Способствовать

правильному

распределению

внимания

и

расширению

кругозора.
2

Декоративное рисование

7ч

Развивать мелкую моторику рук и глазомер при выполнении практических
работ. Развивать переключаемость внимания с одного вида деятельности на
другой.

3

Рисование на темы

7ч

Активизировать воображение и образное мышление при рисовании на
темы, опираясь на жизненный опыт учащихся. Развивать связную и
обоснованную речь в процессе составления сюжета и продумывании
композиции рисунка. Корригировать поведенческие навыки.

4

Беседы об изобразительном
искусстве

7ч

Способствовать
деятельности

развитию

при

осознанного

рассмотрении

восприятия

художественных

и

мыслительной
произведений,

соприкосновении с искусством. Корригировать внимание и поведенческие
навыки

в

процессе

практического

повторения

изученного.

Расширять

словарный запас и связную речь.
Итого

34 ч

10

Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» в 5 классе
№

Тема

Предметные

Колво
часов

Коррекционный блок

1

Введение. Осень. «Беседа
на
тему
«Осень
в
произведениях
мастеров
народных художественных
промыслов и искусство
родного края»

Иметь представление о
народных художественных
промыслах, народных
мастерах.

1

Способствовать
правильному
распределению внимания и
расширению кругозора.

Наблюдать за
красотой родного
края.

2

Русская изба. Рисование
узора
в
полосе
из
повторяющихся элементов
(стилизованные
листья,
цветы, ягоды), в т.ч.
региональный компонент.

Уметь изображать
стилизованные изображения.
Знать способы создания
узоров из повторяющихся
элементов. Создавать
простые композиции.

1

Развивать мелкую моторику
рук и глазомер при
выполнении практической
работы.

Стилизовать форму
яблока и гриба.

3

Рисование
(овощи).

натуры. Уметь делить окружность на
три и четыре части, строить
простой геометрический
узор.
Внутренний мир русской Познакомиться с понятием
избы.
бытовая живопись.

1

Развивать мелкую моторику
рук и глазомер при
выполнении практической
работы
Развивать умение
анализировать форму
предмета.

Наблюдать как
украшением
предметов быта.

Декоративное рисование. Изобразить натюрморт из
Рисование
простого разделочной доски, колосков
натюрморта из предметов и подставки для салфеток.
быта.

1

4

5

с

1

Развивать умение
анализировать форму
предмета.

Дата

д/з

Назвать
обобщенную
форму книги,
стола, тумбочки.
Предложить
предметы быта для
натюрморта.

11

6

Русская
народная Рассмотреть понятие
вышивка.
Рисование симметрии. Выполнить
симметричного узора по рисунок бабочки.
образцу.

1

Развивать умение
анализировать форму
предмета, строить
симметричные композиции.

Наблюдать, где
можно встретить
симметричный
предмет.

7

Рисунок в
круге.Декоративное
рисование – узор в круге
из стилизованных
природных форм
Русский народный костюм.

Уметь стилизовать формы
предметов и составлять
композицию в круге.

1

Развивать мелкую моторику
рук и глазомер при
выполнении практической
работы.

Стилизовать форму
кувшина.

Уметь строить симметричные
изображения.

1

Развивать мелкую моторику
рук и глазомер при
выполнении практической
работы.
Расширять словарный запас
и связную речь.

Привести примеры
симметричных
предметов.

8

9

Древние
образы
в Иметь представление о
современных
народных народных промыслах
игрушках.
Дымковская Тюменской области.
игрушка.
Беседа
«Декоративноприкладное
искусство.
Керамика:
посуда,
игрушки,
малая
скульптура,
в
т.ч.
региональный компонент.

1

Рассмотреть дома
рисунки на
керамических
предметах посуды.

10

Рисование
с
натуры Познакомиться с
дорожных
знаков пиктографическим
треугольной формы
изображением.

1

Развивать аналитическое
мышление.

Наблюдать за
рисунками
дорожных знаков.

11

Рисование
с
натуры Знать особенности
объемного
предмета изображения предметов
конической формы.
конической формы.

1

Развивать пространственное
мышление.

Примести примеры
предметов
конической формы.

12

12

Беседа на тему «Народное Познакомиться с
декоративно-прикладное
Богородской деревянной
искусство».
(Богородска игрушкой.
деревянная игрушка)

1

Расширять словарный запас
и связную речь.

Повторить понятия
форма, фактура.

13

Беседа на тему «Народное Познакомиться с
декоративно-прикладное
особенностями двухцветной
искусство
(Гжель
– декоративной росписи.
голубая сказка)»

1

Расширять словарный запас
и связную речь.

