МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЫШМИНСКОГО ГОРОДСТКОГО ОКРУГА
«БОРОВЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Принята
на заседании педагогического совета
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»
Протокол от «30» августа 2023 № 1
Утверждена
приказом директора
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»
от «30» августа 2023 № 159
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Разговор о правильном питании»
(направление «социальное»)
(1-4 классы)
Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»
Составитель: Обоскалова И.Г.
2023 год
1
Нормативно-правовые основания
разработки рабочей программы
Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»
разработана в соответствии с:
- Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования;
- Основной образовательной программой начального общего образования;
Программа «Разговор о правильном питании» является модифицированной
программой социального направления. Занятия о питании позволяют детям удовлетворить
свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной
области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную
деятельность в процессе освоения программы.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в 1 классе и 34 часа во 2,3 и 4 классах.
Количество часов в неделю – 1ч.
Продолжительность занятия 35 минут в 1 классе и 40 минут во 2,3 и 4 классах с
обязательным применением физминутки.
Срок реализации программы: 4 года.
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из
составляющих здорового образа жизни.
Задачи:
расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и
укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;
формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа
жизни;
формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание
того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и
здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование
чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей
младшего школьного возраста.
Планируемые результаты освоение программы
Личностные результаты:
- умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- умение использовать знания в повседневной жизни;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор
(при поддержке других участников группы и педагога), как поступить;
- умение проявлять инициативу и самостоятельность на занятиях;
2
- познавательный интерес к основам культуры питания.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
– узнают о здоровом образе жизни;
– узнают питательные вещества, необходимые организму;
– режиму и рациону питания;
– правилам гигиены питания;
– правилам ответственного покупателя;
– правилам безопасного обращения с кухонной техникой, сервировкой стола;
– узнают традиции и обычаи питания в разных станах;
– узнают историю и культуру питания.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– заботе о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;
– заботиться о здоровье и укреплять собственное здоровье;
– проведению несложных экспериментов, проведению анкетирования,
– полезным привычкам и навыкам в области правильного питания.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- понимание и сохранение учебной задачи;
- понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителей;
- планирование своих действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения;
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату (в случае работы
в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).
- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
- осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире
и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- построение сообщения в устной и письменной форме;
- смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение
существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
- осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора
оснований и критериев для указанных логических операций.
- установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений;
- построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах, связях;
- выделение существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД:
- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
3
- построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его
аудиовизуальной поддержкой);
- владение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и
инструменты ИКТ и дистанционного общения.
- формулирование собственного мнения;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
- понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих сего собственной;
-умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материалов данной программы может
происходить в виде защиты творческих проектов, выставки работ по различным темам,
проведение конкурсов.
Содержание программы курса «Разговор о правильном питании»
1- й год обучения
№ п/п Название темы
1-2
Если хочешь
здоров
3-4
Самые
продукты
Задачи
быть
полезные
Основные
понятия
формировать представление Здоровье,
о
ценности
здоровья, питание, правила
значении
правильного питания
питания
формировать представление Продукты,
о продуктах ежедневного блюда, здоровье
рациона; продуктах, которые
нужно
есть
часто;
продуктах, которые нужно
есть иногда
формировать представление
о том, какие продукты
наиболее
полезны
для
человека
формировать представление
