АРП 1-4 муз 7.2

Аннотация к адаптированной рабочей программе по предмету «Музыка»
для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
(1-4класс)
Нормативно-правовые основания
разработки адаптированной рабочей программы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающихся с
задержкой психического развития (вариант 7.2)1- 4 класса разработана с учетом рекомендаций
ПМПк, составленных по итогам психолого-медикопедагогической диагностики обучающихся с ОВЗ.
Программа содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условия её
реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей обучающихся с
задержкой психического развития (вариант 7.2).
Рабочая программа по музыке на курс начальной школы составлена в соответствии с:
- ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ», п. 36, ст. 28;
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования для обучающихся с ОВЗ (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от
19 декабря 2014 г. № 1598)
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам основного общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от от 22 марта 2021
года № 115
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10);
- Письма Роспотребнадзора N 02/16587-2020-24, Минпросвещения России N ГД-1192/03 от
12.08.2020 "Об организации работы общеобразовательных организаций";
адаптированной образовательной программой начального общего образования
для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МБОУ ПГО
«Боровлянская СОШ»;
- учебным планом МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»;
- федеральным перечнем учебников (утверждён приказом N 253 от 31 марта 2014 г. в ред.
Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38, от
21.04.2016 N 459);
- положением о рабочей программе МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЫШМИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«БОРОВЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Принята
на заседании педагогического совета МБОУ ПГО
«Боровлянская СОШ»
Протокол от «17» июня 2021 № 5/4

Утверждена
приказом директора
МБОУ ПГО «Боровлянская
СОШ»
от «17» июня 2020 № 124

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для 1- 4 класса
для обучающихся с задержкой психического развития (вариант
7.2).
Приложение к основной адаптированной образовательной программе
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).
начального общего образования МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»

Составители: учитель начальной школы
Обоскалова И.Г.
I квалификационная категория ,
учитель начальной школы
Белокурова Н.В.
I квалификационная категория,
учитель начальной школы
Зенкова Л.А.
I квалификационная категория

С. Боровлянское
2021 год

Нормативно-правовые основания
разработки адаптированной рабочей программы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающихся с
задержкой психического развития (вариант 7.2) 1-4 класса разработана с учетом рекомендаций
ПМПк, составленных по итогам психолого-медикопедагогической диагностики обучающихся с ОВЗ.
Программа содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условия её
реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей обучающихся с
задержкой психического развития (вариант 7.2).
Рабочая программа по музыке на курс начальной школы составлена в соответствии с:
- ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ», п. 36, ст. 28;
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования для обучающихся с ОВЗ (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от
19 декабря 2014 г. № 1598)
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам основного общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от от 22 марта 2021
года № 115
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10);
- Письма Роспотребнадзора N 02/16587-2020-24, Минпросвещения России N ГД-1192/03 от
12.08.2020 "Об организации работы общеобразовательных организаций";
адаптированной образовательной программой начального общего образования
для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МБОУ ПГО
«Боровлянская СОШ»;
- учебным планом МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»;
- федеральным перечнем учебников (утверждён приказом N 253 от 31 марта 2014 г. в ред.
Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38, от
21.04.2016 N 459);
- положением о рабочей программе МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ».

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребёнка, его
творческих способностей, эмоциональной, образной сферы учащегося, чувство сопричастности к миру
музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного
творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и
целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности
помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры.
Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое, сольное
пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты
импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей
учащегося, дать ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения
младших школьников произведениями искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на
усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий
музыкой.
Цель обучения - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной
культуры школьников.
Задачи музыкального образования:
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как
основы музыкальной грамотности;
- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками

лучших образцов музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление на основе восприятия музыки интонационно-образного словаря, багажа музыкальных
впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования хорового исполнительства,
необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.
Формы проведения занятий по предмету «Музыка»:
Урок-викторина, урок-игра, урок-путешествие, урок-КВН, интегрированный урок

урок-конкурс, заочная экскурсия, литературно-музыкальная композиция, урок-концерт
Специфика освоения курса детьми с ОВЗ (7 вид)
При обучении детей с задержкой психического развития (ЗПР) музыке ставятся те же задачи, что и в
общеобразовательном классе.
•
образовательно-коррекционные:
•
формирование правильного понимания и отношения к веществам.
•
овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в
повседневной жизни.
•
развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным
материалом.
•
воспитательно-коррекционные:
•
формирование у обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности.
•
формирование здорового образа жизни.
•
воспитание положительных качеств, таких как, честность, настойчивость, отзывчивость,
самостоятельность.
•
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему
здоровью и жизни.
•
коррекционно-развивающие:
•
развитие и коррекция познавательной деятельности.
•
развитие и коррекция устной и письменной речи.
•
развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках музыки.
•
повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и устойчивости внимания.
•
повышение уровня развития наглядно-образного и логического мышления.
•
Развитие приёмов учебной деятельности.

