Рабочая программа Русский язык 10-11 классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЫШМИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«БОРОВЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Принята
на заседании педагогического совета
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»
Протокол от «30» августа 2019 № 1

Утверждена
приказом директора
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»
от «30» августа 2019 №159

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
10 – 11 классы

Приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»

Составители: Шубина Т.Н., учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
Косарева Н.В., учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория

2019 год

Нормативно-правовые основания разработки рабочей программы
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для10-11классов
составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» (п.3.6ст.28), требованиями
федерального
компонента государственного образовательного стандарта
среднего общего образования, на основе основной образовательной программы
среднего общего образования МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ», примерной
программы по русскому языку, авторской рабочей программы «Русскийязык.1011классы»(авторыН.Г.Гольцова,И.В.Шамшин, М.А. Мищерина. – М.:«Русское
слово»,2012.) к УМК Н.Г.Гольцовой.
Учебный предмет «Русский язык» изучается в10классах-70часов в год (2часа в
неделю),в11классах–68 часов в год(2часа в неделю), 138 часов за курс среднего
общего образования.
Планируемыерезультатыосвоенияучебногопредмета«Русскийязык»
Результаты обучения представлены в Требованиях к
уровню
подготовки
выпускников,которыесодержатследующиекомпоненты:знать/понимать–перечень
необходимыхдляусвоениякаждымучащимсязнаний;уметь–
переченьконкретныхуменийинавыковпорусскомуязыку,основныхвидовречевойде
ятельности;выделена
такжегруппазнанийиумений,востребованныхвпрактическойдеятельностиученикаи
его повседневнойжизни.
Врезультатеизучения русского языкаученикдолжен знать/понимать:
связь языка иистории,культуры русского и другихнародов;
смыслпонятий:речевая
ситуацияиеекомпоненты,литературныйязык,языковая норма, культураречи;
основные единицыиуровниязыка,их признаки ивзаимосвязь;
орфоэпические,лексические,грамматические,орфографическиеи
пунктуационные
нормысовременногорусскоголитературногоязыка;нормыречевогоповеденияв
социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферахобщения;
уметь:
осуществлять
речевой
самоконтроль; оценивать устные
и
письменные
высказываниясточкизренияязыковогооформления,эффективностидостижения
поставленных коммуникативныхзадач;
анализироватьязыковыеединицысточкизренияправильности,точностии
уместности ихупотребления;
проводитьлингвистическийанализтекстовразличныхфункциональныхстилей
и разновидностей языка;
Аудированиеичтение:

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости откоммуникативнойзадачи;
извлекатьнеобходимуюинформациюизразличныхисточников:учебнонаучных текстов,справочнойлитературы,средствмассовойинформации,втомчисле
представленныхв электронном виде на различных информационных носителях;
Говорениеиписьмо:
создаватьустныеиписьменныемонологическиеидиалогическиевысказывания
различныхтиповижанроввучебно-научной(наматериалеизучаемыхучебных
дисциплин), социально-культурнойиделовой сферахобщения;
применятьвпрактикеречевогообщенияосновныеорфоэпические,лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдатьвпрактикеписьмаорфографическиеипунктуационныенормы
современного русского литературного языка;
использовать
основные приемы
информационной
переработкиустного и письменноготекста;
использовать
приобретенныезнанияиумениявпрактическойдеятельностииповседневнойжизни:
дляосознаниярусскогоязыкакакдуховной,нравственнойикультурнойценностинаро
да; приобщения к ценностямнациональнойи мировой культуры;
- развитияинтеллектуальныхитворческихспособностей,навыковсамостоятельной
деятельности;самореализации,самовыражениявразличныхобластяхчеловеческой
деятельности;
увеличениясловарногозапаса;расширениякругаиспользуемыхязыковыхиречевых
средств;совершенствованияспособностиксамооценкенаосновенаблюденийза
собственнойречью;
совершенствованиякоммуникативныхспособностей;развитияготовностикречевому
взаимодействию, межличностномуи межкультурномуобщению, сотрудничеству;
самообразованияиактивногоучастиявпроизводственной,культурнойиобщественно
й жизни государства;
- понимания взаимосвязиучебного предметасособенностями профессий и
профессиональнойдеятельности, в основе которыхлежат знанияпо данному
учебномупредмету.
Основные формы и методы обучения, виды деятельности на уроках русского
языка в10-11классах
Формыобучения:урок-беседа,урок-лекция,урок-диалог,урок-зачет,уроквзаимного
обучения.Основныеформыорганизацииучебногопроцесса-урок.Преобладающие
формытекущегоконтролязнанийиумений-словарныйдиктант,диктант,сочинение,

