Мир истории 6 класс

Аннотация к рабочей программе по предмету «Мир истории» 6 класс
Рабочая программа по предмету «Мир истории» 6 класс составлена на основе примерной программы
«История» И.М. Бгажноковой, Л.В. Смирновой 6 - 9 классы (Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией кандидата
психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. «Просвещение», 2013 г.). В основу разработки
пропедевтического курса «Мир истории» положено научное исследование Л. В. Смирновой, которая
выявила, что представления об окружающем мире и сведения исторического содержания (до начала
обучения) у учащихся 5—6 классов носят разобщенный, фрагментарный характер. Дети смешивают
понятия столица, главный город области, не представляют состав числа во временных границах века,
не умеют объяснить, кто такие предки, потомки, что такое настоящее, прошлое и многие другие
понятия. Изучение данного предмета с использованием учебника «Мир истории» И.М. Бгажноковой,
выпускаемых издательством «Просвещение», 2011г., направлено на обобщение имеющихся у
умственно отсталых учащихся разрозненных сведений для формирования новых понятий,
необходимых для дальнейшего изучения истории как общественной дисциплины в 7— 9 классах.
Рабочая программа по предмету «Мир истории» рассчитана в 6 классе на 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа определяет основное содержание обучения по предмету, требования к подготовке
учащихся, перечень учебнометодических материалов, средств обучения, включает календарнотематическое планирование. Большое внимание уделяется практическим занятиям для работы над
навыками и умениями работы с контурными картами, планом местности, историческими
источниками.

1

Приложение к ООП

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МИР ИСТОРИИ
для учащихся 6 классов VIII вида

Составитель рабочей программы:
Белокурова Наталья Михайловна,
учитель истории и обществознания,
высшая квалификационная категор

2

1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
примерной адаптированной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной
отсталостью; авторской программы О.И.Бородина, В.М. Мозговой «История» сборника Программ
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов № 1. Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 год, авторской программы И.М.
Бгажноковой, Л.В.Смирновой «История» сборника Программ специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов,- Москва, «Просвещение», 2013год.
Пропедевтический курс «Мир истории» предназначен для обучающихся 6 класса, изучающих
историю первый год.
В основу разработки пропедевтического курса «Мир истории» (пропедевтика) положено
научное исследование Л.В. Смирновой, которая выявила, что представления об окружающем мире и
сведения исторического содержания (до начала обучения) у учащихся 6 класса носят разобщенный,
фрагментарный характер. Дети не могут точно назвать страну, край, область, в которой живут,
смешивают понятия столица, главный город края, области, не представляют состав числа во
временных границах века, не умеют объяснить, кто такие предки, потомки, что такое кочевой или
оседлый образ жизни, настоящее, прошлое и многие другие понятия.
Цель программы: подготовить обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в VII –
XI классах.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
― формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда
человека на различных исторических этапах его развития;
― формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и
«историческом пространстве»;
― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;
 формирование умений работать с «лентой времени»;
 формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать
простейшие выводы и обобщения;
 воспитание интереса к изучению истории.
2. Общая характеристика учебного предмета
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в
который заложено изучение исторического материала, овладение ЗУНами, коррекционное
воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств
гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и
правовая адаптация в обществе.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными
возможностями здоровья; направлена на всестороннее развитие личности воспитанников,
способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное
воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности в
обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и
доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип
наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и
т.д.
При проведении уроков используются методы:
 Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, ;
 Наглядные - наблюдение, демонстрация, ;
3

 Практические – упражнения, работа с исторической картой, картиной, схемами.
 Проблемный;
 Частично-поисковый;
 Исследовательский;
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Типы уроков:
 Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
 Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
 Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок);
 Комбинированный урок.
При проведении урока применяются ТСО: фрагменты кино, мультфильмов, мультимедиа,
музыкальные фрагменты.
Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, самостоятельные работы.

4

Знания и умения учащихся оцениваются за учебную четверть и за год. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний
учащихся. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного
опроса, тестовых и самостоятельных работ.
На изучение регионального компонента отводится не менее 10% учебного времени.
С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся применяются элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного:
физкультминутки, динамическая смена поз, упражнения по коррекции и охране здоровья.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир истории» относится к образовательной области «История России» и рассчитан на 1 год обучения.
Программа предусматривает следующее количество часов в год:
6 класс – 2 часа – 34 учебных недели – всего 68 часов.



















