адаптированные программы История_отечества_7-9_классы по ФГОС

Аннотация к программе учебного предмета
«История Отечества»
для 7-9 специальных ( коррекционных)классов VIII вида

Название курса
Класс
Количество часов
Нормативно-правовые
основания
разработки
рабочей программы

Цель курса

Структура курса

История
7-9
70 часов -7 класс, 70 часов – 8 класс, 9 класс- 68 часов
Рабочая программа по учебному предмету «История» составлена
в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации
«Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от
29.12.2012) , базисного учебного плана специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,
утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 №
29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений
для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» и
основе Адаптированной
основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями: авторы программы И.М. Бгажнокова, Л.В.
Смирнова, Издательство «Просвещение», 2017 г. и учебников
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы
«История Отечества» 7 класс, «История Отечества» 8 класс,
«История Отечества» 9 класс. И. М. Бгажнокова, Л.В.Смирнова.
– М.: Просвещение, 2019
формирование
у
обучающихся
способности
изучать
разнообразный исторический материал и использовать его в своей
деятельности.
Для
этого
необходимо
систематическое
руководство
деятельностью
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья в процессе обучения истории с
постепенным возрастанием их самостоятельности.
Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе,
охватывает период с древних времен до конца XV века и
представлен 6 темами:
1. Введение в историю.
2. История нашей страны древнейшего периода.
3. Киевская Русь.
4. Распад Киевской Руси.
5. Борьба Руси с иноземными завоевателями.
6. Начало объединения русских земель вокруг Московского
княжества.
В 8 классе обучающиеся знакомятся с событиями истории с
конца XV в. до конца XIX в. Этот материал представлен
следующими 3 темами:

1. Единая Россия (конец XV – начало XVII вв.).
2. Великие преобразования России в XVIII в.
3. История страны в период XIX в.
В 9 классе обучающиеся изучают события, происходившие в
истории страны в XX - XXI вв. Материал представлен 6 темами:
1. Россия в начале XX в.
2. Россия в 1917 – 1920 гг.
3. Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы.
4. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.
5. Советский Союз в 1945 – 1991 гг.
6. Новая Россия в 1991 – 2013 гг.

2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

История Отечества
для учащихся 7-9 классов VIII вида

Составитель рабочей программы:
Белокурова Наталья Михайловна,
учитель истории и обществознания,
высшая квалификационная категория

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории Отечества для 7-9 классов (VIII вида) разработана на
основе:

Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
(№ 273-ФЗ от 29.12.2012).

Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории
(разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7),
утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004.

Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об
утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями: авторы программы И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова,
Издательство «Просвещение», 2017 г.
Цель изучения истории в школе образование, развитие и воспитание личности
школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов
на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад
основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и
социализации обучающихся.
Цель обучения истории – формирование у обучающихся способности изучать
разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого
необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными
возможностями здоровья в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их
самостоятельности.
Основными задачами курса являются:
 освоение обучающимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли
России как активного участника и творца всемирной истории;
 помощь обучающимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма,
толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
 развитие у обучающихся исторического мышления, под которым понимается способность
рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
 овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической
информации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Особенность данной рабочей
программы заключается в том, что она модифицирована через формы занятий, методы и
приемы обучения и объем изучаемого материала, для обучения специального
(коррекционного) класса VIII вида.
Одной из основных функций основного общего образования является реализация права каждого
ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере
использующее возможности его развития. В национальной образовательной инициативе «Наша
новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании
условий для полноценного включения в образовательное
4

Учебно-методический комплект
№

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

п/п
1

2

3

Программа

Учебник
для
общеобразователь
ных организаций,
реализующих
адаптированные
общеобразователь
ные программы
Рабочая тетрадь

6

Настенные карты
по истории России
7 класс (с
9 по 15 век)

7

Настенные карты
по истории России
8 класс (с
15 по 19 век)

Адаптированная основная
общеобразовательная
образования
И.М. Бгажнокова программа
Л.В. Смирнова
обучающихся
с
интеллектуальными
нарушениями
И. М Бгажнокова
«История Отечества» 7 класс
Л.В. Смирнова
«История Отечества» 8 класс
И. М Бгажнокова
Л.В. Смирнова
И. В. Карелина

«История Отечества» 9 класс

И. М Бгажнокова
Л.В. Смирнова
Е. Н. Фёдорова

«История Отечества» 7 класс
«История Отечества» 8 класс
«История Отечества» 9 класс
«Народы
России»,
«Древнерусское государство
Киевская Русь в 9-12 в»,
«Древнерусское государство
10-11 в», «Борьба Руси
против
иноземных
вторжений в 13 веке»,
«Феодальная
раздробленность Руси в 13
веке».
«Создание
единого
государства 15-16 века»,
«Россия в середине и второй
половине 16 века», «Рост
территории
Российского
государства в 17 веке»,

5

Москва,
«Просвещение»,
2017 г.

Москва,
«Просвещение»,
2019.
Рекомендовано
Министерством
просвещения РФ

Москва,
«Просвещение»,
2019 г.

8

Настенные карты
по
истории
России 9 класс (с
начала 20 века до
наших дней)

«Внешняя и внутренняя
политика
России
в
конце1718
веках»,
«Отечественная война 1812
года»,
«Экономическое
развитие
России
в
19
веке»,
«Крымская война 1853-1856
гг».
«Создание
единого
государства 15-16 века»,
«Россия в середине и второй
половине 16 века», «Рост
территории
Российского
государства в 17 веке»,
«Внешняя и внутренняя
политика
России
в
конце1718
веках»,
«Отечественная война 1812
года»,
«Экономическое
развитие
России
в
19
веке»,
«Крымская война 1853-1856
гг».

