МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЫШМИНСКОГО ГОРОДСТКОГО ОКРУГА «БОРОВЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Принята на заседании педагогического совета МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ» Протокол от «30» августа 2023 № 1 Утверждена приказом директора МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ» от «30» августа 2023 № 159 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Разговор о правильном питании» (направление «социальное») (1-4 классы) Приложение к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ» Составитель: Обоскалова И.Г. 2023 год 1 Нормативно-правовые основания разработки рабочей программы Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» разработана в соответствии с: - Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; - Основной образовательной программой начального общего образования; Программа «Разговор о правильном питании» является модифицированной программой социального направления. Занятия о питании позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Рабочая программа рассчитана на 33 часа в 1 классе и 34 часа во 2,3 и 4 классах. Количество часов в неделю – 1ч. Продолжительность занятия 35 минут в 1 классе и 40 минут во 2,3 и 4 классах с обязательным применением физминутки. Срок реализации программы: 4 года. Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни. Задачи: расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила; формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни; формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов; просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста. Планируемые результаты освоение программы Личностные результаты: - умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); - умение использовать знания в повседневной жизни; - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить; - умение проявлять инициативу и самостоятельность на занятиях; 2 - познавательный интерес к основам культуры питания. Предметные результаты: Обучающиеся научатся: – узнают о здоровом образе жизни; – узнают питательные вещества, необходимые организму; – режиму и рациону питания; – правилам гигиены питания; – правилам ответственного покупателя; – правилам безопасного обращения с кухонной техникой, сервировкой стола; – узнают традиции и обычаи питания в разных станах; – узнают историю и культуру питания. Обучающиеся получат возможность научиться: – заботе о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей; – заботиться о здоровье и укреплять собственное здоровье; – проведению несложных экспериментов, проведению анкетирования, – полезным привычкам и навыкам в области правильного питания. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: - понимание и сохранение учебной задачи; - понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителей; - планирование своих действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения; - осуществление итогового и пошагового контроля по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи). - умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные УУД: - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - построение сообщения в устной и письменной форме; - смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций. - установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений; - построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях; - выделение существенных признаков и их синтеза. Коммуникативные УУД: - использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; 3 - построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой); - владение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ и дистанционного общения. - формулирование собственного мнения; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих сего собственной; -умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Способы проверки результатов освоения программы Подведение итогов по результатам освоения материалов данной программы может происходить в виде защиты творческих проектов, выставки работ по различным темам, проведение конкурсов. Содержание программы курса «Разговор о правильном питании» 1- й год обучения № п/п Название темы 1-2 Если хочешь здоров 3-4 Самые продукты Задачи быть полезные Основные понятия формировать представление Здоровье, о ценности здоровья, питание, правила значении правильного питания питания формировать представление Продукты, о продуктах ежедневного блюда, здоровье рациона; продуктах, которые нужно есть часто; продуктах, которые нужно есть иногда формировать представление о том, какие продукты наиболее полезны для человека формировать представление о необходимости ответственно относиться к своему здоровью и питанию 5-6 Как правильно есть развивать представление об Питание, основных правилах гигиены здоровье, питания, важности их правила гигиены соблюдения развивать основные гигиенические навыки, связанные с питанием 4 7-8 формировать представление Здоровье, о роли регулярного питания питание, режим для здоровья Удивительные превращения пирожка формировать представление об основных требованиях к режиму