РП чтение и развитие речи 7 класс

Приложение
к адаптированной основной
образовательной программе
основного общего образования
МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
7 КЛАСС 8 ВИД

Разработана учителем русского языка и литературы Косаревой Н.В.,
высшая квалификационная категория

2

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» для 7 классов специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида составлена на основе
программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида под ред. доктора педагогических наук В.В.Воронковой,
допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство
«ВЛАДОС», 2011г.).
Предлагаемая программа ориентирована на учебник: для 7 классов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Чтение. Учебник для 7 класса
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.К.Аксёнова.М.: «Просвещение», 2021г.
Цель курса
Совершенствовать технику чтения, обеспечивать языковое и речевое развитие
школьников, направленное на их социально-личностное становление, профессиональное
самоопределение в будущей жизни.
Задачи курса:
отрабатывать навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных их
пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных
классиков и современных писателей;
учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности
нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников
является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них
знаний, умений и навыков, воспитания личности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Устное народное творчество
Сказки.
Сивка – бурка (русская народная сказка), Журавль и Цапля (русская народная сказка),
Умный мужик (русская народная сказка)
Былина. Три поездки Ильи Муромца
Народные песни. «Ах, кабы на цветы не морозы…». По улице мостовой
Пословицы
Загадки
Из произведений русской литературы XIX века.
Александр Сергеевич Пушкин. Слово о писателе. «Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.»
Главные герои сказки. Понятие: литературная сказка
Стихотворения А. С.Пушкина «Зимний вечер», «У Лукоморья»
3

Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о писателе. «Бородино» - поэма об историческом
прошлом нашей страны, Великая Отечественная война 1812 года.
Иван Андреевич Крылов. Слово о писателе. Понятия: басня, мораль. «Кукушка и Петух»,
«Волк и Журавль», «Слон и Моська»
Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин»
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» ( в сокращении).
Жилин и Костылин – герои рассказа, противопоставление характеров. Дина. Дружба
Жилина и Дины. Нравственные проблемы рассказа.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон»
Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе. «Дети подземелья» ( в
сокращении). Нравственные проблемы повести. Валек и Вася. Соня и Маруся. Глава
«Кукла» - кульминация повести.
Из произведений русской литературы XX века.
Максим Горький. Слово о писателе. «Детство» (отрывки из повести), «В людях» (отрывки
из повести)
Михаил Васильевич Исаковский. Слово о поэте.«Детство», «Ветер», «Весна»
Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе. «Последний черт»
Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе. «Великие путешественники»
Константин Михайлович Симонов - Военный корреспондент.«Сын артиллериста»
(отрывки)
Валентин Петрович Катаев. Слово о писателе. «Флаг»
Николай Иванович Рыленков. «Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки», «Всё в тающей
дымке».
Юрий Иосифович Коваль «Капитан Клюквин», «Картофельная собака»
Юрий Яковлевич Яковлев «Багульник»
Радий Петрович Погодин «Время говорит – пора»
Анатолий Георгиевич Алексин. «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести
«Звоните и приезжайте»)
Константин Яковлевич Ваншенкин «Мальчишка», «Снежки»
Учебно-тематический план
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 7 классе рассчитана на 3 часа в неделю,
105 часов в год.

№
п/п

Тема раздела

Четверть
1
2
4

Итого:
3

4

1

Устное народное творчество

7ч.

2

Из произведений русской литературы 18ч.
XIX века

3

Из произведений русской литературы
XX века

4

Внеклассное чтение

2ч.

Итого:

27ч.

5

7ч.
19ч.

37ч.
27ч.

25ч.

52ч.

2ч.

3ч.

2ч.

9ч.

21ч.

30ч.

27ч.

105ч.

Тематическое планирование по чтению и развитию речи в 7-ом классе (105 ч., 3ч. в неделю)
№ п/п

Тема

1 четверть (27 часов)
Требования к уровню подготовки учащихся

1

Колво
часов
1

2

1

Русская
бурка».

3

1

4

1

Русская народная сказка «Журавль и Уметь объяснять смысл названия произведения; пересказывать отдельные
Цапля».
части
рассказа.
Иметь представление о приеме художественной выразительности –
олицетворении.
Русская народная сказка «Умный Уметь рассказывать о персонаже по предложенному плану; рисовать
мужик».
иллюстрации, озаглавливать отдельные части сказки; оценивать героев;
обосновывать свой вывод; выдерживать паузы при чтении; выделять
нужные слова; находить реплики героев при чтении по ролям

5

1

6

1

7

1

Устное народное творчество.
народная

сказка

«Сивка-

Уметь ориентироваться по содержанию учебника; выразительно читать;
отвечать на вопросы.
Уметь находить концовку
в произведении; объяснять
авторские обороты; читать текст художественного произведения «про
себя»; рассказывать о зрительных и звуковых впечатлениях, переданных.

