Рабочая программа Русский язык (письмо)

МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЫШМИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«БОРОВЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Принята
на заседании педагогического совета
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»
Протокол от «30» августа 2019 № 1

Утверждена
приказом директора
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»
от «30» августа 2019 № 159

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК/ ПИСЬМО»

Приложение к основной образовательной программе
в предметной области «Язык и речевая практика»
основного общего образования МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»

Составители: Шубина Т.Н., учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
Косарева Н.В., учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
Бабинова Т.А., учитель русского языка и литературы

с.Боровлянское, 2019год

Нормативно-правовые основания разработки рабочей программы
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык/ Письмо» для 5-9 классов
составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (п.3.6 ст.28), требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной
образовательной программой основного общего образования МБОУ ПГО «Боровлянская
СОШ», на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида, 5- 9 классы - под ред. В.В. Воронковой - допущено Министерством образования и науки
Российской Федерации. - М."Владос", 2012, учебников для 5-9 классов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык 5-9 классы. под ред.
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 287с.
Учебный предмет «Русский язык/ Письмо» изучается в 5 классе – 3 часа в неделю
(105часов в год), в 6 классе – 3 часа в неделю (105 часов в год), в 7 классе – 3 часа (105 часов в
год), в 8 классе – 3 часа в неделю (105 часов в год), в 9 классе – 3 часа в неделю (102 часа в год),
всего - 490 часов за курс основного общего образования.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык/Письмо»
Цель: максимальное преодоление недостатков умственного, речевого и эмоциональноволевого развития
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), подготовки их к социальной реабилитации и интеграции в современное
общество средствами данного учебного предмета.
Задачи:
- Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения
звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.
- Повысить уровень общего развития обучающихся.
- Научить обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- Развивать нравственные качества обучающихся, способствовать социальной адаптации в
плане общего развития.
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные коррекционные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса
Учащиеся должны уметь:
различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы
слова;
обозначать мягкость согласных буквой ь;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное как часть речи;
строить простое распространенное предложение;
связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
пользоваться словарем.

Учащиеся должны знать:
алфавит; способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся

6 класса

Учащиеся должны уметь:
-правильно обозначать звуки буквами на письме;
-подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
-проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путем подбора
родственных слов;
-разбирать слово по составу;
-выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;
-строить простое распространенное предложение с однородными членами;
-связно высказываться устно и письменно (по плану);
-пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
способы проверки написания гласных и согласных в корне слова
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса
Учащиеся должны уметь:
писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
различать части речи;
строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами,
сложное предложение;
писать изложение и сочинение;
оформлять деловые бумаги;
пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
название частей речи, их значение;
наиболее распространенные правила правописания слов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса
Учащиеся должны уметь:
писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
различать части речи;
строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами,
сложное предложение;
писать изложение и сочинение;

оформлять деловые бумаги;
пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
части речи;
наиболее распространенные правила правописания слов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса
Учащиеся должны уметь:
писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;
оформлять все виды деловых бумаг;
пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
части речи, использование их в речи;
наиболее распространенные правила правописания слов.
Содержание учебного предмета
5 класс (3 ч. в неделю-105ч)
Повторение
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в
предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по
интонации.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение
мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание
звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных.
Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения
формы слова. Алфавит.
Слово
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения
в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и
предлог. Разделительный ъ.
Части речи: Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное.
Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные
собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь)
и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).

Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам
Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.
Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных
и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания -ы, -и в родительном
падеже (из комнаты, из деревни), окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в
деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной).
Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание
ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания -а, -я в родительном
падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в
предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за
деревом).
Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных
окончаний существительных 3-го склонения. Окончание -и в родительном, дательном и предложном
падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью).
Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения.
Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга)
Предложение
Главные и второстепенные
распространенные.

члены

предложения.

Предложения

нераспространенные

и

Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены.
Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Связная речь
Заполнение дневника учащимися.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных,
школьные дела, поступки учащихся).
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам
наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь
класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.
Повторение пройденного за год

6 класс (3 ч. в неделю- 105ч)
Повторение

.