о
необходимости
ответственно относиться к
своему здоровью и питанию
5-6
Как правильно есть
развивать представление об Питание,
основных правилах гигиены здоровье,
питания,
важности
их правила гигиены
соблюдения
развивать
основные
гигиенические
навыки,
связанные с питанием
4
7-8
формировать представление Здоровье,
о роли регулярного питания питание, режим
для здоровья
Удивительные
превращения
пирожка
формировать представление
об основных требованиях к
режиму питания
9-10
формировать представление Завтрак, режим,
о завтраке как обязательной меню,
каша,
части ежедневного меню
крупа
Из чего варят каши,
и как сделать кашу
вкусной
расширить представление о
блюдах,
которые
могут
входить в меню завтрака
формировать представление
о каше как полезном и
вкусном блюде
11-12
Плох обед, если хлеба
нет
формировать представление Обед,
об обеде как обязательной первое
второе
части ежедневного меню
десерт,
формировать представление
меню
об
основных
блюдах,
входящих в состав обеда, об
опасности
питания
«всухомятку»
блюдо,
блюдо,
блюдо,
закуска,
13-14
Полдник. Время есть
булочки
формировать представление Полдник, меню,
о полднике как обязательной хлебобулочные
части ежедневного меню
изделия, молоко
и
молочные
формировать представление
продукты
о продуктах и блюдах,
которые
могут
быть
включены в меню полдника
15-16
Пора ужинать
формировать представление Ужин, меню
об ужине как обязательной
части ежедневного меню
расширить представление о
блюдах, которые могут быть
включены в меню ужина
17
чему научились за год
Наши итоги
тест
Содержание программы курса «Разговор о правильном питании»
2- й год обучения
№ п/п
Название темы
Задачи
Основные
понятия
5
1-2
Где
найти
витамины весной
формировать представление о Витамины,
роли витаминов для здоровья фрукты,
человека, основных продуктах — овощи
источниках витаминов
формировать представление о
важности
и
необходимости
включения в рацион питания
растительной пищи
3-4
Как утолить жажду
формировать представление о Жажда,
роли воды для организма здоровье,
человека
напитки
расширить представление о
разнообразии напитков, пользе
различных видов напитков
5-6
Что надо есть, если
хочешь
стать
сильнее
расширить представление о роли Здоровье,
спорта
для
сохранения
и спорт,
укрепления здоровья
питание
формировать представление о
продуктах и блюдах, которые
нужно включать в рацион
питания
человека,
занимающегося спортом
7-8
На вкус и цвет
товарищей нет
познакомить
детей
с Вкус, блюда,
разнообразием вкусовых свойств продукты
различных продуктов и блюд
формировать представление о
том,
как
происходит
распознавание вкуса
формировать умение описывать
вкусовые свойства продуктов и
блюд
9-10
Овощи, ягоды и
фрукты
—
витаминные
продукты
расширить представление о Овощи,
пользе фруктов и овощей как об фрукты,
источниках витаминов
витамины,
здоровье
расширить представление об
ассортименте блюд, которые
могут быть приготовлены из
растительной пищи
11-12
Каждому овощу —
свое время
развивать представление о пользе Овощи,
фруктов и овощей
фрукты,
витамины,
формировать представление о
здоровье
сезонных фруктах и овощах
13-14
Праздник урожая
обобщить знания о правильном Питание,
здоровье,
6
питании
блюда
расширить представление о
наиболее полезных продуктах и
блюдах
15-16
Из чего состоит
наша пища
формировать представления об
основных
питательных
веществах и их роли для
организма человека, продуктах и
блюдах
—
источниках
питательных веществ
Белки, жиры,
углеводы,
витамины,
минеральные
вещества,
рацион
формировать представления о
важности
разнообразного
питания для здоровья человека
17
Наши итоги
чему научились за год
тест
Содержание программы курса «Разговор о правильном питании»
3- й год обучения
№ п/п
Название темы
1
Что нужно есть в
разное время года
Задачи
формировать представление о
сезонности питания — рационе
питания в жаркое и холодное
время года
Основные
понятия
Питание,
блюда, погода,
кулинарные
традиции
расширять представление о
значимости
разнообразного
питания
расширять представление о
традиционных кухнях народов
нашей страны
2
Как
правильно
питаться,
если
занимаешься
спортом
развивать представление о Здоровье,
зависимости рациона питания питание, спорт,
от физической активности рацион
человека
развивать представление о
важности занятий спортом для
здоровья
3
Где и как готовят
пищу
формировать представление об
основных правилах гигиены и
техники безопасности, которые
необходимо соблюдать
на
кухне во время приготовления
пищи
Кухня, техника
безопасности,
кулинария,
бытовая
техника
развивать интерес и желание
7
участвовать в приготовлении
пищи, помогать родителям на
кухне
4-5
Как
правильно
накрыть стол
развивать представление о Сервировка,
правилах сервировки стола
столовые
приборы,
развивать
желание
и
столовая
и
готовность помогать родителям
кухонная
по дому (накрывать стол)
посуда
6-7
Молоко
молочные
продукты
развивать представление о
молоке и молочных продуктах
как обязательном компоненте
ежедневного рациона
и
расширять представление об
ассортименте
молочных
продуктов, их пользе
8
Блюда из зерна
развивать представление о
продуктах
и
блюдах,
приготавливаемых из зерна,
как обязательном компоненте
ежедневного рациона
развивать представление о
пользе и значении продуктов и
блюд, приготавливаемых из
зерна
Молоко,
молочные
продукты,
кисломолочные
продукты
Зерно, злаки,
зерновые
продукты
и
блюда,
хлебобулочные
изделия
расширять представление об