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа:
Рабочая программа рассчитана на три года, с 7 по 9 класс.
Всего 70 часов в 7 классе, в неделю 2 часа; 70 часов в 8 классе, в неделю 2 часа; 68 часов в 9
классе, в неделю 2 часа.
Методы и формы обучения:

• комбинированный урок, урок
изучения нового материала,

• повторительно-обобщающий урок,
урок-тестирование, интегрированный
урок.
В ходе урока применяются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной
книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор
отдельных фрагментов кино, презентации. Живое слово учителя играет ведущую роль в
обучении истории. Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне
сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических
событий, включаются в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию
правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища,
6

одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи). Особое внимание необходимо уделять
умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать
развитию мыслительной деятельности и речи. Применение разнообразных наглядных средств
формирует умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху.
При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому
помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат. Созданию
ярких, отчётливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведённые экскурсии.
В процессе преподавания истории используются педагогические технологии: технология
развития критического мышления предусматривает «проблемный» характер обучения:
учащиеся должны иметь возможность самостоятельно «открывать» знание и четко понимать,
для чего это знание им нужно, как им можно воспользоваться для решения разнообразных
жизненных проблем.
Технология развития критического мышления является интерактивной, поэтому ее
применение обеспечивает взаимодействие субъектов образовательного процесса в различных
режимах: учитель-ученик, ученик-учебник, ученик-ученик, ученик-группа, группа-группа,
ученик- класс.
ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации
обучающихся, поскольку создаются условия: максимального учета индивидуальных
образовательных возможностей и потребностей обучающихся; широкого выбора содержания,
форм, темпов и уровней проведения учебных занятий; раскрытия творческого потенциала
обучающихся; освоению учащимися современных информационных технологий. Применение
ИКТ расширяет сектор самостоятельной учебной работы, а использование индивидуальной и
групповой форм учебной деятельности позволяет достичь высоких результатов.
Технология интегрированного обучения подразумевает проведение бинарных уроков или уроков
с широким использованием межпредметных связей. Интеграция - это глубокое
взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале
обобщенных знаний в той или иной области.
Здоровьесберегающие
технологии. Здоровье ученика формируется из нескольких
составляющих, таких как психическое, интеллектуальное, социальное и физическое здоровье.
Главная задача педагога не только сохранить, но и укрепить его. Эта цель достигается через ряд
обязательных действий: строгая дозировка учебной нагрузки,
смена форм и видов
деятельности обучающихся (не менее 4 за урок), построение урока с учетом динамичности
учащихся, их работоспособности, четкая организация учебного труда,
соблюдение
гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая
освещенность, чистота), благоприятный эмоциональный настрой, приведение в согласие
притязания ученика и его возможностей, при изучении нового материала основные понятия
записываются на доске, антистрессовая профилактика при анализе ситуаций через работу в
парах, в группах, поощрения любого варианта ответа, права на ошибку, использование и
развитие зрительной памяти через работу со схемами и основными правилами составления
конспектов (подчеркивание, выделение, классификация, маркировка и т.п.), постоянное
проговаривание основных понятий и их определений, восполнение физической активности
через динамические движения во время эмоциональных пауз, работе в группах, парах,

7

передвижения учителя по классу во время объяснения нового материала, эмоционально –
двигательный настрой на письменную работу.
2.Содержание образования
Учебный предмет «История Отечества» для детей с нарушением интеллекта
рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала,
овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на
личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с
нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в
общество.
При изучении предмета «История Отечества» для детей с нарушением интеллекта
осуществляется сосредоточение на крупных исторических событиях отечественной истории,
жизни, быте людей данной эпохи. Такой подход к периодизации событий способствует
лучшему запоминанию их последовательности.
Курс «История Отечества» охватывает период истории России: 7 класс — Древняя
Русь - Россия в VI-VII веках, 2 ч в неделю; 8 класс — Российская империя XVII - начала XX
в., 2 ч в неделю; 9 класс - история Российского государства с 1917 года до наших дней.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание
материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован
уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития,
типологических
и индивидуальных особенностей учеников.
Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного
исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования
гражданских качеств ученика.
Завершается курс знакомством с современной жизнью России. Этот материал представлен
уроками обобщающего характера.
Структурным принципом построения программы является линейно – концентрический
принцип, который дает возможность широко использовать изучение исторического материала,
основываясь на знаниях и умениях, которые учащиеся приобрели на других предметах: на
уроках чтения (умения работать с печатным текстом), русского языка (обогащение словаря),
математики (изучение единиц измерения времени), географии (работа с картой), ИЗО и музыки
(знакомство с искусством) и т. п.
Коррекционное воздействие изучаемого материала на
личность учащихся, формирование гражданских качеств будет способствовать подготовке к
самостоятельной жизни, социально-трудовой и правовой адаптации выпускников специальной
(коррекционной) школы.
В программе основным принципом является принцип
коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у
воспитанников
специфических
нарушений. Принцип
коррекционной
направленности
в
обучении,
принцип
воспитывающей
и
развивающей
направленности обучения, принцип научности
и
доступности
обучения, принцип
систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Занятия
проводятся в классно-урочной форме.
Используемые виды контроля: текущий, тематический, итоговый Личностные
и предметные результаты освоения предмета Личностные результаты:
8

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;

-

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение
прав и свобод человека;

-

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность.
Предметные результаты:

-

-формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося, усвоение базовых национальных ценностей
современного
российского общества:
гуманистических и
демократических ценностей;
-овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях
развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической,
политической, научной и культурной сферах;
-формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности;
-воспитание уважения к историческому наследию народов России.

3. Содержание предмета
Учебно-тематический план

7 класс
№ Наименование разделов Всего
часов
п/п
и тем

1

Введение

1

Количество
часов
Теоре Практ
тичес ически
е
кие

Понятия, термины

Повторение понятий по курсу «Мир
истории» 6 класс: история, историки,
предки, Родина, Отечество, исторические
памятники, археологи, музей, «лента
времени».

1

9

Странники, древляне, вятичи, Хазарский
каганат, каган, варяги, Константинополь,
невзгоды, волок, меновая торговля, купец,
холоп, челядь, съестные припасы, обереги,
амулеты, огниво, височные кольца,
гривны, кровная месть, очеловечиваются,
язычество, идолы, почитаемый, день
весеннего равноденствия (22 марта).
Бояре, купа, тиуны, предания, патриарх,
молебен, по нраву, обильна, мудрый,
наместник, вещий, платилась с каждого
«дыма», печенеги, каменные пороги,
данники, отроки, наги, расхищал, любезно,
мужья, долгая осада, урок, становище,
погост, потник, пошлина, ремесленники.