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и
распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным
союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких
и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные.
Слово

Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с
помощью приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за- , на-), приставка пере-, единообразное
написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).
Имя существительное. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки:
род, число, падеж.
Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний.
Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на
шипящий.
Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во
множественном числе.
Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи.
Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и
согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Предложение
Простое предложение. Простые предложения с однородными членами.
Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с
одиночным союзом м, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами.
Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Связная речь
Работа с деформированным текстом.
Распространение текста путем включения в него имен прилагательных.
Изложение рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные дела, достойный
поступок товарища и т. д.).
Составление рассказа
по картине по коллективно составленному плану.
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных.
Составление рассказа по опорным словам и данному плану.
Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес», «Летом на
реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах« и др.).
Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений,
практической деятельности.
Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведенных мероприятиях в классе,
хороших и плохих поступках детей и др.), объявление (о предстоящих внеклассных и общешкольных
мероприятиях). Повторение пройденного за год.

7 класс (3 ч. в неделю-105ч)
Повторение
Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без
союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но.
Слово
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и
согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного — род,
число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном
и множественном числе.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи.
прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

Согласование

имени

Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и
множественном числе.
Местоимение.
Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и
числам.
Неопределенная частица не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, шься.
Изменение глаголов в прошедшем по родам и числам.
Глаголы на -ся (-сь).
Предложение
Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и
второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки
препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со
сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков
препинания перед этими словами.
Связная речь
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий. Сочинение по картинам русских и отечественных
художников (в связи с прочитанными произведениями).
Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, на
основе имеющихся знаний.
Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»).
Отзыв о прочитанной книге.

Деловое письмо; заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о производственной
практике, о выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о
материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.
8 класс (3 ч. в неделю-105ч)
Повторение
Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях.
Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без
союзов.
Слово
Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям
речи, разбор их по составу.
Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях
слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Сложные слова. Образование
соединительных гласных.

сложных

слов

с

соединительными

гласными

и без

Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного. Склонение
имен существительных.
Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа.
Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде,
числе и падеже, правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
Личные местоимения. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных
местоимений.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е лицо местоимений.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол. Значение глагола.
Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти.
Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение
окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов).
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
Предложение
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.

Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в
качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное
перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и.
Знаки препинания при однородных членах.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Связная речь
Работа с деформированным текстом.
Изложения (с изменением лица и времени).
Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.
Продолжение рассказа по данному началу.
Составление рассказа по опорным словам.
Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности,
имеющихся знаний («История нашей улицы», «Исторические места в нашем районе»,
«История капельки воды» и др.). Деловое письмо: объявление (выбор профессии по
объявлению(, заявление (о приеме на работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам за
коммунальные услуги (квартплата, плата за телефон, за свет, за газ и др.).
Повторение пройденного за год.
9 класс (2 ч в неделю-70ч)
Повторение
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное
предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и
безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих
согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество
звуков и букв в слове.
Слово
Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных
гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок
на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без
соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории
имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных.
Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с
именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.

Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов.
Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ться и -тся.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и
множественного числа.
Частица не с глаголами.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и
порядковые.
Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 200,300,400,90.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий с о и а на конце.
Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог.
Употребление в речи.
Предложение
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения,
распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.

предложения

Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который,
когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.
Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква
в прямой речи.
Связная речь
Изложение.
Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической
деятельности, прочитанных книг.
Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное
предприятие; автобиография, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.

Словарь
5класс
Адрес, бензин, беседа, библиотека, благодарю, болото, ботинки, верблюд, веревка, верстак,
география, герой, горизонт, грамота, граница, долото, до свидания, естествознание, железо, забота,
запад, защита, здравствуй, знамя, инструмент, канал, каникулы, картон, коллекция, колонна, компас,
конверт, космос, матрос, металл, область, овраг, орден, остров, отряд, охота, охрана, пассажир, победа,
природа, равнина, ракета, расстояние, салат, салют, свобода, север, стамеска, станок, столица, творог,
физкультура (57 слов).
6класс
Агроном, антенна, апельсин, балкон, богатство, выкройка, вытачка, гербарий, депутат, директор,
добыча, договор, женщина, инженер, интересный, календарь, кефир, командир, коммунист, конфета,
космонавт, мавзолей, мандарин, материя, медаль, мужчина, оборона, океан, перрон, печенье,
пожалуйста, председатель, прекрасный, рапорт, сейчас, семена, сервиз, середина,

