Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение Пышминского городского округа
«Управление образования и молодежной политики»
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом
Директор МБОУ ПГО
Протокол №1
«Боровлянская СОШ»
Н.В.Косарева
от 31.08.2023г
Приказ №223 от 31.08.2023г
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Я-ТЫ-ОН-ОНА —
ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА:
5 КЛАССНЫХ СОБЫТИЙ ГОДА
для 5 класса
на 2023-2024 учебный год
с Боровлянское, 2023 год
Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х
классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» — М.: ФГБНУ «Институт изучения
детства, семьи и воспитания», 2023. — 16 СТР.
Авторский коллектив
Буянов А.А., Кушко Н.Н., Лобынцева С.В., Шестакова О.А.
Программа
внеурочной
деятельности
по
активной
социализации
обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» раз- работана с
целью приобщения обучающихся к российским традицион- ным духовнонравственным и социокультурным ценностям; развития инициативности и
самостоятельности
пятиклассников,
умения
работать
в
коллективе;
ориентирована на создание благоприятных условий для адаптации при переходе
на следующий уровень образования. Про- грамма адресована педагогам, классным
руководителям, методистам, советникам директора по воспитанию, руководителям
образователь- ных организаций.
2
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ......................................................................................... 4
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ...................................................... 7
ТЕЗАУРУС ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ................................................................................... 8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ............................................................................... 9
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ............................................. 10
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.............................................................................................. 12
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ .......................................................................................................................... 15
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С 1 сентября 2023 года на всей территории Российской Федерации начинает
действовать Федеральная образовательная программа ос- новного общего
образования (далее — ФОП ООО), структурным эле- ментом которой является
федеральная рабочая программа воспитания.
Ценностно-целевыми основаниями программы воспитания явля- ются
традиционные российские духовно-нравственные ценности. Их сохранение и
укрепление является одной из стратегических целей си- стемы образования, что
закреплено Указом президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 8091 и
Стратегией национальной безопас- ности Российской Федерации2.
В соответствии с Федеральным государственным образователь- ным
стандартом основного общего образования, ФОП ООО реализует- ся посредством
урочной
и
внеурочной
деятельности,
осуществляемой
образовательной
организацией совместно с семьей и другими инсти- тутами воспитания.
В рамках обеспечения методического сопровождения ФОП ООО разработана
программа внеурочной деятельности по активной социа- лизации обучающихся 5-х
классов «Я-ты-он-она — вместе целая стра- на» (далее — Программа) с целью
приобщения обучающихся 5 классов к российским традиционным духовнонравственным и социокультур- ным ценностям. Данная Программа является
преемственной по отно- шению к программе социальной активности для
обучающихся началь- ных классов «Орлята России».
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утвержденииОснов
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»
1
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии нацио-нальной
безопасности Российской Федерации»
2
4
Актуальность Программы
Воспитание в школе выстраивается с помощью различных меха- низмов,
одним из которых является внеурочная деятельность обучаю- щегося. Под
внеурочной
деятельностью
понимается
образовательная
деятельность,
направленная на достижение планируемых результа- тов освоения основных
образовательных программ (предметных, ме- тапредметных и
личностных),
осуществляемая в формах, отличных от урочной3.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать актив- ность и
самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы,
проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и
пр. Внеурочная деятельность может реализовываться через цикл занятий,
посвященных актуальным соци- альным и нравственным проблемам современного
мира. Данные заня- тия должны быть направлены на удовлетворение социальных
интере- сов и потребностей обучающихся. Основная цель занятий — развитие
важных для жизни подрастающего человека социальных умений: забо- титься о
других и организовывать свою собственную деятельность, ли- дировать и
подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответствен- ность, отстаивать свою
точку зрения и принимать другие точки зрения.
Основная задача, решаемая с помощью занятий, — обеспечение
психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве
школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро и
микрокоммуникаций, складывающихся в об- разовательной организации,
понимания обучающимися зон личного влияния на уклад школьной жизни.
В пятом классе происходит переход от младшего школьного воз- раста к
подростковому, поэтому среди пятиклассников можно увидеть и еще
«психологических младшекласников», и одновременно младших подростков.
Пятиклассника уже не удовлетворяет позиция школьни- ка, которую он занимал в
начальных классах. У него появляется воз- можность к построению обобщений в
более
сложной
деятельности по усвоению норм взаимоотношений, что
выражается в активизации интимно-личностного
и
стихийно-группового
общения.