2

Древняя Русь

8

3

Древнерусское
государство

7

4

Контрольный срез за 1
полугодие

1

5

Крещение
Древней 15
Руси. Расцвет Русского
государства

Наставник, родовитый, угодья, Херсонес,
от мала до велика, баян, окаянный, свод
законов, казна, гривна, «сел на столе»,
бармы, венчание на царство, провозгласил,
царь, поучения, «страх Божий имейте»,
держава,
«после
кончины»,
по
старшинству, несговорчивые, вотчины,
могущество, распалась, посадник, слобода,
тысяцкий,
усадьба,
иконописец,
благословение, богослужебные книги,
пограничная застава, усмирить.

6

Русь

Стойбище,

в

борьбе

1

с 20

юрта,

аркан,

повсеместно,

перебежчики, оборона, «положить жизнь»,
ярлыки, яростно, «предаёт волю», верста,
чудь, баскаки, чадо, лавра, свита,
заветный, митрополит, ратники, паника,
«не имут давати», мурза, латинская вера,
вдова, волостели, взятки, Юрьев день.

завоевателями

10

7

Единое

Кровопролитие,
опекал,
самодержец,
высшее
духовенство,
вельможа,
литейщики, Ливонские рыцари, гнев, «по
своему разумению», опричнина, покаяние,
казаки, династия, карает, самозванец,
гарнизон,
сословия,
батоги,
розги,
барщина.

Московское 13

государство

8

Контрольный срез за 2
полугодие

1

9

Повторение за год

1

Промежуточная

1

10

1

1
1

аттестация.
Тестирование.
Итого:
Резерв:

68
2

65

3

Учебно-тематический план

8 класс
№ Наименование разделов Всего
и тем
часов
п/п

1

Российское государство
в конце XVII (17) –
начале XVIII (18) века

Количество
часов
Теоре Практ
тичес ически
е
кие

Понятия, термины

Уезд, волости, стан, «пигмейной» породы,
потеха, попеременно, деревянные ядра,
гвардейские полки, немецкая слобода,
манёвры, Переславское (Плещеево) озеро,
тяжбы,
невредимых,
двоецарствие,
Оружейная палата, зачинщик, ветхие,
султан, эскадра, переполох, наёмные
офицеры, мортира,
Орден Святого
апостола
Андрея
Первозванного,
бастионы, казармы, «ни пяди земли»,
редуты, в блаженстве, клики, сенаторы,
сенат, Эстляндия, Курляндия. Пресечь,
порознь, вице – канцлер.

16

11

2

Российская
империя 15
после Петра 1 (1725 –
1801)

3

Контрольный срез за 1
полугодие.

Герцог,
опорочить,
имение,
озноб,
кандалы, кадетский корпус, пажеский
корпус, царедворец, эрмитаж, истребить,
Манифест, отречение, невежественный,
узник, жалованье,
наказ, дозволяют,
революционный,
таврида,
янычары,
визирь, бухта, паша, мещане, гильдии,
конвой, мыслители, астрономия, пансион,
«капиталистые» крестьяне.
1

1

Республика,
взбудоражить,
адвокат,
полководческий орден, железная лоза,
любезен, нерадение, обет, палочная
дисциплина, розги, доколе, дивизия,
флешь, резерв, партизаны, сокровища,
карать, курьер, картечь, декабристы,
канцелярия, казнокрады, минная война,
понтонный мост.
Кадеты, воскрес, синие рубцы, рекруты,
эмират, колония, обмундирование, террор,
покушение,
манеж,
незыблемость,
православные устои, стачка, штрафы,
изоляция, крейсер, социал – демократы,
провокатор,
властные
полномочия,
агитация.

Российская империя в 20
первой половине XIX
века.

4

Россия в конце XIX (19) 14
– начале XX (20
века)

5

Контрольный срез за 2
полугодие

1

6

Повторение за год

2

7

Промежуточная
аттестация.

1

1

1

Тестирование.
Итого:

70

66

4

Учебно-тематический план

9 класс
№
п/п

Наименование разделов Всего
и тем
часов

Количество
часов
Теоре Практ
тичес ически
е
кие
12

Понятия, термины

1

Великая
российская
революция и

16

Анархия, типография, учредительное
собрание, демократия, демократический,
социализм, эмиграция, монополия, тезис,

16

буржуазия, нота, агитация, дивизия,
мятежник, левый, правый, комиссар,
саботаж, декларация, эксплуатация,
федеративная республика, диктатура,
спекуляция, розвальни, коммунизм,
коммунист,
Гражданская
война,
антибольшевистский,
интервенция,
интервент, паника, террор.

Гражданская война.

Поручик,
конгресс,
конференция,
кооперация,
биржа,
ГРЭС,
гидроэлектростанция,
приказчик,
автономия, юстиция, брать шефство, аул,
акын,
индустриализация,
социалистическое
соревнование,
конфискация, конфисковать, клевета,
изоляция, фашизм, фашист, лига Наций,
протокол.

2

Советское государство в
1920 – 1930 годы

15

3

Контрольный срез за 1
полугодие

1

4

СССР
в
Великой
Отечественной войне
(1941 – 1945)

20

20

Репрессия, уголовная ответственность,
общество Красного Креста и Красного
Полумесяца, мобилизация, оккупация,
оккупировать, эвакуировать, аэростат,
дезертирство,
кисет,
подпольщик,
диверсия,
контрнаступление,
форсировать,
десант,
капитуляция,
трибунал.

5

Послевоенное развитие 14
СССР. Российская

14

Кавалер,
идеологическая
война,
впроголодь, президиум, прогрессивная
страна, атомный реактор, оперетта, культ
личности, пленум, целина, диссидент,
правозащитное движение, коррупция,
хозрасчёт,
Бархатная
революция,
национализм, Дом Советов, боевик,
террорист,
идентичность,
международный терроризм, субъект
Федерации.