сметана,смородина, солдат, соседи, телеграмма, теперь, трибуна, фанера, фашист, фонтан,
хозяин, шоколад, шоссе, экватор (52 слова).
7класс
Антракт, аппарат, бассейн, беречь, бригада, бутерброд, велосипед, гардероб, гастроном,
государство, делегат, документ, кабинет, километр, лекарство, литература, манекен, мастер,
масштаб, материк, милиция, монтаж, мороженое, мотор, насекомое, население, независимость,
паспорт, патриот, планета, платформа, почерк, почтальон, программа, продавец, процент,
революция, республика, рецепт, Россия, сантиметр, слесарь, спектакль, стадион, стеречь,
температура, токарь, тренер, тренировать, тротуар, универмаг, хирург, хозяйство, центнер,
чемодан, экзамен, электричество (57 слов).
8класс
Абонемент, аэродром, бандероль, бюллетень, галантерея, гарнитур, гражданин, демократия,
демонстрация, искусство, капитализм, кафе, квалификация, квитанция, клиент, коловорот,
конституция, континент, кулинария, национальность, образование, операция, отечество,
парашют, пациент, пианино, почтамт, промышленность, радиоприемник, регистратура, рентген,
санаторий, секретарь, станция, телеграф, территория, типография, фестиваль, фойе, швея,
элеватор, электростанция, экскаватор, экспедиция, эскалатор (46 слов).
9класс
Авиация, автономия, авторитет, агент, агитация, агрегат, агрессия, агрессор, адвокат,
администратор, архив, аэрофлот, бетон, библиография, биография, благодарность, благодаря
(чему?), буржуазия, бухгалтер, бухгалтерия, былина, вентиляция, воззвание, восстание, гарнизон,
гражданин, демократия, диагноз, досуг, дубликат, единомышленник, ежемесячный, жандарм,
жюри, забастовка, заведующий, заимообразно, за счет, иждивенец, избиратель, извержение,
издательство, излишество, изящный, иногородний, инфекция, истязать, исцелять, капиталистический, катастрофа, каторга, квалификация, коллега, коллективизация, колония, комиссар,
комиссия, компенсация, кооператив, ландшафт, легенда, ликвидация, ликование, малодушный,
митинг, монархия, население, оборона, обучение, общежитие, объединенный, обычай,
обязанность, окрестность, окружение, организация, оригинальный, отчизна, парламент, планета,
планетарий, правительство, правонарушение, прогрессивный, пролетариат, профессия, равенство,
расправа, сберкасса, свидетельство, совершеннолетний, сознательность (92 слов).

Тематическое планирование
5 класс
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Наименование разделов и тем
Повторение 19 ч
Предложение. Распространение

предложений.
Связь слов в предложении.
Главные и второстепенные члены
предложения.
Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные.
Согласные твёрдые и мягкие.
Правописание звонких и глухих согласных.
Гласные ударные и безударные.
Упражнения на закрепление.
Диктант «В роще». Работа над
ошибками.
Слово 36ч
Состав слова. Корень и однокоренные слова.
Окончание.
Приставка. Правописание приставок.
Суффикс. Образование слов при помощи
суффикса и приставки.
Безударные гласные в корне слова.
Сравнение их с ударными гласными.
Проверка безударных гласных путём
изменения формы слова.
Правописание безударных гласных в корне
слова.
Работа с текстом. Ответы на вопросы.
Парные согласные в корне слова. Проверка
парных согласных.
Контрольный диктант «Столовая».
Работа над ошибками.
Правописание парных согласных в корне
слова. Словарный диктант.
Способы проверки парных согласных в
корне слов.
Непроверяемые гласные и согласные в
корне слова.
Приставка и предлог. Правописание
приставок.
Разделительный ъ после приставок.
Правописание слов с ъ.
Упражнения на закрепление. Деление текста
на части.
Диктант «Синица». Работа над
ошибками.
Части речи 46ч