Знать особенности
гжельской росписи.

14

Декоративное рисование – Познакомиться с
оформление новогоднего композицией
пригласительного билета.
пригласительного билета.

1

Развивать переключаемость
внимания с одного вида
деятельности на другой

15

Рисование
новогодних Рассмотреть различные идеи
карнавальных очков.
для оформления
карнавальных очков.

1

Развивать мелкую моторику
рук и глазомер при
выполнении практической
работы.

16

Рисование на тему: «Лес Научиться подбирать сюжет
зимой»,
в
т.ч. для тематической
региональный компонент.
композиции.

1

17

Беседа об изобразительном
искусстве «Картины
художников о школе,
товарищах, семье», в т.ч.
региональный компонент
Рисование
с
натуры
фигуры человека.

Рассмотреть репродукции
картин о школе, товарищах,
семье.

1

Способствовать
правильному
распределению внимания и
расширению кругозора.
Способствовать
правильному
распределению внимания и
расширению кругозора.

Знать особенности
композиции
пригласительного
билета.
Использовать на
новогоднем
карнавале очки
собственного
изготовления.
Выполнить
цветовое решение
композиции.

Рассмотреть пропорции
фигуры человека.

1

18

19

Рисование
на
тему: Научиться подбирать сюжет
«Новогодний карнавал»
для тематической
композиции.

1

Развивать умение
анализировать размера и
пропорции.
Развивать мелкую моторику
рук и глазомер при
выполнении практической
работы.

Назвать
репродукции
картин о школе,
товарищах, семье.
Назвать основные
пропорции фигуры
человека.
Выполнить
цветовое решение
композиции.

13

20

Рисование
на
тему: Научиться подбирать сюжет
«Зимние развлечения», в для тематической
т.ч.
региональный композиции.
компонент.

1

Развивать творческое
мышление и
художественный вкус.

Назвать любимые
зимние игры и
развлечения.

21

Рисование
цветочного
растением.

1

22

Рисование в квадрате узора Уметь создавать узор в
из растительных форм, в квадрате.
т.ч.
региональный
компонент

1

Развивать мелкую моторику
рук и глазомер при
выполнении практической
работы.
Развивать мелкую моторику
рук и глазомер при
выполнении практической
работы.

Перечислить
названия известных
комнатных
растений.
Наблюдать за
красотой
окружающего
мира.

23

Рисование
с
натуры Научиться рисовать
объемного
предмета объемный предмет
прямоугольной формы.
прямоугольной формы.

1

24

Беседа об изобразительном Рассмотреть репродукции
искусстве на тему «Мы картин о ВОв.
победили».

1

Назвать предметы,
имеющие
прямоугольную
форму.
Назвать картины о
ВОВ.

25

Декоративное рисование
плаката «8 марта».

Научиться подбирать сюжет
для тематической
композиции.

1

Развивать мелкую моторику
рук и глазомер при
выполнении практической
работы.
Способствовать
правильному
распределению внимания и
расширению кругозора.
Развивать чувства добра и
желания дарить подарки
близкому человеку.

26

Иллюстрирование отрывка Научиться подбирать сюжет
из
литературного для тематической
произведения.
композиции.

1

Развивать творческое
мышление и чувство
красоты.

Выполнить
цветовое решение
композиции.

27

Рисование
с
натуры Уметь анализировать и
игрушки (транспорт)
изображать форму.

1

Развивать мелкую моторику
рук и глазомер при
выполнении практической
работы.

Проанализировать
форму игрушечной
пирамидки.

с
натуры Научиться анализировать
горшка
с форму и составлять
композицию рисунка.

Подарить плакат
маме.

14

28

Беседа об изобразительном Рассмотреть репродукции
искусстве на тему: о картин о подвиге советских
Великой
Отечественной людей в голы ВОв.
войне

1

Расширять словарный запас
и связную речь.

Назвать картины о
подвиге советских
людей в годы ВОв.

29

Декоративное рисование Рассмотреть требования к
плаката «День Победы»
составлению плаката.

1

Развивать переключаемость
внимания с одного вида
деятельности на другой

30

Рисование симметричных Научиться рисовать
форм: насекомые, в т.ч. симметричные формы
региональный компонент.
насекомых.

1

31

Рисование
с
натуры Научиться рисовать
весенних
цветов подснежники.
несложных форм, в т.ч.
региональный компонент.