15

1

Федерация в конце XX
(20) – начале XXI (21)
века

13

6

Контрольный срез за 2
полугодие

1

7

Повторение за год

1

8

Промежуточная
аттестация.
Тестирование.

1

Итого:

68

1
1
1

65

3

4. Критерии оценки
Оценка устных ответов учащихся.
Отметка «5» ставится ученику, если он отвечает самостоятельно, с опорой на ранее
приобретенные знания и дополнительные сведения об изучаемом материале; отвечает
правильно, отражает основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий,
закономерностей; правильно использует карту; дает правильные осознанные ответы на все
поставленные вопросы; подводит итог.
Отметка «4» ставится ученику, если он дает полный правильный ответ, который отвечает
критериям отметки «5», но допускает незначительные речевые ошибки, допускает отдельные
неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему при ответе,
частично использует термины и понятия, допускает ошибки в работе с картой, подводит итог
при незначительной помощи учителя.
Отметка «3» ставится ученику, если он основное содержание изученного материала усвоил, но
излагает его фрагментарно, не всегда последовательно, затрудняется в самостоятельном
изложении материала, при помощи учителя дает правильные односложные ответы на
поставленные вопросы, определения понятий недостаточно четкие, подводит итог сказанного
только при массированной помощи учителя.
Отметки «2» и «1» не ставятся.
Оценка письменных работ.
Отметка «5» ставится ученику при самостоятельном безошибочном выполнении всех заданий;
допускается 1 негрубый недочет; качество работы 90-100%.
Отметка «4» ставится ученику, если он выполняет работу при незначительной помощи
учителя, допускает одну грубую ошибку и один негрубый недочет; допускает три негрубых
недочета; оптимальное качество работы 70-80%.
Отметка «3» ставится ученику, если ему в ходе выполнения работы оказывается массированная
помощь учителя; он допустил две грубые ошибки и один негрубый недочет; допустил одну
14

грубую ошибку и три негрубых недочета; выполнял работу по учебнику, конспектам тетради;
оптимальное качество 40-60 % .
Отметки «2» или «1» не ставятся.
5. Требования к уровню подготовки обучающихся
7 класс
Учащиеся должны знать:
- какие исторические даты называются точными, приблизительными; - когда произошли
события (конкретные, по выбору учителя);

- кто руководил основными сражениями.
Учащиеся должны уметь:

- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника; - пересказывать
исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком.
8 класс
Учащиеся должны знать:

- когда началось и закончилось событие (по выбору);
- как протекало конкретное событие;
- великих русских поэтов, писателей, учёных.
Учащиеся должны уметь:

- пользоваться «лентой времени»;
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
- оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.
9 класс
Учащиеся должны знать:

- основные исторические события, революционные движения, гражданская война, становление
Советской власти, стройки первых пятилеток, вторая Мировая война, Великая Отечественная
война;

- основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и
послевоенные годы;

- исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.
Учащиеся должны уметь:
- устанавливать последовательность и связь исторических событий на основе знания дат;

- правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
- пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту;
15

- пользоваться исторической картой.
6. Календарно-тематическое планирование
№ п/п

7 класс
Тема

Кол-во Кол-во
часов по часов по
разделу теме

Дата

Пла
н

1-я четверть 16 часов
1
Введение
1

Знакомство
с
учебником
Отечества». Лента времени.

«История

Глава 1. Древняя Русь.

1

8

2

Происхождение славян.
селились славяне.

В каких местах

3

Славяне и соседние народы. О хазарах и
Византии.

1

4

Облик славян и черты их характера.

1

5

Хозяйство и уклад жизни восточных славян.
Земледелие — основное занятие славян.

1

6

Организация жизни славян. Как менялась
жизнь людей в общине.

1

7

Жилища,
одежда,
восточных славян.

1

8

Языческие традиции восточных славян.

1

9

Повторительно - обобщающий урок по теме:
«Древняя Русь».

1

семейные

1

обычаи

Глава 2. Древнерусское государство.

16

7

.

ф
а
к
т

10

Как возникло
древнерусское
государство. О
чём рассказывает
древняя летопись.

1

11

Об Аскольде, Дире и их походах в Византию.

1

12

Князь Олег (882— 912).
Правление Олега в Киевской Руси

1

13

Князь Игорь из рода Рюриковичей (913—
945). Походы Игоря на Византию.
Предание о гибели князя Игоря.

1

14

Как княгиня Ольга отомстила древлянам.
Посольство Ольги в Византию.

1

15

Сын князя Игоря и Ольги — Святослав. Войны
Святослава. Гибель Святослава.

1

16

Повторительно - обобщающий урок по теме:
«Древнерусское государство».

1

2-я четверть 16 часов

Глава 3. Крещение Древней Руси.
Расцвет русского государства.
17

Сыновья князя Святослава.
Владимира на Русь.

18

Князь Владимир Красное Солнышко.

1

19

Крещение Руси.
Заслуги князя Владимира в укреплении
Русского государства

1

20

Расцвет Русского государства при Ярославе
Мудром (1019—1054)

1

21

Князь — воин, строитель, книжник.
«Русская Правда» Ярослава Мудрого.
Русь после смерти Ярослава Мудрого.

1

Князь Владимир Мономах. Память о Владимире
Мономахе в истории
Киевской Руси (1113-1125).

1

22
23

Возвращение

15

17

1

1

24

Распад Руси на отдельные княжества в XII
веке.

1

25

Новгородская республика. Господин Великий
Новгород.

1

26

Занятия и торговые пути новгородцев.

1

27

Ростово-Суздальское княжество в 12 веке.
Князь Юрий Долгорукий.

1

28

История возникновения Москвы.

1

29

Культура Руси в X-XIII веках.

1

30

Былины - источник знаний Древней Руси.

1

31

Повторительно - обобщающий урок по теме:
«Крещение Древней Руси. Расцвет русского
государства»

1

32

Контрольный срез за 1 полугодие.

1

1

3-я четверть 20 часов
Глава
4.
завоевателями.