Фактически в пятом классе происходит
переход
ведущей
деятельности ребенкаот учения к общению.
Пятиклассники переживают образовательный кризис: полностью меняется
характер обучения по сравнению с начальной школой, по- этому особое внимание в
Программе уделено вопросам адаптации школьников к новым условиям.
Происходит активное формирование ценностной сферы личности, определяются
жизненные перспективы. Дети осознают себя и свои возможности, интересы,
способности, у них
3
Письмо Минпросвещения №ТВ-1290/03 от 05.07.2022 года
5
формируются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. В
этом возрасте актуализируются потребности в установле- нии доверительных
отношений, признании и самоутверждении, глав- ным образом, в группе
сверстников.
Активность пятиклассников направлена как на себя, так и на других людей. Они
начинают осознавать и нести ответственность за свои по- ступки, внешняя
регуляция активности смещается к внутренней регу- ляции4. Деятельность с одной
стороны должна отвечать потребностям пятиклассника в самоутверждении, а с
другой — создавать условия для развертывания отношений с товарищами и
признания его реальной значимости как полноправного члена общества 5. Участие в
такой дея- тельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает
возможности для построения разнообразных отношений со сверстни- ками.
Таким типом деятельности могут выступать воспитательные собы- тия, под
которыми понимаются субъект-субъектные формы взаимодей- ствия взрослого и
ребенка,
в
которых
активность
взрослого
способству- ет
овладению
представлениями о какой-либо ценности, формированию отношения к ней и к
приобретению ребенком собственного опыта ее переживания. В событиях ребенок
преобразовывает персональный социальный опыт на личные установки и позиции,
включается в много- образные социальные связи, является исполнителем разных
ролевых функций, тем самым преобразует окружающее общество и себя. Уча- стие
ребенка в такого рода событиях обеспечивает активную социали- зацию ребенка.
Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся
5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разра- ботана с учетом
указанных выше возрастных особенностей пятикласс- ников, социальной ситуации
развития детей в образовательной орга- низации и направлена на их активную
социализацию.
Цель и задачи Программы
Цель Программы: приобщение обучающихся к российским тради- ционным
духовно-нравственным и социокультурным ценностям с уче- том субъектной
позиции ребенка, его возрастных и психологических особенностей.
Бердникова Д.В. Возрастная динамика активности // Международный журнал при-кладных
и фундаментальных исследований. — 2016. — № 4 (часть 3) — С. 628–630.
4
Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового воз-раста //
Хрестоматия повозрастной психологии. — М.: МПСИ, 1996. — С. 163–168.
5
6
Задачи Программы:
● создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовнонравственных ценностей, традиций;
● формирование и развитие личностных отношений к этим нор- мам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
● приобретение
соответствующего социальным нормам, ценно- стям,
традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений;
● развитие
у
обучающихся
инициативности,
самостоятельности,
самопознания, ответственности, умения работать в коллективе;
● обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающих- ся 5-х
классов при переходе на следующий уровень образова- ния.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Методологическими основаниями Программы являются аксиологи- ческий,
антропологический и системно-деятельностный подходы:
● аксиологический подход предполагает, что воспитание представ- ляет собой
социальную деятельность, направленную на переда- чу ценностей от
старшего поколения к младшему. Обучающиеся присваивают ценности в
событийных общностях, приобретают социокультурный опыт; у них
формируется моральная рефлек- сия, нравственное самосознание и
нравственная культура;
● антропологический подход предполагает становление и вос- питание
человека во всей полноте его природных, социальных и духовных
характеристик. Воспитание человека осуществля- ется в системе реальных
жизненных связей и отношений в со- бытийных общностях, в которых
происходит зарождение нрав- ственного сознания, обретается опыт
нравственного
поведения,
что
в
совокупности
с
личностными
особенностями составляет основу субъектности ребенка;
● системно-деятельностный подход обуславливает системную реа- лизацию
воспитательного потенциала содержания образования, формирование и
развитие у обучающихся мотивации к учебной деятельности, развитие
субъектной личностной позиции на ос- нове опыта нравственной рефлексии
и нравственного выбора.
