Рабочая программа внеурочной деятельности "Я, ты, он, она - вместе целая страна".

Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение Пышминского городского округа
«Управление образования и молодежной политики»
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

Директор МБОУ ПГО

Протокол №1

«Боровлянская СОШ»
Н.В.Косарева

от 31.08.2023г
Приказ №223 от 31.08.2023г

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Я-ТЫ-ОН-ОНА —

ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА:
5 КЛАССНЫХ СОБЫТИЙ ГОДА
для 5 класса

на 2023-2024 учебный год

с Боровлянское, 2023 год

Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х
классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» — М.: ФГБНУ «Институт изучения
детства, семьи и воспитания», 2023. — 16 СТР.
Авторский коллектив
Буянов А.А., Кушко Н.Н., Лобынцева С.В., Шестакова О.А.
Программа
внеурочной
деятельности
по
активной
социализации
обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» раз- работана с
целью приобщения обучающихся к российским традицион- ным духовнонравственным и социокультурным ценностям; развития инициативности и
самостоятельности
пятиклассников,
умения
работать
в
коллективе;
ориентирована на создание благоприятных условий для адаптации при переходе
на следующий уровень образования. Про- грамма адресована педагогам, классным
руководителям, методистам, советникам директора по воспитанию, руководителям
образователь- ных организаций.

2

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ......................................................................................... 4
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ...................................................... 7
ТЕЗАУРУС ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ................................................................................... 8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ............................................................................... 9
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ............................................. 10
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.............................................................................................. 12
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ .......................................................................................................................... 15

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С 1 сентября 2023 года на всей территории Российской Федерации начинает
действовать Федеральная образовательная программа ос- новного общего
образования (далее — ФОП ООО), структурным эле- ментом которой является
федеральная рабочая программа воспитания.
Ценностно-целевыми основаниями программы воспитания явля- ются
традиционные российские духовно-нравственные ценности. Их сохранение и
укрепление является одной из стратегических целей си- стемы образования, что
закреплено Указом президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 8091 и
Стратегией национальной безопас- ности Российской Федерации2.
В соответствии с Федеральным государственным образователь- ным
стандартом основного общего образования, ФОП ООО реализует- ся посредством
урочной
и
внеурочной
деятельности,
осуществляемой
образовательной
организацией совместно с семьей и другими инсти- тутами воспитания.
В рамках обеспечения методического сопровождения ФОП ООО разработана
программа внеурочной деятельности по активной социа- лизации обучающихся 5-х
классов «Я-ты-он-она — вместе целая стра- на» (далее — Программа) с целью
приобщения обучающихся 5 классов к российским традиционным духовнонравственным и социокультур- ным ценностям. Данная Программа является
преемственной по отно- шению к программе социальной активности для
обучающихся началь- ных классов «Орлята России».

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утвержденииОснов
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»
1

Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии нацио-нальной
безопасности Российской Федерации»

2

4

Актуальность Программы
Воспитание в школе выстраивается с помощью различных меха- низмов,
одним из которых является внеурочная деятельность обучаю- щегося. Под
внеурочной
деятельностью
понимается
образовательная
деятельность,
направленная на достижение планируемых результа- тов освоения основных
образовательных программ (предметных, ме- тапредметных и
личностных),
осуществляемая в формах, отличных от урочной3.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать актив- ность и
самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы,
проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и
пр. Внеурочная деятельность может реализовываться через цикл занятий,
посвященных актуальным соци- альным и нравственным проблемам современного
мира. Данные заня- тия должны быть направлены на удовлетворение социальных
интере- сов и потребностей обучающихся. Основная цель занятий — развитие
важных для жизни подрастающего человека социальных умений: забо- титься о
других и организовывать свою собственную деятельность, ли- дировать и
подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответствен- ность, отстаивать свою
точку зрения и принимать другие точки зрения.
Основная задача, решаемая с помощью занятий, — обеспечение
психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве
школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро и
микрокоммуникаций, складывающихся в об- разовательной организации,
понимания обучающимися зон личного влияния на уклад школьной жизни.
В пятом классе происходит переход от младшего школьного воз- раста к
подростковому, поэтому среди пятиклассников можно увидеть и еще
«психологических младшекласников», и одновременно младших подростков.
Пятиклассника уже не удовлетворяет позиция школьни- ка, которую он занимал в
начальных классах. У него появляется воз- можность к построению обобщений в
более
сложной
деятельности по усвоению норм взаимоотношений, что
выражается в активизации интимно-личностного
и
стихийно-группового
общения.
Фактически в пятом классе происходит
переход
ведущей
деятельности ребенкаот учения к общению.
Пятиклассники переживают образовательный кризис: полностью меняется
характер обучения по сравнению с начальной школой, по- этому особое внимание в
Программе уделено вопросам адаптации школьников к новым условиям.
Происходит активное формирование ценностной сферы личности, определяются
жизненные перспективы. Дети осознают себя и свои возможности, интересы,
способности, у них