Русь в

борьбе

с

20

33

Образование Монгольского государства.

1

34

Чингисхан и его армия. Битва на
реке Калке.

1

35

Нашествие монголов на Русь.

1

36

Летописи о битвах на реке Сить и героической
обороне Козельска.

1

37

Походы Батыя на южнорусские земли.

1

38

Новгородский
(1236 – 1263).

1

39

Невская битва.

1

40

Ледовое побоище.

1

41

Власть Золотой Орды над русскими князьями.

1

42

Объединение русских земель против Золотой
Орды.

1

князь Александр Невский

18

43

Московский князь Иван Калита (1325— 1340).
Наследники Калиты.

1

44

Изменения в Золотой Орде.

1

45

Московский князь Дмитрий Иванович (1350—
1389). Благословение Сергия Радонежского.

1

46

Куликовская битва.

1

47

Поход Тохтамыша на Москву в 1382 году.

1

48

Наследники Дмитрия Донского.
Василий 2 Тёмный (1425 – 1462).

1

49

Собирание Руси Иваном III (1462— 1505).
Покорение Новгорода.

1

50

Освобождение Руси от Золотой Орды.

1

51

Управление государством Иваном III.

1

52

Повторительно - обобщающий урок «Русь в
борьбе с завоевателями (XIII- XV вв.)»

1

4-я четверть 16 часов
Глава
5.
государство.

Единое

Московское

13

53

Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный.

1

54

Земский собор, реформы Избранной рады.

1

55

Войны Ивана Грозного.

1

56

Опричнина.

1

57

Покорение Сибири.

1

58

Россия
после Ивана Грозного. Правление
Бориса Годунова.

1

19

Лжедмитрий
1
самозванец.
Лжедмитрий II. Семибоярщина.
Русская
православная
церковь
в Смутное время. Минин и Пожарский:
за веру и Отечество.

1

61

Воцарение династии Романовых. Царь Алексей
Михайлович Романов
(1645 – 1676).

1

62

Крестьянское восстание под предводительством
Степана Разина.

1

63

Раскол в Русской православной церкви.

1

64

Развитие России в 17 веке. Культура России в
16 – 17 веках.

1

65

Повторительно - обобщающий урок по теме:
«Единое
Московское государство».

1

59
60

66

1

1

1

Повторение за год.

1

1

Промежуточная аттестация. Тестирование.

1

1

Контрольный срез за 2 полугодие.
67

68

8 класс

Кол-во
часов
по
разделу

№ п/п
Тема

Колво
часов
по
теме

1-я четверть 16 часов
Глава 1. Российское государство в конце 17 –
начале 18 века.
1

Наше Отечество – Россия
Российское общество в 17 веке.

в

2

Детство и юность Петра. Как обучали Петра I.

20

17

веке.

16

1
1

Дата

3

Семейные раздоры, борьба за власть. Итоги
правления Софьи.

1

4

Воцарение
Петра
I(1689-1725).
Строительство флота. Азовские походы.
Великое посольство (1697-1698).

1

6

Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в
Москву.

1

7

Северная война (1700-1721). Поражение под
Нарвой.

1

8

Первые победы над шведами.

1

9

Основание Петербурга.

1

10

Разгром
шведов
под
Завершение Северной войны.

11

Заслуги Петра Великого в истории России.
Промышленность и сельское хозяйство.

1

12

Изменения в управлении государством.

1

13

Табель о рангах. Указ о единонаследии.

1

14

Образование и культура при Петре I.

1

15

Личность
Великого.

1

16

Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Российское государство в конце 17 – начале
18 века».

5

Петра I.

1

Полтавой.

1

Семья Петра

1

2-я четверть 16 часов
Глава 2. Российская империя после Петра I
(1725 – 1801).

15

17

Екатерина I и Петр II.

1

18

Внук Петра Великого. Конец правления Петра
II.

1

21

19

Анна Иоанновна и Иван VI (1730 – 1741). Как
правила Россией Анна Иоанновна.

1

20

Наследники Анны Ивановны. Конец
бироновщины.

1

21

Царствование
Елизаветы
Петровны.
Окружение
Елизаветы.
Возвращение
к
порядкам Петра I.

1

22

Войны России в период правления Елизаветы
Петровны.

1

23

Воцарение Петра III.

1

24

Россия в эпоху Екатерины Великой.
Начало царствования Екатерины II.
Близкое
окружение
и
помощники
Екатерины II.

1

25

Война России с Турцией (1768 – 1774).

1

26

Присоединение Крыма. Русско-турецкая война
(1787 – 1791).

1

27

Как управляла Россией Екатерина II.

1

28

Восстание Пугачёва.

1

29

Конец правления Екатерины Великой.

1

30

Развитие образования при Екатерине II.

1

31

Повторительно – обобщающий урок по теме:
«Российская империя после Петра I (1725 –
1801)».

1

32

Контрольный срез за 1 полугодие

1

1

3- я четверть 20 часов
Глава 3. Российская империя в первой
половине XIX века
33

Отношения России
Наполеон Бонапарт.

со

странами

22

Европы.

20
1

34

Великий князь Павел Петрович. Участие
России в союзе европейских государств против
Наполеона.

1

35

Переход Суворова через Альпы.

1

36

Правление Павла I.

1

37

Император
Александр
Александра I.
Аракчеевщина.

38

Реформы

I.

1
1

39

Вторжение армии Наполеона
Западная граница России: план
Александра I, план Наполеона.

40

Битва за Смоленск.

1

41

Отечественная война 1812 года. Бородинское
сражение.

1

42

Наполеон в Москве.

1

43

Александр
войны.

44

Поход русской армии в Европу в 18131814
годах.

1

45

Россия после войны с Наполеоном.

1

46

Император Николай I (1825 – 1855).

1

47

Восстание декабристов.

1

48

Реформы Николая I.

1

49

Войны России на Кавказе.

1

50

Отношения России с другими странами при
Николае I.

1

51

Крымская война. Оборона Севастополя.

1

52

Повторительно – обобщающий урок по теме:
«Российская империя в первой половине XIX
века».

1

и

в

Россию.