4.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Минимальный уровень:
понимание доступных исторических фактов;
использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов;
использование помощи учителя при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок;
усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);
адекватное реагирование на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы;
использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях;
5








участие в беседах по основным темам программы;
высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам;
понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя;
владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
владение элементами оценки и самооценки;
проявление интереса к изучению истории.

Класс Обучающиеся должны уметь:
6 класс
 объяснять какие родственники называются
близкими, а какие дальними;
 называть свой адрес (округ, область, район,
поселок);
 ориентироваться в понятиях сегодня, завтра, вчера;
ориентироваться в частях века: начало, середина, конец;
 по иллюстрациям описывать внешний вид
человека умелого, человека прямоходящего, древнейшего
человека;
 описывать основные занятия древних людей;
 объяснять причины зарождения религиозных
верований.
Базовые учебные действия:

Обучающиеся должны знать:
 что такое даты жизни;
 основные занятия жителей округа;
 название страны, в которой живем;
 государственные символы своей страны (флаг, герб, гимн);
 название планеты, на которой живем;
 какое время называется прошлым, настоящим, будущим;
 какое время называется историческим;
 чем питался древний человек.

Регулятивные УД:








Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место.
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя.
Познавательные УД:
6

 Планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
 Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
 Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
сеть Интернет).
 Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя.
 Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
 Использовать знаково-символические средства с помощью учителя.









Коммуникативные УД:
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс).
Обращаться за помощью и принимать помощь.
Слушать и понимать речь других; инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях, учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Оформлять свои мысли в устной речи.
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения
и следовать им.
5. Содержание учебного предмета

Наименование
разделов и тем
учебного
предмета

Количество
часов на
изучение
раздела

Введение
Представление

7 часов

Содержание тем учебного предмета

Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и
7

Практическая
часть

Реализация РК

РК.

Составление

о
себе
и
окружающем
мире

Представления 4 часа
о времени в
истории

Начальные
представления

5 часов

значение имен. Отчество в имени человека. Происхождение
фамилий. Семья: близкие и дальние родственники. Поколения,
предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о
биографии. Твоя биография.
Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома
(регион, город, поселок, село), кто и когда его построил. Твои
соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.
История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица
твоего дома, твоей школы.
Местность, где мы живем (город, село). Происхождение
названия местности. Край (область, республика), в котором мы
живем; главный город края, национальный состав, основные
занятия жителей края, города.
Россия ― страна, в которой мы живем: ее столица, население,
национальный состав. Республики в составе Российской
Федерации. Государственные символы РФ.
Руководитель
страны (президент РФ).
Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на
которой мы живем.
Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем.
Понятия: вчера, сегодня, завтра. Меры времени. Измерение
времени. Календарь (происхождение, виды).
Представление об историческом времени: век, (столетие),
тысячелетие, историческая эпоха (общее представление).
«Лента времени». Краткие исторические сведения о названии
месяцев (римский календарь, русский земледельческий
календарь). Части века: начало века, середина века, конец века,
граница двух веков (конец одного века и начало другого);
текущий век, тысячелетие. Основные события ХХ века (обзорно,
с примерами). Новое тысячелетие (XXI век).
История
наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в
прошлом). Значение исторических знаний для людей.
8

собственной
родословной
и
автобиографии
РК. Рисунок «Мой
дом».
Составление
рассказа «Мои соседи»
РК.
Рисунок «Моя
улица»
РК.
Составление
рассказа « Мой край»

2самостоятельн
ые

РК.
Распределение
основных событий из
жизни
на
«ленте
времени»