В основе Программы лежит понятие образовательного события, которое было
введено в педагогическую систему А. С. Макаренко и за- креплено классической
традиционной педагогикой. Образовательное событие — это особая форма
организации совместной деятельности детей и взрослых, которая предполагает
инициативные формы вклю- чения и создание «продукта совместной
деятельности», позволяющая
7
ребенку приобретать собственный опыт переживания той или иной ценности. В
воспитательном событии осуществляется взаимное обо- гащение всех субъектов
воспитательного процесса. Оно способству- ет развитию самостоятельности,
ответственности, инициативности пя- тиклассников6.
ТЕЗАУРУС ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Активность — это деятельное отношение личности к миру, способ- ность
производить общественно значимые преобразования материаль- ной и духовной
среды на основе освоения исторического опыта чело- вечества. Активность
ребенка направлена на получение новых знаний, умений, навыков, на успешное
вхождение в коллектив сверстников.
Воспитание — социальная деятельность, направленная на переда- чу
общественных ценностей от старшего поколения к младшему. Обу- чающиеся
присваивают ценности в событийных общностях, приобре- тают социокультурный
опыт, у них формируется моральная рефлексия, нравственное самосознание и
нравственная культура.
Общность — устойчивая система связей и отношений между людь- ми,
имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые
ориентиры. Общность — реальное объединение людей, объ- ективно заданное
способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют
себя) как коллективный субъект социаль- ного действия.
Событие (в контексте воспитания) — субъект-субъектная форма
взаимодействия взрослого и
ребенка,
в
которой
активность
взросло- го
способствует овладению представлениями о какой-либо ценности, формированию
отношения к ней и к приобретению ребенком соб- ственного опыта ее переживания.
Социализация — это интегративный процесс вступления субъекта в структуру
общества, посредством овладения им социальными прави- лами, ценностями,
ориентациями, традициями, познание которых помо- гает стать эффективным
индивидом общества.
Кудинова Ю.В. Педагогически обоснованная событийность как интегративное свойство
воспитательной системы [Текст] / Ю.В. Кудинова, Д.С. Калашкина // Изве-стия ВГПУ. —
2019. — № 3. — С. 55–58.
6
8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Классные
п/
события
п
1 «Моя школа —
мои
возможности
»
2
3
4
5
«Моя семья — моя
опора»
«Мой выбор —
моя
ответственно
сть»
Темы
занятий
Занятие 1.
«Какие мы?»
Занятия 2–3. «Маршруты нашей школы»
Занятие 4. «Школьные старты» (подготовка)
Занятие 5. «Школьные старты»
Занятия 6–7. «Мы — команда»
Занятие 8.
«История моей семьи»
Занятие 9.
«Семья — начало всех начал»
Занятие 10.
«Правила счастливой семьи» (подготовка)
Занятия 11–12.
«Правила счастливой семьи»
Занятие 13.
«Моя гражданская позиция: почему важно
выбирать»
Занятие 14.
«Свобода и ответственность»
Занятие 15.
«Цифровая грамотность и безопасность в
сети»
Занятие 16.
«Безопасное использование цифровых
ресурсов»
Занятие 17.
«Финансовая безопасность»
Занятие 18.
«Планируем бюджет»
Занятие 19.
«5 правил финансовой грамотности»
Занятия 20–21.
«Мы выбираем»
«Мои знания — моя Занятия 22–23.
«Чудеса науки»
сила»
Занятие 24.
«Правильные привычки: здоровое питание»
Занятие 25.
«Правильные привычки: правила
безопасности»
Занятия 26–27.
«В здоровом теле — здоровый дух»
«Моя страна
— моя
история»
Занятие 28.
«Аллея памяти»
Занятие 29.
«Живет герой на улице родной»
Занятие 30.
«Через года, через века помните…»
Занятия 31–32.
«Зарница»
9
Количес
тво
часов
1
2
1
1
2
ИТОГО: 7
1
1
1
2
ИТОГО: 5
1
1
1
1
1
1
1
2
ИТОГО: 9
2
1
1
2
ИТОГО: 6
1
1
1
2
Итоговое занятие
ИТОГО: 5
«Я-ТЫ-ОН-ОНА — ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА»
2
ИТОГО: 34 часа
10
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых
отражаются особенности личностного
развития
ребенка, его воспитания и
социализации. Активная социализация осуществляет- ся через овладение
представлениями о ценностях, нормах и правилах поведения в обществе;
формирование ценностного отношения к окру- жающему миру, другим людям, себе;
приобретение опыта деятельности и поведения в соответствии с ценностями,
нормами и правилами, при- нятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» направлено на разви- тие
представлений ребенка о школе как единой общности, помогаю- щей развить его
индивидуальные способности, сформировать навыки активной социальной
деятельности в коллективе сверстников и взрос- лых. В основе события лежат
такие ценности, как жизнь, дружба, со- трудничество, коллективизм и командная
работа.