Наполеон. Окончание

23

1

1

4-я четверть 17 часов
Глава 4. Россия в конце XIX (19) – начале
XX (20 века).

14

53

Царь-освободитель Александр II (1855-1881).
Отмена крепостного права.

1

54

Военные реформы Александра II.

1

55

Международные отношения при Александре II.
Россия и Средняя Азия.

1

56

Русско-турецкая война 1877 – 1878 годов.

1

57

Революционные организации в России в конце
XIX века.

1

58

Царь Александр III Миротворец. Укрепление
самодержавия Александром
III.

1

59

Российское государство в период правления
Александра III.

1

60

Отношение России с европейскими странами,
конец правления Александра
III.

1

61

Последний Российский император – Николай II.

1

62

Россия в начале царствования Николая
II.

1

63

Обострение международных отношений. Война
с Японией.

1

64

Революционные выступления 1905-1907 годов.

1

65

Россия перед
Первой мировой войной.
Участие России в Первой мировой войне.

1

66

Февральская революция 1917 года. Отречение
Николая II.

1

67

Контрольный срез за 2 полугодие.

1
1

24

68

Повторение за год.

1

1

69

Промежуточная аттестация. Тестирование.

1

1

9 класс

Кол-во
часов
по
разделу

№ п/п
Тема

Колво
часов
по
теме

1-я четверть 16 часов
Глава
1.
Российская
Гражданская война.

революция

и

1

Великая
российская
Падение монархии.

2

Основные политические партии в 1917 году.

1

3

Великая

1

4

Программа большевиков.

1

5

Неудачи Временного правительства. Поход на
Петроград Лавра Георгиевича Корнилова.

1

6

Захват власти большевиками. Второй съезд
Советов.

1

7

Установление советской власти.
роспуск Учредительного собрания.

1

8

Конституция РСФСР.

1

9

Брестский мир.

1

10

Экономическая политика большевиков.

1

11

Гражданская война 1918 - 1920 годов. Белая
Армия.
Рабоче-крестьянская
Красная Армия.

1

12

Политика «военного коммунизма».

1

российская

революция: февраль.

16

революция: октябрь.

25

Созыв

и

1

Дата

13

Ход Гражданской войны.

1

14

Окончание Гражданской войны. Эмиграция.
Итоги Гражданской войны.

1

15

Образование и культура в период Гражданской
войны.

1

16

Повторительно – обобщающий урок по теме:
«Российская революция и

1

Гражданская война».

2-я четверть 16 часов

17

18

Глава 2. Советское государство в 1920 – 1930
годы.
Советская Россия в первой половине
1920-х годов. Восстание в Кронштадте.
Отношения

РСФСР

со

странами

15
1

1

Европы.
19

Новая
экономическая
политика
Финансовая реформа 1922 - 1924 годов.

(нэп).

1

20

Промышленное производство в период нэпа.
План электрификации РСФСР.
Итоги нэпа.

1

21

Образование
Союза
Советских
Социалистических Республик (СССР).
Объединение советских республик.
Национально-государственное устройство
СССР в
1920-е
годы.
Смерть В. И. Ленина.
Индустриализация в СССР. Первая пятилетка
(1928 - 1932год): ускоренное развитие
промышленности.

1

24

Переход
к
коллективизации. Итоги
коллективизации.

1

25

Вторая пятилетка (1933 – 1937 год).

1

26

Конституция 1936 года.

1

22

23

26

1

1

.

27

Советское общество в 1930-е годы.

1

28

Образование и культура в 1930-е годы.

1

29

Ситуация в мире в 1930-е годы. Положение на
Дальнем Востоке.

1

30

Внешняя политика СССР накануне Второй
мировой войны.

1

31

Повторительно – обобщающий урок по теме:
«Советское государство в 1920 – 1930 годы».

1

32

1

1

Контрольный срез за 1 полугодие

3- я четверть 20 часов
Глава

3.
СССР
в
Великой Отечественной войне.

20

33

Действия СССР в начале Второй мировой
войны. Политика Запада.

1

34

Реорганизация Красной Армии, укрепление
обороноспособности СССР.

1

35

Начало Великой Отечественной войны. Первые
дни войны. Реакция Запада на начало войны.

1

36

Оборона Москвы.
Москвой.

1

37

Блокада Ленинграда.

1

38

Всё для фронта, всё для победы.

1

39

Наука и образование. Мастера культуры –
фронту.

1

40

Героизм
тружеников тыла села
Зиянчурино.

1

41

Партизанская
движение.

1

42

Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 1943 год). Оборона Севастополя.

1

43

Сталинградская битва.

1

Разгром

война и

фашистов

под

подпольное

27

44

Битва на Курской дуге.

45

Наши
земляки
–
Отечественной войны.

46

Битва за Днепр. Битва на Северном Кавказе.

1

47

Тегеранская конференция.

1

48

Освобождение территории СССР от немецких
оккупантов.

1

49

Открытие второго фронта в Европе. Ялтинская
конференция.

1

50

Взятие
Берлина.
Потсдаме.
Война СССР с Японией.

1

51
52

1
участники

Великой

Конференция

1

в

1

Повторительно – обобщающий урок по теме: «
СССР в Великой Отечественной войне».

1

4-я четверть 17 часов
Глава 4. Послевоенное развитие СССР.
Российская Федерация в конце XX (20) –
начале XXI (21) века.

14

53

СССР после войны. Обстановка в мире после
войны.

1

54

Наука 1945 – начала 1950-х годов. Культурная
жизнь общества 1945 – начала 1950-х годов.

1

55

Пора «оттепели» (середина 1950-х – первая
половина 1960-х годов). Курс на строительство
коммунизма.

1

56

«Оттепель»
в
советском
искусстве.
Образование в 1950-е – начале 1960-х годов.

1

57

Покорение космоса.

1

58

Советский Союз в середине 1960-х – 1980-е
годы: от стабильности к кризису.

1

59

Образование и спорт. Советское искусство 1970
– 1980-х годов.

1

28

60

Россия в 1990-е годы. Начало перестройки.
Период гласности и свободы мнений.