3

Письмо Минпросвещения №ТВ-1290/03 от 05.07.2022 года

5

формируются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. В
этом возрасте актуализируются потребности в установле- нии доверительных
отношений, признании и самоутверждении, глав- ным образом, в группе
сверстников.
Активность пятиклассников направлена как на себя, так и на других людей. Они
начинают осознавать и нести ответственность за свои по- ступки, внешняя
регуляция активности смещается к внутренней регу- ляции4. Деятельность с одной
стороны должна отвечать потребностям пятиклассника в самоутверждении, а с
другой — создавать условия для развертывания отношений с товарищами и
признания его реальной значимости как полноправного члена общества 5. Участие в
такой дея- тельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает
возможности для построения разнообразных отношений со сверстни- ками.
Таким типом деятельности могут выступать воспитательные собы- тия, под
которыми понимаются субъект-субъектные формы взаимодей- ствия взрослого и
ребенка,
в
которых
активность
взрослого
способству- ет
овладению
представлениями о какой-либо ценности, формированию отношения к ней и к
приобретению ребенком собственного опыта ее переживания. В событиях ребенок
преобразовывает персональный социальный опыт на личные установки и позиции,
включается в много- образные социальные связи, является исполнителем разных
ролевых функций, тем самым преобразует окружающее общество и себя. Уча- стие
ребенка в такого рода событиях обеспечивает активную социали- зацию ребенка.
Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся
5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разра- ботана с учетом
указанных выше возрастных особенностей пятикласс- ников, социальной ситуации
развития детей в образовательной орга- низации и направлена на их активную
социализацию.
Цель и задачи Программы
Цель Программы: приобщение обучающихся к российским тради- ционным
духовно-нравственным и социокультурным ценностям с уче- том субъектной
позиции ребенка, его возрастных и психологических особенностей.

Бердникова Д.В. Возрастная динамика активности // Международный журнал при-кладных
и фундаментальных исследований. — 2016. — № 4 (часть 3) — С. 628–630.
4

Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового воз-раста //
Хрестоматия повозрастной психологии. — М.: МПСИ, 1996. — С. 163–168.
5

6

Задачи Программы:

● создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовнонравственных ценностей, традиций;

● формирование и развитие личностных отношений к этим нор- мам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);

● приобретение

соответствующего социальным нормам, ценно- стям,
традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений;

● развитие

у
обучающихся
инициативности,
самостоятельности,
самопознания, ответственности, умения работать в коллективе;

● обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающих- ся 5-х
классов при переходе на следующий уровень образова- ния.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Методологическими основаниями Программы являются аксиологи- ческий,
антропологический и системно-деятельностный подходы:

● аксиологический подход предполагает, что воспитание представ- ляет собой

социальную деятельность, направленную на переда- чу ценностей от
старшего поколения к младшему. Обучающиеся присваивают ценности в
событийных общностях, приобретают социокультурный опыт; у них
формируется моральная рефлек- сия, нравственное самосознание и
нравственная культура;

● антропологический подход предполагает становление и вос- питание

человека во всей полноте его природных, социальных и духовных
характеристик. Воспитание человека осуществля- ется в системе реальных
жизненных связей и отношений в со- бытийных общностях, в которых
происходит зарождение нрав- ственного сознания, обретается опыт
нравственного
поведения,
что
в
совокупности
с
личностными
особенностями составляет основу субъектности ребенка;

● системно-деятельностный подход обуславливает системную реа- лизацию

воспитательного потенциала содержания образования, формирование и
развитие у обучающихся мотивации к учебной деятельности, развитие
субъектной личностной позиции на ос- нове опыта нравственной рефлексии
и нравственного выбора.