1- тест

РК.
Музеи
Магнитогорска

города

об истории

11 часов
История
Древнего мира

Историческая память России.
Науки, помогающие добывать исторические сведения:
археология, этнография, геральдика, нумизматика и др.
(элементарные представления на конкретных примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта;
памятники зодчества, строительства и архитектуры; живопись и
т.д.), устные (фольклор), письменные (летописи, старинные
книги, надписи и рисунки и т.д.). Архивы и музеи (виды музеев).
Библиотеки.
Историческое пространство. Историческая карта.
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные).
Отличие человека от животного.
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда
обитания, отличие от современных людей.
Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия
труда. Каменный века.
Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи.
Совершенствование орудий труда и занятий. Защита от
опасностей. Образ жизни и виды деятельности. Причины
зарождения религиозных верований. Язычество.
Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа
жизни древних людей из-за климатических условий: борьба за
выживание. Способы охоты на диких животных. Приручение
диких животных. Пища и одежда древнего человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру.
Влияние различных климатических условий на изменения во
внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства.
Появление новых орудий труда. Начало бронзового века.
Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей: семья,
община, род, племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства,
выделение знати.
Зарождение обмена, появление денег. Первые города Создание
человеком искусственной среды обитания. Возникновение
9

1- тест

РК. История появления
города Магнитогорска

древнейших цивилизаций.
История вещей и дел человека (от древности до наших дней)
История
5 часов
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним
освоения
человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком,
человеком огня,
культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита
энергии
от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды,
орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого
изобретения в истории войн.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая,
атомная (общие представления). Изобретение электричества как
новый этап в жизни людей. Современные способы получения
большого количества энергии. Экологические последствия при
получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых
(угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических ресурсов Земли
для жизни человечества.
История
4 часа
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана
использования
водных угодий.
человеком воды
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер,
морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде.
Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель
(общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его
возникновения. Роль поливного земледелия, в истории
человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное
колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче
полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных
ресурсов.
История
3часа
Понятие о жилище. История появления жилища человека.
жилища
Первые жилища: пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборночеловека
разборные жилища. Материалы, используемые для стро10

РК. Использование
огня на ММК.
РК.
Способы
получения энергии на
ММК и для населения.

РК Использование воды
на ММК.

РК.
Строительство
первых
жилищ
на
Южном Урале.

История
появления
мебели

3часа

История
питания
человека

5часов

История
появления
посуды

5 часов

ительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы,
юрты и др.). История совершенствования жилища. Влияние
климата и национальных традиций на строительство жилья и
других зданий. Архитектурные памятники в строительстве, их
значение для изучения истории.
Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и
национальных традиций на изготовление мебели. Изготовление
мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей,
связанные с изготовлением мебели.
Питание как главное условие жизни любого живого организма.
Уточнение представлений о пище человека в разные периоды
развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его
выживание. Способы добывания: собирательство, бортничество,
рыболовство, охота, земледелие, скотоводство. Приручение
человеком животных. Значение домашних животных в жизни
человека.
История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения и накопления продуктов питания.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у
разных народов. Употребление пищи как необходимое условие
сохранения здоровья и жизни человека.
Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. 1-тест.
История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное
ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для
развития производства глиняной посуды. Народные традиции в
изготовлении глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования
деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной по суды
для хранения продуктов, народные традиции ее изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как
искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
11

РК.
Магнитогорская
мебельная фабрика.

РК.
Земледелие
и
скотоводство Южного
Урала.
РК.
Магнитогорские
хлебозаводы и пекарни.
РК. Птицефабрики и
свинокомплексы
Южного Урала.
РК. Блюда народов
Южного Урала.

РК.
Южноуральский
фарфоровый завод.

История
появления
одежды
обуви

История
человеческого
общества

5 часов
и

11 часов

Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях.
Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в
мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от
неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего
человека. Способы изготовления, материалы, инструменты.
Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и
скотоводства,
совершенствование
инструментов
для
изготовления одежды. Влияние природных и климатических
условий на изготовление одежды. Народные традиции
изготовления одежды. Изготовление одежды как искусство.
Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов.
Образцы народной одежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на
возникновение разных видов обуви. Обувь в разные
исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение
человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение
представлений о мире.
Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам. Значение религии для духовной жизни
человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.
Направления в науке: астрономия, математика, география и др.
Изменение среды и общества в ходе развития науки.
Значение устного творчества для истории: сказания, легенды,
песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма.
Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое
письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги и
книгопечатания.
Культура и человек как носитель культуры. Искусство как
особая сфера человеческой деятельности.
12

РК. Одежда и обувь
народов
Южного
Урала.
РК Обувная фабрика
«Фома»

1- тест

РК. Церкви и храмы
Магнитогорска.
РК. Культурные центры
города Магнитогорска.