1

61

Распад СССР. Россия после распада СССР.

1

62

Экономические реформы 1990-х годов.
Чеченский кризис: борьба за целостность
государства. Отставка президента Б.Н.Ельцина

1

63

Первые реформы В. В. Путина. Экономическое
и социальное развитие в 2000 – 2008 годах.

1

64

Развитие образования, науки, культуры, спорта.
Новый этап реформ.

1

65

Отношения России с другими странами в XXI
(21) веке. Духовное возрождение современной
России.

1

66

Повторительно – обобщающий урок по теме:
«Послевоенное развитие СССР. Российская
Федерация в конце XX (20) – начале XXI (21)
века».

1

67

Контрольный срез за 2 полугодие.

1

1

68

Повторение за год.

1

1

69

Промежуточная аттестация. Тестирование.

1

1

29

7. Контрольно-измерительные материалы по предмету «История России»
7 класс 1 полугодие
Фамилия, имя __________________________
1. История –это наука о……
А) прошлом
Б) настоящем
В) будущем
2. Соотнесите занятия славян (соедините стрелками)
Рыболовство
Собирали травы, ягоды, грибы
Бортничество
Обрабатывали землю, выращивали урожай
Охота
Разводили домашних животных
Скотоводство
Ловили рыбу
Земледелие
Добывали диких зверей
Собирательство

Собирали мёд диких пчёл

3. Восстановите последовательность княжения первых русских князей (расставьте цифры)
Ольга
Рюрик
Игорь
Олег
Святослав
4. В каком году на Руси было принято христианство?
900
988
985
5. Соотнесите имена людей с их деятельностью (соедините стрелками)
Владимир Мономах
Создал первый русский сборник законов Ярослав
Мудрый
Помирил князей, установил мир на Руси
6. Какое правило вам больше всего запомнилось из «Поучения Владимира Мономаха»?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
30

_____________________________________________________________ Контрольноизмерительные материалы по предмету «История России»
8 класс 1 полугодие
Фамилия, имя

______________________________

1.Кто был первым русским царём?
Иван 3
Василий 3
Иван 4 Грозный
2. Кто совершил путешествие в Индию и написал книгу «Хождение за три моря»?
Ермак Тимофеевич
Афанасий Никитин
Борис Годунов
3.Кем был Андрей Рублёв?
Путешественник
Иконописец
Писатель
4.Кем был Иван Фёдоров?
Первопечатник
Художник
Купец
5.Кем был Пётр 1?
Князь
Царь
Император
6.В каком году началось строительство Санкт-Петербурга?
1701
1702
1703
7.Годы Северной войны
1700-1721
31

1701-1702
1709-1729
8.Кем не был М. В. Ломоносов?
Химик
Художник
Музыкант

Контрольно-измерительные материалы по предмету «История России»
9 класс 1 полугодие
Фамилия, имя

_____________________________

1. Годы русско-японской войны
1903-1904
1904-1905
1905-1907
2. Соотнесите имена людей с их деятельностью (соедините стрелками)
Шаляпин
Живописец Горький
Певец
Серов
Писатель
3. Назовите имя царя, правившего страной в начале 20 века
Александр 1
Николай 1
Николай 2
4. Назовите лидера большевистской партии
Чернов
Мартов
Ленин
5. Какое событие описано? Когда оно было?
_______________________________________________________________________
«Было воскресенье. Празднично одетые рабочие с семьями, с малыми детьми, с иконами в
руках направились из разных районов с рабочих окраин к Зимнему дворцу. Где жил царь.
Они шли к царю с надеждой, что он выслушает их нужды, заступится. Путь им
преградили отряды солдат, которым была дана команда «стрелять!» Убивали
безоружных».
32

6. Когда началась первая мировая война?
1910
1912
1914
7. Как расшифровывается слово НЭП? ________________________________________
8. Выберите слова, Соответствующие определениям (соедините стрелками)
Кулак
Крепкий хозяин

Коллективное хозяйство Колхоз

9. Кто руководил нашей страной после смерти В. И. Ленина? ____________________
10. Как расшифровывается СССР? ____________________________________________

33

КонтрольноПромежуточная аттестация.
измерительные материалы по курсу «История России»
7 класс
Фамилия, имя________________________________
1. Соедините стрелками части пословиц о семье
Семья вместе
Лад и согласье
Не нужен клад

если в семье лад
душа на месте
первое счастье

2. Решите ребус Р 1 а …………………
100 лица ………………
3. Вставьте пропущенные буквы в названия славянских племён.
Д.е.о.и.и
П.л.н еД
.е.л.неС
.в.р.н.
4. Расшифруйте анаграммы, обозначающие степные племена
ВЦЫЛОПО__________________
ЕПЕЧЕНИГ__________________
ХЫЗААР ____________________
5. Существует сказание. Старый отец, умирая, призвал к себе сыновей и велел сломать
веник. Сколько ни пытались сильные, здоровые парни переломить связанные прутья, им
это не удавалось сделать. И тогда отец предложил им развязать веник и каждый прутик
сломать отдельно. Легко справились с этой задачей сыновья. К какому историческому
периоду можно отнести эту притчу?
______________________________________________
6. Когда произошло крещение Руси?
1013
988
900
7. Соотнесите понятие с определением
Государство монголо-татар
Сарай
Столица Золотой Орды
Батый
Имя хана
Золотая Орда
8. Кто из исторических деятелей, изучаемых в 7 классе, вам особенно понравился?
____________________________________________________________________
Составьте кроссворд по курсу «История России» 7 класс с ключевым словом
П
О
В
Т
О

34

КонтрольноР
Е
Н
И
Е

Промежуточная аттестация.
измерительные материалы по курсу «История России»
8 класс
Фамилия, имя__________________________
Кто это? Биографическая задача.
Он хорошо разбирался в разных ремёслах, был и столяром, и маляром, и резчиком, и
переплётчиком. Десять лет он работал над устройством первой типографии. Сам строил
станок, сам отливал формы для букв, сам набирал текст.
Андрей Рублёв
Иван Фёдоров
Афанасий Никитин
2.
Год основания Санкт-Петербурга 1703, 1709, 1815
1.