1

Развивать мелкую моторику
рук и глазомер при
выполнении практической
работы.
Развивать переключаемость
внимания с одного вида
деятельности на другой

Подарить плакат
ветерану или
поздравить
родителей.
Выполнить
цветовое решение
божьей коровки.

32

Составление узора в круге Научиться делить круг на
с применением осевых равные части и составлять
линий и использованием узор в круге.
переработанных
природных форм.

1

Развивать мелкую моторику
рук и глазомер при
выполнении практической
работы.

Повторить прием
деления
окружности на три
равных части.

33

Беседа об изобразительном
искусстве на тему
«Картины о природе»

Рассмотреть репродукции
картин русских художников.

1

34

Беседа об изобразительном Узнать об истории создания
искусстве «Третьяковская Третьяковской галереи
галерея»
1. Б
е

1

Способствовать
правильному
распределению внимания и
расширению кругозора.
Расширять словарный запас
и связную речь.

Назвать фамилии
художников,
которые рисовали
русские пейзажи.
Посетить музей
или выставку
вместе с
родителями.

Подарить рисунок
своей маме.

15

Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» в 6 классе
№

Тема

Предметные

Колво
часов

Коррекционный блок

Дата

д/з

1

«Неживая
природа Узнать о русских народных
оживает…» Беседа на тему игрушках.
«Декоративно-прикладное
искусство.
Народные
игрушки»,
в
т.ч.
региональный компонент.

Расширять словарный запас
и связную речь

Найти в интернете
картинки народных
игрушек.

2

Палитра
цветов. Рассмотреть схему
Составление
сетчатого составления узора ткани.
узора для детской ткани
(стилизация форм)

Развивать мелкую моторику
рук и глазомер при
выполнении практической
работы.

Наблюдать за
рисунком на
тканях.

3

«Сказка
осени». Научиться рисовать осенние
(акварель).
Рисование листья вливая цвет в цвет.
осенних листьев.

Развивать чувство цвета.

Собрать гербарий
из осенних листьев.

4

Пятно
как
средство Научиться составлять
выражения. Композиция композицию натюрморта.
как ритм пятен. Рисование
несложного натюрморта из
фруктов

Развивать мелкую моторику
рук и глазомер при
выполнении практической
работы.

Найти определение
слова «натюрморт»
в Википедии.

5

Мир
моря.
Рисование Научиться составлять
несложного натюрморта.
композицию натюрморта.

Развивать мелкую моторику
рук и глазомер при
выполнении практической
работы.

Ответить на
вопрос: «Можно ли
натюрморт
нарисовать одним
цветом?»

16

6

Урок – видео. Цвет в Научиться составлять
произведениях живописи. симметричные узоры.
Декоративное рисование –
составление
симметричного узора.

Развивать мелкую моторику
рук и глазомер при
выполнении практической
работы.

Привести примеры
симметричных
узоров в природе.

7

Рисование
в
полосе. Научиться выделять главное
Декоративное рисование – при составлении композиции
составление эскиза для пояса.
пояса.

Развивать творческое
мышление.

Найти образцы
расписных поясов.

8

«Музыка мечты». Беседа Узнать о возможностях
об
изобразительном живописи.
искусстве.

Расширять словарный запас
и связную речь

Найти в интернете
живописные
картины.

9

Цвет – основа языка Узнать о возможностях
живописи. Линия – основа живописи, графики
графики.
Беседа
об
изобразительном искусстве
«Живопись, графика».

Расширять словарный запас
и связную речь

Принести газету
или журнал.

10

Рисование
игрушек.

натуры Уметь анализировать форму
и выполнять рисунок по
памяти.

Развивать творческое
мышление и чувство
прекрасного.

Назвать свою
любимую игрушку.

11

Рисование
с
натуры Уметь анализировать форму
школьных
и выполнять рисунок по
принадлежностей.
памяти.

Развивать творческое
мышление и чувство
прекрасного.

Назвать
принадлежности
для черчения.

12

Рисование
дома
во Рассмотреть понятие
фронтальном положении, в фронтального изображения.
т.ч.
региональный
компонент.

Развивать мелкую моторику
рук и глазомер при
выполнении практической
работы.

Назвать
геометрические
формы в
конструкции дома.

с

17

13

Рисование на тему: «Что Уметь анализировать
мы видели на стройке».
окружающие предметы.

Развивать творческое
мышление и чувство
прекрасного.

Назвать
строительные
профессии.

14

Беседа
на
тему:
«Скульптура
как
вид
изобразительного
искусства»,
в
т.ч.
региональный компонент.

Расширять словарный запас
и связную речь

Назвать
скульптуры в честь
защитников
России.

15

Рисование
открытки.