Кол-во
часов
2
2
3
3
2
3
2
2
1
2

2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
3
2
3
2
2
3
2

Примечание

28

29
30
31

32
33
34
35

36
37

38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

Имя существительное, имя прилагательное,
глагол. Упражнения в определении частей
речи.
Имя существительное. Одушевлённые и
неодушевлённые имена существительные.
Имена собственные и нарицательные.
Изменение имён существительных по
числам. Единственное и множественное
число.
Мужской, женский, средний род имён
существительных.
Упражнения в определении рода
существительных. Словарный диктант.
Контрольный диктант «На реке».
Работа над ошибками.
Правописание имен существительных
мужского и женского рода с шипящей (ж,
ш, ч, щ) на конце.
Закрепление правописания имён
существительных.
Изменение имён существительных по
падежам. Определение падежа
существительных.
Именительный падеж. Упражнения в
определении падежа существительных.
Родительный падеж. Упражнения в
определении падежа существительных.
Дательный падеж. Упражнения в
определении падежа существительных.
Винительный падеж. Упражнения в
определении падежа существительных.
Творительный падеж. Упражнения в
определении падежа существительных.
Предложный падеж. Упражнения в
определении падежа существительных.
Упражнения в определении падежа имени
существительного.
Диктант «В дороге». Работа над
ошибками.
Первое склонение имён существительных.
Упражнения в определении склонений.
Второе склонение имён существительных.
Упражнения в определении склонений.
Третье склонение имён существительных.
Упражнения в определении склонений.
Упражнения в определении склонения
существительных.
Первое склонение имён существительных в
единственном числе.
Именительный падеж имён
существительных 1-го склонения.

4

3
3
3

3
3
2
2

2
3

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

52
53
54
55
56
57

58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

69
70
71
72
73

74
75
76

Родительный падеж имён существительных
1-го склонения.
Дательный падеж имён существительных 1го склонения.
Винительный падеж имён существительных
1-го склонения.
Творительный падеж имён
существительных 1-го склонения.
Предложный падеж имён существительных
1-го склонения.
Упражнения в написании падежных
окончаний существительных 1-го
склонения.
Контрольный диктант «Весна пришла».
Работа над ошибками.
Составление рассказа по опорным словам.
Закрепление изученного. Словарный
диктант.
Второе склонение имён существительных в
ед.ч.
Именительный падеж имён
существительных 2-го склонения.
Родительный падеж имён существительных
2-го склонения.
Дательный падеж имён существительных 2го склонения.
Винительный падеж имён существительных
2-го склонения.
Творительный падеж имён
существительных 2-го склонения.
Предложный падеж имён существительных
2-го склонения.
Упражнения в написании падежных
окончаний существительных
2-го склонения.
Третье склонение имён существительных в
единственном числе. Именительный падеж.
Родительный, дательный, предложный
падежи существительных 3-го склонения.
Винительный падеж имён существительных
3-го склонения.
Творительный падеж имён
существительных 3-го склонения.
Упражнения в написании падежных
окончаний существительных 3-го
склонения.
Диктант «В степи». Работа над
ошибками.
Предложение. Главные и второстепенные
члены предложения.
Распространенные и нераспространенные

2
2
2
2
2
2

2
1
2
1
1
2
2
2
2
2
2

1
2
2
2
2

2

2
2

77
78
80
7 класс

предложения.
Однородные члены предложения с союзами
и без них. Знаки препинания.
Годовой контрольный диктант «Береги
здоровье». Работа над ошибками.
Повторение пройденного за год

3
2
5

№
п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во
часов
Повторение 8ч

Предложение. Главные и
второстепенные члены предложения.

1

2

Распространённое и
нераспространённое предложение

1

3

Однородные члены предложения.

1

Однородные члены предложения,
связанные союзами –а, -и, -но

1

4
5
6

Сложное предложение
Упражнения на закрепление

1
1

7

Р.Р. Телеграмма – как вид деловой
бумаги

1

8

Вводный контрольный диктант по
1
теме: «Предложение»
Состав слова (25 часов)

9
10
11
12
13
14

1
1
1
1
1
1

21

Родственные слова.Корень слова
Приставка
Суффикс
Окончание
Упражнения на закрепление
Сочинение по картине
В.М.Васнецова «Богатыри»
Правописание безударных гласных в
корне слова
Правописание звонких и глухих
согласных в корне слова
Непроизносимые согласные в корне
слова
Обучающее изложение по плану
«Бурый медведь»
Упражнения на закрепление.