3.

Кому посвятил А. С. Пушкин отрывок из поэмы «Медный всадник»?
То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник

Он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник
Ломоносов
Пётр 1
Лефорт
4.
Когда началась война России с Францией? 1820, 1812, 1818
5.
6.

Вставьте пропущенное слово (фамилию). «Пришёл _____________, бить
французов».
Как называют войну 1812 года?
Гражданская
Отечественная

Мировая
7.
Великие люди 18 века. Соотнесите имена людей с их занятиями.
Екатерина 2
Великий император
Емельян Пугачёв
Предводитель крестьян
Пётр 1
Великая императрица Ломоносов
Генералиссимус
Суворов
Первый русский академик
8.
Назовите дату восстания декабристов
20 января 1825 года
14 декабря 1825 года
27 декабря 1827 года
9.
Кто из исторических деятелей, изучаемых в 8 классе, вам особенно
понравился?
35

Контрольно____________________________________________________________________
10.
Составьте кроссворд по курсу «История России» 8 класс с ключевым
словом
П
О
В
Т
О
Р
Е
Н
И
Е
Промежуточная аттестация.
измерительные материалы по курсу «История России»
9 класс
Фамилия, имя__________________________
1. Годы первой русской революции
1900-1903
1905-1907
1907-1910
2. Помогите расшифровать текст. «Было воскресенье. Празднично одетые рабочие с
семьями, с маленькими детьми, с иконами в руках направились к Зимнему дворцу. Где
жил царь. Они шли к царю с надеждой, что он выслушает их нужды, заступится. Путь им
преградили отряды солдат, которым была дана команда «стрелять». Убивали
безоружных».
Какое событие описано?_______________________________________________
Когда оно было? ______________________________________
3. Великая октябрьская социалистическая революция произошла
1917
1918
1819
4. Гражданская война это война
За защиту своего Отечества от внешних врагов
Внутри страны между гражданами
5. Кто в советском государстве сосредоточил всю власть в своих руках
Киров
Сталин
Троцкий
6. Годы Великой Отечественной войны
1940-1946
1941-1945
1942-1945
36

Контрольно7. Установите, в какой последовательности эти деятели руководили нашей страной
(поставьте цифры)
Горбачёв
Сталин
Хрущёв
Брежнев
8. Кто из исторических деятелей, изучаемых в 9 классе, вам особенно
понравился?___________
9.Составьте кроссворд по курсу «История России» 9 класс с ключевым словом
П
О
В
Т
О
Р
Е
Н
И
Е

37

8. Информационно-методическое обеспечение
№
п/п
1.

Тип пособия

Автор

Учебнометодическое
пособие
Пузанов Б. П.,
Бородина О.,
Сековец Л. С.,
Редькина Н. М.

Наименование

Издательство, год

«Уроки истории» в
специально
(коррекционной)
общеобразовательной
школе 8 вида (7, 8, 9
классы)

Гуманитарный
издательский
центр
ВЛАДОС,
Москва, 2004 г.

2.

Путеводитель

Журавлёв Г. С.

«Оренбургский
областной
краеведческий музей»

Челябинск, 1972 г.

3.

Монография

Дорофеев В. В.

«Над Уралом-рекой»

Оренбург, 1988 г.

4.

Энциклопедия

Стрельников С. «Кувандыкская
М.
энциклопедия»

Кувандык, 2006 г.

5.

Брошюра

Колосков В. В.

Зиянчурино, 2007 г.

6.

Презентации по
истории России 7
класс

«Легенды родного края»
«Что
мы знаем
о
народах
России»,
«Древние
славяне»,
«Верования восточных
славян»,

«Крещение

Руси»,

«Монголо-

татарское

иго»,

Господин

Великий

38

Новгород»,
«Московский
князь
Иван Калита», «Ледовое
побоище», «Русь при
Дмитрии
Донском»,
«Куликовская битва»,
Культура
10-11 век»,
«Летописи
и
летописцы», «Ярослав
Мудрый», «Иван 3».
7.

Презентации по
истории России 8
класс

«Война
1812
года»,
«Крымская война 1853
года», «Наука и
географические
открытия
первой
половины
19
века»,
«Суворов», «Восстание
декабристов», «Детские
годы Ломоносова»,
«Русские изобретатели и
умельцы», «Культура
14-16
веков»,
«Первопечатник
Иван
Фёдоров»,
«Смутное
время», «Золотой век»,
«Пётр 1», «Пушкин»,
«Афанасий
Никитин»,
«Андрей
Рублёв»,
«Раскол
в
русской
православной церкви».

39

8.

Презентации по
истории России 9
класс

«Николай 2 – последний
царь», «Революция 1905
года»,
«Февральская
революция»,
«Великая
Отечественная
война»,
«Хрущёвская оттепель»,
«Политика Брежнева»,
«Реформы
М.
С.
Горбачёва»,
«Образование
СССР»,
«Афганская
война»,
«Космонавтика», «Битва
на Курской дуге»,
«Хатынь», «Возрождение
советской страны после
войны», «Наука в 50-60
годы», «Путин».

Электронные ресурсы:

адрес

Название
1. Портал по инклюзивному и специальному
образованию
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья г. Москва

http://еdu-open.ru/

2. Электронная библиотека студента

http://www.twirpx.com/

3. Открытый портал образования

http://window.edu.ru/

40

4. Равные возможности образования

http://www.znaem-mozhem.ru/

5. Сайт электронная версия журнала
«История.Приложение к газете 1 сентября».

his.1september.ru

6. Электронная библиотека

biblioteka.ru.

7. Сайт «История и обществознание»: электронные hi-electres.ru.
образовательные ресурсы.
8.

Сайт учителя истории и обществознания http://dzuma74wix.com/Kliomania
Марахтановой Натальи Геннадьевны.

9. Сайт « Детские электронные презентации и
клипы»

viki.rdf.ru

10. Школьный портал

рroskolu.ru

11. Проект «Инфоурок»

http://infourok.ru

12. Интернет – проект «Мультиурок»

http://multiurok.ru

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».