Внеклассное чтение. Русская народная Знать понятие «сказка». Уметь пересказывать фрагменты произведения с
сказка «Волшебное кольцо».
использованием сказочной лексики; озаглавливать отдельные части сказки;
оценивать героев;
Былина «Три поездки Ильи Муромца». Уметь высказывать свое мнение, выражать чувства, вызванные
литературным произведением; вычленять фрагменты текста,
нужные для ответа на вопрос; сравнивать переживания писателей,
выраженные в разных произведениях; создавать рассказ по аналогии
с прочитанным, записывать его; рассказывать об иллюстрациях к
прочитанному произведению.
Народные песни: «Ах, кабы на цветы не Уметь анализировать настроение песни, позиции ее создателей,
морозы», «По улице мостовой».
передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении;
6

придумывать по аналогии продолжение народной песни; рассказывать о
персонаже по предложенному плану;
Пословицы, загадки.
Уметь ориентироваться по содержанию учебника; выразительно читать
произведения; отвечать на вопросы.
A.C. Пушкин. Статья.
Уметь ориентироваться по содержанию учебника; выразительно читать
произведения; отвечать на вопросы.
A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, оУметь анализировать внутренний мир героев русской народной сказки.
сыне его славном …» Характеристика
царя.
A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, оУметь выделять необходимые эпизоды из текста для ответа на вопросы;
сыне
его
славном
…».оценивать поступки персонажей; читать по ролям; рассказывать от лица
Чудеса на острове Буяне.
разных персонажей.

8

1

9

1

10

1

11

1

12

1

A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, оУметь выделять необходимые эпизоды из текста для ответа на вопросы;
сыне его славном …». Поведение сестер иоценивать поступки персонажей; читать по ролям; рассказывать от лица
бабы Бабарихи.
разных персонажей.

13

1

14

1

A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, оУметь делить текст на смысловые части; пересказывать произведение
сыне его славном …». Характеристикапо плану; определять значение слова в контексте;
Гвидона.
А.С.Пушкин. «Зимний вечер».
Уметь определять эмоциональную окрашенность произведения;
аргументировать свой выбор; оценивать персонажей; привлекать
читательский опыт; создавать сказки, развивающие поставленную в
изучаемом произведении проблему.

15

1

А.С. Пушкин «У Лукоморья».

16

1

М.Ю. Лермонтов. Статья.

Уметь анализировать поэтическое слово, его смысл в контексте
произведения, по авторскому переживанию, способу его
выражения; привлекать собственный жизненный опыт при
восприятии художественного текста; выразительно читать
лирическое произведение.
Уметь анализировать поэтическое слово, его смысл в контексте
произведения, по авторскому переживанию, способу его выражения;
привлекать собственный жизненный опыт при восприятии художественного текста; выразительно читать лирическое произведение.
7

17

1

18

1

19

1

20

1

21

1

22

1

23

1

24

1

25

1

26

1

27

1

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

Уметь высказывать свои впечатления о художественном произведении;
воссоздавать в устной речи картины,
возникшие при чтении стихов; анализировать поэтический образ
И.А. Крылов. Статья.
Уметь ориентироваться по содержанию учебника; выразительно читать;
отвечать на вопросы.
И.А. Крылов «Кукушка и Петух».
Уметь пересказывать фрагменты текста; объяснять причины
поступков героев; сравнивать персонажей различных произведений
И.А. Крылов «Волк и Журавль».
Уметь пересказывать фрагменты текста; объяснять причины поступков
героев; сравнивать персонажей различных произведений, Выразительно
читать текст
И.А. Крылов «Слон и Моська».
Уметь ориентироваться по содержанию учебника; выразительно
читать; отвечать на вопросы.
Уметь выделять реплики персонажей при чтении по
Внеклассное чтение.
Н.П. Голубева «Там, где была тайга».
ролям; воспроизводить отдельные сюжетные линии;
находить в тексте фрагменты, необходимые для ответа на
вопрос;
Н.А. Некрасов. Статья.
Уметь ориентироваться по содержанию учебника; выразительно читать;
отвечать на вопросы.
НА. Некрасов «Несжатая полоса».
Уметь делить текст на смысловые части; пересказывать произведение по
плану; определять значение слова в контексте;
Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин».
Уметь делить текст на смысловые части; пересказывать произведение по
плану; определять значение слова в контексте;
Л.Н. Толстой. Статья.
Уметь ориентироваться по содержанию учебника; выразительно
читать; отвечать на вопросы.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 1Уметь выделять необходимые эпизоды из текста для ответа на вопросы;
часть. Жилин попал в плен.
оценивать поступки персонажей; читать по ролям; рассказывать от лица
разных персонажей.