Событие «Моя семья — моя опора» направлено на сохранение се- мейных
ценностей и традиций, актуализирует у детей представления о семье как
важнейшем социальном институте. Событие актуализирует такие ценности, как
крепкая семья, милосердие, взаимопомощь и вза- имоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» направлено на раз- витие
умения ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жиз- ни. В основе
данного события лежат такие ценности, как справедли- вость, гуманизм,
гражданственность, выбор и ответственность, права и свободы человека,
приоритет духовного над материальным, высокие нравственные идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» способствует приобщению де- тей к миру
научного знания, формированию навыков познавательной деятельности. Данное
событие строится на таких ценностях, как зна- ние, достоинство и созидательный
труд.
Событие «Моя страна — моя история» направлено на развитие патриотических чувств детей, формирование общероссийской граждан- ской
идентичности. Данное событие способствует актуализации у ре- бенка таких
ценностей, как Родина, патриотизм, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России, служение Отечеству и ответственность за
его судьбу.
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех
частей.
Первая часть — «информирование»: ребенок получает информа- цию,
формирующую у него представления о какой-либо ценности (или группе
ценностей), лежащей в основе события.
11
Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку
предлагаются
практические
задания, выполнение
которых способствует
формированию отношения к транслируемой ценности.
Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информа- ции и
проделанной самостоятельной работы ребенок при поддержке педагога делает
выводы о полученных результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети
демонстрируют приобретенные ранее знания в совместной деятель- ности, делятся
индивидуальным опытом по каждому из занятий, фор- мируют в итоге
коллективный вывод о значимости всего события для группы (см. рис. 1).
На итоговом занятии дети заполняют рефлексивные дневники, ко- торые
позволяют им зафиксировать полученный в событии опыт. Таким образом, в конце
учебного года у каждого пятиклассника будет иметься собственная брошюра,
иллюстрирующая его путь в Программе.
По окончании всех событий проводится итоговая игра, на кото- рой дети
демонстрируют полученные в течение учебного года знания и умения, подводят
коллективные и индивидуальные итоги.
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СОБЫТИЯ
Занятие 1
Занятие
информация
информация
практика рефлексия
практика рефлексия
опыт
опыт
практика рефлексия
опыт
}
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
демонстрация индивидуального опытав
коллективной деятельности
Занятие 2
информация
групповая рефлексия
формирование, развитие и корректировка ценностных ориентаций
Рисунок 1 — Схема организации события
Таким образом, у пятиклассников происходит построение логи- ческой
цепочки от собственного опыта проживания каждого занятия к ознакомлению с
опытом других детей и к формированию общего от- ношения классного коллектива
к прожитому ими событию.
Эта логическая цепочка закреплена в названии программы «Я-ты- он-она —
вместе целая страна» и наглядно демонстрирует особенности протекания активной
социализации на практике, когда знания и опыт отдельного субъекта, с одной
стороны, интегрируются в общее со- циальное пространство, а с другой стороны,
дополняют и обогащают опыт самого субъекта новыми коллективными знаниями.
12
Основными формами взаимодействия педагогов с обучающимися являются:
классный час, творческая мастерская хакатон, квест-игра, которые направлены на
формирование ценностных ориентаций в про- цессе активной деятельности.
Для проведения занятий по Программе желательно использовать не только
учебный кабинет, закрепленный за классом, но и другие по- мещения
образовательной организации (спортзал, библиотеку, рекре- ации и т. д.), а также
пришкольную территорию. Кроме того, Программа предусматривает организацию
экскурсий, мастер-классов и других за- нятий за пределами школы на территории
социальных партнеров.