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ:

•
•
•
•
•
•
•

Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность
в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с
ОВЗ . Индивидуальный подход.
Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
Использование многократных указаний, упражнений.
Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом
постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства:
фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд),
современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является
введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры —
«от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры
других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей,
составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов
музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят
отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей,
предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций,
изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.
Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе,
который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую
часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального
искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем
мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационновременную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что

занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от
достижения личностных и метапредметных результатов. Основными методическими принципами
программы являются:увлеченность, триединство деятельности композитора - исполнителя слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную
культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует
музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов
развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и
того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В
исполнительскую деятельность входят:
- хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально ритмические
движения; игра на музыкальных инструментах;
- инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера;
освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях
(речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных
произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в
составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе
музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных
знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах,
музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение
образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа,
обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших
школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные
линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением
художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.
2. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством
часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования.
Предмет «Музыка» изучается в 1-4 классах в объёме 34 часа в 1 классе, 35 - во 2 -4 классах.
3. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа учебного предмета «Музыка» построена с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития в процессе освоения музыкальной культуры;
- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности как
представителя народа, гражданина России;
-воспитание и развитие личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и
культурные ценности разных народов;
- развитие личностных качеств, значимых для самоопределения, социализации, самореализации в
процессе учебной и коллективной хоровой и инструментальной исполнительской деятельности;
- формирование основ музыкальной культуры средствами активной деятельности обучающихся в
сфере музыкального искусства;
- приобретение собственного опыта музыкальной деятельности (в хоровом и коллективном
музицировании, восприятии музыки, в движении под музыку);
- воспитание культуры коллективного музицирования (хорового и инструментального);

- овладение духовными и культурными ценностями народов мира в процессе учебной и творческой
деятельности.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора,
шедевров музыкального наследия русских композиторов;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка умение ориентироваться в культурном многообразии
окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;
- уважительное отношение к культуре других народов;
- овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
-формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных
действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; -освоение
способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения,
оценки музыкальных сочинений;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и
творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной
музыкально-эстетической деятельности;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере,
особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;
Чтение. Работа с текстом
Поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; •определять тему и
главную мысль текста;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы,
диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр,
структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный
вид чтения в соответствии с целью чтения;
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной
информации.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Обучающийся научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно;

- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие
вывод;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Работа с текстом: оценка информации.
Обучающийся научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль
иллюстративного ряда в тексте;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Обработка и поиск информации Обучающийся научится:
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах
данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;
- составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием
ссылок).
Обучающийся получит возможность научиться:
-грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать,
интерпретировать и сохранять найденную информацию;
- критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, пре узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта,
арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян, балалайка);
- проявлять навыки вокально - хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь
петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно
произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест);
- воспринимать музыку различных жанров;
-откликаться эстетически на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах
музыкально творческой деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения,
чувства, характер и мысли человека;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).
Обучающийся получит возможность научиться:
- владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро - медленно)
динамики (громко - тихо);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных
инструментов, в том числе и современных электронных;
- демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства,
взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в
ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

2 класс
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора,
шедевров музыкального наследия русских композиторов;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка умение ориентироваться в культурном многообразии
окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;
- уважительное отношение к культуре других народов;
- овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- формирование
этических
чувств
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия,
исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и
творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной
музыкально-эстетической деятельности;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере,
особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;
Чтение. Работа с текстом
Поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
-вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько
примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию;
выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы,
диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр,
структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный
вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной
информации;
- работать с несколькими источниками информации;

Преобразование и интерпретация информации сопоставлять
информацию, полученную из нескольких источников.
Обучающийся научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте
напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие
вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Оценка информации
Обучающийся научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль
иллюстративного ряда в тексте;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Обработка и поиск информации
Обучающийся научится:
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах
данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;
- составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием
ссылок);
Обучающийся получит возможность научиться:
- грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать,
интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к
выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся научится:
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации,
выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; Обучающийся
получит возможность научиться:
- представлять данные.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений,
представленных в учебнике для 2 класса;
- понимать главные отличительные особенности музыкально - театральных жанров - оперы и
балета;
- узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных инструментов, пройденных в
1 классе. А также органа и клавесина;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных
инструментах, составах оркестров;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки,

увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать
собственную точку зрения;
Обучающийся получит возможность научиться:
- откликаться эмоционально на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении или
пластике;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства,
взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в
ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
3 класс
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора,
шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви,
различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и
музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии
окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками
сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной
жизни класса, школы;
- формирование
этических
чувств
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном
отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия,
исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и
творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных
музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкальноэстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих
музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере,
особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с
задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в
процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других
видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с

использованием различных средств информации и коммуникации (включая цифровые образовательные
ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Чтение. Работа с текстом
Поиск информации и понимание прочитанного.
Обучающийся научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько
примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять
общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы,
диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру,
выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид
чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной
информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Преобразование и интерпретация информации.
Обучающийся научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие
вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный
вопрос.
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; •составлять
небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Оценка информации
Обучающийся научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль
иллюстративного ряда в тексте;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Обработка и поиск информации
Обучающийся научится:
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных,
контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых
информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
Обучающийся получит возможность научиться:
- грамотно формулировать запросы при поиске в Интернетеи базах данных, оценивать, интерпретировать и
сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника
информации.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся научится:
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать
аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
Обучающийся получит возможность научиться:
- представлять данные.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах,
составах оркестров;
- проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность
музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи
выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в
ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или
пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения,
музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов ( П. Чайковский, В. Моцарт, А.
Бородин, Н. Римский- Корсаков, М. Глинка);
- уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать музыкальные инструменты, входящие в группы струнных смычковых и деревянных
инструментов;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества разных стран мира.
4 класс
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального
наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений
современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки
других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и

внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии
окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей,
ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками
сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни
класса, школы и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении
к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия,
исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;
определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой
деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных
музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической
деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих
музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере,
особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с
задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и
личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в
процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов
музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием
различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие
музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Чтение. Работа с текстом
Поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько
примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять
общий признак группы элементов);

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы,
диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру,
выразительные средства текста;
-использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид
чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Преобразование и интерпретация информации
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной
информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников
Обучающийся научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие
вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- оставлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный
вопрос.
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; •составлять
небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Оценка информации
Обучающийся научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль
иллюстративного ряда в тексте;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Обработка и поиск информации Обучающийся научится:
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных,
контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых
информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
Обучающийся получит возможность научиться:
- грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и
сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника
информации.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся научится:
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать
аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
Обучающийся получит возможность научиться:

- представлять данные;
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе
выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё
отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России,
в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить
отечественные народные музыкальные традиции;
- воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности
профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи
разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе
полученных знаний;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций,
тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального)
воплощения различных художественных образов.
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкальнопластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных
инструментов, в том числе и современных электронных;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального
творчества разных стран мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в
различных видах деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать
и использовать ИКТ в музыкальных играх.
-реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и
интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкальнопластическом движении и импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших
мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной
творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов
профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий,
представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение,
инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека,
видеотека).
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями:
«Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства»,
«Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты
структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для

его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени.
«Музыка в жизни человека».
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное
представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных
жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и
поэтический фольклор:
песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игрыдраматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине.
«Основные закономерности музыкального искусства».
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и
мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. интонацияисточник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп,
динамика и др.)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный
смысл. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем,
художественных образов.
«Музыкальная картина мира»
Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы,
ансамбли песни и танца. Музыкальные театры.
Музыка для детей:радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая.
Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные
инструменты
1 класс
Музыка вокруг нас (16 час.)
«И Муза вечная со мной» Хоровод муз «Повсюду музыка слышна» Душа музыки - мелодия Музыка осени.
Сочини мелодию. «Азбука, азбука каждому нужна!» Музыкальная азбука. Опера Н.А.Римского-Корсакова
«Садко» Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Разыграй песню. «Пришло Рождество - начинается
торжество!». Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы.

