Министерство просвещения Российской Федерации Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Муниципальное казенное учреждение Пышминского городского округа «Управление образования и молодежной политики» МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом Директор МБОУ ПГО Протокол №1 «Боровлянская СОШ» Н.В.Косарева от 31.08.2023г Приказ №223 от 31.08.2023г Рабочая программа по внеурочной деятельности Я-ТЫ-ОН-ОНА — ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА: 5 КЛАССНЫХ СОБЫТИЙ ГОДА для 5 класса на 2023-2024 учебный год с Боровлянское, 2023 год Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», 2023. — 16 СТР. Авторский коллектив Буянов А.А., Кушко Н.Н., Лобынцева С.В., Шестакова О.А. Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» раз- работана с целью приобщения обучающихся к российским традицион- ным духовнонравственным и социокультурным ценностям; развития инициативности и самостоятельности пятиклассников, умения работать в коллективе; ориентирована на создание благоприятных условий для адаптации при переходе на следующий уровень образования. Про- грамма адресована педагогам, классным руководителям, методистам, советникам директора по воспитанию, руководителям образователь- ных организаций. 2 СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ......................................................................................... 4 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ...................................................... 7 ТЕЗАУРУС ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ................................................................................... 8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ............................................................................... 9 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ............................................. 10 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.............................................................................................. 12 МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .......................................................................................................................... 15 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА С 1 сентября 2023 года на всей территории Российской Федерации начинает действовать Федеральная образовательная программа ос- новного общего образования (далее — ФОП ООО), структурным эле- ментом которой является федеральная рабочая программа воспитания. Ценностно-целевыми основаниями программы воспитания явля- ются традиционные российские духовно-нравственные ценности. Их сохранение и укрепление является одной из стратегических целей си- стемы образования, что закреплено Указом президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 8091 и Стратегией национальной безопас- ности Российской Федерации2. В соответствии с Федеральным государственным образователь- ным стандартом основного общего образования, ФОП ООО реализует- ся посредством урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и другими инсти- тутами воспитания. В рамках обеспечения методического сопровождения ФОП ООО разработана программа внеурочной деятельности по активной социа- лизации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая стра- на» (далее — Программа) с целью приобщения обучающихся 5 классов к российским традиционным духовнонравственным и социокультур- ным ценностям. Данная Программа является преемственной по отно- шению к программе социальной активности для обучающихся началь- ных классов «Орлята России». Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утвержденииОснов государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» 1 Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии нацио-нальной безопасности Российской Федерации» 2 4 Актуальность Программы Воспитание в школе выстраивается с помощью различных меха- низмов, одним из которых является внеурочная деятельность обучаю- щегося. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результа- тов освоения основных образовательных программ (предметных, ме- тапредметных и личностных), осуществляемая в формах, отличных от урочной3. Формы внеурочной деятельности должны предусматривать актив- ность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. Внеурочная деятельность может реализовываться через цикл занятий, посвященных актуальным соци- альным и нравственным проблемам современного мира. Данные заня- тия должны быть направлены на удовлетворение социальных интере- сов и потребностей обучающихся. Основная цель занятий — развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений: забо- титься о других и организовывать свою собственную деятельность, ли- дировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответствен- ность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Основная задача, решаемая с помощью занятий, — обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро и микрокоммуникаций, складывающихся в об- разовательной организации, понимания обучающимися зон личного влияния на уклад школьной жизни. В пятом классе происходит переход от младшего школьного воз- раста к подростковому, поэтому среди пятиклассников можно увидеть и еще «психологических младшекласников», и одновременно младших подростков. Пятиклассника уже не удовлетворяет позиция школьни- ка, которую он занимал в начальных классах. У него появляется воз- можность к построению обобщений в более сложной деятельности по усвоению норм взаимоотношений, что выражается в активизации интимно-личностного и стихийно-группового общения. Фактически в пятом классе происходит переход ведущей деятельности ребенкаот учения к общению. Пятиклассники переживают образовательный кризис: полностью меняется характер обучения по сравнению с начальной школой, по- этому особое внимание в Программе уделено вопросам адаптации школьников к новым условиям. Происходит активное формирование ценностной сферы личности, определяются жизненные перспективы. Дети осознают себя и свои возможности, интересы, способности, у них 3 Письмо Минпросвещения №ТВ-1290/03 от 05.07.2022 года 5 формируются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. В этом возрасте актуализируются потребности в установле- нии доверительных отношений, признании и