В основе Программы лежит понятие образовательного события, которое было
введено в педагогическую систему А. С. Макаренко и за- креплено классической
традиционной педагогикой. Образовательное событие — это особая форма
организации совместной деятельности детей и взрослых, которая предполагает
инициативные формы вклю- чения и создание «продукта совместной
деятельности», позволяющая

7

ребенку приобретать собственный опыт переживания той или иной ценности. В
воспитательном событии осуществляется взаимное обо- гащение всех субъектов
воспитательного процесса. Оно способству- ет развитию самостоятельности,
ответственности, инициативности пя- тиклассников6.
ТЕЗАУРУС ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Активность — это деятельное отношение личности к миру, способ- ность
производить общественно значимые преобразования материаль- ной и духовной
среды на основе освоения исторического опыта чело- вечества. Активность
ребенка направлена на получение новых знаний, умений, навыков, на успешное
вхождение в коллектив сверстников.
Воспитание — социальная деятельность, направленная на переда- чу
общественных ценностей от старшего поколения к младшему. Обу- чающиеся
присваивают ценности в событийных общностях, приобре- тают социокультурный
опыт, у них формируется моральная рефлексия, нравственное самосознание и
нравственная культура.
Общность — устойчивая система связей и отношений между людь- ми,
имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые
ориентиры. Общность — реальное объединение людей, объ- ективно заданное
способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют
себя) как коллективный субъект социаль- ного действия.
Событие (в контексте воспитания) — субъект-субъектная форма
взаимодействия взрослого и
ребенка,
в
которой
активность
взросло- го
способствует овладению представлениями о какой-либо ценности, формированию
отношения к ней и к приобретению ребенком соб- ственного опыта ее переживания.
Социализация — это интегративный процесс вступления субъекта в структуру
общества, посредством овладения им социальными прави- лами, ценностями,
ориентациями, традициями, познание которых помо- гает стать эффективным
индивидом общества.

Кудинова Ю.В. Педагогически обоснованная событийность как интегративное свойство
воспитательной системы [Текст] / Ю.В. Кудинова, Д.С. Калашкина // Изве-стия ВГПУ. —
2019. — № 3. — С. 55–58.
6

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Классные
п/
события
п
1 «Моя школа —
мои
возможности
»

2

3

4

5

«Моя семья — моя
опора»

«Мой выбор —
моя
ответственно
сть»

Темы
занятий
Занятие 1.
«Какие мы?»
Занятия 2–3. «Маршруты нашей школы»
Занятие 4. «Школьные старты» (подготовка)
Занятие 5. «Школьные старты»
Занятия 6–7. «Мы — команда»
Занятие 8.
«История моей семьи»
Занятие 9.
«Семья — начало всех начал»
Занятие 10.
«Правила счастливой семьи» (подготовка)
Занятия 11–12.
«Правила счастливой семьи»
Занятие 13.
«Моя гражданская позиция: почему важно
выбирать»
Занятие 14.
«Свобода и ответственность»
Занятие 15.
«Цифровая грамотность и безопасность в
сети»
Занятие 16.
«Безопасное использование цифровых
ресурсов»
Занятие 17.
«Финансовая безопасность»
Занятие 18.
«Планируем бюджет»
Занятие 19.
«5 правил финансовой грамотности»
Занятия 20–21.
«Мы выбираем»

«Мои знания — моя Занятия 22–23.
«Чудеса науки»
сила»
Занятие 24.
«Правильные привычки: здоровое питание»
Занятие 25.
«Правильные привычки: правила
безопасности»
Занятия 26–27.
«В здоровом теле — здоровый дух»
«Моя страна
— моя
история»

Занятие 28.
«Аллея памяти»
Занятие 29.
«Живет герой на улице родной»
Занятие 30.
«Через года, через века помните…»
Занятия 31–32.
«Зарница»

9

Количес
тво
часов
1
2
1
1
2
ИТОГО: 7
1
1
1
2
ИТОГО: 5
1
1
1
1
1
1
1
2
ИТОГО: 9
2
1
1
2
ИТОГО: 6
1
1
1
2

Итоговое занятие

ИТОГО: 5
«Я-ТЫ-ОН-ОНА — ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА»
2
ИТОГО: 34 часа