ассортименте
зерновых
продуктов и блюд
9-10
Какую пищу можно
найти в лесу
формировать представление о Дикорастущие
дикорастущих
съедобных растения,
растениях, их полезности
съедобные
растения,
расширять представление об
растительные
ассортименте блюд, которые
ресурсы
могут быть приготовлены из
дикорастущих
съедобных
растений
расширять представление о
разнообразии
и
богатстве
растительных
пищевых
ресурсов своего края или
области
11
Что и как можно
приготовить
из
рыбы
развивать представление о Рыба, рыбные
пользе и значении рыбных блюда
блюд
расширять представление об
8
ассортименте блюд из рыбы
формировать представление о
природных ресурсах своего
края
12
Дары моря
формировать представление о Морепродукты
морских съедобных растениях
и животных, о многообразии
блюд, которые могут быть из
них приготовлены
формировать представление о
пользе
морепродуктов,
важности включения их в
рацион
13-14
«Кулинарное
путешествие»
России
формировать представление о
кулинарных
традициях
и
обычаях как составной части
культуры народа
по
Кулинария,
кулинарные
традиции
обычаи
и
расширять представление о
кулинарных
традициях
и
обычаях края или области, в
которой проживает ученик, а
также о традициях и обычаях,
сложившихся
в
других
регионах нашей страны
15
расширять представление о
блюдах, которые могут быть
приготовлены
из
традиционных
«обычных»
продуктов
Что
можно
приготовить, если
выбор продуктов
ограничен
развивать
интерес
приготовлению пищи
16
Как
вести
столом
к
развивать представление об
этикете как норме культуры,
важности соблюдения правил
поведения за столом
правильно
себя
за
формировать представление о
праздничной сервировке стола
17
Наши итоги
Кулинария,
питание,
здоровье,
блюда
чему научились за год
Этикет,
правила
поведения
столом,
сервировка
за
тест
Содержание программы курса «Разговор о правильном питании»
4- й год обучения
№ п/п Название темы
1
Здоровье — это
здорово
Задачи
Основные понятия
развивать представления о Здоровье,
питание,
ценности здоровья и роли
образ жизни
9
правильного питания в его
сохранении
развивать представление об
ответственности человека за
свое здоровье
формировать
умение
оценивать свой образ жизни,
его соответствие понятию
«здоровый»
2
Продукты
разные нужны,
блюда
разные
важны
развивать представление об
основных
питательных
веществах и их роли для
организма
формировать
оценивать
свой
питания
3
Режим питания
Белки,
жиры,
углеводы, витамины,
минеральные
вещества, рацион
умение
рацион
развивать представление о Режим
роли регулярного питания режим
для сохранения здоровья
жизни
питания,
дня, образ
формировать представление
о разных типах режима
питания
формировать
умение
планировать свой день с
учетом
необходимости
регулярно питаться
4
Энергия пищи
развивать представление об
адекватности питания, его
соответствии образу жизни,
возрасту
развивать представление о
влиянии
питания
на
внешность человека
Калории,
калорийность,
высококалорийные и
низкокалорийные
продукты
формировать представление
о пище как источнике
энергии,
различной
энергетической
ценности
продуктов питания
5
Где и как мы
едим
развивать представление о
правилах гигиены питания,
важности
полноценного
питания и опасности питания
«всухомятку»
Общественное
питание,
правила
гигиены,
режим
питания
формировать представление
о системе общественного
10
питания, правилах, которые
необходимо соблюдать во
время посещения столовой,
кафе и т.д.
6
Ты
покупатель
—
формировать представление
о правах и обязанностях
покупателя, поведении в
сложных ситуациях, которые
могут возникать в процессе
совершения покупки
формировать
использовать
приведенную
товара
7-8
Ты
готовишь
себе и друзьям
Покупатель,
потребитель,
торговля,
покупателя
права
умение
информацию,
на упаковке
развивать представления о Бытовая
техника,
правилах
безопасного кулинария,
поведения на кухне, при сервировка, этикет
использовании
бытовых
приборов
развивать представление об
этикете
и
правилах
сервировки стола
развивать интерес к процессу
приготовления пищи
формировать практические
навыки приготовления пищи
9-10
Кухни
разных
народов
формировать представление
о факторах, которые влияют
на
особенности
национальных
кухонь
(климат,
географическое
положение и т.д.)
Кулинария,
кулинарные
традиции и обычаи,
климат,
географическое
положение, культура
формировать представление
о роли национальных кухонь
в обеспечении полноценным
питанием у жителей разных
стран
развивать чувство уважения
и интереса к истории и
культуре других народов
11-12
Кулинарная
история
формировать представление История,
эпоха,
о кулинарии как части культура, кулинария
культуры человечества
расширять представление о
традициях и культуре
11
питания
в
различные
исторические эпохи
13-14
Как питались на
Руси и в России
развивать представления об История, кулинария,
истории
кулинарии
и традиции,
обычаи,
истории
своей
страны, культура
традициях
и
обычаях
питания своего народа
развивать чувство гордости и
уважения к истории своей
страны
15-16
Необычное
кулинарное
путешествие
развивать представления о
культуре
питания
как
составляющем компоненте
общей культуры человека
развивать
культурный
кругозор
учащихся,
пробуждать
интерес
к
различным видам искусства
17
Составляем
формулу
правильного
питания
Культура,
жанры
живописи,
музыкальные жанры,
литература,
кулинария
подвести итоги работы с
учебно-методическим
комплектом,
подсчитать
набранные баллы
проанализировать
уровень
освоения материала.
12