самоутверждении, глав- ным образом, в группе сверстников. Активность пятиклассников направлена как на себя, так и на других людей. Они начинают осознавать и нести ответственность за свои по- ступки, внешняя регуляция активности смещается к внутренней регу- ляции4. Деятельность с одной стороны должна отвечать потребностям пятиклассника в самоутверждении, а с другой — создавать условия для развертывания отношений с товарищами и признания его реальной значимости как полноправного члена общества 5. Участие в такой дея- тельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает возможности для построения разнообразных отношений со сверстни- ками. Таким типом деятельности могут выступать воспитательные собы- тия, под которыми понимаются субъект-субъектные формы взаимодей- ствия взрослого и ребенка, в которых активность взрослого способству- ет овладению представлениями о какой-либо ценности, формированию отношения к ней и к приобретению ребенком собственного опыта ее переживания. В событиях ребенок преобразовывает персональный социальный опыт на личные установки и позиции, включается в много- образные социальные связи, является исполнителем разных ролевых функций, тем самым преобразует окружающее общество и себя. Уча- стие ребенка в такого рода событиях обеспечивает активную социали- зацию ребенка. Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разра- ботана с учетом указанных выше возрастных особенностей пятикласс- ников, социальной ситуации развития детей в образовательной орга- низации и направлена на их активную социализацию. Цель и задачи Программы Цель Программы: приобщение обучающихся к российским тради- ционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям с уче- том субъектной позиции ребенка, его возрастных и психологических особенностей. Бердникова Д.В. Возрастная динамика активности // Международный журнал при-кладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 4 (часть 3) — С. 628–630. 4 Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового воз-раста // Хрестоматия повозрастной психологии. — М.: МПСИ, 1996. — С. 163–168. 5 6 Задачи Программы: ● создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовнонравственных ценностей, традиций; ● формирование и развитие личностных отношений к этим нор- мам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); ● приобретение соответствующего социальным нормам, ценно- стям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений; ● развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности, самопознания, ответственности, умения работать в коллективе; ● обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающих- ся 5-х классов при переходе на следующий уровень образова- ния. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ Методологическими основаниями Программы являются аксиологи- ческий, антропологический и системно-деятельностный подходы: ● аксиологический подход предполагает, что воспитание представ- ляет собой социальную деятельность, направленную на переда- чу ценностей от старшего поколения к младшему. Обучающиеся присваивают ценности в событийных общностях, приобретают социокультурный опыт; у них формируется моральная рефлек- сия, нравственное самосознание и нравственная культура; ● антропологический подход предполагает становление и вос- питание человека во всей полноте его природных, социальных и духовных характеристик. Воспитание человека осуществля- ется в системе реальных жизненных связей и отношений в со- бытийных общностях, в которых происходит зарождение нрав- ственного сознания, обретается опыт нравственного поведения, что в совокупности с личностными особенностями составляет основу субъектности ребенка; ● системно-деятельностный подход обуславливает системную реа- лизацию воспитательного потенциала содержания образования, формирование и развитие у обучающихся мотивации к учебной деятельности, развитие субъектной личностной позиции на ос- нове опыта нравственной рефлексии и нравственного выбора. В основе Программы лежит понятие образовательного события, которое было введено в педагогическую систему А. С. Макаренко и за- креплено классической традиционной педагогикой. Образовательное событие — это особая форма организации совместной деятельности детей и взрослых, которая предполагает инициативные формы вклю- чения и создание «продукта совместной деятельности», позволяющая 7 ребенку приобретать собственный опыт переживания той или иной ценности. В воспитательном событии осуществляется взаимное обо- гащение всех субъектов воспитательного процесса. Оно способству- ет развитию самостоятельности, ответственности, инициативности пя- тиклассников6. ТЕЗАУРУС ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ Активность — это деятельное отношение личности к миру, способ- ность производить общественно значимые преобразования материаль- ной и духовной среды на основе освоения исторического опыта чело- вечества. Активность ребенка направлена на получение новых знаний, умений, навыков, на успешное вхождение в коллектив сверстников. Воспитание — социальная деятельность, направленная на переда- чу общественных ценностей от старшего поколения к младшему. Обу- чающиеся присваивают ценности в событийных общностях, приобре- тают социокультурный опыт, у них формируется моральная рефлексия, нравственное самосознание и нравственная культура. Общность — устойчивая система связей и отношений между людь- ми, имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность — реальное объединение людей, объ- ективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социаль- ного действия. Событие (в контексте воспитания) — субъект-субъектная форма взаимодействия взрослого и ребенка, в которой активность взросло- го способствует овладению представлениями о какой-либо ценности, формированию отношения к ней и к приобретению ребенком соб- ственного опыта ее переживания. Социализация — это интегративный процесс вступления субъекта в структуру общества, посредством овладения им социальными прави- лами, ценностями, ориентациями, традициями, познание которых помо- гает стать эффективным индивидом общества. Кудинова Ю.В. Педагогически обоснованная событийность как интегративное свойство воспитательной системы [Текст] / Ю.В. Кудинова, Д.С. Калашкина // Изве-стия ВГПУ. — 2019. — № 3. — С. 55–58. 