8

2 четверть (21 час)
Дата

Кол-во
часов

28

1

29

1

30-31

2

32-33

2

34

1

35
36

1
2

37

1

38

2

39

2

Тема

Требования к уровню подготовки учащихся

Л.Н. Толстой «Кавказский Уметь выделять необходимые эпизоды из текста для ответа на вопросы; оценивать
пленник». 2 часть. Поведениепоступки персонажей; читать по ролям; рассказывать от лица разных персонажей.
Жилина и Костылина в плену.
Л.Н. Толстой «Кавказский Уметь выделять необходимые эпизоды из текса; читать или пересказывать отрывки из
пленник». 3 часть. Довериетекста; оценивать поступки персонажей, обосновывая свою позицию;
татар к Жилину.
Л.Н. Толстой «Кавказский Уметь выделять необходимые эпизоды из текста для ответа на вопросы; оценивать
пленник».
4,
5
части.поступки персонажей; читать по ролям; рассказывать от лица разных персонажей.
Подготовка Жилина к побегу.
Неудачный побег.
Л.Н. Толстой «Кавказский Уметь выделять необходимые эпизоды из текса; читать или пересказывать отрывки из
пленник». 6 часть. Помощьтекста; оценивать поступки персонажей, обосновывая свою позицию;
Дины Жилину.
Уметь определять содержание книги по ее элементам;
Внеклассное чтение. ХКК
Н.П.
Голубева
«Евгенийсамостоятельно читать книги.
Дикопольцев».
А.П. Чехов. Статья.
А.П. Чехов «Хамелеон».
Уметь выделять необходимые эпизоды из текста для ответа на вопросы; оценивать
поступки персонажей; читать по ролям; рассказывать от лица разных персонажей.
В.Г. Короленко. Статья.

Уметь определять содержание книги по ее элементам;
самостоятельно читать книги.
В.Г.
Короленко
«Дети Уметь определять причины поступков персонажей, оценивать их, выбирая нужные
подземелья». 1 часть. «Я и мойслова из предложенного списка; обосновывать свой выбор; выделять реплики героев;
отец».
В.Г.
Короленко
«Дети Уметь пересказывать фрагменты произведения с использованием слов из текста; опреподземелья». 2 часть. «Я делять внутреннее состояние героев, причины их поведения; оценивать героев
приобретаю новое знакомство». произведения, используя предложенный список слов; объяснять сделанные выводы;
определять основную мысль произведения
9

40

1

41

1

42

2

43

1

44

1

В.Г.
Короленко
«Дети Уметь анализировать и передавать собственные переживания, вызванные конкретным
подземелья».
3
часть. произведением; понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные
«Знакомство продолжается». выводы фрагментами текста; рассказывать произведение от лица определенного
персонажа.
В.Г.
Короленко
«Дети Уметь определять причины поступков персонажей, оценивать их, выбирая нужные
подземелья».
4
часть.слова из предложенного списка; обосновывать свой выбор; выделять реплики героев;
«Осенью».
В.Г.
Короленко
«Дети Уметь определять внутреннее состояние героев, причины их поведения; оценивать
подземелья». 5 часть. «Кукла». героев произведения, используя предложенный список слов
В.Г.
Короленко
«Дети Уметь анализировать и передавать собственные переживания, вызванные конкретным
подземелья».
Обобщающий произведением; понимать внутреннее состояние персонажа,
урок.
Уметь определять содержание книги по ее элементам;
Внеклассное чтение.
А.Е. Тихонова «Кустарник, самостоятельно читать книги.
живущий под чужим именем».

3 четверть (30 часов)
Дата

45

КолТема
во
часов
1
М. Горький. Статья.