Виды и направления искусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право,
суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура,
демократическая
республика.
Политика
государства,
гражданские свободы, государственные законы.
Экономика как показатель развития общества и государства.
История денег, торговли. Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки
войн.

6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями.
Оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение
уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются:
 соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной
общеобразовательной программы;
 динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.
Устный ответ:
Оценка «5»
- обнаруживает понимание
материала;
-самостоятельно
формулирует ответы;
-допускает единичные
ошибки и сам исправляет

Оценка «4»
-обнаруживает понимание
материала;
-самостоятельно формулирует
ответы;
-допускает ошибки в
подтверждении ответов примерами
и исправляет их с помощью учителя
(1-2 ошибки);
-допускает ошибки в речи (1-2
ошибки);

Оценка «3»
-обнаруживает знание и понимание
основных положений темы;
-излагает материал недостаточно
полно и последовательно;
-допускает ряд ошибок в речи;
-затрудняется самостоятельно
подтвердить пример;
-нуждается в постоянной помощи
учителя;

13

Оценка «2»
-обнаруживает незнание
большей или наиболее
существенной части изученного
материала;
-допускает ошибки в
формулировке ответа, искажает
его смысл;
-делает грубые ошибки;
-не использует помощь учителя;

Письменная работа:
При оценке комбинированных работ
Оценка «5»
Оценка «4»
Если вся работа выполнена
Если в работе имеются 2-3
без ошибок;
негрубые ошибки;

Оценка «3»
Правильно выполнена
большая часть заданий;

Оценка «2»
Выполнено менее
половины других
заданий;

Оценка «1»
Если ученик не
приступал к заданию, не
выполнил правильно ни
одного задания;



Время выполнения контрольных работ в 5-10 классах 35-40 минут. За указанное время учащиеся должны не только выполнить
работу, но и успеть её проверить.
 Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение – написание тех слов и словосочетаний,
которые широко используются на уроках истории.
7 . Календарно тематический план.
6 класс
№

Название темы урока

К/ч Дата

Основные
понятия

1 четверть- 16 часов
Введение.
Представление о себе и окружающем мире - 7
часов
Планируемые результаты: знать
элементарные представления о своей
«большой» и «малой» Родине, ее людях, о
ближайшем окружении и о себе.
1
Твое имя, отчество, фамилия. 1ч
История возникновения и
значение.
2
Семья: близкие, и дальние 1ч
родственники. Понятие о
биографии. РК.

имя
фамилия
отчество
поколения,
предки,
потомки

Основные виды
деятельности обучающихся

Коррекционная работа

Работа с дополнительными Развивать
источниками
способности

познавательные

Работа
в
тетради Коррекция
мыслительной
(составление родословной, деятельность
через
умение
автобиографии), работа в устанавливать родственные связи
14

родословна
я
биография
регион,
поселок,
город,
соседи

альбоме (рисование рисунка
«Моя семья»)

Коррекция
мыслительной
деятельности, монологической
речи. Коррекция личностных
качеств.
Составление
описания Коррекция монологической речи
своего края по плану.
Работа в тетради, картой, Коррекция
мыслительной
работа с символами, цветами деятельности
и
личностных
карты
качеств

3

Дом, в котором ты живешь. 1ч
Твои соседи. РК.

4

История улицы. Название 1ч
улиц, их происхождение. РК.

улица

5

Местность, где мы живем. РК

город, край

6

Россия – страна, в которой мы 1ч
живем.

1ч

Другие
страны
мира. 1ч
Планета, на которой мы
живем.
Представления о времени в истории- 4 часа
8
Представление о времени как 1ч
о прошлом, настоящем и
будущем.
Самостоятельная работа.
9
Календарь. Происхождение и 1ч
виды.
7

10

Представление
об 1ч
историческом
времени.
«Лента времени». РК.

Работа
в
тетради
(составление рассказа «Мой
дом»), работа в альбоме
(рисование рисунка «Мой
дом»)
Работа
в
тетради
(изображение улиц «Моя
улица»)

столица,
население,
республика
, символы,
президент
страны
Работа в тетради
мира
планета

Коррекция монологической речи
через составление рассказа и
пространственной
ориентации
через рисунок

Коррекция
мыслительной
деятельности через оформление
выводов.