Приветствуется активное участие самих обучающихся в подготовке и
проведении занятий Программы, а также старшеклассников (настав- ников), других
педагогов школы, родителей и социальных партнёров школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках Программы направлены на обеспечение дости- жений
школьниками следующих личностных и метапредметных об- разовательных
результатов с учетом рабочей программы воспитания в общеобразовательных
организациях.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обя- занностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; понимание роли различных со- циальных институтов в жизни
человека; представление об основных правах, свободах
и
обязанностях
гражданина,
социальных
нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном
и
многоконфессиональном
обществе;
готовность
к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской граж- данской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к исследованию родного языка, исто- рии, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию
российских гуманитарных наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на мо- ральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возни- кающих в процессе
реализации проектов или исследований, осознание важности морально-этических
принципов в деятельности исследова- теля; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоро- вья и
эмоционального благополучия: осознание последствий и непри-
13
ятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья, способ- ность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социаль- ным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт
и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других без осуждения;
умение осознавать эмоциональное со- стояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с уче- том личных и
общественных интересов и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и при- родной
среды:
освоение
социального
опыта,
основных
социальных
ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и со- обществах, включая семью, а
также в рамках социального взаимодей- ствия с людьми из другой культурной
среды; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень
своей компетент- ности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связыва- ния образов,
способность
формирования
новых знаний, в том
числе
способность
формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефициты соб- ственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие.
Метапредметные результаты
В
сфере
овладения
универсальными
учебными
познавательными
действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки объ- ектов
(явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого ана- лиза; выявлять дефициты
информации, данных, необходимых для ре- шения поставленной задачи; выявлять
причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
анало- гии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выби- рать
способ решения учебной задачи; формировать гипотезу об ис- тинности
собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
прогнозировать возможное дальнейшее разви- тие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об
их развитии в новых услови- ях и контекстах; применять различные методы,
инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников
с учетом задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретиро-
14
вать информацию различных видов и форм представления; находить сходные
аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках.
В
сфере
овладения
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо- ции в
соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в
устных и письменных текстах; распознавать невербаль- ные средства общения,
понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать кон- фликты, вести переговоры; понимать
намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику; в ходе
диалога и (или) дис- куссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказы- вать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; пу- блично представлять
результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступле- ния с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответ- ствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов; понимать и использовать
преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать
необходимость
применения
групповых
форм
взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по ее дости- жению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и ре- зультат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться,
планировать
организацию
совместной
работы,
определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодей- ствия), распределять задачи между членами команды, участвовать
в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и
иные); выполнять свою часть работы, достигать качествен- ного результата по
своему направлению и координировать свои дей- ствия с другими членами
команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной зада- чей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разде- лять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия реше- ний (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учетом имею-
15
щихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать пред- лагаемые
варианты решений; составлять план действий (план реализа- ции намеченного
алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте; де- лать выбор и брать ответственность за
решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать
адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и
пред- видеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объ- яснять причины
достижения (недостижения) результатов деятельно- сти, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации,
вносить коррективы в деятельность на ос- нове новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; различать;
выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого
человека, понимать мо- тивы и намерения другого, регулировать способ выражения
эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое
право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и дру- гих без
осуждения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной реализации Программы и обеспечения единых под- ходов к ее
реализации разработан учебно-методический комплект, со- стоящий из отдельных
тетрадей по каждому событию, в которых содер- жатся методические рекомендации
педагогу, помогающие ему грамотноорганизовать деятельность школьников.
Разработки занятий представлены в виде технологических карт. Технологическая
карта
представляет
собой
документ,
регламентирующий
деятельность педагога по планированию и организации образователь- ного
процесса на занятии в соответствии с требованиями ФОП ООО. Технологическая
карта является обобщенно-графическим выражени- ем сценария урока, основой
его проектирования, средством представ- ления индивидуальных методов работы
педагога. В каждой техноло- гической карте представлено описание необходимого
для проведения занятия материально-технического обеспечения, а также
обозначено пространство, соответствующее условиям проведения занятия.
В приложениях к соответствующим технологическим картам разме- щены
необходимые для проведения занятий демонстрационные и раз- даточные
материалы.
При разработке методических материалов к занятиям использо- вался
принцип вариативности, позволяющий педагогу самостоятельно выбрать задания,
формы занятий в зависимости от имеющихся в обра- зовательной организации
материально-технических
и
кадровых
ресурсов,
а
также
уровня
сформированности классного коллектива.
16
17
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)