Музыка и ты (17 час.)
Край, в котором ты живёшь. Художник, поэт, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные
портреты. Разыграй сказку. «Музы не молчали...». Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Звучащие
картины Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера-сказка. «Ничего на свете лучше нету.». Афиша.
Программа. Музыка вокруг нас. Музыка и ты.
2класс
Россия-родина моя (3 час.)
Мелодия. «Здравствуй, Родина моя! Моя Россия». Гимн России.
День полный событий (5 час.)
Музыкальные инструменты (фортепиано). Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы. Эти разные
марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

О России петь-что стремиться в храм... (4 час)
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской. Александр Невский. Святые земли
Русской. Сергий Радонежский. Молитва. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Русские народные
инструменты. Плясовые наигрыши. С Рождеством Христовым! Музыка на новогоднем празднике.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 час)
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Музыка в народном силе. Сочини песенку.Русские
народные праздники. Проводы зимы. Встреча весны.
В музыкальном театре. 5 часов
Сказка будет впереди. Волшебная палочка дирижера. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Театр
оперы и балета. Опера М. И. Глинки «Руслан Людмила». Увертюра. Опера М. И. Глинки «Руслан
Людмила». Финал.
В концертном зале. 5 часов
Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк». Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк».
Сюита М. Мусоргского «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. «Звучит нестареющий Моцарт».
Моцарт. Симфония №40.Увертюра.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.» 8 часов
Волшебный цветик - семицветик. Музыкальные инструменты(орган). И.-С. Бах. Все в движении. Попутная
песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда. Природа и музыка. «Печаль моя
светла.». «Первый» .Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?
Зкласс
Россия - Родина моя. (5 ч)
Мелодия - душа музыки. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. «Виват, Россия» (кант). «Наша
слава-русская держава» Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский». Опера М.И. Глинки « Иван
Сусанин».
День, полный событий. 5 часов
Утро. П. И. Чайковский. «Утренняя молитва». Портрет в музыке. «В каждой интонации спрятан человек».
«В детской». Игры и игрушки. Детская тема в произведениях М.П. Мусоргского. «Вечер» Обобщение
музыкальных впечатлений.
«О России петь, что стремиться в храм» 4 часа
Радуйся, Мария!», «Богородице Дево, радуйся!». Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя,
добрая моя, мама!»
Радуйся, Мария!», «Богородице Дево, радуйся!». Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя,
добрая моя, мама!» Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь
Владимир.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 часа
«Настрою гусли на старинный лад...». Былина о Садко и Морском царе...Певцы русской старины (Садко,
Баян). «Лель, мой Лель.. ,.».Образы былинных сказителей. Звучащие картины «Прощание с Масленицей».
Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны.
«В музыкальном театре». 6 часов
Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Опера К.-В. Глюка «Орфей и Эвридика».Опера Н. А. Римского Корсакова «Снегурочка» Опера Н. А. Римского-Корсакова «Садко». Балет П. И. Чайковского «Спящая
красавица». В современных ритмах (мюзиклы).
В концертном зале. 6 часов.
Музыкальное состязание (концерт).Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные
инструменты (скрипка).Сюита Э. Грига «Пер Гюнт».«:Героическая» (симфония). Мир Л.Бетховена. Мир Л.
Бетховена.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»4 часа
«Чудо - музыка». Острый ритм - джаза звуки. «Люблю я грусть твоих просторов». Г. Свиридов Певцы
родной природы (Э. Григ, П. Чайковский)« Прославим радость на земле» Обобщающий урок учебного года
4класс
Россия - Родина моя 3 часа
Мелодия. « Ты запой мне ту песню.». « Что не выразишь словами, звуком на душу навей.». « Как сложили
песню». « Звучащие картины». « Ты откуда, русская, зародилась музыка?». « Я пойду по полю белому.» «
На великий праздник собралася Русь!»
О России петь - что стремиться в храм 2 часа
«Святые земли русской». Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. « Праздников праздник, торжество из
торжеств». «Ангел вопияше». «Родной обычай старины». « Светлый праздник».
День, полный событий 6 часов
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья Зимнее утро. Зимний вечер. Что за прелесть эти сказки! Три
чуда. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь «Приют, сияньем муз одетый.»
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 5 часов
«Композитор - имя ему народ». Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных
инструментов. Музыкант-чародей. Народные праздники. Народные праздники. Троица.