вчера,
сегодня,
завтра

Составление
схем Коррекция
временных
сменяемости времен года.
представлений.
Формирование
умения работать самостоятельно.

календарь
- римский,
земледельч
еский
Век,
тысячелети
е,

Составление календаря.

Коррекция
временных
представлений.
Формирование
умения работать самостоятельно.

Распределение исторических Коррекция
временных
событий
на
«ленте представлений.
Формирование
времени».
умения работать самостоятельно.
15

Самостоятельная работа.
11

Части
века.
Основные 1ч
события XX века. Новое
тысячелетие (XXI век).

Начальные представления об истории-5часов
12 История – наука о прошлом. 1ч
Значение
исторических
знаний.
13 Науки, помогающие добывать 1ч
исторические сведения.

14

Источники
знаний. РК.

исторических 1ч

15

Историческое пространство.

16

Повторительно - обобщающий 1ч
урок по теме «История наука о

1ч

историческ
ая эпоха
начало,
Определять части века.
середина,
конец века,
новое
тысячелети
е
история,
историческ
ие события
археология,
этнография
,
геральдика,
нумизмати
ка
веществен
ные устные
письменны
е
памятники,
архив,
музей,
библиотека
карта,
историческ
ое
пространст
во
Изученный
словарь

Работа в тетради, игра
«Путешествие
в
страну
Историю»
Работа
в
тетради,
составление схемы «Науки
помогающие истории»

Коррекция
представлений.

временных

Коррекция
мыслительной
деятельности через оформление
выводов.
Коррекция
мыслительной
деятельности через оформление
выводов.

Работа
в
тетради Коррекция
мыслительной
(составление
таблицы деятельности
через
анализ,
«Исторические
па- сравнение, оформление выводов.
мятники»), ознакомление с
историческими памятниками
(иллюстрациями),
Работа в тетради, сравнение Коррекция
пространственной
географической карты и ориентации через работу с
исторической
картой.
Коррекция
мыслительной
деятельности
через
анализ,
сравнение,
оформление выводов.
Работа в тетради, карточками Развитие умения применять,
заданиями,
тестовыми полученные
знания
в
16

прошлом». Тест.

заданиями,
времени»

с

«Лентой практической деятельности через
самостоятельное
выполнение
заданий.

2 четверть
История Древнего мира- 11 часов
Планируемые результаты: знать историю: появления человека на Земле, изменения его образа жизни из – за климатических условий,
развития земледелия, скотоводства, совершенствования орудий труда, появления денег, возникновения древнейшей цивилизации
17 Появление человека на Земле. 1ч
эволюция
Работа в группах: чтение Коррекция
мыслительных
Их внешний вид, среда
статей, выделение главного, операций
через
сравнение,
обитания.
сравнение.
анализ, оформление выводов.
18 Каменный век. Образ жизни 1ч
каменный
Составление рассказа по Коррекция монологической речи
людей, занятия, орудия труда.
век
иллюстрациям
«Жизнь через составление рассуждения.
стадный
людей в каменном веке»
образ
жизни
19 Причины зарождения речи и 1ч
речь
Составление схемы
Коррекция
мыслительной
его последствия.
деятельности
через
установление
причинноследственных
связей,
оформление выводов.
20 Причины
зарождения 1ч
религиозн
Чтение статьи, выделение Коррекция
мыслительной
религиозных
верований.
ые
главного.
Составление деятельности
через
Язычество.
верования
рассказа «Верования древних установление
причинноязычество
людей»
следственных
связей,
оформление выводов.
21 Смена образа жизни древних 1ч
ледниковы Составление рассказа по Коррекция
мыслительной
людей с началом наступления
й период
плану «Начало ледникового деятельности
через
ледников.
периода»
установление
причинноследственных связей.
22 Конец ледникового периода. 1ч
скотоводст Составление рассказа по Коррекция
мыслительной
Развитие
скотоводства,
во
плану «Конец ледникового деятельности
через
земледелия.
земледелие периода»
установление
причинноследственных связей.
23 Начало
бронзового
века. 1ч
бронзовый Составление
схемы Коррекция
мыслительной
17

Коллективы древних людей.

24

25

Возникновение
1ч
имущественного
и
социального
неравенства,
выделение знати.
Зарождение
обмена, 1ч
появление денег.