22

Гласные и согласные в приставках

1

23

Разделительный твёрдый знак после
приставок
Приставка и предлог

1

Упражнения на закрепление.
Словарный диктант
Сложные слова
Письмо по памяти
Упражнения на закрепление

2

Контрольный диктант по теме
«Состав слова»
Работа над ошибками

1

1

15-16
17-18
19
20

24
25-26
27-28
29
30
31

2
2
1
1
1

1

2
1

1

Примечание

Контрольные вопросы и задания по
теме «Состав слова»
33
Деловое письмо.
Объяснительная записка.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (24 часа)
32

34
35

36

1
1

Имя существительное как часть речи. 1
Основные грамматические категории.
Имена существительные собственные 1
и нарицательные. Одушевлённые и
неодушевлённые.
Существительные с шипящей на
1
конце

Существительные с шипящей на
конце
Склонение имён существительных в
единственном числе
Существительные 1,2,3 склонения

1

1

49-50

Контрольные вопросы и задания по
теме: «Склонение имён
существительных в ед.числе»
Сочинение по картине В.Г. Перова
«Охотники на привале»
Правописание безударных падежных
окончаний имён сущ. 1, 2, 3
склонения в ед. числе
Проверочный диктант по теме
«Склонение имён существительных в
ед.числе»
Работа над ошибками
Упражнения на закрепление
Склонение имён существительных по
множественном числе

51

Контрольное списывание

1

37
38-39
40

41

42

43-44
45

46
47-48

Упражнения на закрепление
Деловая бумага. Заявление
Р.Р. Сочинение по репродукции В.М.
Васнецова «Спящая царевна»
55
Упражнения на закрепление
56
Контрольный диктант по теме «Имя
существительное»
57
Работа над ошибками
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ( 5 часов)
Понятие об имени прилагательном.
58
Значение прилагательных в речи.
59-60
Изменение прилагательных по родам
52
53
54

2
1

1
2

1

1
2
2

1
1
1
1
1
1
1
2

Склонение имён прилагательных
мужского и среднего рода
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (9 часов)
63-64
Склонение имён прилагательных
женского рода
65
Упражнения на закрепление

1

Проверочный диктант по теме
«Склонение имён прилагательных в
ед. числе»
67
Работа над ошибками
68
Склонение имён прилагательных во
69
множественном числе
70
Контрольные вопросы и задания по
теме «Имя прилагательное»
71
Работа над ошибками. Упражнения
на закрепление
МЕСТОИМЕНИЕ (17 часов)
72
Местоимения как часть речи
73
74
Значение местоимений в речи
75-76
Личные местоимения 1,2,3-го лица
77-78
Личные местоимения 1-го лица

1

61-62

66

2
1

1
2
1
1

2
1
2
2

79-80

Личные местоимения 2-го лица

2

81-82

Личные местоимения 3-го лица

2

83-84
85

Упражнения на закрепление
Контрольные вопросы и задания

2
1

86

Проверочный диктант по теме
«Склонение личных местоимений»

1

87

Работа над ошибками.
Упражнение на закрепление

1

88

Р.Р. Деловое письмо: письмо

1

ГЛАГОЛ (26 часов)
2
2
2
2

98
99100

Глагол как часть речи
Изменение глаголов по временам
Изменение глаголов по числам
Изменение глаголов прошедшего
времени по родам и числам
Контрольный диктант по теме
«Изменение глаголов по времени и
числам».
Работа над ошибками
Правописание частицы НЕ с
глаголами

101

Изменение глаголов по лицам

1

89-90
91-92
93-94
95-96
97

1

1
2

102

Глаголы 1-го лица

1

103

Глаголы 2-го лица

1

104

Глаголы 3-го лица

1

105106

Упражнения на закрепление

2

107108

Правописание личных окончаний
глаголов во 2-м лице единственного
числа
Правописание глаголов в 3-м лице.

2

111

Упражнения на закрепление

1

112

Контрольные вопросы и задания по
теме: «Глагол».
Проверочный диктант по теме
«Изменение глаголов по числам и
лицам»
Работа над ошибками
Обучающее изложение по плану
«Титаник»

1

109110

113

114
115

2

1

1
1

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (13 часов)
116
117
118119
120

Простое и сложное предложение.

2

Простое предложение с
однородными членами.
Однородные члены предложения с
повторяющимся союзом и

2

121

Сложные предложения с союзами и,
а, но и без союзов.