изложение,зачет,тест,созданиеустноговысказывания(поплану,назаданнуютему),
проверочная работа
Методыиприемыобучения:
обобщающая беседа по изученномуматериалу;
различныевиды разбора (фонетический, лексический,
словообразовательный, морфологический, синтаксический,
лингвистический,речеведческий);
виды работ, связанныес анализом текста, с его переработкой
(целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
составлениеучащимися авторского текста в различныхжанрах(подготовка
реферата,доклада,написаниеанализа,рецензии,творческихработвжанреэссе,очерка,
рассказа);
составление деловыхдокументов;
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого
материала с последующим его использованиемпозаданиюучителя;
изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
комментирование орфограмми пунктограмм.
Видыдеятельностиучащихсянауроке
оцениваниеустныхиписьменныхвысказываний/текстов сточки зрения
языкового оформления, уместности, эффективностидостиженияпоставленных
коммуникативных задач;
анализязыковыхединиц с точки зренияправильности,точностииуместности
ихупотребления;
разные виды разбора (лексический, словообразовательный,
морфологический, синтаксический,пунктуационный, лингвистический, лексикофразеологический, речеведческий);
лингвистический анализ языковыхявлений итекстов различных
функциональныхстилей иразновидностей языка;
выполнение практическихиграмматическихзаданий потексту;
разные виды чтения в зависимостиот коммуникативнойзадачи и характера
текста;
информационная переработкаустного и письменного текста:составление
плана текста; пересказ текста по плану;пересказ текста сиспользованием цитат;
определение проблемы текста;аргументация своей точки зрения;переложение
текста; продолжение текста;составление тезисов;редактирование;
создание письменных текстов делового, научного
ипублицистическогостилейс учетом орфографических и пунктуационныхнорм
современногорусского литературного языка;
составление орфографическихупражненийсамимиучащимися;
работасразличными информационными источниками:учебно-научными
текстами, справочнойлитературой, средствами массовойинформации (в том числе
представленныхв электронном виде), конспектирование.
Виды контроля

Виды контроля: различаются по функциям вучебном процессе.
Предварительныйконтрольобычнопроводятвначалеучебногогода,полугодия,
четверти,напервыхурокахновогоразделаучебногопредметаиливообщенового
предмета.
Текущийконтроль.Основноеегоназначение,во-первых,дляучителя—
непрерывноеотслеживаниедляполученияинформацииокачествеотдельныхэтапов
учебногопроцессаи,во-вторых,дляученика—внешнийстимул,побуждающийего
систематически заниматься.
Чтокасаетсяучащихся,тотекущийконтрольпобуждаетихпостояннобыть
готовымиответитьнавопросивыполнитьзадание.Причемдляоднихучащихсяэто
возможностьотличитьсяисамоутвердиться,длядругих—исправитьболеенизкую
отметкунаболее высокийбалл,длятретьих— постоянное
напоминаниеонеобходимости систематически заниматься как в школе, так и дома.
Тематическийконтрольпроводитсяпозавершенииизучениябольшойтемы,наповтор
ительно-обобщающихуроках.Назначение(функция)тематическогоконтроля:
систематизироватьиобобщитьматериалвсейтемы;путемповторенияипроверкизнан
ий предупредить забывание,закрепитьегокак базу,необходимую для изучения
последующихразделовучебногопредмета.Особенностьпроверочныхвопросовизада
ний
вэтомслучаезаключаетсявтом,чтоонирассчитанынавыявлениезнанийвсейтемы,на
установлениесвязейсознаниемпредыдущихтем,межпредметныхсвязей,наумение
переносазнаний на другой материал, на поисквыводовобобщающегохарактера.
Итоговыйконтрольпроводитсявконцеучебногокурса,полугодияилигода.Это —
контроль, завершающийзначительныйотрезокучебного времени.
Пример контрольнойработы приведен вПриложении1.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков
учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика надо руководствоваться
следящими критериями:
· полнота и правильность ответа;
· степень осознанности, понимания изученного;
· речевое оформление ответа.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять
определения, правила к конкретным случаям.
Оценка «5» ставится, если ученик:

· обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает
правильные определения языковых понятий;
· обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения,
применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по
учебнику, но и самостоятельно составленные;
· излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм
литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же
требованиям, что и для оценки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же
исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности
и языке изложения.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но:
· излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении
понятий или формулировке правил;
·
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и
привести свои примеры,
·
излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в
языковом оформлении изложения.
Оценка «2» ставится, если ученик: обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке
определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает
материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые
являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим
материалом.
Оценка «1»ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание
материала.
Положительная оценка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный
ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за
рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на
протяжении урока.
Оценка диктантов
Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и
пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать
связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного

языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объемдиктантаустанавливается для 10-11 классов – 170-200слов.
Диктантоценивается одной отметкой.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение
слов с
непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.Диктант, имеющий
целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен
включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также
обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков.
Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют
подготовку учащихся по всем изученным темам.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты. Эти тексты должны
отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию
учащимся данного класса.
П р и м е ч а н и е . Если диктант сопровождается грамматическим заданием, объем
его может быть сокращен примерно на 10 слов.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в
данной теме орфограммы и пунктограмм были бы представлены 2-3 случаями. Из
изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они также
должны быть представлены 2-3 случаями. В целом количество проверяемых
орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в 5 классе - 12 различных орфограмм и
2-3 пунктограмм, в б классе - 16 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 7 классе 20 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 8 классе - 24 различных орфограмм и 10
пунктограмм, в 9 классе - 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные
орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех
предыдущих уроках).
В диктантах должно быть до 5 слов с непроверяемыми написаниями, правописанию
которых ученики специально обучались. До конца первой четверти, а в 5 классе - до
конца первого учебного полугодия сохраняется объем текста, рекомендованный для
предыдущего класса.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме,
должен, включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также
обеспечивать выявление прочности: ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты,
проводимые в конце полугодия и в конце учебного года, проверяют подготовку
учащихся, как правило, по всем изученным темам.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и
пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу,
2)

на еще не изученные правила;

3)
в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась
специальная работа;
4)

в передаче так называемой авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются ошибки, к которым следует отнести написания,
искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дупло"
(вместо дупло), "мемля" (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок
следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для
характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из всех правил;
2)

в написании большой буквы в составных собственных наименованиях,

3)
в случаях слитного и раздельного написания
наречиях,образованных от существительных с предлогами;
4)

приставок

в

в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой;

5)
в случаях, требующих различения не и ни (в сочетаниях не кто иной, как..., не
что иное, как..., никто иной не..., ничто иное не...);
6)
в пропуске одного из сочетающихся
нарушении: их последовательности.