46

1

47

1

48

1

49

1

50

1

Требования к уровню подготовки учащихся

Уметь определять содержание книги по ее элементам;
самостоятельно читать книги.
М.
Горький
«Детство». Уметь анализировать и передавать собственные переживания, вызванные
Обстановка в доме деда.
конкретным произведением; понимать внутреннее состояние персонажа,
М. Горький «Детство». История Уметь пересказывать фрагменты произведения с использованием слов из текста;
с напёрстком.
определять внутреннее состояние героев, причины их поведения.
М.
Горький
«Детство». Уметь выделять в тексте нужный эпизод и пересказывать его; определять
Наказание.
причины поступков героя и оценивать их.
М.
Горький
«Детство». Уметь выделять в тексте нужный эпизод и пересказывать его; определять
Отношение к наказанию.
причины поступков героя и оценивать их.
М.
Горький
«Детство». Уметь выражать состояние персонажей при чтении по ролям; определять границы
10

Характеристика Алексея.

реплик героев; оценивать поведение героев; давать характеристику героям
произведения; читать по ролям.

М.
Горький
«Детство».
Обобщающий урок.
М. Горький «В людях». Жизнь Уметь анализировать и передавать собственные переживания, вызванные
Алеши в доме чертежника.
конкретным произведением; понимать внутреннее состояние персонажа
М. Горький «В людях». Умение делить текст на части, озаглавливание, составление характеристик,
Попытка учиться.
работа с иллюстрацией учебника, пересказ по предложенному плану и
работа с выразительными средствами
М. Горький «В людях». Уметь участвовать в обсуждении прочитанного;
История с самоваром.
М. Горький «В людях». ПриёмУметь находить в тексте нужный эпизод, читать или пересказывать его; объяснять
у врача.
и оценивать поступки персонажа; определять главную мысль.

51

1

52

1

53

1

54

1

55

1

56

1

57

1

58

1

59

1

М.В. Исаковский «Ветер».

60

1

М.В. Исаковский «Весна».

61-64

3

65

1

М. Горький «В людях». Уметь объяснять сделанные выводы;
Характеристика Алексея.
определять основную мысль произведения;
сопоставлять персонажей
Уметь отвечать на вопросы;
Внеклассное чтение. ХКК.
В.
Арсеньев
«Лесноесоставлять устный рассказ на данную тему.
предание».
М.В. Исаковский «Детство».
Уметь кратко или подробно пересказывать нужные эпизоды; развивать отдельные
сюжетные линии; актуализировать прошлый опыт общения с разными видами
искусства.
Уметь сопоставлять картины
природы из произведения и
своей памяти.

Уметь выражать в устной речи впечатление от стихотворения;
придумывать рассказ на заданную тему.
К.Г. Паустовский «Последний Уметь пересказывать фрагменты произведения с использованием слов из текста;
черт».
определять внутреннее состояние героев, причины их поведения.
Уметь кратко или подробно пересказывать нужные эпизоды; развивать отдельные
Внеклассное чтение.
Н.Г. Паустовский «Жильцы
сюжетные линии; актуализировать прошлый опыт общения с разными видами
11

старого дома».
66-69

3

70-71

2

72-74

2

75-76
77

2
1

искусства.

М.М.
Зощенко
«Великие Уметь отвечать на вопросы;
путешественники».
составлять устный рассказ на данную тему.
К.М.
Симонов
«СынУметь отвечать на вопросы;
артиллериста». Встреча майора составлять устный рассказ на данную тему.
Деева и лейтенанта Петрова.
К.М.
Симонов
«Сын Уметь анализировать поэтическое слово, его смысл в контексте произведения, по
артиллериста».
Опасноеавторскому переживанию, способу его выражения; привлекать собственный
задание.
жизненный опыт при восприятии художественного текста; выразительно читать
произведение.
В.П. Катаев «Флаг».
Внеклассное
чтение
поУметь выполнять самостоятельную работу с книгой под руководством учителя и
рассказам М.М. Зощенко.
библиотекаря.
4 четверть (27 часов)

78-81

3

82

1

83

1

84

1

85

1

86

1

87

1

Н.И. Рыленков «Деревья»,
«Весна без вещуньи кукушки».
Ю.И.
Коваль
«Капитан Уметь находить в тексте нужный эпизод, читать или пересказывать его; объяснять
Клюквин». Имя клеста.
и оценивать поступки персонажа; определять главную мысль.
Ю.И.
Коваль
«Капитан
Клюквин». Гордый характер.
Ю.И.
Коваль
«Капитан выделять главную мысль текста, совершенствовать навыки выразительного
Клюквин». Гитарные вечера. чтения и работы с выразительными средствами.
Ю.И.
Коваль
«Капитан Умение делить текст на части, озаглавливание, составление характеристик,
Клюквин». Хандра капитана работу с иллюстрацией учебника, пересказ по предложенному плану и работу
Клюквина.
с выразительными средствами
Ю.И.
Коваль
«Капитан
Клюквин».
Характеристика
капитана Клюквина.
Ю.И. Коваль «Картофельная Развитие точности восприятия, юмора, развитие речи через описание по плану.
собака». Комизм в поведении
собаки.
12