2

122
123

Контрольное списывание
Сравнение простых предложений с
однородными членами,
соединенными союзами и, а, но со
сложными предложениями с теми, же
союзами
Обращение
Упражнение на закрепление

124-125
126

Контрольный диктант по теме
«Предложение»
128
Работа над ошибками.
Повторение (7 часов)
127

1

1

2
1
1
1

129

Части речи

1

130

Состав слова

1

131

Р.Р. Изложение по плану и опорным

1

133

словам.
Правописание падежных окончаний
имён существительных и имён
прилагательных
Личные местоимения

134

Простое и сложное предложение

1

135

Повторительно-обобщающий урок

1

132

1

1

8 класс
№
п/п
1
2
3-4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25-26

27
28
29
30

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Предложение (повторение) 10ч
Предложение. Главные члены
1
Предложение простое и сложное
1
Сложное предложение с союзами И, А, НО и без
2
них
Стартовая контрольная работа: диктант
1
«Красота, радость…»
Анализ и работа над ошибками
1
Однородные члены предложения
1
Знаки препинания при однородных членах
1
Простое предложения с однородными членами и 1
сложное предложение
Объяснительная записка
1
Состав слова 16ч
Состав слова. Выделение части слова
1
Образование слов при помощи приставок и
1
суффиксов
Синонимы, антонимы
1
Безударные гласные, непроизносимые согласные 1
Глухие и звонкие согласные
1
Гласные и согласные в приставках
1
Приставка и предлог
1
Орфограммы в слове
1
Составление рассказа по плану
1
Сложные слова
1
Сложносокращенные и сложные слова
1
Деловое письмо. Автобиография
1
Контрольный диктант «Враги и друзья
1
пшеничного поля»
Анализ и работа над ошибками
1
Повторение изученного по теме «Безударные
2
гласные»
Части речи
Имя существительное 11ч
Части речи
1
Имя существительное. Имя собственное и
1
нарицательное
Существительные единственного числа с
1
шипящей на конце
Склонение имен существительных
1

Примечание

31-32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

единственного числа
Безударные окончания существительных
2
единственного числа
Сочинение по картине Б. Кустодиева
1
«Масленица»
Несклоняемые существительные
1
Обобщение по теме «Имя существительное»
1
Контрольный диктант «Осень»
1
Анализ ошибок. Адрес на конверте
1
Имя прилагательное 10ч
Имя прилагательное. Согласование с
1
существительным в роде, числе, падеже
Безударные окончания имен прилагательных
1
един. числа
Безударные окончания имен прилагательных мн. 1
числа
Склонение прилагательных муж. и ср. рода на –
1
ИЙ, - ЬЕ
Склонение прилагательных на –ЬЯ, -ЬИ
1
Согласование существительных с
1
прилагательными
Обобщение по теме «Имя прилагательное»
1
Контрольный диктант «Следы на снегу»
1
Анализ ошибок. Деловое письмо. «Открытка»
1
Повторение по теме «Прилагательное»
1
Местоимение 10ч
Личные местоимения. Лицо и число местоимений 1
Местоимения 3 лица, ед. числа. Склонение
местоимений 3 лица
Склонение местоимений 1 лица
Склонение местоимений 2 лица
Правописание местоимений 2 лица
Правописание местоимений с предлогами
Личные местоимения 1, 2 и 3 лица
Контрольный диктант «Просьба»
Анализ ошибок диктанта. Деловое письмо
«Заявление»
Изложение «На воде»
Глагол 20ч
Глагол.
Значение в речи.
Неопределенная форма глагола
Правописание шипящих на конце слова
Изменение глаголов по временам
Замена одних временных форм другими
Изложение «Дети, бегущие от грозы»
Прошедшее время глагола. Род. Число.
Частица НЕ с глаголами
Изменение глаголов по лицам и числам
Контрольный диктант «Хорошие манеры»
Правописание глаголов 2 лица, ед. числа. Работа
над ошибками
Глаголы с окончаниями на -ТСЯ, -ТЬСЯ
Сочинение по картине А. Митрофанова «Утро на
берегу озера»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82-83
84
85
86
87
88
89
90
91-92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102105