знаков

препинания

или

в

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного
написания на верное) оценка, снижается на один балл, но такое снижение не должно
привести к неудовлетворительной оценке работы ученика. Отличная оценка не
выставляется при наличии 3 и более исправлении.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка "5" выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой
орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2
пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4
пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может
выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка "3" может быть выставлена за диктант, в котором допущены 4
орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5
пунктуационныхошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии
орфографических. В 5 классе допускается выставление оценки "3" за диктант при 5
орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка "3" может быть выставлена
также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и
других имеются по 3 однотипные ошибки.
Оценка "2" ставится за. диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и б
пунктуационных ошибок.
При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом "1".
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении
оценки: за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не
позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки "4" 2
орфографические ошибки, для оценки "3" - 4 орфографические ошибки (для 5 класса - 5
орфографических ошибок), для оценки «2» - 8 орфографических ошибок.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного грамматического,
орфографического, лексического задания, выставляются две оценки отдельно за
каждый, вид работы.
При
оценке
выполнения
руководствоваться следующим:

грамматического

задания

рекомендуется

Оценка "5" ставится, если ученик выполнил все задания.
Оценка "4" ставится, если ученики правильно выполнил не менее s заданий.
Оценка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины
заданий.
Оценка "2" ставится за работ, в которой не выполнено более половины задании.
Оценка сочинений и изложений
Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и
последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки
учащихся.Примерныйобъемтекстадляподробногоизложенияв10-11классах-450600 слов.Рекомендуетсяследующийпримерныйобъемклассныхсочиненийв1011классах – 5-7 страниц.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к сугубо примерному,
так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности
от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа, письма учащихся, их
общего развития и т.п. Однако, если объем сочинения в полтора (и более) раза меньше

или больше указанной примерной нормы, то учитель имеет право понизить или
повысить оценку (кроме выставления оценки "5").
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему и производить отбор языковых средств в
соответствии с темой и задачей высказывания;
2)

соблюдение грамматических норм и правил правописания.

Поэтому любое сочинение или изложение оценивается двумя оценками: первая
ставится за его содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда
проводится работа, проверяющая знания по литературе. В этом случае первая оценка (за
содержание и речь) считается оценкой по литературе.
При оценке содержания работы и его
руководствуется следующими критериями:

речевого

оформления

учитель

Оценка «5» :
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно (по сформулированному плану жди без
него).
4. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления,
разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических
конструкций (с учетом объема изученных грамматических сведений и сведенийпо
стилистике).
5. Достигнуто стилевое единство
Допускается:
1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»:
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 речевой недочет .
1.
Содержание
работы
в
основном
(имеются незначительные отклонения от темы)

соответствует

теме

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические
неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли.
4.. Лексический и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительность.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1
орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки:
при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматических ошибки.
Оценка «3»
1. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не
более 3 речевых недочетов.
2. Работа достоверна, в главном, но в ней последовательности изложения.
3. . В работе допущены существенные отклонения от темы.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции,
встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибки, или 3
орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных
при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4
пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
В целом в работе допускается не более 4
речевых недочетов.

недочетов в содержании и 5

1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы,
отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа, написана короткими однотипными предложениями
со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного
словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до 6 недочетов в
содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6
орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пункту-

ационных ошибок, 8 орфографических и 0пунктуационных ошибок, а также 7
грамматических ошибок.

Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие
главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача
фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейноэстетического содержания произведения, доказательность основных положении,
привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение
сочинения;
-

соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными
средствами языка.
Отметка "5" ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об
отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее
раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении
мыслей;
написанное правильным
соответствующее содержанию;
-

литературным

языком

и

стилистически

допускается одна - две неточности в содержании.

Оценка "4" ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными
отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и
других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования
своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логическое и последовательное в изложении содержания;
написанное
правильным
соответствующее содержанию;

литературным

языком,

стилистически

- допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех
речевых недочетов.
Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

- в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний
или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные
ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение
делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения
последовательности выражения мыслей;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения
последовательности выражения мыслей,
обнаруживается
владение
основами
в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.