В концертном зале.5 часов
Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо Старый замок. «Счастье в сирени живет...».
Не молкнет сердце чуткое Шопена. «Танцы, танцы, танцы...» Патетическая соната. Годы странствий.
«Царит гармония оркестра».
В музыкальном театре 5 часов
Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля (II действие). «За Русь мы все стеной стоим!»
(III действие). Сцена в лесу (IV действие). «Исходила младешенька».
Русский Восток. «Сезам, откройся!» Восточные мотивы. Балет «Петрушка». Театр музыкальной
комедии.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... 8 часов
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Мастерство исполнителя. В интонации спрятан
человек. Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве-реке. Обобщающий
урок учебного года
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Коли
Разделы

Характеристика деятельности обучающихся

чество
часов

1 класс
Наблюдать за музыкой в жизни человека.
Различать настроения, чувства и характер
человека выраженные в музыке.
Проявлять эмоциональную отзывчивость,
личностное отношение при восприятии и
исполнении музыкальных произведений.
Словарь эмоций.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором),
играть на детских элементарных музыкальных инструментах (и ансамбле, в
оркестре). Сравнивать музыкальные и речевые интонации определять их
сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения и
пении, игре, пластике. Инсценировать для школьных праздников музыкальные
образы песен, пьес программного
Музыка вокруг нас

16 ч

содержания, народных сказок.
Участвовать в совместной деятельности (в
группе, в паре) при воплощении различных
музыкальных образов.
Знакомиться с элементами нотной записи.
Выявлять сходство и различим музыкальных и
живописных образов.
Подбирать стихи и рассказы, соответствующие
настроению музыкальных пьес и песен.
Моделировать в графике особенности песни,
ганца, марша.
Сравнивать музыкальные произведения разных
жанров.
Исполнять различные по характеру музыкальные
сочинения.
Сравнивать речевые и музыкальные интонации,
выявлять их принадлежность к различным жанрам
музыки народного и профессионального
творчества.
Музыка и ты

17 ч

Импровизировать (вокальная, инструментальная,
танцевальная импровизации) в характере
основных жанров музыки.
Разучивать и исполнять образцы музыкальнопоэтического творчества (скороговорки, хороводы,
игры, стихи).
Разыгрывать народные песни, участвовать в
коллективных играх-драматизациях.

Подбирать изображения знакомых музыкальных
инструментов к соответствующей музыке
Воплощать в рисунках образы полюбившихся
героев музыкальных произведений и представлять
их на выставках детского творчества.
Инсценировать песни, танцы, марши из детских
опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать
их на концертах для родителей, школьных
праздниках и т. п.
Составлять афишу и программу концерта,
узыкального спектакля, школьного праздника.
Участвовать в подготовке и проведении
заключительного урока-концерта.
2 класс

Россия-родина моя

День полный событий

3ч

5ч

Размышлять об отечественной музыке, ее
характере и средствах выразительности.
Подбирать слова отражавшие содержание
музыкальных произведений (словарь эмоций).
Воплощать характер и настроение песен о Родине в
своем исполнении на уроках и школьных
праздниках.
Воплощать художественно-образное содержание
музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.
Исполнять Гимн России.
Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей
республики, края, города, школы.
Закреплять основные термины и понятия
музыкального искусства.
Исполнять мелодии с ориентацией на нотную
запись.
Расширять запас музыкальных впечатлений в
самостоятельной творческой деятельности.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения
разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Распознавать и эмоционально откликаться на
выразительные и изобразительные особенности
музыки.
Выявлять различные по смыслу музыкальные
интонации.
Определять жизненную основу музыкальных
произведений.
Воплощать эмоциональные состояния в различных
видах музыкально-творческой деятельности: пение,
игра на детских элементарных музыкальных
инструментах, импровизация соло, в ансамбле,
оркестре, хоре; сочинение.
Соотносить графическую запись музыки с ее
жанром и музыкальной речью композитора.
Анализировать выразительные и изобразительные
интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и
взаимодействии.

Понимать основные термины и понятия
музыкального искусства.
Применять знания основных средств музыкальной
выразительности при анализе прослушанного
музыкального произведения и в исполнительской
деятельности.
Передавать в собственном исполнении (пении, игре
на инструментах, музыкально-пластическом
движении) различные музыкальные образы (в паре,
в группе).
Определять выразительные возможности
фортепиано в создании различных образов.
Соотносить содержание и средства
выразительности музыкальных и живописных
образов.
Выполнять творческие задания; рисовать,
передавать в движении содержание музыкального
произведения.
Различать особенности построения музыки:
двухчастная, трехчастная формы и их элементы
(фразировка, вступление, заключение, запев и
припев).
Инсценировать песни и пьесы программного
характера и исполнять их на школьных праздниках.

О России петь - что
стремиться в храм

Гори, гори ясно, чтобы
не погасло!