Ударные и безударные личные окончания
1
глаголов. Работа над ошибками
Глаголы 2 спряжения
1
Глаголы 1 спряжения
1
Повторение. Спряжение глаголов
1
Контрольный диктант «Ты открываешь книгу»
1
Анализ и работа над ошибками
1
Повторение. Безударные окончания глаголов
1
Синтаксис. Предложение 19ч
Предложение. Распространенные и
1
нераспространенные
Главные и второстепенные члены предложения
1
Однородные члены предложения
1
Знаки препинания при однородных членах
1
предложения
Однородные члены распространенные и
2
нераспространенные
Контрольный диктант «Весенняя гроза»
1
Обращение. Понятие обращения.
1
Знаки препинания при обращении
1
Сложные предложения
1
Знаки препинания в сложных предложениях
1
Знаки препинания в сложных предложениях
1
Различение сложных предложений и простых с
1
однородными членами
Сложное предложение с союзными словами
2
Изложение «Вечный свет подвига»
1
Анализ изложения
1
Обобщение по теме «Предложение»
1
Деловое письмо «Объявление»
1
Повторение изученного в 8 классе 5 ч
Повторение. Правописание приставок
1
Итоговая контрольная работа за 8 класс
1
(промежуточная)
Анализ и работа над ошибками. Повторение.
1
Безударные окончания сущ., прилаг., глаголов
Повторение: простые и сложные предложения
1
Повторение правил орфографии.
1
Резервные уроки
4

9 класс
№

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Повторение

9

1

Предложение как синтаксическая единица.

1

2

Простое предложение с однородными членами.

1

3

Обращение

1

4

Сложное предложение с союзом А, И, НО.

1

5

Сложное предложение со словами который, когда,
где, что, чтобы, потому что.

1

Изменения

6

Знаки препинания в простом и сложном
предложении. Проверочный диктант.

1

7

Простое и сложное предложение. Систематизация
знаний. Работа над ошибками.

1

Звуки и буквы

9

8

Звуки и буквы. Алфавит.

1

9

Написание изложения по составленному плану.

1

10

Непроверяемые гласные. Работа над ошибками.

1

11

Разделительные Ъ и Ь знаки.

1

12

Безударные гласные в корне слова.

1

13

Правописание согласных в корне слова.

1

14

Общие правила оформления документов.
Объявление. Деловое письмо.

1

15

Звуки и буквы. Систематизация знаний.

1

Слово

18

16

Состав слова.

1

17

Корень как значимая часть слова. Орфограммы
корня.

1

18

Правописание суффиксов.

1

19

Правописание приставок.

1

20

Разбор слова по составу.

1

21

Правописание безударных гласных, проверяемых
ударением.

1

22

Единообразное правописание приставок.

1

23

Правописание приставок на –з, -с. Контрольный
диктант.

1

24

Сложные слова. Работа над ошибками.

1

25

Сложные слова с соединительными гласными.
Сложносокращённые слова.

1

26

Расписка. Деловое письмо.

1

27

Правописание различных частей слова.
Тренировочные упражнения.

1

Имя существительное.

12

28

Имя существительное как часть речи.
Грамматические признаки имни существительного.

1

29

Падежные окончания имен существительных 1
склонения.

1

30

Падежные окончания имен существительных 2
склонения.

1

31

Падежные окончания имен существительных 3

1

склонения.
32

Правописание безударных падежных окончаний.
Диктант.

1

33

Имена существительные с шипящей на конце. Работа
над ошибками.

1

34

Имя существительное. Работа над ошибками.

1

Имя прилагательное

7

35

Имя прилагательное.

1

36

Грамматические признаки имени прилагательного.

1

37

Написание изложения с дополнительным творческим
заданием.

1

38

Падежные окончания имен прилагательных. Работа
над ошибками.

1

39

Правописание безударных падежных окончаний имен
прилагательных.

1

40

Правописание прилагательных. Контрольный
диктант.

1

Личные местоимения

13

41

Личные местоимения. Работа над ошибками.

1

42

Объяснительная записка. Деловое письмо.

1

43

Лицо и число местоимений.

1

44

Личные местоимения с предлогами.

1

45

Правописание личных местоимений с предлогами.

1

46

Раздельное написание личных местоимений с
предлогами.

1

47

Правописание личных местоимений. Контрольный
диктант.

1

48

Правописание местоимений 3 лица. Работа над
ошибками.

1

Глагол.