письменной

речи;

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:
- не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста
произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и
обобщений или из общих положений, не опирающихся на
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи
между частями;
- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Обязательный минимум содержания основной образовательной программы
по предмету «Русский язык»
Сферыиситуацииречевогообщения.Компонентыречевойситуации.Оценкакоммуни
кативныхкачествиэффективностиречи*.Развитиенавыковмонологическойидиало
гическойречи.
Использованиеразличныхвидовчтениявзависимостиоткоммуникативнойзадачиих
арактератекста.
Информационнаяпереработкатекста.
Совершенствованиеумений и навыков создания текстов разных функциональносмысловыхтипов, стилей ижанров.
Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык
художественнойлитературы. Ихособенности.
Культураучебно-научного иделового общения (устная и письменная формы).
Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление
деловыхдокументов различныхжанров (расписки,доверенности, резюме).
Культурапубличнойречи*. Культура разговорнойречи.
Содержание,обеспечивающееформированиеязыковойилингвистической(языковед
ческой)компетенций:
Русскийязыквсовременноммире.

Формысуществованиярусскогонациональногоязыка(литературныйязык,просторе
чие,народныеговоры,профессиональныеразновидности,жаргон,арго).
Нормылитературногоязыка,ихсоблюдениевречевойпрактике.Литературныйязык
иязыкхудожественнойлитературы
Взаимосвязь различных единиц иуровней языка.
Синонимиявсистемерусскогоязыка.
Словарирусскогоязыкаилингвистическиесправочники,ихиспользование.Совершенс
твованиеорфографическихипунктуационныхуменийинавыков.Лингвистическийан
ализтекстовразличныхфункциональныхразновидностей
языка.
Содержание,обеспечивающееформированиекультуроведческойкомпетенции:Взаи
мосвязь языка икультуры.
Отражение в русском языке материальнойи духовнойкультуры русского и
другихнародов.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Соблюдениенормречевогоповедениявразличныхсферахобщения.
* Материал, отмеченныйтаким образом,не подлежит изучению в
образовательныхучрежденияхс родным (нерусским)языком обучения.
Курсивомвыделен материал дляизучения в 10классе

Содержание программы
Базовый уровень
10 КЛАСС (70ч)
Введение (3ч)
Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных
культур. Формы существования русского национального языка
(литературный,просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон,арго).
Литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.
Литературныйязык и язык художественной литературы. Система языка, её
устройство ифункционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Понятиео функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные
стилисовременного русского литературного языка.
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ (10ч)
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительновыразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление.
Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимыи
их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение
лексикисовременного русского языка.
Лексика общеупотребительная и лексика,имеющая ограниченную сферу
употребления.
Употребление устаревшейлексики и неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и ихупотребление.
Словари русского языка и лингвистические справочники; ихиспользование.
Лексикография.
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ (3ч)
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы.
Чередование звуков, чередования фонетические и исторические.
Фонетическийразбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (4ч)
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы
корневые и аффиксальные.
Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие
словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (50ч)
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и
орфографии.
Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии.
Фонетические и традиционные написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ,
СТЧ,ЗДЧ.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Гласные ИиЫпосле приставок.
Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных букв.
Правила переноса слов.
Части речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен
существительных.
Род имен существительных. Распределение существительных по родам.
Существительные общего рода.
Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительныхи
аббревиатуры.
Число имен существительных.
Падеж и склонение имен существительных.
Морфологический разбор имен существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных.
Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных.
Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и
ихправописание.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен
прилагательных: прилагательные качественные, относительные,
притяжательные.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных.
Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические
особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм
степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности
образования и употребления кратких прилагательных в современном русском
языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их
семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных
прилагательных.Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности
склонения притяжательных прилагательных на -ий.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен
числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.
Морфологический разбор числительных.
Склонение имен числительных.
Правописание имен числительных.
Употребление имен числительных в речи.
Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления
местоимений.
Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений. Значение и особенности употребления
местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного,
притяжательных и определительных местоимений.
Глагол
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола.
Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное,
сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.
Категория времени глагола.
Спряжение глаголов.
Две основы глаголов. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глагола.
Правописание глаголов.
Причастие как особая глагольная форма
Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий.
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий,
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие как глагольная форма

Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход
деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий.
Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.
Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное
написание наречий.
Слова категории состояния
Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов
категории состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких
прилагательных ср.р. ед.ч.
Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов.
Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по
значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.
Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.
Частицы
Частицы как служебная часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ
иНИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ
иНИ с различными частями речи.
Междометие
Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные
слова.
Морфологический разбор междометий. Правописание междометий.
Функционально-стилистические особенности употребления
междометий.
11 КЛАСС(68ч)
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (43ч)
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические
единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксическийразбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые
исложные.

Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по
эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Видыпредложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные
членыпредложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном
предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с
однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных
определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных
приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных
неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах,
соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при
обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных
членах предложения. Обособленные и необособленные определения.
Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные
дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены
предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с
предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при
вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных
конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные,
отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический
разборсложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним
придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими
придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с
несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с
запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном
сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки
препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки.
Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие
знакипрепинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные
знакипрепинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ (8ч)
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту
речи. Культура речи и её основные аспекты: нормативный,
коммуникативный,этический. Соблюдение норм речевого поведения в различных
ситуациях исферах общения. Основные коммуникативные качества речи и их
оценка.
Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы).
Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной
речи.
СТИЛИСТИКА(10ч)
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили
речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный
стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный
стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы
речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка
текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ (2ч)
М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А.
Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.
ПОВТОРЕНИЕ (5ч)

Учебно-тематическое планирование.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 10 КЛАСС.
(Базовый уровень - 70 ч)
№п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

Наименование раздела, темы
Слово о русском языке. Русский язык в современном мире
Культура речи. Нормы литературного языка
Практическая работа. Типы норма литературного языка
Практическая работа. Редактирование текста
Сочинение в формате ЕГЭ
Фонетика и орфография
Орфоэпия
Контрольная работа «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»
Анализ контрольной работы
Лексическое значение слова
Омонимы. Паронимы
Синонимы. Антонимы
Русская фразеология
Лексика с точки зрения ее происхождения и употребления
Изобразительно-выразительные средства русского языка
Практическая работа «Анализ средств выразительности
русской речи в авторских текстах»
Практическая работа «Анализ текста»
Р.Р.Лексикография
Тест «Лексика. Фразеология»
Анализ тестирования
Состав слова. Морфемный анализ слова
Словообразование
Словообразование
Правописание безударных и чередующихся гласных в
корне слова
Правописание гласных после шипящих и ц
Правописание согласных в корнях слов
Правописание приставок. Гласные Ы-И после приставок
Употребление Ь и Ъ
Тест «Морфемика. Словообразование»
Анализ работы
Функционально-смысловые типы речи. Текст
Практическая работа «Анализ текста»
Тест «Текст. Функционально-смысловые типы речи»
Анализ работы
Части речи
Имя существительное. Морфологический разбор имени
существительного
Правописание суффиксов и окончаний имен
существительных
Правописание суффиксов и окончаний имен
существительных во мн.ч. Орфоэпические и
морфологические нормы