Передавать в исполнении характер народных и
духовных песнопений.
Эмоционально откликаться на живописные,
музыкальные и литературные образы.
Сопоставлять средства выразительности музыки и
живописи.
Передавать с помощью пластики движений,
4ч

детских музыкальных инструментов разный
характер колокольных звонов.
Исполнять рождественские песни на уроке и дома.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения
разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания в рабочей тетради

Разыгрывать народные игровые песни, песнидиалоги, песни-хороводы.
Общаться и взаимодействовать в процессе
ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных образов
русского фольклора.
Осуществлять опыты сочинения мелодий,
4ч

ритмических. пластических и инструментальных
импровизаций на тексты народных песенок,
попевок, закличек.
Исполнять выразительно, интонационно
осмысленно народные песни, танцы,
инструментальные наигрыши на традиционных
народных праздниках.
Подбирать простейший аккомпанемент к песням,

ганцам своего народа и других народов России.
Узнавать народные мелодии в сочинениях русских
композиторов.
Выявлять особенности традиционных праздников
народов России.
Различать, узнавать народные песни разных
жанров и сопоставлять средства их
выразительности.
Создавать музыкальные композиции (пение,
музыкально-пластическое движение, игра на
элементарных инструментах) на основе образное
отечественного музыкального фольклора.
Использовать полученный опыт общения с
фольклором в досуговой и внеурочной формах
деятельности.
Интонационно осмысленно исполнять русские
народные песни, танцы, инструментальные
наигрыши разных жанров. Выполнять творческие
задания из рабочей тетради.

В музыкальном театре

В концертном зале

5ч

5ч

Эмоционально откликаться и выражать свое
отношение к музыкальным образам оперы и балета.
Выразительно,
интонационно
осмысленно
исполнять темы действующих лип опер и балетов.
Участвовать в ролевых играх (дирижер), в
сценическом воплощении отдельных фрагментов
музыкального спектакля.
Рассказывать сюжеты литературных произведений,
положенных в основу знакомых опер и балетов.
Выявлять особенности развитии образов.
Оценивать собственную музыкально-творческую
деятельность.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Узнавать тембры инструментов симфонического
оркестра и сопоставлять их с музыкальными
образами симфонической сказки.
Понимать смысл терминов: партитура, увертюра,
сюита и др.
Участвовать в коллективном воплощении
музыкальных образов (пластические этюды, игра в
дирижера, драматизация) на уроках и школьных
праздниках.
Выявлять выразительные и изобразительные
особенности музыки в их взаимодействии.
Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной
записью.
Передавать свои музыкальные впечатления в
рисунке.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Чтоб музыкантом быть,
гак надобно уменье...

8ч

Понимать триединство деятельности композитора исполнителя - слушателя.
Анализировать художественно-образное
содержание, музыкальный язык произведений
мирового музыкального искусства.
Исполнять различные по образному содержанию
образцы профессионального и
музыкальнопоэтического творчества.
Оценивать собственную музыкально-творческую
деятельность и деятельность одноклассников.
Узнавать изученные музыкальные сочинения и
называть их авторов.
Называть и объяснять основные термины и
понятия музыкального искусства.
Определять взаимосвязь выразительности и
изобразительности в музыкальных и живописных
произведениях.
Проявлять интерес к концертной деятельности
известных исполнителей и исполнительских
коллективов, музыкальным конкурсам и
фестивалям.
Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях
детского творчества.
Участвовать в подготовке и проведении
заключительного урока-концерта.
Составлять афишу и программу заключительного
урока-концерта совместно с одноклассниками.

3 класс

Россия - Родина моя

День, полный событий

5ч

5ч

Выявлять настроения и чувства человека,
выраженные в музыке.
Выражать свое эмоциональное отношение к
искусству в процессе исполнения музыкальных
произведений (пение, художественное движение,
пластическое интонирование и др.).
Петь мелодии с ориентаций на нотную запись.
Передавать в импровизации интонационную
выразительность музыкальной и поэтической речи.
Знать песни о героических событиях истории
Отечества и исполнять их на уроках и школьных
праздниках.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения
разных жанров.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Распознавать и оценивать выразительные и
изобразительные особенности музыки в их
взаимодействии.
Понимать художественно-образное содержание
музыкального произведения и раскрывать средства
его воплощения.
Передавать интонационно-мелодические
особенности музыкального образа в слове, рисунке,
движении.

Находить (обнаруживать) общность интонаций в
музыке, живописи, поэзии.
Разрабатывать сценарии отдельных сочинений
программного характера, разрывать их и исполнять
во время досуга.
Выразительно, интонационно
осмысленно исполнять сочинения разных жанров
и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре.
Выявлять ассоциативно-образные связи
музыкальных и живописных произведений.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных
сочинений программного характера. Выполнять
творческие задания из рабочей тетради.