век
семья,
община,
род, племя
неравенств
о
Знать
бедняк
обмен
деньги

26

Первые
города. 1ч
Возникновение древнейшей
цивилизации. РК.

цивилизац
ия

27

Повторительно - обобщающий 1ч
урок по теме «История
Древнего мира». Тест.

Изученный
словарь

«Коллективы
людей»

древних деятельности через сравнение,
оценочную
характеристику,
оформление выводов.

Составление сравнительных Коррекция
мыслительной
характеристик.
деятельности
через
установление
причинноследственных связей.
Работа со статьей
Коррекция
пространственной
ориентации через работу с
текстом и рабочей тетрадью.
Работа с иллюстрациями
Коррекция
мыслительной
деятельности
через
установление
причинноследственных связей.
Работа в тетради, карточками Развитие умения применять,
заданиями,
тестовыми полученные
знания
в
заданиями
практической деятельности через
самостоятельное
выполнение
заданий.

История вещей и дел человека (от древности до наших дней)
Планируемые результаты: знать историю освоения огня, использования воды в земледелии, для получения энергии, виды жилищ
древнего человека, основные архитектурные памятники, назначение и виды мебели, способы добычи пищи и способы ее хранения, виды и
назначение посуды, виды одежды и обуви древнего человека, профессии людей.
История освоения человеком огня, энергии – 5 часов
28 Источники огня в природе. 1ч
очаг
Составление рассказа по Коррекция
мыслительной
Способы
добычи.
культ
иллюстрациям.
деятельности через оформление
Использования для жизни.
выводов,
29 Использование
огня
в 1ч
выплавка
Работа в тетрадях.
Коррекция
мыслительной
производстве. РК.
гончар
деятельности через сравнение,
оценочную
характеристику,
оформление выводов
30 Огонь в военном деле. 1ч
порох
Составление рассказа по Коррекция памяти и внимания
Изобретение пороха.
плану.
через работу над планом.
18

31

Огонь и энергия. Виды 1ч
энергии и способы получения.
РК.

32

Роль энергетических ресурсов 1ч
Земли
для
жизни
человечества.

3 четверть – 20 часов.
История использования человеком воды- 4 часа
33 Вода в природе. Значение 1ч
воды в жизни человека. РК

34

Вода и земледелие.

1ч

Использование
человеком 1ч
воды для получения энергии и
добычи
полезных
ископаемых. РК.
36 Профессии людей, связанные 1ч
с освоением энергии и водных
ресурсов.
История жилища человека – 3часа
37 Первые жилища. Материалы, 1ч
используемые
для
строительства. РК.
35

энергия
атомная
электричес
кая
тепловая
ресурсы

Составление
«Способы
энергии».

вода

Работа
в
иллюстрациями,
презентацией

земледелие

Работа
в
иллюстрациями,
презентацией
Составление
«Использование
воды»

добыча

высказывание оценки событий,
оформление выводов.
схемы Коррекция памяти и внимания
получения через работу над планом через
работу со схемой.

Работа в тетрадях

Коррекция
мыслительной
деятельности
через
высказывание оценки событий,
оформление выводов.
тетради, Коррекция
мыслительной
деятельности
через
установление
причинноследственных связей.
тетради, Коррекция
мыслительной
деятельности через оформление
выводов.
рассказа Коррекция
мыслительной
человеком деятельности через оформление
выводов.

Составление таблицы

Пещеры,
шалаш,
чум,
яранга,
вигвам,
юрта

Коррекция
мыслительной
деятельности
через
анализ,
сравнение, оформление выводов.

Составление
таблицы Коррекция
мыслительной
«Жилье древних людей» и деятельности
через
анализ,
рассказа по ней.
сравнение, оформление выводов.

19

38

История
жилища.

совершенствования 1ч

39

Архитектурные памятники.

1ч

История появления мебели-3 часа
40 Назначение и виды мебели, 1ч
материалы
для
ее
изготовления.
41 История появления первой 1ч
мебели.

42

Современная
мебель. 1ч
Профессии людей, связанные
с изготовление мебели. РК.

История питания человека - 5 часов
43 Питание – главное условие 1ч
жизни любого человека. РК.

44

Добывание пищи древним 1ч
человеком как борьба за его
выживание.

45

История
хлеба
хлебопечения. РК.