питания 9-10 формировать представление Завтрак, режим, о завтраке как обязательной меню, каша, части ежедневного меню крупа Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной расширить представление о блюдах, которые могут входить в меню завтрака формировать представление о каше как полезном и вкусном блюде 11-12 Плох обед, если хлеба нет формировать представление Обед, об обеде как обязательной первое второе части ежедневного меню десерт, формировать представление меню об основных блюдах, входящих в состав обеда, об опасности питания «всухомятку» блюдо, блюдо, блюдо, закуска, 13-14 Полдник. Время есть булочки формировать представление Полдник, меню, о полднике как обязательной хлебобулочные части ежедневного меню изделия, молоко и молочные формировать представление продукты о продуктах и блюдах, которые могут быть включены в меню полдника 15-16 Пора ужинать формировать представление Ужин, меню об ужине как обязательной части ежедневного меню расширить представление о блюдах, которые могут быть включены в меню ужина 17 чему научились за год Наши итоги тест Содержание программы курса «Разговор о правильном питании» 2- й год обучения № п/п Название темы Задачи Основные понятия 5 1-2 Где найти витамины весной формировать представление о Витамины, роли витаминов для здоровья фрукты, человека, основных продуктах — овощи источниках витаминов формировать представление о важности и необходимости включения в рацион питания растительной пищи 3-4 Как утолить жажду формировать представление о Жажда, роли воды для организма здоровье, человека напитки расширить представление о разнообразии напитков, пользе различных видов напитков 5-6 Что надо есть, если хочешь стать сильнее расширить представление о роли Здоровье, спорта для сохранения и спорт, укрепления здоровья питание формировать представление о продуктах и блюдах, которые нужно включать в рацион питания человека, занимающегося спортом 7-8 На вкус и цвет товарищей нет познакомить детей с Вкус, блюда, разнообразием вкусовых свойств продукты различных продуктов и блюд формировать представление о том, как происходит распознавание вкуса формировать умение описывать вкусовые свойства продуктов и блюд 9-10 Овощи, ягоды и фрукты — витаминные продукты расширить представление о Овощи, пользе фруктов и овощей как об фрукты, источниках витаминов витамины, здоровье расширить представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из растительной пищи 11-12 Каждому овощу — свое время развивать представление о пользе Овощи, фруктов и овощей фрукты, витамины, формировать представление о здоровье сезонных фруктах и овощах 13-14 Праздник урожая обобщить знания о правильном Питание, здоровье, 6 питании блюда расширить представление о наиболее полезных продуктах и блюдах 15-16 Из чего состоит наша пища формировать представления об основных питательных веществах и их роли для организма человека, продуктах и блюдах — источниках питательных веществ Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, рацион формировать представления о важности разнообразного питания для здоровья человека 17 Наши итоги чему научились за год тест Содержание программы курса «Разговор о правильном питании» 3- й год обучения № п/п Название темы 1 Что нужно есть в разное время года Задачи формировать представление о сезонности питания — рационе питания в жаркое и холодное время года Основные понятия Питание, блюда, погода, кулинарные традиции расширять представление о значимости разнообразного питания расширять представление о традиционных кухнях народов нашей страны 2 Как правильно питаться, если занимаешься спортом развивать представление о Здоровье, зависимости рациона питания питание, спорт, от физической активности рацион человека развивать представление о важности занятий спортом для здоровья 3 Где и как готовят пищу формировать представление об основных правилах гигиены и техники безопасности, которые необходимо соблюдать на кухне во время приготовления пищи Кухня, техника безопасности, кулинария, бытовая техника развивать интерес и желание 7 участвовать в приготовлении пищи, помогать родителям на кухне 4-5 Как правильно накрыть стол развивать представление о Сервировка, правилах сервировки стола столовые приборы, развивать желание и столовая и готовность помогать родителям кухонная по дому (накрывать стол) посуда 6-7 Молоко молочные продукты развивать представление о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона и расширять представление об ассортименте молочных продуктов, их пользе 8 Блюда из зерна развивать представление о продуктах и блюдах, приготавливаемых из зерна, как обязательном компоненте ежедневного рациона развивать представление о пользе и значении продуктов и блюд, приготавливаемых из зерна Молоко, молочные продукты, кисломолочные продукты Зерно, злаки, зерновые продукты и блюда, хлебобулочные изделия расширять представление об ассортименте зерновых продуктов и блюд 9-10 Какую пищу можно найти в лесу формировать представление о Дикорастущие дикорастущих съедобных растения, растениях, их полезности съедобные растения, расширять представление об растительные