О России петь, что
стремиться в храм

Обнаруживать сходство и различия русских и
западноевропейских произведений религиозного
искусства (музыка, архитектура, живопись).
Определять обратный строй музыки с помощью
«словаря эмоций».
Знакомиться с жанрами церковной музыки
(тропарь, молитва, величание), песнями,
4ч

балладами на религиозные сюжеты.
Иметь представление о религиозных праздниках
народов России и традициях их воплощения.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения
разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Выявлять общность жизненных истоков и
особенности народного и профессионального
музыкального творчества.
Рассуждать о значении повтора, контраста,
сопоставления как способов развития музыки.
Разыгрывать народные песни по ролям,
участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Гори, гори ясно, чтобы
не погасло

В музыкальном театре

4ч

6ч

Принимать участие в традиционных праздниках
народов России.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных
фрагментов оперных спектаклей. Выразительно,
интонационно осмысленно исполнять сочинения
разных жанров и стилей. Выполнять творческие
задания из рабочей тетради.

Рассуждать о значении дирижера, режиссера,
художника-постановщика в создании музыкального
спектакля.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных
фрагментов музыкального спектакля (дирижер,
режиссер, действующие лица и др.) Рассуждать о
смысле и значении вступления, увертюры к опере и
балету.

Сравнивать образное содержание музыкальных гем
по нотной записи.
Воплощать в пении или пластическом
интонировании сценические образы на уроках и
школьных концертах.
Исполнять интонационно осмысленно мелодии
песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.

В концертном зале

Чтоб музыкантом быть,
так надобно уменье...

6ч

4ч

Наблюдать за развитием музыки разных форм и
жанров.
Узнавать стилевые особенности, характерные
черты музыкальной речи разных композиторов.
Моделировать в графике звуковысотные и
ритмические особенности мелодики произведения.
Определять виды музыки, сопоставлять
музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов.
Различать на слух старинную и современную
музыку.
Узнавать тембры музыкальных инструментов.
Называть исполнительские коллективы и имена
известных отечественных и зарубежных
исполнителей.
Выявлять изменения музыкальных образов,
озвученных различными инструментами.
Разбираться в элементах музыкальной (нотной)
грамоты.
Импровизировать мелодии в соответствии с
поэтическим содержанием в духе песни, танца,
марша.
Определять особенности построения (формы)
музыкальных сочинений.
Различать характерные черты языка современной
музыки.
Определить принадлежность музыкальных
произведений к тому или иному жанру.
Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные
образы песен, пьес программного содержания.
Участвовать в подготовке заключительного урокаконцерта.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения
разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

4 класс

Россия - Родина моя

3ч

Размышлять о музыкальных произведениях как
способе выражения чувств и мыслей человека.
Эмоционально воспринимать народное и
профессиональное музыкальное творчество разных
стран мира и народов России и высказывать
мнение о его содержании. Исследовать: выявлять
общность истоков и особенности народной и
профессиональной музыки.

Исполнять и разыгрывать народные песни,
участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Общаться и взаимодействовать в процессе
ансамблевого, коллективного (хорового,
инструментального) воплощения различных
художественных образов.
Узнавать образцы народного музыкальнопоэтического творчества и музыкального фольклора
России.
Импровизировать на заданные тексты.
Выразительно, интонационно осмысленно
исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Подбирать ассоциативные ряды художественным
проведениям различных видов искусства.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Оценивать собственную музыкально-творческую
деятельность.

День, полный событий

О России петь, что
стремиться в храм

6ч

2ч

Выявлять выразительные и изобразительные
особенности музыки русских композиторов и поэзии
А. Пушкина.
Понимать особенности построения (формы)
музыкальных и литературных произведений.
Распознавать их художественный смысл.
Анализировать и обобщать жанровостилистические особенности музыкальных
произведений.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения
разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей гетради.
Участвовать в коллективной музыкальнотворческой деятельности, в инсценировках
произведений разных жанров и форм (песни, танцы,
фрагменты из произведений, оперы и др.).
Определять виды музыки, сопоставлять
музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения
разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради

Оценивать и соотносить содержание и
музыкальный язык народного и профессионального
музыкального творчества разных стран мира и
народов России.
Воплощать особенности музыки в исполнительской
деятельности с использованием
знаний основных средств музыкальной
выразительности.
Определять особенности взаимодействия и
развития различных образов музыкального
спектакля.
Участвовать в сценическом воплощении

отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты.
Исполнять свои музыкальные композиции на
школьных концертах и праздниках.
Оценивать собственную творческую деятельность.
Выразительно, интонационно осмысленно
исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Гори, гори ясно, чтобы
не погасло