Количест
во часов

Примечание

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Имя прилагательное. Морфологический разбор имени
прилагательного
Правописание суффиксов и окончаний имен
прилагательных. Морфологические нормы
Контрольная работа «Имя прилагательное»
Правописание сложных имен существительных и
прилагательных
Тесты «Имя существительное», «Имя прилагательное»
Анализ тестирования
Имя числительное. Морфологический разбор
числительного
Правописание имен числительных. Морфологические
нормы
Местоимение. Морфологический разбор местоимения
Правописание местоимений. Морфологические нормы
Тест «Имя числительное», «Местоимение»
Анализ тестирования
Глагол. Морфологический разбор глагола
Правописание глаголов. Морфологические нормы
Причастие. Морфологический разбор
Правописание причастий. Морфологические нормы
Деепричастие. Морфологический разбор.
Правописание деепричастий. Морфологические нормы
Тест «Глагол, причастие, деепричастие»
Наречие. Категория состояния. Морфологические разборы
Правописание наречий
Повторение изученного за курс 10 класса
Промежуточная аттестация за 10 класс
Предлог как служебная часть речи. Правописание
предлогов
Союз как служебная часть речи. Правописание союзов
Частица как служебная часть речи. Правописание частиц
Междометие как часть речи
Обобщение изученного в 10 классе
Тестирование в формате ЕГЭ
Тестирование в формате ЕГЭ
Тестирование в формате ЕГЭ
Тестирование в формате ЕГЭ

Тематическое планирование.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС.
(Базовый уровень - 68 ч)
№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

1

Синтаксис. Пунктуация. Основные принципы русской
пунктуации. Пунктуационный анализ предложения
Словосочетание как синтаксическая единица. Виды
синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания

1

Предложение как единица синтаксиса. Простое предложение.
Виды предложений по структуре
Постановка тире в простом предложении

1

Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор
простого предложения
Предложение с однородными членами

1

7-8

Знаки препинания при однородных членах, соединенных
неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами

2

9

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

10

Контрольная работа по теме «Простое предложение»

1

11

Готовимся к ЕГЭ. Тест.

1

12

1

13

Обособленные члены предложения. Обособленные и
необособленные определения
Обособленные приложения

14-15

Обособленные обстоятельства и дополнения

2

16

Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены
предложения

1

17

Знаки препинания при сравнительных оборотах

1

18

Знаки препинания при обращениях

1

19

Вводные слова и вставные конструкции

1

20

Готовимся к ЕГЭ. Тест.

1

21

Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительновосклицательные слова

1

22-24
25

Повторение и обобщение
Контрольная работа по теме «Осложненное простое
предложение»
Сложные предложения, знаки препинания в сложносочиненном
предложении

3

2
3
4
5
6

26-27

1

1

1

1

2

Примечание

№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

28-29

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним
придаточным

2

30-31

2

32-33

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с
несколькими придаточными
Готовимся к ЕГЭ. Тренинги

34

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1

35-36

Сложные предложения с разными видами связи. Сложное
синтаксическое целое. Абзац.

2

37

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой
речи.

1

38

Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах

1

39

Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки
препинания

1

40

Авторская пунктуация

1

41

Р/р Сочинение «Любимый уголок моего села».

1

42

Обобщающий урок

1

43

1

44-45

Диктант с грамматическим заданием по теме «Сложное
предложение»
Культура речи как раздел науки о языке. КР и её основные
аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и
сферах общения.

46
47-48

Изложение с элементами сочинения
1
Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины 2
коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

49

Культура учебно-научного и делового общения (устная и
письменная формы). Культура публичной речи.

1

50-51

Культура разговорной речи. Культура письменной речи.

2

52-53

Стилистика. Функциональные стили. Научный стиль.
Информационная переработка текста.

2

54

Официально-деловой стиль. Анализ текста

1

55-56

Публицистический стиль. Анализ текста

2

57

Разговорный стиль. Особенности литературно-художественного
стиля

1

2

2

Примечание

№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

58

Текст. Закономерности построения текста. Функциональносмысловые типы речи

1

59

Самостоятельный анализ предложенного текста

1

60-61

Проект « Русские лингвисты о русском языкознании»

2

62-63

Р/Р Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

2

64

Повторение. Трудные случаи правописания

1

65

Повторение. Трудные случаи пунктуации

1

66

Итоговая контрольная работа по материалам ЕГЭ

1

67

Анализ контрольной работы, коррекция допущенных ошибок

1

68

Резервный урок

1

Примечание

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».