ассортименте блюд, которые ресурсы могут быть приготовлены из дикорастущих съедобных растений расширять представление о разнообразии и богатстве растительных пищевых ресурсов своего края или области 11 Что и как можно приготовить из рыбы развивать представление о Рыба, рыбные пользе и значении рыбных блюда блюд расширять представление об 8 ассортименте блюд из рыбы формировать представление о природных ресурсах своего края 12 Дары моря формировать представление о Морепродукты морских съедобных растениях и животных, о многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены формировать представление о пользе морепродуктов, важности включения их в рацион 13-14 «Кулинарное путешествие» России формировать представление о кулинарных традициях и обычаях как составной части культуры народа по Кулинария, кулинарные традиции обычаи и расширять представление о кулинарных традициях и обычаях края или области, в которой проживает ученик, а также о традициях и обычаях, сложившихся в других регионах нашей страны 15 расширять представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных «обычных» продуктов Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен развивать интерес приготовлению пищи 16 Как вести столом к развивать представление об этикете как норме культуры, важности соблюдения правил поведения за столом правильно себя за формировать представление о праздничной сервировке стола 17 Наши итоги Кулинария, питание, здоровье, блюда чему научились за год Этикет, правила поведения столом, сервировка за тест Содержание программы курса «Разговор о правильном питании» 4- й год обучения № п/п Название темы 1 Здоровье — это здорово Задачи Основные понятия развивать представления о Здоровье, питание, ценности здоровья и роли образ жизни 9 правильного питания в его сохранении развивать представление об ответственности человека за свое здоровье формировать умение оценивать свой образ жизни, его соответствие понятию «здоровый» 2 Продукты разные нужны, блюда разные важны развивать представление об основных питательных веществах и их роли для организма формировать оценивать свой питания 3 Режим питания Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, рацион умение рацион развивать представление о Режим роли регулярного питания режим для сохранения здоровья жизни питания, дня, образ формировать представление о разных типах режима питания формировать умение планировать свой день с учетом необходимости регулярно питаться 4 Энергия пищи развивать представление об адекватности питания, его соответствии образу жизни, возрасту развивать представление о влиянии питания на внешность человека Калории, калорийность, высококалорийные и низкокалорийные продукты формировать представление о пище как источнике энергии, различной энергетической ценности продуктов питания 5 Где и как мы едим развивать представление о правилах гигиены питания, важности полноценного питания и опасности питания «всухомятку» Общественное питание, правила гигиены, режим питания формировать представление о системе общественного 10 питания, правилах, которые необходимо соблюдать во время посещения столовой, кафе и т.д. 6 Ты покупатель — формировать представление о правах и обязанностях покупателя, поведении в сложных ситуациях, которые могут возникать в процессе совершения покупки формировать использовать приведенную товара 7-8 Ты готовишь себе и друзьям Покупатель, потребитель, торговля, покупателя права умение информацию, на упаковке развивать представления о Бытовая техника, правилах безопасного кулинария, поведения на кухне, при сервировка, этикет использовании бытовых приборов развивать представление об этикете и правилах сервировки стола развивать интерес к процессу приготовления пищи формировать практические навыки приготовления пищи 9-10 Кухни разных народов формировать представление о факторах, которые влияют на особенности национальных кухонь (климат, географическое положение и т.д.) Кулинария, кулинарные традиции и обычаи, климат, географическое положение, культура формировать представление о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран развивать чувство уважения и интереса к истории и культуре других народов 11-12 Кулинарная история формировать представление История, эпоха, о кулинарии как части культура, кулинария культуры человечества расширять представление о традициях и культуре 11 питания в различные исторические эпохи 13-14 Как питались на Руси и в России развивать представления об История, кулинария, истории кулинарии и традиции, обычаи, истории своей страны, культура традициях и обычаях питания своего народа развивать чувство гордости и уважения к истории своей страны 15-16 Необычное кулинарное путешествие развивать представления о культуре питания как составляющем компоненте общей культуры человека развивать культурный кругозор учащихся, пробуждать интерес к различным видам искусства 17 Составляем формулу правильного питания Культура, жанры живописи, музыкальные жанры, литература, кулинария подвести итоги работы с учебно-методическим комплектом, подсчитать набранные баллы проанализировать уровень освоения материала. 12