и 1ч

Изба,
мазанка,
землянка,
хоромы
архитектур
а

Работа
в
иллюстрации

тетради, Коррекция
мыслительной
деятельности через оформление
выводов.

Работа
в
презентация.

тетради, Коррекция
восприятия и
речи.

мебель

Работа
в
иллюстрациями

трон,
табурет,
кушетка,
сундук,
ларец
мебельщик
,
столяр

Работа
в
иллюстрациями

тетради, Коррекция
мыслительной
деятельности
через
анализ,
сравнение, оформление выводов.
тетради, Коррекция
мыслительной
деятельности
через
анализ,
сравнение, оформление выводов.

Работа
в
иллюстрациями,
презентация.

питание,
Работа
в
витаминиза иллюстрациями,
ция
презентация.

зрительного
монологической

тетради, Развивать
познавательные
способности, память, внимание,
умение
анализировать,
сравнивать, обобщать.

тетради, Формировать умения находить
ответы
на
вопросы;
самостоятельно
работать
с
учебником.
охота
Составление рассказа «Еда Коррекция
мыслительной
рыболовств древнего человека»
деятельности
через
анализ,
о
сравнение, оформление выводов.
собиратель
ство,
бортничест
во
хлебопечен Составление
рассказа Коррекция монологической речи.
ие
«История хлебушка»
20

46

Способы
накопления
питания.

хранения
и 1ч
продуктов

47

Традиции
приготовления 1ч
пищи у разных народов. РК.

История появления посуды- 5 часов
48 Посуда и ее назначение. 1ч
Материалы
для
ее
изготовления.
49 Глиняная посуда.
1ч

50

Деревянная посуда

1ч

Изготовление посуды как 1ч
искусство. Профессии людей
связанные с изготовлением
посуды. РК.
52 Повторительно - обобщающий 1ч
урок по теме «История
жилища древнего человека».
Тест.
4 четверть – 16 часов
История появления одежды и обуви – 5 часов
51

сушка,
консерваци
я
рецепт
блюда

домашняя
утварь
горшки,
кувшины,
чайники
кадки,
лохань,
ушат,
ступки,
ведро,
бочонок,
братина,
ставец
гончар,
бондари
изученный
словарь

Составление
таблицы Развивать
познавательные
«Хранение продуктов»
способности, память, внимание,
умение
анализировать,
сравнивать, обобщать.
Составление
презентации Коррекция
мыслительной
«Блюда народов мира».
деятельности
через
формирование умений обобщать
исторические события.
Составление таблицы

Коррекция
мыслительных
операций
через
сравнение,
анализ, оформление выводов.
Составление
рассказа Развивать
познавательные
«Изготовление
глиняной способности, память, внимание,
посуды»
умение
анализировать,
сравнивать, обобщать.
Составление
коллажа
и Развивать
познавательные
плана по тексту.
способности, память, внимание,
умение
анализировать,
сравнивать, обобщать.

Составление коллажа

Активизация словарного запаса
через изучение и объяснение
новых исторических терминов

Работа в тетради, карточками Развитие умения применять,
заданиями,
тестовыми полученные
знания
в
заданиями.
практической деятельности .

21

53

Представление об одежде и 1ч
обуви, их функциях.

одежда,
обувь

54

Виды
одежды
человека
и
изготовления.

55

Народные
традиции 1ч
изготовления одежды. РК.

Туника,
пончо,
рубаха,
бурка
Домоткана
я

56

История появления обуви. 1ч
Обувь в разные исторические
времена

древнего 1ч
способы

Профессии людей, связанные 1ч
с изготовление одежды и
обуви. РК.
История человеческого общества- 11 часов
58 Представление древних людей 1ч
об окружающем мире.
57

59

60

61

лапти,
сапоги,
туфли,
сандалии,
котурны
портной,
сапожник,
ткачи
окружающ
ий мир

Работа
в
тетради,
иллюстрациями,
презентацией
Составление рассказа «Мода
Древнего мира»

Коррекция
пространственной
ориентации через работу с
текстом учебника.
Развивать
познавательные
способности, память, внимание,
умение
анализировать,
сравнивать, обобщать.
Работа
в
тетради, Коррекция
мыслительной
иллюстрациями,
деятельности через установление
презентацией
причинно-следственных связей.
Составление коллажа
Коррекция
мыслительной
деятельности
через
анализ,
сравнение, оформление выводов.
Составление коллажа

Коррекция
мыслительной
деятельности
через
анализ,
сравнение, оформление выводов.