Развивать творческое
мышление и чувство
прекрасного.

16

Изготовление новогодних Научиться работать в технике
карнавальных масок.
бумагопластики.

Развивать чувство
пропорции и умения
работать ножницами.

Подарить свою
авторскую
открытку близкому
человеку.
Разукрасить маску.

17

Рисование
с
натуры Уметь рисовать
плоскогранных предметов, плоскогранные предметы.
расположенных
ниже
уровня зрения.

Развивать творческое
мышление и чувство
прекрасного.

Назвать
плоскогранные
предметы.

18

Рисование
с
предметов
цилиндрической
расположенных
уровня зрения.

Развивать мелкую моторику
рук и глазомер при
выполнении практической
работы.

Назвать предметы
цилиндрической
формы

19

Беседа на тему: «Прошлое Рассмотреть репродукции
нашей
Родины
в картин об истории нашей
произведениях живописи», Родины.
в
т.ч.
региональный
компонент.

Расширять словарный запас
и связную речь

Назвать картины об
истории нашей
Родины.

Рассмотреть понятие
скульптура. Перечислить
материалы для создания
скульптур.

новогодней Научиться создавать
поздравительные открытки и
этикет поздравления.

натуры Уметь рисовать предмет
цилиндрической формы.
формы,
ниже

18

20

Рисование
с
натуры Уметь рисовать предмет
объемного
предмета конической формы.
конической формы.

21

Рисование
с
натуры Уметь анализировать и
объемного
предмета изображать форму предметов
сложной
комбинированной формы.
(комбинированной) формы
и
его
декоративное
оформление,
в
т.ч.
региональный компонент.

22

Тематический
рисунок Уметь составлять сюжет для
«Весенняя капель»
тематического рисунка.

Развивать творческое
мышление и чувство
прекрасного.

23

Рисование «ленточного» Познакомиться с
шрифта по клеткам.
пропорциями золотого
сечения.

24

Рисование буквицы.

Развивать мелкую моторику
рук и глазомер при
выполнении практической
работы.
Развивать творческое
мышление.

25

Рисование иллюстрации к Знать особенности
обложке книги.
составления эскиза обложки.

Развивать художественный
вкус.

Наблюдать за
обложками книг и
журналов.

26

Иллюстрирование отрывка Уметь составлять сюжет для
литературного
тематического рисунка.
произведения.

Развивать творческое
мышление и умения
выражать своими мысли
художественными
средствами.

Найти в тексте
слова – описания к
рисунку.

Научиться рисовать
художественный шрифт.

Развивать мелкую моторику
рук и глазомер при
выполнении практической
работы.
Развивать мелкую моторику
рук и глазомер при
выполнении практической
работы.

Назвать предметы
конической формы.

Назвать предметы
комбинированной
формы.

Наблюдать за
изменениями в
природе.
Написать свое имя.

Найти буквицы в
книгах.

19

27

Рисование по памяти и Уметь продумывать сюжет
представлению.
будущей картины.

Развивать творческое
мышление.

Нарисовать
рисунок на
свободную тему.

28

Рисование с натуры птиц, в Уметь анализировать форму
т.
ч.
региональный разных птиц разных пород.
компонент.

Наблюдать за
птицами в природе.

29

Рисование
цветов.

30

Тематический
рисунок Уметь составлять сюжет для
«Птицы – наши друзья».
тематического рисунка.

Развивать мелкую моторику
рук и глазомер при
выполнении практической
работы.
Развивать мелкую моторику
рук и глазомер при
выполнении практической
работы.
Развивать творческое
мышление.

31

Рисование
предмета
формы.

32

Беседа об изобразительном Познакомиться с картинами о
искусстве «О Великой ВОВ
Отечественной войне»

Развивать мелкую моторику
рук и глазомер при
выполнении практической
работы.
Расширять словарный запас
и связную речь.

Назвать три
предмета
сферической
формы.
Назвать картины о
ВОв.

33

Декоративное оформление Научиться оформлять
почтового конверта.
конверт

Найти образцы
оформленных
конвертов.

34

Беседа на тему: «Музеи и
выставки
изобразительного
искусства»

Развивать художественный
вкус и желание делать
подарки близким людям,
друзьям.
Расширять словарный запас
и связную речь.

весенних Уметь анализировать форму
разных цветов.

с
натуры Уметь анализировать и
шаровидной рисовать форму шара.

Познакомить с
Третьяковской галереей.

Наблюдать за
цветами в природе.

Наблюдать за
изменениями в
природе.

Побывать вместе с
родителя в музее.

1.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».