22

49

Глагол как часть речи. Грамматические признаки
глагола.

1

50

Написание сочинения по личным наблюдениям.

1

51

Правописание глаголов на –тся и –ться.Работа над
ошибками.

1

52

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

53

Изменение глаголов по лицам и числам.

1

54

Правописание глаголов 2 лица единственного числа.

1

55

Правописание Ь знака в глаголах 2 лица ед. числа.

1

56

Ударные и безударные личные окончания глаголов.

1

57

Единообразное написание личных окончаний
глаголов.

1

58

Спряжения глаголов.

1

59

Личные окончания глаголов I спряжения.

1

60

Правописание личных окончаний глаголов I
спряжения.

1

61

Личные окончания глаголов ii спряжения.

1

62

Правописание личных окончаний глаголов II
спряжения.

1

63

Правописание личных окончаний глаголов I и II
спряжения. Диктант.

1

64

Глаголы в повелительном наклонении. Работа над
ошибками.

1

65

Правописание окончаний глаголов. Работа над
ошибками.

1

66

Глагол. Систематизация знаний.

1

67

Автобиография. Деловое письмо.

1

Имя числительное.

9

68

Имя числительное как часть речи.

1

69

Числительные порядковые и количественные.

1

70

Согласование количественных и порядковых
числительных с существительными. Диктант.

1

71

Правописание количественных числительных от 5 до
20 и 30. Работа над ошибками.

1

72

Правописание числительных от 500 до 900.

1

73

Правописание Ь на конце и в середине числительных.

1

74

Доверенность. Деловое письмо.

1

75

Правописание числительных. Тренировочные
упражнение.

1

76

Имя числительное. Контрольный диктант.

1

Наречие

7

77

Наречие. Работа над ошибками.

1

78

Наречие как часть речи.

1

79

Употребление наречий в языке.

1

80

Наречия, образовывающие время, место и способ
действия.

1

81

Правописание наречий с приставками.

1

82

Правописание наречий с А и О на конце.

1

83

Написание сочинения (на материале упр. учебника).

1

84

Правописание наречий. Работа над ошибками.

1

Части речи

7

85

Части речи .Имя существительное. Систематизация
знаний.

1

86

Имя прилагательное.. Систематизация знаний.

1

87

Глагол. Систематизация знаний.

1

88

Личные местоимения. Систематизация знаний.

1

89

Имя числительное Наречие. Систематизация знаний.

1

90

Правописание различных частей речи. Диктант.

1

Предложение.
91

Простое предложение. Знаки препинания в простом
предложении .Работа над ошибками.

1

92

Сложное предложение. Знаки препинания в сложном
предложении.

1

93

Прямая речь.

1

94

Знаки препинания в предложении с прямой речью.

1

Повторение.
95

Состав слова. Правописание гласных и согласных в
корне слова.

1

96

Правописание приставок и суффиксов.

1

97

Правописание самостоятельных частей речи.

1

98

Простое предложение.

1

99

Сложное предложение.

1

100

Знаки препинания в простом и сложном предложении
.Контрольный диктант.

1

101

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Работа над ошибками.

1

102

Оформление деловых бумаг. Систематизация знаний.

1

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по письму и развитию речи
При оценке устных ответов по письму и развитию речи принимаются во внимание:
a) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности
усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с
помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям
оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их
с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе
предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно;
допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила
примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Примерный объем письменных текстов:
- в контрольных работах – 45-50 слов.
- в подробных изложениях – 20-45 слов.
- в словарном диктанте – 10-15 слов.
- объем творческих работ на уроке – 20-30 слов.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная
ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное
правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные
правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на
конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она
учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов;
пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в
предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма следует рассматривать
индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются
замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки,
добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова).
При выставлении оценки све однотипные специфические ошибки приравниваются к
одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических
понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или
допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного
материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного
материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не
справляется с одним из заданий.
При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. В 5 классе для изложений
рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов. Изложения
дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством
учителя. При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и
последовательность передачи содержания.
Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение
авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов;
допускается 1-2 орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского
текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание
основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается 3-4
орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от
авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении
слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.

Литература:
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9
кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –
Сб.1. – 232с.
2. Русский язык. 5 -9 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII
вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. –
263с.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».