10

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых
отражаются особенности личностного
развития
ребенка, его воспитания и
социализации. Активная социализация осуществляет- ся через овладение
представлениями о ценностях, нормах и правилах поведения в обществе;
формирование ценностного отношения к окру- жающему миру, другим людям, себе;
приобретение опыта деятельности и поведения в соответствии с ценностями,
нормами и правилами, при- нятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» направлено на разви- тие
представлений ребенка о школе как единой общности, помогаю- щей развить его
индивидуальные способности, сформировать навыки активной социальной
деятельности в коллективе сверстников и взрос- лых. В основе события лежат
такие ценности, как жизнь, дружба, со- трудничество, коллективизм и командная
работа.
Событие «Моя семья — моя опора» направлено на сохранение се- мейных
ценностей и традиций, актуализирует у детей представления о семье как
важнейшем социальном институте. Событие актуализирует такие ценности, как
крепкая семья, милосердие, взаимопомощь и вза- имоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» направлено на раз- витие
умения ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жиз- ни. В основе
данного события лежат такие ценности, как справедли- вость, гуманизм,
гражданственность, выбор и ответственность, права и свободы человека,
приоритет духовного над материальным, высокие нравственные идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» способствует приобщению де- тей к миру
научного знания, формированию навыков познавательной деятельности. Данное
событие строится на таких ценностях, как зна- ние, достоинство и созидательный
труд.
Событие «Моя страна — моя история» направлено на развитие патриотических чувств детей, формирование общероссийской граждан- ской
идентичности. Данное событие способствует актуализации у ре- бенка таких
ценностей, как Родина, патриотизм, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России, служение Отечеству и ответственность за
его судьбу.
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех
частей.
Первая часть — «информирование»: ребенок получает информа- цию,
формирующую у него представления о какой-либо ценности (или группе
ценностей), лежащей в основе события.

11

Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку
предлагаются
практические
задания, выполнение
которых способствует
формированию отношения к транслируемой ценности.
Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информа- ции и
проделанной самостоятельной работы ребенок при поддержке педагога делает
выводы о полученных результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети
демонстрируют приобретенные ранее знания в совместной деятель- ности, делятся
индивидуальным опытом по каждому из занятий, фор- мируют в итоге
коллективный вывод о значимости всего события для группы (см. рис. 1).
На итоговом занятии дети заполняют рефлексивные дневники, ко- торые
позволяют им зафиксировать полученный в событии опыт. Таким образом, в конце
учебного года у каждого пятиклассника будет иметься собственная брошюра,
иллюстрирующая его путь в Программе.
По окончании всех событий проводится итоговая игра, на кото- рой дети
демонстрируют полученные в течение учебного года знания и умения, подводят
коллективные и индивидуальные итоги.
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СОБЫТИЯ
Занятие 1

Занятие

информация

информация

฀

практика рефлексия

฀

практика рефлексия

฀

฀

฀

опыт

฀

฀

опыт

฀

практика рефлексия

฀

опыт

}

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
демонстрация индивидуального опытав
коллективной деятельности

฀

Занятие 2

информация

групповая рефлексия

формирование, развитие и корректировка ценностных ориентаций

Рисунок 1 — Схема организации события

Таким образом, у пятиклассников происходит построение логи- ческой
цепочки от собственного опыта проживания каждого занятия к ознакомлению с
опытом других детей и к формированию общего от- ношения классного коллектива
к прожитому ими событию.
Эта логическая цепочка закреплена в названии программы «Я-ты- он-она —
вместе целая страна» и наглядно демонстрирует особенности протекания активной
социализации на практике, когда знания и опыт отдельного субъекта, с одной
стороны, интегрируются в общее со- циальное пространство, а с другой стороны,
дополняют и обогащают опыт самого субъекта новыми коллективными знаниями.

12

Основными формами взаимодействия педагогов с обучающимися являются:
классный час, творческая мастерская хакатон, квест-игра, которые направлены на
формирование ценностных ориентаций в про- цессе активной деятельности.
Для проведения занятий по Программе желательно использовать не только
учебный кабинет, закрепленный за классом, но и другие по- мещения
образовательной организации (спортзал, библиотеку, рекре- ации и т. д.), а также
пришкольную территорию. Кроме того, Программа предусматривает организацию
экскурсий, мастер-классов и других за- нятий за пределами школы на территории
социальных партнеров.
Приветствуется активное участие самих обучающихся в подготовке и
проведении занятий Программы, а также старшеклассников (настав- ников), других
педагогов школы, родителей и социальных партнёров школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках Программы направлены на обеспечение дости- жений
школьниками следующих личностных и метапредметных об- разовательных
результатов с учетом рабочей программы воспитания в общеобразовательных
организациях.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обя- занностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; понимание роли различных со- циальных институтов в жизни
человека; представление об основных правах, свободах
и
обязанностях
гражданина,
социальных
нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном
и
многоконфессиональном
обществе;
готовность
к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской граж- данской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к исследованию родного языка, исто- рии, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию
российских гуманитарных наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на мо- ральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возни- кающих в процессе
реализации проектов или исследований, осознание важности морально-этических
принципов в деятельности исследова- теля; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоро- вья и
эмоционального благополучия: осознание последствий и непри-