6 8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Классные п/ события п 1 «Моя школа — мои возможности » 2 3 4 5 «Моя семья — моя опора» «Мой выбор — моя ответственно сть» Темы занятий Занятие 1. «Какие мы?» Занятия 2–3. «Маршруты нашей школы» Занятие 4. «Школьные старты» (подготовка) Занятие 5. «Школьные старты» Занятия 6–7. «Мы — команда» Занятие 8. «История моей семьи» Занятие 9. «Семья — начало всех начал» Занятие 10. «Правила счастливой семьи» (подготовка) Занятия 11–12. «Правила счастливой семьи» Занятие 13. «Моя гражданская позиция: почему важно выбирать» Занятие 14. «Свобода и ответственность» Занятие 15. «Цифровая грамотность и безопасность в сети» Занятие 16. «Безопасное использование цифровых ресурсов» Занятие 17. «Финансовая безопасность» Занятие 18. «Планируем бюджет» Занятие 19. «5 правил финансовой грамотности» Занятия 20–21. «Мы выбираем» «Мои знания — моя Занятия 22–23. «Чудеса науки» сила» Занятие 24. «Правильные привычки: здоровое питание» Занятие 25. «Правильные привычки: правила безопасности» Занятия 26–27. «В здоровом теле — здоровый дух» «Моя страна — моя история» Занятие 28. «Аллея памяти» Занятие 29. «Живет герой на улице родной» Занятие 30. «Через года, через века помните…» Занятия 31–32. «Зарница» 9 Количес тво часов 1 2 1 1 2 ИТОГО: 7 1 1 1 2 ИТОГО: 5 1 1 1 1 1 1 1 2 ИТОГО: 9 2 1 1 2 ИТОГО: 6 1 1 1 2 Итоговое занятие ИТОГО: 5 «Я-ТЫ-ОН-ОНА — ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА» 2 ИТОГО: 34 часа 10 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых отражаются особенности личностного развития ребенка, его воспитания и социализации. Активная социализация осуществляет- ся через овладение представлениями о ценностях, нормах и правилах поведения в обществе; формирование ценностного отношения к окру- жающему миру, другим людям, себе; приобретение опыта деятельности и поведения в соответствии с ценностями, нормами и правилами, при- нятыми в обществе. Событие «Моя школа — мои возможности» направлено на разви- тие представлений ребенка о школе как единой общности, помогаю- щей развить его индивидуальные способности, сформировать навыки активной социальной деятельности в коллективе сверстников и взрос- лых. В основе события лежат такие ценности, как жизнь, дружба, со- трудничество, коллективизм и командная работа. Событие «Моя семья — моя опора» направлено на сохранение се- мейных ценностей и традиций, актуализирует у детей представления о семье как важнейшем социальном институте. Событие актуализирует такие ценности, как крепкая семья, милосердие, взаимопомощь и вза- имоуважение. Событие «Мой выбор — моя ответственность» направлено на раз- витие умения ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жиз- ни. В основе данного события лежат такие ценности, как справедли- вость, гуманизм, гражданственность, выбор и ответственность, права и свободы человека, приоритет духовного над материальным, высокие нравственные идеалы. Событие «Мои знания — моя сила» способствует приобщению де- тей к миру научного знания, формированию навыков познавательной деятельности. Данное событие строится на таких ценностях, как зна- ние, достоинство и созидательный труд. Событие «Моя страна — моя история» направлено на развитие патриотических чувств детей, формирование общероссийской граждан- ской идентичности. Данное событие способствует актуализации у ре- бенка таких ценностей, как Родина, патриотизм, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, служение Отечеству и ответственность за его судьбу. События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех частей. Первая часть — «информирование»: ребенок получает информа- цию, формирующую у него представления о какой-либо ценности (или группе ценностей), лежащей в основе события. 11 Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку предлагаются практические задания, выполнение которых способствует формированию отношения к транслируемой ценности. Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информа- ции и проделанной самостоятельной работы ребенок при поддержке педагога делает выводы о полученных результатах. Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети демонстрируют приобретенные ранее знания в совместной деятель- ности, делятся индивидуальным опытом по каждому из занятий, фор- мируют в итоге коллективный вывод о значимости всего события для группы (см. рис. 1). На итоговом занятии дети заполняют рефлексивные дневники, ко- торые позволяют им зафиксировать полученный в событии опыт. Таким образом, в конце учебного года у каждого пятиклассника будет иметься собственная брошюра, иллюстрирующая его путь в Программе. По окончании всех событий проводится итоговая игра, на кото- рой дети демонстрируют полученные в течение учебного года знания и умения, подводят коллективные и индивидуальные итоги. СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СОБЫТИЯ Занятие 1 Занятие информация информация практика рефлексия практика рефлексия опыт опыт практика рефлексия опыт } ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ демонстрация индивидуального опытав коллективной деятельности Занятие 2 информация групповая рефлексия формирование, развитие и корректировка ценностных ориентаций Рисунок 1 — Схема организации события Таким образом, у пятиклассников происходит построение логи- ческой цепочки от собственного опыта проживания каждого занятия к ознакомлению с опытом других детей и к формированию общего от- ношения классного коллектива к прожитому ими событию. Эта логическая цепочка закреплена в названии программы «Я-ты- он-она — вместе целая страна» и наглядно демонстрирует особенности протекания активной социализации на практике, когда знания и опыт отдельного субъекта, с одной стороны, интегрируются в общее со- циальное пространство, а с другой стороны, дополняют и обогащают опыт самого субъекта новыми коллективными знаниями. 