В музыкальном театре

Различать тембры народных музыкальных
инструментов и оркестров.
Знать народные обычаи, обряды, особенности
проведения народных праздников.
Исследовать историю создания музыкальных
инструментов.
Общаться и взаимодействовать в процессе
ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных
художественных образов.
Осуществлять опыты импровизации и сочинения
на предлагаемые тексты.
5ч

5ч

Овладевать приемами мелодического
варьирования, подпевания, «вторы», ритмического
сопровождения.
Рассуждать о значении преобразующей силы
музыки.
Создавать и предлагать собственный
исполнительский план разучиваемых музыкальных
произведений.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения
разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Определять и соотносить различные по смыслу
интонации (выразительные и изобразительные) на
слух и по нотному письму, графическому
изображению.
Наблюдать за процессом и результатом
музыкального развития на основе сходства и
различия интонаций, тем, образов
Узнавать по звучанию различные виды музыки
(вокальная, инструментальная; сальная, хоровая,
оркестровая) из произведений программы.
Распознавать художественный смысл различных
музыкальных форм.
Передавать в пении, драматизации, музыкальнопластическом движении, инструментальном
музицировании. импровизации и др. образное
содержание музыкальных произведений различных
форм и жанров.
Корректировать собственное исполнение.
Соотносить особенности музыкального языка
русской и зарубежной музыки.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения

разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

В концертном зале

Чтоб музыкантом быть,
так надобно уменье...

5ч

8ч

Сравнивать музыкальные образы народных и
церковных праздников.
Сопоставлять выразительные особенности языка
музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.
Рассуждать о значении колокольных звонов и
колокольности в музыке русских композиторов.
Сочинять мелодии на поэтические тексты.
Осуществлять собственный музыкальноисполнительский замысел в пенни и разного рода
импровизациях.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения
разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей гетради.
Анализировать и соотносить выразительные и
изобразительные интонации, музыкальные темы в
их взаимосвязи и взаимодействии.
Распознавать художественный смысл различных
музыкальных форм.
Наблюдать за процессом и результатом
музыкального развития в произведениях разных
жанров.
Общаться и взаимодействовать в процессе
коллективного (хорового и инструментального)
воплощения различных художественных образов.
Узнавать музыку (из произведений,
представленных в программе). Называть имена
выдающихся композиторов и исполнителей
разных стран мира.
Моделировать варианты интерпретаций
музыкальных произведений.
Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и
вне школы. Аргументировать свое отношение к
тем или иным музыкальным сочинениям.
Определять взаимосвязь музыки с другими видами
искусства: литературой, изобразительным
искусством, кино, театром.
Оценивать свою творческую деятельность.
Самостоятельно работать в творческих тетрадях,
дневниках музыкальных впечатлений.
Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку.

8.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Библиотечный фонд
1. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (приказ Минобрнауки
РФ № 373 от 6 октября 2009г.)
2. Примерная программа по музыке. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.
7. 2 ч. Ч. 2. - М. : Просвещение, 2011. З.Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка. 14
классы» авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина -М.: Просвещение, 2011.
4. Уроки музыки 1-4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений авт.-сост.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2010.

5. Уроки музыки. 1-4 классы. Поурочные разработки, авт.: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С.
Шмагина, М. :Просвещение, 2013 г.
б.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. в 3ч.Ч.2, под ред.
Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой.-М.:Просвещение,2011
7. Музыка: 1 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,
Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
8. Рабочая тетрадь для 1 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
9. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,
магина Т.С.
10. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс. ^D) авт. Критская Е.Д.,
Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
11. Музыка: 2 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,
Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
12. Рабочая тетрадь для 2 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение,
2013.
13. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 2 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,
магина Т.С.
14. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 2 класс. ^D) авт. Критская Е.Д.,
Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
15. Музыка: 3 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,
Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
16. Рабочая тетрадь для 3 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение,
2013.
17. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,
магина Т.С.
18. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 класс. ^D) авт. Критская Е.Д.,
Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
19. Музыка: 4 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,
Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
20. Рабочая тетрадь для 4 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение,
2013.
21. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева
Г.П., магина Т.С.
22. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс. ^D) авт. Критская Е.Д.,
Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
23. Книги о музыке и музыкантах.
24. Научно-популярная литература по искусству
Печатные пособия
1. Портреты композиторов.
2. Таблица средств музыкальной выразительности
3. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями
учебной программы.

Экранно-звуковые пособия
1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных
композиторов.
3. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
4. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
5. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
6. Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
7. Нотный и поэтический текст песен.
8. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
9. Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Технические средства обучения
1. Компьютер
2. Микрофон
Музыкальные инструменты
1.
2.
3.
4.

Синтезатор
Аккордеон
Бубен
Деревянные ложки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».