13

ятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья, способ- ность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социаль- ным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт
и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других без осуждения;
умение осознавать эмоциональное со- стояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с уче- том личных и
общественных интересов и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и при- родной
среды:
освоение
социального
опыта,
основных
социальных
ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и со- обществах, включая семью, а
также в рамках социального взаимодей- ствия с людьми из другой культурной
среды; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень
своей компетент- ности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связыва- ния образов,
способность
формирования
новых знаний, в том
числе
способность
формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефициты соб- ственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие.
Метапредметные результаты
В
сфере
овладения
универсальными
учебными
познавательными
действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки объ- ектов
(явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого ана- лиза; выявлять дефициты
информации, данных, необходимых для ре- шения поставленной задачи; выявлять
причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
анало- гии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выби- рать
способ решения учебной задачи; формировать гипотезу об ис- тинности
собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
прогнозировать возможное дальнейшее разви- тие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об
их развитии в новых услови- ях и контекстах; применять различные методы,
инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников
с учетом задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретиро-

14

вать информацию различных видов и форм представления; находить сходные
аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках.
В
сфере
овладения
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо- ции в
соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в
устных и письменных текстах; распознавать невербаль- ные средства общения,
понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать кон- фликты, вести переговоры; понимать
намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику; в ходе
диалога и (или) дис- куссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказы- вать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; пу- блично представлять
результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступле- ния с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответ- ствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов; понимать и использовать
преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать
необходимость
применения
групповых
форм
взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по ее дости- жению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и ре- зультат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться,
планировать
организацию
совместной
работы,
определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодей- ствия), распределять задачи между членами команды, участвовать
в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и
иные); выполнять свою часть работы, достигать качествен- ного результата по
своему направлению и координировать свои дей- ствия с другими членами
команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной зада- чей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разде- лять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия реше- ний (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учетом имею-

15

щихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать пред- лагаемые
варианты решений; составлять план действий (план реализа- ции намеченного
алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте; де- лать выбор и брать ответственность за
решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать
адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и
пред- видеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объ- яснять причины
достижения (недостижения) результатов деятельно- сти, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации,
вносить коррективы в деятельность на ос- нове новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; различать;
выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого
человека, понимать мо- тивы и намерения другого, регулировать способ выражения
эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое
право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и дру- гих без
осуждения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной реализации Программы и обеспечения единых под- ходов к ее
реализации разработан учебно-методический комплект, со- стоящий из отдельных
тетрадей по каждому событию, в которых содер- жатся методические рекомендации
педагогу, помогающие ему грамотноорганизовать деятельность школьников.
Разработки занятий представлены в виде технологических карт. Технологическая
карта
представляет
собой
документ,
регламентирующий
деятельность педагога по планированию и организации образователь- ного
процесса на занятии в соответствии с требованиями ФОП ООО. Технологическая
карта является обобщенно-графическим выражени- ем сценария урока, основой
его проектирования, средством представ- ления индивидуальных методов работы
педагога. В каждой техноло- гической карте представлено описание необходимого
для проведения занятия материально-технического обеспечения, а также
обозначено пространство, соответствующее условиям проведения занятия.
В приложениях к соответствующим технологическим картам разме- щены
необходимые для проведения занятий демонстрационные и раз- даточные
материалы.
При разработке методических материалов к занятиям использо- вался
принцип вариативности, позволяющий педагогу самостоятельно выбрать задания,
формы занятий в зависимости от имеющихся в обра- зовательной организации
материально-технических
и
кадровых
ресурсов,
а
также
уровня
сформированности классного коллектива.

16

17

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».