88

1

89

1

90

1

91

1

92

1

93-95

3

96-98

3

99-101

3

102

1

103
104-105

1
2

Ю.И. Коваль «Картофельная Развитие точности восприятия через выборочное чтение, беседу по вопросам
собака». Тузик – воришка,
гуляка, притвора.
Ю.И. Коваль «Картофельная составление плана, развитие выразительности через чтение по ролям.
собака». Хозяин курицы.
Ю.И. Коваль «Картофельная Развитие точности восприятия через выборочное чтение, беседу по вопросам.
собака». Тузик – «великий
артист».
Ю.И. Коваль «Картофельная Развитие речи через составление описания собаки по плану.
собака».
Развитие читательской самостоятельности через развитие кругозора,
Внеклассное чтение. ХКК.
Ю. Таранов «Неслух».
знакомство с подвигами земляков.
Ю.Я. Яковлев «Багульник».
Уметь составлять характеристики героев, анализировать их поступки.
Г, П. Погодин «Время говоритУметь сочинять по заданной теме; передавать впечатления, полученные при
- пора».
чтении литературного произведения, в рисунке; читать стихи наизусть;
А.Г. Алексин «Двадцать девятоеУметь выделять необходимые эпизоды из текса; читать или пересказывать
февраля».
отрывки из текста; оценивать поступки персонажей, обосновывая свою позицию;
прогнозировать
развитие сюжета
К.Я. Ваншенкин «Мальчишки». Уметь делить текст на смысловые части; пересказывать произведение по
плану.
К.Я. Ваншенкин «Снежки».
Уметь делить текст на смысловые части; пересказывать произведение по плану.
Уметь выполнять самостоятельную работу с книгой в процессе проектной
Внеклассное чтение.
В. Сысоев «В новой семье».
деятельности под руководством учителя и библиотекаря

13

Требования к уровню подготовки учащихся
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
- читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- характеризовать главных действующих лиц;
- пересказывать содержание прочитанного.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух правильно, целыми словами, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в
зависимости от знаков препинания;
- читать «про себя» проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания;
- участвовать в обсуждении темы и текста;
- оценивать поступки героев с помощью учителя;
- отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью наводящих вопросов, по плану.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 6-8 стихотворений.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся 7 класса
по чтению и развитию речи
Базовый уровень
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- читает правильно, бегло, выразительно;
- выделяет главную мысль произведения или части;
- делит текст на части и озаглавливает их самостоятельно;
- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;
- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно;
- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
14

-

читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания;
допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их самостоятельно;
называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;
допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно;
допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:
- читает недостаточно бегло, некоторые слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении
синтаксических пауз; три-четыре — в соблюдении знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;
- выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя;
- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
- затрудняется
назвать главных действующих
лиц произведения;
-отвечает на вопросы и пересказывает неполно,
непоследовательно,
допускает искажение основного смысла произведения;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Минимальный уровень
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение;
- активно участвует в выделении главной мысли произведения;
- делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;
- оценивает поступки героев;
- отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам;
- читает стихотворение наизусть без ошибок.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении знаков
препинания, логических ударений;
-допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;
- характеризует героев по наводящим вопросам учителя;
- допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя;
- допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
-читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз;
15

-затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа;
-называет главных действующих лиц произведения с помощью учителя;
-пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя;
-отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно.

Проверка техники чтения
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники рекомендуется
подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 6 класс - 70-80 слов; 7-9 класс - 90-100
слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и
выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными
требованиями по каждому год обучения.
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.









Основные направления коррекционной работы
Корригировать артикуляционный аппарат.
Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.
Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Развивать речь, владение техникой речи;
Корригировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Развивать познавательные процессы.
Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

Список использованных источников и литературы
1. Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5 - 9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В. В. Воронковой. - М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
2. Чтение. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.К.Аксёнова.- М.:
16

«Просвещение», 2011г.
3. Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное
(коррекционная педагогика).
4. Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. - М., 2009.

17

издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».