12 Основными формами взаимодействия педагогов с обучающимися являются: классный час, творческая мастерская хакатон, квест-игра, которые направлены на формирование ценностных ориентаций в про- цессе активной деятельности. Для проведения занятий по Программе желательно использовать не только учебный кабинет, закрепленный за классом, но и другие по- мещения образовательной организации (спортзал, библиотеку, рекре- ации и т. д.), а также пришкольную территорию. Кроме того, Программа предусматривает организацию экскурсий, мастер-классов и других за- нятий за пределами школы на территории социальных партнеров. Приветствуется активное участие самих обучающихся в подготовке и проведении занятий Программы, а также старшеклассников (настав- ников), других педагогов школы, родителей и социальных партнёров школы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Занятия в рамках Программы направлены на обеспечение дости- жений школьниками следующих личностных и метапредметных об- разовательных результатов с учетом рабочей программы воспитания в общеобразовательных организациях. Личностные результаты В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обя- занностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; понимание роли различных со- циальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. В сфере патриотического воспитания: осознание российской граж- данской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, исто- рии, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук. В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на мо- ральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возни- кающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание важности морально-этических принципов в деятельности исследова- теля; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоро- вья и эмоционального благополучия: осознание последствий и непри- 13 ятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, способ- ность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социаль- ным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других без осуждения; умение осознавать эмоциональное со- стояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с уче- том личных и общественных интересов и потребностей. В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и при- родной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и со- обществах, включая семью, а также в рамках социального взаимодей- ствия с людьми из другой культурной среды; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетент- ности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связыва- ния образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты соб- ственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие. Метапредметные результаты В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки объ- ектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого ана- лиза; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для ре- шения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по анало- гии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выби- рать способ решения учебной задачи; формировать гипотезу об ис- тинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; прогнозировать возможное дальнейшее разви- тие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых услови- ях и контекстах; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретиро- 14 вать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо- ции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; распознавать невербаль- ные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать кон- фликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику; в ходе диалога и (или) дис- куссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказы- вать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; пу- блично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступле- ния с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответ- ствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее дости- жению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и ре- зультат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодей- ствия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качествен- ного результата по своему направлению и координировать свои дей- ствия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной зада- чей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разде- лять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия реше- ний (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имею- 15 щихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать пред- лагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализа- ции намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; де- лать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и пред- видеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объ- яснять причины достижения (недостижения) результатов деятельно- сти, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации, вносить коррективы в деятельность на ос- нове новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; различать; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мо- тивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и дру- гих без осуждения. МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для успешной реализации Программы и обеспечения единых под- ходов к ее реализации разработан учебно-методический комплект, со- стоящий из отдельных тетрадей по каждому событию, в которых содер- жатся методические рекомендации педагогу, помогающие ему грамотноорганизовать деятельность школьников. Разработки занятий представлены в виде технологических карт. Технологическая карта представляет собой документ, регламентирующий деятельность педагога по планированию и организации образователь- ного процесса на занятии в соответствии с требованиями ФОП ООО. Технологическая карта является обобщенно-графическим выражени- ем сценария урока, основой его проектирования, средством представ- ления индивидуальных методов работы педагога. В каждой техноло- гической карте представлено описание необходимого для проведения занятия материально-технического обеспечения, а также обозначено пространство, соответствующее условиям проведения занятия. В приложениях к соответствующим технологическим картам разме- щены необходимые для проведения занятий демонстрационные и раз- даточные материалы. При разработке методических материалов к занятиям использо- вался принцип вариативности, позволяющий педагогу самостоятельно выбрать задания, формы занятий в зависимости от имеющихся в обра- зовательной организации материально-технических и кадровых ресурсов, а также уровня сформированности классного коллектива. 16 17 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)