Работа
с
текстом, Формировать умения находить
составление вопросов
ответы
на
вопросы;
самостоятельно
работать
с
учебником.
Работа
с
текстом, Коррекция
мыслительной
составление вопросов
деятельности через установление
причинно-следственных связей.

Истоки
возникновения 1ч
мировых религий. Значение
религии для духовной жизни
человечества. РК.
Зарождение науки, важнейшие 1ч
человеческие изобретения.

мировая
религия
наука

Работа со словарями

Значение устного творчества 1ч
для истории.

устное
творчество
летописи,
летописец,

Объяснение
поговорок

22

пословиц

Активизация словарного запаса
через изучение и объяснение
новых исторических терминов
и Коррекция
мыслительной
деятельности через установление
причинно-следственных связей.

62

История
возникновения 1ч
письма. Виды письма.

гусляр
письменно
сть

63

История
книги
книгопечатания.

книгопечат
ание

64

Искусство как особая сфера 1ч
человеческой
деятельности.
Виды
и
направления
искусства. РК.
Условия для возникновения 1ч
государства. Виды государств.

65

и 1ч

66

История денег, торговли.

1ч

67

Войны. Причины
возникновения войны.

1ч

68

Повторительно-обобщающий
урок по теме «История
человеческого общества».
Тест.

1ч

искусство

Составление плана пересказа

Формировать умения находить
ответы
на
вопросы;
самостоятельно
работать
с
учебником.
Составление плана пересказа Формировать умения находить
ответы
на
вопросы;
самостоятельно
работать
с
учебником.
Составление таблицы «Виды Коррекция
пространственной
искусства»
ориентации через работу с
текстом учебника.

монархия,
диктатура,
демократия
деньги,
торговля,
экономика,
общество
война

Работа
с
текстом, Коррекция
мыслительной
составление таблицы
деятельности через установление
причинно-следственных связей.
Работа с текстом,
Коррекция пространственной
составление вопросов
ориентации через работу с
текстом учебника.

Изученный
словарь

Работа в тетради, карточками
заданиями, тестовыми
заданиями.

Работа с текстом,
составление вопросов

8. Учебно-методический комплекс
Список учебно-методической литературы:
23

Коррекция мыслительной
деятельности через установление
причинно-следственных связей.
Развитие умения применять,
полученные знания в
практической деятельности через
самостоятельное выполнение
заданий.

1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сборник 1 5 – 9 классы под редакцией В.В.
Воронковой. - Москва, «Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014 год.
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сборник 1 5 – 9 классы под редакцией А.К. Аксеновой,
И.М. Бгажноковой. - Москва, «Просвещение», 2005 год.
Учебники:
1. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина «История России» 7 класс, М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008г
2. И. М Бгажнокова, Л. В. Смирнова Учебник для 6 класса,- Москва «Просвещение»,2014 год.
Литература для учителя:
1. Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией А.К.Аксеновой «Методика обучения русскому языку в коррекционной
школе VIII вида».
2. Учебно – методическое пособие под редакцией Б.П.Пузанова, О.И.Бородиной, «Уроки истории в 7классе специальной
(коррекционной)общеобразовательной школы VIII вида», М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004г.
Дидактический материал:
1. Таблицы, схемы; Словарные слова.
2. Карточки с индивидуальными заданиями;
3. Тестовые задания;
4. Репродукции исторических событий, портреты
5. Контурные карты.
Перечень интернет ресурсов и электронных источников:
1. Региональная коллекция ЦОР.
2. Единая коллекция ЦОР «1С».

8.Контрольно-измерительные материалы.
Пояснительная записка.
24

Контрольно-измерительные материалы (КИМы) составлены для оценивания учебных достижений учащихся 6-х классов
коррекционной школы по истории. Оценивание производится в условиях пятибалльной системы цифровых оценок.
Текст теста по истории печатается на листах формата А4. Тесты составлены в трёх вариантах (в исключительных случаях 4-х).
Тестовые работы предполагают их проведение после изучения раздела. После проведения проводится анализ полученных
результатов.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».